- Что такое эмоциональный стимул
- Принцип эмоционального стимула
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Что такое эмоциональный стимул
В предыдущей статье внимание специально фиксировалось на характере поведения, связанном только с условиями стимуляции. В случае, когда экспериментальная камера свободна от посторонних предметов и экспериментатор не находится в поле зрения животного, манипулируя частотой, длительностью или амплитудой импульсов, можно весьма точно воспроизводить различные компоненты вызванной реакции.
Однако в настоящее время очевидно, что точная идентификация эмоционального состояния только по внешнему выражению в рамках данной модели невозможна. Для этого необходимо применение различного рода стимул-объектов, «комплементарных» для искомого типа поведения и играющих пусковую роль в биологически целесообразном поведенческом акте.
Защитная реакция и аффективная атака. Как уже отмечалось выше, защитная реакция проявляется в виде характерного эмоционально-экспрессивного комплекса, однако оценка эмоционального состояния при данном типе поведенческого ответа зачастую основывается только на этих внешних проявлениях (emotional display).
Как показывают исследования последних лет (А. В. Вальдмап, М. М. Козловская, 1969; Э. Э. Звартау, 1969), в таком эксперименте должен присутствовать также экстеродептивный провоцирующий фактор, по реакции на который можно с большей определенностью говорить о наличии и модальности эмоционального состояния. Так, например, защитная реакция при предъявлении провоцирующего стимула трансформируется в «аффективную» атаку (Wasman, Flynn, 1962).
Такими провоцирующими стимул-объектами могут быть другая кошка, крыса или мышь, приближение руки экспериментатора, линейки, прикосновение к морде, туловищу или лапам, замах, муляжи животных и т. д.
Основные изменения в структуре эмоционального display, вызванного раздражением подбугорья, при присоединении провоцирующих стимулов состоят в следующем: а) усиление эмоционально-экспрессивных проявлений <голосовых, пилоэрекции, позных); б) ориентация их в направлении провоцирующего стимул-объекта; в) появление новых поведенческих компонентов, характеризующих агрессивное взаимодействие: приближение, замах лапой с выпущенными когтями, удар лапой, кусание, обхватывание (фиксация) когтями.
Предложенный Wasman и Flynn термин «аффективная атака» достаточно удачен, так как он подчеркивает богатое экспрессивное содержание этой агрессивной реакции.
Для сравнения результатов фармакологических исследований желательно стандартизировать процедуру, используя ограниченное число стимулов, отличающихся по интенсивности. Удобным оказалось сочетание следующих стимулов, возрастающих но силе: 1) появление наблюдателя перед животным; 2) приближение и движение около животного крысы или муляжа крысы; 3) замахивание рукой; 4) приближение и прикосновение к морде, лапе, туловищу или толчки линейкой, палкой или рукой в перчатке (Э. Э. Звартау, 1974).
Интенсивность раздражения гипоталамуса градуально нарастает в течение опыта и при каждой интенсивности предъявляется набор стимул-объектов, а структура и динамика ответной поведенческой реакции сравнивались с реакцией без провоцирующего воздействия.
Очевидно, что при определенной интенсивности стимуляции гипоталамуса аффективную атаку вызывает оптимальный по силе провоцирующий стимул, но не более слабый. Поведенческая форма аффективной атаки определяется характером провоцирующего воздействия. Так, появление экспериментатора вызывает направленную «угрозу», бросок вперед с поднятой лапой, удар лапой по стеклу камеры. Движения крысы провоцируют удар лапой с обнаженными когтями, кусание. В ответ на замах животное реагирует резким движением, ударом лапой и, наконец, прикосновение вызывает удары лапой, кусание, борьбу.
Таким образом, проявление агрессивности в данной экспериментальной ситуации определяется двумя переменными: интенсивностью гипоталамической и экстероцептивной стимуляции, а результирующий эффект зависит, в частности, от их силовых отношений.
Источник
Принцип эмоционального стимула
Эмоциональные программы — это программы воспринимающей деятельности. Они не способны к определению типа воспринимаемого предмета. Они для этого слишком просты. Но они дают примитивную качественную оценкувоспринимаемого предмета. Они в каждом образе предмета (точнее в матрице опорных признаков образа этого предмета) различают только то, что знают. А различают они в каждом предмете толькотип эмоционального стимула, но не сам тип предмета.
П. Любая эмоциональная программа – это своего рода распознающая программа. Но она относит соответствующую ей матрицу опорных признаков образа воспринимаемого предмета только к известному ей типу эмоционального стимула. Принцип эмоционального стимула. (3.6.10) 471
«Эмоциональный стимул» — это ключевой термин в теории восприятия. Простые программы работают очень быстро. Собственно это ещё одна из причин того, что эмоциональные инстинкты существуют и до сих пор. Ведь и сегодня им просто нет лучшей замены. Природа ещё не «придумала» ничего проще и надёжнее такого инстинкта.
