- Развитие эмоциональной сферы личности современного человека
- Что такое эмоциональное развитие личности
- Что такое эмоциональная зрелость
- Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?
- Что отличает эмоционально зрелого человека?
- «Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?
- Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями
Развитие эмоциональной сферы личности современного человека
Каждый человек проходит индивидуальный путь социального «эволюционирования». Психологическое становление индивидуума включает также развитие эмоциональной сферы личности, без которой невозможен современный образ человека.
Формирование эмоционально-волевого компонента является важным условием становления личности, опыт которой непрерывно обогащается.
Развитию эмоциональной сферы способствует семья, работа, обучение, круг общения, окружение. Эмоционально-волевая сфера считается центральным звеном психического развития личности.
Долгое время развитие эмоциональной сферы личности рассматривалось как один из проблемных вопросов психологии. До сих пор некоторые психологи полагают, что не существует целостной концепции в отношении данной темы. А есть лишь противоречивые мнения представителей разных психологических школ.
Ряд психологов, таких как X. Остер, П. Экман, К. Изард считают, что эмоциональная система дается человеку с момента рождения. А потому является самой зрелой в сравнении с другими психическими системами личности.
Другие же ученые утверждают, что человек рождается с абсолютно чистым, не содержащим никакой информации психоэмоциональным полем. Поэтому только в процессе взросления, общения, личного опыта это поле заполняется определенной информацией.
В любом случае необходимо развитие эмоциональной сферы личности, чтобы она достигла своей зрелой фазы. Под эмоциональным развитием понимается:
- осознание своих чувств, переживаний другого человека;
- постепенное разграничение эмоций, чувств;
- расширение круга объектов, субъектов, вызывающих эмоциональный отклик;
- формирование способности регулировать, контролировать чувства.
Основная практическая значимость эмоций в том, что они могут выступать катализаторами активных действий. Так, пока жизнь протекает мирно, размеренно человек ничего не пытается менять, потому что его и так все устраивает. Но если происходит что-то, что раздражает, печалит, злит нас, то мы начинаем думать об изменениях. А все потому, что человек испытывает эмоциональный дискомфорт.
Самосознание, саморегулирование, самостоятельной развитие эмоциональной сферы личности, чувств направлены на овладение ими и включены в процесс самосовершенствования человека.
Умение управлять спонтанными эмоциональными побуждениями, реакциями является показателем эмоционального развития.
Совершенствование высших эмоций, чувств происходит по мере социализации, развития человека, становления личности. Такое развитие имеет несколько направлений:
- включение в сферу эмоциональных переживаний новых событий, предметов, людей;
- повышение уровня сознательного управления эмоциями;
- постепенное включение в нравственную регуляцию высоких ценностей, норм.
Психологи едины лишь в одном: развитие эмоциональной сферы личности имеет определяющее значение для становления личности в целом. Его закономерности могут указать механизм дальнейшего развития человека, потому что чувства выявляют важные аспекты внутреннего мира личности.
Эмоции можно использовать как отличный стимул в любой практически значимой деятельности, включая бизнес. Положительные эмоции заряжают позитивной энергией, а отрицательные – подстегивают для большого рывка, кардинальных изменений.
Правильно сформированный эмоциональный фон (атмосфера) компании может повысить результативность, продуктивность работы не только отдельно взятых сотрудников, но и всего предприятия. Но, как и любым «допингом», эмоциональным воздействием не стоит злоупотреблять.
Источник
Что такое эмоциональное развитие личности
В отличие от физиологических изменений, которые в определенной степени одинаково сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, эмоциональная зрелость не зависит от возраста.
В каких-то случаях она гармонично коррелирует с развитием и взрослением личности, но встречаются также люди, чья эмоциональная зрелость формируется очень рано, а в каких-то случаях она может быть практически неизменной на протяжении всего жизненного пути человека.
Так что же такое «эмоциональная зрелость» — искусственный конструкт, который изобрели люди для описания чужой безответственности, или важный аспект становления личности, которому стоит уделить пристальное внимание?
Что такое эмоциональная зрелость
Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.
Эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности
Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками.
Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?
Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.
Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.
Что отличает эмоционально зрелого человека?
1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.
Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.
У Бога нет других рук, кроме Ваших
2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.
3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.
4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.
«Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?
А надо ли ее вообще развивать? И если да, то зачем?
В идеале каждому самостоятельно ответить себе на этот простой вопрос, который поможет определить намерение. И если вы решительно настроены на прокачку этой ценной структуры, то у вас обязательно получится прийти к этой цели.
1. Ведение дневника осознанности, в котором вы будете фиксировать и анализировать
3-5 раз в день ваши состояния, эмоции, мысли, поступки. В одной графе можно записывать те, что со знаком +, а в другой – те, что со знаком – . И над вторыми особенно тщательно работать, погружаясь в их природу, в то, как можно в будущем их избежать. А над теми, что с +, радоваться и хвалить себя.
Подобный анализ ценен тем, что, работая над своими привычными моделями поведения, эмоциями, мыслями, над своим внутренним миром, вы будете совершенствовать то, что происходит вовне. Вы научитесь управлять этим процессом.
А надо ли вообще развивать эмоциональную зрелость?
2. Визуализация и чувствование:
Как вы поймете, что вы повысили свой уровень эмоциональной зрелости? Какие жизненные ситуации Вам послужили бы подтверждением? Что Вы чувствуете, проживая их? Замедлитесь, закройте глаза и представьте себе.
Как изменился Ваш образ? Какой Вы теперь? Как изменится Ваше окружение?
3. Окружение
1) Развивающая среда
Окружать себя и общаться в том числе с теми, кто в Вашем понимании эмоционально зрелый, кто мог бы быть авторитетом для Вас.
2) Поддерживающая среда
Сообщества, группы людей, которые занимаются самосовершенствованием. Вступив в такую группу, вы обретете единомышленников и надежную опору.
И помните, что в освоении любого навыка, компетенции, в процессе любого движения, важно опираться на искусство маленьких шагов. Если вы будете придерживаться регулярности и продвигаться пусть даже крошечными шажочками, Вы непременно достигнете самых небывалых высот.
Если хотите узнать больше о теме эмоциональной зрелости, советуем посетить первую в России онлайн конференцию GROW UP, посвященную осознанному взрослению, она пройдет с 21 по 23 апреля 2021 года. Регистрация по ссылке.
Источник
Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями
Понятие личности в психологии. Структура в личности. Самосознание личности. Характеристика образа «Я».
Индивидом рождаются, личностью становятся, за индивидуальность сражаются.
В психологии употр.близкие, но не тождественные понятия индивид(представитель биологического вида), личность(индивид как субъект межличностных и социальных отношенийи сознательной деятельности), индивидуальность(личность в ее своеобразии). основные отечественных исследователи: Рубинштейн С.Л., Петровский А.В., Ананьев Б.Г., Асмолов А.Г.
Понимание природы индивидуальности тесно связано с выяснением роли биологического и социального в личности. Биологизаторы: С.Холл главным з-ном развития считал «з-н рекапитуляции»(развитие повторяет стадии развития человечества, т.е. охота и т.д.) Кречмер считал, что между типом телосложения и особенностями развития лежит связь. Фрейд говорит, что все поведение личности обусловлено бессознательными био влечениями, инстинктами(сексуальными). Социогенетическая теория старается объяснить особенности личности, исходя из структуры общества, способов социализации, взаимоотношений. Здесь теория научений Скиннера,Торндайка(жизнь личности-результат подкрепляемого научения, усвоения знаний и навыков).Теория социализации – от взаимодействия с обществом. Теория ролей – жизня дает способы поведения и эти роли накладывают отпечаток. Психодинамические концепции(Эриксон) – поведение через эмоции, влечения и т.д. Персонологические(Маслоу,Бюлер) – развитие личности в целом. Биологическое(тип нервной сист., половые ос-ти и т.д.) надо рассматривать как социально обусловленное. Основные этапы развития личности по А.В.Петровскому: адаптация, индивидуализация, интеграция.
Основу личности составляет ее структура. Есть несколько точек зрения, я выделю Рубинштейна: 1.направленность(проявл.в потребностях, интересах, идеалах, убеждениях и т.д.) 2.ЗУНы(приобретаются в ходе жизни и познавательной деятельности) 3.индивидуально-типологические особенности(проявл.в темпераменте, характере, способностях). Фрейд говорит, что источником активности явл.инстинктианые побуждения.2 потребности-либидо и агрессия.
