Что такое эмоционально ценностное восприятие

Эмоционально-ценностное отношение

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК . Под общей редакцией А.А. Реана . 2002 .

Смотреть что такое «Эмоционально-ценностное отношение» в других словарях:

АКСИОЛОГИЧЕСКОЕ ОТНОШЕНИЕ — опосредованное духовной свободой отношение людей к смыслу собственной жизни и будущему своего рода. А. о., как правило, либо отождествляется с одной из его многочисленных смысловых характеристик (чаще всего с ценностью или с оценочным отношением) … Современный философский словарь

обучение — я; ср. к Обучить обучать и Обучиться обучаться. О. грамоте. * * * обучение основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается… … Энциклопедический словарь

САМОСОЗНАНИЕ — осознание индивидом своей физич., интеллектуальной, личностной специфики, нац. и профессиональной принадлежности, места в системе обществ. отношений. Правомерно также говорить об этич., классовом, профессиональном С. Сам термин С. впервые был… … Российская социологическая энциклопедия

МИРОВОЗЗРЕНИЕ ХУДОЖНИКА — форма самосознания, сквозь призму к рой воспринимается, оценивается и осмысливается действительность, отображаемая в произв. иск ва и к рая решающим образом влияет на духовное самоопределение творческой индивидуальности. Как специфический духовно … Эстетика: Словарь

Идентичность этническая — переживание личностью своей принадлежности к опр. этносу, осознание наличия типичных для его представителей качеств, оценка этнически обусловленных предпочтений в сфере О. и деятельности. Первое использование термина ethnical identity приписывают … Психология общения. Энциклопедический словарь

Ценностные ориентации — 1) социальные, экономические, политические, моральные, религиозные, эстетические, гносеологические, онтологические и др. мировоззренческие или идеологические основания оценочных суждений субъекта об окружающей действительности, тех или иных ее… … Социологический справочник

ОБУЧЕНИЕ — основной путь получения образования, процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством педагогов, мастеров, наставников и т. д. В ходе обучения усваивается социальный опыт, формируется эмоционально ценностное отношение к… … Большой Энциклопедический словарь

Самосознание — Самосознание сознание субъектом самого себя в отличие от иного других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний … Википедия

Мухина, Валерия Сергеевна — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Мухина. Валерия Сергеевна Мухина Дата рождения: 22 января 1935(1935 01 22) (77 лет) Место рождения: Уссурийск (тогда Никольск Уссурийский), Приморский край, РСФСР … Википедия

Мухина, Валерия Сергеевна — (1935 г.р.) Российский психолог. Окончив биолого химический ф т МГПИ им. Ленина (1956), защищает кандидатскую(1965) и докторскую (1972) диссертации, работая на кафедре психологии МПГИ. С 1988 года заведует кафедрой психологии развития… … Кто есть кто в российской психологии

Источник

Статья «Развитие эмоционально-ценностного восприятия произведений искусств детей младшего школьного возраста

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЦЕННОСТНОГО ВОСПРИЯТИЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ИСКУССТВ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Аннотация. В данной статье проанализирована сущность эмоционально-ценностного восприятия как научной категории. Для того чтобы выявить особенности развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусств обучающимися в начальной школе были рассмотрены возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: эмоционально-ценностное восприятие, младший школьный возраст, искусство, научная категория.

Annotation. This article analyzes the essence of the emotional value perception as a scientific category. In order to properly determine the features of development of emotional-valuable perception of works of art by students in elementary school were considered age peculiarities of children of primary school age.

Keywords: emotional value perception, primary school age, art, science category.

В последние годы возросло внимание к проблеме теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности [7].

Развивать эстетическую личность возможно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально психические состояния, возбуждает непосредственный интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы. Художественно-эстетическое развитие учащихся рассматривается, как важное условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания и самоидентификации. Художественное развитие осуществляется в практической, деятельностной форме в процессе художественного творчества каждого ребёнка.

Задачи реализации воспитательного потенциала искусства в работе с детьми сформулированы в программных документах, определяющих стратегические направления современного образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, Концепция развития образования в сфере искусства и культуры в Российской Федерации, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России, Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 г., Концепция художественного образования, Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012-2017 годы и др.) [2].

