Что такое эмоциональное общение со взрослыми

Что такое эмоциональное общение со взрослыми

Ведущая деятельность младенческого возраста — эмоциональное общение со взрослым.

Ребенок в этом возрасте является слабым и совершенно беспомощным. Хотя, родившись, он отделился от матери физически, но биологически еще связан с ней. Ни одной своей потребности он не может удовлетворить самостоятельно: его кормят, купают, одевают в сухое и чистое, перемещают в пространстве, следят за его здоровьем. И, наконец, с ним общаются. Такая беспомощность, полная зависимость от взрослого человека составляют специфику социальной ситуации развития младенца.

Потребность в общении у ребенка появляется рано, примерно в 1 месяц, после кризиса новорожденности (по некоторым данным, в 2 месяца). Комплекс оживления при появлении мамы (или другого близкого человека, ухаживающего за ребенком) показывает возникновение потребности в общении, которая должна как можно более полно удовлетворяться. Непосредственно-эмоциональное общение со взрослым создает у ребенка радостное настроение и повышает его активность, что становится необходимой основой для развития его движений, восприятия, мышления, речи.

Что же происходит, если потребность в общении не удовлетворяется или удовлетворяется недостаточно? Дети, оказавшиеся в больнице или детском доме, отстают в психическом развитии. До 9-10 месяцев они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд, устремленный вверх, мало двигаются, ощупывают свое тело или одежду и не стремятся схватить попавшиеся на глаза игрушки. Они вялы, апатичны, не испытывают интереса к окружающему. Речь появится у них очень поздно. Более того, даже при хорошем гигиеническом уходе дети отстают в своем физическом развитии. Эти тяжелые последствия недостатка общения в младенчестве получили название госпитализма.

Источник

Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

светлана тубасова
Роль общения со взрослыми в развитии ребенка

Развитие ребенка, в рамках теории культурно-исторического развития, понимается Л. С. Выготским как процесс присвоения детьми общественно-исторического опыта, накопленного предшествующими поколениями. Извлечение этого опыта возможно при общении со старшими. При этом общение играет решающую роль не только в обогащении содержания детского сознания, но и обуславливает его структуру.

Если обобщить влияние общения на общее психическое развитие ребенка, то можно сказать,что:

1) оно ускоряет ход развития детей (появление и последующее развитие как операционально-технических, так и перцептивных навыков);

2) оно позволяет преодолеть неблагоприятную ситуацию (так например, прослушивание детьми в интернатах магнитофонной речи, в случае включения в живое общение с окружающим, способствует нормализации речи при отставании ее развития);

3) оно же позволяет исправить дефекты, возникшие у детей при неправильном воспитании.

Это влияние, по мнению А. А. Бодалева, прослеживается во многих сферах психического развития: начиная от области любознательности детей и заканчивая развитием личности и осуществляется благодаря тому,что:

— для детей младшего возраста взрослый является богатейшим источником разнообразных воздействий (сенсомоторных, слуховых, тактильных и др.);

— при обогащении опыта ребенка взрослый сначала знакомит его с чем-то, а затем нередко ставят задачу перед ним овладеть каким-то новым навыком;

взрослый осуществляет подкрепление усилий ребенка, их поддержку и коррекцию;

ребенок в контактах со взрослыми наблюдает его деятельность и черпает в ней образцы для подражания.

Л. Н. Галигузова, Е. О. Смирнова выделяют несколько типов средств общения, с помощью которых дети взаимодействуют со взрослыми:

— экспрессивно-мимические: возникают в онтогенезе первыми (в течении первых двух месяцев жизни) и служат одновременно как проявлением эмоциональных состояний ребенка, так и активными жестами, которые адресованы окружающим; они также выражают содержание общения, которое не может быть передано с необходимой точностью через другие средства — внимание, интерес и т. п.

Читайте также:  Как узнать когда мужчина скрывает свои чувства

— предметно-действенные: возникают позднее (до 3-х лет) и имеют также знаковую функцию, без которой не возможно взаимопонимание между людьми; отличаются от экспрессивно-мимических большей произвольностью;

— речевые операции: позволяют выйти за пределы частной ситуации и наладить более широкое взаимодействие.

Поскольку общение ребенка со взрослыми на разных этапах его развития имеет свою специфику и служит разным целям, рассмотрим его последовательно.

Сразу после рождения у ребенка отсутствует общение со взрослыми: он не отвечает на их обращения и сам ни к кому не адресуется. Но уже после 2-го месяца жизни он вступают во взаимодействие которое можно считать общением: он начинает развивают особую активность, объектом которой является взрослый.Эта активности проявляется в форме:

— внимания и интереса ребенка ко взрослому;

— эмоциональных проявлений у ребенка ко взрослому;

— инициативных действий, направленных на привлечение внимания взрослого;

— чувствительности ребенка к отношению оценке взрослого.

Общение со взрослыми у младенцев играет как бы пусковую роль в развитии реагирования на важные раздражители. М. И. Лисина отмечает, что младенец начинает реагировать на голос взрослого раньше, чем на другие первосигнальные раздражители. Без такого контакта со взрослыми наблюдается замедление других реакций на слуховые и зрительные раздражители. Затем, по мере развития способности к сосредоточению (слуховому, зрительному и др.) у ребенка появляется комплекс оживления, сочетающий в себе зачатки эмоционального отношения ребенка с окружающими, речи о хватательной реакции. Мать (или другой близкий взрослый) не только удовлетворяет ребенка в кислороде, раздражителях и сосании (т. е. обеспечивает выживание ребенка и удовлетворение его первичных потребностей, но и влияет на развитие активной ответной деятельности. Говоря об ответной деятельности, следует упомянуть о схемах развития потребности в общении. Она (потребность) не является генетически обусловленной, а формируется на основе других потребностей (органических)по принципу:

— внимание взрослого;

— устранение дискомфорта этим взрослым.

Другая схема — это стремление к новым впечатлениям. В совокупности они способствуют выделению взрослого в окружающем ребенка мире. Решающее же значение в развитии этой потребности приобретает позиция взрослого в отношении к ребенку — опережение достигнутого ребенком уровня и истолкование его поведения как деятельности разумного субъекта.

А. П. Воронова, О. В. Защиринская отмечают, что в случае лишения ребенка возможности общения с близким взрослым в этом периоде происходит следующее. Основным «симптомом» здесь будет резкое замедление всех сторон развития ребенка.Это проявляется в:

— отсутствии сформированной речи;

— отставании в умственном развитии;

— трудностях в установления прочных взаимоотношений со взрослыми;

— недостатке инициативности, замедлении развития эмоциональной деятельности, а также упрощении эмоциональной сферы;

— двигательной вялости и компенсационных движения.

— сниженном общем коэффициенте развития.

Три вида деприваций — сенсорная, двигательная и социальная — присутствуют в разном соотношении при лишении общения с близким взрослым в этом возрасте. Таким взрослым чаще всего является мать, лишение общения с которой вызывает отдельный тип депривации названный — материнской. Влияние ранних эмоциональных связей матери и ребенка на дальнейшее развитие последнего было доказано во многих экспериментах. Так, дети из детских учреждений интернатского типа, в 7 раз чаще испытывают страх при помещении их в новую, непривычную обстановку (здесь и далее данные в сравнении с детьми из обычных семей). Это можно объяснить тем, что для успешного освоения нового пространства, новых игр ребенку нужна мать, которая позволяет ему испытывать не страх и тревогу при столкновении с новых (неизвестным, а интерес и любопытство. Это же объясняет и отсутствие базового доверия к миру у этих детей. Для его возникновения необходимы два условия,которых лишены дети из интернатов: теплота материнской заботы и ее постоянство.

Читайте также:  Как перестать зависеть от своего настроения

Одно из последствий материнской депривации — это формирование названного Дж. Боулби «безэмоционального характера»: интеллектуальное отставание, неумение вступать в значимые отношения с окружающими, вялость эмоциональных реакций, агрессивность, неуверенность в себе.

В результате анализа литературы, найдены подтверждения доминирующей роли общения со взрослыми в развитии ребенка.

Культура общения дошкольников. Формирование навыков речевого общения со сверстниками и взрослыми Используются следующие методы: беседа с воспитателями и детьми (на занятиях, во время прогулки и в повседневной жизни). Основные навыки.

«Роль сказки в речевом развитии детей» «Роль сказки в речевом развитии детей» С самого раннего возраста сказка входит в жизнь ребенка, сопровождает на протяжении всего дошкольного.

Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников Я хочу представить Вашему вниманию опыт работы по теме «Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников». Слайд 1 Слайд 2 Вы.

Невербальная коммуникация: понятие, средства и роль в процессе общения ВведениеЖесты, мимика, интонации — важнейшая часть общения. Порой с помощью этих средств (их называют невербальными) можно сказать гораздо.

Особенности общения дошкольников с родителями и взрослыми Введение Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, её развитии и становлении разумного, культурного поведения.

Роль дидактической игры в развитии ребёнка Роль дидактической игры в развитие ребёнка. Воспитатель детского сада №18 г. Саратова Шустова Ирина Васильевна. «Маленькие дети…играют,.

Роль игры в развитии математических способностей ребенка «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Роль семьи в развитии личности Цель и мотив воспитания ребенка — это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка. Несомненно, педагогические.

Тема: «Роль театра в развитии творческих способностей ребенка» У детей данного возраста слабо развит интерес к театрализованной деятельности и к творчеству в целом. Если в развитии творческих способностей.

Возрастные отклонения в развитии речи ребенка. Как определить отклонения в речевом развитии ребенка? Активная речь ребенка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением речи ребенка является крик. 2-3 месяца. На смену крику.

Источник

Роль эмоционального общения со взрослыми в раннем детском возрасте

Вы будете перенаправлены на Автор24

Сущность общения

Общение – это эмоциональное, информационное и предметное взаимодействие, в ходе которого осуществляется реализация, проявление и формирование межличностных взаимоотношений.

В процессе общения взрослого и ребенка раннего возраста происходит формирование определенных взаимоотношений, которые в первую очередь зависят от характера отношений ребенка со взрослым и окружающим его миром. Кроме того, в ходе общения формируются личностные качества ребенка.

Именно от того, какие отношения установлены между ребенком и взрослым зависит характер общения. Отношения могут быть доверчивыми и приязненными, равнодушными и заинтересованными, спокойными и неспокойными и т.д. В этой связи выделяют ряд факторов, оказывающих непосредственное влияние на отношения ребенка и взрослого:

  • Биологический фактор – это фактор, который представлен ролью родителей и близких родственников в жизни ребенка раннего возраста. Для ребенка окружающие его люди очень ценны, он их любит и нуждается во взаимодействии с ними.
  • Социальный фактор – каждый ребенок с самого своего рождения нуждается в общении, ввиду этого он тянется к окружающим людям, ему нужно общение с ними.

Таким образом, общение в развитии ребенка раннего возраста имеет огромное значение. Характер общения во многом зависит от отношения ребенка к взрослому.

Этапы развития потребности в общении со взрослыми у детей раннего возраста

Общение представляет собой одну из основных потребностей ребенка раннего возраста. Это обусловлено с тем, что он связывает общение со взрослым в первую очередь с возможностью осуществления определенного вида деятельности. Посредством общения ребенок познает мир и самого себя.

Читайте также:  Девушка как вам можно поднять настроение

Готовые работы на аналогичную тему

Современная психология различает несколько последовательных этапов в развитии потребности в общении ребенка раннего возраста со взрослыми:

  1. Потребность в доброжелательном отношении и внимании со стороны взрослого. Особенно это важно для детей первого года жизни.
  2. Потребность в соучастии и сотрудничестве со взрослым. В первый год такое общение представлено в основном хватанием и мимикой ребенка.
  3. Потребность в уважительном отношении со стороны взрослого. Данная потребность основана на познавательной деятельности ребенка раннего возраста и направлена на установление чувственных связей с ребенком. Ребенок стремится не просто установить отношения со взрослым, но и сделать так, чтобы данные взаимоотношения были разнообразные и несли в себе различный эмоциональный заряд.
  4. Потребность в сопереживании и взаимопонимании взрослого. Данная потребность возникает у ребенка раннего возраста в процессе овладения им норм и правил поведения в обществе.

Таким образом, эмоциональные контакты ребенка раннего возраста и взрослого оказывают стимулирующее влияние на становление вербальной функции, в результате чего у ребенка возникает потребность в полноценном овладении речью.

Развитие эмоционального общения со взрослыми у детей раннего возраста проходит через ряд форм:

  • Первая форма общения — ситуативно-личностная. Первоначально такое общение основано исключительно на эмоциях, когда взрослый улыбается ребенку, а он ему отвечает улыбкой, машет ручками и ножками. Позднее ребенок уже самостоятельно начинает проявлять радостные эмоции, с целью привлечения взрослого и общения с ним.
  • Вторая форма общения — ситуативно-деловая. Данная форма в отличие от предыдущей отличается тем, что ребенку помимо эмоций необходимо непосредственное взаимодействие со взрослым в процессе общения, которое заключается в объятиях, поглаживании и т.д. То есть, взрослый становится интересным не сам по себе, а потому, что он обладает определенными качества, умеет совершать действия с предметам и т.д. На первое место выходят деловые мотивы общения.

Значение второй формы общения для психического развития ребенка раннего возраста обусловлено следующими аспектами:

  • ребенок совместно со взрослым учится овладевать и действовать различными предметами (игрушки, бытовые предметы и т.д.);
  • ребенок проявляет активность и самостоятельность в манипуляции предметами, что позволяет ему чувствовать себя независимым от взрослого;
  • появляются первые слова, которые ребенок произносит чтобы привлечь внимание взрослого и получить желаемое.

Влияние эмоционального общения на развитие детей раннего возраста

Значимость эмоционального общения ребенка раннего возраста со взрослым состоит в том, что ребенок никогда не сможет овладеть речью самостоятельно, ему необходима для этого поддержка и побуждение со стороны взрослого. Общаясь с ребенком, взрослый ставит перед ним определенную задачу, решение которой возможно только посредством общения.

Например, взрослый показывает ребенку игрушку и просит назвать ее. В случае, если ребенку неизвестна игрушка, то взрослый ее называет и просит повторить. Все это способствует не только развития специфического человеческого общения, но и оказывает положительное влияние на развитие мышление и саморегуляции речи.

Таким образом, основными достижениями, которые определяют развитие психики ребенка в этом периоде, являются: овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности. Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то, что ребенок начинает входить в мир социальных отношений. Это происходит благодаря изменению форм общения с взрослыми. В предметной деятельности через общение со взрослыми создается основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения со взрослыми (показ действий, управление движениями, выражение желаемого с помощью жестов и мимики) становится уже недостаточной. Возрастающий интерес ребенка к предметам, их свойствам и действиям с ними побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Особое значение имеют эмоции, которые сопровождают общение ребенка и взрослого.

Источник

Оцените статью