Что такое эмоционально ценностная среда

Особенности эмоционально-ценностного компонента в дошкольном образовании
консультация на тему

Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.

Скачать:

Вложение Размер
osobennosti_emotsionalno-tsennostnogo_komponenta_v_doshkolnom_obrazovanii.docx 22.82 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности эмоционально-ценностного компонента

в дошкольном образовании.

Воспитание ребенка на функционирующих в обществе ценностях является основной целью дошкольного образования. Важнейшим средством передачи детям значимых ценностей является пробуждение в них адекватных эмоциональных переживаний. Для этого педагогу необходимо включать в организацию любой деятельности дошкольника эмоциональный компонент.

Эмоциональный компонент включает в себя две стороны:

-Собственно эмоциональное развитие — ряд взаимосвязанных направлений, каждый из которых имеет свои определенные способы действия на эмоциональную сферу детей и, соответственно, механизмы включения эмоций. Сюда входит развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии, формирование представлений об эмоциях, словаря эмоциональной лексики.

— Опосредствовано эмоциональное развитие — преднамеренное действие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий, деятельности в целом.

Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом. Только в процессе общения, целеустремленных педагогических влияний возможно становление социально значимых форм эмоциональной жизни, разнообразных, ярких, адекватных социальному стимулу эмоциональных реакций.

Социально опосредствованные эмоциональные реакции необходимо развивать с раннего возраста в рамках эмоционально «личностного общения» (М.И. Лисина). Лежат они в основе чуткости ребенка, выразительности его экспрессивных действий.

Для обоснования возможности педагогического влияния на развитие эмоциональной экспрессии детей — мимики, жестов, пантомимики, речевой интонации — обратимся к театральной педагогике К.С. Станиславского. Относительно дошкольников это дает возможность управлять характером эмоционального отзыва в тех случаях, когда следует:

-снимать психомускульное напряжение, скованность в движениях, жестах, голосовых реакциях;

-развивать выразительность проворного звена эмоционального отзыва;

-побуждать к демонстрации самобытного, индивидуально неповторимого рисунка эмоциональной экспрессии; стимулировать проявление сформированного эмоционального опыта.

Другая сторона содержания эмоционального компонента — опосредствовано эмоциональная — направлена на становление и всестороннее обогащение детей к процессу познания, к действиям, деятельности в целом.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую.

Суть в том, что лишь умелое руководство детскими эмоциями позволяет педагогу иначе подойти к процессу образования.

Основой стойкого поведения и отношения ребенка к окружающей среде современная психология и педагогика считают ценностные ориентации.

Существенное, весомое, полезное, что вписывается в понятие «ценность», должно входить в жизнь ребенка с помощью содержания, формы, не сковывать его возможности, интеллектуальные и личные силы, обязательно оставлять в его душе неизгладимый след.

Для дошкольников характерный эмоционально образный уровень постижения ценности — через художественное слово, звук, цвет, композицию. В структуре личности они превратятся в ценностные ориентации и ценностные отношения.

Под ценностными ориентациями понимают иерархическое выстраивание,

дифференциацию ценностей по их значению для личности. Под ценностными отношениями — субъективно окрашенные связи личности с наглядным социальным миром, природой, опосредствованные ценностными ориентациями.

Ценностные ориентации — внутренняя основа отношения ребенка к миру. Без этого невозможно говорить об их формировании. В результате усвоения ценностей, как отмечал А.В. Запорожец, ребенок приобретает своеобразную систему мероприятий, сопоставляя их с наблюдаемыми явлениями, он уже может оценивать факты эмоционально — как привлекательные или злые, как красивые или уродливые.

Эмоциональная сфера — сложный феномен психической жизни человека, которой нужно уделять внимание уже из младшего дошкольного возраста. Культивирование позитивных эмоций, умение находить и развивать перспективные черты в характере каждого ребенка, учить слушать себя, доверять себе и открывать свое неповторимое «Я», помогать каждому в движении к своему успеху, вот что было положено в организацию игр и упражнений с детьми дошкольного возраста.