Переживания наличия своего «Я» является результатом длительного процесса формирования личности, которая начинается в младенческом возрасте. Взаимодействия и общения с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих психологических и физических состояний, действий процессов. У старших школьников формируется образ собственного «Я». В психологии образ собственного «Я» обозначает понятия «Я-образ» или «Я-концепция».
«Я-образ» относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая система представления индивида о самом себе, на основе которого он строит свое взаимодействие с другими. В «Я-образе» встраивается отношение и к самому себе.
«Я-образ» включает в себя 3 компонента:
1.Когнитивный – представление о своих способностях, внешности, соц. значимости.
2.Эмоционально-оценочный – самоуважение, самокритичность, себялюбие.
3.Поведенческий – стремление быть понятым, завоевать симпатию, уважение, повысить свой статус, уклониться от оценки критики, скрыть свои недостатки.
«Я-образ» может обозначаться как:
1)«Реальное Я»- сеюминутное, текущее
2) «Идеальное Я» — каким бы он должен быть по его мнению, чтобы соответствовать соц. Нормам и ожиданиям окружающих
3)«Фантастическое Я» — то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.
Степень адекватности Я-образа выясняется при изучении одного и важнейших его компонентов – самооценка личности – оценка личности самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Психологи называют самооценку личности «ядром личности». Самооценка играет существенную роль в организации целесообразного поведения, деятельности, взаимоотношение с окружающими людьми.
3.Взаимоотношение когнитивного и эмоционального компонентов в ее структуре.
Самооценка возникает на основе самопознания, оценки окружающих , а т.ж. на основе сравнения себя с идеальным образом.
1.Адекватная самооценка –позволяет человеку отнестись к себе в меру критически, правильно соотнести свои силы с задачами различной трудности и требование окружающих.
Заниженная самооценка проявляется в повышенной тревожности, постоянной боязни «-» мнения о себе, повышенной ранимости. Заниженная оценка разрушает у человека надежду на хорошее. Реальные успехи и «+» оценки окружающих он воспринимает как временные и случайные. Он остро реагирует на критику, смех. Недооценивает свою полезность, что приводит к снижению активности, комплексу неполноценности.
2.Достотолчно высокая самооценка – проявляется в том, что человек руководствуется своими принципами, независимо от мнения окружающих. Если самооценка не слишком завышенная, она «+» влияет на самочувствие и порождает устойчивость критики вследствие этого, критика не вызывает защитной реакции.
3.Завышенная самооценка – человек самоуверенно берется за работу, превышающую его реальные возможности, что при неудаче может привести его к разочарованию и стремление переложить ответственность на обстоятельства и др. людей.
Самооценка тесно связана с уровнем притязаний – желаемый уровень самооценки личности, проявляется в степени трудности цели, которые индивид ставит перед собой. Стремление к повышенной самооценке порождает конфликт двух тенденций.
С одной стороны – стремлении повысить притязание, чтобы пережить максимальный успех.
С другой стороны понизить притязания, чтобы избежать неудач. В случаи успеха уровень притязания повышается, человек проявляет готовность решать более трудные задачи; при не успехе соответственно снижается.
Формула С/О Джеймса: С\О=успех/притязание. Сказать об определении уровня притязаний(тест из практики с Вили)
2.Понятие индивидуальности с современной психологии. Темперамент, характер, способности как проявления индивидуальных различий.
Индивид – факт принадлежности живого существа к человеческому роду.
Индивидуальность – личность в ее своеобразии – это, то чем та или иная личность отличается от окружающей. Особенностью интеллекта, чувствами и др. свойственны личности, проявляющиеся в деятельности. Но индивидуальность говорит не только о непохожести личности; она позволяет выявить творческие возможности в меру соц. Инициативы, активности и оригинальности личности.
Индивидуально психологические основы личности:
1.Темперамент – индивидуально-своеобразное природно – обусловленное динамическое проявление психики. Свойства темперамента наиболее устойчивы и постоянны по сравнению с др. психологическими особенностями человека.
Основные компоненты темперамента:
1)общая психологическая активность 2)моторика 3)эмоциональность
От темперамента зависят:
1.Скорость возникновения психологических процессов и их устойчивость.
