Что такое эмоциональный прессинг

Как противостоять психологическому давлению на работе?

Психологический прессинг на работе выражается в большинстве случаев в негативном отношении коллектива к сотруднику, который чем-то не понравился коллегам, либо в отрицательном отношении руководителя (по разным причинам).

Причины прессинга начальства и варианты разрешения проблемы

Наиболее сложной проблемой является конфликт с руководством, так как это чаще всего выражается в намерении избавиться от сотрудника путем его увольнения. В большинстве случаев от неугодного работника пытаются избавиться «по-хорошему», попросив написать заявление на увольнение.

В некоторых случаях руководители не гнушаются поиском различных способов, как подставить сотрудника или наложить на него дисциплинарное взыскание без веских оснований. Часто это выражается в составлении докладных о ненадлежащем исполнении своих обязанностей либо в предоставлении не оформленных в письменном виде отгулов, которые потом фиксируются как прогулы.

Нередки также случаи, когда негативное отношение руководства к подчиненному вызвано наговорами со стороны непосредственного начальника или коллег. С таким чаще всего сталкиваются новички.

Разрешить эту проблему можно следующими способами:

  1. Поговорить напрямую с руководством и спросить, какова причина возникновения сложившейся ситуации. Чаще всего в такой беседе удается выяснить истинные причины данной проблемы и попытаться найти выход.

Если найти приемлемые способы разрешения конфликта не удается, и руководство настроено на увольнение сотрудника, многие советуют уволиться по собственному желанию.

Законодательство при этом стоит на страже интересов работников и дает различные возможности правового урегулирования проблемы (обращение с заявлением в трудовую инспекцию, в суд, в прокуратуру).

В этом случае сотруднику необходимо приготовиться к постоянным придиркам и моральному прессингу. Также работник должен подготовить документы, подтверждающие наличие неправомерного давления со стороны начальства.

  1. Выяснить у других сотрудников причины недовольства руководства. При выборе собеседника необходимо ориентироваться на то, доверяет ли работник этому коллеге. Такая беседа позволяет по возможности исправить поведение и улучшить работу.

Прежде, чем исправлять возникшую проблемную ситуацию, необходимо определиться с тем, необходима ли сотруднику эта работа, или лучше найти новую.

Причины прессинга коллег и варианты разрешения проблемы

Причины отрицательного отношения коллег могут быть следующими:

  • новый сотрудник не смог влиться в коллектив;
  • работник очень активный, постоянно получает поощрения и похвалу из-за своей инициативности;
  • сотрудник сообщает руководству о том, что происходит в коллективе;
  • новый работник был устроен на место другого сотрудника, который пользовался большим уважением коллег;
  • предыдущего сотрудника намеренно уволили, чтобы освободить место новому человеку.

Прессинг может проявляться как всеми коллегами, так и отдельными субъектами.

Разобраться с давлением других сотрудников намного проще, чем с придирками начальства, если руководитель не имеет отношения к негативно настроенной группе работников.

Существует несколько способов разобраться с ситуацией:

  1. Игнорирование проблемы. Этот вариант подходит сотрудникам, которые уверены в своем профессионализме и имеют хорошие отношения с начальством. В этом случае никакие «наговоры» со стороны коллег не повлияют на положение работника в организации.
  2. Поиск «напарников» по борьбе с прессингом. Для этого нужно попытаться склонить на свою сторону пару-тройку авторитетных работников, которые не входят в группу негативно настроенных коллег.
  3. «Перетерпеть» период отрицательного отношения коллектива к новому работнику. Рано или поздно коллеги начнут воспринимать новичка как своего соработника.

Крайне важно не пытаться унижаться перед другими сотрудниками. Это приведет к понижению оценки со стороны коллектива. Кроме того, такого работника никогда не будут воспринимать как равного.

Прессинг на рабочем месте может выдержать не любой человек. Поэтому необходимо попытаться решить проблему мирным способом. Увольнение из организации при малейших неприятностях может привести к тому, что это войдет у человека в привычку.

Источник

Компании стали злоупотреблять эмоциональным прессингом

Недавно ученые из Школы менеджмента Роттердамского университета провели любопытный эксперимент, который ставит под сомнение действенность популярных методов мотивации. Исследователи пытались выяснить, можно ли с помощью премий и эмоционального прессинга добиться сверхрезультатов от сотрудников. Причем речь не о лентяях, которых начальники пытаются заставить выполнять разумный объем работы, а именно о тех, кто старается и работает в полную силу. Или о ситуациях нехватки рук и аврала, когда малыми силами нужно сделать работу в сжатые сроки.

