Что такое эмоционально образная психотерапия
Эмоционально-образная терапия (или ЭОТ) — это метод психотерапии, который более двух десятков лет назад открыл профессор психологии Николай Линде. Суть его заключается в том, чтобы избавиться от тяготеющих связей или ситуаций на уровне подсознания, представив свои переживания в виде какого-либо образа и проделав с ними определенную внутреннюю работу.
Этот метод успешно применяется у практикующих психологов и бывает крайне эффективным: даже за один сеанс можно избавиться от психологической проблемы, которая на физическом уровне была выражена, к примеру, в виде миомы матки, и обрести тем самым еще и физическое здоровье.
«Узлы» в подсознании
Николай Линде за многие годы практики в сфере психологии пришел к выводу, что осознание проблемы не способно решить ее до конца, поскольку многие факторы, влияющие на наши поведенческие реакции, находятся далеко за пределами сознания — в подсознательном, на родине эмоций и ассоциирующихся с ними образов. Именно там и нужно решать свои глубокие проблемы и развязывать «узлы».
Наверняка вы знакомы со случаями, когда клиент десятилетиями приходит к психологу или другому помогающему практику, разбирает свои сценарии поведения и реакции «на молекулы», но все равно не может найти выход из замкнутого круга. Со временем, конечно, многое встает на свои места, но частично чувство неудовлетворенности так или иначе продолжает довлеть или определять дальнейший жизненный путь клиента.
Ко мне, как к тарологу, часто обращаются люди, столкнувшиеся с разного рода эмоциональными зависимостями. На профессиональном языке эти женщины (чаще всего это женщины) находятся в отношениях «по дьяволу», то есть головой, своей сознательной частью, они понимают всю глупость своего положения, но «сделать ничего не могут». А все потому, что дьявол (читай: эго) кроется в мелочах, которые действительно сложно увидеть невооруженным глазом.
К примеру, человек курит и никак не может бросить. Сознание говорит: «Брось, это вредно, это дорого, это немодно». А подсознание знает: сигарета для этого человека — символ детской бутылочки с молоком, с которой он так боялся расстаться в детстве, когда испытывал оральное неудовлетворение. С тех пор он пытается «насытиться» другими способами, а Фрейд бы сказал, что человек продолжает находиться в стадии оральной фиксации.
Разглядеть такую «бутылочку» сознанием практически невозможно, зато расслабленное состояние плюс воспроизведенное действие при процедуре ЭОТ могут дать весьма положительный эффект.
В приведенном примере клиент может выбросить бутылочку и сказать, что готов взять на себя ответственность за свою жизнь, что он больше не испытывает ощущения нехватки еды и принимает изобилие окружающего мира, что страх остаться «голодным» больше не управляет его жизнью.
Как применять эмоционально-образную терапию?
Конечно, эмоционально-образная терапия не возникла из ниоткуда и, что называется, в одночасье. Напротив, она стала квинтэссенцией опыта и знаний великих исследователей — предшественников автора метода. Прародителями ЭОТ стали и Фрейд с его психоанализом, и Адлер с его индивидуальной психологией, и известный транзактный анализ Берна, и гештальттерапия Перлза, и символдрама Лернера. Благодаря Линде множество этих знаний слились в одну стройную, быструю и эффективную систему.
Я практикую этот метод регулярно, а также рекомендую его всем, кто приходит ко мне на консультации по Таро. И сегодня мне бы хотелось поговорить об особенностях его применения при взаимодействии с детьми.
Мои дети — два сына (пять лет и три года) часто преподносят мне важные жизненные уроки. Одним прекрасным летним днем мы сидели втроем на кухне, пили чай и смеялись. Старший сын, как это у него бывает, «разошелся» и никак не мог остановиться: он хохотал все громче, начал греметь стульями, дергать шторы на карнизе, стучать ложкой по тарелке, булькать чаем в чашке. Чай лился по его подбородку, по майке, по ногам, а сын все не унимался и хохотал как заведенный.
Присоединился к «веселухе» и младший, вместе они устроили на кухне настоящий бассейн. Конечно, на мои пшики и замечания в таком состоянии никто из них не реагировал. Когда пол был залит и в прихожей, младший стал бегать по нему и, разумеется, поскользнулся, да так, что с размаху ударился лбом об кафельную плитку. Тут я решила: вечеринку пора закрывать, — и попросила зачинщика пройтись по полу тряпкой.