Необходимость эмоционально-ценностного компонента в дошкольном возрасте обусловлена воспитательной функцией образования. При этом реализуются следующие более конкретные его функции:

1. Аксиологическая — передать значимые общепризнанные ценности общества. Воспитание и заключается в передаче ценностей детям и, естественно, этот процесс должен быть целенаправленным.

2. Эмоциогенная — осуществить полноценную эмоционально насыщенную жизнь дошкольника. Детский сад должен все более осознанно и направленно стимулировать и регулировать аффективное развитие ребенка. Нормальная эмоциональная адаптация требует развития механизмов всех эмоциональных проявлений и связывания их в единое целое эмоциональным смыслом.

3. Мотивационно-стимулирующая познавательной и практической деятельности. Во-первых, деятельность ребенка протекает более эффективно, если она осознается ценностно-значимой для ребенка. Во-вторых, деятельность, поддерживаемая эмоциями человека, протекает, как правило, много успешней, чем деятельность, к которой он себя принуждает только доводами рассудка.

4. Мотивационно-сдерживающая- сформированное отрицательное эмоциональное отношение к тем или иным действиям служит сдерживающим фактором в поступках. Кроме того, ребенок усилиями воли тормозит нежелательное проявления эмоций или сдерживает их побуждающее влияние.

5. Оценочная. Характеристика эмоций как своеобразных оценок действительности или, точнее, получаемой информации о ней.

6. Познавательная. Эмоции — особая форма познания мира. Аффект как набор сигналов — столь же обязательное средство познания реальности, как и мышление (К.Изард). Еще в XIII столетии Роджер Бэкон сказал о двух видах знания: одного — получаемого через аргументы, и другого — через переживание.

7. Развивающая — развитие воли и чувств. Развитие эмоциональной сферы является частью единого процесса психического развития детей (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Л.В.Занков). Прежде всего развитие заключается в постепенной дифференциации эмоций — обогащении качественной палитры переживаний. Одновременно с этим меняется содержание эмоций: усложняются их объекты, расширяется круг этих объектов. Постепенно причиной переживаний становятся все более объективно значимые события, все более сложные потребности.

8. Коммуникативная. Эмоции играют роль регуляторов человеческого общения. По внешним выразительным движениям, сопровождающим эмоциональное переживание (мимике, позе, жестам), а также по речевой интонации мы судим о внутренних состояниях, переживаниях окружающих и учитываем их в своих поступках.

9. Продуктивная. Эмоции и ценностные ориентации влияют на творческое познание и преобразование мира. Образование должно быть направлено не только на усвоение ценностей, но, вместе с тем, на формирование личности, способной приумножать и создавать эти ценности. Интеллектуальная активность ребенка направляется и поддерживается интересом. Взаимоотношения между интересом, функциями мышления и памяти так обширны, что отсутствие эмоциональной поддержки угрожает развитию интеллекта. Чтобы думать, нужно переживать, быть возбужденным, постоянно получать эмоциональное подкрепление.

Особую роль эмоции играют в познавательной деятельности дошкольников. Эмоциональное восприятие мира соответствует их природе. Явления и предметы, с которыми дети соприкасаются, воспринимаются ими прежде всего эмоционально. Этот факт является мощным стимулом для развития чувств ребенка и формирования его ценностных отношений. Практика показывает, что впечатления, заложенные в детстве, оставляют неизгладимый след на всю жизнь.

Таким образом , эмоциональный компонент включает в себя две стороны: с обственно эмоциональное развитие, включающее в себя эмоциональное реагирование, и о посредствовано эмоциональное развитие.

Именно с развития эмоционального реагирования начинаются социализация, интеллектуализация эмоций, становления эмоционально чувственного опыта дошкольника, разворачивается динамика сложного процесса в целом.

