Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе и ИКТ
статья по физкультуре
Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 14.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование условий для создания эмоционального и психологического комфорта на уроке через различные средства наглядности, в том числе и ИКТ
Познавательная активность – качество учебной деятельности учащегося, которое проявляется в его отношении к содержанию и процессу обучения, в стремлении к эффективному овладению знаниями и умениями, в мобилизации нравственно-волевых усилий на достижение целей, умении получать эстетическое наслаждение, если цели достигнуты.
Интерес – важнейший побудитель любой деятельности. Положительное отношение к учебной деятельности начинается с интереса, поэтому я с первых дней пребывания в школе стараюсь заинтересовать ребёнка. Воспитание правильной мотивационной направленности, постановки целей у школьников должно сопровождаться и воздействием на эмоциональное отношение школьников к учению.
Эмоции, несомненно, имеют мотивирующее значение в процессе обучения:
1) положительные эмоции, связанные со школой в целом и пребыванием в ней, являются следствиями умелой и слаженной работы всего педагогического коллектива, а также правильного отношения к школе семьи ребенка
2) положительные эмоции, обусловленные ровными, хорошими деловыми отношениями школьника с учителями и товарищами, отсутствием конфликтов с ними, участием в жизни классного и школьного коллектива.
3) эмоции, связанные с созданием каждым учеником, учитывая свои возможности, достижений успехов в учебной работе, в преодолении трудностей, в решении сложных задач.
4) положительные эмоции от столкновения с новым учебным материалом.
5) положительные эмоции, возникающие при овладении учащимися приёмами самостоятельного добывания знаний.
Начинать учебный день надо всегда с приветствия. Говорить детям, что очень рад их снова видеть. Поэтому каждый урок можно начинать с прочтения стихов:
Я рад видеть каждого из вас.
И пусть в окно зима прохладой дышит.
Нам будет здесь уютно и тепло
Ведь мы друг друга чувствуем и слышим.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Встанем ровно и красиво.
Повернись к соседу слева, повернись соседу справа.
Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа.
Итак, друзья, внимание.
Начнём скорей урок.
Придумано кем-то просто и мудро! При встрече здороваться:
Доброе утро! – солнцу и птицам,
-Доброе утро! – приветливым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым,
Доброе утро длится до вечера!
Что такое, здравствуй?
Потому что, здравствуй,
Значит, БУДЬ ЗДОРОВ.
Добрый день и добрый час,
Очень рады видеть вас.
С добрым утром, начат день
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать!
Победа ребенка становится победой учителя, его радость – радостью учителя.
Ведь желание учиться возникает тогда, когда всё или почти всё получается. Появляется личная заинтересованность ученика в получении знаний. В.А.Сухомлинский писал: «Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
Для того чтобы сформировать интерес у учащихся необходимо создавать ситуации успеха! Создание ситуаций успеха в педагогическом процессе оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.
В своей педагогической деятельности для каждого учащегося, особенно это касается «слабых» учеников, я стараюсь создать «ситуацию успеха».
Ситуация успеха – это совокупность педагогических действий, обеспечивающих самореализацию ребенка в каком-либо виде социальной деятельности (общественной активности, учебе, труде, художественном творчестве, спорте и т.д.) и способствующих формированию положительной и вместе с тем адекватной самооценки.
Это сочетание многообразных педагогических средств и приемов, методов реализующих установку учителя на гуманизацию педагогического процесса в школе.
Необходимо выполнять ряд следующих педагогических действий для создания ситуации успеха:
1. Изучение личности школьника; составление на этой основе его диагностической характеристики.
Клиническое, психологическое и педагогическое направления диагностической работы помогает учителю и родителям получить информацию о состоянии здоровью ученика, возможных причинах неуспеваемости, потенциальных возможностях интеллекта, причине личностной дезадаптации, а также уровне эмоционально – волевой сферы. Такая диагностика позволяет учителю осуществлять дифференцированный подход при разноуровневом обучении. Ведь от правильной диагностики зависит не только дальнейшее обучение ребенка, но часто и его судьба.