Современный подход к изучению проблематики эмоций отмечается как такой, что отходит от принципов интеллектуализма и осуществляет анализ интеллектуальных эмоций и чувств как специфических эмоциональных явлений, подчиняются общим закономерностям эмоциональной сферы человека. Разработке такой специфической категории, посвящены работы Дж. Майера, П. Саловея, Д. Гоулмана, Г. Гарднера, далее М.А. Шпак, И.Н. Андреевой, А.Н. Бахтиной, Г.В. Березовской.

Современные государственные, региональные и локальные целевые программы модернизации образования отводят значительное место задачам формирования духовно – нравственных качеств личности. В этой связи возрастает значение художественно-эстетической деятельности учащихся школ, средствами которой можно достичь гармонизации личности [5].

Детей младшего школьного возраста отличает очень высокая эмоциональность, они еще не умеют управлять своими эмоциональными состояниями. Но понемногу они делаются более сдержанными и уравновешенными. Детям характерно продолжительное, неизменное, радостное и бодрое настроение, но у отдельных из них отмечаются отрицательные аффективные состояния, связанные с разногласием завышенного уровня притязаний и скромными плодами учебной работы.

Своеобразно видоизменяются познавательные, эстетические и особенно нравственные чувства. Интеллектуальные чувства ребенка этого возраста связаны с удовлетворением нарастающей его пытливости и ненасытным желанием знаний. Детям нравится читать, смотреть телевизор, они рвутся приобретать все новые и новые знания и впечатления. В этот период образовываются подходящие условия для развития эстетических чувств, вырабатывания эстетического вкуса. У младших школьников легко пробудить любовь к слушанию музыки и пению. Они способны довольно чутко и тонко разобраться в музыкальном произведении и метко его охарактеризовать. Дети умеют воспринимать картины, научаются отличать подлинно прекрасное от всевозможных имитаций. Чувства, в том числе и эстетические, — специфическая форма воссоздания окружающего. Поэтому они складываются и вырабатываются там, где природа, среда, предметы быта могут удовлетворить эстетическую потребность. Но и этого мало – нужно целенаправленное включение в разные формы деятельности: слушание, наблюдение, игра на инструментах, танцы, пение, рисование и др. [6].

Читайте также:  Способности позволяющие учителю найти наилучшую эмоционально выразительную форму изложения материала

Методы для усвоения эмоционально – ценностного компонента должны воссоздавать механизмы усвоения ценностей и эмоционального развития.

Опыт эмоционально – ценностного отношения, осваиваемый в ходе и результате переживаний, связанных с определенными объектами, требует методов, которые в педагогической литературе еще мало обсуждались. Сущность данных методов заключается в организации присвоения учащимися эмоционально – ценностного отношения к объекту и процессу обучения. Все другие методы, как и то содержание, усвоение которого они обеспечивают, могут воздействовать на отношения только в том случае, если эти объекты и деятельность учения, т.е. метод, отвечают потребностям и мотивам учащихся. Эти мотивы могут быть непосредственно направлены на изучаемые объекты и реализовываемую в русле метода деятельность, но могут быть и косвенными, в том случае если само учение и его объект не интересуют ученика, но воплощаются в действительность им по другим мотивам [1].

Младший школьный возраст — это период позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. Потому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет труднее. И положение ребенка в структуре личных взаимоотношений со сверстниками также труднее будет исправить. Младшие школьники большую часть своей активной деятельности осуществляют с помощью воображения. Их игры — плод буйной работы фантазии, они с увлечением занимаются творческой деятельностью. Психологической основой последней также является творческое воображение. Когда в процессе учебы дети сталкиваются с необходимостью осознать абстрактный материал и им требуются аналогии, опоры при общем недостатке жизненного опыта, на помощь ребенку тоже приходит воображение [4].

Таким образом, анализ педагогических аспектов проблемы развития у младших школьников эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства приводит к пониманию имеющихся противоречий между:

— потребностью в реализации воспитательного потенциала искусства в работе с детьми, сформулированной в задачах ФГОС нового поколения, и недостаточной готовностью образовательных организаций системы общего и дополнительного художественного образования к целенаправленной деятельности в данном направлении;

— теоретической разработанностью в сфере философии, культурологии, искусствоведения положений о специфике эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства и недостаточностью исследований педагогических аспектов данного процесса;

— значимостью развития эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства в младшем школьном возрасте и недостаточностью методических разработок по организации, определению содержания этого процесса в практике общего и дополнительного художественного образования [2].

Выводы. Искусство — это одно из средств эстетического воспитания. Разные виды искусства воздействуют по-разному, нельзя ограничивать детей восприятием одного вида искусства. В школе с первых занятий можно обучать восприятию картин, архитектурных памятников, предметов прикладного искусства. При этом, нужно учитывать, что восприятие — это сложный познавательный психический процесс, который вызывает эмоциональное воздействие, сопереживание у учащихся. Поэтому, необходимо владеть методикой обучения восприятию произведений искусства.

Бакушинский, А. Художественное творчество и воспитание / А. Бакушинский. – М.: Карапуз, 2014. – 304с.

Вайнер, М.Э. Учителю об эмоциональном развитии младшего школьника. // Начальная школа. / М.Э. Вайнер – 2007. – №3. – С. 22-28

Додонов Б.И. Эмоция как ценность / Б.И. Додонов. – М.: Политиздат, 2008. – 272 с.

Карабанова, О.А. Возрастная психология. / О.А. Карабанова. – М.: Айрис-пресс, 2005. – 238 с.

Кудина, Г.Н. Как развивать художественное восприятие у школьников. / Г.Н. Кудина, А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская – М.: Знание, 2013. – 21 с.

Лихачёв, Б.Т. Теория эстетического воспитания школьников : учебное пособие по курсу для студентов педагогических институтов / Б.Т. Лихачёв. – М.: Просвещение, 2015. – 176 с.

Шацкая, В.B. Общие вопросы эстетического воспитания в школе /под ред. В.В. Шацкой. – М. :Академия, 2005. – 184 с.

Источник

Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками как психолого-педагогическая проблема

Эмоционально-ценностное восприятие искусства младшими школьниками как психолого-педагогическая проблема

Проблема восприятия является важным звеном формирования личности школьника, позволяет расширить его представления о действительности и духовном мире искусства.

Рассмотрим понятие восприятия, к которому имеется несколько подходов в психолого-педагогической литературе.

Я.Л. Коломинский приходит к выводу, что восприятие является познавательным психологическим процессом, в результате которого происходит отражение в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.

А.Г. Маклаков определяет восприятие как целостное отражение предметов, ситуаций, явлений, возникающих при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. В процессе восприятия целостный образа создается при помощи объединения его свойств. Восприятие обеспечивает преобразование информации окружающего мира, формируя образы, взаимодействующие с мышлением, памятью, вниманием и эмоциями.

Восприятие учащихся в процессе обучения в школе, по мнению Р.В. Овчаровой, проходит несколько этапов. Первый включает в себя становление образа предмета в процессе манипуляций с ним. На следующем этапе школьники знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов отличать их на основе этих свойств друг от друга. А в процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Р.В. Овчарова приходит к выводу, что развитие восприятия учащихся включает в себя два взаимосвязанных аспекта:

— формирование и совершенствование представлений о различных свойствах объектов окружающего мира, основных понятий цвета, формы, величины;

Читайте также:  Как написать девушке как она себя чувствует

— развитие перцептивных действий, при помощи которых формируются представления, необходимые при анализе реальных объектов. Первым свойством является идентификация, включающее обследование основных свойств предмета. Затем происходит сравнивание образца-эталона для определения свойств сравниваемого предмета, свойств близких, но не совпадающих с ним. Наиболее сложным является процесс перцептивного моделирования, который включает в себя соотнесение свойства обследуемого предмета не с одним эталоном, а с несколькими, построение его «эталонной модели».

Восприятие произведений искусства младшими школьниками, по мнению М.В. Гамезо, имеет ряд особенностей и отличается целостностью, активностью и творческим характером.

При этом для того, чтобы процесс восприятия произведений искусства был наиболее продуктивен, необходимо учитывать особые условия и особенности процесса эмоционально-ценностного восприятия. Это обусловлено тем, что именно правильное, с точки зрения психолого-педагогической науки, организованное художественное восприятие помогает мгновенно решить самую первую и самую важную педагогическую задачу: заинтересуется ли учащийся предлагаемым ему произведением.

