Что такое эмоциональный тип восприятия

Типы восприятия

Выделяют следующие основные типы восприятия: синтетический, аналитический, аналитико-синтети­ческий и эмоциональный.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. У склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Для людей аналитического типа характерно стремление выделить и проанализи­ровать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вни­кают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно вни­мательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выво­дами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Встречаются, наконец, люди, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызван­ные этим явлением. Восприятия и наблюдения таких людей путанны, неорганизованны. Это люди эмоционального типа вос­приятия. У них обнаруживается повышенная эмоциональная возбудимость на самые разнообразные раздражители. Предмет­ное отражение окружающей действительности они подменяют излишним вниманием к своим переживаниям.

Существуют и другие типы восприятия, например описательныйиобъясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явление остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительному типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятий, они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения часто сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходи в действительности. Лица же с субъективным типом восприятия выходят за пределы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается.

Источник

Что такое тип восприятия и как его определить?

Какая наука изучает типы восприятия и зачем это нужно? Неужели лишь для того, чтобы блеснуть перед друзьями эрудированностью и знанием умных словечек? Как применить эти знания на практике? Все эти вопросы возникают каждый раз, когда мы натыкаемся в просторах интернета на тесты по определению типа восприятия. Это модная новинка, которая скоро забудется? Нет, друзья, нет так уж и свежо это течение.

Что такое тип восприятия?

Первые мысли об особенностях восприятия встречаются в трудах философов античности. Приблизительно в VI в. до н. э. мыслители начали замечать разницу в восприятии своих учеников и описывать свои наблюдения. Трактовались эти различия по-разному, но начало было положено.

Необходимо заметить, что до XVIII в. человек рассматривался учеными как часть социума, что понятно и логично. Подход к изучению психологии личности и развитие теории, которая начала допускать принцип личной выгоды у человека и оценку всех явлений, исходя из их полезности и приятия отдельным индивидом, у психологов Бентама и Смита. Это момент стал переломным и наконец-то повернул взгляды ученых в правильном направлении.

В XIX–XX вв. начался период развития социальной психологии. Исследователи впервые начали проводить лабораторные эксперименты. Именно этот период дал четкое понимание о различиях восприятия людей. Создавались тесты, цель которых была определить способы восприятия человеком информации. Сейчас изучением этих тонкостей занимается целая наука, которая называется «Соционика».

Как определяются типы восприятия?

Существуют специальные тесты. Любопытства ради, Вы имеете возможность пройти один из этих тестов прямо в интернете. Издана масса книг, которые рассказывают о типах восприятия в том числе. Как правило, в них напечатаны простенькие тесты, которые с некоторой долей вероятности определяют, к какому типу восприятия Вы ближе. Для людей, которые поставили перед собой цель разобраться в своих способностях и особенностях восприятия, работают психологи. Тесты на тип восприятия, которые проводит специалист, наиболее достоверны и всеобъемлющи. Отсюда вытекает абсолютно логичный вопрос: «Зачем это нужно?»

Для того, чтобы понять полезность этих знаний, необходимо вспомнить об особенностях каждого типа восприятия и поработать с примерами. Для начала необходимо сказать, что чистые типы в плане восприятия встречаются крайне редко. Речь идет о предрасположенности.

Визуал

Эти люди воспринимают мир в большинстве случаев через глаза. Это абсолютно не значит, что визуалы не воспринимают звуки, запахи и тактильные ощущения. Для них зрительные образы несут больше информации и лучше воспринимаются. Итак, Вы прошли тест и определили свою принадлежность к визуалам. Что дальше? Использовать эту особенность в саморазвитии. Каждый из нас чему-то учится. Необходимость усваивать новую информацию возникает каждый день.

Читайте также:  Как пройти эмоциональное выгорание

Человек, который механически исполняет уже выученные и доведенные до автоматизма действия, начинает деградировать. Дети учатся в школе. Как помочь маленькому визуалу? Научить рисовать картинки во время освоения материала. Зрительные образы, которые связаны с определенной информацией, останутся у него навсегда. Взрослый визуал должен выполнять инструкции начальства, от этого напрямую зависит Ваш карьерный рост. Рисуйте схемы, именно этот способ поможет Вам понять, как наиболее эффективно выполнить поставленную задачу.

