Что такое эмоциональный разрыв

Что такое эмоциональный разрыв

Паттерн эмоционального разрыва определяет то, как люди обращаются со своими незавершенными эмоциональными привязанностями.

Основными проявлениями эмоционального разрыва являются:

отрицание интенсивности эмоциональной связи с родителями, действия и претензии направлены на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле, наличие эмоциональной дистанции, достигаемой при помощи внутренних механизмов или физического дистанцирования.

Проявлением незавершенной эмоциональной привязанности к родителям может служить поведение подростка во время пубертатного периода. Большей части людей, в той или иной степени, присущи незавершенные эмоциональные связи с родителями. Это подтверждается большинством психологических теорий, считающих эмоциональные кризисы — нормой для подросткового периода. Теория же семейных систем не поддерживает подобную точку зрения. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подросткового периода. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершенной эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной части людей в подростковом периоде будет характерно отрицание связи с родителями и принятие, в некоторой степени, крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.

Какую-то степень незавершенной эмоциональной привязанности имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней эмоциональная привязанность.

Паттерн эмоционального разрыва касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Чтобы достичь эмочионального разрыва годятся различные способы: изоляция, уход в себя, бегство или отрицание важности родительской семьи, комбинации эмоциональной изоляции и дистанции

Источник

7. Эмоциональный разрыв

В недифференцированных семьях отношения существуют как в высокой степени слитные и варьирование эмоциональной близости-отдалённости в чрезвычайной степени затруднено. Поэтому задача достижения личной независимости зачастую решается путём полного игнорирования каких-либо эмоциональных связей. Эмоциональный разрыв является попыткой отделить себя от прошлого, чтобы начать жить в настоящем. Однако он даёт лишь иллюзию личной свободы и по существу лишь подавляет незавершённые привязанности, блокируя их развитие. Внутренняя эмоциональная жизнь по-прежнему наполнена ими, и при этом, естественно, они будут воспроизводиться в новых близких отношениях. Новая эмоциональная близость так же будет сопряжена с тревогой, и человек будет строить свою жизнь так, чтобы избегать её. Получается, что эмоциональный разрыв – не разрешение проблемы, а лишь свидетельство её актуальности.

Эмоциональный разрыв демонстрируется в отрицании эмоциональной связи с родными, действиях и претензиях, направленных на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле. Проявлением незавершённой эмоциональной привязанности к родителям в виде эмоционального разрыва может служить поведение подростка во время пубертатного периода. М. Боуен полагает, что эмоциональные кризисы не являются обязательной нормой подросткового периода. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подростничества. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершённой эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной же части людей, в силу их недостаточной дифференцированности, в подростковом периоде характерно отрицание связи с родителями и принятие в некоторой степени крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершённых эмоциональных связей с родителями.

Источник

Эмоциональный разрыв. Про то как близкие люди становятся чужими

Один из самых ярких системных семейных психотерапевтов ХХ века — Мюррей Боуэн, как и большинство других семейных (и не только) психологов считал, что жизнь человека напрямую зависит от условий в которых он вырос. Иначе говоря детско-родительские отношения являются фундаментом всей последующей жизни человека.

Сегодня я много думала об одной из концепций теории Боуэна, а именно о концепции эмоционального разрыва.

Дело в том, что до недавнего времени я не могла понять причины особенности некоторых людей — рвать отношения раз и на всегда. Я не понимала для чего кому-то так необходимо удалять из поля зрения все, что так или иначе может напомнить об «изгнанном» из его жизни. Не понимала для чего разрывать цепочки контактов, соединяющие с «изгнанным». И очень сложно мне было понять жертвенность людей, заявления которых выражают примерно такой смысл: «ради тебя я не общаюсь ни с кем из прошлой жизни, я всех удалил(а) из своей памяти». Наверное мало кому захочется попасть в тот самый список «удаленных из памяти». А попав в него, многие начинают искать причины в себе и винить себя в плохости.

Читайте также:  Объяснительная плохо себя чувствовал

Знакомство с Боуэновской теорией позволяет получить ответы на вопросы почему так происходит. А именно:

«Ребенок пытается осуществить эмоциональный разрыв путем дистанцирования – географического и/или психологического – с помощью иллюзии «свободы» от семейных уз. Он пытается стать «отрезанным ломтем». Но это не подлинное отделение: детские отношения остаются незавершенными, они лишь подавлены. Внутренняя эмоциональная жизнь по-прежнему наполнена ими, и при этом естественно, что ребенок их воспроизведет в новых близких отношениях. Поэтому с близостью может быть сопряжена тревога, и тогда человек будет строить свою жизнь так, чтобы избегать близости. Таким образом, эмоциональный разрыв не разрешение проблемы, а признак ее наличия.

«Курс По Практической Психологии!»

. Наиболее часто причиной, которая побуждает человека осуществить эмоциональный разрыв, становится невозможность соответствовать ожиданиям другого. Так случается с детьми, которые, имея идеализированные представления о своих родителях, испытывают чувство вины, что не оказались «достойными» сыном/дочерью.»

Таким образом, когда мы встречаем людей, «жгущих мосты» при нарастании конфликта и повышении уровня стресса, можно смело предполагать, что большинство из них по каким-то причинам не смогли во время отделиться от родительских фигур. Не смогли выстроить отношения с родителями, взаимодействуя с ними через свое истинное «Я».

Но если идти еще глубже, то можно увидеть, что данная модель поведения часто передается из поколения в поколения. Если в написанном выше Вы узнали себя или кого-то из своих знакомых, попробуйте вспомнить, возможно в данной семейной системе есть родственники, которые полностью прекратили общение друг с другом по причине какого-то (явного или скрытого) конфликта. Или присутствует негласная договоренность не упоминать конкретного человека, будто его не существует, а то и вовсе считать его умершим. Так же это могут быть члены семьи, живущие на одной территории, но не связанные (как им может казаться) ничем, кроме быта. Или систематически ссорящиеся, члены семьи игнорирующие друг друга продолжительное время.

Боуэн считал, что «Стремление быть кем-то, кем на самом деле не являешься для того, чтобы избежать напряжений во взаимоотношениях, приводит к эмоциональному разрыву». Поэтому для близких отношений очень важно, чтобы люди представляли себя другому такими, какие они есть. Но важно не только быть собой, важно еще и уметь принимать другого таким, какой он есть, не пытаясь исправить и не надеясь, что он изменится.

Автор: Якушева Ирина Валерьевна
Источник: Блог «Заметки психолога»

Источник

Эмоциональный разрыв

Эмоциональный разрыв

Итак, какова же дальнейшая судьба ребёнка выросшего в слабодифференцированной семье. Кроме прочих задач, семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же в семье ребёнок вырос чувствительным к родительскому беспокойству, то его способность функционировать автономно сильно страдает. На уровне ощущений это может выражаться: и в чрезмерной привязанность к родительской семье, и в ощущении, что никто так, как родители, тебя не поймёт и не оценит, и в слишком большой поглощённости процессом «отвоёвывания своих прав» у родителей и т. д…. Суть одна — в этом случае позволить себе сепарацию от родительской семьи очень трудно. С одной стороны, такие дети имеют в семье достаточно высокий статус и обладают особой значимостью. С другой стороны, их психологическое развитие заторможено, и они могут не чувствовать собственных ресурсов жить самостоятельной жизнью. Перспектива решать свои проблемы, нести за что-то ответственность может даже пугать их. Чувство ответственности, как и любой навык, не появляется в одночасье. Его нужно выращивать и воспитывать постепенно, всё «увеличивая дозу», в зависимости от возраста. Таким образом, получается, что ребёнок в пубертате сталкивается с задачей заведомо превышающей его возможности. Что, в свою очередь не добавляет ему уверенности.

Поведение подростка во время пубертатного периода — типичное проявление незавершенной эмоциональной привязанности к родителям. Большей части людей, в той или иной степени, присущи незавершенные эмоциональные связи с родителями. Это подтверждается большинством психологических теорий, считающих эмоциональные кризисы — нормой для подросткового периода. Теория же семейных систем не поддерживает подобную точку зрения. Хорошо дифференцированный молодой человек, с раннего детства правильно и систематически переживающий процесс взросления и отделения от своих родителей, гладко продолжит процесс взросления и на протяжении подросткового периода. Пубертатный период становится благоприятной возможностью для начала принятия ответственности за себя, а не для борьбы с незавершенной эмоциональной привязанностью к родителям. Для значительной части людей в подростковом периоде будет характерно отрицание связи с родителями и принятие, в некоторой степени, крайних позиций с претензией на взрослость. Интенсивность отрицания и претензий в подростковом периоде является достаточно точным индикатором степени незавершенных эмоциональных связей с родителями.

Естественно, что этот период подросток отрицает интенсивную эмоциональную связь с родителями. Более того, его действия и претензии направлены на то, чтобы казаться более независимым, чем есть на самом деле. Чтобы достичь этого эффекта подросток может прибегать к эмоциональному разрыву, то есть созданию эмоциональной дистанции, при помощи внутренних механизмов или физического отдаления. Но это иллюзия свободы от семейных уз.

Всё вышесказанное справедливо не только для подростков. Какую-то степень незавершенной эмоциональной привязанности имеют все люди. Чем ниже уровень дифференциации Я, тем интенсивней эмоциональная привязанность. Паттерн эмоционального разрыва касается того, как люди отделяют себя от прошлого, чтобы начать жизнь в настоящем. Человек, который убежал из родительской се-мьи, и человек, который никогда не покидал ее могут быть в равной степени эмоционально от нее зависимы. Человек может прибегать к изоляции, уходу в себя, бегству или отрицанию важности родительской семьи, может сочетать эмоциональную изоляцию и дистанцию — всё это лишь подтверждает, что существует невидимая «эмоциональная пуповина», связывающая его с родительской семьёй. Тип механизма, используемый для достижения эмоциональной дистанции, не является индикатором интенсивности или степени незавершенности эмоциональной привязанности. У убежавшего из дома существует огромная неутолённая потребность в эмоциональной близости, но, одновременно, он испытывает к ней неприязнь. Он убегает, обманывая себя, что этим он достигает «независимости». Человек может похоронить родителей, сменить страну проживания, состариться, но его внутренние диалоги с уже умершими родителями не прекращаются. Да и сама жизнь, все его поступки как будто направлены на то, чтобы кому-то что-то доказать. Но чем сильней эмоциональный разрыв с его родителями, тем более он подвержен повторению того же самого паттерна в будущих взаимоотношениях. У него могут быть интенсивные взаимоотношения в браке, которые он будет считать временами идеальными и незыблемыми, но паттерн физической дистанции остается частью его. Когда в браке нарастает напряжение, он будет использовать тот же самый паттерн бегства. Он может «сбегать» от одного брака к другом. И тогда очень интенсивные эмоциональные отношения (неважно, позитивные или негативные) будут сменяться периодами охлаждения или «внезапными» влюблённостями. Или человек может устроить свою жизнь, окружив себя многочисленными партнерами, или его взаимоотношения могут становиться всё более кратковременными. Яркий пример этого — взаимоотношения Дон Жуана или «бродяги», переходящих от одних взаимоотношений к другим, каждый раз обрывая эмоциональные связи с прошлым и отдаваясь нынешним взаимоотношениям. Тот же самый паттерн может применяться к взаимоотношениям на службе и к другим областям жизни, где существует эмоциональная зависимость в отношениях.

Человек, добивающийся эмоциональной дистанции при помощи внутренних механизмов, имеет трудности другого порядка. Он в состоянии оставаться на месте события в периоды эмоционального напряжения, но более подвержен внутренним дисфункциям, таким, как психическая болезнь, эмоциональным дисфункциям подобным депрессии, социальным дисфункциям подобным алкоголизму и состояниям эпизодической безответственности по отношению к другим. Лучшим примером является депрессия. Чем выше тревога в окружении, тем больше такой человек эмоционально изолирует себя от других, при этом создается впечатление, что он поддерживает нормальные отношения в группе. Значительная часть людей использует разнообразные сочетания внутренних механизмов и физической дистанции, обращаясь со своими незавершенными эмоциональными связями с родителями.

Чем более интенсивен эмоциональный разрыв с прошлым, тем больше вероятность того, что у человека возникнут те же проблемы в браке, что и у его родителей, но, возможно, в более ярко выраженном виде. В следующем поколении, его дети тоже прибегнут к эмоциональному разрыву, но, возможно, еще большей силы.

Иногда эмоциональный разрыв с прошлым связан с процессами, происходящими в обществе. Семьдесят лет истории нашей страны содержат много трагических страниц. Это и годы революции и террора, войны и репрессий. Редкая семья живущая в СССР не испытала на себе этих влияний. Кроме того, советская политическая и социальная системы создавали режим, который способствовал отрыву членов семьи друг от друга. Существуют исследования, доказывающие факт того, что если в семьях, подвергшихся репрессиям, поддерживалась память о бабушках и дедушках, где нет «белых пятен» в семейной истории, в целом функционирование было намного выше, нежели в семьях, сделавших из этого тайну. Если же члены семьи охраняли молчанием эту тайну (что, по сути дела, принимало форму эмоционального разрыва с прошлым), то семья имела большое количество различных дисфункций. Кроме того, естественно, сами не сознавая этого, члены семьи в эмоционально трудных для них ситуациях прибегали к эмоциональному разрыву, как способу решения возникшей проблемы. В этих семьях наблюдалось больше разводов, депрессий и прочих дисфункций.

