Что такое эмоционально развивающая среда

Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ
статья на тему

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…

Скачать:

Вложение Размер
novyy_dokument_v_formate_rtf.doc 41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Создание эмоциональной среды для ребенка в ДОУ

Разработала: воспитатель Шагина А.В.

Эмоции – это часть психической жизни личности, определяющая отношение человека к окружающей действительности и самому себе. Эмоции сопровождают все происходящие в жизни события, направляют активность всех психических процессов: мышления, памяти, внимания, речи…

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную направленность педагогической работы с дошкольником – эмоциональное наполнение жизни ребенка и оказание помощи в осознании эмоций и их регуляции.

Очевидно, что важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние, является окружающая среда. Как правило, под средой развития в ДОУ понимается организация пространства и использование оборудования и другого оснащения в целях безопасности, психологического благополучия ребенка, его развития.

Организуя среду ДОУ, необходимо, сориентироваться на создание не столько предметно-развивающей, сколько эмоционально-развивающей среды, т.е. такой, которая способствует разностороннему и полноценному развитию эмоционально-чувственной сферы ребенка. Для выполнения такой задачи необходимо определить условия, влияющие на эмоциональную атмосферу ДОУ. К ним относятся:

• профессиональная установка педагога на организацию эмоционально-развивающей среды в группе ДОУ – эмоционально-поддерживающий компонент среды;

• внешняя обстановка (цветовое решение, удобство мебели и пр.) – эмоционально-настраивающий компонент среды;

• режимные моменты, определяющие процесс пребывания ребенка в группе детского сада – эмоционально-стабилизирующий компонент среды;

• разнообразие занятости детей – игры, занятия, сюрпризные моменты – эмоционально-активизирующий компонент среды ДОУ;

• и наконец, условие, которое не предусмотрено нормами организации жизнедеятельности ДОУ, однако рекомендовано психологами и медиками – проведение психогимнастических упражнений с детьми, или эмоционально-тренирующий компонент среды.

Охарактеризую более подробно каждое из названных условий.

Эмоционально-поддерживающий компонент среды.

Для создания оптимальной эмоциональной атмосферы в группе детей раннего возраста, необходимо научиться соотносить цель и задачи своих педагогических действий с установкой на эмоциональное развитие: возбуждение, расслабление, переживание, организация эмоционально насыщенного общения ребенка со взрослым и окружающими и т.д.

На первом этапе – адаптации ребенка к ДОУ:

• установление эмоционального контакта с ребенком;

• вовлечение его в происходящие вокруг события: «(Имя), посмотри на меня», «Подойди ко мне на минутку», «Покажи игрушку, что она делает» и т.д.;

• создание положительного эмоционального настроя в группе детей по отношению к поступившему ребенку;

• обеспечение эмоционально теплой атмосферы в группе;

• формирование у детей положительного отношения, принятия ситуации пребывания в группе ДОУ и т.д.

В процессе организации жизнедеятельности детей в течение последующего времени:

• создание атмосферы эмоциональной безопасности в группе ДОУ;

• формирование у ребенка позитивного образа своего «я»;

• побуждение у детей совместных эмоциональных переживаний (радости, удивления и т.д.) в подвижных играх, забавах;

• развитие умения обращать внимание и реагировать на мимику и жесты взрослого, его интонации;

• закрепление желания и готовности к совместной со взрослым деятельности;

• приучение детей к тому, чтобы обращаться друг к другу по имени, здороваться, прощаться, проявлять симпатию, сочувствие;

• содействие оптимизации детско-родительских отношений, поддерживать доброе отношение к маме, папе, близким людям и т.д.

Эмоционально-настраивающий компонент среды.

При обустройстве эмоционально-настраивающего компонента окружающей среды учитываются следующие обстоятельства.

Цветовое решение в группе должно быть спокойным для восприятия, но не однообразным. Обязательно нужно заботиться об эстетике окружающей обстановки – в спальнях, в раздевалке, при принятии пищи и т.д.

Музыкальный фон в группе создает и соответствующая музыка – не только привычные детские песенки, но и классические произведения, народная музыка.

Заботясь о том, чтобы каждый ребенок чувствовал себя комфортно в атмосфере детского сада, необходимо продумывать организацию жизни ребенка: удобно ли пользоваться шкафчиком для раздевания, не слишком ли тугой кран в умывальной, разнообразны ли игрушки и т.д.