Аудиал

Эти представители рода человеческого лучше воспринимают информацию на слух. Как это использовать? Малышам необходимо читать вслух. Школьники-аудиалы будут учиться лучше, если информация в большинстве подается не через печатный текст, и устно. Как работать взрослому аудиалу? Проговаривайте с начальством и коллегами поставленные перед Вами задачи. Для Вас бумажка с инструкцией менее эффективна, чем непосредственное общение. В последние годы аудиалам был преподнесен великолепный подарок – аудио-книги. Кстати, это еще один из способов определить свою принадлежность к этому типу. Больше нравится этот способ обучения? Пользуйтесь на здоровье!

Кинестетик

Эти люди более ярко воспринимают ощущения, касания, переживания. Как это использовать в повседневной жизни? Воспринимать информацию эмоционально и привязывать ее к определенному ощущению. Вы можете на протяжении длительного времени объяснять кинестетику свою точку зрения, приводя логические доводы, но ничего не добьетесь. Ему необходимо пощупать, прочувствовать и пропустить информацию через эмоции. Эту особенность необходимо использовать. Вы кинестетик? Связывайте новые знания с ощущениями, которые умеете вызывать в воображении.

Дискрет

Информация воспринимается через цифры, логическое осмысление, четкие доводы. Эта категория встречается редко. Хотя, если быть до конца честными, в последние годы психологи заметили, что люди подобного типа начали рождаться чаще. С чем это связано? Пока четкого ответа у специалистов нет. Тесты определяют расположенность, но не исключено, что эти люди представляют новый этап эволюции человечества. Как жить, если Вы дискрет? Искать логику во всех проявлениях внешнего мира, строить цепочки, рисовать схемы. Это поможет понять глубокую суть непонятных и нелогичных, на первый взгляд, вещей.

Итак, тестируйте себя, друзья. Если Вам необходимо серьезно разобраться со своими способностями и научиться их использовать с максимальной пользой – обращайтесь к психологу. Тестов для определения особенностей восприятия разработано очень много, они помогут узнать себя получше.

Источник

Эмоциональный способ восприятия

Эмоциональный способ восприятия

Этот способ характерен тем, что человек живет в мире эмоций, чувств и переживаний. Для него материальная сторона существования оказывается глубоко вторичной. Известная пословица «с милым рай и в шалаше» является очень хорошим примером эмоционального мировосприятия. Эмоциональный человек придает особую значимость наличию и качеству эмоциональных отноше-ний между людьми или между людьми и окружающим их миром. Он более чувствителен по природе и способен «считывать» эмоциональный настрой человека, а также «палитру чувств», скрытую в музыке и зрительных образах.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Значение восприятия (Смысл восприятия)

Значение восприятия (Смысл восприятия) У каждого человека свои восприятия. Разные люди воспринимают разные вещи в одной и той же ситуации. Больше того, каждый приписывает разный смысл тому, что он воспринимаем. И у одного человека значения могут меняться. Он может

Инстинктивный способ восприятия

Инстинктивный способ восприятия Люди, наделенные инстинктивным способом восприятия, или центром тяжести, в большей степени воспринимают мир через инстинкты и уделяют существенное внимание телесным ощущениям и всему, что с этим связано. К этому можно отнести повышенные

Двигательный способ восприятия

Двигательный способ восприятия Люди, наделенные двигательным способом восприятия, тяготеют к взаимодействию с миром через движение. С детства они обладают лучшей способностью к обучению новым движениям, взаимодействию с окружающими предметами и имеют высокую степень

Интеллектуальный способ восприятия

Интеллектуальный способ восприятия Мир интеллектуальных людей – это мир мышления, рассуждения, построения умозаключений. Для них тоже материальность стоит на втором плане, но и эмоции волнуют мало. Часто их считают сухарями, непрактичными, «ботаниками» на современном