Эмоциональный компонент как неотъемлемая часть дошкольного образования выполняет ряд важнейших функций — интеграционную, индивидуализирующую, коммуникативную, социализирующую, развивающую. Эмоционально – ценностный компонент реализует следующие функции аксиологическую, эмоциогенную, мотивационно – стимулирующую и мотивационно – сдерживающую, оценочную, познавательную, развивающую, коммуникативную и продуктивную.

Библиографический список литературы

1.Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Питер. 2008.- 400с.

2.Ежкова, Н.С. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. — 2003. № 1. — С. 20-27.

3.Ежкова, Н.С. Теория и практика эмоционально-развивающего образования детей дошкольного возраста. / Н.С. Ежкова. -Тула, 2008. — 264 с.

4. Ежкова, Н.С. Эмоциональный компонент образования: процесс реализации // Дошкольное воспитание.- 2006. -№ 6. — С.69-72.

5. Маслова Т.А. Эмоционально — ценностный компонент подготовки будущих педагогов //Педагогика.-2008.-№8.- С.50-57.

Источник

Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей

Ткачева Татьяна
Предметно-пространственная среда, как условие эмоционального благополучия и самовыражения детей

Качество реализации задач социального развития ребёнка в ДОУ, поставленных перед нами Федеральными государственными образовательными стандартами, зависит от соблюдения ряда педагогических условий,таких как:

— наличие особой системы воспитательно-образовательной работы,

— развивающей предметно-пространственной среды.

Один из принципов, который обязательно должен соблюдаться педагогами при построении предметно – пространственной развивающей среды группы – это эмоциогенность, то есть обеспечение индивидуальной комфортности, психологической защищенности и эмоционального благополучия дошкольника.

Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающих в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности. Эмоции включены во все психические процессы и состояния человека.

Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями. У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря им мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настраиваться на совместную деятельность и общение. Эмоции организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее. Жизнь без эмоций так же невозможна, как и без ощущений.

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья. Именно эмоциональное благополучие является важным условием для определения успешности развития ребенка. Эмоциональное благополучие ребенка в дошкольном учреждении состоит в том,что данный психологический феномен обуславливается массой разнообразных факторов: физическим самочувствием, психологическим климатом в семье, самооценкой ребенка, его взаимоотношениями с детьми в группе, отношением педагога,

и, конечно – же, особенностями образовательной предметно-пространственной развивающей среды.

Непременным условием построения предметно — развивающей среды в ДОУ является опора на личностно — ориентированную модель воспитания.

Процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности, эмоционального благополучияобеспечивается за счет решения следующих задач:

создать необходимые предпосылки для развития внутренней активности ребенка;

предоставить каждому ребенку возможность самоутвердиться в наиболее значимых для него сферах жизнедеятельности, в максимальной степени раскрывающих его индивидуальные качества и способности;

ввести стиль взаимоотношений, обеспечивающих любовь и уважение к личности каждого ребенка;

активно искать пути, способы и средства максимально полного раскрытия личности каждого ребенка, проявления и развития его индивидуальности;

ориентироваться на активные методы воздействия на личность.

Компоненты психологической безопасности образовательной предметно-развивающей среды включают в себя:

Продуманное пространственное, световое и цветовое оформление среды;

Свободный доступ к игрушкам и игровым материалам;

Реализация потребностей ребенка, в том числе, в игре, движении, познавательной активности, общении;

Ориентация на возрастные физиологические особенности детей, сензитивные периоды развития и возрастные задачи развития;

Компоненты, стимулирующие интересы и деятельность, собственную активность ребенка;

Компоненты, стимулирующие развитие интеллектуального потенциала, творческого, продуктивного мышления ребенка.

Итак, остановимся подробнее на психологическом и эмоциональном значении каждой зоны или уголка.

1. Зона экспериментирования.

