Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
Анна Маркарян
Общая характеристика развития эмоционально-волевой сферы дошкольника
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ
Эмоции и чувства представляют собой отражение реальной действительности в форме переживаний. И в эмоциях, и в чувствах отражаются потребности человека, вернее то, как эти потребности удовлетворяются.
Важное отличие чувств от эмоций заключается в том, что чувства обладают относительной устойчивостью и постоянством, эмоции же возникают в ответ на конкретную ситуацию. Чувство переживается и обнаруживается именно в конкретных эмоциях (чувство любви к ребенку может переживаться и как эмоция радости за него («сделал сам первый шаг», гордости за успехи («победил в соревнованиях», стыда (в случаях, если он совершил недостойный поступок, тревоги, если ребенку что-то угрожает (например, в период болезни и др.).
Одна из главных функций эмоций заключается в том, что они помогают ориентироваться в окружающей действительности, оценивать предметы и явления с точки зрения их желательности или нежелательности, полезности или вредности.
Различные формы переживания чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти, чувства в узком значении этого слова) образуют в совокупности эмоциональную сферу человека.
В настоящее время отсутствует единая общепринятая классификация чувств и эмоций. Чаще всего выделяют нравственные, интеллектуальные и эстетические чувства. Что касается эмоций, то широкое применение получила классификация их, предложенная К. Изардом. Выделяются эмоции фундаментальные и производные.К первым относят: 1) интерес-волнение, 2) радость, 3) удивление, 4) горе-страдание, 5) гнев, 6) отвращение, 7) презрение, 8) страх, 9) стыд, 10) вину. Остальные — производные. Из соединения фундаментальных эмоций возникает, например, такое комплексное эмоциональное состояние, как тревожность, которая может сочетать в себе и страх, и гнев, и вину, и интерес-возбуждение.
Эмоциональные состояния человека далеко не всегда носят однозначный характер. Некоторые из них — амбивалентны, двойственны. Они вмещают в себя одновременно два противоположных чувства. Так, например, уже в раннем детстве ребенок может переживать желание, интерес к взаимодействию со взрослыми, сверстниками и одновременно неуверенность в себе, боязнь вступить в непосредственный контакт с ними. Такое состояние наблюдается в случаях отсутствия у детей достаточного опыта делового общения и часто ведет к негативным последствиям в личностном развитии ребенка.
Люди существенно различаются своей эмоциональной сферой. Прежде всего — эмоциональной впечатлительностью (что во многом связано с темпераментом) и устойчивостью. Есть эмоционально развитые люди, а есть и страдающие своеобразной эмоциональной тупостью, глухотой.
Эмоциональная сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Раннее и дошкольное детство — особый в этом отношении период. Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену.
На протяжении дошкольного возраста увеличивается устойчивость чувств, они становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Возрастает умение ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Появляются новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).
Ребенок оказывается способным проявить не только симпатию (антипатию, элементарное сочувствие, но и эмпатию, нежность, любовь к близким, чувство гордости и стыда. Если 2-3-летний малыш гордится наличием у себя ряда достоинств (умение самостоятельно умываться, одеваться, «читать» стихи, выговаривать «трудные» звуки речи, стрелять из игрушечного ружья и т. д., то на 4-5-м году жизни чувство гордости вызывают у него уже качественные показатели достижений в разных видах деятельности («хорошо рисую», «быстро бегаю», «правильно считаю», «красиво танцую» и т. п.).
Чем гордится ребенок, чего он стыдится — решающую роль в этом играют окружающие и в первую очередь — родители, воспитатели, их отношение к ребенку, оценка его достижений. Дошкольник не безразличен к прекрасному и безобразному, он способен откликнуться на музыку, художественную картину, поэзию, на прекрасное в природе, проявить чувство юмора. В дошкольный период развиваются и познавательные чувства — ребенок проявляет не только любопытство, но и любознательность, стремление утвердиться в истине.
Чувства к концу дошкольного возраста нередко становятся мотивом поведения ребенка. Постепенно происходит и интеллектуализация детских чувств. Развивается способность к эмоциональному предвосхищению. Видоизменяются и формы выражения чувств.
