Эмоциональный след в формировании личности ребенка
Развивающийся плод запоминает не только сенсорную информацию, но и хранит в памяти клеток сведения эмоционального характера, которые поставляет ему мать.
Любовь, с которой мать вынашивает ребенка; мысли, связанные с рождением; богатство общения с плодом оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей жизни[4].
Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Эмоциональный стресс соотносится с преждевременными родами, большой детской психопатологией, более частыми возникновениями шизофрении, нередко со школьными неудачами, высоким уровнем правонарушений, склонностью к наркомании и попыткам суицида[5].
Был проведен опрос около 500 женщин. 1/3 из них никогда не думали о вынашиваемом ребенке – дети таких матерей имели при рождении вес ниже средних показателей, у них чаще наблюдались различные серьёзные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Впоследствии они испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающей жизни.
Питательной средой для формирования психики, эмоционального и физического состояния ребенка являются собственные мысли и чувства матери, а потребность в любви и общении возникает еще до рождения[17].
Таким образом, из-за безалаберного отношения матерей к своему ребенку во время беременности привели к проблемам как физического, так и эмоционального состояния детей уже после рождения.
Приведем такой пример влияния эмоционального состояния матери нна взрослого ребенка. Мужчина испытывал внезапные приливы жара, сопровождающиеся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и прокрутил в обратном порядке всю его предыдущую жизнь. Вспоминая девятый и восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя нормально. Однако, когда подошла очередь седьмого месяца – его голос вдруг резко прервался, лицо исказилось ужасом, появился сильный жар – психиатр прекратил работу и вывел пациента из гипнотического состояния. После этого была проведена беседа с матерью этого мужчины и выяснилось, что на седьмом месяце женщина была в состоянии сильной депрессии и пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет. Однако, клеточная память сына сохранила ощущение чрезмерного жара и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери, когда она принимала чрезмерно горячие ванны.
Как видно из данного примера, что не только развитие в послеродовой жизни оказывает влияние на формирующуюся личность человека, но и события и условия перинатального периода играют не менее важную роль в жизни уже взрослых людей.
Не нужно утверждать, что даже самые маленькие огрчения влияют на развитие плода и формирование ребенка как личности. Речь идет только о сильных и длительных стрессах и переживаниях. Например, длительные плохие взаимоотношения супругов.
Особое отрицательное воздействие на органы плода и формирование его нервной системы имеют сильные стрессы и негативные эмоции матери. Результатом этого воздействия может стать нарушение интеллекта и социальной адаптации будущего человека.
Чтобы создать благоприятные условия для развития интеллекта будущего ребенка, беременная женщина должна все делать в свое удовольствие – заниматься деятельностью, связанной с творчеством, интересоваться исскуством и всячески самосовершенствоваться. Прекрасно, если во время беременности она предается музицированию, рисованию, рукоделию, посещает концерты с классической музыкой и картинные галереи, а не читает алфавит, приставив наушник к животу, надеясь тем самым обучить ребенка алфавиту. Наиболее благополучными и умными получаются дети у тех мам, которые во время беременности максимально раскрывают свой потенциал, а не изобретают способы обучения для еще не родившегося младенца, как будто тразу готовясь отправит его на работу сразу после рождения[8].
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости, счастья, процветания – наш мозг вырабатывает эндорфины – так называемые «гормоны счастья». Они способны сообщать плоду ощущения покоя или радости. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
Эмоции и пространство характеризуются очень тесной взаимосвязью. несчастье, душевная боль вызывают ощущение сжатия сердца, нехватки воздуха. такие отрицательные эмоции, как страх, ревность, злоба приводят к появлению чувства тяжести, плохого самочувствия и закрепощения.
Радость заставляет наше сердце петь. Например, когда мы влюблены и когда любовь взаимна, нам легко и хорошо. Кажется, что за спиной выросли крылья, нас переполняет энергия.
Значение теории Гальперина в психодиагностике интеллекта
Известно, что в нашей стране психодиагностика интеллекта была под запретом более двадцати лет. Затем появились призывы вернуться к разработке ее проблем [30], но до возникновения реального интереса к этому виду психологической работы прош .
Аддикции к еде
Переедание Аддикция к еде возникает тогда, когда еда используется в виде аддиктивного агента, применяя который, человек уходит от не устраивающей его субъективной реальности. В момент раздражения, неудовлетворенности, неудачи и скуки .
Посттравматическое стрессовое расстройство
Посттравматическое стрессовое расстройство возникает как отставленная или затяжная реакция на стрессовое событие или ситуацию исключительно угрожающего или катастрофического характера, выходящего за рамки обыденных житейских ситуаций, ко .
