Что такое эмоционально нравственное развитие

Что такое эмоционально нравственное развитие

Матвеева Марина Геннадьевна, педагог-психолог Городского методического центра Управления образования г. Казани

Роль морального выбора человека, механизмов нравственной регуляции его поведения и отношений возрастает в условиях демократизации общества, увеличения свободы личности. Состояние нравственности в обществе зависит от культуры и развития каждого человека, основы которых закладываются в детстве.

Периодом развития, в котором формируется личность, является дошкольное детство. Благодаря освоению первых этических эталонов, соподчинению мотивов, ребенок способен осуществлять моральный выбор. Получая от ближайшего социума позитивные нравственные образцы, ценности, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.

По мнению ученых, проблема нравственного воспитания имеет большую социальную значимость, а нравственное совершенствование общества и конкретной личности может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2, 7, 6, 5, 19, 14]. Этот вопрос интересовал как философов, социологов, так и педагогов и психологов.

В современной психолого-педагогической науке и практике дискутируются возможности психологического сопровождения развития личности Разработаны разнообразные модели, технологии и программы сопровождения развития детей. Как отмечает О.Г. Дробницкий[4], в настоящее время не существует четкого теоретического определения морали и нравственности. Несмотря на различия в понимании этих терминов разными авторами, существует единый знаменатель, который служит объединяющим фактором для всех характеристик. В качестве такого выступает характеристика морали и нравственности как необходимости согласования личных и общественных интересов, регулирование взаимоотношений личности и общества, таким образом, чтобы при этом было обеспечено и личное и общее благо.

В широком смысле слова нравственность– совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений между людьми, нравственного сознания и нравственной деятельности. «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [12].

В узком смысле слова нравственность– это сложное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания, эмпатию, сострадание, соучастие. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности[3].

Одним из распространенных подходов к исследованию эмоционально-нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход, согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, мотивационно-потребностная и другие.

Эмоционально-нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место занимают такие, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, эмоции и чувства, отношения [10, 8, 11].

Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирования моральных переживаний. Значимое переживание определяет существенные сдвиги в духовном мире ребенка, закрепляет их и приводит к формированию новых черт личности. Целостность личности наиболее четко выступает именно в ее эмоционально-нравственном развитии.

Эмоционально-нравственное развитие личности в дошкольном возрасте обусловлено качественными изменениями в эмоциональной и мотивационной сферах: развитие и понимание положительных и отрицательных эмоций, развитие социальных эмоций, формирование моральных переживаний, развитие эмпатии, формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям, умение произвольно управлять своими эмоциями и чувствами; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения, развитие Я-концепции, развитие эмпатии и самоконтроля определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном возрастном этапе.

Специфика эмоционально – нравственного развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов путем присвоения выработанных обществом форм и способов деятельности и поведения. Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий.

В качестве движущих сил выступают те внутренние противоречия, с которыми ребенок сталкивается в процессе взросления, а также внешние стимулы, побуждающие его изменяться.

Нравственное развитие – присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Нравственное развитие не является изолированным процессом. Оно связано с процессом социального, эмоционального и психического развития ребенка, становлением целостной личности [21].

Социально-эмоциональное развитие – развитие умения справляться со своими эмоциями, чувствами, эффективное общение, отношения с самими собой, близкими людьми, друзьями, семьей, обществом. Эмоциональное развитие следует рассматривать и как умение управлять своими эмоциями, и как умение высвобождать их.

Смысл эмоционально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сделать выполнение морально-нравственных норм потребностью ребенка.

Моральная оценка, которая определяет отношение ребенка к другим людям, формируется на основе первых этических инстанций. Возникает произвольность поведения, новое отношение к себе, своим эмоциям, чувствам, возможностям. Возможность управлять собой, своим поведением, поступками выделяется как особая задача, с которой ребенок начинает справляться.

Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, дал возможность выделить 10 базисных: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость–черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость [16].

Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться познавательной деятельностью. Важно изучение той составляющей нравственного сознания, которую С.Л. Рубинштейн назвал переживанием. Недостаточно знать, что такое лживость, жестокость или отзывчивость, необходимо, чтобы соответствующие качества вызывали и определенное эмоциональное переживание человека [17]. По мнению А.Н. Когана, добро и зло существуют только в процессе взаимоотношений людей, отношений человека к другим людям.

Усвоение ребенком моральных знаний не должно опережать его нравственный опыт. Если знаний не опираются на опыт, то они приобретают формальный характер.

Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития дошкольников обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектах примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (реализуется через образовательные области «Социализация», «Коммуникация»).