Выявлена зависимость эмоций от содержания и структуры детской деятельности, от особенностей взаимодействия с окружающими людьми, от того, как он усваивает нравственные нормы и правила поведения.
Первоначально эмоциональная сфера формируется и видоизменяется в ходе практической деятельности, в процессе реального взаимодействия с людьми и предметным миром. В дальнейшем на этой основе складывается особая психическая деятельность — эмоционального воображения. Она представляет собой сплав аффективных и когнитивных процессов, т. е. единство аффекта и интеллекта, которое Л. С. Выготский считал характерным для высших, специфически человеческих чувств.
Наблюдаются существенные различия в эмоциональной сфере мальчиков и девочек.
В числе эмоциональных проявлений дошкольника, которые обращают на себя внимание и вызывают озабоченность, а нередко и обоснованную тревогу, — детская агрессивность (удары ногами и кулаками, щипание, угрозы, разрушение построек сверстников и т. п.). При этом мальчики чаще и в большей степени проявляют агрессивность, нежели девочки. Существенную роль в возникновении и закреплении этой формы выражения негативных эмоций играет семья (отсутствием чуткости и поддержки детей, применением насилия по отношению к ним и т. п.). Поведение сверстников, просмотр телевизионных передач (сцен насилия) могут усиливать агрессивность ребенка. В предотвращении и коррекции агрессивности важна позиция взрослых (контроль агрессивных форм поведения, ограничение подверженности детей воздействиям, возбуждающим агрессию, обучение поведению, несовместимому с агрессией, а также управлению своим поведением, воспитание эмпатии, использование в руководстве детьми гуманистических методов и приемов и др.).
В своевременном распознавании и коррекции нуждаются и ряд других эмоциональных состояний и чувств, испытываемых порой дошкольниками (депрессия, конфликтность, тревожность, чувство враждебности, неполноценности и др.).
Чаще всего основной причиной этих состояний является депривация потребности ребенка в общении со стороны родных (в семье) и сверстников (в детском саду, во дворе и т. п.).
Вот почему педагогу важно изучить не только саму эмоциональную сферу ребенка, но и семейную микросреду, «детское общество», место ребенка в нем, отношение его к детскому саду, школе.
Нельзя упускать из поля педагогического зрения и проявление эмпатии, товарищества, альтруизма. Следует обращать внимание и на эмоциональную отзывчивость детей при восприятии ими художественных произведений. Если, слушая сказку, как справедливо замечал В. А. Сухомлинскнй, ребенок не переживает борьбу добра и зла, если вместо радостных огоньков восхищения у него в глазах пренебрежение — это значит, что-то в детской душе надломлено, и много сил надо приложить, чтобы выпрямить детскую душу.
Эмоции ребенка Ребенок дошкольного возраста легко возбудим,может проявлять эмоции различного характера непроизвольно. Эмоции окрашивают все психические.
Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Реласакционая гимнастика Эмоции в процессе воспитания дошкольника. Дошкольное детство – маленький период в жизни человека, первые шесть – семь лет. Но они имеют.
Источник
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
Лариса Матевосян
Особенности эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте освоение новых видов деятельности, усложнение взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, увеличение круга явлений, вызывающих эмоциональные реакции и волевые усилия приводят к дальнейшим возрастным изменения в эмоционально-волевой сфере. Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника происходит под воздействием социальной среды, окружающей ребенка и под воздействием наследственных и физиологических факторов.
Развитие речевой активности, познавательной сферы способствует освоению в этот возрастной период пониманию ребенком «языка чувств», появляется способность выражать чувства с помощью интонации голоса, мимики. В старшем дошкольном возрасте дети научаются понимать переживания другого человека. Включение речи в эмоциональные процессы позволяет дошкольникам словесно обозначать свои переживания по отношению к явлениям окружающего мира, свои поступки и чувства, а также к поступки сверстников и эмоциональное состояние взрослых.
К 5-6 годам дети восприятие экспрессии становится дифференцированным. Это дает детям дошкольного возраста более точно оценивать переживание человека. В тоже время дети боле точно распознают положительные эмоции, чем отрицательные по эмоциональной выразительности лица.
