Поэзия с точки зрения психолога. Эссе
Что такое поэзия с психологической точки зрения?
Кто пишет стихи — тот находится в начале пути по самопознанию.
Стихи — это экзистенциальные послания самому себе, поиск своего подлинного Я, попытка трансцендировать свой жизненный опыт в краткие мысли о бытии.
Стихи — это «Бог и ничто» внутри их творца, они приходят из бессознательного.
Поэт ищет собственно себя в своих стихах, а когда находит — становится либо писателем, либо вообще перестает писать.
Анализируя стихи, я пришла к выводу, что у поэта есть дефицит чувства Я, которое психологически восстанавливается за счет поэтического просветления (инсайта), поскольку поэзия — это высшие переживания своей психологической зрелости, цельности и автономности, своего соприкосновения к Богу и ощущения психологического единения с ним.
У каждого — свой путь к Богу, и его с усердием прокладываешь через стихи, восстанавливая свою веру в себя и людей.
По собственному опыту знаю: чтобы освободиться от поэтического наваждения, нужно придти к осознанности и своему подлинному мироощущению, то есть найти своё истинное Я, каким человек себя раньше не знал и не принимал.
Через раскрытие своего творческого потенциала это знание приводит к пониманию своего призвания.
Для этого нужно анализировать свои стихи с тем, чтобы понять, что какую мысль автор хотел донести до своего осознания своим эмоциональным посланием.
Зачем освобождаться от поэтического наваждения?
Поэтам хорошо известно, насколько энергетичны стихи, сколько эмоциональных и душевных сил они забирают, когда над сознанием властвует рифма, не говоря уже о том, что поэтический процесс мешает непрофессиональному поэту заниматься своей работой и выполнять свои социальные роли.
Когда начинаешь карьеру поэта, действительно веришь, что это и есть подлинное призвание автора. На самом деле поиск себя только начинается.
И рождение поэта как творца своих собственных произведений — это открытие своего творческого начала, своей эмоциональной чувственности, установление прямой связи сознания и личного бессознательного, раскрытие индивидуальности внутреннего мира для самого автора, каким он себя раньше не знал.
Потом, когда проходит восторг самоупоения, и ощущаешь что Я-есть и Я-могу что-то исключительно своё, понимаешь, что стихи нужны собственно его автору, а те, кому их посвящают, принимают это как комплимент, не более.
Затем, когда проходит стадия самолюбования, начинаешь задумываться о том, зачем тогда это стихотворение мною написано, если оно, кроме меня, никому не нужно, и вчитываешься в смысл строк.
Постепенно приходит осознание, что это есть эмоциональные послания самому себе, как если бы это был разговор с самим собой в 2-х противоположных ролях — мудрого родителя и восторженного ребенка.
Всё то, что поэт пишет другому в своём стихотворение, на самом деле он обращает к самому себе, чаще всего этого не осознавая, потому что в стихах присутствует момент идеализации.
В стихах я встречаюсь с собой: это я и не-я одновременно (Я-идеал и его противоположность — слабое, зависимое существо, нуждающееся в поддержке и вдохновении).
В стихах есть попытка через ритм преодолеть внутренний разрыв между своим реальным Я, которое ничтожно мало, и своим идеальным Я, которое грандиозно и могущественно.
Стихотворение формируется через проецирование (приписывание) своих эмоций и желаний другому человеку, которому стихотворение посвящается и который в этот момент играет роль моего идеального партнера. Отсюда категоричность и прямота поэтического языка.
То есть, в стихотворении другой человек выступает в роли меня Другого, идентичного мне по духу (альтер-Эго). Рифма помогает достичь ощущения созвучия, слияния, единства двух этих Я.
Если проанализировать стихотворение, это чаще всего будет послание любимому человеку, играющего роль идеальной матери или отца, на которого автор обижается за недостаток понимания и любви.
Таким образом, стихотворения помогают автору выйти на проработку своих ранних эмоциональных отношений с родителями, прежде всего, с матерью, которая первоначально была Богом для плода в утробе, и вера в которого когда-то в детстве была нарушена.
Психологический анализ стихотворений в конечном итоге ведет к осознаванию своих мотивов, вытесняемых желаний (чаще всего, это отвергаемая потребность в материнстве или отцовстве), положительному самопринятию и формированию устойчивой и высокой самооценки, умению принимать себя любым, независимо от отношения окружающих.
Источник
Цикл стихов эмоции
Ничего нет лучше тишины,
Приходящей к нам из Мирозданья.