Эмоциональный компьютер

Эмоциональный компьютер Начнем издалека. Представим себе, что ученые девятнадцатого века неким волшебным образом получили современный компьютер. Они стали бы изучать его работу, создали бы целую науку, описывающую свойства операционной системы и установленных

8.4. Эмоциональный контакт

8.4. Эмоциональный контакт Любое паранормальное явление, носящее позитивный, функциональный характер, предполагает возникновение в получателе целостного, циркулярного, висцерального расширения, абсолютного спокойствия и расслабления диафрагмы, легких. За этим

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ШАНТАЖ Эмоциональный шантаж — это ситуация, в которой эмоционально близкий вам человек начинает угрожать наказать или заставить вас страдать, если вы не выполните его желаний. Эти люди знают ваши сокровеннейшие секреты и уязвимые места и используют свои

«Эмоциональный часовой»

«Эмоциональный часовой» Один приятель рассказал мне, как он, проводя свой отпуск в Англии, как-то, проходя по набережной канала, зашел позавтракать в маленькое и очень уютное кафе. Покончив с завтраком, он решил немного прогуляться. Спустившись по каменным ступеням

Читайте также:  Когда елена станет чувствовать

Эмоциональный голод

Эмоциональный голод Люди, находящиеся в этом кластере, едят от нервов, грусти, скуки, злости, чувства вины, ревности и так далее.УБЕЖДЕНИЯ КЛАСТЕРА– Я должен поесть прямо сейчас.– Мне нужна пицца, макароны, сладости, мороженое, пирожное.– Когда я грызу закуски, я чувствую

Эмоциональный контроль

Эмоциональный контроль О конфликте между эмоциями и разумом говорят уже давно; эта раздвоенность, которую отмечали еще греческие философы и представители многих религий мира, объясняется тем, что низшие желания подавляются под влиянием высшего рационального мышления.

Эмоциональный настрой

Эмоциональный настрой Когда вы вспоминаете о пережитой боли, разочарованиях, огорчениях, что вы испытываете – грусть или злость? Если грусть, то такую, что хочется плакать? Вы могли бы заплакать прямо сейчас?Если злость, то такую, что впору закричать? Можете закричать от

6. Эмоциональный фон

6. Эмоциональный фон Сильно нарушает мыслительный процесс любая сильная эмоция: страх, злость, отвращение и т. д. Причина в том, что эмоции отключают интеллект. Эмоция – это защитная реакция организма в тех случаях, когда должна быть мгновенная реакция. Когда вы потеряли

Эмоциональный разрыв

Эмоциональный разрыв Термин «эмоциональный разрыв», или просто «разрыв», используется нами для обозначения эмоциональной отдаленности, которая достигается при помощи внутренних механизмов или путем физического дистанцирования. Тип механизма, используемый для

Источник

Ендрихинская Г.В. Зачем надо знать свой тип восприятия?

Материалы всероссийской НПК «Наука. Общество. Образование» февраль 2017 г.

Зачем надо знать свой тип восприятия?

Why must we know about type of perception?

Ендрихинская Галина Владимировна

Endrihinskaya Galina Vladimirovnа

к.п.н., учитель МБОУ «Гимназия № 9» г. Усолье-Сибирское

Аннотация. В статье рассмотрены возможности организации эффективного обучения с учётом типов восприятия и соответствующих им видов памяти и особенностей запоминания, а также отмечены возможности влияния на восприятие и память учащегося в процессе учебной деятельности.

Ключевые слова: типы восприятия, виды памяти, особенности запоминания, учебная деятельность, тестирование.

Keywords: type of perception, memory, study.

Каждому человеку для целенаправленной работы над собой и своим образованием необходимо знать о своём характере, темпераменте, особенностях мышления, восприятия, памяти как можно больше. Учителю всё это следует знать не только о себе, но и о своих учениках, качественное образование которых – важнейшая цель его деятельности.

Познавательная деятельность представляет собой систему, в которой восприятие и память тесно связаны между собой и играют важную роль.

Что такое восприятие? Меняется ли с возрастом тип восприятия? Как меняется? Как связаны между собой восприятие и память? Ответы на эти вопросы содержатся в трудах учёных-психологов: М.В. Гамезо, И.А. Домашенко, А.В.Запорожца, В.П.Зинченко, Э.А. Костандова, И.Б. Котовой, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломова и др..