При этом стоит иметь в виду два обстоятельства. Первое – приобретение в группу оборудования, которое способствует оптимизации эмоционально-чувственного развития ребенка. А второе – пересмотреть имеющиеся уже интерьер и оборудование с тем, чтобы усилить их эмоционально-развивающую направленность.

Так, педагогическая задача обеспечения эмоциональной релаксации, снятия эмоционального напряжения решается в зоне двигательной активности детей, центре «Песок-вода», уголке ИЗО-деятельности.

Осуществляя задачу побуждения у ребенка эмоционального отклика на игровое занятие и желания участвовать в совместной игре, можно использовать игровые двигательные модули, игровую «жилую комнату», центр развивающих игр и т.д.

Таким образом, эмоционально-настраивающая среда побуждает у ребенка разнообразные эмоции, способствует снятию эмоциональных напряжений, поскольку сам ребенок практически не контролирует свое состояние. Но не менее важно, чтобы среда давала ребенку ощущение стабильности, безопасности.

Эмоционально-стабилизирующий компонент среды

Дошкольники испытывают тревогу, переходящую в аффекты, если меняется обстановка вокруг. Не случайно, всем известны трудности адаптационных периодов у детей, сначала в ДОУ, затем в школу. Определенным гарантом удовлетворения потребности в безопасности является для ребенка-дошкольника наличие определенных режимных моментов.

Режим дня – это определенная продолжительность и чередование различных занятий, сна, отдыха, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены. Систематическое выполнение необходимых условий для правильной организации режима дня способствует хорошему самочувствию детей, поддержанию на высоком уровне функционального состояния нервной системы, положительно влияет на процессы роста и развития организма.

При этом повторяемость должна соблюдаться по форме: наличие режимных моментов – питание, сон, прогулки, занятия, – но по содержанию они должны отличаться друга от друга. Степень этих отличий зависит от интенсивности происходящих событий и от состояния детей: если последние возбуждены, стоит провести пусть менее впечатляющие занятия, которые помогут снизить растущий эмоциональный накал.

Однако наличие режима может сделать пребывание ребенка в ДОУ более чем традиционным, рутинным, тогда нарушается одна из важнейших характеристик эмоционально-развивающей среды – разнообразие переживаемых эмоций.

Эмоционально-активизирующий компонент среды

Активизация эмоциональных состояний происходит, когда случается «радость узнавания», или при встрече с чем-то новым, необычным (но не пугающим для ребенка). Чаще всего эмоциональная активизация переживаний ребенка происходит в игровой деятельности. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются или перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными; здесь же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая ребенка способным к созданию нового; в игре закладывается база для других видов деятельности.

Поэтому воспитатель должен целенаправленно включать игры и игровые занятия, ориентированные на активизацию и оптимизацию эмоционально-чувственной сферы ребенка. К таковым относятся:

• игры с детьми на накопление эмоций;

• игры на эмоциональное общение ребенка со сверстниками и взрослыми;

• игры на преодоление негативных эмоций;

• игры на снятие эмоционального напряжения, релаксацию;

• игры на развитие эмпатии у детей и другие.

Итак, очевидно, что переоценить значение игры в развитии эмоциональности дошкольника практически невозможно. Однако, как уже упоминалось выше, необходимо научить ребенка не только переживать, но и осознавать модальность, интенсивность этих переживаний, что подводит нас к следующему условию эмоционально-развивающей среды.

Эмоционально-тренирующий компонент среды

Психогимнастика представляет собой специальные занятия, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка (его познавательной и эмоционально-личностной сферы) . Особенно эти занятия нужны детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, непоседливостью, обладающим вспыльчивым или замкнутым характером и т.д. Но не менее важно проигрывать эти комплексы упражнений и со здоровыми детьми в качестве психофизической разрядки и профилактики.

Основная цель занятий по психогимнастике – овладение навыками управления своей эмоциональной сферой: развития у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Подводя итоги, отметим следующее. Прежде всего, с учетом времени, проводимого ребенком в детском дошкольном учреждении, становится очевидным тот факт, что переживания радости, побуждение позитивных эмоций для раннего детства должно стать одним из доминантных направлений в организации жизнедеятельности ДОУ.

Итак, каждая ступень развития ребенка как индивида и личности должна быть прожита полноценно, без неоправданных ускорений, так закладывается основательный базис для следующей ступени развития. В дошкольном периоде в целом, и в раннем дошкольном детству в особенности, именно эмоциональная составляющая является доминантной и определяющей. Принятие этого факта помогает более оптимально и целенаправленно конструировать среду детского дошкольного учреждения.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Програмное содержание: способствовать развитию детей через комплекс всех видов музыкальной деятельности, учить еть слажено, петь самостоятельно, продолжать слушать внимательно музыку.

Предлагаю к просмотру материал на тему прсихологическая безопасность личности ребёнка в ДОУ, в часности — создание эмоциональной среды для ребёнка в ДОУ.

консультация для родителей и педагогов «создание эмоциональной среды для ребёнка».

Доклад «Создание эмоционально-привлекательной, развивающей среды в ДОУ — условие реализации потенциала дошкольника в МБДОУ детском саду №29 «Полянка» г. Павлово».Презентация к докладу.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (К.

Анализ данной проблемы, изучение её теоретических аспектов позволило мне наработать практический материал. Мне захотелось помимо знаний, умений и навыков заложить в своих воспитанниках такие осно.

Для ребенка-дошкольника наиболее характерны эмоциональная неустойчивость, яркость, импульсивность проявления эмоций, что постепенно сменяется большей адаптивностью. Все это определяет основную н.

Источник

Роль развивающей предметно-пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка

Калюга Наталья Анатольевна
Роль развивающей предметно-пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка

Калюга Наталья Анатольевна,

Яковлева Алена Павловна,

МАОУ детский сад №27 «Лесовичок»

Самарская область, город Тольятти

«Роль развивающей предметно — пространственной среды в психоэмоциональном развитии ребенка»

Среда является отражением духовной сущности человека.

Среда — большой мир, макрокосм, Человек — малый – мир -микрокосм. (Л. С. Выгодский)

Дошкольное детство – короткий, но важный, уникальный период жизни человека. Человечество лишь постепенно пришло к осознанию самоценности детства, как части человеческой жизни, а не просто ее преддверия. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка – это пространство его жизнедеятельности. Это те условия, в которых протекает его жизнь в дошкольном учреждении. Эти условия следует рассматривать как фундамент, на котором закладывается строительство личности ребенка.

Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать такие условия, которые способствовали бы наиболее полной реализации развития детей по всем психофизиологическим и психоэмоциональным параметрам, то есть организации предметно-пространственной среде.

Психологи связывают механизм воздействия предметно-развивающей среды на личность с понятием социальная ситуация развития, то есть своеобразным, соответствующим возрасту отношением между ребенком и окружающим его миром. Ребенок находит свою вторую жизнь в предметах культуры, в образе взаимоотношений людей друг с другом. От того, в каких взаимоотношениях со средой находится ребенок, с учетом изменений происходящих в нем самом и в среде, зависит динамика его развития, формирование качественно новых психических образований. Отношение ребенка к среде определяет и его активность в ней. В связи с этим психология понимает среду как условие, процесс и результат творческого саморазвития личности.

Развивающая предметно-пространственная среда, которую мы организовали в учреждении, соответствует возрастным особенностям детей, содержательно-насыщенная, доступная, трансформируемая, полифункциональная, вариативная, безопасная и самое главное — пронизана ощущениями психологического комфорта. Условия обеспечивают эмоциональное благополучие во-первых, через доверительное общение педагога с каждым ребенком, уважительное к нему отношение, к его чувствам и потребностям, во-вторых, через взаимодействие самого ребенка с эмоционально обогащенным предметно — пространственным окружением.

В начале учебного года в Учреждении проводился мониторинг оценки насыщенности, трансформируемости, полифункциональности, вариативности, доступности и безопасности развивающей предметно — пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Мониторинг показал, что развивающая предметно – пространственная среда в образовательном учреждении соответствует требованиям ФГОС ДО. Мы начали рассматривать организацию образовательного пространства с холла и раздевальных комнат групп. Как «театр начинается с вешалки», так и развивающая среда Учреждения, начинается с оформления холла и раздевалки.В каждой раздевальной комнате и холле Учреждения оформлены уголки: «Я родитель!»; «Музыкальный сундучок»; «У нас в детском саду»; «Методический вестник»; «Правила дорожного движения»; «Психолог советует»; «Логопед советует»; «Творчество наших детей», а также проводятся постоянные тематические выставки художественного творчества наших детей и родителей.

В каждой группе создана развивающая предметно-пространственная среда под девизом «Комфорт вокруг и во мне», ее психоэмоциональноенасыщение направлено на:

• стимуляцию эмоциональных ощущений;

развитие психологической активности;

• снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;

• повышение мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности дошкольников;

• создание положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребёнка;

• активизацию психических процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти).