Никому мы в мире не нужны
Только ей и собственным желаньям
Ничего нет лучше пустоты
Что наполнит воздух после взрыва
В этом мире только я и ты
В тесноте душевного надрыва
Покричим, поплачем, попоем
Станем крепче каменных утесов
Все равно останемся вдвоем
Вне ответов, мнений, и вопросов.
Он сковал и размножил
Растопил как льдинку
Все дерьмо растревожил
На своей тропинке
Распустил по веру
И сказал все можно
Что восстану из пепла
Раскричусь тревожно
Что за изверг ранил
Потянул за жилы
Этот страх испытаний
Жив, пока мы живы.
БЕЙСЯ.
БЕЙСЯ БЕЙСЯ МОЕ СЕРДЦЕ
РАССКАЖИ МНЕ ОБО ВСЕМ
ПОЧЕМУ ВСЕ КИЛОГЕРЦИ
МНЕ ОСТАЛИСЬ НИПОЧЕМ
О ЧУЖОЙ ПОВЕДАЙ БОЛИ
МОЖЕТ, СТАНЕТ ЛЕГЧЕ МНЕ
РАССКАЖИ О ЧУД0-ВОЛЕ
НА БУТЫЛОЧНОМ, НА ДНЕ
Я ПОСЛУШАЛА Б О ТИХОМ
ПЕРЕСТУКЕ В ГОЛОВЕ
О ЛЮБВИ СРЕД ПОРНУХИ
И О СКАЗАЧНОЙ ТРАВЕ
РАССКАЖИ О ПЕРЕГЛЯДАХ
И ЗАЧЕМ ПРИЛИЧИЯ
РАССКАЖИ МНЕ О ПАРАДАХ
О ТУПЫХ ОБЫЧАЯХ.
МЫ
Вечные ценности душу измаяли
Воины света будят во сне
Накрепко слово в сердце запаяно
Снова бессонница липнет ко мне
Снова прогнозы прочные, вечные
Шаткие, пьяные дни напролет
Вроде знакомые- первые встречные
Или молчанье как рыба об лед
Мы говорим о хорошем и пламенном
Мы говорим о любви и судьбе
Все мы надеемся, крылья расправлены
Все достается нам только в борьбе
Мы бесконечные и беспросветные
Мы чудеса и последняя тварь
Наши мечты дорогие, заветные
Наши поступки холод и гарь
Лица под масками потные, грязные
Души под пологом в дырах от бед
Наши слова паразиты заразные
В наших сердцах самый главный ответ
Сорваны маски – это безумие
Это зовется попросту лох
Мы беззащитные, странные, буйные
Трудно увидеть, где прячется Бог.
Я БОГ СВОЕЙ ВСЕЛЕННОЙ
Я бог в своей вселенной
Никто мне не указ
Страниц моих нетленных
Вся правда не для вас
Читайте до упора и
И больше никогда
С идеями позора
Не лезьте вы сюда
Накуриваться –пофиг
Напиться – ерунда
Хоть это и не подвиг
Но вовсе не беда
Вокруг мигают звезды
И зеркало портал
Они химеры гнезда
Оттуда кто-то звал
Здесь нихрена не видно?
Так выпейте за свет.
За что-то вам обидно?
И в этом правды нет.
Заткнитесь на минуту
Послушайте сердца
Клянитесь: не забуду
Я заповедь творца.
Забудьте все что знали
Как — будто все во сне
И в истинной печали
Приблизитесь ко мне
ПОДВИГИ
Я знаю, что могу быть лучше
Чем сто других, смотрящих мне в глаза
Я знаю, что могу быть лучше
Смелей других, когда гремит гроза
И видит Бог стараюсь очень очень
Сбивая в кровь колени и ступни
И радуюсь и каюсь и морочусь
И подвиги мои мне не видны
И 20ть лет иду без перерыва
То вверх, то вниз дорогой без конца
Сменяя чувства мысли и порывы
От бедности до царского венца.
ОДИН
Так правильно и важно
Что в бой идешь один.
Пугливо и отважно —
Как с лампой Аладдин
Никто не согласиться
Сейчас пройти твой путь.
И некуда укрыться.
И в этом тоже суть.
Так правильно и верно
Что в бой идешь один.
Себе ты самый верный
Слуга и господин.
Охотник или жертва.
С победой или без.
Запомни: Бог – направо
Ну а налево бес.
МОЛОДОСТЬ
Когда все уже решено
И ничто уже не измениться
Все смерились кругом давно
Только ты все как-будто ленишься
И с судьбой померяться силами
Иногда безумно хочется
Миг талантами как винилами
Покрутить и обесточиться
Вынуть меч из камня волшебного
Погреметь словно гром и молния
И оставить тело бедное
Веселясь духом заполненным
Я с ума сошла, сумасшедшая
Покричать хочу и покорчиться
Здравствуй молодость не прошедшая
Ну, чего ты все время морщишься?
НЕТ СЛОВ ТАКИХ
Нет слов таких, чтоб выразить теперь
Моей души и мыслей заблужденья
Прошли они и горы сожаленья
И море слез и пустоши потерь.
Нет слов таких, что я могла б отдать
На волю ветру и расправу людям
Не говорю теперь – «давай обсудим»
А говорю себе – «учись молчать».
Нет слов таких, которые б горели
И липли сослепу к тому, кого люблю
Нет слов таких, которые б сумели
Сказать за все за все благодарю.
Борись, держись!Не все еще потеряно
Еще последние слова не прозвучат
Все в этой жизни болью соизмерено
Но плод победы был уже зачат.
Держись, еще! Свой меч не опускай
Пусть видит враг, что ты в бою как ветер
Ответь на выпад! Боли не спускай!
Пусть знает враг, что он за все ответит!
Уходи, тоска уходи
Ты изгрызла мне душу до дыр
Что там ждет меня впереди
Точка или опять пунктир
Не хочу ни о чем жалеть
И бояться и слезы лить
Не хочу злые песни петь
И в огне пылать или пить
Не хочу оставлять мечты
И надежды швырять в огонь
Уходи, тоска уходи
Больше сердце мое не тронь.
Ведь бывают минуты счастья
Когда ветер в лицо и солнце
Когда все растворились напасти
Когда утро в лицо смеется
Когда кажется все прекрасным
Когда все кувырком но как надо
Когда каждый жест не напрасный
И твой смех всегда где-то рядом
Когда ноги пружинит в шаге
Когда музыка кружит голову
Когда в сердце полно отваги
Так бывает и это здорово!
Это все лишь игра, но так трудно поверить,
Когда нечем дышать в перерывах от слез.
Это только спектакль, но сложно измерить
Боль и страх, что терзают реально всерьез.
Закрываю глаза и дорога свободна.
Лишь открою — преград не могу сосчитать.
Если это лишь роль, почему мне так больно
Эту роль протерпеть, пронести, проиграть?
Если бы эта минута
Стала столетьем земным
Стала бы вечной как-будто
Стала бы счастьем шальным
Я бы тогда полетела
Страха забыв имена
Я бы тогда расхотела
Пить эту чашу одна
Если бы время не стало
Путать и в спину смотреть
Я бы тогда не решала
Где и когда умереть
ПРОСТО
Как просто быть счастливым
Без слов и суеты
Влюбленным в жизнь красиво
И в детские мечты
Когда все так возможно
Реально наяву
Когда все так несложно
Я есть и я живу
Проснувшись быть счастливым
Таким же в ночь уйти
Быть легким и красивым
И так всю жизнь пройти
Ведь жизнь как кинолента
А режиссер ты сам
Свет каждого момента
Питает небеса
И счастье где-то рядом
Позволь себе его
И ничего не надо
И больше ничего
КАК?
Как зацепиться за жизнь?
Где мне найти свою роль?
Кто мне поможет скажи,
Вынести всю эту боль?
Может я рано пришла?
Или пора уходить?
Силы сгорели дотла
Хватит мне душу травить!
Что если просто разбить
Смутных желаний шары
Что если просто не быть
Узником правил игры
Что-то шепчет мне эта ночь
Что же хочет она сказать
Я послушать ее не прочь
Мне совсем не хочется спать
Мне так хочется помечтать
И подумать о нем еще
Мне не хочется больше скучать
И искать чужое плечо
Мне не нравится больше грустить
И надежду в любовь терять
Мне ведь хочется просто жить
Не бояться и не страдать
Что-то шепчет седая ночь
Что-то ласково мне поет
Я послушать ее не прочь
Вьюга зимняя песню вьет
Тонко-тонко из серебра
Это чистое полотно
Да, наверное, спать пора.
Мне понять ее не дано.
Мы проживаем день за днем
Не видя солнечного света
И зря мы песен не поем
в рассветный час в начале лета
цветы нас радуют на миг
друзей мы помним по привычке
и не услышать можем крик
в силки попавшей малой птички
часами смотрим мы в экран
и в отраженье зазеркалья
часами строим глупый план
и проклинаем всех в запале
небес прекрасные творенья
нас перестали удивлять
обуревают нас сомненья
а книги склонны утомлять
мы каждый день проходим мимо
людей нуждающихся в нас
и пропасть непреодолима
я это видела не раз
смеемся мы над добрым чувством
любовь мы глупостью зовем
белиберду зовем искусством
пьем и едим, едим и пьем
во сне не спим, проснувшись, злимся
зовем депрессией всю жизнь
а днем от скуки мы томимся
усталости вбивая клин
Источник
Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…»)
Дата публикации: 26.03.2016 2016-03-26
Статья просмотрена: 20244 раза
Библиографическое описание:
Коротина, Л. Д. Выражение чувств и эмоций автора с помощью языковых средств (на примере стихотворения С. А. Есенина «Я усталым таким ещё не был…») / Л. Д. Коротина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 6.4 (110.4). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/archive/110/27262/ (дата обращения: 12.10.2021).
Сергей Александрович Есенин — один из самых известных русских поэтов XX века. В нашу литературу Сергей Есенин вошел как выдающийся лирик. Лирическая поэзия Есенина Сергея многогранна и сложна. Его творчество отличается особой душевностью и полно противоречий: от восторга и радости до печали и даже отчаяния. В стихотворении поэт выражает свои чувства, эмоции и душевные переживания.. Человеческие чувства и эмоции тесно связаны между собой и не отделимы друг от друга, но это не одно и то же. Чувства находятся в глубине души человека, являются более устойчивыми и не зависят от ситуаций по сравнению с эмоциями. Именно в лирике выражено всё, что составляет душу есенинского творчества.
Стихотворение «Я усталым таким еще не был…» [2, cтр.174–175]было написано Сергеем Есениным 1923 году и вошло в цикл «Москва кабацкая, который свидетельствует о душевной трагедии человека, потерявшего опору в жизни и, несмотря ни на что, надеющегося эту опору обрести. Лирический герой переживает глубокий душевный кризис. Каждая строка стихотворения пронизана грустью. Поэта мучает тоска, он грустит, вспоминая свою «непутевую жизнь».
Центральное место в стихотворении занимает образ родины. «Но и всё ж отношусь я с поклоном, к тем полям, что когда-то любил…»Любовь поэта к России пронзительная и несравнимая ни с чем. Это не просто чувство, а его своеобразная жизненная философия.
Стихотворение Сергея Есенина богато изобразительно-выразительными средствами. Он использует различные тропы и стилистические фигуры, которые помогают выразить эмоции и чувства, воплотив их в словесную форму. В основе тропов лежит перенесение признаков и явлений одного предмета на другой.
В стихотворении «Я усталым таким еще не был» встречаются эпитеты. Эпитет, в узком понимании этого термина, представляет собой определение, подчиненное задаче художественного описания объекта [1, стр.156].
Так, эпитеты «непутёвая (жизнь)», «темная(сила)», «пьяные(ночи)», «серый (цвет)», «бешенный(пыл)»имеют оттенок мрачности. Поэт с помощью них передаёт свое настроение. Он устал от «непутевой жизни» и не находит в ней морального удовлетворения.
Особое внимание обращает на себя эпитет «синий», который употребляется в тексте дважды «словно синие листья» и в «синюю дрожь». Синий цвет встречается во многих стихотворениях Есенина. Например: «Несказанное, синее, нежное Тих мой край после бурь, после гроз…» (стихотворение «Несказанное, синее, нежное») или стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная, Хаты — в ризах образа… Не видать конца и края — только синь сосёт глаза» (стихотворение «Гой ты, Русь, моя Родная»). Можно сказать, что в стихах Есенина происходит развитие символического значения у эпитетов «синий» и «голубой». Они являются сквозными эпитетами, поскольку встречаются во многих его произведениях. Эти цвета были любимыми у Сергея Есенина. Синий цвет в первую очередь связан у поэта с «рязанским небом». Синий цвет символизирует верность, доброту, открытость. По Э. Клессману, он выражает «покой, верность, однако может означать безумие» [2,стр.276]. Гегель считал, что «синий цвет соответствует кротости, уму и сентиментальности» [5, стр.204].
В стихотворении наблюдается противопоставление двух цветов: «Тех волос золотое сено Превращается в серый цвет». Эпитет «золотой» тускнеет, становится мрачным. Можно предположить, что это связано с душевными переживаниями поэта. Жизнь приобретает серые цвета, становится неинтересной и неяркой.
Стихотворение богато метафорами. Если эпитет относится к простым тропам, то метафора — это сложный троп. В основе неё лежит перенесение, это образное выражение, в котором признаки одного предмета или действия переносятся на другие. «Волос золотое сено», «мы природу берем в бетон», «глаза мне точит червь», «пьяные ночи», «цедит осенняя муть». Благодаря метафоре мы можем прочувствовать душевное состояние лирического героя. Поэт находится в отчаянии, его «цедит осенняя муть», одолела осенняя хандра. Даже в «пьяные ночи» тоска не покидает его, и былое разгулье уже не радует.
Вызывает интерес употребленное автором словосочетания «под микитки дубасить».«Пусть хоть ветер теперь начинает Под микитки дубасить рожь». Слово «микитки» по словарю Ефремовой Т. Ф. имеет значение «Место в нижней части груди под ребрами» и дается в словаре с пометой разговорно-сниженное. [3] Слово «дубасить» в данном словосочетании имеет значение «бить, колотить кого-либо с силой» и также относится к разговорной лексике. Поэтому «под микитки дубасить рожь» является яркой метафорой.
Также в стихотворении используется олицетворение. Оно является разновидностью метафоры и основано на перенесении свойств и признаков с одушевленного предмета на неодушевленный:
Много женщин меня любило
Да и сам я любил не одну
Не от этого ль темная сила
Приучила меня к вину.
Здесь у Есенина «оживает» «темная сила, которая «приучила» лирического героя «к вину». Постоянная смена женщин и любовные переживания приводят поэта к утешению в вине. Сравнение в художественном тексте помогает более точно представить предмет или явление.
Бесконечные пьяные ночи
И в разгуле тоска не впервь!
Не с того ли глаза мне точит,
Словно синие листья червь?
Поэт показывает, как сильно его одолела тоска, и сравнивает её с червем, который «точит листья». Сравнение передаёт горечь переживаний.
Эпитеты, сравнения, метафоры и олицетворения в творчестве Есенина существуют не ради красивой формы, а для того, чтобы полнее и глубже выразить чувства и эмоции автора.
Кроме тропов, в стихотворении используются стилистические фигуры. Анафора — стилистическая фигура, основанная на единоначатии, соединяет между собой два катрена:
Не больна мне ничья измена
И не радует легкость побед, —
Тех волос золотое сено
Превращается в серый цвет.
Превращается в пепел и воды,
Когда цедит осенняя муть
Мне не жаль вас, прошедшие годы, —
Ничего не хочу вернуть.
Анафора придает остроту и выразительность стихотворению, подчеркивая главное, подобно руководящему мотиву (лейтмотив) в музыкальном произведении.
Не только слово или фраза являются средством выразительности, но также и звуки несут в себе особое эмоциональное воздействие на читателя. В стихотворении «Я усталым таким ещё не был…» следует уделить внимание аллитерации звуков [з] и [с]. Они создают здесь ощущение холода, пустоты и тишины:
Я усталым таким еще не был.
В эту серую морозь и слизь
Мне приснилось рязанское небо
И моя непутевая жизнь.
Повторение звука «о» передает стихотворению напевность, а также грустное настроение лирического героя и его разочарование:
«И во мне, вот по тем же законам,
Умиряется бешеный пыл.
Но и все ж отношусь я с поклоном
К тем полям, что когда-то любил».
Поэзия Сергея Есенина богата различными средствами выразительности. Каждый троп и каждая фигура несут особый смысл, который вложил автор. Средства выразительности как нельзя лучше помогают читателю раскрыть этот смысл, прочувствовать всё то, что хочет сказать нам поэт. Есенинские изобразительно-выразительные средства сложны и уникальны. Оттого так наполнены драматизмом искренностью, эмоциональностью и глубокой чувственностью его стихи.
- Евгеньева А. П. О некоторых поэтических особенностях русского устного этносаXVII-XIX вв.(постоянный эпитет) // Труды Отдела древнерусской литературы. Т.6. М.-Л., 1997.
- Есенин С. — Харьков: Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», 2007. — 224с.
- Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. — М.: Русский язык, 2000.
- Прокушев Ю. Л. Сергей Есенин: образ, стихи, эпоха. — М.: Сов. Россия, 1979
- Психологические тесты.Под/ред. Карелина А. А. — М.: Владос, 2001.
- Пяткин С. Н. Поэтика «простого слова» в лирике С. А. Есенина 1924–25 г.г. // Современное есеноведение. — 2013. -№ 26. — с.13–17.
Источник