Читайте также:  Чувства когда знаешь что это была

Стараются, но не могут

Ученые попросили 30 финансовых менеджеров и бухгалтеров выполнять на компьютере задания, связанные с обработкой информации. Для этого участников эксперимента погружали в условия, близкие к рабочей реальности. Первый раз они выполняли упражнения просто так. Второй раз во время решения тех же задач на них оказывали социальное давление: говорили, что их результаты будут сравнивать с результатами коллег, а потом опубликуют результат, показывающий, какое место они заняли. В третий раз им пообещали по 0,5 евро за каждое микрозадание, если они решат задачи быстрее и точнее других. При этом менеджерам измеряли мозговую активность с помощью магнитно-резонансной томографии.

Проведя анализ томограмм и оценив точность и скорость выполнения задач, исследователи выяснили: хотя финансовое вознаграждение и прессинг заставляли людей усиливать старания, это не улучшало их показатели в работе, требующей концентрации внимания.

Поэтому исследователи сделали вывод, что руководители и их подчиненные зачастую впустую тратят силы: первые – когда мотивируют сотрудников повышать продуктивность, а вторые – когда стремятся во что бы то ни стало достичь этой планки. «Многие компании создают ненужный стресс или тратят деньги на неэффективные бонусные схемы, – говорит Иан Селби, директор отдела исследований и разработок CIMA, Международной ассоциации специалистов в области управленческого учета. – Теперь очевидно, что в сферах, где важны внимание и сосредоточенность, нужно искать новые схемы мотивации». По его мнению, нужно ставить вопрос шире. «Хотя работодатели обладают целым спектром инструментов мотивации, они продолжают полагаться лишь на два: давление со стороны начальства и материальное поощрение», – сетует он.

Солдафонский прием

Авторы исследования из Роттердама не правы: методы психической атаки работают, нужно только знать, в отношении каких сотрудников и в каких ситуациях их применять, считает Алексей Андреев, гендиректор агентства Depot WPF. Что плохо для бухгалтера, то хорошо для звезды маркетинга, убежден он.

«Иногда и я использую солдафонские приемы, могу пристыдить, задеть за живое», – рассказывает Андреев. Как показывает его опыт, амбициозные профессионалы, экстраверты, управленцы разного уровня, люди творческих профессий, в том числе маркетологи-стратеги, очень зависимы от похвалы или жесткой критики. «Похвала, конечно, лучше, но мы часто работаем в кризисном режиме, и во время аврала именно экспрессивный разговор помогает не сорвать сроки, – объясняет Андреев. – Надо знать болевые точки, на которые можно нажать, чтобы задеть человека, но нельзя нажимать слишком сильно». К примеру, если гендиректор Depot недоволен результатами подчиненного, сильно мотивированного на деньги, он может сказать: «Я жалею, что плачу тебе такую большую зарплату!», а девушку из провинции назвать «челябинской дурой». «Я-то считаю ее умной и потом извиняюсь», – говорит он, уточняя, что такой прессинг применяет только в отношении действительно ценных работников, ведь он отнимает у него самого много энергии.

В большом спорте и в искусстве руководители активно используют жесткие методы давления. К примеру, знаменитый Игорь Моисеев, руководитель Ансамбля народного танца, добивался от подчиненных сверхдостижений именно таким способом, замечает Андреев.

Экономический шантаж

Отрицательная мотивация была всегда популярна у работодателей в России, что подтверждает исследование Национального союза кадровиков, проведенное в 2013 г. Как показал опрос представителей российских компаний, 88% работодателей наказывают сотрудников регулярно или время от времени. 74% используют денежные штрафы, 30% прибегают к публичному порицанию и столько же – моральному давлению. Выговоры и воспитательные беседы предпочитают в каждой четвертой компании.

Отличники и двоечники

Все стимулы делятся на две группы: для достижения успеха или для избежания неудач, напоминает Алексей Григорьев из SHL. В первом случае сотрудник прикладывает все усилия, чтобы получить условную «пятерку», во втором всеми силами старается избежать «двойки». Карательная мотивация точно не сработает, если люди нацелены на успех. Она действует лишь при затыкании дыр, если нужно пришпорить сотрудников, стремящихся избежать неудачи. Однако сотрудники, сосредоточенные на том, чтобы избежать провала, как правило, не достигают внушительных результатов, убежден Григорьев.

Самый популярный вид эмоционального давления у работодателей сейчас – это экономические угрозы: они пугают увольнением за невыполнение планов, сокращением зарплаты и лишением премий, знает Ольга Арзамасцева, гендиректор компании HRtime. Но воздействовать убедительнее, чем сама ситуация в экономике, у наших руководителей вряд ли получается, добавляет она.