Содержание, направленное на развитие психоэмоционального благополучия — это все окружение пространства, его цветовая гамма, насыщенность полифункциональной развивающей предметно-пространственной среды. Разнообразные фотографии, иллюстрации и картинки, дидактические, развивающие игры и игровые упражнения, авторские игровые пособия — все это лучший материал для психоэмоционального развития ребёнка, который помогает малышу усвоить разнообразные понятия. В самый нужный и подходящий момент для создания психоэмоционального благополучия нам на помощь приходят народные и авторские сказки, бесценные помощники при освоении норм общения людей между собой. В любой из сказок без труда можно найти много всевозможных ситуаций, которые помогают в увлекательной форме развитию у ребенка психологических и эмоциональных понятий, формированию представлений о доброжелательном отношении к окружающему миру. К примеру, с помощью известных всем с детства сказок «Гуси-лебеди», «Морозко», «Хаврошечка», «Маша и медведь» и т. д. можно уточнять знания о добре и зле, о том, как необходимо общаться и взаимодействовать с другими людьми. А средствами игровых упражнений мы сформируем у ребенка умение различать эмоции, способность увидеть эмоциональное состояние друг друга, создавать условия для психоэмоционального благополучия.

Психоэмоциональное здоровье и развитие, а значит, и благополучие предполагают обогащение чувственного опыта ребенка через совершенствование работы психических процессов посредством каждого центра или уголка группового пространства.

1. Личностно-ориентированный педагогический процесс является основным условием, при котором личность ребёнка развивается гармонично, он чувствует себя психологически и эмоционально благополучно. При этом особое внимание уделяется коммуникативной стороне отношений педагога с детьми, когда у ребёнка незримо формируется чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости.

2. Эмоциональное благополучие самого педагога, его собственный внутренний настрой, эмоциональность поведения есть неоспоримо важное условие положительного психоэмоционального состояния детей, у которых с рождения очень развита интуитивная способность улавливать внутреннее состояние взрослых. Дети очень легко заряжаются как положительными, так и отрицательными эмоциями, поэтому педагоги нашего дошкольного учреждения устраивают себе психологические разрядки, которые снимают излишнюю психологическую зажатость или эмоциональное напряжение.

Атмосфера в группе детского сада определяется отношениями между:

• воспитателем и детьми;

• детьми друг с другом;

• сотрудниками детского сада;

• воспитателями и родителями;

• родителями и детьми.

Хороший микроклимат в учреждении в целом и в каждой группе в частности, возникает тогда, когда все участники образовательного процесса чувствуют себя свободно, при этом уважают право других быть самими собой. Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы проанализировать, создать и оказывает весьма существенное влияние на качество группового положительного психоэмоционального комфорта.

Для создания психоэмоционального комфорта в детском саду созданы уголки, вашему вниманию они представлены на экране:

• Уголок «Ряженья» — позволяет изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя знакомого и незнакомого одновременно;

• Уголок «Юный исследователь» (игры с песком и водой, глиной и красками, мыльными пузырями) – снимают агрессию и напряжение, вызывают радость и неуемную фантазию;

• Уголок «Уединения» — помогает сформировать условия для развития эмоциональной сферы дошкольника, адаптироваться к новым условиям, сверстникам, педагогам. В таком уголке ребенок может «спрятаться» от окружающих, выразить свои накопившиеся негативные эмоции;

• Мини – музей «Русская изба» — дети получают здесь положительные эмоции, расширяется познавательный интерес, приобщаем к наследию русской народной культуры и своей малой Родины;

• Лаборатория хорошего настроения «Антикапризин» (авторское дидактическое пособие).

Авторское дидактическое пособие «Антикапризин» разработано творческой группой нашего детского сада. Пособие представляет собой красивый, безопасный, удобный, мобильный, многофункциональный «домик – ширму» на крутящихся подставках, имеющий большое количество полочек, что позволяет разместить много разнообразного игрового материала. В лаборатории представлены разные виды театра: теневой, театр картинок (фланелеграф, настольный, театр «Тантамарески», театр «Куклы – топотушки», пальчиковый. Через театр ребенок учится прислушиваться к своим чувствам, к своему телу и душе, ведь каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность. Благодаря театру ребенок познает мир не только умом, но и сердцем и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Здесь же представлены игры по эмоциям («Что изменилось?», «Эмоции сказочных героев», игра «Зеркало» — позволяет найти свой стиль общения с самим собой, учит распознавать эмоциональное состояние). В данном пособие имеются игрушки – забавы, калейдоскоп – сказочный мир за стеклом, мыльные пузыри – это один из символов чистой детской радости и неуемной фантазии, мирилки. Все это будит в ребенке острую заинтересованность, яркие эмоции, развивает чувство юмора.