2.Формирование социально-психологиеческой атмосферы, обеспечивающей ребенку положение приветствуемого члена коллектива.
Дети, особенно те, к которым необходимо осуществлять индивидуальный разноуровневый подход, чрезвычайно чувствительны. Любое изменение настроения и поведения учителя неизбежно сказывается на их настроении. От того, как сложатся отношения «учитель – ученик», зависит очень многое. Отношения «учитель – ученик» должны строиться на доверии, приятии, эмпатии, поддержке.
3. Создание условий для эффективного участия в деятельности(учении, игре и т.д.)
К ним относятся: создание материально – технологического обеспечения пространства; подбор соответствующих возрастным особенностям методов и приемов обучения; учет индивидуально – личностных качеств учеников. Состояние комфорта несет с собой удовлетворения собственной деятельностью, рождает положительные мотивы к её продолжению, ведет к индивидуальному личностному росту каждого ученика. Вывод ясен: комфортность обучения – условие её успешности.
4. Достижение интеллектуального комфорта на уроке требует смены видов деятельности, обеспечение каждому ученику возможности работать в доступном ему темпе, получения или собственного, личностно значительного результата учебной работы, укрепляющего веру ребенка в его познавательные возможности.
Следует отметить важную роль для возникновения у учащихся психологического комфорта. Наиболее продуктивное время занятий 10-25 минут от начала урока, поэтому наиболее сложные виды работ я планирую именно на это время.
Предлагаю использовать следующие приемы создания ситуации успеха:
Страшна ли она? Мы с вами знаем, каков преобладающий тон школьных отношений. Ребенок часто слышит из уст учителя «тупица», «разгильдяй» и тому подобные определения. Они ложатся на сознание и душу ребенка чугунной гирей, унижая его человеческое достоинство. Внушить ребенку веру в себя, прикоснуться рукой к его плечу, отдать ему свое сердце, открытое для добра и сочувствия, — в этом залог успешного воспитания.
Речь идет о тех случаях, когда учитель заранее предупреждает школьника о самостоятельной или контрольной работе, о предстоящей проверке знаний. Предупреждает не просто так. Иначе этот прием можно было бы обозначить как упреждающий контроль.
Смысл анонсирования в предварительном обсуждении того, что должен будет ребенок сделать: посмотреть план сочинения, прослушать первый вариант предстоящего ответа, вместе с учителем подобрать литературу к выступлению и т.п. Чем-то это напоминает репетицию предстоящего действия. Сомневающимся в себе такая подготовка создает психологическую установку на успех, дает уверенность в силах.
На уроке у способных учеников можно наблюдать, что периоды подъема, взлета могут сменяться расслаблением; добросовестное отношение к своим обязанностям иногда «пробуксовывает». Такие ученики очень эмоциональны, активно реагируют на успехи и неудачи. Оценки переживают бурно. Как правило, семьи у них хорошие, заботливые. Отношение коллектива благожелательное. Они пользуются симпатиями одноклассников, учителей. Ахиллесова пята этих школьников – быстрое привыкание к успеху, девальвация радости, превращение уверенности в самоуверенность. Для таких учеников педагогический прием «Холодный душ» может быть полезен.
Суть этого педагогического приема состоит в том, чтобы создать условия, при которых ребенок, выполняя учебное задание, неожиданно для себя пришел бы к выводу, раскрывающему неизвестные для него ранее возможности. Он должен получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга учителя будет состоять в том, чтобы не только заметить это личное открытие, но и всячески поддержать ребенка, поставить перед ним новые, более серьезные задачи, вдохновить на их решение.
