Исследование эмоциональной сферы студентов вуза
Клемес Виктория Сергеевна,старший преподаватель факультета социальных наук,«Амурский Государственный университет», г. Благовещенск vk09@bk.ru
Дороффевская Екатерина Игоревна,студентка 4 курса факультета социальных наук,«Амурский Государственныйуниверситет», г. Благовещенск dorofeevskay.k@gmail.com
Исследование эмоциональной сферы студентов вуза
Аннотация.В статье рассматриваются особенности эмоциональной сферы личности студентов; представлены результаты диагностики студентов инженернофизического факультета и студентов факультета социальных наук Амурского Государственного Университета.Ключевые слова:эмоции, эмоциональная сфера, виды эмоций, эмоциональные переживания, чувства, направленность эмоций, эмоциональность в студенческом возрасте.
Важнейшим аспектом формирования личности учёные считают развитие эмоциональнойсферы, выполняющей функцию регуляциижизнедеятельности. Анализ теоретического, экспериментального наследия учёных (М.Я. Басов, К.Н. Корнилов, С.Л. Рубинштейн, И.П. Павлов, Л.С. Выготский, И.М. Сеченов, А.В. Веденов , Е.П. Ильин, и другие) показал, что эмоциональное поведение позволяет человеку изменять окружающую действительность, сообразуясь со знаниями законов развития природы и общества. Роль нравственных качеств личности в осуществлении регуляцииповедения изучалась в работах М.И. Маджарова, П.А. Рудика, В.И. Селиванова. Авторы пришли к выводу о том, что нравственная направленность личности во многом способствует осуществлению регуляции поведения.
Развитие эмоциональнойсферы является важнейшим аспектом развития личности в целом. В младшем возрасте складывается и проявляется до 70% личностных качеств, поэтому невнимание к развитию личности в этом возрасте порождает педагогические просчёты, которые ярко обнаруживаются на последующих ступенях обучения. Проблемы эмоциональной регуляции с особой остротой возникают на переходном этапе от младшего школьного к подростковому возрасту.При отсутствии целенаправленного формирования эмоционально сферы личности в условиях стихийного развития индивиды оказываются неспособными к саморегуляции деятельности
В настоящее время особенности эмоциональности студенчества как специфической возрастной и социальной группы могут быть отнесены к малоизученной области психологического знания.
Вместе с тем студенческий возраст, как этап развития, является сенситивным периодом для развития основных социогенных потенциалов человека, существенным компонентом которых являются эмоциональные отношения.
Студенческий этап развития характеризуется максимальным включением личности в различные сферы общественных отношений и деятельности, которое требует мобилизации всех ресурсов человека и определяет повышенные требования к его эмоциональной сфере. Актуальность проблематики определила выбор темы исследования:«Особенности эмоциональной сферы студентов».
Исследование проводилось с помощьюметодики диагностики эмоциональности В.В Суворова и методики диагностики эмоциональности по В. М. Русалову. Методика диагностики эмоциональности была предложена В.В. Суворовым в1976г.и определяет общую эмоциональность человека.
В методике диагностике эмоциональности В.М. Русалова, автор выделяет тривида проявления эмоциональности: психомоторную, коммуникативную и интеллектуальную. Соответственно этому в методике имеются три шкалы.
Экспериментальное исследование тревожности проводилось на базе Амурского Государственного Университета. В исследованияхприняли участие студенты 3 курсовфакультета социальных наук и инженернофизического факультета в количестве 30 человек в возрасте 1922 года (15 человек психологов и 15 человек геологов.)
Методика В.В. Суворова Предназначена для выявления интегрального показателя эмоциональности личности. Таблица 1 Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
В таблице видно, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Анализируя данные, можно заметить, что отличие студентов психологов, от геологов заключается в том, что у психологов преобладают показатели выше среднего, когда у геологов наоборот –преобладают показатели ниже среднего уровню эмоциональности. Для наглядности представлена диаграмма.
Диаграмма 1Результаты исследования студентов факультета социальных наук
и инженернофизического факультета по методике В.В. Суворова
01234567ПсихологиГеологиОпрашиваемыеНизкая эмоц.Пониженная эмоц.Средняя эмоц.Повышенная эмоц.Высокая эмоц.Колво
Эмоциональность свойство человека, характеризующие содержание,качество и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющихтемперамента. Свойства эмоциональности как одной из сфер проявлениятемперамента впечатлительность, чувствительность, импульсивность и пр.