2.Темп и режим деятельности поведения.
3.Интенсивность психологических процессов.
Большой вклад в изучение темперамента внес И.П Павлов. Он считал, что три свойства нервной системы определяют тип ВНД:
1.Сила – способность НС сильные раздражители. Она характеризуется выносливостью и работоспособностью.
2.Уравновешенность – хар-ся соотношением процессов возбуждения и торможения .
3.Подвижность – показатель быстроты смены процессов возбуждения и торможения.
Физиологической основой темперамента является не только деятельность коры головного мозга, а взаимодействие ее с подкоркой, а т.ж. взаимодействие общих сигнальных систем. Идеи Павлова о типах ВНД Теплов и Нибылицин. Они экспериментально установили дополнительные свойства НС:
1.Лабильность – скорость возникновения и протекания возбужденного и тормозного процессов
2Динамичность-скорость и легкость выработки условных рефлексов.
3Концентрированность-показатель меры дифференцировки раздражителей.
Ими открыто «+» свойство слабого типа – высокая чувствительность. Природные особенности НС могут быть замаскированы системой временных связей, выработанных в течении жизни. Ни какая психологическая черта не является только врожденной. Проявление свойств НС возможно лишь в экспериментальных условиях.
1.Сензитивность – возникновение психологической реакции на внешних раздражителей меньшей силой.
2.Реактивность – Сила эмоциональной реакции на внешние и внутренние раздражители.
3.Активность – свойство хар – щее на сколько человек активнее в преодолении препятствий в своих действиях и поступках.
4.Темп реакции – скорость протекания психологических процессов и реакции.
5.Пластичность и регидность – 1)гибкость, легкость, приспособление к новым условиям; 2)костность, инертность, не чувствительность к изменению условий.
6.Экстровертированость – интровентированность – 1)направленность личности во вне, на окружающих людей, предст. событий.
2)направленность на себя собственные переживания, чувства.
2.Характер – целостное образование личности, определяющее деятельность и поведение и характеризующееся устойчивым отношение к различным сторонам действительности.
В темпераменте личность раскрывается со стороны динамических проявлений; в характере – со стороны ее содержания.
В характере выражаются наиболее типичные особенности человека.
Характер возникает и формируется в обществе. Физиологической основой характера являются тип НС и системы временных связей. Характер многогранен и многообразен в проявлениях, Но вместе с тем он обладает целостностью, которая достигается стержневыми, устойчивыми, доминирующими по силе и активности свойствами. Характер можно рассматривать как психологический склад личности человека, выраженный направленностью и волей.
В структуре характера выделяют несколько групп черт, выражающих различное отношение личности к деятельности:
1.Черты проявляющиеся в деятельности
2.Черты проявляющиеся по отношению к другим людям
3.Черты проявляющиеся по отношению к себе
4.Черты проявляющиеся к вещам, природе.
3.Способности – индивидуальные психологические особенности человека, проявляющиеся в деятельности и являющиеся условием успешности ее выполнения. От способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса овладения знаниями, умения и навыки, но сами они к ним не сводятся.
Доказано, что способность – прижизненное образование. Их развитие идет в процессе индивидуальной жизни. Среда и воспитание активно формируют их. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические и функциональные особенности человека, создающие определенные предпосылки для развития способностей. Способности развиваются на основе задатков, но не предопределены ими. Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они обуславливают уровень и быстроту развития.
1.Редопродуктивный – обеспечивает высокое умение усваивать знания и овладевать деятельность.
2.Творческий – обеспечивает создание нового, оригинального.
Основные виды способностей:
1.Общие – такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность во владении знаниями и осуществить различные виды деятельности.
2.Специальные – система свойств, которая помогает достигнуть высоких результатов
Эмоциональное развитие личности. Функции и классификация эмоций. Формы переживания чувств. Способы контроля и управления эмоциями.
Человек не только познает действительность в процессах восприятия, памяти, воображения и мышления, но вместе с тем относится, так или иначе, к тем или иным фактам жизни, испытывает те или иные чувства по отношению к ним.
Чувства, переживаемые в различной форме внутренние отношение человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает. Чувства, в узком значении этого слова, образуют эмоциональную сферу личности, являющиеся одним из регуляторов поведения человека, живым источником познания, выражением сложных и многообразных отношений между людьми.