Согласно проведенным исследования, А. М. Щетинина выделила шесть типов восприятия детьми эмоционального состояния.
Первый тип довербальный. Этот тип характерен для детей 4-5 лет. Этому типу присуще не обозначение эмоции словами, а познание ее происходит через установление связи выражения лица с конкретной ситуацией.
Второй тип диффузно-аморфный. Дети называют эмоцию, но определяют её поверхностно. Этот тип характерен для большинства детей 4-5 лет.
Третий тип диффузно-локальный. Воспринимая эмоциональное состояние глобально или нечетко, дети определяют экспрессии отдельных элементов лица (чаще всего лица). Этот тип зафиксирован у 27% детей 4-5 лет. Некоторые из них уже могут проявлять свое эмоциональное отношение к различным состояния человека.
Четвертый тип аналитический. Дошкольники с преобладанием этого типа восприятия способны определять эмоциональное состояние человека с помощь выделения отдельных элементов экспрессий лица, а не позы. Большинство детей с преобладанием этого типа восприятия способны проявлять своё сопереживание, сочувствие при восприятии эмоции гнева, страха, грусти. Аналитический тип восприятия характерен для некоторых детей 5 лет, а также для детей 6-7 лет.
Пятый тип синтетический. Дети с этим типом воспринимают элементы экспрессий целостно, в совокупности. Например, «глаза злые и лицо злое». Этот тип характерен также для детей 6-7 лет.
Шестой тип аналитико-синтетический. Этот тип характерен для большинства детей подготовительной группы, могут выделить элементы экспрессии и в тоже время объединить их. Некоторые дошкольники способны выражать эмоциональный отклик на эмоциональное состояние человека.
А. М. Щетинина в своих исследованиях сделала вывод, что типы восприятия экспрессий неустойчивы, с возрастом они изменяются в качественную сторону и развиваются в процессе обучения.
На протяжении дошкольного возраста ребенок учится управлять своими эмоциями. Адекватное эмоциональное реагирование развивается на основе умения ребенка различать эмоциональное состояние окружающих по внешним проявлениям, угадывать их поведенческие реакции. Эти способности появляются уже с 3-4 лет. Дети учатся сдерживать свои отрицательные эмоции, желания. Дети с 5 лет учатся улаживать возникающие конфликты без помощи взрослых.
В ряде работ А. В. Запорожец было определено, что в дошкольном возрасте изменяется роль эмоций в деятельности ребенка, развивается ее эмоциональна регуляция. Внутренняя детерминация деятельности мотивами осуществляется с помощью эмоциональной коррекции. Для этого механизма характерно согласование поведения дошкольника с личностным смыслом ситуации и выполнением им действий в зависимости от его потребностей и интересов [2].
В период дошкольного детства возникает эмоциональное предвосхищение, которое помогает ребенку предвидеть и переживать предполагаемый результат своей деятельности и эмоциональную реакцию взрослых на его продукт его деятельности и его поступки. На этом этапе у ребенка появляется способность эмоционального воображения. Оно помогает ему перед началом деятельности проигрывать результат деятельности и его эмоциональные последствия для окружающих.
В период дошкольного возраста интенсивно развиваются эстетические, интеллектуальные, нравственные чувства. Развитие эстетических чувств в этот период связано с развитием художественного восприятием и собственной художественно-творческой деятельности. Взрослый помогает ребенку понять красоту в окружающем мире, а также понимать и эмоционально воспринимать художественные произведения в литературе и живописи. Дошкольник одобряет красивое и доброе и осуждает злое и безобразное.
Развитие интеллектуальных чувства обусловлено развитием познавательной деятельности и интересов. Радостные чувства у ребенка возникают при узнавании нового. Положительные эмоции сопровождают новые знания, любознательность, уверенность, но и вызывают их.
В работах А. В. Запорожец прослеживается исследования развития у детей 5-7 лет «эмоциональной децентрации». К старшему дошкольному возрасту ребенок научается сопереживать, сочувствовать при неудачах сверстника. Ребенок переживает сочувствие к чужой боли. Сопереживание побуждает его к первым нравственным поступкам- уменьшить боль, защитить другого, отказаться от своих желаний в пользу другого. К старшему дошкольному возрасту ребенок умеет активно включаться в ситуацию эмоционального состояния другого и переносить её на себя и переживать её как свою.
