Что такое эмоциональные представления

Развитие представлений об эмоциях у детей среднего дошкольного возраста

гелсине айнетдинова
Развитие представлений об эмоциях у детей среднего дошкольного возраста

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ЭМОЦИЯХ У ДЕТЕЙ

СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Развитие эмоциональной сферы детей одна из важных задач образования. Эмоции — ценность дошкольного возраста. Без целенаправленной педагогической работы не может состояться полноценное эмоциональное развитие детей. В последние годы увеличивается количество детей с нарушением психоэмоционального развития. К типичным симптомокомплексам эмоциональных нарушений дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и др., что вызывает массу сложностей во взаимоотношениях ребенка с окружающим миром. Неспособность понять эмоциональное состояние другого приводит к психологической несовместимости и нередко становится причиной конфликтов. По данным психологов полученный в детстве эмоциональный опыт является весьма прочным и принимает характер установки. Одним из важных направлений является формирование представлений об эмоциях.

Проблема развития представления детей об эмоциях в онтогенезе была поставлена и получила теоретическую разработку в трудах таких выдающихся психологов, как С. Л. Рубинштейн, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, а также их учеников и последователей (Я. 3. Неверович, Л. П. Стрелкова, Н. Д. Былкина, Д. В. Люсин и др.). Психологами (Л. А. Венгер, В. С. Мухина) доказано, что представление — чувственно-наглядный образ предметов и явлений действительности, воздействовавших на органы чувств в прошлом. Исследователями в психологии также определено, что представление об эмоциях — это определение субъектом внешнего проявления эмоциональных состояний по мимике (выразительным движениям мышц лица, пантомимике (выразительным движениям тела) и «вокальной мимике» (выражению эмоций в интонациях, тембре, ритме, вибрато голоса). Установлено, что способом выражения собственных эмоциональных состояний и пониманию эмоций другого необходимо обучать. Взрослый должен предоставлять ребенку образцы эмоционального самовыражения, обучать владению ими в ходе онтогенетического развития. В процессе формирования таких представлений целесообразно использовать различные средства, как когнитивные схемы эмоций, конкретные и практические ситуации, художественную литературу, игры. Н. Д. Былкина и Д. В. Люсин считают, что основой формирования представлений об эмоциях у детей в онтогенезе являются когнитивные схемы эмоций. Когнитивные схемы эмоций — это тот набор признаков, с помощью которого можно судить о той или иной эмоции. В них кристаллизуется эмоциональный опыт ребенка, его знания о причинах и проявлениях эмоций. Одной из важнейших функций этой схемы можно считать то, что она используется при идентификации эмоций, как чужих, так и своих. Н. С. Ежкова отмечает, что вводя когнитивные схемы с целью развития представлений об эмоциях,важно следовать следующих положений: отражать в схемах наиболее яркие формы эмоционального поведения в контексте знакомых жизненных ситуаций, демонстрировать разнообразие причинно – следственных связей; предоставлять возможность активного участия самих детей в анализе ситуаций, оценке эмоциональных проявлений; привлекать собственный опыт, побуждающий детей к отождествлению себя с визуально – воспринимаемыми состояниями других. Психологами установлено, что в дошкольном возрасте постепенно развивается умение определять эмоциональное состояние других людей. Этот вопрос подробно изучен А. М. Щетининой на детях 4-5 и 6-7 лет. Ею были выявлены типы восприятия эмоций по экспрессии, которые могут рассматриваться и как уровни развития этого умения.

Проведя исследовательскую работу по данной проблеме, я пришла к выводу, что необходимо специально формировать у детей представления об эмоциях; учить различать и понимать эмоциональные состояния взрослых и сверстников, выраженные в мимике, пантомимике; давать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слово). Для целенаправленной системной работы с детьми необходимо определиться, какие эмоции брать за основу. Существуют несколько классификаций эмоций: К. Изарда, А. А. Бодалева, Р. Декарта, А. Бэн и др. Л. П. Стрелкова, В. С. Мухина отмечают, что в дошкольном возрасте необходимо акцентировать внимание на основных эмоциях: радость, грусть, страх, удивление, злость. Знакомство детей с фундаментальными эмоциями должно осуществляться в ходе всего педагогического процесса. Основными средствами развития представлений об эмоциях выступают детская художественная литература, фольклор, иллюстративный материал, серии картин, настольный театр, развивающие игры, когнитивные схемы эмоций. Схема служит многовариантным наглядным материалом. В когнитивных схемах обобщенно концентрируется информация о причинах эмоций, выделяются признаки, характерные для переживания той или иной эмоции, о следствиях эмоциональных проявлениий.

В среднем дошкольном возрасте дети начинают воспринимать связи между ситуацией и эмоциональным проявлением, изменения в настроении, проявлять идентификацию. На этом возрастном этапе впервые вводятся когнитивные схемы эмоций — «ситуация (причина)эмоциональное проявление (следствие)». Смысл их введения представляет собой движение одноперсонажных схем (медведь пытается достать мед из улья – убегает в испуге от пчел, к двух — трехперсонажным (девочка подарила маме цветы – девочка и мама радуются). В схемах фиксируются однозначные прямо согласующиеся связи между причиной и следствием. Знакомые детямэмоциональные состояния (радости, грусти, злости, страха) рассматриваются в средней группе в более широком контексте с использованием не только сказочных персонажей, но и ситуаций из собственной жизни. Впервые вводится восприятие эмоции удивления. В этом возрасте особое место стоит отвести специальным занятиям, где дети переживают эмоциональные состояния, вербализуют свои переживания, анализируют и оценивают различные эмоциональные ситуации. Ценность таких занятий заключается в том, что у детей расширяется круг понимаемых эмоций, на них важное место отводится работе с графическими изображениями. Смысл такой работы заключается в узнавании эмоций, идентификации (отождествлении) собственного настроя с графическим изображением (занятие типа «Радость», «Грусть», «Злость»).Важное место стоит отвести проблемным ситуациям: «Узнай настроение», «Какое чувство испытывает герой»; игровым заданиям типа «Отбери картинки, на которых дети радуются (грустят, удивляются, сердятся пр.)», «Посмотри на картинку и реши, какое настроение у изображенных на ней людей».

Для развития представлений об эмоциях, выражения, стимулирования оценочного отношения к окружающей жизни рекомендуется привлекать детей к выполнению заданий в альбоме «Радуга настроений». Выполняя письменные задания важно акцентировать внимание детей на различных эмоциональных состояниях, способах их передачи в мимике, в движениях. К важным средствам относится использование детской литературы, например, отрывки из «Мойдодыра» К. И. Чуйковского, в которых отражены чувства умывальника — гнев, радость, удивление. Читая стихи предлагать детям поднимать пиктограммы, соответствующие настроению героев. Затем при повторном чтении можно предложить передать движениями то или иное эмоциональное состояние. Следует уделять внимание занятиям, где детям предлагается решение проблемных ситуаций с использованием когнитивных схем, раскрывающих причинно – следственные связи эмоциональных проявлений. Им рассказывают ситуации из их жизни, раскрывающие то или иное эмоциональное состояние. Детям предлагаютответить на вопросы по данной ситуации: «Какое настроение героя?, Почему вы так думаете, Что могло вызвать у него это настроение?».После решения проблемных ситуаций рекомендуется задавать вопросы типа: «Происходило ли с вами такое?, Когда у вас было такое же настроение, Чем было вызвано у вас такое настроение?» или вспомнить и рассказать ситуации, когда они сердились (огорчались, удивлялись, радовались)». Отвечая на такие вопросы или рассказывая ситуации из личной жизни дети погружаются в эмоциональное состояние и могут самостоятельно назвать причины его возникновения. Важно акцентировать внимание дошкольников на том, что одна и та же эмоция может быть вызвана разными причинами. Так, радостное состояние может возникнуть от ясной солнечной погоды, купленной игрушки или мороженного. Затем детям предлагается идентифицировать собственное состояние, в которое они были погружены, с графическим изображением. В процессе работы со схемами необходимо побуждать детей к оцениванию ситуаций, поступков с точки зрения их нравственной,социальной значимости: добрый справедливый поступок – приносит радость; злой, жестокий – должен получать заслуженное осуждение, наказание.

Читайте также:  Когда мужчина не чувствует твою боль

Рекомендуется проводить с детьми выполнение заданий в альбомах «Радуга настроений» типа «Отметь, что может вызвать у тебя это настроение», «Изобрази в кружочках причины настроения», «Найди причины настроения», «Зачеркни неправильное», «Что здесь не так». Для сравнивания двух противоположенных эмоций предлагаются детям игры типа «Закончи фразу», «Я радуюсь, когда…», «Я грущу, когда…» и т. д. Такие задания, игры позволяют с детьми делать выводы об общих и о частных причинах переживаний людей разных настроений.

Таким образом, развитие представлений об эмоциях важнейшее направление работы дошкольного образовательного учреждения.

Источник

Понятие эмоций, представление об эмоциях

1.1 Понятие эмоций, представление об эмоциях

Понятие об эмоциях и чувствах.

Эмоции (от лат. emoveo-потрясающий, волнующий) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей.[18;С.459]

Эмоции — это часто заблаговременная реакция на ситуацию и ее оценка. В результате под влиянием эмоции человек реагирует на еще не наступивший контакт с раздражителем. Таким образом, эмоция выступает в качестве механизма предвидения значимости для животного или человека той или иной ситуации.

Эмоции – это дифференцированная оценка разных ситуаций. В отличие от эмоционального тона, который дает обобщенную оценку, эмоции более тонко показывают значение той или иной ситуации. [51;С.52]

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, причем это не холодное, рассудочное отношение, а своеобразное переживание. Одни события вызывают у него радость, другие — негодование, одни вещи ему нравятся, другие вызывают у него неудовольствие, одних людей он любит, к другим равнодушен, третьих ненавидит; что-то его сердит, кое-чего он боится; некоторыми своими поступками он гордится, других стыдится. Удовольствие, радость, горе, страх, гнев, любовь — все это формы переживания человеком своего отношения к различным объектам; они называются чувствами или эмоциями. Чувствами или эмоциями называют переживание человеком своего отношения к тому, что он познает или делает, к. другим людям и к самому себе. [19;С.162]

Источником эмоций является объективная действительность в ее соотнесении с потребностями человека. То, что связано с прямым или косвенным удовлетворением потребностей человека — как простейших, органических, так и потребностей, обусловленных его общественным бытием, — вызывает у него положительные эмоции (удовольствие, радость, любовь). То, что препятствует удовлетворению этих потребностей, вызывает отрицательные эмоции (неудовольствие, горе, печаль, ненависть).

Значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Не последнее место занимают эмоции и чувства в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.[19;С.163]

Внешнее выражение эмоций.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в целом ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения – в состоянии гнева, страха человек бледнеет, так как кровь отливает от внешних покровов кожи. От стыда или смущения человек краснеет, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает усиленно биться или, наоборот, «замирает». При гневе и радости учащается дыхание.

Эмоции проявляются и в выразительных движениях: мимике (выразительные движения лица) и пантомимике (выразительные движения всего тела-поза, жест), а также в так называемой вокальной (голосовой) мимике (интонация,- выразительные паузы; повышение или понижение голоса, смысловые ударения). Различная интонация при произнесении, например, слова «что» может выражать радость, удивление, испуг, растерянность, гнев, равнодушие, презрение и т. п. По мимике и: пантомимике мы, в частности, и судим о переживаемых человеком эмоциях.

Переживая радость, человек улыбается, смеется, глаза его блестят, руки и ноги не находят покоя. В состоянии сильного гнева у человека хмурятся брови, лицо краснеет, движения становятся резкими, дыхание становится тяжелым, голос угрожающим. И горе очень выразительно внешне — человек весь согнулся, поник, плечи его опущены, у рта — горестная складка, он рыдает или, наоборот, цепенеет от горя.

Конечно, менее сильные и глубокие эмоциональные переживания не проявляются в такой резкой внешней форме. А в тех случаях, когда человек научился управлять выразительными движениями, сдерживать их, эмоции и вообще, могут не проявиться внешне.

Читайте также:  Почему спокойствие сильнее эмоций

Для выражения наиболее глубоких и сложных эмоций и чувств человечество в процесс развития создало искусство: музыку, живопись, скульптуру, поэзию. Произведения искусства, отражая большие чувства художников, писателей, композиторов, всегда волнуют, вызывают у людей ответные эмоциональные реакции. [19;С.164]

Положительные и отрицательные эмоции. Эмоции есть непосредственное переживание отношения человека к предметам и явлениям действительности. Это отношение может быть положительным, отрицательным и безразличным. Безразличное, равнодушное отношение обычно не связано, с какими-либо эмоциями. Если какие-то предметы, явления, факты соответствуют нашим потребностям или требованиям общества, они вызывают у нас положительное отношение, положительные эмоции. Если нет, они вызывают: отрицательное отношение и соответствующие переживания. Таким образом, эмоции человека имеют· положительный или отрицательный характер. Положительное отношение человека к чему-либо выражается в таких эмоциях как удовольствие, радость, счастье, веселье, ликованье, любовь. Отрицательное отношение выражается в эмоции неудовольствия, страдания, печали, горя, отвращения, страха, ненависти, гнева.

Надо отметить, что личная и общественная, социальная оценки эмоций как положительных, так и отрицательных не, всегда совпадают. Например, такие эмоции, как угрызения совести, чувство стыда, переживаются человеком как неприятные, иногда даже мучительные состояния, но с общественной точки зрения они полезны, необходимы и следовательно, положительны, так как содействуют моральному росту личности. Равно и такие эмоции, как ненависть, гнев, отвращение, получают положительную оценку, если они направлены на антиобщественные явления, на врагов нашего народа и государства, на расистов и неофашистов.

Эмоции отличаются сложностью и взаимосвязанностью. В некоторых условиях возможно даже одновременное переживание противоположных эмоций.

Индивидуальные различия в проявлении эмоций зависят и от волевых качеств человека. Волевой человек всегда стремиться овладеть своими эмоциями, не расслабляться, под их влиянием, а в ряде случаев и вообще не поддаваться эмоциям, если он осознает их отрицательное общественное значение. [19;С.165]

Представления об эмоциях как структура знаний об эмоциональных явлениях

Представления – образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или же продуктивного воображения, чувственно-предметный характер представлений позволяет классифицировать их по модальности (представления зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные и др.) [18;С.273]

Д.Рассел, исследуя представления об обобщенном эмоциональном явлении (понимание человеком эмоций), вводит понятие скрипт, которое является моделью изучаемого явления. Эмоциональный скрипт представляет собой структуру знаний, «схему знаний» об эмоциональном явлении. В нее могут входить знания, касающиеся причин эмоций, физиологических изменений, внешних действий, мотивов, вокальной и лицевой экспрессии. С точки зрения Д. Рассела, эмоциональный скрипт является представлением об эмоции в разной степени обобщенности.

Автор в своем исследовании критикует как биологическую точку зрения о существовании врожденных эмоциональных категорий, так и культуральную, где дети не обладают врожденной концептуальной схемой эмоций и начинают с «tabи1a rasa». В итоге д. Рассел предлагает «позицию в середине»: дети начинают интерпретировать эмоции, обладая определенным числом «предписаний». Например, восприятие ребенком содержания эмоций в двух измерениях — «гедонический шок» и «активация». Эти два параметра служат основой для различения и категоризации эмоциональных явлений у очень маленьких детей. Маленький ребенок, по мнению Д. Рассела, сталкиваясь с эмоцией страха, воспринимает ее как неприятную и возбуждающую, не дифференцируя ее от отвращения или гнева. Только с возрастом человек начинает оперировать такими эмоциональными категориями, как страх, гнев, любовь, т. е. обучается эмоциональным скриптам.

Далее Д. Рассел предлагает схему, описывающую последовательность движения ребенка от начальной интерпретации эмоций взрослой.

На первом уровне (от рождения до 2-4 мес.) дети могут различать определенные жесты и изменения в лице и голосе другого, отвечая на них дифференцированно.

На втором уровне (4 — 8 мес.) появляется способность дифференцировать разные классы эмоциональных выражений, отличать их друг от друга.

На третьем уровне дети начинают приписывать значения классам эмоциональных экспрессий.

На четвертом уровне ребенок начинает связывать пары значимых элементов (тип лицевой экспрессии с определенным типом вокальных изменений).

На пятом уровне дети приходят к связыванию воедино эмоциональных последовательностей, состоящих из поведения, выражений, ситуаций и слов .

На шестом уровне из освоенных последовательностей дети формируют более обобщенные скрипты. [14;С.102]

Эмоциональные представления как фактор психического развития

Еще И. Гербарт в ХVII в. признавал представления фундаментальным психологическим фактом, первичными элементами индивидуальной души, находящимися в непрерывном взаимодействии. Он констатировал тесную связь чувств и представлений, но отмечал, что характер этой связи внешний, т.е. эмоции осуществляют связь между представлениями. По мнению Гербарта, между представлениями складываются отношения противоборства и конфликта, поэтому они, стремясь удерживаться в жизненном пространстве сознания, теснят друг друга в сферу бессознательного, откуда стремятся вырваться. Исходя из этого, эмоция — психологическое нарушение, вызываемое рассогласованием, конфликтом между представлениями.

Таким образом, в теории И.Гербарта представления и эмоции не сливаются в одно образование, даже характер существования у них различен:

представление — первичный элемент (базисный);

эмоции — вторичный элемент (связующий).

Объединение этих двух компонентов психики и является основой для создания комплексного феномена «эмоциональное представление», оказывающего влияние на психику. То есть измене, е структуры представления способствует расширению функционального значения представления как такового.

Возможность взаимосвязи эмоциональных представлений с психическими процессами допускается многими исследованиями. В отечественной психологии представление рассматривается как динамическое образование, активизация и функционирование которого находится в тесной взаимосвязи с восприятием, мышлением, памятью. В представлениях ярко проявляется диалектика перехода от чувственного познания к логическому. По Б.Г.Ананьеву, « … представления являются одновременно синтезом чувственных образов и стороной мыслительного процесса, образующего понятия».

Эмоциональные представления обозначены авторами как аффективно-когнитивные образования, основанные на слиянии двух компонентов: эмоциональной окрашенности (положительной, отрицательной, нейтральной) и феномена познавательного уровня. Кроме того, эмоциональные представления характеризуются двумя уровнями проявления: бессознательным и сознательным, а также интрапсихической статикой и динамикой.

Статика определяется нейтральной окрашенностью эмоционального представления и низкой степенью его интенсивности. Статическое состояние эмоциональных представлений позволяет им объединяться в пассивную «когнитивно — аффективную массу», выполняющую функцию стабилизации хода психического развития.

В целом данная «масса» может быть целенаправленно сформирована, что может являться механизмом регуляции психического развития и процесса обучения. Состав «массы» неоднозначен и непостоянен, так как время от времени происходит трансформация тех или иных эмоциональных представлений, изменение их окрашенности или степени интенсивности, что предполагает некоторую динамику, которая может носить как внутренний характер (внутри эмоционального представления), так и внешний (воздействие на психические процессы и психику в целом).

Читайте также:  Чувство вздутого живота при беременности

Внутренняя динамика обусловлена диффузным соединением структурных компонентов эмоционального представления.

Некоторая часть эмоциональных представлений высокой интенсивности положительной или отрицательной окрашенности начинает оказывать на психическое развитие прогрессивное или регрессивное влияние. Поскольку психическое развитие определятся как закономерное изменение психических процессов во времени, выраженное в их количественных, качественных и структурных преобразованиях, то эмоциональные представления взаимодействуют со всеми компонентами познания, личности, волевой регуляции.

Тезис «эмоциональный тон» присутствует уже в ощущениях и восприятии, так как каждое событие, жизненная сцена или образы предметов и людей при их восприятии имеют для человека «эмоциональную оценку» и являются подтверждением взаимосвязи восприятия с эмоциональными представлениями. Специфика и доминирующая окрашенность эмоциональных представлений ребенка определяют качественные особенности эмоционального тона, восприятия им любых предметов, явлений, ситуаций.

Безусловно, существует связь эмоциональных представлений с качеством и процессом мышления. «Преобразование представлений играет важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового «видения» ситуацию». Следовательно, эмоциональные представления могут способствовать, выполнению познавательной задачи или сделать ее выполнение возможной.

«Опора на представление хорошо знакомых сцен, мест, событий, лиц является одним из наиболее эффективных мнемических средств (средств запоминания)». Положительная окрашенность эмоционального представления улучшает запоминание, отрицательная связана с забыванием. Человек также быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него актуального значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является механизм вытеснения.

С точки зрения З. Фрейда, человек забывает то, что ему непереносимо, тягостно вспоминать. Причиной (фактором) вытеснения может служить эмоциональное представление отрицательной окрашенности высокой степени интенсивности. Однако, по данным некоторых отечественных исследований, снижение интенсивности эмоционального представления (забывание эмоционально окрашенного события с течением времени) может трансформировать аффективное переживание до степени приятного- неприятного.