Изучив теорию восприятия, мы отметили для себя то, без чего осознанного использования данных знаний в практической деятельности учителя, на наш взгляд, невозможно.

Во-первых, восприятие – это процесс (и результат) отражения в сознании человека объективного мира при его непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств.

Во-вторых, сенсорная деятельность при восприятии тесно связана с мыслительной деятельностью человека.

В-третьих, анализаторы, участвующие в восприятии не равнозначны: есть ведущие и дополняющие восприятие предметов и явлений.

В-четвёртых, особенности личности воспринимающего, его отношение к тому, что воспринимается, потребности, интересы, желания, чувства и опыт всегда сказываются на процессе восприятия.

В-пятых, обобщенность воспринимаемого — высшее проявление осознанности человеческого восприятия. [1]

Что такое память? Каковы её особенности?

Память — это сложный психический процесс, который состоит из запоминания, воспроизведения, сохранения и забывания информации восприятия [2].

Разнообразные виды памяти классифицируются учёными по разным основаниям: по характеру психической активности, по целям деятельности и степени участия в этом процессе воли человека; по длительности сохранения информации. Следует отметить, что для нашей работы необходимо знание видов памяти, связанных с процессом обучения, выделяемых когнитивной психологией.

Индивидуальные различия в памяти бывают двух видов и зависят от преобладания зрительной, слуховой, двигательной модальности или от уровня организации процесса запоминания. [1] Всё закрепление знаний и навыков относится к работе памяти. [2]

Причины, влияющие на продуктивность памяти, могут быть двух типов: субъективные и объективные. [1].

Таким образом, изучив теорию, мы приступили к выяснению собственного восприятия и связанного с ним типа памяти, а также восприятия и памяти своих учеников.

Для исследования типа восприятия мы пользовались тестом Гамезо М.В., Домашенко И.А «Каково ваше восприятие?». [1]

При организации тестирования мы решали следующие задачи:

— определение типа восприятия обучающихся 6 А класса и возможности использования этих знаний для организации эффективного обучения;

— определение типа восприятия учеников начальной школы (2 А класса) и учащихся старшего подросткового возраста, 14 – 15 лет (8 Б класса) для выяснения изменения типа восприятия с изменением возраста и установления возможности влияния на этот процесс.

Следуя инструкции, прилагаемой к тесту, мы попросили исследуемых учащихся внимательно поочерёдно рассмотреть 12 картинок и подобрать к каждой из них одно из 12 перечисленных под каждой картинкой названий. Заметили, что здесь нет правильных или неправильных вариантов, выбирать следует то название, которое, по их мнению, больше всего подходит. Его номер следовало записать на выданном листе бумаги.

После тестирования все материалы обрабатывались с использованием прилагаемой к тесту матрицы, на которой отмечались выбранные цифры. Если номера выбранных названий для разных картинок повторялись неоднократно, соответственно столько же раз эта цифра учитывалась. Подсчитав количество отмеченных цифр в каждой колонке, мы, следуя все той же инструкции к тесту, определяли, какому типу восприятия соответствуют выбранные ответы. Если больше всего выбранных цифр было из первой колонки (К), у тестируемого отмечался конкретный тип восприятия, если из второй (А) — тип его восприятия абстрактный, если же из третьей (Э) — отмечалось преобладание эмоционального типа восприятия.

Обработав таким образом данные теста учащихся 2 А, 6 А и 8 Б классов, мы приступили к анализу результатов, которые отразили в соответствующих таблицах: «Типы восприятия обучающихся 6 А, 2 А, 8 Б классов». Затем все полученные данные обобщили и представили в таблице «Сводные данные по типам восприятия учащихся». Заметим, что для проведения тестирования и обработки полученной информации мы предварительно получили согласие тестируемых и их родителей. В примечании к сводной таблице отметили, что

— среди обучающихся 2 А класса один ученик (5 %) обладает равным количеством баллов по конкретному и абстрактному типам, что свидетельствует, как нам кажется, о переходе от конкретного типа восприятия к абстрактному;

— отсутствие у учеников начальной школы эмоционального типа восприятия требует, по нашему мнению, дополнительных исследований и уточнения данных или выяснения причин такого явления;

— в 8 Б классе у 3-х учащихся (9%) наблюдаем, условно говоря, переходный или смешанный тип восприятия: у 1-го (3%) – эмоциональный и абстрактный; у 2-х (6%)– конкретный и абстрактный. Все данные в процентах округлены до целого числа.

Как показала таблица, с увеличением возраста учащихся уменьшается количество обладателей конкретного типа восприятия, от 17 учащихся (77%) во 2 А классе до 3 (14 %) в 8 Б классе. Соответственно идет увеличение числа обучающихся с абстрактным типом восприятия: 4 человека (18 %) во 2 А – 17 (65 %) в 6 А – 14 (67 %) в 8 Б.

Эти наблюдения позволили заключить, что

— с изменением возраста человека изменяется тип его восприятия – от конкретного к абстрактному типу;

— возрастные особенности влияют на тип восприятия;

— увеличение возраста учащихся связано не только с количественными изменениями, но и с качественными (накопление жизненного опыта, развитие памяти за счет тренировки в обучении, развитие речи, а, следовательно, и мышления и т.д.), что, по нашему мнению, свидетельствует о возможности влияния в процессе учебной деятельности на восприятие и память ученика.

Как? Для ответа на этот вопрос мы соотнесли полученные нами теоретические знания и результаты исследования. Сначала определили типы восприятия и соответствующие им виды памяти и особенности запоминания, составив таблицу «Соответствие типа восприятия и памяти».

Знание особенностей запоминания, соответствующих каждому типу восприятия, поможет, как мы думаем, обратить серьезное внимание на тот материал, который представителям того или иного типа восприятия запомнить в силу их особенностей не просто. Кроме того, в таблице отмечены особенности и направленность процесса запоминания для каждого типа восприятия, что позволит, по нашему мнению, правильно организовать учебную деятельность. Затем мы отметили способ изложения (подачи) материала, который наиболее соответствует тому или иному типу восприятия и памяти, составив таблицу «Особенности восприятия учебного материала».

Данная таблица – своеобразная подсказка учителю и учащемуся, какую форму следует придать изучаемому (запоминаемому) материалу, чтобы процесс его усвоения стал эффективным, т.е. отнимал меньше времени и сил, но давал хороший результат.

Познакомив всех протестированных учащихся с результатами исследования и таблицами, мы составили рекомендации, оформив их как закладку для книги, и сборник игр и упражнений для развития восприятия и тренировки памяти.

Итак, ответ на поставленный выше вопрос: «Зачем надо знать свой тип восприятия?», по нашему мнению, должен быть таким. Для учащихся — это познание себя, своих психических процессов с целью самоорганизации, саморегуляции, самообразования, самосовершенствования. Для родителей – возможность понять своего ребёнка и правильно строить с ним взаимоотношения, оказывать нужную и полезную помощь в учёбе. Для учителя – методически верно выстроить процесс эффективного, т.е. качественного обучения. Заметим, что выбранная нами методика исследования проста и удобна в использовании, интересна учащимся и позволяет быстро и без особых усилий получить необходимые знания о каждом ученике.

Список источников

  1. Гамезо М.В. и Домашенко И.А. Алас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». — М.: Педагогическое общество России, 2004. — с. 135 – 267.
  2. Котов И.Б., Канаркевич О.С., Березина Н.Н., Березин А.Ф. Основы психологии: экзаменационные ответы. Ростовн/Дону: Феникс, 2002. – с. 249 — 301.
  3. Никишина И.В. Инновационные педагогические технологии и организация учебно-воспитательного и методического процессов в школе: использование интерактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педагогов. – Волгоград: Учитель, 2007. – 91 с.
  4. Ципле М.Ю. Какой у вас тип восприятия?//Русский язык и литература в средних учебных заведениях Украины. – 1990, № 6. – с. 48 – 52.

—>

Источник

Читайте также:  Как себя чувствуют после прививки модерной
Оцените статью