Чем лучше семья поддер-живает контакт с родительскими семьями, тем меньше проблем и симптомов в обоих поколениях. Существуют специальные техники для восстановления эмоциональ-ного контакта с родителями.

Читайте также

Эмоциональный разрыв

Эмоциональный разрыв Итак, какова же дальнейшая судьба ребёнка выросшего в слабодифференцированной семье. Кроме прочих задач, семья должна подготовить ребенка к самостоятельной жизни. Если же в семье ребёнок вырос чувствительным к родительскому беспокойству, то его

6. РАЗРЫВ ПРЕДЕЛОВ

6. РАЗРЫВ ПРЕДЕЛОВ Мы кинулись на поиски «я» внутри и снаружи механизма, мы так нуждались в чем-то, что не было генетической суммой, этой узаконенной выдумкой, этой биографией, которая является как бы путем смерти, этим сложением фактов и действий, итог которых нулевой, или

Травма как разрыв

Травма как разрыв Эта книга имеет подзаголовок «Духовно-психологический подход к человеческому развитию и его прерыванию». Травма ведет к прерыванию нормальных процессов, с помощью которых воплощенное истинное я обретает свое бытие. Ранняя травма, на которой мы

Разрыв

Разрыв Двумя годами позже произошел грандиозный разрыв: Перлз участвовал в Международном психоаналитическом конгрессе в Праге, и там он выступил с сообщением об оральных сопротивлениях. В нем он защищал идею о том, что инстинкт голода является таким же центральным, как и

Разрыв стереотипа

Разрыв стереотипа Разрыв – это шикарная техника. Для начала приведу пример.Одна компания объявила тендер на проведение психотренинга. Секретарша записала меня для участия в конкурсе вместе с еще двадцатью четырьмя претендентами. Я шел двадцать третьим по счету. До меня

Разрыв шаблона

Разрыв шаблона «Врасплох и медведь труслив». Русская пословица «Неожиданность – залог успеха. От игры в открытую – ни корысти, ни радости». Бальтасар Грасиан Многие наши действия совершаются по цельному сценарию, и в результате многократных повторений становятся

Разрыв

Разрыв Разрушение глубоких связей и лимбические нарушения часто идут рука об руку. Одна из самых крепких связей, существующих между людьми, — это связь между матерью и младенцем. Тем не менее послеродовые гормональные сдвиги могут вызвать лимбические или эмоциональные

Разрыв связи и ее восстановление

Разрыв связи и ее восстановление Наряду с умением настраиваться на ребенка большое значение имеет многообразный опыт разрыва такой связи и ее восстановления. Приведу повседневный пример такого опыта. В гости к Бенте зашли две ее подруги. Бенте держит на руках

Как пережить разрыв отношений

Как пережить разрыв отношений Он ушел, или ты ушла. Какая разница? Причины находятся всегда. В последние дни перед окончательным разрывом главное – устоять на ногах, чтобы не рухнуть от сознания, что осталась одна. Чтобы держать мужчину в руках, нужно прежде всего держать

Как пережить разрыв отношений

Как пережить разрыв отношений Он ушел, или ты ушла. Какая разница? Причины находятся всегда. В последние дни перед окончательным разрывом главное – устоять на ногах, чтобы не рухнуть от сознания, что осталась одна. Чтобы держать мужчину в руках, нужно прежде всего держать

Новый разрыв

Новый разрыв События 1654–1667 года историки называют то одной затянувшейся войной, в которой были периоды активности и периоды прекращения военных действий; так думал С.М. Соловьев. Иногда же говорят о двух войнах 1654—56 и 1658–1667 (так оценивал события Б.Г. Пушкарев).После этих

Глава 27. Разрыв отношений

Глава 27. Разрыв отношений ВведениеЗа редким исключением, разрывы отношений являются очень тяжелыми. Не важно, разорвал ли ты отношения или получил «топором».Это тяжело, и здесь нечего стесняться.Ты порвал с нейПравило номер 1. Будь нежным с ней. Ты бы не хотел, чтобы тебя

Вступление. Испытание «на разрыв»

Вступление. Испытание «на разрыв» Далеко не все отношения даже самых что ни на есть любящих пар выдерживают испытание «на разрыв». Так уж устроена жизнь: рано или поздно на место высоких чувств, романтики и пылкости в отношения женщин и мужчин приходят повседневные

Внезапный разрыв

Внезапный разрыв Наша психика – это не переключатель электротока: подали воздействие – есть ток, сняли воздействие – нет тока. Человек далеко не электрическая лампочка, и с ним не все так просто.Человек – сложная система. А для таких систем резкие переходы из одного

Источник

Оцените статью