М.Р. Львов в своих трудах описывает особенности восприятия произведений искусства младшими школьниками. У младших школьников выделяют два типа отношений в эмоционально-ценностной оценке произведений: эмоционально-образный и интеллектуально-оценочный. Первый выражается в эмоциональной реакции учащегося на образы произведения искусства. Второй при этом опирается на жизненный и искусствоведческий опыт школьника, в котором присутствуют элементы анализа.

Рассмотрим особенности восприятия младших школьников, описанные Л.С. Выготским. Учащиеся 1-2 классов не могут самостоятельно, без помощи учителя осознать идейное содержание художественного произведения, школьник 6-8 лет не осознаёт, что в художественном произведении воссоздаётся не реальная действительность, а отношение автора к реальной действительности, поэтому ими не ощущается авторская позиция, а значит, и не замечается форма произведения.

Учащиеся 3-4 класса уже приобретают навыки анализа произведения, их опыт общения с искусство расширяется. Они могут обобщать свой жизненный опыт и способны самостоятельно обобщить идею произведения искусства, понять композицию, если ранее обсуждались подобные. Воображение учащихся достаточно развито для того, чтобы по описанию воссоздать не виденный ранее объект, если для его описания использованы освоенные языковые средства. Школьник может высказывать свою позицию и понимать позицию автора, также может оценить художественные особенности произведения искусства.

Таким образом, восприятие позволяет человеку собирать информацию об образах окружающей действительности для дальнейшего осмысления в своей деятельности. Восприятие взаимосвязано с остальными психическими процессами и затрагивает различные области деятельности человека. В зависимости от объекта восприятия, различаются его различные виды.

Н.Н. Волков выделяет такой вид восприятия, как художественное, и понимает под ним сложный процесс соучастия и сотворчества воспринимающего субъекта, который движется от произведения в целом к идее, заложенной автором. Продуктом художественного восприятия становится «вторичный образ» и смысл, который совпадает или не совпадает с образом и идеей задуманными автором.

Художественное восприятие также можно назвать эмоционально-ценностным, так как учащийся при общении с произведениями искусства опирается чаще всего на чувственные представления и своей жизненный опыт.

Л.С. Выготский подчеркивает, что художественное или эмоционально-ценностное восприятие возможно только при наличии произведения искусства, что отличает его от восприятия с точки зрения психологии. В психологии восприятие позволяет создавать отражение основных свойств предмета в сознании человека. При эмоционально-ценностном восприятии произведений искусства также имеется материальный предмет. И он также, воздействуя на наше зрение и слух, отражается психикой. Но процесс восприятия не заканчивается на этом этапе. Воспринимая картину, мы не стремимся получить сведения о веществе холста и красок, слушая музыку — о физических свойствах звучаний, читая книгу — о качестве бумаги и типографской краски. Психика сосредоточивается на приобретении другой информации — о том, что лежит за пределами воздействующего на нее предмета. При эмоционально-ценностном восприятии важна авторская позиция, авторская модель действительности, воплощенных в ней художественных образов.

Задачей эмоционально-ценностного восприятия является извлечение этих образов из воспринимаемых произведений искусства. Т.В. Калинина подчеркивает, что эмоционально-ценностное восприятие произведений искусства связано с практически-действенным характером искусства: ведь как раз в ходе восприятия художественного произведения и протекает духовно-практическое воздействие искусства.

П.М. Якобсон рассматривает особенности эмоционально-ценностного восприятия. Он отмечает сложную структуру данного вида восприятия. Ее низший уровень составляет прямое отражение музыкально-акустического потока, живописного холста, сцены и другие проявления искусства.

Цель зрителя – не только интеллектуально понять произведение, но и стать участником его воздействия. И все же главная роль принадлежит здесь интеллектуальному постижению значений выразительно-смысловых элементов произведения, в которых заложено основное содержание художественных образов. Само же это постижение требует и особых перцептивных актов, направленных на формирование чувственных образов этих элементов. Процессы прямого отражения своеобразных знаков художественного произведения и постижения их значений сливаются воедино, хотя главный результат складывается уже не на непосредственно-отражательном, а на интеллектуальном уровне психики. Можно говорить, поэтому об интеллектуальных слоях художественного восприятия, об их сложных взаимоотношениях с низшими его, перцептивными слоями.