Мы используем разнообразные формы работы на снятие психоэмоционального напряжения у детей:

психологические этюды и сказки;

• игры и игровые упражнения;

Становление психоэмоционального опыта ребенкауспешно осуществляется:

• в повседневных видах детской деятельности и в ходе выполнения режимных моментов;

• участия в художественных видах деятельности;

• в спортивных и подвижных играх, соревнованиях, музыкально-спортивных развлечениях, досугах;

• в познавательно — игровой деятельности ребенка, направленной на систематизацию, уточнение умений, расширение области их применения и преобразования.

Педагоги Учреждения окружают ребенка красотой природы, чтобы он проникся мыслью – важно не только сохранять красоту, но и творить ее вокруг себя. На территории детского сада ребенок проводит много времени. От того, насколько она будет ухоженной, красивой, разумно спланированной, периодически обновляющейся, совмещающей любование дарами природы с решением вопросов экологического, нравственного, физического, художественного воспитания, будет зависеть, каких детей мы воспитаем.

Территория нашего Учреждения – неотъемлемая часть всей системы экологического воспитания, в организации которого принимают участие и взрослые, и дети. Мы постоянно обновляем развивающую среду прогулочных участков, тщательно продумываем, какое оборудование использовать, как расположить зеленые насаждения, чтобы ежедневные прогулки были интересны детям, могли радовать и удивлять их, познавать, исследовать, экспериментировать. У детей закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, которые надолго остаются в памяти человека.

Для создания психоэмоциональногокомфорта на территории нашего Учреждения созданы: (обращаем ваше внимание на экран)

«Дорожка к Дому радости»

Цель: создавать положительный эмоциональный настрой, вызывать у детей желание ходить в детский сад;

Цель: позволяет снять психоэмоциональное напряжение и агрессию у детей, благодаря зелени произрастающей вокруг водоема, которая радует глаз;

Цель: предоставить возможность для психологической разгрузки и прогулок, знакомить с окружающим миром.

Все участки детского сада уютные, красочные, гармоничные по цветовому и пространственному решению.

В мае в Учреждении планируется открытие детского сквера «Островок счастливого детства», где дети вместе с родителями смогут получить заряд бодрости и хорошего настроения.

Среда является основным средством развития личности ребенка и является источником его знаний и социального опыта «…по — своему преломляет и направляет и всякое раздражение, действующее извне к человеку, и всякую реакцию, идущую от человека вовне».

Благоустройство развивающей предметно-пространственной среды прогулочного участка в ДОУ Все может превратиться в красоту… Когда не будет сердце равнодушным И сделать явью детскую мечту, И место для прогулок самым лучшим.

Обогащение развивающей предметно-пространственной среды группы. Макеты Игра – ведущий вид деятельности дошкольников. Самостоятельная игра детей во многом зависит от организации предметно-игровой среды и подбора.

Опыт работы по оформлению предметно-пространственной развивающей среды Сегодня я хочу поделиться опытом работы по оформлению окон в группе. Работа нашего детского сада строится на комплексно – тематическом принципе.

Организация предметно-пространственной развивающей среды. Театрализованный уголок АктуальностьВажно понимать, что жизнь ребенка в детском саду не ограничивается занятиями, поэтому в группах создается предметно-пространственная.

Организация пространственной предметно-развивающей среды Предлагаю Вашему вниманию фотографии нашей группы. 1 фото. УГОЛОК ПРИРОДЫ с комнатными цветами, за которыми мы с детьми ухаживаем. Здесь.

Организация развивающей предметно-пространственной развивающей среды ДОУ Отношение государства в этом вопросе отражено в Законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ [3] и вступившим.

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.

Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы I. Пояснительная записка Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы разработан в соответствии с документами: 1. Федеральный.

Педсовет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ». Фотоотчет В последних числах января в нашем детском саду, согласно годового плана работы, состоялся педагогический совет на тему «Моделирование развивающей.

Источник

Читайте также:  Испорченное настроение с утра
Оцените статью