Содержательные аспекты эмоциональности отражают явления и ситуации,имеющие особую значимость для субъекта. Они неразрывно связанысостержневымиособенностями личности, ее нравственнымпотенциалом:направленностьюсферы мотивационной, мировоззрением, ориентациями ценностными и пр. Качественные свойства эмоциональности характеризуют отношение индивида к явлениям внешнего мира и выражаются в знаке и модальности доминирующих эмоций. Кдинамическим свойствам эмоциональности относятся особенности появления, протекания и прекращения эмоциональных процессов и их внешнего выражения.
Повышенный уровеньэмоциональности тенденция ксильнымиглубоким непосредственным переживаниям своего отношения к окружающей действительности (эмоции радости, печали, обиды и т.д.),впечатлительность,чувствительность,импульсивность,склонностьк волнениям.
Таблица 2 Результаты исследования студентов факультета социальных наук и
студентов инженернофизического факультета по методике В.М. Русалова
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность640%427%533%интеллектуальная эмоциональность746%427%427%коммуникативная эмоциональность640%427%533%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность854%213%533%
ПоказателиНизкий уровеньСредний уровеньВысокий уровеньКолво%Колво%Колво%психомоторная эмоциональность746%321%533%интеллектуальная эмоциональность746%321%527%коммуникативная эмоциональность640%320%640%
Ниже нормыНормаВыше нормыКолво%Колво%Колво%Общая эмоциональность321%1279%00
Если проанализировать данные тестирования двух групп студентов, то можно сделать следующие выводы. Общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных). Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе, даже некоторая «толстокожесть». Такие люди хорошо справляется с ситуациями, вызывающими эмоциональное напряжение, связанными со стрессами. Но подобным людям обычно сложнее устанавливать близкие отношения с окружающими, понимать переживания других. Высокие же показатели означают, что даже незначительные события могут вызвать у человека интенсивные переживания —как положительные (например, радость), так и отрицательные. Такие люди более эффективно действует в спокойных ситуациях, не связанных с повышенным уровнем стрессов. Кроме того, они чувствительны к эмоциям и чувствам других людей, что помогает им устанавливать и поддерживать близкие доверительные отношения с ними. Но напряженные ситуации, связанные с конфликтами, необходимостью выполнять очень сложную и ответственную работу и т. п., способны надолго выбить их из колеи. Следовательно, средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Для выявления особенностей эмоциональности студентов разных факультетов нами использовалсяUкритерий Мана Уитни.
При оценке различий уровня эмоциональности между студентами психологами и геологамис помощью критерия U Манна Уитни, получились следующие результаты.По В.М РусловуUЭмп = 104Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(104) находится в зоне незначимости. Вывод: по методике 2 различий между уровнями изучаемых явлений нет.По В.В СуворовуUЭмп = 59.5Uкр.= 56 (p≤0.01)Uкр.= 72 (p≤0.05)
Полученное эмпирическое значение Uэмп(59.5) находится в зоне неопределенности. Вывод: по методике 1 значимых отличий не выявлено. Невозможно принять Н1 и отвергнуть Н0.
Таким образом, мы выявили, что существенных различий, между студентами факультета социальных наук и студентами и инженернофизического факультета, нет, поэтому полученные данные опровергают поставленную в данном исследовании гипотезу, Но необходимо учесть, что в данной работе мы не рассматривали отдельные компоненты эмоциональности, а лишь брали эмоциональность как целостную черту личности.
Таким образом, в данной курсовой работе были рассмотрены понятия эмоциональной сферы человека, как проявляются эмоции в студенческим возрасте. Так же мы провели исследование на выявление общей эмоциональности «Методика диагностики эмоциональности» по В. М. Русалову,и определения уровня эмоциональности студентов «Методика диагностики эмоциональности» В.В Суворова
В результате эмпирического исследования выяснилось, что у студентов обеих групп преобладает средняя эмоциональность, это свидетельствует о том, что студенты сдержаны в своих эмоциях и могут в той или иной степени контролировать себя в различных жизненных ситуациях. Значимых различий между уровнями устудентов нет.
Так же выяснилось, что общая эмоциональность у психологов находится в норме (79 % опрошенных), когда у геологов преобладает показатель ниже нормы (54% опрошенных)
Низкие показатели эмоциональности у геологов означают, что различные внешние события вызывают у них относительно слабый внутренний отклик, для них характерны спокойствие, невозмутимость, уверенность в себе. Средние (в норме) показатели у психологов свидетельствуют о том, что студенты к 4ому курсы, в должной мере научились контролировать свои эмоции.
Ссылки на источники1.АбульхановаСлавская К.А. Деятельность ипсихология личности. М., 20052.Вилюнас В.К., Гиппенрейтер Ю.Б. Психология эмоций.Тексты.–СПб.: Питер, 2006. –404с.3.Олъишнникова А. Е. Эмоции и воспитание.М, 2003.С.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ
Тимофеева С.П.¹, Михалева А.Б.²
²Кандидат психологических наук, доцент кафедры возрастной и педагогической психологии,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ СТУДЕНТОВ
Аннотация
В работе рассматривается проблема эмоционального развития студента, определяется природа аффекта и причины его возникновения. Предлагается организация культурного досуга студентов с целью эмоционального оздоровления посредством восприятия классической музыки.