Высокий уровень эмоционально-ценностного восприятия искусства, по мнению П.М. Якобсона, включает в себя активное творческое овладение постигаемым содержанием искусства, его активное воздействие на сознание учащегося.

Итогом эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства выступает понимание воплощенных в произведении художественных образов и активного творческого овладения ими, то есть его духовное и практическое воздействие.

Из этого вытекает еще одна особенность эмоционально-ценностного восприятия: оно требует активной работы многих механизмов психики — непосредственно-отражательных и интеллектуальных, репродуктивных и продуктивных, причем их соотношение на разных уровнях восприятия различно. Различны поэтому те умения и соответствующие навыки, которые необходимы для полноценного восприятия: каждый его уровень и в этом смысле специфичен.

В процессе обучения и воспитания благодаря наблюдениям эмоционально-ценностное восприятие искусства учащимися младшего школьного возраста превращается в более целенаправленный и управляемый процесс. Учащиеся уверенно узнают знакомые предметы, но также могут называть категории и незнакомых, относя их к конкретной группе вещей, растений, механизмов. Синкретичность у младших школьников выражается все слабее благодаря обостряющемуся вниманию к отношениям частей в целом, стремлению найти смысловые связи при восприятии предмета.

Но младшие школьники в своей деятельности восприятия, как пишет И.Ю. Кабыш, могут совершать ошибки в познании пространства, хотя точность различения геометрических форм у них очень высокая. Хотя учащиеся испытывают трудности в абстрагировании формы от предмета, низком уровне ориентировки школьников в формах. Плоские формы они знают лучше.

Читайте также:  Животные без органов чувств животное не выживет

Причиной устойчивости многих ошибок в восприятии и различении младшими школьниками фигур является сохраняющаяся у них ситуативность восприятия. Учащийся схватывает лишь общий вид знака, но не видит его элементов, структуры, пространственных отношений этих элементов.

Огромную роль в развитии пространственного восприятия играет сравнение двух сходных, но в чем-то разных предметов. Такое сравнение позволяет выделить те отличительные признаки предметов, которые для них характерны.

В развитии «пространственного видения» существенную роль играет освоение измерения. Измерительная деятельность на уроках математики, изобразительного искусства, труда, природоведения, физкультуры развивает глазомер, оценку расстояния и величины; учащийся учится выделять пространственные характеристики предметов и их сочетания, основные пропорции.

Все более легкое выделение пространственных признаков и связей, совершенствование наблюдения и понимания отчетливо сказываются на дальнейшем развитии восприятия сюжетной (в том числе художественной) картины младшими школьниками.

Трудность в определении уровня восприятия произведения обуславливается своеобразием и неповторимостью, возможностью их разной трактовки, сложностью процесса восприятия, необходимостью учета разных его сторон, и прежде всего эмоций, воображения и мышления. В целом, восприятие произведения искусства, по мнению Л.С. Выгодского включает способности зрителя понимать и оценивать замысел автора, видеть динамику эмоций, воспроизводить сюжет, размышлять над мотивами, обстоятельствами, особенностями сюжета, деталями произведения, оценивать героев произведения, определять авторскую позицию, осваивать идею произведения, то есть находить в своей душе отклик на поставленные автором проблемы. Полноценное эмоционально-ценностное восприятие произведения искусства свидетельствует о высоком уровне развития школьника.

О.И Никифорова выделила три уровня эмоционально-ценностного восприятия произведений искусства младшими школьниками: понимание его предметной стороны, понимание подтекста и системы художественных образов и средств и, осмысление идейно-образного содержания произведения, приводящее к осознанию главных мыслей произведения, к раскрытию мотивов, отношений.