Принцип стимула
Что такое стимул?
П. Стимул – это признак предмета, имеющий существенное определённое значение для особи, осуществляющей его восприятие. Принцип стимула.(3.6.10) 471 а
Распознание образа – это отнесение образа к типу известных подобных образов. Но эмоциональная программа – это нечто среднее, промежуточное, между правилом рецептора и программой, распознающей тип предмета. То есть, эта программа исторически возникла гораздо позже правила рецептора, но гораздо раньше программы, распознающей тип предмета. Она не способна к распознанию образа, поскольку не обладает широкой матрицей чувствительных признаков. Но она способна к распознанию существенного признака воспринимаемого предмета.
Принцип эмоциональной оценки
Мы и воспринимаем, и мыслим одними и теми же понятиями. Когда мы что-то воспринимаем или когда мы о чём-то думаем, то всё это не обходится без эмоций. Эмоция – это всегда чувство. Но не любое чувство есть эмоция.
П. Данные ответа рефлекса эмоционального инстинкта являются эмоциональной характеристикой образа распознаваемого или мыслимого предмета. Принцип эмоциональной оценки.(3.6.10) 475
Эти данные могут быть предметом аналитической деятельности психического органа.
Принцип эмоции
Принцип эмоции совершенно очевиден. Во-первых, эмоциональные инстинкты гораздо прочнее эмоциональных навыков. Во-вторых, эмоциональных инстинктов гораздо больше (по числу), чем эмоциональных навыков. В-третьих, есть достаточные основания считать реакции эмоциональных навыков слабо укреплёнными. Всё же навык, в отличие от инстинкта, подвержен изменениям. Он всегда «подгоняется» под среду. Этих оснований достаточно, что бы рассматривать эмоцию как чувство эмоционального инстинкта по отношению к воспринимаемому предмету как к эмоциональному стимулу.
П. Эмоция – это чувство (рефлекс) эмоционального инстинкта. Такие инстинкты могут и самостоятельно осуществлять распознание, и могут входить в содержание любой программы психики, распознающей образы воспринимаемых предметов. Эмоции и данные ответов этих рефлексов создают общий эмоциональный фон психики. Принцип эмоции.(3.6.10) 476
Хотя эмоциональный инстинкт распознаёт только стимулы, но и это уже распознание. Примитивное, но распознание.
Принцип эмоционального языка
Эмоции очень близки по своей природе к ощущениям. Разве что единичное психическое ощущение – это реакция правила одного рецептора, а единичная эмоция – это единичное чувство одного эмоционального инстинкта (инстинктивной программы).
П. Типы эмоциональных инстинктов и соответствующие им типы эмоций и эмоциональных ответов, необходимо составляют язык эмоциональных отношений. Где роль кодирующих программ выполняют эти инстинкты, а роль терминов – производимые ими ответы. Сложные эмоции разложимы на простые составляющие. Принцип эмоционального языка. (3.6.10) 479
Почему язык эмоций – это язык эмоциональных отношений? Потому что эмоциональная программа различает в предметах только понятные ей стимулы, которые требуют ответных действий.
А если смотреть в корень, то:
П. Язык эмоций необходимо возник из языка ощущений. (3.6.10) 481
– Вот такая получается эволюция.
Закон внимания
С одной стороны, психика так просто не оставляет «важный предмет» восприятия или мышления без своей особой реакции. С другой стороны, она не в состоянии воспринимать всё одновременно и с одинаково высоким качеством.
П. Реакция высокого внимания психики по отношению к некоторому внешнему или мыслимому предмету состоит в выполнении первоочередного (приоритетного) и наиболее качественного его исследования. Внимание – это качество восприятия и мышления. Уровень внимания к предмету восприятия или мышления является степенью этого качества. Закон внимания. (3.6.11) 482
То есть, внимание необходимо присутствует и в мышлении, но тогда уже в виде особогокачества мышления того или иного мыслимого предмета. Качество восприятия или мышления всегда и необходимо имеет свою степень (первоочередное, приоритетное – высокое – среднее – низкое – без внимания). Эта степень может быть выражена не только лингвистическими, но и числовыми коэффициентами. Например: (около 1 – 0,8 – 0,5 – 0,2 – около 0). Эта степень всегда существует, поскольку качество не бывает без своей степени.
Зачем нужно внимание? – Да только по одной простой причине, что одновременно осуществляется восприятие множества предметов только одной ситуации. А ситуации, для системы зрительной рецепции, сменяют друг друга в течение только секунды более двадцати раз. Психика не сможет исследовать тысячи образов в течение одной секунды, если ко всем предметам она будет относиться одинаково (с равным вниманием).
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 519 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник