- ЖизньДумать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
- Чем отличаются чувства и эмоции?
- Откуда взялась концепция эмоционального интеллекта?
- Из чего он состоит?
- Правда ли, что эмоциональный интеллект важнее IQ?
- Зачем развивать эмоциональный интеллект?
- Как это сделать?
- Модель эмоционального интеллекта. Качества эмоционального лидера.
- 1.Самосознание
- Личностные навыки:
- 2.Самоконтроль
- Личностные навыки:
- 3.Социальная чуткость
- Социальные навыки:
- 4.Управление отношениями
- Социальные навыки:
ЖизньДумать сердцем:
Как и зачем развивать эмоциональный интеллект
Разбираемся, почему эмоции важны и как научиться ими управлять
Современная культура нацелена на продуктивность. Для многих активных людей это выливается не только в постоянное нервное напряжение, но и стремление рационализировать всё и вся в ущерб своим эмоциям. Но именно комфортное эмоциональное состояние позволяет добиваться больших успехов и помогает двигаться дальше, а рассудочные решения далеко не всегда совпадают с тем, чего нам хочется «в глубине души». На помощь может прийти концепция эмоционального интеллекта, которая поможет лучше понимать себя и свои импульсы. Объясняем, что это такое, и для чего нужно.
Чем отличаются чувства и эмоции?
И чувства, и эмоции влияют на наше психологическое состояние, но они существенно различаются. Чувством называется осознаваемый эмоциональный опыт (вспышка гнева, например). Эмоции возникают против воли человека, порождают конкретные чувства и часто бывают слишком сложны для того, чтобы отдавать себе в них отчет. В то же время их можно и нужно анализировать, чтобы уметь отделять себя от своего негативного опыта или настроения и сохранять приятный эмоциональный фон. Правда, чувственная сторона жизни может быть такой запутанной, что на осознание объемной эмоции может потребоваться много времени: иногда распознать влюбленность в лучшего друга за спектром постоянно вспыхивающих позитивных и негативных чувств получается только спустя годы и с помощью терапевта.
Дело осложняется и тем, что единого перечня эмоций до сих пор нет. В 1972 году психолог Пол Экман составил список шести базовых эмоций, в него вошли гнев, отвращение, удивление, счастье, грусть, страх. Позже Экман добавил в него смущение, увлечение, презрение, стыд, гордость, удовлетворение и волнение. Роберт Плутчик предложил другую классификацию эмоций, так называемое колесо. По его мнению, есть 8 главных эмоциональных пространств, которые могут пересекаться и порождать новые эмоции. Например, выцветшие изумление и ужас могут породить трепет, а досада и скука — вылиться в презрение.
Откуда взялась концепция
эмоционального интеллекта?
Понятие эмоционального интеллекта относительно новое, раньше такое словосочетание воспринималось как оксюморон. Серьезно о нем впервые заговорили в 1990 году после одноименной статьи Питера Саловея и Джона Майера для журнала Imagination, Cognition, and Personality. Они определили его как способность узнавать свои и чужие эмоции и чувства, различать их между собой и использовать эту информацию для дальнейших рефлексий и действий. Саловей и Майер отметили, что считают эмоциональный интеллект подсистемой уже известного социального интеллекта, который позволяет «понимать людей и управлять ими».
Дальше дров в костер подбросил — и продолжает подбрасывать — писатель, психолог и родной дядя автора «Мифа о красоте» Наоми Вульф Дэниел Гоулман: именно после его книги-бестселлера об эмоциональном интеллекте узнал широкий круг читателей. Гоулман сумел найти правильную интонацию для разговора с огромной аудиторией и увлечь ее не самой простой темой. Правда, писатель не только разжевал труды предшественников, но и предложил собственную трактовку: по его мнению, эмоциональный интеллект состоит не из четырех сфер, как предлагали Саловей и Майер, а из пяти.
Из чего он состоит?
В классической модели у эмоционального интеллекта четыре составляющих. Самосознание — способность распознавать свои эмоции и чувства; самоконтроль — возможность управлять ими; общественное осознание позволяет понимать эмоциональные процессы, происходящие в обществе; менеджмент отношений, затрагивающий и межличностные, и групповые. Гоулман соглашается с первыми двумя позициями, но по-своему комбинирует и разбивает остальные: помимо самосознания и самоконтроля, в его модели присутствуют внутренняя мотивация, эмпатия и социальные навыки. В целом классификация Гоулмана выглядит упрощенной, зато она крайне практична и не вызывает отторжения даже у тех, кто впервые сталкивается с темой.