Симпатия, сочувствие, отзывчивость порождают дружеские отношения дошкольников. В 5 лет преобладает дружба поочередно со всеми и только к 6-7 годам проявляются задатки дружбы в парах, которая складывается на основе игровых интересов и познавательных склонностей.
Нравственные чувства в дошкольном возрасте развиваются при непосредственном участии взрослого окружения. Нравственные чувства формируются на основе практического выполнения требований взрослых, следования нормам поведения, и обобщения личностного опыта переживаний. В старшем возрасте формируется умение ребенка оценивать собственные поступки и поступки сверстников и включение в переживание им отношения к определенным поступкам и действиям [3].
Одним из важнейших формирующихся в дошкольном возрасте нравственных чувств является чувство долга. Начальная стадия формирования этого качества закладывается уже в 3 года, ребенок выполняет поручения и требования взрослого. Например, поделиться игрушкой. В это время ребенок начинает кумулировать нравственный опыт, подчиняться требованиям взрослого. Хотя в это время он не осознает этих требований. К 6-7 годам дошкольник осознает необходимость норм правил поведения и подчиняет им свое поведение и поступки. Ошибки в поведении приводят ребенка к ощущению чувства неловкости, вины, смущения, стыда[4].
В дошкольном возрасте происходит формирование воли как способности управлять своим поведением, внешними и внутренними действиями. У ребенка в процессе взросления под влиянием взрослых и сверстников формируется умение подчинять свои действия решению поставленных задач, добиваться цели, преодолевать трудности.
В исследованиях В. А. Иванникова показано, что период от двух до трех лет закладываются основы регулирующей функции речи, хотя «побуждение и торможение действия в этом возрасте в основном еще регулируются действием реальных внешних стимулов». Вследствие развития речи и основанного на нем мышления ребенка постепенно формируется внутренний интеллектуальны план, благодаря которому ребенок создает замысел и план игровых действий подчиняется правилам. Развитие внутреннего плана сознания позволяет предвидеть будущее и учитывать его в своих действиях. К трем годам дошкольник пытается действовать на основе соподчинения мотивов, когда неприятное действие совершается ради благоприятного мотива. Дети 4-5 лет выбирают действия, близкие к мотивам, а дети 6-7 лет при выборе действия пользуются отдаленными мотивами.
В возрасте 3-4 лет у ребенка начинают складываться первые мотивы долга. В первую очередь это игровые мотивы, а к старшему возрасту складываются познавательные и общественные мотивы. Одним из главных мотивов поведения на протяжении всего дошкольного детства остается выполнение просьб взрослого и получение от него положительной оценки.
Как говорилось выше в дошкольном возрасте появляются задатки самооценки. Благодаря этому свойству ребенок научается регулировать и контролировать свое поведение.
В исследованиях А. В. Запорожец, Я. З. Неверович и Ц. И. Непомнящей был сделан вывод, что к концу дошкольного периода у детей формируется умение связывать задаваемые цели с мотивами, чтобы обеспечить успех в решении задачи или действия.
Развитие волевой регуляции в дошкольном возрасте связано с соотношением внешней и внутренней стимуляцией. Если в 3-4 года действие побуждается взрослыми и представлением о возможности получения поощрения (игрушка, выполняя неинтересную работу, то у старших дошкольников растёт роль внутренней стимуляции собственной постановки цели, намеренного изменения мотивации [5].
В дошкольном возрасте происходит постепенный переход к внутренней регуляции действий и поведения. Все действия приобретают осмысленный и произвольный характер. В результате появляется способность управлять собой в различных видах деятельности. В младшем дошкольном возрасте поведение складывается из импульсивных поступков. Только в старшем возрасте проявляется способность к длительным волевым усилиям. В этот период появляются и развиваются волевые действия.
К 6-7 годам формируется произвольность в сфере общения. Это появляется в отношении к просьбам и заданиям взрослого, в умении принять и выполнить по определенным правилам, а также в ролевых играх и играх с правилами. Игры с правилами способствуют формированию осознания правил личностного поведения. Ребенок начинает понимать, что если правила не соблюдать, то результата игры не получится [4].