Читайте также:  Спи моя радость усни фонограмма

Большинство руководителей, опрошенных «Ведомостями», убеждены, что эмоциональный прессинг – палка о двух концах. Жесткие методы воздействия на персонал – моральное давление, угрозы, денежные штрафы – могут быть эффективными только при разовом применении, отмечает Алексей Королюк, гендиректор компании – регистратора доменных имен Reg.ru. «Например, если сотрудник совершил серьезную ошибку и не осознает всей ее значимости, резкая мера может призвать к ответственности, отрезвить и указать на то, чего человек не замечает», – говорит он. Постоянное же применение жестких мер обернется нагнетанием атмосферы в коллективе и загонит сотрудников в стресс, убежден Королюк. «Природа человека такова, что он привыкает к любой системе обитания, – говорит он. – И к постоянным угрозам персонал тоже адаптируется и начинает воспринимать их как должное. И тогда они уже мало влияют на эффективность работы».

Последствия регулярного прессинга для организации могут быть самыми разными – от ответного возмущения обиженных сотрудников и общего снижения производительности и вплоть до массовых увольнений, говорит Алексей Григорьев из SHL: «А для сотрудника – неврозы, стресс, страхи, тревоги и весь остальной букет неприятных последствий».

Неадекватные цели

Прежде чем использовать прессинг, голландские ученые все-таки рекомендуют руководителям проанализировать причины, почему старания сотрудников не достигают результата. «Если эффективность выполнения некоторых заданий ограничивается физическими возможностями человека, мы должны по-новому подходить к оценке эффективности и поощрению работников», – говорит Франк Хартман, профессор Школы менеджмента Роттердамского университета. Возможно, эффективность зависит от особенностей отдельно взятой задачи в большей степени, чем принято думать, замечает он. Компаниям нужно выявлять факторы, снижающие эффективность, и точно оценивать старания работников. Это позволит понять, насколько адекватные цели они ставят перед людьми и насколько справедливы их поощрения.

Чтобы нагрузка соответствовала возможностям людей, руководителям и подчиненным стоит совместно составлять планы на год, говорит Григорьев. «Лучше всего, если сотрудник сам составит проект плана и обсудит его с начальником, дабы заручиться его мнением и поддержкой, – уточняет эксперт. – А если возможности вместе составить план не было, все равно руководитель может отслеживать промежуточные результаты, интересоваться сотрудником и его работой не только как контролер, но и как поддерживающий наставник». Если регулярно проверять соответствие плана и факта, проблемы становятся заметными задолго до того, как станет очевидно, что выполнение плана сорвано, отмечает консультант. Когда подчиненный продвигается слишком медленно, следует разобраться, в чем дело: в нем или во внешних обстоятельствах. Возможно, нужно просто скорректировать планы и тогда не придется ни на кого нажимать, рекомендует Григорьев. Ну а если сотрудник уже много лет не выполняет планы, которые, по мнению руководителя, ему вполне по плечу, стоит принять решение: либо скорректировать планы, либо, увы, расстаться.

Источник

11 основных признаков психологического насилия в семье

Нередко жертва не может распознать, что подвергается эмоциональному террору. Психологическое насилие в семье коварно, имеет разрушительное влияние. Его характеристики – контроль над партнером, физическое, сексуальное и финансовое воздействие. Все это подрывает самооценку, независимость и достоинство, приводит к печальным последствиям.

Формы домашнего насилия

Поначалу обидчики кажутся харизматичными, очаровательными людьми. Когда отношения становятся более серьезными, начинают манипулировать партнерами. Домашние тираны используют в семье много видов психологического насилия . Жертву ограничивают в финансах, личном пространстве. Вспышки гнева, ревности иногда заканчиваются физическим террором. Партнера постоянно контролируют, убеждают, что тот никому не нужен, не заслуживает лучшего, принуждают к сексу.

Вспышки гнева

Страсть в отношениях должны сопровождать любовь, близость, смех. Все пары спорят, ссорятся, но конфликт нужно разрешать здоровым общением, а не криками, истериками или вспышкам гнева.

Партнер-насильник рядом с посторонними нередко бывает очень спокойным, собранным, но за закрытыми дверями становится монстром. Оскорбительно, если близкий человек раздражается, кричит из-за мелочей, например, случайно купленных просроченных продуктов.

Постоянная критика

Люди имеют право одеваться, выглядеть, как хотят. Когда обидчик критикует внешний вид партнера, то объясняет это страхом за отношения, тем, что неприятно излишнее внимание к своей половинке.

Любящие друг друга люди тактично говорят о недостатках или игнорируют их. Нельзя постоянно критиковать стиль одежды. Недопустимо принуждать женщин одеваться сексуально для себя или чтобы произвести впечатление на друзей. Эмоциональное насилие не должны порождать такие формы самовыражения, как мода, красота.