Выделяют следующие психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного развития личности дошкольника.

Первая группа условий связана с эмоционально-нравственным потенциалом окружающей социальной среды, воспитательного микросоциума. Нравственный потенциал среды имеет следующие проявления:

— нравственная культура педагогов и родителей детей;

— система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;

— наличие в ней моделей нравственных отношений;

— разработанность и представленность детям нравственных норм, правил, требований.

Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении нравственного опыта:

— активное освоение нравственных знаний;

Читайте также:  Средство выражения эмоций функция языка

— активная имитация нравственных эталонов в поведении;

— активное подражание нравственным образцам в отношениях;

— активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении;

— моральный выбор ребенка на основе принятия нравственных норм, ценностей, правил и требований;

— моральные переживания ребенка в процессе решения моральных дилемм.

Третья группа условий «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника» включает следующее:

— выявление психолого-педагогических механизмов становления и развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника;

— разработка модели развития эмоционально-нравственной сферы;

— подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по развитию эмоционально-нравственной сферы;

— повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.

Дошкольное детство рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как самостоятельный и важный этап развития и жизни человека, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения.

Эмоционально-нравственная сфера личности – интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения.

Результатом эмоционально-нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка с окружающими.

1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.:Совершенство, 1997. – 298 с.

2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 64 с.

3. Даль В.И. Толковый словарь живого ведикорусского языка / В.И. Даль / под.ред. И.А. Бодуэна де Куртене: в 4-х т. Т.3. – М., 1955.

4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий.. – М.: Наука, 1977. – 333 с.

5. Журавлев А.Л. некоторые тенденции развития психологических исследований в ИПРАН / А.Л. Журавлев // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). – М.: изд-во Института психологии РАН, 2006. – с. 202 – 204.

6. Зинченко В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. – М., 1994. – 304 с.

7. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знание и религиозной веры / В.В.Знаков // Вопр.психологии. – 1998. — №3. – с.104-114.

8. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол.журн. – 1995. – Т.16, №2. – с 27-41.

9. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками / Т.Д. Марцинковская // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. М.: Изд-во МГПИ, 1987. – с. 54-60.

10. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова – Шадринск: — Изд-во ПО Исеть, 2005. – 283 с.

11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка 6-7 лет / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер,2002. – 640 с.

12. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке: дисс.в виде науч.докл. на соиск.учен.степенидокт.психол.наук. – М., 1996. – 37 с.

13. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 241 с.

14. Овчарова Р.В. Ранняя профилатика и коррекция социально-педагогически запущенных детей : дис. докт. психол. наук / Р.В. Овчарова. – М.: 1995. – 361 с.

15. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448 с.

16. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Монография. – СПб: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2008. – 336 с.

17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во Питер,1999. – 720 с.

18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 192 с.

19. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 316 с.

20. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике / В.Д. Шадриков // Сов. Педагогика. – 1991. — №7. С. 43-48.

21. Эмоциональное развитие дошкольник: пособие для воспитат.дет.сада / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Просвещение, 1985. – 180 с.

Источник

Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Ольга Рябова
Эмоционально-нравственное развитие ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст — время активной социализации ребенка, вхождения в культуру, развития общения с взрослыми и сверстниками, пробуждения нравственных и эстетических чувств. Детский сад призван обеспечить ребенку гармоничное взаимодействие с миром, правильное направление его эмоционального развития, пробудить добрые чувства, стремление к сотрудничеству и положительному самоутверждению. Итак, социально-эмоциональное развитие ребенка проявляется в гуманистической направленности его активности, в стремлении выражать свое отношение к миру в соответствии с культурными традициями, принятыми в обществе.

Согласно программе «Детство» эмоционально-нравственное развитие ребенка происходит успешно при условии его непрерывного осуществления, т. е. включения во все моменты образовательного процесса. Образовательное пространство, обозначенное в программе,включает важнейшие сферы бытия: природу, рукотворный и социальный мир, искусство, азы математики, мир художественной литературы и родного языка. Каждая из этих сфер обладает особыми возможностями для социально-нравственного и эмоционального развития дошкольника, но все их объединяет представление о человеке как о главной ценности культуры.

Личный опыт ребенка мы организуем так, чтобы он естественным путем, в доступных ему видах деятельности осваивал средства и способы познания, общения и деятельности, позволяющие проявить самостоятельность, отзывчивость, культуру общения, гуманное отношение к миру.

Способствуем формированию личного отношения ребенка к соблюдению (и нарушению)моральных норм: сочувствие обиженному и несогласие с действиями обидчика; одобряем действия того, кто поступил справедливо (разделил кубики поровну).