Так же стоит отметить, что выполнение разноуровневых заданий: по форме, по сложности, по объему, предполагает разную умственную деятельность и помогает учесть индивидуальные особенности детей, учит детей рассчитывать свои силы и возможности, достигать определенной планки, напрягая все силы. Только так знания будут расти. А там, где будет успех, там будет и интерес.
Закреплению уверенности ученика в собственных силах способствует любое подтверждение педагогом или коллективом одноклассников удачного итога деятельности ребенка, признание его успехов.
Сегодняшний день предполагает широкое использование ИКТ в учебном процессе. Использование возможностей ИКТ в школе способствует:
-повышению мотивации к учению;
-повышению эффективности образовательного процесса за счет высокой степени наглядности;
-активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости обучающихся;
-развитию наглядно—образного, информационного мышления;
совершенствованию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников;
-повышению активности и инициативности обучающихся на уроке.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету является игра. Нужно поддерживать интерес ребёнка к учёбе через учебно-познавательные игры. Игра выступает как мотив радости в учении. В процессе игры на уроках учащиеся незаметно для себя выполняют задания различной трудности. Она стимулирует воображение и фантазию детей, а воображение является основой всякой творческой деятельности, именно оно даёт импульс творческому процессу, именно через воображение лежит путь к нахождению интуитивных решений.
Реализуя принцип индивидуального подхода к обучению, используются различные формы организации учебной деятельности на уроке.
Очень важно знать, какой эмоциональный фон преобладает в классном коллективе в течение учебного дня и насколько успешно оценивают свои учебные достижения обучающиеся. Этому сопутствует рефлексия, к которой нужно стараюсь подвести учащихся в итоге урока.
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую различные виды деятельности для снятия физического и умственного напряжения: физминутку, гимнастику для глаз, речевую разминку, дыыхательную, пальчиковую гимнастики.
Только сочетание разнообразных методов мотивации и стимулирования в своём единстве может обеспечить успешность каждого школьника в обучении.
Включению каждого ученика в активную учебную деятельность на уровне его потенциальных возможностей и развивает эти возможности, воздействуя на эмоционально-волевую и интеллектуальную сферу личности школьника.
Кто-то когда должен ответить, высветив правду, истину вскрыв
Источник
Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке
Существует множество педагогических и психологических приемов создания благоприятной эмоциональной атмосферы на уроках.
Что можно сделать с точки зрения психологии:
· Ситуация успеха. Любой ребенок хочет, чтобы у него получалось то, что он делает. Необходимо с помощью дифференцированных заданий помочь ученику выбрать верную, успешную для него траекторию.
· Авансирование. Учителю необходимо показать ребенку, что он верит в его силу, достижения, способности. Учитель оглашает достоинства ребенка, которые он может проявить в будущем.
· Вытеснение. Учитель переключает внимание ребенка для отвлечения от неприятного состояния к положительным моментам.
· Концентрация на положительный настрой. Под руководством учителя, учащиеся сосредотачиваются на положительных, позитивных моментах школьной жизни.
· Подкрепление положительного настроя. Учитель целенаправленно использует приемы для удовлетворения учащихся выполненной работой. Приемы для этого воздействия: положительная оценка, возложение новых обязанностей, поощрение, предоставление новых прав и пр
· Релаксация. Упражнения для релаксации помогут не только отдохнуть и снять напряжение, но и вызовут приятные эмоции, что улучшит понимание дальнейшего материала на уроке;
· Шутка. Вовремя сказанная шутка активизирует детей, поможет им отвлечься, расслабит, вызовет эмпатию.
Проводя урок, необходимо учитывать психологические аспекты:
· соотношение положительного стимулирования, побуждения учащихся к деятельности (слова, вызывающие позитивные эмоции о проделанной работе, нацеливание, поощряющее интерес к выполняемым заданиям, волевые усилия к преодолению сложностей и т. д.) и отрицательного стимулирования, принуждения (нотации, напоминание об отметке, замечания);
· психологическая атмосфера на занятиях (поддержание фона позитивного, доверительного общения, доброжелательность, деловой контакт);
· положительная эмоциональность в изложении материала (половину информации может донести только интонация).