В своих исследованиях А. В Запорожец показала, что к 4 годам у ребенка формируется выделять объект деятельности и цель его преобразования. К 5 годам ребенок уже способен выделять не только цель и объект, но и способы действия с ним. К 6 годам опыт построения деятельности становится обобщенным. Степень активность ребенка как субъекта деятельности говорит нам о степени сформированности произвольных действий.
Важной особенность, как говорилось выше, эмоционально-волевого развития детей дошкольного возраста является сформированность эмоционально-волевой компонента психологической готовности к обучению в школе. Главной чертой старших дошкольников является соподчинение мотивов, которое дает ребенку управлять своим поведением, включаться в учебную деятельность [1].
Таким образом, за период дошкольного возраста у ребенка должны сложиться социально-нормативные характеристики, среди которых адекватное эмоциональное и чувственное восприятие себя и окружающего мира, самостоятельность, инициативность и способность к волевым усилиям. Это обеспечивает это успешную адаптацию ребенка к новой социальной роли школьника.
Формирование эмоционально-волевой сферы детей дошкольного возраста обусловлено важной ролью в возникновении у ребенка мотивов как регуляторов деятельности и поведения, а также в возникновении самосознания и его развитием в ходе онтогенеза. Эмоционально-волевое воспитание и развитие есть основа, на которой зарождается личность человека и является успешной предпосылкой усвоения знаний, а также определяет успех обучения в целом.
1. Донцова Д. А., Власова С. Е. Психологическа готовность старших дошкольников к обучению в школе: научная методологическая оценка // ж.Психология и педагогика:Методика и проблемы: практическое применение. 2016. №50-1.
2. Запорожец А. В., Неверович Я. З. Эмоциональное развитие дошкольника // А. В. Запорожец, Я. З. Неверович. URL: http://pedportal.net/doshkolnoe-obrazovanie (дата обращения 15.01.2017).
3. Нечетова М. Ю. Становление эмоционально-волевого компонента старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности // ж. Наука и современность. 2011. №11. с. 177-182.
4. Сидячев Н. В. Современное состояние проблемы развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №5. С. 102-120.
5. Сидячева Н. В. Волевая регуляция и возможность ее формирования в раннем дошкольном возрасте // ж. Современные проблемы науки и образования. 2013. №6. С. 112-121.
Дидактические пособия для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста Дошкольный возраст является благоприятным периодом для развития у детей эмоциональной сферы. Эмоции — это своеобразный калейдоскоп впечатлений.
Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.
Мастер-класс для педагогов ДОУ «Особенности развития дикции у детей старшего дошкольного возраста» Каждое занятие по театрализованной деятельности мы с ребятами начинаем с артикуляционной гимнастики, так как при выполнении артикуляционной.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Пальчиковый театр. Его особенности и значение для детей младшего дошкольного возраста С первых месяцев жизни вместе с колыбельными песенками, потешками и прибаутками ребенок знакомится с волшебным миром сказок. Из сказок дети.
Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Пластиллинотерапия как метод коррекции нарушений эмоционально-волевой сферы у младших дошкольников Рассматривая методы работы с детьми,.
Конспект урока геометрии в 11 классе «Понятие сферы и шара. Уравнение сферы. Расположение сферы и плоскости» ТЕМА: Сфера и шар. ТИП УРОКА: Изучение нового материала. ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: Мастерская. ЦЕЛИ УРОКА: 1. Обучающая: ввести понятие сферы, шара.
Презентация «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста» Слайд 1. Тема работы: «Особенности формирования положительных эмоций у детей старшего дошкольного возраста в ходе совместной деятельности.
Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста» Родительское собрание в старшей группе «Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста». Организационное собрание. Тема: «Возрастные.
Методические рекомендации «Возрастные особенности развития детей дошкольного возраста с двух до семи лет» Утверждаю: заведующий ДОО ___Ф. И. О. Составила: зам. заведующего по ВМР Ф. И. О. Принято: на заседании педагогического совета ДОО Протокол.
Источник