Что такое эмоционально оценочная беседа это

Что такое эмоционально оценочная беседа это

— Но только все не впрок. А как можно сказать иначе? (Все не на пользу.)

— Что значат слова: И в сердце льстец всегда отыщет уголок? (Льстивый человек сумеет привлечь другого на свою сторону.)

— Передайте смысл первых четырех строк своими словами.

— А теперь сравните, как об этом же сказал автор басни. (Мысль выражена четко, образно. В первых четырех строчках автор выразил самое главное.)

— Прочитаем всю басню в лицах.

— Если вы встретите людей, которые льстят, т. е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят?

Итак, работа над басней чаще всего включает следующие компоненты: восприятие конкретного содержания, раскрытие композиции, характерных особенностей действующих лиц, мотивов их поведения, раскрытие аллегории, выяснение главной мысли конкретной части басни и анализ морали.

Если за основу принять только что указанную последовательность работы, то урок, на котором учащиеся читают басню, будет иметь следующую структуру:

I. Подготовительная работа

1) Рассказ учителя об авторе басни.

2) Викторина по материалу прочитанных басен.

3) Беседа о повадках животных — действующих лицах басни, которую предстоит читать.

II. Чтение басни учителем (или прослушивание записи фонохрестоматии, или просмотр фильма).

Беседа эмоционально-оценочного плана.

III. Анализ конкретного содержания басни.

1) Уточнение структуры и композиции басни. (Чтение, составление плана и т. п.)

2) Выяснение мотивов поведения действующих лиц, их характерных черт. (Выборочное чтение, словесное и графическое рисование, ответ на вопросы.)

3) Установление главной мысли конкретного содержания басни.

IV. Раскрытие аллегории.

V. Анализ той части басни, в которой заключена мораль.

VI. Аналогия из жизни.

Успех работы над басней, как убеждает школьный опыт, определяется рядом условий. Во-первых, важно в процессе анализа басни помочь ученику живо представить развитие действия, ярко воспринять образы. Поэтому целесообразно предлагать учащимся словесное рисование, чтение в лицах на заключительном этапе работы и т. п. Необходимо развивать у учащихся внимание к каждой детали обстановки, в которой действуют персонажи, к каждому штриху их облика.

Источник

Беседа как средство эмоционального развития ребенка

Ольга Бычкова
Беседа как средство эмоционального развития ребенка

Эмоции и чувства тесно связаны с развитием речи и речевым общением. Они в значительной мере обусловлены эмоциональной чувствительностью ребенка воздействиям взрослого (тону общения, тембру).Речь не только передаёт мысли, но и характеризует эмоциональность человека, формирует его чувства.

Понимание эмоциональных переживаний происходит параллельно с речевым развитием и во взаимосвязи с ним. На основе эмоционального опыта первоначально происходит осмысление эмоциональной действительности в форме переживания ситуаций, затем эти переживания отделяются через речь, и в конечном итоге ребенок приходит к переживанию самого чувства.

В значении слов, обозначающих эмоции, могут отражаться ситуации, причины, вызвавшие эмоцию, отношения ребенка со взрослыми, его намерения осуществить определенные действия и другое.

Главная цель развития эмоциональной сферы дошкольников – научить детей понимать эмоциональные состояния вои и окружающих их людей, дать представления о способах выражения собственных эмоций (мимика, жесты, поза, слова, а так же совершенствовать способность управлять своими чувствами и эмоциями.

— способствовать развитию процесса самосознания, принятию собственной индивидуальности;

— помогать в познании эмоциональных состояний, пополнять активный словарь ребенка словесными обозначениями эмоций;

— учит выражать свою любовь к близким;

развивать навыки адекватного социального поведения;

развивать воображения, творческую активность.

Работа по накоплению опыта в эмоциональнойсфере может иметь следующие направления:

— обучение ребенка различению многообразия и богатства эмоций, пониманию их, обозначению словом.

развитие умения передавать свои эмоции через выразительные движения.

На начальном этапе внимание уделяется развитию умений различать эмоциональные состояния (радость, грусть, спокойствие, выделять в них, что-то главное, значимое для ребенка. Затем дети обучаются умению передавать своё и чужое эмоциональное состояние через его называние, понимание, описание.

Для детей среднего дошкольного возраста наиболее близки эмоции радости и грусти, а так же спокойное состояние ребенка. Для выявления данных эмоций я наблюдала, как дети выражают свои эмоциив естественной обстановке: в группе, на прогулке, во время прихода в детский сад и ухода из него.

В ходе наблюдения я обращала внимание на такие параметры эмоциональных проявлений как эмоциональный фон, имеющих много общего с настроением, который может быть либо положительным, либо отрицательным. В целом эмоциональный фон дает информацию о степени эмоционального благополучия ребенка.

