Проекция локализации прикосновения.
И.: «Закрой глаза. Я дотронусь до тебя, а ты покажешь это место на «человечке»»(См. Рисунок). Так же, как и в предыдущем задании, экспериментатор дотрагивается до различных частей тела ребенка и просит его обозначить точки прикосновения на модели человека.
Называние частей тела.
И.: «Назови часть тела, до которой я дотронусь». Экспериментатор прикасается к различным частям тела ребенка и просит его называть их. Данная часть исследования направлена на оценку не только соматогнозиса, но и номинативного уровня схемы тела.
Помимо этого, при необходимости можно исследовать различные виды соматосенсорного и тактильного восприятия: дермолексия не только фигур, но и букв, цифр, сложных по начертанию; тактильное восприятие предметов, формы, величины, фактуры объектов и т. д.
Перечеркнутые изображенияИ.: «Что здесь нарисовано?»
Фигуры Поппельрейтера (наложенные изображения)
И.: «Что здесь нарисовано?».Вариант 1.
Незавершенные изображения
И.: «Что здесь нарисовано?»
Химерные изображения
«Что здесь нарисовано?»
Если ребенок не сразу замечает «подвох», следует задать вопрос: «Это все? Все нарисовано правильно?»
Вариант 1.
Лицевой гнозис
Испытуемому предъявляется картинка, на которой изображены лица людей.
И.: «Кто здесь изображен?» После перечисления экспериментатор задает более трудные вопросы: «Чем отличаются (показывает) эти люди?»; экспериментатор просит ребенка указать на разницу в возрасте, одежде, прическе и т.д.
Дополнительную информацию дает восприятие сюжетных картинок, на которых следует опознать пол, возраст, эмоциональное состояние.
Эмоциональный гнозис .
И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т.д.
Вариант 1.
Серийные картинки — по Н. Радлову и X. Бидструпу.
И.: «Что здесь случилось?»
Вариант 1.
Источник
. И.: «Кто здесь нарисован и каково состояние (что чувствует) каждого из персонажей?»; затем следует ряд уточняющих вопросов типа: «Кто из них более веселый? Кто больше всех удивлен? Кто самый злой?» и т.д. Вариант 1.
И: «Какой это цвет?» «Напиши красным (желтым, синим) карандашом».
, Подбор серийных картинок обязательно должен соответствовать возрасту ребенка.
Серийные картинки — по Н. Радлову и X. Бидструпу. И.: «Что здесь случилось?» Вариант 1.
При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.) И.: «По сколько ударов я делаю?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в
Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой
НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 3.
Тактильные и соматогностические функции
И.: «Закрой глаза. Покажи место, до которого я дотронулся». Прикасаясь к какому-либо месту на теле ребенка, экспериментатор просит показать, до какого места он дотронулся. В данном случае важно оценить точность локализации прикосновения и сравнить успешность выполнения задания на разных частях тела и с разных сторон.
И.: «Закрой глаза. Положи руки на стол (ладонями вниз)«. Далее как в пункте а). (Экспериментатор прикасается только к рукам.)
Проба Тойбера. Экспериментатор несколько раз одновременно прикасается к двум местам на теле ребенка (например, к обеим рукам) и просит его показать, куда он прикоснулся. В данном случае важен учет обоих прикосновений, поскольку проба направлена на выявление феномена игнорирования в тактильной сфере.
При исследовании слухового гнозиса можно обратиться к восприятию различных бытовых и природных шумов, звуков различной высоты и длительности, различению голосов (тембра, высоты, интонаций) и т.д.
Восприятие ритмов. И.: «Сколько раз я стучу?» (2, 3, 4 коротких и/или длинных удара.) И.: «По сколько ударов я делаю?» (по 2, по 3 удара). И.: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
Воспроизведение ритмов. И.: «Постучи, как я». Выполняется сначала одной, затем другой рукой по образцам, заданным в предыдущих пунктах. В данном случае необходимо дифференцировать недостаточность собственно слухового гнозиса от затруднений ребенка в кинетическом воплощении заданной программы той или другой рукой
Источник
Адаптация ребенка к школе
К сожалению, современная действительность: экология, новые вирусные заболевания и способы борьбы с ними, а также межличностные отношения в семьях, — не способствуют рождению и развитию психически здорового молодого поколения. Дети, приходящие в школу, несмотря на свой хронологический возраст, не всегда могут легко войти в строй примерных учеников. Даже при сильном и горячем их внутреннем желании, при высоком уровне школьной мотивации и при достаточно хорошем соматическом состоянии. А из этих детей, позже, в пятый класс приходят подростки, расторможенные и неуспешные, с несформированной произвольностью, тянущие весь класс назад. Это притом, что в образовательных учреждениях младшее школьное детство увеличили на год, и времени подготовиться к обучению в среднем звене и приобрести новые психологические новообразования стало гораздо больше, чем у предыдущих поколений. Иногда, напротив, встречаются очень талантливые дети. Но в силу гиперразвития в определенной области у них бывает недоразвитие в других сферах, что тоже мешает им адаптироваться к школе.