Педагогические советы для создания позитивной атмосферы в школе:
· Включать задания, которые повышают эмоциональный настрой на учебную деятельность (если вы правильно выполнили все задание, то погладьте себя по голове, если допустили ошибку, то потрите ладони, для более активной работы; сделайте комплимент соседу по парте; пожелайте всем, кто находится вокруг Вас хорошего дня; улыбнитесь друг другу и пр.);
· Проводить энергичный орг. момент занятия. Начало занятия задает настроение и психологический настрой на весь урок. Детям необходимо понять с самого начала урока, что им учитель рад, их ждали, с ними хотят работать. Правильно составленный орг. момент формирует у ребят благоприятную рабочую атмосферу. В этом учителям окажет помощь утренняя зарядка, точечные массажи лица, метод «Ассоциации», педагогические приемы: противоречие информации, эффекты неожиданности, удивления.
· Рационально применять смену деятельности учащихся. Выполнение монотонной, однообразной работы навевает на детей скуку, негативно сказывается на настроении учащихся и снижает их работоспособность.
· Использовать упражнения для рефлексии. Они помогут не только в построении индивидуальной траектории обучения каждого ребенка, но и благополучно повлияют на эмоциональный настрой при оценивании собственной работы, придадут уверенности в своих силах.
· Оптимизировать на занятиях взаимодействие взрослого и ребенка. Такая оптимизация увеличит позитивные эмоции, ослабит не только физическое, но и психоэмоциональное состояние школьников, улучшит умственную и физическую деятельность в школьном режиме учащегося;
· Использовать приемы для переключения внимания. Эти приемы необходимо планировать целенаправленно, они помогают формировать эмоциональную регуляцию. Переключить внимание учащихся помогут задания на быстрое реагирование, игровые ситуации, задания со сменой деятельности, звуковые или жестовые сигналы, музыка, включение в работу предметов, наглядных пособий, физкультминутки, крылатые фразы, мудрые мысли, кричалки, юмористические или поучительные картинки и пр.
Режиссура урока.
Во-первых, для такого занятия должен быть характерен способ “открытой режиссуры”, где педагог, организуя процесс соигры посредством экстремальных ситуаций, открывает ученикам приемы, которыми он на них воздействует открыто.
Во-вторых, открытое режиссерско-педагогическое действие превращает учебное занятие в своеобразный импровизированный спектакль, где сквозным действием становится сам процесс создания коллективного творчества на материале темы урока, а главным действующим лицом – “многоголовый режиссер” в лице педагога и учеников. Педагог, отталкиваясь от своего режиссерско-педагогического замысла, провоцирует аудиторию к столкновению с экстремальной ситуацией.
В-третьих, урок-спектакль должен иметь законченное режиссерское действие, иметь цепь событий от исходного до главного; педагогическое действие его должно развиваться импровизационно.
Необходимо подчеркнуть, что процесс соимпровизации может возникнуть целенаправленно и быть продуктивным только в творческом периоде реализации замысла. Однако от момента замысла урока до его реализации – “дистанция огромного размера”.
2.Режиссерский замысел урока-спектакля – это в свернутом виде познавательно-событийная и пространственно-временная модель режиссуры будущего учебного занятия. К параметрам режиссёрского замысла учебного занятия можно отнести следующие технологические операции:
а) логическая последовательность смысловых частей учебного материала;
б) выделение тематических частей для формирования композиции урока;
в) сверхзадача и сквозное режиссерско-педагогическое действие;
г) событийный анализ урока как цепь ”экстремальных ситуаций”;
д) факты-раздражители для основных событий урока;
е) “оценочный ряд” в “экстремальных ситуациях”;
ж) предлагаемые обстоятельства как мотивы, определяющие процесс взаимодействий на уроке;
з) сценарий “борьбы” за “предметы взаимодействия” (понятия, суждения, категории и т.д.);
и) образное осмысление смысловых частей в событийной цепи учебного занятия (ассоциации, сравнения, метафоры и т.д.);
к) выразительные средства режиссуры;
л) предвидение реакции учащихся на запланированные события.