Продолжаем работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми (в частности, путем рассказа о том, чем хорош каждый воспитанник группы); образа Я (помогаем ребенку как можно чаще убеждаться в том, что он хороший, что его любят).

Воспитываем скромность, отзывчивость, желание быть справедливым, сильным и смелым; учим испытывать чувство стыда за неблаговидный поступок.

Напоминаем детям о необходимости здороваться, прощаться, называть работников дошкольного учреждения по имени и отчеству, не вмешиваться в разговор взрослых, вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу.

Закрепляем навыки бережного отношения к вещам, учим использовать их по назначению, ставить на место.

В возрасте 4-5лет формирование личного отношения ребенка к соблюдению моральных норм выходит на первый план. Поэтому мы вместе с детьми вспоминаем, какие правила, они уже знают (правила гигиены, аккуратности, дружной игры, взаимопомощи и др.). Выполняем эту работу постепенно, изо дня в день, опираясь на инсценировки, художественные произведения, детские рисунки, иллюстрации и т. д. Так же формулируем правила с помощью пословиц, поговорок, стихов.

Читайте также:  Как разжечь угасшие чувства у мужчины

Доброжелательные отношения в группе поддерживаем, как и ранее, обоснованным одобрением положительных примеров поведения и неодобрением отрицательных. При этом привлекаем примеры из книг. Прочитав какое-либо произведение, обращаемся к детям с предложением оценить поступок героя и обосновать свою оценку.Постепенно дети начинают понимать суть понятий: «вежливый», «аккуратный», «заботливый», «справедливый».Отрицательные поступки сопровождаем оценкой: «Это стыдно». Объясняем, почему тот или иной поступок вызывает негативные реакции. Дети понимают, что стыдно обижать, обманывать другого, дразнить кого-либо из-за физического недостатка (заикание, косоглазие и т. п.). Стремимся к тому, чтобы дети гордились тем,что научились выполнять определенные правила: «Я не жадный», «Я не лентяй», «Я послушный». Чтобы они уже утвердились в тех нравственных ценностях, которые поощряются взрослыми.

Учитываем,что дети довольно часто говорят: «Я не жадный», а не «Я добрый». Им очень важно не быть носителем плохих качеств. Переживание чувства стыда за плохой поступок может возникнуть только в случае накопленного ребенком положительного опыта, когда ему есть что терять. Если же ребенок не накопил опыта положительных переживаний, не испытал гордости по этому поводу, то бесполезно обращаться к нему со словом «стыдно».

В 4-5 лет начинает формироваться чувство долга. Простейшие представления о нем неотделимы от соответствующего поступка, а также оттого, что раньше обозначалось словами «ты должен». В этот возрастной период дети способны в воображении проигрывать предстоящую ситуацию, у них накапливается достаточно представлений, на основе которых позже будут строиться обобщения. Формированию чувства долга способствует переключение с интересной игры на обязательное дело. Это требует специальной подготовки. Мы объясняем, почему и что «мы сейчас должны».

Закрепление навыков вежливого обращения с окружающими требует включения уже усвоенного материала в новые ситуации. Здесь нам помогают инсценировки с участием детей. Воспитатель выступает в роли разных взрослых (соседка, мама, папа, старшая сестра, бабушка и т. д., а ребенок — в своей роли. Такие инсценировки обычно предваряют сценки с куклами, что облегчает ребенку исполнение его роли.

Эмоциональное развитие детей происходит успешно при условии удовлетворения их потребностей в положительных эмоциональных контактах с окружающими, в любви и поддержке, активном познании и информационном обмене, самостоятельной деятельности (по интересам, в общении и сотрудничестве с взрослыми и сверстниками, самоутверждении, самореализации и признании своих достижений со стороны окружающих.

Основа для накопления положительного опыта — эмоционально комфортный климат в группе и содержательное, личностно ориентированное взаимодействие воспитателя с детьми.

Считаем что, живой пример воспитателя, его искреннее участие в делах и проблемах детей, умение поддержать их инициативу и побудить к проявлению добрых чувств — важнейшие условия успешного эмоционально-нравственного развития дошкольников.

