- Что такое эмоциональный барьер примеры
- Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
- Что такое психологический барьер
- Причины психологических барьеров
- Виды психологических барьеров
- Интеллектуальный
- Эстетический
- Барьер «первого впечатления»
- Мотивационный
- Ситуативный
- Моральный
- Психологический барьер установки
- Психологический барьер возраста
- Симптомы психологического барьера
- Способы преодоления психологических барьеров
- Как устранить психологический барьер в общении
- Общайтесь на схожем языке
- Слушайте собеседника
- Соблюдайте субординацию
- Учитесь находить компромиссы
- Будьте позитивными
- Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
- Заключение
Что такое эмоциональный барьер примеры
31 октября в 15:00 — «Мастерская терпения» — УЧАСТВОВАТЬ
04 ноября— «Путь дЖЭдая» с Александрой Копецкой, вторая ступень — УЧАСТВОВАТЬ
24 ноября — курс для опытных «Реконструкция» — Фаза 1 по вторникам — УЧАСТВОВАТЬ
Запись по телефону +7 968 990 0880
Или оставьте свой телефон и мы свяжемся с Вами в ближайшее время.
Эмоциональные барьеры и как научиться управлять общением
Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, которые препятствуют подлинному общению, превращая его в защитное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
Под эмоциональными барьерами понимают те эмоции, которые препятствуют подлинному общению, превращая его в защитное поведение. По степени дезорганизующего влияния на общение эмоции распределяются так: страх, гнев, стыд, обида, вина. Под влиянием каждой из этих эмоций общение может стать полем битвы или бегства.
Самыми сильными эмоциями, имеющими в основе своей врожденные программы реагирования, превращающие общение в защитно-оборонительную программу являются страх и гнев, но порождают их зачастую три остальных негативных эмоции. Стыд, обида или вина будут проявляться по-разному, в зависимости от того, каким образом они конвертируются в гнев или страх.
Для понимания того, как развивается общение, крайне важно уметь распознавать в общении симптомы нападения или бегства.
Страх (бегство) возникает в результате восприятия в настоящем признаков прошлых ситуаций, в которых приобретался опыт неприятных переживаний. Эти признаки, как правило, связаны с индивидуальными особенностями людей. Появление этих признаков заставляют ожидать страдания и тем самым включают реакции, дезорганизующие, а иногда и подавляют общение.
Гнев (нападение), в отличие от страха, придает общению агрессивный характер, виды которого чрезвычайно разнообразны, начиная от деструктивного поведения и кончая утонченной критикой и злословием.
Анализируя эмоции, которые вызывает общение, можно понять природу эмоционального барьера. Страх и скованность перед вышестоящими может поддерживаться памятью детства, когда родитель был строг и вызывал страх.
Предубеждение относительно женщин может иметь своей причиной неблагоприятные контакты с женским полом в прошлом, будь то мать, родственники или подруга. В каждом случае человек должен анализировать свои эмоциональные барьеры для выяснения истинных причин, вызывающих стресс и напряжение.
Однако, важно помнить, что в общении мы управляем не только своими эмоциями, но и эмоциями, и поведением собеседника. Управлять общением — это значит вызывать желательное для управителя поведение в другом человеке или устранять нежелательное.
Когда я здороваюсь с приятелем, я совершаю акт управления общением, программируя его поведение, так как он вынужден обязательно ответить на приветствие. Мое приветствие есть ключевой стимул, запускающий его ответ в виде поведения приветствия. Если он задаст мне вопрос, то он таким образом программирует меня на ответ.
Управление в общении может быть преднамеренным или сознательным, и бессознательным, то есть автоматизированным. Инстинктивная помощь при падении другого является автоматизированным управлением общения. Однако мы чаще общаемся сознательно, так как межличностное взаимодействие требует мобилизации внимания.
В тоже время управление другим предполагает достаточное управление самим собою. И возвращаясь к эмоциям, сопровождающим общение, такое управление собой невозможно без понимания своих эмоций, барьеров и мотивов в общении. Например, если присмотреться к салонному общению, то можно увидеть, что для того, чтобы участнику общения взять управление на себя, достаточно незначительного мимического жеста.
Другие также безмолвно соглашаются с переходом управления. Иногда медленный подъем бровей и фиксация их на уровне удивления является более определенным ответом, чем большая тирада, заставляющая говорящего уточнить свою позицию.
Источник
Психологические барьеры: причины, виды, как преодолеть
Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.
Что такое психологический барьер
Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.
Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.
Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.
Причины психологических барьеров
Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:
- страх, что вас неверно поймут;
- тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
- стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
- волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.
Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.
В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.
Виды психологических барьеров
На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.
Интеллектуальный
Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.
Эстетический
Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.
Барьер «первого впечатления»
Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.
Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.
Мотивационный
Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.
Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.
Ситуативный
Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.
Моральный
Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.
Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).
Психологический барьер установки
Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.
Психологический барьер возраста
Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.
Симптомы психологического барьера
Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.
Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:
- предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
- неестественные проявления сексуальности;
- скованность в движениях, тихий голос;
- снижение чувствительности;
- внутреннее напряжение;
- необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
- отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
- спутанность мыслей, косноязычие;
- разное понимание с собеседником объекта разговора;
- наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
- чувство стыда.
Способы преодоления психологических барьеров
Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.
Для преодоления психологических барьеров нужно проработать следующие аспекты.
- Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
- Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.п.)
- Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
- Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
- Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.
Как устранить психологический барьер в общении
Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.
Общайтесь на схожем языке
Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).
Слушайте собеседника
Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.
Соблюдайте субординацию
В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.
Учитесь находить компромиссы
Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.
Будьте позитивными
Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.
Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.
Заключение
Психологический барьер — это состояние, которое создается на подсознательном уровне. Если оно не доставляет дискомфорта, то беспокоиться не о чем. Но если любой из видов психологических барьеров приводит к скованности и стрессам, то стоит задуматься о первопричинах и способах их преодоления.
Источник