В чем причина таких печальных примеров? Только ли в педагогической запущенности ребенка, недостатке программ и методов обучения или в некомпетентности учителя? К сожалению, есть нарушения и другого порядка, которые не исправить с помощью увещевательных хитростей педагогов и стандартных методик школьных психологов.
Если ребенок приходит в первый класс общеобразовательной школы и начинает знакомиться с новыми знаниями, он должен быть к этому готов, иначе как снежный ком будут наслаиваться пробелы в понятиях и логических умозаключениях, которые потом дадут о себе знать в средней школе и, более того, во взрослом возрасте.
Сегодня современная нейропсихология отвечает на многие вопросы: что обязательно должно нормально функционировать в головном мозге ребенка для его успешного обучения в школе, какие структуры или функциональные системы не могут ничем компенсироваться, а какие из последствий мозговых нарушений поправимы.
Трудности в обучении детей в школе давно изучаются отечественными психологами, педагогами и педиатрами, выводы таковы, что причины часто кроются в наличии проявлений минимальной мозговой дисфункции и обусловленных ими задержками психического развития. В данном направлении было выполнено большое число исследований, которые отмечают перспективность и необходимость использования знаний клинической психологии, в частности — нейропсихологических знаний при анализе проблем школьной неуспеваемости. Нейропсихология индивидуальных различий рассматривается как основа использования нейропсихологических методов в школе. В связи с этим активно разрабатываются методы диагностики и коррекции выявляемых нарушений.
Проблемы обучения, связанные с несформированностью и дефицитарностью мозговых структур, побудили А.В. Семенович, Л.С. Цветкову и других нейропсихологов к разработке и описанию методов коррекции и реабилитации высших психических функций детей. Нейропсихологический метод решает задачи выявления причин и механизма отставания в развитии ребенка, развитии школьных навыков, изучает несформированность или задержку развития ВПФ и их структурную неполноценность, выявляет недостаточность работы определенных зон мозга функционального или органического генеза, то есть дает возможность соотнести девиацию или дефицит в развитии психики ребенка с задержкой созревания тех или других зон мозга.
Нейропсихологические исследования показывают, что более чем у 70% детей дизонтогенез происходит в подкорковых и стволовых отделах головного мозга, которые формируются внутриутробно или при рождении и закладывают основу для всего последующего онтогенеза. По результатам исследований Л.С. Цветковой, подавляющее большинство обследованных детей с дизонтогенезом средней степени тяжести составляют мальчики. Вместе с тем аналогичные проблемы у девочек выявляются более грубо.
С возрастом у ребенка маскируется та часть познавательного дефицита, которая связана с недостаточностью межполушарных и подкорково-корковых связей. Многие из проблем компенсируются за счет речевого опосредования, оставаясь несформированными. В этом случае симптомы этого синдрома размыты и противоречивы.
При исследовании готовности ребенка к школе в возрасте 6-8 лет необходимо не пропустить отклонения, несформированность в работе мозга и вместе тем увидеть потенциальные возможности ребенка. Важными плюсами нейропсихологического подхода в диагностике являются: качественный анализ развития функций и определение зоны ближайшего развития.
Для этого при диагностике готовности ребенка к школе используется помощь психолога, существует три ее градации:
Результат данного метода: это возможность классифицировать тип выполнения заданий в ходе предъявления тестов.
Первый тип выполнения заданий – достигнутый уровень когнитивного развития
Второй и третий – зона ближайшего развития, учебный потенциал.
Зачем нужно идти к нейропсихологу?
В возрасте 6-8 лет особое внимание нужно обращать на такие моменты:
1. Незнание времени года.
2. Незнание места нахождения.
3. Трудности воспроизведения своих личных данных (имя, возраст, имя мамы, адрес проживания).
4. Отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.
5. Отказ от задания и общения с обследующим.
6. Несформированность чувства дистанции (трогает волосы или одежду обследующего, некорректно называет его).
7. Расторможенность, общее возбуждение, невозможность усидеть за столом даже 10 минут.
8. Неадекватные эмоциональные реакции: плач, смех без видимых поводов.
9. Симптомы агрессии или самоагрессии.
10. Напряженность, растерянность, тревожность.
11. Нечувствительность к оценкам взрослого, незаинтересованность в результатах обследования.
12. Низкая умственная работоспособность и концентрация внимания (по сравнению с нормативными данными этого возраста).
13. Отвлечения от выполнения задания (паузы более 10 секунд).
Психические процессы не являются содержанием мозга, но являются его функцией. Учение — это сложная познавательная деятельность, которая осуществляется при взаимодействии различных мозговых структур. Своевременность образования и полноценность функциональных систем являются психофизиологической основой высших психических функций, психических форм деятельности и успешности обучения ребенка.
Развитие структур и систем мозга строго подчинено базисным нейробиологическим закономерностям, актуализирующимся в конкретных социальных условиях. Формирование психики ребенка непосредственно связано с темпами роста и созревания его головного мозга. Частичное отклонение или нарушение в этом процессе приводит к осложнениям в психическом развитии.
Раннее обучение детей существенно обостряет проблемы школьников в усвоении знаний. Особенно это относится к мальчикам, у которых темпы созревания мозга медленнее, чем у девочек. Установлено, что около 16% первоклассников не готовы к школьному обучению, у 30— 50% детей выявляется функциональная незрелость без признаков умственной отсталости. Школьная же программа рассчитана на определенный уровень развития функциональных возможностей организма, и ребенок не может начать усваивать знания до тех пор, пока его организм и, в первую очередь, центральная нервная система не будут готовы к этому процессу. Клинические наблюдения и нейропсихологические исследования показывают, что при недоразвитии лобных долей мозга неизменно отмечается нарушение личностных компонентов.
Процесс психического развития младшего школьника должен опираться на гармоничное соответствие между психофизиологическими возможностями ребенка и требованиями, предъявляемыми социальным окружением. Известно, что основы знаний закладываются в младшем школьном возрасте, упущенное в этом возрасте трудно будет восполнить впоследствии. В связи с этим возрастает актуальность прогнозирования и коррекции умственного развития младших школьников и дошкольников.
По сути нейропсихологическая диагностика готовности ребенка к школе должна включать исследования:
— латеральных предпочтений для выявления моторных и сенсорных ассиметрий;
— двигательных функций, состоящих из кинестетического, кинетического (динамического) и пространственного праксисов и обследования тактильных, соматогностических функций и стереогностической деятельности;
— зрительного гнозиса (восприятие предметов, перечеркнутых изображений, незавершенных изображений, лицевой гнозис, эмоциональный гнозис, цветовой гнозис и анализ сюжетных картинок);
— пространственных представлений (гнозис, самостоятельный рисунок, копирование (тесты Тейлора и Рея-Остерицца) и др.);
— слухового гнозиса (восприятие различных звуков и шумов, ритмов, стуков);
— памяти (слухоречевой, зрительной);
— речевых функций (автоматизированной речи, фонематического слуха, артикуляции и кинетики, номинативности речи, понимания логико-грамматических конструкций, построения самостоятельного речевого высказывания);
— письма, чтения и счета (письмо следует выполнять обеими руками);
— интеллектуальных функций мозга (интерпретаций сложных картинок, сравнений понятий и т.д.).
По итогам нейропсихологического обследования нейропсихолог делает выводы и пишет заключение по оценке каждой отдельной функции, а только потом по всем симптомам сделать итоговое заключение. Рекомендации даются родителям, определяется направление коррекционных занятий по методу замещающего онтогенеза (то есть искусственно сформировать те функции мозга, которые не сформировались в срок). Иногда нужно клиническое заключение, которое родители передают неврологу, психотерапевту, психиатру для работы с ребенком, тогда отдельно нейропсихолог составляет такое заключение.