М.П. Воюшина предложила классификацию уровней восприятия младших школьников:

Самый первый уровень является наиболее низким и простым. Школьники данного уровня не могут воспринимать произведение искусства, их внимание выхватывает только отдельные детали без установки взаимосвязи между ними. При этом школьники ярко могут выражать свои эмоции, но испытывать затруднения при их описании, они не отмечают динамику эмоций, не связывают свои переживания с конкретными элементами произведений искусства. Школьники не задействуют свое воображение, не рассуждают сами, только отвечают на вопросы учителя. Художественное произведение воспринимается ими как описание случая, имевшего место в действительности, они не пытаются определить авторскую позицию, не обобщают содержание.

Следующий уровень является констатирующим, который характеризуется яркой эмоциональной реакцией, понимаем смены настроения, но школьникам все еще сложно выражать свои чувства словесно. Они воссоздают художественный образ, перечисляя детали, при этом сложно понимая взаимосвязи между элементами. Верно описать основную идею и художественные приемы художника таким учащимся помогают наводящие вопросы учителя, опираясь на свой жизненный опыт и представления. При этом авторская позиция, художественная идея произведения остается неосвоенным.

Следующий уровень, по мнению М.П. Воюшиной, является уровнем «героя», который характеризуется точной эмоциональной реакцией, способностью видеть и передавать в слове динамику эмоций, соотнося изменение своих чувств с конкретными событиями, изображенными в произведении. Авторская позиция осознается также при помощи вопросов учителя, при этом у учащихся вызывают интерес изображения с событиями, человеком, передача действий.

Самым высоким уровнем восприятия является уровень «идеи». Учащиеся в данном случае обладают развитым воображением, могут эмоционально отреагировать не только на событийную сторону произведения, но и на художественную форму, творческие приемы художника. Их обобщение выходит за рамки конкретного образа, они видят авторскую мысль, при этом обращая внимание на художественные и технические детали работы.

Психологи В. Штерн и А. Бинэ выявили особенности эмоционально-ценностного восприятия произведений живописи младшими школьниками, которые отражаются в трех уровнях. Первая стадия – перечисления или предметная характерна для дошкольников, вторая стадия – описания или действия, длящаяся до окончания начальной школы, третья стадия – отношений или истолкования характерна для подростков.

Таким образом, в процессе своего умственного развития учащиеся при восприятии живописных произведений переходят от фрагментарного восприятия, то есть узнавания отдельных предметов, никак между собой не связанных, к выявлению сначала их функциональных связей (что человек и делает), а затем и к раскрытию более глубоких отношений между предметами и явлениями: причин, связей, обстоятельств, целей.

Самый высокий уровень, по мнению В. Штерна, позволяет учащимся выносить свои суждения на тему изображения, сюжета картины. Они раскрывают внутренние связи между предметами путем осмысления всей изображенной на картине ситуации. Но успешное развитие учащихся в этом направлении возможно, по мнению С.Л. Рубинштейна и А.А. Люблинской, зависит не только от возрастных особенностей, но и от знакомого содержания картины, ее структуры, динамичности или статичности сюжета.

Восприятие учащимися картины нельзя рассматривать в отрыве от ее смыслового содержания. Л.С. Выготский экспериментальным путем установил, что стадии восприятия, выявленные В. Штерном, характеризуют не развитие восприятия картин, а соотношение между восприятием и речью на определенных ступенях развития. Большое значение в эмоционально-ценностном восприятии, в понимании смысла изображенного имеет композиция произведения, степень совпадения смыслового и структурного центров картины .

Восприятие художественного произведения, по мнению Д.П. Шульца, – сложный психический процесс. Оно предполагает способность узнать, понять изображенное; но это только познавательный акт. Необходимым условием эмоционально-ценностного восприятия картины является эмоциональная окрашенность воспринятого, выражение отношения к нему.

Таким образом, восприятие позволяет создавать в сознании школьников отражение предметов и явлений окружающего мира. Восприятие произведений искусства называется эмоционально-ценностным восприятием и отличается возможностями переживания сюжета и осмысления авторского замысла. Целостно анализировать живописное произведение в силу возрастных особенностей способен не каждый младший школьник, но он уже может понимать сюжет и давать ему свою оценку.

В восприятии художественных произведений принято выделять четыре уровня развития эмоционально-ценностного восприятия: фрагментарный, констатирующий, уровень «героя» и уровень «идеи».

Источник

Оцените статью