Ключевые слова: эмоциональная сфера, аффект, катарсис, личность.
Timofeeva S.P.¹, Mikhaleva A.B.²
²PhD in Psychology, Associate Professor,
North-Eastern Federal University named after M.K. Ammosov
EMOTIONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS
Abstract
In this paper describe the problem of emotional development of students, and determine the nature of affects and main ways of higher education. Suggest the organization of cultural leisure of students to emotional recovery through classic music perception.
Keywords: emotions, affect, catharses, personality.
Постановка проблемы
Путь развития личности немыслим без жизненных испытаний и/или психологических нагрузок. Для человека важно прийти к пониманию того, что если не работать над укреплением своего психологического состояния и не учиться контролировать эмоции, то можно легко стать «заложником» своих эмоций, подвергая тем самым опасности здоровье и качество жизни в целом. Следовательно, умение управлять эмоциями является важной частью жизни личности [2].
Эмоции необходимы для выживания и благополучия человека. Существует большое разнообразие положительных (удовольствие) и отрицательных (неудовольствие) эмоций. Чрезмерное выражение эмоций получило название аффекта. Это особое состояние человека, которое связано с «выключением» обычного рационального мышления, в таком состоянии человек действует «стереотипно», в нем как бы включается «аварийная программа» заложенная генетически или навязанная социумом. Чаще всего возникают такие реакции, как бегство, оцепенение, агрессия. Аффекты препятствуют нормальной организации поведения, его разумности. Они способны оставлять сильные и устойчивые следы в долговременной памяти. В отличие от аффектов работа эмоций и чувств связана по преимуществу с кратковременной и оперативной памятью. Эмоциональная напряженность, накапливаемая в результате возникновения неприятных ситуаций, может суммироваться и рано или поздно, если ей вовремя не дать выхода, привести к сильной и бурной эмоциональной разрядке (аффекту), которая, снимая напряжение, часто влечет за собой ощущение усталости, подавленности и депрессии [1].
Традиционно в российской психологии эмоциональное развитие связывали с нравственным становлением личности: чувства интеллектуальные предшествуют развитию чувств нравственных, индивидуальные нравственные чувства – социальным [3].
Методика, результаты
С целью исследования эмоциональных состояний среди студентов мы провели объективное, включенное и кратковременное наблюдение в группе из 20 студентов 2 курса Физико-технического института. Объектом наблюдения стали положительные, отрицательные эмоции и нейтральное (безэмоциональное) состояние студентов. Анализ результатов выявил следующее: положительные эмоции (радость, выражение симпатии, удовлетворение) проявлялись практически у всей группы в начале и конце недели. Отрицательные эмоции (печаль, тоска, недовольство, обида, агрессия и страх) проявились во вторник и среду, то есть в середине недели. При этом данный вид эмоций демонстрировали в большей степени студенты со средней успеваемостью (троечники) и староста группы. Внешне безэмоциональное поведение наблюдалось практически во все дни недели у одного из студентов, причина внутренней скованности предположительно в затруднительном материальном положении и плохой успеваемости.
Древнегреческий ученый Аристотель в своей теории катарсиса предупреждал о вреде накапливаемой эмоциональной напряженности и рекомендовал своевременно выводить ее из организма в целях предупреждения аффектов. Катарсис – это эмоциональная разрядка, очищение души от излишков эмоций в процессе восприятия искусства. Согласно Аристотелю, с целью психологического оздоровления, прежде всего, и культурного развития мы посчитали необходимым организовать студентам слушание разных стилей музыки: классической, джаз, рок, музыки для детей в исполнении профессиональных музыкантов филармонии. В опросе после концерта все отметили переживание удовольствия и восторга, а также возникшее состояние «легкости в душе». Так была проведена работа по формированию у студентов положительных переживаний, которые всегда связаны с работой сознания и могут произвольно регулироваться.
Выводы
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. Поэтому человеку важно знать особенности своей эмоциональной сферы и возможные пути ее развития и оздоровления, стремиться действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства.
Литература
- Дьяконова Н.А., Михалева А.Б. Подготовка учителей физики в вузе/Сборник научных трудов SWorld, 2013. – Том 25. – С. 56.
- Изард К.Е. Эмоции человека. – М., 1980. – С. 106-123.
- Леонтъев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Психология эмоций. – М., 1993. – С. 171-180.
Источник