Предпочтение отдаём практическим методам организации детского опыта культуры общения и взаимодействия с взрослыми и сверстниками, активному использованию жизненных обстоятельств. К примеру, мы вышли на прогулку и увидели – на скамейке кто – то из детей забыл куклу. «Посмотрите, ребята какая-то девочка забыла куклу на прогулке. Наверное, она теперь плачет, думает, что кукла потерялась».Возникает вопрос: «Можем ли мы что-нибудь сделать?». Как правило, дети уже самостоятельно находят решения, если нет то мы – воспитатели можем сами предложить взять куклу с собой и пройти по группам, спросить, кто потерял куклу, написать объявление о найденной игрушке и т. п. Сделав это, все вместе размышляют о том, как обрадуется девочка, когда найдёт игрушку, как скажет нам спасибо и подумает какие в этой группе замечательные дети. Этот пример, показанный воспитателем, и организация совместных действий детей помогают накоплению положительного опыта.

Так же учитываем и то, что подражание — важнейший механизм формирования социального поведения. Маленькие дети внимательны к действиям и словам взрослых. То, что они постоянно наблюдают в их поведении, становится частью личного опыта детей. Поэтому мы демонстрируем правильные формы поведения, вежливую речь, добрые чувства и отношения.

Важнейшим средством эмоционально-нравственного развития детей является организация разнообразных ситуаций, обеспечивающих освоение положительного опыта и ценностных ориентации. Ситуации конструируются нами — воспитателями как игровые, имитационные, ситуации реального практического опыта и условные ситуации вербального плана. Необходимо, чтобы их смысл был понятен каждому ребенку, близок его личному опыту, вызывал эмоциональный отклик и побуждал к проявлению активных действий. Все ситуации должны быть обращены к соответствующим эмоциям и чувствам. Необходимо выразительно передать детям смысл каждой из них, ярко отразить чувства,которые испытывают ее участники: хорошо им или плохо, почему это так, какой помощи они ждут от детей.

Организуемые нами ситуации накопления положительного эмоционально — нравственного опыта носят проблемный характер, т. е. всегда заключают в себе близкую ребенку жизненную задачу, в разрешении которой он принимает непосредственное участие. (см. приложение)

В каждой ситуации необходимо следующее:

•Заинтересовать проблемой, требующей решения, эмоционально представить ее,ввести детей в ситуацию: «Что происходит? Что случилось? Какая возникла проблема? Кто участники события? Почему возникло затруднение?».

Вызвать активное сопереживание участникам ситуаций и понимание их трудностей: «Какие чувства они испытывают? Какое у них настроение? Кому хорошо, а кому плохо? Было ли у вас такое в жизни? Какие чувства вы тогда испытали?».

Побудить к поиску возможных вариантов и способов разрешения ситуации: «Что может произойти? Как помочь? Что можно сделать? Как поступить каждому участнику ситуации, чтобы разрешить проблему? Как поступил бы ты на месте того или иного участника? Обсудим все предложения и найдем общее решение, как нам поступить и добиться успеха».

Включить детей в конкретное практическое действие: проявить заботу, утешить, выразить сочувствие, помочь разрешить конфликт и т. п.

• Помочь пережить чувство удовлетворения от успешно разрешенной проблемы, понять, как изменилось эмоциональное состояние участников ситуации,и порадоваться вместе с ними: «Все ли удовлетворены? Как мы будем поступать в подобных случаях? Какие чувства мы пережили? Как хорошо, когда мы поддерживаем друг друга! Как хорошо, когда тебе помогают друзья! Если мы вместе, мы решим все наши проблемы»

Читайте также:  Как избавится от чувства отвращения

Эмоции, переживаемые детьми в реальных, игровых и условных ситуациях, которые возникают по инициативе воспитателя или стихийно, обогащают эмоциональный мир дошкольников, открывают новые возможности для самовыражения и взаимодействия.

Эмоционально-нравственное развитие дошкольника, его контакты с окружающими развиваются успешно при условии эмоциональной «грамотности», т. е. умения не только культурно выражать собственные чувства, но и правильно понимать и оценивать эмоции других. Часто дошкольник проявляет равнодушие к людям в силу того, что не может понять их состояние, настроение, не умеет «прочесть эмоцию», выраженную в мимике, жестах, интонации. Поэтому в программе «Детство» особое внимание уделяется развитию способности понимать эмоциональное состояние других, различать выражение эмоциональных состояний в реальной жизни и в искусстве, осознавать и регулировать собственные чувства.

Программа «Детство» нацеливает нас — воспитателей на развитие у детей умения передавать чувства и эмоциональные состояния в играх, движениях, танцевальной, художественно-театральной и изобразительной деятельности.

Уже со второй младшей группы мы активно вовлекаем детей в игры-имитации. Малыши подражают действиям разных животных, а также передают образы зверей и их детенышей. По показу воспитателя и самостоятельно в движениях и мимике воспроизводят разные настроения зверей (добрый — злой, веселый — грустный, агрессивный — спокойный) и их образы.Например: маленькая быстрая мышка и большой неуклюжий медведь, ласковая, грациозная кошка и сердитая собака, большая добрая курица и маленькие, подвижные, веселые цыплятки.