Правда ли, что эмоциональный
интеллект важнее IQ?
В последние десятилетия ум оценивали только на основании IQ. Тем, кому «повезло» получить высокий показатель, прогнозировали большое будущее, а людям с низким подбрасывали всё новые способы для прокачивания интеллектуальных способностей. В Microsoft, например, раньше отбирали кандидатов по тому, как быстро они могли решить логические задачи.
О том, что кроме интеллекта есть другие не менее важные составляющие ума (в англоязычной литературе — intelligences), заговорил профессор Гарварда Говард Гарднер. Он утверждает, что ум следует оценивать не по IQ или другому единственному показателю, но по семи. Это склонность к лингвистике, логико-математическому мышлению (то, что в ущерб остальному так ценят в школах) и пониманию собственного тела, музыкальные способности, пространственное мышление и, наконец, способность хорошо ладить с другими людьми и собой. Позже Гарднер добавил к ним «ум натуралиста» (Невилл Долгопупс, привет) и еще допустил, что компетенции в экзистенциальных и моральных вопросах тоже могут быть небесполезными категориями при анализе личности.
Так что вынесенное в заголовок нашумевшей книги Гоулмана утверждение, что эмоциональный интеллект может быть важнее IQ хоть и верно (для некоторых людей в некоторых обстоятельствах), но больше является маркетинговой уловкой: эмоции, в отличие от интеллекта, всё еще свежая тема, на которой можно эффектно спекулировать.
Зачем развивать эмоциональный интеллект?
Наверняка вы не раз слышали о том, как легко кому-то продвигаться по карьерной лестнице. Или как хорошо кому-то удается общаться с собственными детьми. У героев этих ситуаций почти наверняка высоко развит эмоциональный интеллект, который позволяет им не только яснее осознавать свои цели (а значит, быстрее достигать их), но и успешно выстраивать коммуникацию с людьми на разных уровнях — в какой-то момент развития это становится необходимой ступенью в любой области.
Если продуктивность не кажется вам такой уж привлекательной, подумайте о том спокойствии, с каким можно воспринимать не самые похвальные свои и чужие поступки и эмоции, — развитый эмоциональный интеллект это позволяет. Стать бесчувственным чурбаном никому не грозит — наоборот, без ненужных рефлексий освобождается время на то, чтобы наслаждаться приятными проявлениями жизни и свести к минимуму неприятные (и сделать из них все необходимые выводы). Отметим, что самостоятельная работа со своими эмоциями не заменяет врачебной помощи, так что, если вы подозреваете у себя срочные или серьезные психологические проблемы, не стоит решать их самостоятельно.
Как это сделать?
Любопытствующим можно сперва пройти тест на определение эмоционального интеллекта. В конце этого опросника, например, дадут весьма мягкую оценку вашего эмоционального навыка, которую можно взять за отправную точку. Кроме того, тесты подобного рода помогают узнать себя в предлагаемых ситуациях («находясь в группе друзей, всегда ли вы можете понять, что чувствует каждый из них?») и самостоятельно проанализировать свои способности. А вообще, систем оценки много (SASQ, MSCEIT, ECI, например), но для того, чтобы в них вникнуть, требуется либо действительно много свободного времени, либо помощь специалиста.
В любом случае небесполезно будет почитать статьи Майера с Саловеем и работы Гоулмана. Первые два дадут академический взгляд, полезный для общего развития, а к книгам Гоулмана можно обращаться за более насущной информацией. Он дает ее достаточно, чтобы познакомиться с темой, и заставляет читателя выполнять несложные, но показательные упражнения вроде ведения дневника эмоций. Если времени на статьи и книги нет, можно воспользоваться проверенными методиками для саморазвития, пример хорошей есть здесь. Важно помнить, что развитие эмоционального интеллекта, как и любая другая перестройка, требует времени и отдачи, так что не стоит переживать, если в течение месяца у вас не наладится личная жизнь или вы не взлетите по карьерной лестнице (но наверняка даже за этот короткий срок будут заметны маленькие изменения в отношениях с людьми и собой).
Источник
Модель эмоционального интеллекта. Качества эмоционального лидера.
Каждая из областей эмоционального интеллекта – самосознание, самоконтроль, социальная чуткость и управление отношениями – содержит важный набор навыков, необходимых для резонансного лидерства.
1.Самосознание
Эмоционально интеллектуальное лидерство основано на самосознании.
Лидер не способен достаточно хорошо управлять собственными эмоциями, если он почти или совсем их не осознает. А если его эмоции выходят из-под контроля, то пострадает его способность управлять отношениями с другими людьми.
Самосознание способствует как сопереживанию, так и самоконтролю, а сочетание последних двух качеств делает возможным эффективное управление отношениями.
Личностные навыки:
- Эмоциональное самосознание: анализ собственных эмоций и осознание их воздействия на нас; использование интуиции при принятии решений
Лидеры с высоким эмоциональным самосознанием прислушиваются к своим внутренним ощущениям и осознают воздействие своих чувств на собственное психологическое состояние и рабочие показатели. Они чутко улавливают свои главные ценности и часто способны интуитивно выбрать лучший способ поведения в сложной ситуации, воспринимая благодаря своему чутью картину в целом. Лидеры, наделенные развитым эмоциональным самосознанием, часто бывают справедливыми и искренними, способными открыто говорить о своих чувствах и верящими в свой идеал.
- Точная самооценка: понимание собственных сильных сторон и пределов своих возможностей
Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.
- Уверенность в себе: чувство собственного достоинства и адекватная оценка своей одаренности
Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне группы.
2.Самоконтроль
Лидер не способен достаточно хорошо управлять собственными эмоциями, если он почти или совсем их не осознает. А если его эмоции выходят из-под контроля, то пострадает его способность управлять отношениями с другими людьми.
Личностные навыки:
- Обуздание эмоций: умение контролировать разрушительные эмоции и импульсы
Лидеры, обладающие этим навыком, находят способы контролировать свои разрушительные эмоции и импульсы и даже использовать их на пользу делу. Воплощением руководителя, способного управлять своими чувствами, является лидер, сохраняющий спокойствие и рассудительность даже в условиях сильного стресса или во время кризиса – он остается невозмутимым даже в том случае, когда сталкивается с проблематичной ситуацией.
- Открытость: проявление честности и прямоты; надежность
Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость – искреннее выражение своих чувств и убеждений – способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.
- Адаптивность: гибкое приспособление к меняющейся ситуации и преодоление препятствий
Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.
- Воля к победе: настойчивое желание улучшать производительность ради соответствия внутренним стандартам качества
Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию – повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.
- Инициативность: готовность к активным действиям и умение не упускать возможности
Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности – или сами их создают, – а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего.
- Оптимизм: умение позитивно смотреть на вещи
Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, «стакан наполовину полон») они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.
3.Социальная чуткость
Социальная чуткость – особенно сопереживание – помогает решить еще одну задачу лидера: вызвать живой отклик.
Когда лидер прислушивается к тому, что в данный момент чувствуют другие, он может сказать и сделать то, что необходимо в данной ситуации, чтобы успокоить страхи, укротить гнев или сплотить людей в общем порыве. Тактичное отношение позволяет лидеру распознать ценности, разделяемые коллективом, и приоритеты, которые побуждают людей к действию.
Социальные навыки:
- Сопереживание: умение прислушиваться к чувствам других людей, понимание их позиции и активное проявление участливого отношения к их проблемам
Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.
- Деловая осведомленность: понимание текущих событий, иерархии ответственности и политики на организационном уровне
Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.
- Предупредительность: способность признавать и удовлетворять потребности подчиненных, клиентов или покупателей
Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.
4.Управление отношениями
Если лидеры понимают свое мировоззрение и ценности и могут правильно воспринимать эмоции группы, их навыки в области управления отношениями смогут лишь усилить резонанс.
Социальные навыки:
- Воодушевление: умение вести за собой, рисуя захватывающую картину будущего
Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.
- Влияние: владение рядом тактик убеждения
Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.
- Помощь в самосовершенствовании: поощрение развития способностей других людей с помощью отзывов и наставлений
Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, – видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.
- Содействие изменениям: способность инициировать преобразования, совершенствовать методы управления и вести работников в новом направлении
Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути.
- Урегулирование конфликтов: разрешение разногласий
Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения – идеал, который смогут разделить все. Они выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.
- Укрепление личных взаимоотношений: культивация и поддержание сети социальных связей
- Командная работа и сотрудничество: взаимодействие с другими работниками и создание команды
Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.
Однако, чтобы руководить эмоциональным настроем группы, лидеры должны сначала четко осознать собственный курс и свои приоритеты – и это снова возвращает нас к важности самосознания. Круг замкнулся.
Источник