Источник
Эмоциональные следы
Эмоционально-психические следы – явление, при котором осознанное волевое воздействие одного человека вызванное эмоциональным напряжением, посредством различных свойств Духовного мира, оставляет физические следы на другом человеке. К этому явлению относятся порча, сглаз, приворот и т.д..
«ДА ОТСОХНЕТ РУКА ТВОЯ»
В житиях блаженного Симиона Столпника (ок.390 — ок. 460 г.н.э.) описывается следующий случай.
«Некто Юлиан, слуга Ардавурия (глава Византийской военной адми-нистрации на востоке, казнен в 471 г.) непрестанно обращался к своему начальнику с такими речами: «Позволь, я поднимусь и свергну этого святого с его столба».
И вот однажды Ардавурий вместе с этим Юлианом поехал в пустыню, где отшельничествал св. Семион. Юлиан, приблизившись к столбу на котором молился святой, приставил к нему лестницу и взошел по ней. Когда достиг он третьей ступени, лестница отделилась от столба и повисла в воздухе на четыре локтя от земли (около метра), свидетелем тому были многие паломники, находившиеся в то время там.
Ардавурий в досаде натянул лук, желая поразить святого, и тотчас рука, ослабев, упала, и он не смог пустить стрелу. И с того дня до конца жизни своей человек этот страдал не только болезнью рук, но и ног.»
В житиях св. Симеона (после 530 — до 620 г.н.э.) записанные епископом Леонтием в 645 г. описывается следующий случай:
«Однажды, когда Симеон проходил по улице, девушки водили хороводы и пели песни. Увидев его, они затянули озорную песенку про монахов.
Святой сотворил молитву, чтобы образумить их, и тотчас все девушки сделались косыми.
Когда друг от друга они узнали о своей беде и поняли, что это сделал Симеон, девушки с плачем побежали вслед за ним, крича: «Сними свое заклятье, юродивый сними!». Догнав его, и силой его удерживая, они молили, как Семион рассказывал, чтобы он поправил то, что он им сделал.
Тогда святой со смехом говорит им: «Кто из вас хочет исцелеть, ту я поцелую в больной глаз ее, и она исцелеет». Те, кто должны были быть здоровыми согласились, а остальные не захотели, так и остались косыми.
Когда же святой немного отошел от них, и эти оставшиеся девушки побежали за ним, крича: «Постой, юродивый, постой ради бога, поцелуй нас тоже». Но юродивый убежал, так и оставив их косыми.»
Из практики Лазарева С.Н.
«На одном из заводов я провожу диагностику и лечение. Одна из со-трудниц возвращается часа через два после приема и жалуется на сильную боль в районе третьего глаза. Смотрю причину боли: энергетически это — пожелание зла и программа уничтожения.
— Вы сказали обо мне что-то плохое, выйдя с приема, — объясняю женщине.
— Что Вы, я ничего плохого о Вас не думала и не говорила. Я сказала: «Бедный С.Н., он очень устал, совсем зеленый сидит».
— Вред мне Вы нанесли жалостью.
— Разве совсем нельзя жалеть человека?»
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СЛЕД
Психологи и психиатры выявили наличие еще одного существенного фактора—качества эмоциональной связи, существующей между матерью и ребенком. Любовь, с которой она вынашивает ребенка; мысли, связанные с его появлением; богатство общения, которое мать делит с ним, оказывают влияние на развивающуюся психику плода и его клеточную память, формируя основные качества личности, сохраняющиеся на протяжении всей последующей жизни.
Опрос пятисот женщин показал, что почти одна треть из них никогда не думала о вынашиваемом в чреве ребенке. Дети, которых они произвели, имели при рождении вес, не достигавший средних показателей. У них чаще наблюдались различные серьезные нарушения в работе пищеварительного тракта и нервные расстройства. В раннем возрасте такие дети плакали намного больше. Они также испытывали определенные трудности в процессе адаптации к окружающим и к жизни. К сожалению, у ученых еще не дошли руки до изучения их реакций в возрасте полового созревания и в период зрелости.
Таким образом, матери расплатились за незнание того факта, что питательной средой для развития являются собственные чувства и мысли, а потребность в любви возникает еще до рождения.
В июле 1983 года доктор Верни, психиатр из Торонто, организовал проведение Первого американского конгресса по пре- и перинатальному (послеродовому ) воспитанию, в работе которого участвовали многие специалисты из европейских государств и Канады. Был сделан ряд интересных сообщений о взрослых, причиной страданий которых была сохранившаяся в подсознании информация о событиях, проходивших с матерью во время беременности.
Рассмотрим в качестве примера случай с мужчиной, который испытывал внезапное появление жара, сопровождавшееся страхом смерти. Психиатр ввел его в гипнотическое состояние и «прокрутил» в обратном порядке всю его предыдущую жизнь.