Бунт — нормальная реакция моего сына, не отличился он и тут: «Я не должен ничего вытирать, ты мама, ты и вытирай», — и все в таком духе. А потом еще и начал меня по заднице шлепать, чтобы я не ворчала, а сделала «свое дело» побыстрее. Мое терпение лопнуло, когда старший взял-таки в руки тряпку, бросил ее в окно — в знак своего неумолимого протеста — и выкрикнул еще что-то типа «мама, сколько раз тебе говорить, я не буду ничего вытирать!».
Я-то знаю, что он в такие моменты, что называется, не в себе. Но в этот раз я не выдержала и на очередной его дерзкий выкрик ответила смачной пощечиной. Аж в ладошке зазвенело.
Со слезами от боли и обиды он убежал в другую комнату. А мне. что мне оставалось? Непонятное чувство вины за себя как родителя в общем и за этот удар в частности. И жалость к сыну, и понимание того, что так продолжать было тоже нельзя. И осознание того, что я повторяю ошибки своей матери, которая тоже частенько прикладывала руку к моему воспитанию в самом прямом смысле. И понимание того, что час суда настал: маму я осуждала, а теперь веду себя так же, вымещаю свою агрессию на детях. С этими тяжелыми мыслями я уложила младшего на послеобеденный сон.
Немного отойдя от своих переживаний, я пришла к старшему сыну. На его лице зияло красное пятно и уже проступил небольшой синяк под глазом. Он сидел за столом и спокойно рисовал. В домашней аптечке нашлось средство от нашей напасти — крем против синяков и отеков. Пока втирала его в щечку, попросила прощения у сына. Мы спокойно поговорили о том, что в нашем доме можно баловаться, но только до тех пор, пока не страдают другие люди, и потом нужно обязательно все убрать за собой.
«Я все понял, мама. В следующий раз я все сам уберу. Прости меня, пожалуйста. Смотри, я нарисовал раненую машинку, ее надо полечить».
Каково же было мое удивление: сын изобразил свою травму в виде автомобильчика красного цвета (цвет крови, сын потом мне пояснил) с большим швом на корпусе! Тем самым он нашел в своем подсознании образ своей раны и выместил его на бумагу. Вместе мы заботливо нанесли ранозаживляющий крем на шов и заклеили его пластырем. Вечером сын порвал этот листок (чего он обычно не делает со своими рисунками). «Мама, он нам больше не нужен, машинка поправилась!» — воскликнул он, и для меня это тоже были исцеляющие слова. Я поняла, что мы закрыли этот гештальт и отпускаем этот случай, чтобы двигаться дальше без груза прошлых обид и обвинений.
С тех пор мы договорились, что будем рисовать разные неприятные ситуации, освобождая их, а не запирая их внутри. Теперь мы практикуем ЭОТ вместе с сыном, и нам стало действительно проще находить общий язык и радоваться жизни, когда мы «налегке» и не тащим за собой бесконечный шлейф проблем отцов и детей.
Идеальных родителей не бывает, как и идеальных детей. Часто после обыденного «прости» неприятный осадок все равно остается глубоко внутри и продолжает отравлять наши отношения и влиять на наше дальнейшее поведение. Конечно, совершенствование своих родительских навыков крайне важно, но так же важно и уметь закрывать ситуации, доводить их до логического завершения и нужного результата, пока они не «довели» нас — болезнями, психозами и т.д.
Источник
Эмоционально-образная терапия онкологических пациентов
Эмоционально-образная терапия онкологических пациентов
Эмоционально-образная терапия – это отечественная модальность психодинамического направления психотерапии. Основная идея: причиной психологических и психосоматических нарушений являются хронические негативные эмоциональные состояния, не контролируемые сознанием. Эти состояния возникают под влиянием каких-то драматических событий детства, слов и действий родителей, а также более поздних стрессов. Они могут сохраняться в психике человека практически бесконечно и влиять на здоровье человека. В том числе они могут способствовать возникновению и развитию онкологических заболеваний.
ЭОТ разделяет концепцию В.Райха об энергии, циркулирующей в человеческом организме, и рассматривает чувства как разнообразные формы этой энергии. Чувства могут блокироваться в тех или иных местах организма, что приводит к потере энергии и застойным явлениям в теле. С помощью работы с образами этих чувств, энергия может быть разблокирована, а организм может вернуться в естественное здоровое состояние.
Эмоционально-образная терапия может использоваться для того, чтобы удалить «токсичные» эмоции из организма и заменить их на позитивные или нейтральные. Это может быть полезно для помощи в исцелении онкологии или для реабилитации уже прошедших лечение больных. ЭОТ стремится найти исходный эмоциональный конфликт и созданное им хроническое негативное эмоциональное состояние, а потом разрешить этот конфликт и тем самым устранить это состояние. Многие психосоматические нарушения проходят в результате этой работы сразу. Например, этот метод позволяет быстро, порой за один сеанс, избавлять клиентов от любых психогенных болей, аллергии, хронической заложенности носа, ринита, заболеваний щитовидной железы, астмы, гастрита и других психосоматических проблем.
Иногда можно улучшить состояние клиента, и не добираясь до ключевого конфликта. Можно работать на преодоление негативного состояния, через работу с образами пробуждая у клиента способность пользоваться собственными ресурсами для оздоровления, а тем самым возобновления этих ресурсов.
Для того, чтобы помогать онкологическим больным, конечно, необходимо длительное психологическое сопровождение во время традиционного лечения. Мы не должны порождать ложных надежд, что можно справиться с помощью одной психологии. Тем не менее, может быть оказана существенная поддержка. Могут применяться не только индивидуальные, но и групповые занятия, что значительно удешевляет терапию для каждого участника.
Могут применяться не только глубокие аналитические процедуры, но и простые позитивные медитативные упражнения. К таковым относятся:
- мысленное промывание прозрачной водой всего тела;
- высвобождение отрицательной энергии из больных мест;
- мысленное прослушивание звучания больных мест;
- парадоксальное выражение добрых чувств по отношению к больным местам;
- мысленное обоняние чувств, блокированных в больных местах и отпускание негативного запаха;
- проявление любви к самому себе и своему телу;
- мысленный разговор с больными местами, чтобы узнать их чувства и помочь им обрести позитивное настроение, улыбку;
- увидеть воображаемый свет от здоровых частей тела и сравнить со свечением больных мест, помочь больным частям тела обрести естественное свечение;
- представлять, что ногами стоишь на зеленой травке и получать эмоциональную подпитку;
- представлять себя как дерево, если оно сухое, то разрешать ему жить и благословлять на жизнь, чтобы оно зазеленело, стало здоровым.
Центр эмоционально-образной терапии Линде Н.Д. проводит психологическое консультирование и оказание психологической помощи. Подробная информация на сайта Центра www.linde-eit.ru
Занятия проводятся рядом со станциями метро «Тульская», «Тургеневская/Чистые пруды», «Краснопресненская», » Парк культуры».
Источник
Что такое эмоционально образная психотерапия
Неприятные и мучительные переживания, отчаяние, тоска, тревога, душевная боль часто возникают в трудных, стрессовых и экстремальных ситуациях, представляющих угрозу и опасность для личности человека, его здоровья и жизни близких людей. Совокупность этих состояний, обозначаемых понятием страдания, не только вызывает внутренний дискомфорт, но и нарушает поведение человека, создает трудности в его повседневной жизни, становится источником жизненных проблем и причиной возникновения психосоматических заболеваний. Отсутствие психологической культуры у человека проявляется в том, что он оказывается неспособным конструктивно совладать с сильными эмоциями и психической травмой, демонстрируя временами аутоагрессивные и дезадаптивные модели поведения.
В современной психологии проблема страдания и методов регуляции негативных эмоции исследована достаточно глубоко [1; 6; 8; 9; 11]. Применяемые в психологии и психотерапии методики разработаны в конкретных направлениях и подходах к пониманию личности, и поэтому отражают методологические установки их авторов. В этой связи является важным осмысление особенностей этих методов, их возможностей и ограничений. Целью статьи является анализ двух способов преодоления страдания человеком, которые при некотором сходстве имеют и глубокие различия, – отреагирование и покаяние.
Метод «Отреагирование эмоций». Понятие «отреагирование» является одним из важнейших в психотерапии. Впервые оно было использовано Й. Брейером и З. Фрейдом в работе «Исследования истерии» [14]. Это понятие означает непроизвольную эмоциональную разрядку и освобождение от аффекта, обусловленного психической травмой [3, с. 309]. Традиционно выделяют три формы этого процесса – выплекс эмоций, их вентиляцию и собственно отреагирование. Различия между ними проявляются в глубине проработки травмирующих переживаний и критических инцидентов. Первая форма относится к самому простому и поверхностному способу понижения внутреннего напряжения. Его суть состоит в открытом выражении своих чувств посредством эмоциональной речи, экспрессивных движений и действий (крик, смех, двигательная и речевая активность). В психотерапии есть соответствующие техники, позволяющие выплеснуть свои эмоции через рисунок, танец, пение и музицирование. Вторая форма – вентиляция эмоций – подразумевает более длительное проживание своего состояния (слезы, проговаривание волнующих событий и др.). Задача психолога и психотерапевта состоит в том, чтобы научить человека проговаривать вслух свои мысли и тревоги, демонстрировать их в поведении, дать возможность без страха осуждения кричать, плакать, топать и обвинять. Например, в практике гештальттерапии используют метод «пустого кресла», позволяющего выразить амбивалентные переживания через проигрывание разных сторон личности. Вначале человек выражает одни чувства – раздражение, злость, обиду, а потом противоположные мысли и чувства – радость, восторг [1, с. 327]. В райхианской терапии применяют разнообразные упражнения, направленные на уменьшение телесного напряжения, обусловленного вытесненными в подсознание мыслями и переживания. Причем, чтобы научиться любить, нужно сначала выпустить из себя всю накопившуюся злость, ненависть и обиду [12, с. 26 – 27]. И, наконец, третья форма отреагирования основана на повторном осознании и глубинной проработке психологической проблемы, поиске причин своего страдания, последующего эмоционального переживания прошлых вытесненных из сознания травматических событий. Человек заново переживает чувства и воспоминания и тем самым пытается их преодолеть и достигнуть состояния душевного очищения [11].
В психотерапии в целях получения наиболее глубокой информации о индивиде, его проблемах и способе активного повторного переживания событий своей жизни часто используют методику исповеди. Психологическая исповедь одно из мощных средств воздействия на психическое состояние человека. Она выполняет много функций: смягчает боль, снижает вероятность рецидивов, уменьшает диссонанс между внутренним состоянием и реальными поступками, помогает лучше разобраться в себе, быстрее устраняет очаг душевных конфликтов и освобождает от отрицательных эмоций [6]. Исповедь – это разговор, даже очень эмоциональный, о травмирующих событиях, о мыслях, поступках в разных жизненных ситуациях. Эта процедура помогает объективировать мир внутренних переживаний и восприятий, но она не всегда приводит к нравственному переосмыслению своих действий. Именно третью форму отреагирования чувств называют катарсисом, или катарсическим методом [3, с. 168].
Катарсис (греч. η κ?θαρση – очищение) – понятие, введенное Аристотелем в его учении о трагедии в «Поэтике» [2]. По его мнению, целью античной трагедии является достижение катарсиса, то есть нравственного очищения и освобождение от страстей и аффектов, испытываемых зрителем в процессе сопереживания и сострадания героям. В психологии это понятие имеет несколько значений. С одной стороны, оно означает эмоциональное переживание, которое человек испытывает под впечатлением произведений искусства, приводящее к освобождению от конкретных мыслей и чувств и состоянию внутреннего очищения [3, с. 168]. Л.В. Выготский рассматривал катарсис как самосгорание аффектов, пробужденных у человека под влиянием художественных произведений [5]. С другой стороны, катарсис рассматривается и как один из методов психотерапии. Так, в психоанализе под катарсисом понимают «отреагирование аффекта», ранее вытесненного в подсознание. Человек заново переживает травмирующие его в прошлом переживания, что приводит к состоянию внутреннего очищения и выздоровления. В других подходах психотерапии также применяются различные технологии, методики и упражнения, направленные на регулирование эмоциональных состояний человека, его аффектов и чувств. С их помощью человек обучается выражать травмирующие переживания посредством экспрессивного поведения, в общении с другими людьми, а также уменьшать мышечное напряжение, сдерживающее вытесненные отрицательные переживания.
Одни психологи считают, что психическая травма может сгореть в «шоковых» переживаниях, а потрясение привести к освобождению от вины, зависимости, агрессивности, к духовному обновлению и росту, обретению свободы в восприятии мира и к изменению ценностей человека [6]. С точки зрения других психологов, катарсис в виде своеобразного «выпускания пара» не может привести к «очищению» души человека и его духовно-нравственному обновлению. Например, эмоциональный и поведенческий катарсис такого аффекта, как агрессия может лишь временно ослабить психическое напряжение и дать ощущение улучшения самочувствия [4]. Это связано с тем, что причины, вызвавшие подавление аффекта, по-прежнему существуют. Не любое свободное проявление и удовлетворение своих вытесненных биологических влечений и потребностей дает гарантию обновления души, обретения психического равновесия и внутреннего спокойствия. Более того, осознание вытесненных травмирующих переживаний и их отреагирование во взаимоотношениях с психотерапевтом во время сеанса далеко не всегда кардинально меняет человека. Духовное перерождение связано с пробуждением духовных сил и качеств человека – его любви, веры, милосердия, доброты, совести. Такое изменение предполагает сильное желание выяснить истинные причины своего поведения, дать им духовно-нравственную оценку и найти способы изменить свое духовно-нравственное состояние [8; 9].
Применяемые в западной психотерапии методы и приемы направлены преимущественно на то, чтобы научить человека непосредственно выражать в поведении свои мысли и чувства. Нравственная оценка действий, мыслей, переживаний индивидом не просто не допускается, она запрещается, так как в ней многие психотерапевты усматривают угрозу для самопознания [8; 9]. Скорее они помогают уменьшить остроту нравственного конфликта посредством укрепления «я», его способности выдерживать противоречия между социальными ограничениями и влечениями человека, посредством расширения представлений о диапазоне своих резервов и границах приемлемости, а нравственные ценности и моральные нормы сделать все более размытыми и относительными. Яркой иллюстрацией является программа Просветления В. Эрхарда, которая активно пропагандировалась в 90-е годы в Америке. Методы раскрепощения и дальнейшей трансформации личности, как считают его последователи, «трудно понять и оценить сразу – это всегда удар по башке». И этот удар приводит к психическому срыву человека, как за счет унижения человеческого достоинства, так и за счет попирания нравственных ценностей, которые «мешают» человеку самовыражаться и любить [10].
Катарсис как отреагирование не может быть способом очищения и преображения души человека. Недостаточно просто осознать и заново пережить травмирующие переживания. Согласно христианской психологии и православной традиции человек должен не только проделать определенную работу по анализу этих мыслей и чувств с духовно-нравственной точки зрения, но и раскаяться в совершенных грехах, а потом и исповедаться. Но катарсис может стать началом духовного пробуждения и сознательного духовного развития личности. Т.А. Флоренская совершенно справедливо утверждает, что благодаря встрече со своим вытесненным ранее духовным «я» может произойти глубокое изменение сознания человека [13]. За осознанием, интроспекцией, трезвой самооценкой и переживанием должно следовать покаяние.
Покаяние. Греческий эквивалент понятия «покаяние» (η μετ?νοια) – «метанойя» – означает перемену умонастроения, мыслей, восприятия фактов, поступков, переворот сознания, сопровождаемый сожалением и раскаянием. Эта перемена является результатом оценки своего духовно-нравственного состояния и поведения на предмет их соответствия абсолютным нормам поведения, сформулированных в божественных Заповедях. Прп. Иоанн (Лествичник) выявил следующие изменения сознания в следствие покаяния: возобновление крещения, завета с Богом об исправлении жизни, обретение смирения, стремление к самоосуждению, появление надежды, отвержение отчаяния, примирение с Господом, совершение благих дел, очищение совести, добровольное терпение всего скорбного, изобретение наказания для себя самого [7, с. 70]. Покаяние представляет собой особую установку сознания, направленную на изменение и преодоление своих страстей и, соответственно, на преображение своей души и личности. Как считает С. Хоружий, покаяние выступает началом процесса изменения человеческой природы. Благодаря покаянию человек становится на путь преодоления и превосхождения своего естества. Покаяние означает «умоперемену», резкий и коренной перелом во всем существовании человека и его поведении [15].
В христианской традиции это понятие имеет исключительно духовно-нравственный смысл, означает признание человеком перед Богом своих греховных мыслей, чувств, поступков, исповедание их во время Таинства исповеди и последующее изменение своей жизни. С психологической точки зрения покаяние представляет собой особое кризисное душевное состояние, сопровождаемое ощущением, что так жить больше невозможно. Этот кризис вызывает сильные эмоциональные переживания, слезы, горечь и покаянное чувство. У человека зарождается желание нравственно изменить себя и образ своей жизни. Покаяние пробуждает душевные силы человека, необходимые для того, чтобы вначале опознать свои греховные страсти, мысли, чувства и поступки, а затем очистить свою душу от их власти посредством церковного Таинства. В покаянии проявляются все душевные силы человека, в том числе воля, мужество, упорство, необходимые для освобождения от зависимости от своих страстей и деяний. Покаяние – это сокрушение и смирение сердца, слезы и плач о содеянном, желание впредь не совершать подобные поступки, стремление стать лучше. Покаяние – это непримиримая борьба со своими страстями, стремление изменить себя и свою жизнь. Христианские богословы рассматривают покаяние как такую перемену в сознании человека, которая ориентирует человека на развитие в себе таких качеств-добродетелей, которые противоположны качествам, делающим человека зависимым от своих страстей. Покаяние кардинально меняет человека: из блудника и прелюбодея он становится целомудренным; из пьяницы – трезвенником; из чревоугодника и сребролюбца – щедрым и бессребренником; из лентяя – трудолюбцем; из завистливого и недоброжелательного – доброжелательным и добрым [7; 15].
Изучение святоотеческого практического опыта и жития святых показывает, что в судьбе каждого святого и благочестивого христианина можно найти переломный момент, после которого начинается их путь к Богу и духовному обновлению. Этот переломный момент всегда связан с глубоким сокрушением сердца, обостренным чувством совести, горячим желанием быть с Богом и изменить свою жизнь [8; 9; 16; 17]. Многие угодники Божии до покаяния совершали тяжкие проступки, потворствовали своим страстям, нарушали нравственные заповеди, не испытывая при этом сожаления. Но, оказавших в трудных, или критических ситуациях, раскаявшись в своих поступках, они коренным образом изменяли свою жизнь – стремились привести ее в соответствие с христианским идеалом личности. Так, прп. Мария Египетская семнадцать лет жила в блуде, пока Господь не обратил ее к покаянию. Мария исполнила свое обещание изменить жизнь. Она удалилась в суровую и безлюдную Иорданскую пустыню и там 47 лет провела в полном уединении, в посте и молитве. Она достигла высокого уровня святости и обладала даром прозорливости. Прп. Таисия и прпмч. Евдокия, отличаясь редкой красотой и стройностью, с юных лет предавались развратной жизни. Но, уверовав во Христа, они отказались от своей прошлой жизни, и посвятили себя подвигам поста, молитвы и очищения души. Прп. Андрей Критский принес глубокое раскаяние в своих греховных поступках и сознательно терпел страдания и скорби, чтобы искупить свои грехи. Плодом его сокрушенного сердца стали многие вдохновенные молитвы и песнопения, и, прежде всего, Великий покаянный канон, который читается в церкви Великим постом и создает определенный душевный настрой у верующих людей.
Заключение
Очищение души от страдания и связанных с ним травмирующих переживаний представляет собой сложный процесс. В современной психологии и психотерапии применяют комплекс методик, направленных на отреагирование вытесненных травмирующих переживаний. Наиболее распространенными его формами в стрессовых и критических ситуациях выступают выплекс эмоций, их «вентиляция» и катарсис, которые отличаются между собой глубиной проработки психологических проблем человека. Применение этих методик позволяет испытать временное освобождение от страдания. Однако истинное духовно-нравственное очищение и освобождение от губительных страстей предполагает особую деятельность души – покаяние. Благодаря ему человек не только обретает внутренний мир и равновесие, но и возможности духовного роста и преображения своей личности.
Источник