Читайте также:  Как справиться с чувством вины при измене

В начале года я провела диагностику эмоционального состояния детей во время прихода в детский сад, в результате которой, выявила наиболее частые причины отрицательного эмоционального состояния.

ребенок не выспался

— забыл любимую игрушку

Для того, чтобы поднять ребенку настроение, я вступаю с ним в разговор, пытаясь выявить причину грусти, предлагала поискать его настроение в группе, привлекая к этому других детей. В беседе с ребенком использовала яркий «Волшебный мешочек», появление которого уже вызывает улыбку. Далее мешочек и вынуть оттуда волшебный предмет. Во время беседы задавала ребенку вопросы:

— Тебе нравится «волшебный мешочек»?

— Почему он называется волшебный?

— Как ты думаешь, что там лежит?

Затем предлагала опустить руку в «волшебный мешочек».

— Как ты думаешь, что ты взял?

— Давай достанем предмет, который ты взял.

Далее вела с ребенком беседу непосредственно об игрушке, которую вытащил ребенок.Например: Посмотри, какая замечательная лошадка. Она белая с красивой гривой и пушистым хвостом. Посмотри, какая она веселая, улыбается тебе, даже ножку свою подняла. Наверно она хочет с тобой поиграть. А ты хочешь поиграть с лошадкой? Улыбнись ей.

Во время такой эмоциональной беседы у ребенка поднимается настроение, он радуется и с удовольствием играет с данной игрушкой.

Так же для избавления от негативных эмоций я использовала «Домик грустного настроения». Если ребенок приходит в детский сад с грустным настроением, я предлагала это настроение закрыть в грустном домике. Во время беседы с ребенком,предлагала рассмотреть домик:

— Как ты думаешь, почему на домике грустное лицо?

— Почему у домика есть окно, но нет дверей?

Затем предлагала открыть окно домика и сказать: «Я не хочу быть грустным и закрываю своё грустное настроение на замок». Домик сделан с одним окном без дверей, чтобы грустному настроению некуда было выйти.

Для знакомства детей с эмоциями провела беседы : «Что такое радость?»

«Что такое грусть?»

На заданный вопрос дети отвечали:

«Радость – это, когда мама дома, когда есть бабушка и дедушка, когда солнце светит, цветы распускаются, когда радуга, когда все улыбаются».

«Грусть – это когда нет мамы, когда один дома сидишь, когда болеешь, солнце не выглядывает, дождик идет».

Чтобы все дети включились в беседу, проводила ее в виде игры с мячом.

Чтобы показать детям как выглядит грустный и радостный человек, я использовала игры «Тух-Тиби-Дух», «Море волнуется», «Волшебный стул». Очень нравится детям игра «Мыльные пузыри».

Предварительно перед каждой игрой проводила беседу о настроении.

Одним из средств развития эмоциональной сферы дошкольников можно считать психогимнастику. Например, дети любят упражнение «Ручеек радости».

Мной были изготовлены дидактические игры: «Узнай настроение», «Посели зверей в домик», «Грустный и веселый гномы».В процессе игры задавала вопросы:

— Какое у него настроение?

— Почему он радуется? Или как развеселить гнома?

Отвечая на вопросы, дети учатся составлять сложные предложения и небольшие рассказы.

Беседы об эмоциональных состояниях я осуществляла как фронтально, так и индивидуально.

В работе использую мини-сценки.Например: «Встреча друзей», «Сердитый дедушка» и другие.

Особое внимание уделяю чтению художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения) и беседам по прочитанному произведению.

Например: «Федорино горе» Чуковского, «Айболит», «Мойдодыр», русские народные сказки «Заюшкина избушка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Петушок и бобовое зернышко».

Именно художественная литература раскрывает перед детьми мир человеческих чувств, вызывая интерес к личности, к внутреннему миру героя. Научившись сопереживать с героями художественных произведений, дети начинают замечать проблемы близких и окружающих людей.

После чтения художественного произведения провожу беседу об эмоциональном состоянии героев, используя в работе обыгрывание некоторых стихотворений,например: «Перчатки», «Если в доме кто-то плачет».

Параллельно велась работа с родителями. Были проведены консультации и родительские собрания. С большим желанием родители включались в игры-тренинги, помогали в изготовлении атрибутов к драматизации сказок, подбирали иллюстрации и стихотворения на развитие эмоций. Было проведено родительское собрание «Всего важней погода в доме». Родители активно участвовали в беседах, применяли полученные знания при общении с детьми. Тесное общение детей и родителей благотворно повлияло на эмоциональный фон в группе, дети стали более чувствительны к своим товарищам, более критичны к своим поступкам, более выразительны в общении.

Результатом проведенной работы явились инсценировки сказок: «Заюшкина избушка», «Колобок», «Репка», где дети успешно изображали разные эмоциональные состояния. Таким образом правильно организованные беседы помогают развитию эмоциональной сферы дошкольников, помогают усваивать этические представления, полученные детьми при беседе.

Читайте также:  Мягкая игрушка меняющая эмоции

Хорошее настроение детей, желание общаться со сверстниками и взрослыми-результат использования беседы, как средство эмоционального развития ребенка.

Специфика системы раннего развития детей от 0 до 3-х лет Речь — ведущий процесс психического развития ребенка. Эмоциональность ребенка, его потребности, интересы, темперамент, характер — весь психический.

Весёлое развитие речи — роль взрослых Речь человека – не врожденная способность, она формируется постепенно. Взрослые должны стимулировать ребенка к пробуждению у него активной.

Источник

Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

ДИНА ТЕЛКОВА
Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

Статья :Особенности овладения эмоционально-оценочной лексикой детьми дошкольного возраста

Оценки необходимы человеку для организации взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.В оценках достаточно полно отражаются и вместе с ними развиваются многие важные качества личности: нравственные, интеллектуальные, эмоциональные, морально-волевые, эстетические. В процессе оценивания формируются такие логические операции, как анализ, сравнение, обобщение, дети овладевают умениями связной речи.

Процедура оценивания связана с умением переводить когнитивное в словесный план, т. е. создавать оценочное высказывание. Как показывают исследования Н. Тихонова, Г. Любиной дети данным умением не владеют, это объясняется тем, что естественная речевая среда не обеспечивает ребёнка в достаточной степени ни средствами выражения оценки, ни представлением о структуре оценочного высказывания,поэтому оценки детей шести-семи лет очень категоричны и двухмерны: хорошо / плохо, нормально / ненормально, люблю / не люблю и т. п. Оценочные высказывания в речи детей отсутствуют.

Несмотря на то, что дети не владеют умением создавать оценочное высказывание, от них это умение востребуется уже в дошкольном возрасте, о чём свидетельствуют программы ДОУ, где в качестве частных умений, которыми необходимо овладеть ребёнку,называются следующие:

— оценивать свои поступки и поступки других детей;

— правильно оценивать результаты своей деятельности и деятельности товарищей;

— правильно понимать слова, выражающие моральную оценку, передавать своё отношение к поступкам героев художественных произведений.

Итак, значимость обучения детей шести-семи лет оценке и созданию оценочного высказывания обусловлена тем, что оценки необходимы человеку для организации почти любого акта взаимодействия с предметным миром, с другими людьми, с обществом.

В старшем дошкольном возрасте активно осваивается оценочная лексика. Это связано с формированием внеситуативно-личностного общения ребёнка со взрослым, с проявлением интереса к личности взрослого. Дети начинают употреблять слова, обозначающие личностные характеристики (честный, скромный, заботливый, чуткий и др.).

Педагог специально организует работу над данной категорией слов в интересах нравственного и речевого развития детей. Причём сначала берутся имена прилагательные, а уже на их основе – имена существительные (честность, скромность, чуткость, заботливость, поскольку значения первых конкретнее, чем значения вторых. Ориентиром для отбора таких слов могут быть словари (тезаурусы) наиболее частотных личностных черт. Так, наиболее частотными являются слова добрый, честный, правдивый, спокойный, общительный, ленивый, равнодушный, хитрый, умный, скромный, хвастливый. Большое значение для освоения эмоционально-оценочной лексики имеет анализ поступков литературных героев, их переживаний и настроения.

Приведем в пример вопросы воспитателя по содержанию литературных произведений, направленные на уточнение понимания детьми прилагательных с этическим значением. Первое произведение прочитано впервые, второе – хорошо знакомо детям.

Вопросы по сказке В. Осеевой «Заячья шапка»: Как называется в сказке заяц? (Хвастунишка, хвастливый.) За что его так назвали? (Хвастал: «Могу через сосну перепрыгнуть» и т. д.). За что назвали хвастунишкой сына охотника, когда он надел заячью шапку? Как назвали девочку подружки? («Экая хвастунишка») Как можно назвать зайца, мальчика и девочку, если они хвастаются? Какие они? Нравятся ли вам хвастунишки? Как к ним относятся люди? А как можно назвать нехвастливых людей? (скромными.)

Вопросы по «Рассказу о неизвестном герое» С.Маршака: Как можно назвать этого неизвестного героя? Какой он? (скромный). Как можно другими словами назвать неизвестного героя? (смелый, мужественный, настоящий герой,

В заключение делается вывод: нескромных, хвастливых людей не любят, а скромных уважают. Скромный не хвастает своими добрыми делами и поступками.Недаром в народе говорят: «скромность украшает героя»; «скромность каждому к лицу».

Наблюдения показывают, что дети редко используют в общении фразеологические обороты. В качестве средств обогащения речи детей фразеологизмами выступают образная речь окружающих взрослых и художественное слово. В беседах по содержанию литературных произведений, фольклорных произведений разных жанров следует обращать внимание на образные выражения, поощрять употребление их детьми в активной речи.

Читайте также:  Как спасать человека от депрессии

Прекрасным материалом в этом отношении являются пословицы и поговорки. Важно, чтобы смысл пословиц и поговорок объясняли детям в связи с жизненными ситуациями. Распространённой ошибкой в практике является заучивание пословиц и поговорок без их толкования. Слова, встречающиеся в пословицах и поговорках, нужно объяснять детям. Полезный для речевого развития детей приём – использование пословицы для раскрытия содержания художественного произведения. Он позволяет закрепить значения слов и углубить понимание идеи данного произведения. Например,можно использовать следующие пословицы:

«Что посеешь, то и пожнёшь» (к ненецкой сказке «Кукушка»); «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» (к сказке В. Ф. Одоевского «Мороз Иванович»); «Век живи – век учись» (к русской народной сказке «Крылатый, мохнатый да масленый»); «Как аукнется, так и откликнется»«Сказке о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина.

Для активизации словаря старших дошкольников широко используются разные приёмы работы с загадками: отгадывание готовых загадок и объяснение отгадки; придумывание загадок о предметах, различающихся и близких по внешнему виду. Интересны загадки-присказки. Отгадкой для них является последнее слово четверостишия, умышленно недосказанное. Это не только развивает словарь, но и вырабатывает у детей чувство рифмы. Вот примеры таких загадок-присказок.

* Я маленькая птичка, зовут меня… (синичка).

* Зимою она то, как пух, то тверда, летом её называют… (вода).

* Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь, улыбаешься в оконце, и зовут тебя все… (солнце).

* Обогнать друг друга рады, ты смотри, дружок, не падай! Хороши тогда, легки быстроходные… (коньки).

Важнейший метод словарной работы – составление рассказов детьми. В связной речи вырабатываются навыки употребления слов в сочетании с другими, с учётом контекста.

Словарная работа на занятиях должна сочетаться с активизацией слов в разных видах деятельности, в широкой речевой практике.

Целесообразно использовать такие методы и приёмы,как: 1. чтение, краткая беседа о прочитанном, работа над оценочной лексикой, которая характеризует поступки литературных героев;

2. специальные игры и упражнения, направленные на обогащение эмоциональногоопыта детей и развитие соответствующего словаря: например, «Облака», «Назови, Не ошибись», «Маски» и др.

3. беседы с детьми на нравственные темы (основная речевая задача – обогащение эмоционально-оценочной лексики);

4. знакомство старших дошкольников с фразеологизмами, пословицами и поговорками, содержащими слова из оценочной лексики, работа над значением этих слов;

5. рассматривание сюжетных картинок, анализ действий персонажей, их переживаний и настроения; отражение воспринятого в высказываниях; 6. слушание музыки, определение её настроения, выражение своих эмоций по поводу услышанного в речи.

Особенности овладения классификацией и сериацией в дошкольном возрасте Освоение детьми окружающего мира начинается с познания свойств и отношений (признаков) предметов. Освоенность таких свойств и отношений.

Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте важное значение имеют эмоционально- нравственные чувства и навыки общения для развития детских взаимоотношений. Первоначальное.

Физическое развитие детей младшего дошкольного возраста посредством развития навыков овладения подвижными играми с правилами Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является задачей государственной важности. Для ее реализации.

Консультация для педагогов «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Тема : «Особенности овладения дошкольниками графикой письма» Дискуссионной является проблема обучения письму детей шестилетнего возраста.

Особенности нарушения речи у детей дошкольного возраста и роль детского дошкольного учреждения в их коррекции По данным мировой статистики, в последние годы число речевых расстройств в детском возрасте растет, в связи с чем актуальность профилактики.

Консультация «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста» Статья: «Особенности работы с одаренными детьми дошкольного возраста». При составлении плана программы для одаренных учащихся необходимо.

Особенности самооценки детей дошкольного возраста Одной из самых значительных и актуальных тем в психологии можно считать проблему становления самосознания и самооценки личности. Самооценка.

Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Особенности восприятия и осмысления мира взрослых детьми старшего дошкольного возраста Каковы же психологические особенности ребенка старшего.

Развитие словаря у детей старшего дошкольного возраста в процессе овладения нравственными и эстетическими суждениями Старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для усвоения ребенком определенных культурных ценностей. Обогащение словарного.

Особенности обучения детей дошкольного возраста план 1. Своеобразие освоения детьми дошкольного возраста учебных навыков и умений 2. Общая характеристика учебной деятельности а. Структура.

Источник

Оцените статью