Еёпсихологическая направленность: снятие стресса, снижение нервно-психической напряженности, улучшение настроения, развитие интереса к экспериментированию, умение размышлять и делать простые умозаключения.

Из всех игровых материалов песок и вода являются наиболее эффективными терапевтическими средствами.Они не имеют структуры и по желанию ребенка могут превратиться во что угодно: поверхность луны, пляж, бассейн и прочее. Не существует правильного или неправильного способа игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда уверен в успехе. Это особенно полезно для неуверенных в себе, замкнутых детей.

2. Зона уединения.

Еёпсихологическая направленность: предоставление ребенку возможности ощутить себя в полной безопасности, где он может отвлечься от событий,сопряженных со стрессом в период адаптации: прощание с родителями, притирка к сверстникам и воспитателям;

возможности просто отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать. Это одна из наиболее любимых детьми зон. Особенно востребованы уголки уединения в младших группах, когда дети наиболее остро переживают разлуку с родителями.

Зона уединения может быть оснащена мягкой мебелью, подушками, ширмой из легкой просвечивающейся ткани постельных тонов в форме шатра, шалаша и т. д. или из лент.

Специально изготовленные «психологические норки» и самостоятельно построенные детьми «домики» создают у них ощущение защищенности и уединенности, служат атрибутами для игры, позволяют реализовать творческую активность.

3. Психологическая направленность Зоны сенсорного или познавательного развития — развитие всех видов восприятия, создание условий для реализации сенсорно-перцептивных способностей, мелкой моторики рук и тактильных ощущений, речевого и психического развития детей,их познавательной сферы: внимания, мышления, памяти, воображения; выработки эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, к явлениям, предметам и действиям с ними.

В оснащение этого уголка входят игрушки-заместители, клубочки, катушки, шнуровки и многое другое.

4.Зона художественно-эстетического творчества способствует:

• развитию у детей эстетического отношения к окружающему миру;

• приобщению их к изобразительным видам деятельности;

• музыкальному развитию детей;

• приобщению к театрализованной деятельности;

• развитию эмоционально-волевой сферы детей.

То есть в эту зону могут входить уголок детского творчества, музыкальный уголок, театральный уголок, уголок ряженья, книжный уголок.

Психологическая направленность Зоны художественно-эстетического творчества заключается в следующем:

В процессе художественной деятельности дети получают широкие возможности для самовыражения, раскрытия и совершенствования своих творческих способностей. Занятия изобразительной деятельностью, музыкой, танцами способствуют развитию зрительного, слухового, двигательного анализаторов и их координации, побуждают малыша осваивать новые сложные действия, получать новые знания, фантазировать, быть внимательным и усидчивым.

Развивается эмоциональная сфера ребенка, умение изображать разное настроение, умение общаться со сверстниками, распределять роли между собой и соблюдать правила.

5. Спортивная зона.

Её психологическая направленность заключается в снятии мышечного напряжения, выходе агрессии, развитии крупной моторики, ориентировке в пространстве, умении соблюдать правила и работать в команде, в эмоциональном подъеме.

6. Зона патриотического воспитания.

Материалы в уголке должны отражать основные направления педагогической работы по воспитанию патриотизма: «Семья», «Родной край», «Народные промыслы», «Знакомство с трудом взрослых», «Воспитание любви и уважения к защитникам Отечества», «Москва – столица нашей Родины».

Благодаря материалам такой зоны развивается интерес и уважение детей к своей семье и своему дошкольному учреждению, труду людей разных профессий, достижениям известных людей города и страны. Развиваются все познавательные процессы, умение рассуждать и испытывать гордость за свою Родину.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка. В игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. Игра является полигоном для социальных проб детей, т. е. тех испытаний, которые выбираются детьми для самопроверки и в процессе которых ими осваиваются способы решения возникающих в процессе игры проблем межличностных отношений. В игре создается базис для новой ведущей деятельности — учебной. Поэтому важнейшей задачей педагогической практики является оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника.