3.Событийная композиция урока служит учителю основой познавательного творчества, средством выражения своего отношения к содержанию учебного материала. Педагогическое мастерство педагога состоит в том, чтобы выделить основные, по мысли и по силе эмоционального воздействия, отрезки (эпизоды) урока и выстроить их в режиссерскую композицию педагогических событий, исходя из режиссерско-педагогического замысла. Основные правила, приемы и средства композиции учебного занятия:
-цельность урока (неделимость композиции, логика и последовательность); связь, взаимная согласованность и неповторимость всех элементов композиции; передача через единичное общего (факты-раздражители); контраст и повтор; темпоритм урока; главное и второстепенное; зрительный и звуковой ряд; укрупнение отдельных элементов композиции за счет средств театральной технологии; подчиненность всех закономерностей и средств композиции режиссерскому замыслу урока.
4.Отобранная педагогом цепь смысловых кусков нуждается в фильтрации. Для этой цели необходимо выделить ведущие тематические куски (работая над анализом пьесы, режиссер выстраивает цепь эпизодов) таким образом, чтобы они явились основой для будущей режиссерской композиции. Именно они (тематические куски) окажутся причиной и следствием событий на уроке (Событие – сочиненная и выстроенная учителем на основе фактов-раздражителей “экстремальная ситуация” как процесс эмоционально-творческого взаимодействия в учебной аудитории с целью развития и совершенствования эмоциональных, интеллектуальных, творческих и нравственных возможностей и потребностей учащихся).
5.Подобно режиссеру и учитель должен мыслить событийно, видеть начало темы урока, его середину и финал. В режиссерской композиции учебного занятия выделяем четыре события – исходное, основное, центральное и главное.
Всегда необходимо помнить о незыблемой театральной установке, суть ее сводится к тому, что если с актером или учеником ничего не произошло в результате оценки того или иного факта-раздражителя, то спектакль или урок прошли для них впустую.
6. Чтобы выстроить урок по законам театра, необходимо сочинить драматургию, исходя из его темы. В уроке-спектакле, как и в театральном представлении, явно просвечивают три круга обстоятельств, на чем и концентрируется внимание и интерес аудитории.
Важно оживлять предлагаемые обстоятельства урока, исходя из социальных, нравственных и философских проблем современного мира, “прошлого опыта” и круга жизненных интересов педагога и аудитории. Средний круг предлагаемых обстоятельств в драматургии урока – это содержательная часть учебного материала (правила, законы и закономерности, понятия, категории, суть тех или иных явлений в философии, истории, литературе, науке и т.д., на основе чего и строится процесс познания. Эти обстоятельства и определяют деятельность на уроке. Малый круг – это те обстоятельства, которые определяют сиюминутное и конкретное действие в момент решения учебной задачи на материале урока, являются толчком к нему.
7.Увлеченность целью – единственный путь к живой, подлинной эмоциональности. Однако все это происходит только лишь при одном условии, если возникают неожиданности (“мешающие обстоятельства”) в ходе урока: провокационные факты-раздражители; непредвиденные ситуации в процессе борьбы; навязывание педагогической инициативы ученикам; предъявление аудитории новых проблем того же типа; напоминание о тех свойствах элементов, составляющих проблему, которые могут оказаться полезными и т.д., но в рамках темы исходного события и по линии сквозного режиссерско-педагогического действия, направленного к главному событию урока. Позитивная цель движет педагога и ученика в моменты их “наступлений” за предметы познания, препятствия задерживают их, что оказывает непосредственное позитивное влияние на темпо-ритм урока.
Источник