Читайте также:  Эмоция знак поражения фортнайт

Иногда критика проявляется высмеиванием привычек, образа жизни, вкусов или поведения. Все попытки поговорить об этой проблеме не заканчиваются успехом. В ответ жертва слышит, что все совсем не так, а это лишь слишком острая или неадекватная реакция.

Беспрестанный контроль

Иногда людям в начале отношений постоянное общение, ревность кажутся приятными, романтичными. Перебор, если партнер просто достает звонками, сообщениями, обвиняет во лжи.

Недопустимо постоянно контролировать, где, с кем человек находится.

Тиран в семье злится, если не последовало немедленного ответа, объясняет это тем, что скучает. Такой признак психологического насилия – серьезный повод избавиться от излишней опеки.

Нарушение личного пространства

Очень важно уважать персональные границы своего партнера. Никто не имеет права читать чужую переписку, отслеживать телефонные контакты – это признаки отсутствия доверия. У мужчины или женщины есть право на общение помимо семьи. Если тиран ломится в дверь или сидит на пороге дома, пока его не впустят, то такие отношения не имеют ничего общего с преданностью, любовью. Это нарушение границ личного пространства, моральное насилие.

Контроль окружения

У мужчины и женщины должны быть свои интересы – родители, друзья или контакты в социальных сетях. Если партнер постоянно мешает общению с близкими людьми, критикует их, то дело не в ревности или привязанности. Так он оказывает психологическое давление. Человек иногда уверяет, что причина такого поведения в невозможности жить без вас. Психологи считают это нездоровыми отношениями.

Перекладывание вины

Признак проявляется тем, что партнер никогда не признает своих ошибок. Семейный тиран перекладывает ответственность на других людей. Рано или поздно жертва начинает думать, что действительно вызывает плохое настроение обидчика, жестокость, проблемы отношений. Вспышки гнева воспринимаются как доказательство заботы и серьезности чувств. Она верит, все будет хорошо, нужно только не расстраивать своего близкого человека.

Агрессия

Страшны акты насилия, удары, удушения, которые направлены на жертву. Не менее опасно, когда агрессор бьет по стене, хлопает дверью или причиняет вред другим людям. Это небезобидно, даже если отсутствует прямой физический контакт. Продолжительные агрессивные угрожающие действия приводят к серьезному стрессу.

Принуждение в сексе

Важный компонент гармоничных отношений – здоровая, регулярная половая жизнь. При этом контакты должны происходить по обоюдному согласию, без принуждения. Заставлять партнера заниматься сексом без желания или шантажировать отказом от близости – это насилие над личностью.

Манипуляция

Это психологический прессинг, при котором доминантный партнер заставляет ему подчиняться. Возможные варианты насилия – шантаж, эмоциональная недоступность. При таких ситуациях очень важно общение с семьей, друзьями, которые помогут противостоять манипуляциям.

Шантаж

Человек, который подвергся этому психологическому воздействию, уверен, что не заслуживает лучшего, нет больше таких людей, кто будет заботиться о нем. Шантаж направлен на подчинение партнера, сохранение токсичных отношений любым путем. Этот способ включает угрозу самоубийства, раскрытия тайн или причинения вреда близким жертвы.

Воспоминания человека, которого подвергают шантажу, еще хранят лучшие времена начала отношений, поэтому остается надежда, что все наладится. Одиночество пугает, жертва продолжает отношения, верит, что спасет, изменит шантажиста. Низкая самооценка не позволяет даже думать, что можно встретить новую любовь.

Эмоциональная недоступность

Для этого вида психологического насилия характерны абсолютная закрытость, игнорирование партнера. Главные цели – контроль, манипуляция ситуацией или другим человеком. Это болезненно для обеих сторон.

Обмен эмоциями, взаимная поддержка – важные части счастливых отношений. Ненормально, когда партнер закрывается без объяснения причин, заставляет другого оставаться в неведении, думать, что он сделал не так? Человеку требуется время, чтобы привести в порядок мысли и чувства. Если такое поведение стало закономерностью и нужно постоянно просить партнера рассказать, что он думает или чувствует, то это огромная проблема.

Что делать с эмоциональным прессингом в семье

Прекратить нездоровые отношения очень трудно, особенно если жертва изолирована или начала сомневаться в себе. Женщине страшно остаться одной, уйти в «никуда» от мужа или партнера, который терроризирует. Ситуацию усложняет материальная зависимость. Если партнер ощущает эмоциональный прессинг, психологическое насилие в семье, нужна защита, разговор с тем, кому доверяет или обращение за помощью к психологу.

Видео

Источник

Оцените статью