Задержка психомоторного развития у детей
Детская психика очень пластична и находится в состоянии постоянного формирования и развития, но в то же время подвержена множеству влияний, к которым у взрослой сформировавшейся личности чувствительность утрачивается. Эти влияния могут быть позитивными, способствующими взрослению и социальной адаптации, но чаще они все же оказываются негативными, ведущими к различным неприятным последствиям.
Как заниматься с детьми, имеющими нарушения внимания, моторики, социальной адаптации? В медицинском центре Здоровое детство разработана специальная обучающая программа для родителей.
Работа по психомоторной коррекции представляет собой цикл занятий для детей, имеющих те или иные нарушения в двигательной сфере, которые препятствуют адаптации в социуме. Для этого в процессе упражнений необходимо решить такие проблемы:
Для осуществления всех этих целей в медицинском центре Здоровое детство существует индивидуальная программа реабилитации. Она включает в себя трёхуровневую систему. Каждый из уровней коррекции имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три блока мозга.
1-й уровень – активация энергоснабжения. Уровень ощущений и управления собственным телом. Обеспечивает общий энергетический фон. Базовыми являются дыхательные упражнения в сочетании с образным представлением и специальными способами повышения энергетического потенциала человека. На этом уровне формируются подкорковые структуры мозга.
Начина работать на первом уровне, мы восстанавливаем основной энергетический ресурс организма. Работаем с основными нарушениями этого уровня: истощаемостью нервной системы, нарушением тонуса, дефицитом собственной инициативы и интереса, нарушениями памяти и внимания, эмоциональной изменчивостью и переключаемостью внимания, импульсивностью.
1. Дыхательных упражнений;
3. Различные варианты ползания.
2-ой уровень – специализации по полушариям головного мозга и межполушарным взаимодействиям. Уровень владения телом пространством.
На втором уровне мы работаем с увеличением объёма и качеством запоминания (улучшения памяти), расширение слухового восприятия, зрительного, тактильного и обонятельного. Формируем пространственное представление, телесную ловкость, внимание.
1. Глазодвигательные упражнения,
2. Работа с картой тела: дотянуться до разных частей тела, назвать их;
3. Ведущей рукой поднимать более слабую или повреждённую и помочь ей взять предмет;
4. Пальчиковые упражнения: подъем пальцев при прижатых к столу ладоней, соединение в кольца, игры, потешки с изображением героев сказок и т.д.
3-й уровень – программирования, контроля за протеканием собственной деятельности. На этом уровне формируются лобные отделы мозга.
На третьем уровне формируем произвольную саморегуляцию, самоконтроль, способность к построению собственной программы и её выполнения. Также отрабатываем коммуникативные навыки для успешной социальной адаптации. Расширяем возможности восприятия, памяти, внимания, воображения, одновременно научая мозг подчиняться его собственным командам и работать именно, так как требуется в данный момент.
В программе — дыхательные, образные и телесные упражнения, разработанные на основе нейропсихологических и телесно – ориентированных психотерапевтических методов коррекции.
В своей работе мы начинаем с базовых вещей. Начинаем выстраивать двигательные развития ребёнка методом «замещающего онтогенеза». Мы проживаем вместе с ребёнком все этапы, которые он не прошёл в своём нормальном развитии.
В результате занятий дети получают возможность восстановить свой базовый энергетический потенциал (здоровье), высокий уровень которого способствует благополучному развитию его чувство и эмоций, и обеспечивает хороший жизненный тонус. Это активизирует больший интерес ребёнка к жизни, пробуждает в нём собственную инициативу.
Также программа позволяет корректировать неустойчивое внимание и почерк, влияет на гармонизацию межполушарных взаимосвязей, развивает память, воображение, пространственное представление, чувство ритма, ловкость тела и способность к саморегуляции и самоконтролю.
Программа носит обучающий характер для родителей. С целью закрепления и улучшения результатов освоенный комплекс упражнений необходимо повторять до 2-3 раз в день.
Обязательно обратитесь за консультацией к детскому неврологу, если ваш ребенок:
При наличии одного или нескольких указанных выше явлений либо других непонятных и тревожных моментов в поведении ребенка крайне желательно записаться на прием к детскому неврологу в кратчайшие сроки во избежание прогрессирования состояния.
Подробная информация и запись по телефону +7(343) 289-55-02 или форма на сайте для записи.
Источник