Существует оппозиционная концепция лучшего запоминания (долгого сохранения в памяти) отрицательных эмоций, т. е. отрицательно окрашенных эмоциональных представлений. К примеру, актуализация негативного эмоционального представления (воспоминание о ситуации переживания боли) сохраняется очень долго без снижения интенсивности.

Развитие эмоциональных представлений тесно связано с волевыми процессами. Их эмоциональная окрашенность отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося выполнением принятого решения. Процесс достижения цели может вызвать различные эмоциональные переживания, в том числе и отрицательные, так как эмоциональные представления являются центральным феноменом мотивации.

Некоторые эмоциональные представления, возникнув, постепенно обобщаются. Процесс обобщения происходит на основе совпадения одного или двух компонентов когнитивно-аффективного образования (знак, модальность, содержание). Часто одно эмоционально окрашенное представление высокой интенсивности может придать определенную эмоциональную окраску (положительную или отрицательную) обобщенной группе. Другим механизмом является присоединение нейтрально окрашенного представления к обобщенной группе с эмоциональным знаком. В таком случае эмоциональное представление получает знак обобщенной группы.

При актуализации эмоционального опыта ребенка в различных ситуациях возможно доминирование эмоционального представления, оказывающего положительное или отрицательное влияние на индивидуальный ход психического развития. Часто знак эмоционального представления не только охватывает обобщенную смысловую и модальную группы, но и начинает распространяться на процесс их образования. При этом эмоциональные представления иногда оказывают обратное их знаку влияние на развитие познавательных процессов. Положительно окрашенное эмоциональное представление может отрицательно влиять на процессы мышления или восприятия, и, напротив, отрицательно окрашенное эмоциональное представление может оказывать стимулирующее действие на развитие психики. [14;С.111]

Представления об эмоциях у детей как результат их познания эмоциональных явлений

Представления об эмоциях являются комплексным результатом познавательной деятельности и индивидуального эмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода к пониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детей могут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот вид представлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений.

Во-первых, наиболее значимым для развития эмоциональных представлений является эмоциональный опыт (когнитивный и аффективный).

Во-вторых, в структуре представлений об эмоциях выделяется компонент эмоциональной окрашенности (эмоционального отношения к содержанию), что высоко индивидуализирует образную представленность содержания каждого из представлений.

В-третьих, активизация эмоционально окрашенных представлений оказывает влияние на индивидуальный ход психического развития ребенка.

Комплексное понятие представления об эмоциях — сложное, динамичное образование когнитивно-аффективных компонентов, где когнитивная составляющая представлена совокупностью знаний об эмоциональной жизни человека (причинах эмоций и эмоциогенных ситуациях, экспрессивном эталоне эмоций различных модальностей, содержании различных эмоциональных переживаний), а аффективная составляющая — знаком и интенсивностью эмоционального отношения ребенка.

К концу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуального эмоционального опыта. [14;С.115]

Таким образом, значение эмоций и чувств в жизни и деятельности человека чрезвычайно велико. Они побуждают человека к деятельности, помогают преодолевать трудности в учении, работе, творчестве. Эмоции и чувства часто определяют поведение человека, постановку им тех или иных жизненных целей. Равнодушный, безразличный ко всему человек не способен ставить и решать большие жизненно значимые задачи, добиваться настоящих успехов и достижений.

Велико значение эмоций и чувств в учебной деятельности. Эмоционально взволнованный рассказ учителя или эмоционально насыщенный материал вызывает эмоциональный подъем и у школьников, а в этом состоянии их восприятие обострено. Скучный урок вызывает апатичное состояние, ученики на таких уроках плохо воспринимают материал.

Представления об эмоциях являются комплексным результатом познавательной деятельности и индивидуального эмоционального опыта ребенка, интегрирующим оба описанных выше подхода к пониманию сущности представлений. В развитии представлений об эмоциях у детей могут быть выделены некоторые особенности, существенно отличающие этот вид представлений от чисто когнитивных понятий или социальных представлений. К концу младшего школьного возраста у ребенка формируется структура эмоциональных представлений, включающая обобщенную систему знаний об эмоциях (когнитивный компонент представлений) и индивидуальную эмоциональную окрашенность каждой единицы знаний, приобретенную в процессе индивидуальное эмоционального опыта.

Источник

Оцените статью