В своей работе мы используем такие игры-имитации:

Игры — имитации смены эмоциональных и физических состояний. Например, кошка играет, засыпает, пробуждается, умывается; лиса прислушивается, подкрадывается, пытается поймать мышонка; медвежата играют, ссорятся, мирятся, успокаивают друг друга. Воспитатель произносит слова, а дети выполняют соответствующие действия.

Игры — имитации состояний природы. Дети изображают, как кружатся снежинки, летят листья, раскачиваются деревья, солнышко восходит — цветок тянется к нему, распускается и улыбается; солнышко садится — цветок засыпает и закрывает лепестки.

Участие в образных играх-имитациях позволяет пережить разнообразные эмоции, а также увидеть, как другие дети и воспитатель передают эмоциональное или физическое состояние изображаемого образа. Это способствует эмоциональному развитию каждого ребенка и помогает ему лучше понять эмоциональное состояние других людей.

Игры-имитации являются также эффективным методом эмоциональной разгрузки дошкольников, переключения их внимания, расширения впечатлений.

В заключение подчеркнем: нашим неизменным помощником в эмоционально-нравственном развитии детей является семья. Сегодня с самого раннего детства происходит перекос в воспитании в пользу развития интеллекта.Родители соревнуются: чей ребенок раньше научится читать и считать, рассуждать. Но мало кто соревнуется в милосердии, отзывчивости и понимании другого человека. Наша задача довести до родителей то, что воспитание многих качеств ума и сердца требует своих сроков, и сроки пропущенные оказываются пропущенными навсегда. Известен случай, произошедший в Японии. В начальной школе был упразднен устный счет — его заменили калькуляторы. Дефект несформированности некоторых мыслительных операций обнаружился только через 15 лет, когда молодые специалисты оказались неспособными видеть абсурдные ошибки в вычислениях компьютеров. Калькуляторы в начальной школе были срочно отменены, а устный счет возвращен в программу. Точно так же не сформированные вовремя личностные качества обернутся инфантильностью или даже эмоциональным кретинизмом взрослых людей.

Но только в сотрудничестве с близкими взрослыми мы можем добиться высоких воспитательных результатов. В своей группе стараемся создать такую атмосферу, чтобы родители доверяли нам, понимали и принимали наши общие цели, методы и средства нравственно-эмоционального развития. Мы показываем родителям свою искреннюю заинтересованность, доброе отношение к ребенку, стремление содействовать его успешному развитию. Это основа наших совместных с семьей усилий и помощи ребенку в налаживании контактов с окружающим миром.

Духовно-нравственное развитие дошкольников посредством приобщения к праздничной культуре (часть I) часть 2 Современные дети любознательны, самостоятельны, инициативны. Они легко и с интересом общаются, отличаются сообразительностью и высоким.

Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в творческой студии ДОУ В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своём доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего.

Фотоотчет о районном семинаре «Духовно-нравственное развитие детей старшего дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Сегодня я побывала на районном семинаре. Проходил он в рамках работы опорной площадки по совершенствованию.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Консультация для родителей «Развитие ребенка среднего дошкольного возраста» Вашему малышу уже 5 лет!Он удивляет своим любопытством, активным взаимодействием с миром. Возраст 4-5 лет -период относительного затишья.

Консультация для воспитателей и родителей «Как влияет робототехника на развитие ребенка дошкольного возраста» Ни для кого не секрет, что дети дошкольного возраста очень любят играть в разные виды конструктора. Даже самые активные и подвижные ребятишки.

Презентация «Духовно-нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия с родителями» 2 слайд. Вашему вниманию я представляю работу на тему «Духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста на основе взаимодействия.

Сценарий родительского собрания «Природа и нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста» Повестка дня. 1. Формирование у детей любви к природе, бережного к ней отношения. 2. Игры, конкурсы, практикумы за «круглым столом». 3.

Социально — нравственное развитие «Хорошо ли быть злым?» Тема «Хорошо ли быть злым?» Задачи: продолжать знакомство с полярными понятиями «Добро-Зло»; закреплять умение определять эмоциональное.

Социально — нравственное развитие. Познай себя. Группа раннего возраста. Тема: Кто Я? Какой Я? 2 младшая группа Задачи: учить детей любить себя; закрепить знания о себе (имя, фамилия, пол, возраст, членах семьи;.

Источник

Оцените статью