Вспоминая девятый, восьмой месяцы внутриутробного развития, этот человек чувствовал себя абсолютно нормально. Когда подошла очередь седьмого месяца, его голос вдруг резко прервался, лицо исказила гримаса ужаса, появилось ощущение внутреннего жара. Психиатр прекратил работу, сняв гипнотическое воздействие. Беседа с матерью поставила все на свои места. Женщина призналась, что на седьмом месяце, будучи в состоянии депрессии, она пыталась прервать беременность, парясь в горячей ванне. С тех пор прошло 30 лет, мать забыла о трудных временах. Однако клеточная память сына сохранила не только чрезмерное ощущение жара, но и мысль о смерти, которая присутствовала в сознании матери. Именно это и явилось причиной страданий уже взрослого человека.
Для того чтобы понять сущность подобных феноменов, обратимся к исследованиям, проведенным доктором Левиным, специалистом в области хирургической стоматологии из Манчестера. В течение ряда лет он собирал молочные зубы, которые затем изучались с помощью электронного микроскопа.
Зубы — это архив нашего организма. Подобно геологу, определяющему возраст пласта, мы можем точно датировать временную принадлежность каждого слоя эмали. Доктор Левин был первым специалистом, обратившим внимание на сероватую линию, которую он назвал неонатальной. По его мнению, она является отражением родовой травмы. Отсутствие неонатальной линии в ряде случаев свидетельствует о том, что рождение происходило в самых благоприятных условиях. Однако, к сожалению, это лишь исключение, а не правило.
Слои эмали, расположенные ниже этой линии, отражают период, предшествовавший рождению. Доктору Левину удалось выявить некоторые часто встречающиеся аномалии, а иногда и четко видимые пустоты. Что же мешало процессу формирования молочных зубов и, возможно, мягких тканей и органов в течение более или менее продолжительного периода?
Доктор Левин пригласил для совместной работы психолога, в обязанности которого входило проведение беседы с матерями маленьких пациентов. Итогом исследований стал вывод о существовании четкой взаимосвязи между указанными аномалиями и сильным стрессом, пережитым матерями во время беременности.
При стрессе организм, в частности надпочечники, начинает вырабатывать так называемые стрессовые гормоны (катехоламины), которые помогают справиться с возникшей ситуацией. Эти гормоны проникают через плацентарный барьер и оказывают воздействие на плод, формируя физиологическое состояние, отражающее состояние матери. Однако у плода оно гораздо сильнее и имеет большую значимость, поскольку у взрослого человека за время его жизни развиваются защитные реакции, отсутствующие у плода.
И все же беременным женщинам не следует испытывать особую тревогу по этому поводу, поскольку речь идет об очень сильных стрессах. Мы не берем в расчет быстро проходящее чувство тревоги, например, из-за вмятины на крыле автомобиля. Ребенок подвержен воздействию только сильного стресса, глубоких и длительных переживаний матери. К ним можно отнести плохие отношения между супругами, которые, повторяясь, превращаются в застывшую модель общения. Кроме того, следует помнить, что будущие матери обладают тем, что доктор Верни называет защитным щитом, предохраняющим ребенка: любовью к нему. Она способна защитить плод от вредного воздействия даже в очень тяжелых, экстремальных ситуациях.
В тех случаях, когда мы испытываем чувство радости и счастья, наш мозг вырабатывает «гормоны радости» (эндорфины). Они способны сообщать ощущения покоя или радости бытия плоду. Если он часто испытывает эти состояния в утробе матери, то они запоминаются и, вероятно, определенным образом окрашивают характер будущего мужчины или женщины.
На конгрессе в Торонто была также рассмотрена проблема обратного действия плода на мать. Например, считается, что беременность при диабете характеризуется определенной степенью риска. Однако в ряде случаев наблюдалось улучшение самочувствия женщин, что было обусловлено секрецией инсулина из поджелудочной железы плода. Специалисты в области гомеопатии отмечают влияние беременности на общее состояние здоровья матери. Наблюдения за ребенком после рождения свидетельствуют о наличии тесной взаимосвязи между этим фактором и состоянием плода. Это подтверждается восстановлением естественных реакций у матери после родов.
Имеет ли место обратное действие на психологическом уровне? Определенные факты позволяют дать утвердительный ответ на этот вопрос. Можно привести (как в качестве развлечения, так и в качестве информации к размышлению) случай с матерью Наполеона. Только во время именно этой беременности у нее появилась страсть к военному делу, посещению полей сражения, интерес к военным стратегическим планам. Сразу же после рождения будущего императора все это немедленно прошло. Я не рискую комментировать этот факт, а просто сообщаю о нем так, как он описан историками.
Источник