Чувства выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения его потребностей. Возникшие, в процессе общения положительные состояния, свидетельствуют о благоприятном протекании процесса удовлетворения потребностей. Важной характеристикой эмоциональных состояний является их регулятивная функция. Возникшие у человека переживания выступают в роли сигналов, информирующих человека о том, как идет у него процесс удовлетворения потребностей, с какого рода препятствиями он сталкивается, на что надо обратить внимание, над чем необходимо задуматься, что надо изменить.
Эмоции сигнализируют о благополучном или неблагополучном развитии событий, о большей или меньшей определенности положения субъекта в системе его предметных или межличностных отношений и обеспечивает тем самым регулирование, отладку его поведения в условиях общения и деятельности.
Эмоции – психический процесс импульсивной регуляции поведения.
Чувства- одна из специфических форм отражения действительности. В чувствах отражается отношение субъекта с присущими ему потребностями, познаваемым и изменяемым им предметом и явлением действительности.
Виды эмоций человека:
1. Интерес- положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний, мотивирующее обучение.
2. Радость- положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворять потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.
3. Удивление- эмоциональная реакция на внезапно возникшее обстоятельство.
4. Страдание- отрицательное эмоциональное состояние, связанное с полученной информацией о невозможности удовлетворить потребности.
5. Гнев- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным возникновением серьезного препятствия на пути удовлетворения потребностей.
6. Отвращение- отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое обьектом, соприкосновение с которым вступает в резкое противоречие с идеологическими, нравственными или эстетическими принципами.
7. Презрение- отрицательное эмоциональное состояние, возникшее в межличностном взаимоотношении и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с жизненными позициями, взглядами и поведения объекта чувства.
8. Страх- отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, об грозящей ему опасности.
9. Стыд- отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных промыслов, поступков и внешности не только ожиданиями окружающих, но и собственным представлением о подобающем поведении и внешнем облике.
Переживания чувств не всегда имеют однозначимый характер. Эмоциональное состояние может вмещать в себя в своем сочетании 2 противоположных чувства: любовь и ненависть совмещаются при переживании ревности.
Каждая из перечисленных эмоций может быть представлена как грация состояний, возрастающих по степени выраженности: Спокойное удовлетворение, радость, восторг, ликование, экстаз и т. д. или застенчивость, смущение, стыд, вина и т.д.
Формы переживания чувств:
1. Эмоции- непосредственное , временное переживание какого- нибудь постоянного чувства.
Эмоцией, например, называется не само чувство любви к музыке, а восхищения, которые он испытывает.
2. Аффекты- эмоциональные процессы быстро овладевающие человеком и бурно протекающие. Оно характеризуется значительными изменениями состояния, нарушения контроля за действиями, утратой самообладания, и изменением жизнедеятельности организма. Аффекты кратковременны т. к. сразу вызывают громадную затрату сил: они похожи на вспышку чувства, взрыв, налетевший шквал. Если эмоции- это душевное состояние, то аффект- буря.
3. Настроение- общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течении всего времени все поведения человека. Настроение может быть радостное, возбужденное или подавленное, серьезное или легкомысленное, раздражительное или добродушное.
4. Стрессовые состояния- возникают в состоянии опасности, стыда, обиды, угрозы и т.д. состояние человека при стрессе характеризуются дезорганизацией поведения и речи, проявляющейся в одних случаях в беспорядочной активности, в другом- в пассивности, бездеятельности в обстоятельствах, когда нужно решительно действовать.
1. Нравственные (моральные)- отношения человека к человеку, обществу (любовь, сострадания, доброжелательность, гуманность преданность и т.д.)
2. Интеллектуальные- отношение личности к процессу познания, его успешности и не успешности (интерес, удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любовь к истине и др.)
3. Эстетические- отношения субъекта к различным фактам жизни и их отображению в искусстве как к чему-то прекрасному или безобразному, трагическому и комическому, возвышенному или пошлому, изящному и грубому.
Педагог не может ставить перед собой цель сформировать по отдельности нравственные, эстетические или интеллектуальные чувства. Задача успешно решается только при комплексном подходе.
Дата добавления: 2018-04-05 ; просмотров: 233 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник