- ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.2. Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями.
- 4.2. Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями .
- ПЛАН.
- Семья.
- Функции семьи:
- Фазы жизненного цикла семьи:
- Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- Психологический климат в семье.
- Типы психологического климата.
- Стили семейных взаимоотношений.
- Нравственные требования к членам семьи.
- Поколение.
- Смена поколений:
- Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
- Семейная связь: позитивная атмосфера в семье
- Советы, которые помогут установить и поддерживать эмоциональную связь с детьми
- Модель семьи Д.Олсона
- Сплоченность семьи
- Семейная гибкость
- Определение типа семьи и её гармоничности онлайн
ОГЭ. Обществознание. ТЕОРИЯ по кодификатору. 4.2. Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями.
4.2. Семья как малая социальная группа, отношения между поколениями .
ПЛАН.
- Понятие семьи.
- Функции семьи.
- Фазы жизненного цикла семьи.
- Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- Психологический климат в семье (благоприятный, неблагоприятный)
- Стили семейных взаимоотношений.
- Нравственные требования к членам семьи. Семейный долг.
- Поколение. Смена поколений, преемственность поколений.
- Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- Дополнительная информация.
Семья.
Семья — это малая социальная группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью.
Функции семьи:
- репродуктивная– биологическое продолжение рода;
- воспитательная— формирование нравственных качеств личности;
- социально-статусная – передача социального статуса, положения в обществе
- хозяйственно-экономическая– ведение домашнего хозяйства, поддержка и опека нетрудоспособных членов семьи;
- духовно-эмоциональная– эмоциональное развитие личности, духовное взаимообогащение, любовь, поддержка;
- сексуальная– удовлетворение сексуальных потребностей;
- досуговая– организация нормального досуга, взаимообогащение интересов;
- социализирующая– формирование человека как личности подготовка младшего поколения к жизни в обществе;
- функциясоциального контроля — ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах.
Фазы жизненного цикла семьи:
- вступление в брак, образование семьи;
- рождение первого ребёнка, начало деторождения;
- рождение второго ребёнка, окончание деторождения;
- вступление в брак и отделение от семьи последнего ребёнка;
- смерть одного из супругов, прекращение существования семьи.
Типы семей по семейным обязанностям и лидерству.
- традиционная (патриархальная) – главенствующее положение у мужа, он же ответственен з материальное состояние семьи; жена занимается домашним хозяйство и воспитанием детей
- партнёрская (демократическая, коллективистская) – совместное выполнение домашних обязанностей, нет лидерства по половому признаку.
Психологический климат в семье.
Психологический климат в семье – это качественная сторона межличностных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих или препятствующих совместной продуктивной деятельности, всестороннему развитию личностей в семье.
Типы психологического климата.
Благоприятный:
- тёплый и приятный климат (атмосфера);
- в семье царят любовь, доверие друг к другу, почитание старших, взаимное уважение, готовность понять друг друга, помочь;
- отношения заботы, внимания, сотрудничества в семье.
Неблагоприятный:
- тяжёлый, неприятный климат;
- отношения неуважения, безразличия между членами семьи;
- напряжённость отношений, ссоры, конфликты, дефицит положительных эмоций.
Стили семейных взаимоотношений.
- Авторитарный – преобладание диктата взрослых, чёрствость, жестокость, агрессивность по отношению друг к другу, нежелание прислушиваться к мнению детей.
- Попустительский – отсутствие устойчивых, а иногда вообще каких-либо отношений, отстранённость, отчуждение, безразличие дуг к другу.
- Демократический— преобладание подлинного равноправия, тепло, взаимоподдержка, прислушивание к мнению членов семьи, богатство чувств, сотрудничество.
Нравственные требования к членам семьи.
Семейный долг – превращение нравственных требований в семейных отношениях в личные правила каждого члена семьи.
Долг родителей перед обществом – забота о детях, создание необходимы условий для их развития.
Долг родителей пред своими детьми: забота о детях, их здоровье, физическом, нравственном и духовном развитии, обучении, материальном обеспечении, защита детей во вех учреждениях.
Долг детей, особенно взрослых – заботиться о своих родителях, семье, её благополучии, быте, эмоциональной атмосфере.
Поколение.
Поколение – это интервал времени между средним возрастом родителей и из детей; это группа людей примерно в рамках тридцатилетнего периода: именно столько лет отделяет в среднем рождение этих людей от рождения их детей, которые образуют новое поколение. В этом случае уместно говорить о поколениях «отцов» и «детей».
Поколением называют людей, родившихся в один определённый период времени. Например, говорят «поколение восьмидесятых», имея в виду тех, кто родился в 80-е гг. XX в.
Смена поколений:
- независящий от людей объективный фактор развития, приход на мену одного поколения другого.
- процесс, обеспечивающий преемственность в развитии человеческого рода , то есть наследование детьми культуры, созданной предшествующими поколениями
Людей одного поколения сближает время их рождения, становления, реализации; они переживали одни и те же исторические события, а также действуют в одних социальных условиях.
Основные причины увеличения разрыва между поколениями:
- быстрое благодаря техническому прогрессу обновление социальной среды обитания человека: большая часть новых средств связи, транспорта, получения и переработки информации, предметов домашнего обихода и многого другого появилась только в последние десятилетия.
- возрастание социальной мобильности всех видов, многие молодые стремятся и часто имеют возможность переместиться в иное социальное окружение, чем то, которое было у их родителей.
- общественная жизнь становится более сложной и разнообразной, возрастает возможность выбора в различных сферах: образовательной, профессиональной, досуговой.
Преемственность поколений , восприятие молодыми всего ценного, накопленного предшественниками, являются необходимым условием развития общества.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ.
Типы семей по количеству членов:
- нуклеарные(родители и дети)
- расширенные (супружеская пара, дети, родители кого-либо из супругов, другие родственники и пр.)
- неполная семья – состоит из детей и только одного родителя или из брачной пары без детей
- полная – есть оба родителей
По количеству детей:
- бездетные семьи;
- однодетные семьи;
- малодетные семьи – количество детей недостаточно для обеспечения естественного прироста, не более 2 детей;
- среднедетные семьи – достаточное количество для прироста и возникновения динамики, 3-4 ребенка;
- многодетные семьи – намного больше, чем требуется для обеспечения естественного прироста, 5 и более детей.
Виды приемных семей
- Усыновление– прием ребенка в семью на правах родного по крови. В этом случае ребенок делается полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями.
- Опека– прием ребенка в семью с целью воспитания и образования, а также для защиты его интересов. Ребенок сохраняет свою фамилию, его кровные родители не получают освобождение от обязанностей по его содержанию. Опекунство устанавливается для детей до 14 лет, а с 14 до 18 лет оформляется попечительство.
- Патронат– воспитание ребенка в профессионально замещающей семье на основе трехстороннего договора между органами опеки, патронатной семьей и учреждением для детей-сирот.
Приемная семья – воспитание ребенка на дому у опекуна на основании договора, который определяет срок передачи ребенка в семью.
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
Источник
Семейная связь: позитивная атмосфера в семье
Советы, которые помогут установить и поддерживать эмоциональную связь с детьми
Один из главных компонентов счастливой семьи – это связь между всеми ее членами: способность общаться, оказывать поддержку и поддерживать отношения между родителями и детьми.
Каждый член семьи хочет, чтобы его понимали, любили и уделяли ему внимание. Если это происходит, между членами семьи возникает прочная эмоциональная связь.
К сожалению, современное общество не всегда способствует поддержанию семейной связи.
Сегодня мы имеем так много современных технологий, но при этом все меньше общаемся друг с другом вживую. Высокий ритм современной жизни приводит к тому, что мы уделяем своей семье все меньше времени.
Причиной многих проблем подростков (злоупотребление алкоголем и наркотиками, подростковая преступность и т. д.) является утрата эмоциональной связи с семьей. Даже в материально благополучных семьях дети часто чувствуют себя ненужными. От этого они вынуждены искать источник эмоциональной связи вне семьи. Если ваш ребенок еще маленький, вам стоит создавать и укреплять связь с ним как можно раньше.
Что такое семейная связь
Семейная связь – это эмоциональная связь, которая возникает между родителями и детьми и сохраняется на протяжении многих лет. Семейная связь создает у человека чувство безопасности, благодаря такой связи он ощущает себя частью семьи. Семейная связь подразумевает, что все члены семьи вместе принимают участие в значимых событиях, уделяют друг другу время, создают и поддерживают семейные традиции и т. д.
Недавние исследования американских психологов показали, что связь между родителями и детьми способна защитить их от многих проблем. Семейная связь помогает предотвратить множество проблем со здоровьем у подростков, а также уменьшает риск возникновения проблем в социальной сфере.
Семейная связь работает по принципу «сверху вниз», то есть ее инициируют всегда родители. Независимо от того, в полной или неполной семье растет ваш ребенок, вы можете создать такой стиль воспитания, который будет способствовать развитию семейной связи.
Три шага к созданию семейной связи
1. Обдумайте свой стиль воспитания. Самостоятельно или вместе с супругом подумайте, какой стиль воспитания вы хотите использовать в отношении ваших детей. Каковы ваши цели в воспитании? Какими, по вашему мнению, должны быть хорошие родители? Какие ценности вы хотите привить своим детям? Как вы можете помочь им в будущем стать успешными людьми?
2. Создайте план. Определите конкретные пункты, которые составят вашу родительскую миссию. Обозначьте различные сферы, важные для вашей семьи, а также приоритеты в воспитании детей.
3. Создайте систему действий, с помощью которой вы сможете реализовать свой план. Договоритесь с супругом о том, как вы собираетесь вместе воспитывать детей. Например, незначительные проблемы можно решать сразу же по мере их возникновения. Более серьезные проблемы необходимо обсуждать с супругом, прежде чем принимать окончательное решение.
Допускайте возможность ошибок. Не бывает идеальных родителей – и вы, и ваш супруг будете допускать ошибки в процессе воспитания. Если вы испытываете вину, гнев или вступаете в конфликты с супругом – это не принесет пользы ни вам, ни вашим детям.
Наконец, если вы не можете достичь взаимопонимания с супругом или детьми, обратитесь за помощью к специалисту. Семейный психолог поможет вам достичь компромисса.
Источник
Модель семьи Д.Олсона
Американский социолог, профессор университета Миннесоты, специалист по проблемам семьи Д. Олсон разработал «круговую модель» (circumplexmodel) функционирования семьи, которая включает в себя два критерия – сплоченность и гибкость. На основе выраженности критериев можно выделить 16 типов семейных систем. Из них 4 являются сбалансированными или функциональными, 8 – среднесбалансированными или полуфункциональными и 4 крайних типа – несбалансированными или дисфункциональными.
Функциональные семьи
- Раздельная и структурированная
- Раздельная и гибкая
- Объединенная и структурированная
- Объединенная и гибкая
Полуфункциональные семьи:
- Разобщенная и структурированная
- Разобщенная и гибкая
- Запутанная и структурированная
- Запутанная и гибкая
- Ригидная и раздельная
- Ригидная и объединенная
- Хаотичная и раздельная
- Хаотичная и объединенная
Дисфункциональные семьи
- Разобщенная и ригидная
- Разобщенная и хаотичная
- Запутанная и ригидная
- Запутанная и хаотичная
Сплоченность семьи
Степень эмоциональной близости, наличие или отсутствие душевных, теплых эмоциональных отношений.
Разобщенная семья – члены семьи крайне эмоционально разделены, мало привязаны друг к другу и ведут себя несогласованно, неспособны оказывать поддержку друг другу и совместно решать жизненные проблемы. Изолируясь друг от друга, подчеркивая свою независимость, они скрывают свою неспособность устанавливать близкие взаимоотношения. При сближении с другими у них возрастает чувство тревоги.
Раздельная семья – характеризуется умеренной сплоченностью. В эмоциональных отношениях в семье присутствует некоторая раздельность, однако она не является такой крайней, как в разобщенной семье. Несмотря на то, что время, проводимое отдельно, для членов семьи более важно, семья способна собираться вместе, обсуждать проблемы, оказывать поддержку друг другу и принимать совместные решения. Интересы и друзья являются обычно разными, но существует и область, разделяемая с другими членами семьи.
Объединенная семья характеризуется высокой степенью эмоциональной близости, лояльностью во взаимоотношениях и определенной зависимостью членов семьи друг от друга. Члены семьи часто проводят время вместе, Это время для них важнее, чем время. Посвященное индивидуальным друзьям и интересам.Однако сплоченность в таких семьях не достигает степени запутанности, когда пресекаются всякие различия.
Запутанная семья для которой характерна чрезмерная эмоциональная близость (слияние) и лояльность, отсутствие личного пространства, независимости у членов семьи. Такие семьи и их члены являются слабодифференцированными.
Семейная гибкость
Возможности семейной системы к гибкому приспособлению, изменению при воздействии стрессоров, способность к решению жизненных задач, возникающих перед ней при движении по стадиям жизненного цикла.
Ригидная семья обладает низкой гибкостью и адаптивностью. Такая система не способна решать жизненные задачи, возникающие перед семьей при ее продвижении по стадиям жизненного цикла. Семья отказывается меняться и приспосабливаться к изменившейся ситуации (рождение, смерть членов семьи, взросление детей и отделение их от семьи, изменения в карьере, месте жительства и т.д.). Система часто становится ригидной, когда она чрезмерно иерархиизирована. То есть существует член семьи, который всем заведует и все контролирует. Переговоры по важным вопросам в такой семье ограничены, а большинство решений принимается лидером. В ригидной системе роли, как правило, строго распределены и правила взаимодействия остаются неизменными. Незначительность изменений в системе ведет к высокой предсказуемости и ригидности поведения ее членов.
Структурированная семья характеризуется умеренной гибкостью. Здесь присутствует некоторая степень демократического руководства, предполагающая переговоры по проблемам между членами семьи, включая мнение детей. Роли и внутрисемейные правила стабильны, имеется возможность их обсуждения. Существуют определенные дисциплинарные правила.
Гибкая семья характеризуется умеренной гибкостью, демократическим стилем руководства. Переговоры ведутся открыто и активно, включая детей. Роли разделяются с другими членами семьи и меняются, когда это необходимо. Правила могут быть изменены и соотнесены с возрастом членов семьи. Иногда, правда, семье может не хватать лидерства, и члены семьи завязают в спорах друг с другом.
Хаотичная семья характеризуется высокой степенью непредсказуемости. Такое состояние система часто приобретает в момент кризиса, например, при рождении ребенка, разводе, потере источников дохода и т.д. Проблемным оно становится, если система застревает в нем надолго. Такой тип системы имеет неустойчивое и ограниченное руководство и испытывает недостаток лидерства. Решения являются импульсивными и непродуманными. Роли неясны и часто смещаются от одного члена к другому.
Определение типа семьи и её гармоничности онлайн
Источник: Бебчук М.А., Рихмайер Е.А., Практическая психодиагностика семьи. Москва, 2012.
Источник