Что такое эмоциональные особенности подростков

X Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2018

ОСОБЕННОСТИ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

В эмоциональной сфере подростков происходят значительные изменения по сравнению, например, с младшим школьным возрастом. Так, характерными чертами эмоциональной сферы подростков являются:

высокая устойчивость эмоциональных переживаний;

высокий уровень тревожности (по данным В. Н. Кисловской);

противоречивость чувств. Например, перепады настроения — от безудержного веселья к унынию и обратно;

очень высокая эмоциональная возбудимость;

внутренний эмоциональный конфликт из-за возможного несовпадения оценки и самооценки.

Как можно заметить, в подростковом возрасте проявляется большой всплеск в эмоциональной жизни. Многие авторы связывают это с процессами возбуждения и торможения. В этот период процесс возбуждения нарастает, а процесс торможения ослабевает. Иными словами, одни и те же события вызывают у подростков более яркие эмоциональные реакции, чем у младших школьников или взрослых.

Е. П. Ильин считает, подростки больше склонны к проявлению радости, чем гнева, страха и печали. А склонность к гневу выражена ярче, чем к страху и печали. Радость, гнев и печаль наиболее интенсивно переживаются в возрасте 12–13 лет, а выраженность страха в этот период уменьшается.

В. Г. Казанская, в свою очередь, говорит, что для подростков характерно «застревание» на своих эмоциях, как положительных, так и отрицательных.

Существуют некоторые различия в проявлении эмоций у мальчиков и у девочек в подростковый период. Так, у девочек-подростков чаще проявляются обидчивость, резкие перепады настроения, повышенная слезливость. Мальчики же очень подвижны даже тогда, когда. Однако физиологическая перестройка организма подростков также может сопровождаться возникновением у них повышенной утомляемости.

Эмоции подростков в большей степени связаны с ведущим видом деятельности- общением. То есть характер и содержание эмоциональных реакций в этом возрасте определяется личностно-значимыми отношениями с другими людьми.

В подростковом возрасте резко возрастает интерес к своей внешности. Формируется образ физического «Я». Из-за предания ему излишней значимости ребёнком остро переживаются все изъяны внешности, действительные и мнимые. Непропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, излишний вес или худоба- всё это расстраивает и иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости или даже нервной анорексии.

Тяжёлые эмоциональные реакции на свою внешность у подростков смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми. А бестактные замечания, подтверждающие худшие опасения подростка, могут усугубить пессимизм и дополнительно невротизируют.

Таким образом, подростковый возраст характеризуется как период повышенной эмоциональности. И в это время подростку очень важно проявление внимания, тактичности со стороны взрослых. Родителям требуется перестраивать взаимоотношения с подростком так, чтобы он мог продолжать гармонично развиваться. Эти отношения необходимо строить на основе личности подростка, так как оно даст возможность предвидеть, как он поступит в той или иной ситуации, оно поможет установить подлинные причины тех или иных особенностей, и подскажет, что можно ожидать от него в будущем.

Список использованной литературы:

Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов. / М. В Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова— Москва.: Педагогическое общество России, 2003. — 512 с.

Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин— Санкт-Петербург : Питер, 2001. — 752 с.

Казанская В. Г. Подросток. Трудности взросления/ В. Г. Кулагина. — Санкт-Петербург: Питер, 2008. — 177с.

Круглова Т. Е. Особенности эмоциональной сферы подростков с разной успеваемостью / Молодой ученый. — 2017. — №9. — С. 281-284.

Источник

Эмоции и чувства подростков

Сегодня мы поговорим о том, какую роль эмоциональность играет в жизни подростков.

Что нужно знать об эмоциях

Начиная разговор, стоит сказать, что здесь тесно связаны 2 науки — психология и биология. Эмоции – это один из видов психических процессов, отражающих отношение человека к себе и к окружающему его миру.

Это переживание человеком чего бы то ни было в данный момент времени. Сила переживания зависит от того, насколько значима данной ситуации для человека.

Но помимо переживания, психического компонента, существует биологическая составляющая — определенные физиологические изменения — которые протекают в организме параллельно переживанию

Читайте также:  Эмоциональная лабильность человека что это

Чувства – это очень важная часть каждого из нас.

Они помогают понять истинные желания, познать себя. По микроэмоциям лица можно определить, например, врет человек или нет.

Кстати, а вы знаете, что не бывает «плохих» и «хороших» эмоций? Такую классификацию психологи не используют.

Они могут быть позитивными и негативными. Но каждая н их низ нужна и важна для человека, выполняет определенную функцию. Более подробно про классификацию можно узнать в нашей статье

Эмоциональные реакции и психика подростков

Подростковый возраст – период интенсивного развития и изменения эмоциональной сферы

В 11-14 лет, особенно характерны резкие перепады настроения, возбудимость. В принципе все то, что они переживают, очень полярно –все то слишком хорошо, то плохо…

Важно обращать внимание на проблемы детей, помогать их решать, с пониманием относиться к ребенку этого возраста.

После 14 лет молодые люди продолжают исследовать себя и мир, но их эмоциональное состояние постепенно становится спокойнее.

Новые события не приносят такой бури чувств, как раньше. Они лучше умеют управлять собой.

В целом в подростковом возрасте формируется общая эмоциональная направленность, поэтому именно сейчас стоит уделить время развитию этой сферы.

Что делать родителям слишком эмоционального подростка?

Для начала – не паниковать. И не пытаться изменить его сразу, здесь и сейчас. Как минимум, потому что это так не работает.

5 советов психологов как помочь подростку:

А вот почему это действительно важно. Потому что если все, что вы хотите знать о своем ребенке, ограничивается только учебой…

Неудивительно, почему на контакт подросток особо не идет.

В случае повышенной эмоциональности разговоры особенно важны.

При каждом «выходе из себя», дайте возможность успокоиться, а после – говорите. И, успокаивая ребенка, не жалейте, а слушайте его и общайтесь с ним. Не в духе «не переживай, мой золотой, все вокруг плохие, ты один хороший», ни в коем случае.

Учите его осознавать, что происходит и решать свои проблемы с помощью коммуникации, а не посредством крика.

    Не запрещать проявлять эмоции

Вы даже не представляете, как это плохо для будущего ребенка. Из детей, которым родители не разрешали выплескивать чувства, вырастают очень скрытные взрослые, которые потом всю жизнь мучаются от того, что не могут позволить эмоциям выйти наружу.

Скрытые эмоциональные реакции – частая причина психосоматических заболеваний.

Говоря про проявление чувств, нельзя обращаться

К полу ребенка – чаще всего это происходит в сторону мальчиков – «что ты плачешь, как девчонка?».

К возрасту – «такой большой, а плачешь!».

К чувствам, которые сейчас «не вовремя» испытывать – «не плачь, это совсем не больно!» — спрашивается, а как вы узнали, больно ему или нет?

Научить выражению эмоций

Останавливаться и осознанно говорить о том, что сейчас происходит. Понимать, в адрес кого и почему возникло то или иное чувство. Например, сказать: я злюсь, потому что ты обещала мне сходить в кино, и не сделала этого, вместо криков, слёз и обид.

Также стоит освоить способы выплеснуть энергию и негативные чувства. Хорошо помогает движение и спорт, занятия творчеством, арт-терапия – каждому своё. Нужно искать свой способ.

Следите за собой

То, как вы себя ведете в присутствии ребенка, очень сильно на него влияет. И если вы кричите, от вас постоянно слышны оскорбления, не удивляйтесь, если в дальнейшем вы услышите тоже самое от ребенка.

Речь о том, что родителям нельзя показывать, что они чувствуют. Нужно говорить об этом правильно.

Разговаривайте с подростками

Некоторым этот совет может показаться странным. «Ну, спрашиваю я у него, как дела, как оценки в школе, доброе утро и спокойной ночи тоже говорю. Он отвечает «нормально» и на этом диалог заканчивается. От меня-то что еще нужно?!»

Развивайте эмоциональный интеллект

Как свой, так и своего ребенка.

Смотрите на каждый эмоциональный всплеск не с точки зрения проблемы, а с точки зрения очередной возможности для развития.

Эмоциональный интеллект и подростки

Эмоциональный интеллект – это умение распознавать чувства других людей и управлять своими

Владение помогает в жизни лучше налаживать контакты с другими людьми, разбираться в своих чувствах, грамотно просить помощи, и уметь говорить «нет», поддерживать и понимать окружающих.

Читайте также:  Как можно восстановиться от депрессии

Сейчас этот навык актуален, как никогда – это не только собственный психологический комфорт, но и большой плюс практически для любой профессии.

Не зря эмоциональный интеллект назван, важнейшим навыком 21 века и присутствует практически во всех списках требований работодателей к сотрудникам.

Несмотря на это, способностью узнать и назвать то, что сейчас чувствуешь, обладает достаточно немного людей.

Если эмоциональный интеллект развит и у родителей, и у ребенка – представляете, насколько сильно это укрепляет связь между ними и на какой новый уровень может выйти общение?

Программы для детей и родителей в тренинг-центре К.О.Т.

В тренинг центре К.О.Т. проводятся специальные бесплатные семинары для родителей–занятия, на которых профессиональные психологи помогают разобраться в проблемах воспитания детей и отвечают на вопросы родителей. Одна из важных тем – эмоциональный интеллект. Выбирайте подходящую дату и время и записывайтесь на семинар!

Курс «Властелин эмоций» для детей и подростков поможет научиться выражать негативные чувства, не обижая окружающих, лучше понимать себя и контролировать своё поведение. В итоге курса участники становятся более эмоционально устойчивыми.

В принципе, психология не делит мир на строго черное и белое. И эмоции – не исключение. Они – верные помощники, с которыми стоит учиться находить общий язык.

Вам интересно, на сколько Ваш ребенок умеет понимать и выражать свои чувства? Пройдите короткий тест, и вы получите ответ и рекомендации психологов!

Источник

Особенности эмоциональной сферы подростков.

О подростковом возрасте обычно говорят как о периоде повышенной

эмоциональности, что проявляется в легкой возбудимости, вспыльчивости, страстности, частой смене настроений, повышенной внушаемости и т.п. Эти психологические особенности подросткового возраста получили название «подросткового комплекса». Физиологи объясняют такие проявления в сфере эмоций бурным половым созреванием, наступающим в этот период жизни. Активно развиваются все органы и системы организма, начинают выделяться половые гормоны, в нервной системе преобладают процессы возбуждения над процессами торможения.

У девочек-подростков чаще проявляются перепады настроения, повышенная слезливость, обидчивость (в частности, это бывает связано с появлением у них менструального цикла). У мальчиков более выражена двигательная расторможенность. Они очень подвижны, и даже тогда, когда сидят, их руки, ноги, туловище, голова ни на минуту не находятся в состоянии покоя.

Физиологическая перестройка организма подростков также сопровождается возникновением у них повышенной утомляемости.

Но эмоциональные реакции и поведение подростков, не могут быть объяснены лишь гормональными изменениями. Они зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей. [15]

Эмоции подростков в значительной мере связаны с общением. Поэтому личностно-значимые отношения к другим людям определяют как содержание, так и характер эмоциональных реакций. При этом, как отмечает В. Н. Куницына (1973), недостаток опыта переживания эмоций в новой ведущей деятельности (учебе) и опыта общения приводят к тому, что подросток в основание своего эмоционального эталона кладет не общее, повторяющееся в разных людях, а индивидуальные особенности конкретного подразумеваемого человека. Сохраняется у подростков и отрицательное отношение к себе. В результате для школьников этого возраста характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере.

У подростков по сравнению со школьниками младших классов улучшается вербальное обозначение базовых эмоций страха и радости. Длина словаря синонимов, обозначающих эти эмоции, увеличивается до шести-семи слов (А. Г. Закаблук). Начиная с подросткового возраста знания об эмоциях становятся все более опосредованными отношениями к этим эмоциям (К. Изард, В. Н. Куницына, В. А. Лабунская).

Для эмоциональной сферы подростков характерны:

1) очень большая эмоциональная возбудимость, поэтому подростки отличаются вспыльчивостью, бурным проявлением своих чувств, страстностью: они горячо берутся за интересное дело, страстно отстаивают свои взгляды, готовы «взорваться» на малейшую несправедливость к себе и своим товарищам;

2) большая устойчивость эмоциональных переживаний по сравнению с младшими школьниками; в частности, подростки долго не забывают обиды;

3) повышенная готовность к ожиданию страха, проявляющая в тревожности (В. Н. Кисловская, 1972 установила, что самая высокая тревожность наблюдается в подростковом возрасте); повышение тревожности в старшем подростковом возрасте связано с появлением интимно-личностных отношений с человеком, вызывающим различные эмоции, в том числе в связи со страхом показаться смешным;

4) противоречивость чувств: часто подростки с жаром защищают своего товарища, хотя понимают, что тот достоин осуждения; обладая высокоразвитым чувством собственного достоинства, они могут заплакать от обиды, хотя и понимают, что плакать стыдно;

Читайте также:  Во сколько недель начинаешь чувствовать шевеления плода

5) возникновение переживания не только по поводу оценки подростков другими, но и по поводу самооценки, которая появляется у них в результате роста их самосознания;

6) сильно развитое чувство принадлежности к группе, поэтому они острее и болезненнее переживают неодобрение товарищей, чем неодобрение взрослых или учителя; часто появляется страх быть отверженным группой;

7) предъявление высоких требований к дружбе, в основе которой лежит не совместная игра, как у младших школьников, а общность интересов, нравственных чувств; дружба у подростков более избирательна и интимна, более длительна; под влиянием дружбы изменяются и подростки, правда, не всегда в положительную сторону; распространена групповая дружба;

8) проявление гражданского чувства патриотизма. [5, с.403]

Эмоциогенные ситуации

Есть ли раздражители, объекты, ситуации, которые сами по себе являются для человека эмоциогенными, то есть вызывающими ту или иную эмоцию? П. Фресс (1975) утверждает, что эмоциогенной ситуации как таковой не бывает, она зависит от отношения между мотивацией и возможностями человека. Эту точку зрения разделяют и другие психологи, в частности, Ю. Я. Киселев (1983). Однако что значит ситуация для человека? Это не просто объективно сложившаяся совокупность обстоятельств, но также ее оценка человеком, отношение к ней человека в связи с имеющимися у него потребностями, целями. Это оценка складывающейся для него обстановки, которая препятствует, не мешает или благоприятствует удовлетворению его потребностей, достижению целей.

Именно оценка является первым шагом на пути создания эмоциогенности ситуации, а не сами по себе обстоятельства. Обстоятельства являются лишь предпосылкой возникновения эмоциогенной ситуации, а эмоциогенными становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Каждая ситуация для человека субъективна (плохая, хорошая или нейтральная, опасная или не опасная, выгодная или невыгодная, задевающая его интересы или нет).

Признавая роль значимости ситуации для возникновения эмоционального реагирования, можно, однако, задать вопрос: всякие ли значимые явления, события, объекты способны вызвать эмоциональное реагирование? На этот счет мнения разных авторов не совпадают. По В. Вундту и Н. Гроту, любое воспринимаемое событие является значимым и вызывает эмоциональный отклик. Р. Лазарус (Lazarus, 1968) же считает, что эмоции возникают в тех исключительных случаях, когда на основе когнитивных процессов делается заключение о наличии угрозы и невозможности ее избежать. Таким образом, по Лазарусу, эмоциогенными являются только экстремальные ситуации, которые оцениваются как таковые вследствие каузальной атрибуции.

Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции Б. Вейнер (Weiner, 1985). Действительно, наблюдая за поведением человека, прежде чем эмоционально отреагировать на его поступок, мы сначала либо приписываем, либо не приписываем его поступку цель, которая противоречит нашим интересам, достоинству и т. п. Если, например, нас кто-то толкнул, то, оценив обстоятельства, мы можем либо возмутиться (если припишем человеку сознательное намерение), либо оставить это без внимания (если подумаем, что виной всему были независящие от человека обстоятельства).

Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, например зрители, плачущие в кино или на спектаклях при трогательных сценах. Именно в этом случае, пожалуй, можно говорить не о значимой ситуации, а о собственно эмоциогенной ситуации, которая по механизму эмпатии и заражения вызывает эмоциональную реакцию зрителей.

Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом. Эмоциональная реакция, возникающая по механизму безусловного рефлекса — это реакция на закрепленную в гене-тической памяти значимую ситуацию, проявление инстинкта. [5, с. 37-38]

Выводы.

Подводя итоги данной главы, можно сделать следующие выводы:

1. Эмоции служат одним из главных механизмов внутренней

регуляции психической деятельности и поведения, направленных на удовлетворение актуальных потребностей.

2. Для подростков характерна предрасположенность к отрицательным эмоциям и рассогласованность в мотивационной сфере. Эмоциональные реакции и поведение подростков объясняются гормональными изменениями и зависят также от социальных факторов (окружения, в котором находятся подростки), условий воспитания и индивидуальных особенностей.

3. Эмоциогенными (вызывающими эмоцию) становятся только те ситуации, которые оцениваются человеком как значимые. Большую роль в возникновении эмоций отводит каузальной атрибуции. Эмоциональное реагирование может быть и при оценке виртуальной ситуации, механизму эмпатии и заражения. Оценка значимости ситуации может быть не только на осознаваемом уровне, но и на неосознаваемом.

Источник

Оцените статью