Игровая деятельность влияет на формирование произвольности поведения и всех психических процессов — от элементарных до самых сложных. Выполняя игровую роль, ребенок подчиняет этой задаче все свои сиюминутные импульсивные действия. В условиях игры дети лучше сосредоточиваются и запоминают, чем по прямому заданию взрослого.

Именно в игре создаются благоприятные условия для формирования способностей производить действия в умственном плане, осуществляет психологические замены реальных объектов.

Игровая зона должна, прежде всего, соответствовать гендерным требованиям — разграничиваться по половозрастным различиям детей, то есть зона для мальчиков и зона для девочек.

8. Конструктивная зона.

конструктивная зона предполагает наличие крупного напольного и мелкого конструктора, кубиков и т. д.

Психологические аспекты этой зоны: развитие конструктивного мышления, мелкой моторики, творческого воображения, внимания, координации движений, а также усидчивости, умения доводить свое дело до конца.

Каждая из зон может быть оснащена соответствующей картотекой, например, картотекой экспериментов, картотекой методов саморегуляции и снятия психоэмоционального напряжения у детей и т. д.

9. Зона безопасности.

Еёпсихологическая направленность: развивается уверенность ребенка в себе и своих силах, умение контролировать себя в экстремальных для него ситуациях,также развиваются все познавательные процессы: внимание, зрительная и слуховая память, восприятие, мышление, умение решать логические задачки, умение ориентироваться в пространстве и принимать решение.

Подобная организация пространства позволяет дошкольникам в спокойной и доброжелательной обстановке выбирать интересные для себя занятия и желаемых партнеров для общения, чередовать свою деятельность и удовлетворять эмоциональные потребности в течении дня, а педагогу дает возможность эффективно организовывать образовательный процесс с учетом индивидуальных особенностей детей, эстетических и личностных качеств, формировать предпосылки учебной деятельности, сохранять и укреплять психическое и физическое здоровье детей, способствовать эмоциональному благополучию и самовыражению детей.

«Предметно — пространственная среда, как средство сенсорного развитие детей младшего дошкольного возраста» Создавая предметно – пространственную среду в своей группе, я учитывала требования нового ФГОС, отображая её во всех центрах группы, старалась.

Успешная адаптация ребенка раннего возраста к дошкольному учреждению как условие его эмоционального благополучия Содержание Введение 1. Теоритические основы проблемы «адаптации ребенка к ДОУ» 1.1. Понятие «адаптации» 1.2. Классификация по степени тяжести.

Предметно пространственная среда Анализ созданной развивающей предметно-пространственной среды в средней группе №12 (воспитатели Бадюл Е. В. ,Павлюхина Т. С.) При организации.

Предметно-пространственная среда сельского ДОУ Предметно-пространственная среда сельского ДОУ. Неблагодарное дело повторять прописные истины об определяющей роли предметно-пространственной.

Предметно-пространственная среда в обучении детей правилам дорожного движения Предметно-пространственная среда в обучении детей правилам дорожного движения. Участники проекта: воспитатели, музыкальный руководитель,.

Развивающая предметно-пространственная среда Развивающая предметно-пространственная среда организована в соответствии с ФГОС ДО и с учетом основных направлений развития ребенка. Познавательное.

Развивающая предметно-пространственная среда Согласно Приказу Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС до с целью развития, воспитания и социализации детей Социализация – это непрерывное освоение культуры, норм и правил, существующих в обществе, каждым новым поколением. Социализация – это процесс.

Консультация «Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ как средство поддержки инициативы и самостоятельности детей» Современный детский сад — это место, где ребёнок получает опыт широкого эмоционально-практического взаимодействия с взрослыми и сверстниками.

Развивающая предметно-пространственная среда как условие нравственно-патриотического воспитания дошкольников В настоящее время в нашем ДОУ большое внимание уделено нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование.

Источник

Читайте также:  Нет радости без слез
Оцените статью