Что такое эмоционально нравственная культура ребенка
Матвеева Марина Геннадьевна, педагог-психолог Городского методического центра Управления образования г. Казани
Роль морального выбора человека, механизмов нравственной регуляции его поведения и отношений возрастает в условиях демократизации общества, увеличения свободы личности. Состояние нравственности в обществе зависит от культуры и развития каждого человека, основы которых закладываются в детстве.
Периодом развития, в котором формируется личность, является дошкольное детство. Благодаря освоению первых этических эталонов, соподчинению мотивов, ребенок способен осуществлять моральный выбор. Получая от ближайшего социума позитивные нравственные образцы, ценности, ребенок осваивает нравственный опыт, нравственную культуру общества.
По мнению ученых, проблема нравственного воспитания имеет большую социальную значимость, а нравственное совершенствование общества и конкретной личности может быть отнесено к категории общечеловеческих, общенаучных и вечных [2, 7, 6, 5, 19, 14]. Этот вопрос интересовал как философов, социологов, так и педагогов и психологов.
В современной психолого-педагогической науке и практике дискутируются возможности психологического сопровождения развития личности Разработаны разнообразные модели, технологии и программы сопровождения развития детей. Как отмечает О.Г. Дробницкий[4], в настоящее время не существует четкого теоретического определения морали и нравственности. Несмотря на различия в понимании этих терминов разными авторами, существует единый знаменатель, который служит объединяющим фактором для всех характеристик. В качестве такого выступает характеристика морали и нравственности как необходимости согласования личных и общественных интересов, регулирование взаимоотношений личности и общества, таким образом, чтобы при этом было обеспечено и личное и общее благо.
В широком смысле слова нравственность– совокупность обычаев, нравов, отношений между людьми, которые обусловлены экономическим укладом. Она рассматривается как система, состоящая из нравственных отношений между людьми, нравственного сознания и нравственной деятельности. «Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами» [12].
В узком смысле слова нравственность– это сложное личностное образование, которое включает осознание и реализацию принятых в обществе моральных законов, норм и правил поведения, взаимоотношений между людьми, их моральные переживания, эмпатию, сострадание, соучастие. Она определяет моральный выбор человека в каждой ситуации его жизни. Поэтому нравственные убеждения, принципы и нормы составляют основу формирующейся личности[3].
Одним из распространенных подходов к исследованию эмоционально-нравственной сферы личности является функционально-содержательный подход, согласно которому можно выделить ряд сфер личности: интеллектуальная, эмоционально-волевая, поведенческая, мотивационно-потребностная и другие.
Эмоционально-нравственная сфера личности характеризуется системой понятий, среди которых центральное место занимают такие, как нравственные потребности, нравственные убеждения, привычки и поступки, эмоции и чувства, отношения [10, 8, 11].
Дошкольный возраст является периодом, в котором происходит интенсивное усвоение первичных этических норм поведения и формирования моральных переживаний. Значимое переживание определяет существенные сдвиги в духовном мире ребенка, закрепляет их и приводит к формированию новых черт личности. Целостность личности наиболее четко выступает именно в ее эмоционально-нравственном развитии.
Эмоционально-нравственное развитие личности в дошкольном возрасте обусловлено качественными изменениями в эмоциональной и мотивационной сферах: развитие и понимание положительных и отрицательных эмоций, развитие социальных эмоций, формирование моральных переживаний, развитие эмпатии, формирование высших чувств, выражающих отношение человека к миру и окружающим его людям, умение произвольно управлять своими эмоциями и чувствами; устойчивый характер соподчиненности мотивов и потребностей поведения, развитие Я-концепции, развитие эмпатии и самоконтроля определяют морально-нравственную ориентацию и поведение ребенка на данном возрастном этапе.
Специфика эмоционально – нравственного развития состоит в том, что оно подчиняется действию общественно-исторических законов путем присвоения выработанных обществом форм и способов деятельности и поведения. Эмоционально-нравственное развитие детей осуществляется как процесс, состоящий из формирования и разрешения различных противоречий.
В качестве движущих сил выступают те внутренние противоречия, с которыми ребенок сталкивается в процессе взросления, а также внешние стимулы, побуждающие его изменяться.
Нравственное развитие – присвоение ребенком моральных норм, их обобщение и превращение во внутренние «моральные инстанции», реализуемые поведением. Нравственное развитие не является изолированным процессом. Оно связано с процессом социального, эмоционального и психического развития ребенка, становлением целостной личности [21].
Социально-эмоциональное развитие – развитие умения справляться со своими эмоциями, чувствами, эффективное общение, отношения с самими собой, близкими людьми, друзьями, семьей, обществом. Эмоциональное развитие следует рассматривать и как умение управлять своими эмоциями, и как умение высвобождать их.
Смысл эмоционально-нравственного воспитания состоит в том, чтобы сделать выполнение морально-нравственных норм потребностью ребенка.
Моральная оценка, которая определяет отношение ребенка к другим людям, формируется на основе первых этических инстанций. Возникает произвольность поведения, новое отношение к себе, своим эмоциям, чувствам, возможностям. Возможность управлять собой, своим поведением, поступками выделяется как особая задача, с которой ребенок начинает справляться.
Анализ этических понятий, составляющих основу нравственного развития в дошкольном возрасте, дал возможность выделить 10 базисных: хорошо-плохо, можно-нельзя, вежливость-грубость, правда-ложь, добро-зло, сострадание-равнодушие, терпимость-нетерпимость, отзывчивость–черствость, щедрость-жадность, милосердие-жестокость [16].
Овладение нравственными понятиями не может исчерпываться познавательной деятельностью. Важно изучение той составляющей нравственного сознания, которую С.Л. Рубинштейн назвал переживанием. Недостаточно знать, что такое лживость, жестокость или отзывчивость, необходимо, чтобы соответствующие качества вызывали и определенное эмоциональное переживание человека [17]. По мнению А.Н. Когана, добро и зло существуют только в процессе взаимоотношений людей, отношений человека к другим людям.
Усвоение ребенком моральных знаний не должно опережать его нравственный опыт. Если знаний не опираются на опыт, то они приобретают формальный характер.
Цели, задачи и содержание эмоционально — нравственного развития дошкольников обозначены в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, проектах примерных основных общеобразовательных программ дошкольного образования (реализуется через образовательные области «Социализация», «Коммуникация»).
Выделяют следующие психолого-педагогические условия эмоционально-нравственного развития личности дошкольника.
Первая группа условий связана с эмоционально-нравственным потенциалом окружающей социальной среды, воспитательного микросоциума. Нравственный потенциал среды имеет следующие проявления:
— нравственная культура педагогов и родителей детей;
— система отношений, в которую ребенок вступает в обществе;
— наличие в ней моделей нравственных отношений;
— разработанность и представленность детям нравственных норм, правил, требований.
Вторая группа условий связана с активностью ребенка в освоении нравственного опыта:
— активное освоение нравственных знаний;
— активная имитация нравственных эталонов в поведении;
— активное подражание нравственным образцам в отношениях;
— активная идентификация с носителями нравственных ценностей в ближайшем окружении;
— моральный выбор ребенка на основе принятия нравственных норм, ценностей, правил и требований;
— моральные переживания ребенка в процессе решения моральных дилемм.
Третья группа условий «Психолого-педагогическое сопровождение развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника» включает следующее:
— выявление психолого-педагогических механизмов становления и развития эмоционально-нравственной сферы личности дошкольника;
— разработка модели развития эмоционально-нравственной сферы;
— подготовка педагогов дошкольных образовательных учреждений к работе по развитию эмоционально-нравственной сферы;
— повышение нравственной культуры педагогов и родителей дошкольников.
Дошкольное детство рассматривается в психолого-педагогических исследованиях как самостоятельный и важный этап развития и жизни человека, как период первоначального складывания личности, развития личностных механизмов поведения.
Эмоционально-нравственная сфера личности – интегрированное взаимодействие когнитивного, эмоционального, поведенческого компонентов в личностной сфере, обеспечивающее единство нравственного сознания и поведения.
Результатом эмоционально-нравственного развития становится нравственная воспитанность – система устойчивых нравственно-ценностных мотивов, проявляющихся в отношениях ребенка с окружающими.
1. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. – М.:Совершенство, 1997. – 298 с.
2. Братусь Б.С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б.С. Братусь. – М.: Знание, 1977. – 64 с.
3. Даль В.И. Толковый словарь живого ведикорусского языка / В.И. Даль / под.ред. И.А. Бодуэна де Куртене: в 4-х т. Т.3. – М., 1955.
4. Дробницкий О.Г. Проблемы нравственности / О.Г. Дробницкий.. – М.: Наука, 1977. – 333 с.
5. Журавлев А.Л. некоторые тенденции развития психологических исследований в ИПРАН / А.Л. Журавлев // Материалы итоговой научной конференции Института психологии РАН (1-2 февраля 2006 г.). – М.: изд-во Института психологии РАН, 2006. – с. 202 – 204.
6. Зинченко В.П. Человек развивающийся / В.П. Зинченко, Е.Б. Моргунов // Очерки российской психологии. – М., 1994. – 304 с.
7. Знаков В.В. Духовность человека в зеркале психологического знание и религиозной веры / В.В.Знаков // Вопр.психологии. – 1998. — №3. – с.104-114.
8. Ильин Е.П. Сущность и структура мотива / Е.П. Ильин // Психол.журн. – 1995. – Т.16, №2. – с 27-41.
9. Марцинковская Т.Д. Психологические причины трудностей общения ребенка со сверстниками / Т.Д. Марцинковская // Проблемы формирования ценностных ориентаций и активности личности в онтогенезе. М.: Изд-во МГПИ, 1987. – с. 54-60.
10. Мельникова Н.В. Методология исследования психологических категорий нравственно-этического аспекта личности дошкольника: монография / Н.В. Мельникова – Шадринск: — Изд-во ПО Исеть, 2005. – 283 с.
11. Ньюкомб Н. Развитие личности ребенка 6-7 лет / Н. Ньюкомб. – СПб.: Питер,2002. – 640 с.
12. Обухова Л.Ф. Пути научного изучения психики ребенка в ХХ веке: дисс.в виде науч.докл. на соиск.учен.степенидокт.психол.наук. – М., 1996. – 37 с.
13. Овчарова Р.В. Психология родительства / Р.В. Овчарова. – М.: Академия, 2005. – 241 с.
14. Овчарова Р.В. Ранняя профилатика и коррекция социально-педагогически запущенных детей : дис. докт. психол. наук / Р.В. Овчарова. – М.: 1995. – 361 с.
15. Овчарова Р.В. Технология практического психолога образования. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 448 с.
16. Овчарова Р.В., Мельникова Н.В. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: Монография. – СПб: Изд-во «НПФ «Амалтея», 2008. – 336 с.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Изд-во Питер,1999. – 720 с.
18. Фельдштейн Д.И. Психология взросления / Д.И. Фельдштейн. – М., 1994. – 192 с.
19. Шадриков В.Д. Деятельность и способности / В.Д. Шадриков. – М.: Логос, 1994. – 316 с.
20. Шадриков В.Д. О реальной добродетельной педагогике / В.Д. Шадриков // Сов. Педагогика. – 1991. — №7. С. 43-48.
21. Эмоциональное развитие дошкольник: пособие для воспитат.дет.сада / под ред. А.Д. Кошелевой. – М.:Просвещение, 1985. – 180 с.
Источник
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Маргарита Сергеевна Рудакова
Консультация «Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста»
Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений – одна из важнейших задач воспитания. Учить чувствовать – это самое трудное, что есть у воспитания. Дружбу, товарищество, братство нужно воспитывать с раннего детства. Ребенок должен уметь чувствовать тончайшие переживания другого человека, тогда, когда он делает что-либо для счастья, радости, душевного спокойствия других людей. Любовь маленького ребенка к матери, отцу, бабушке, дедушке, если она не одухотворена творением добра, превращается в эгоистическое чувство. А надо воспитать в детском сердце подлинную человеческую любовь – тревогу, волнение, заботу, переживание за судьбу другого человека. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботу о судьбе другого человека. Нравственный облик личности ребенка зависит от того, из каких источников черпал он свои радости в годы детства. Если радости были бездумными, потребительскими, если ребенок не узнал, что такое горе, обиды, страдания, он вырастет эгоистом, будет глухим к людям. Очень важно чтобы дети узнали высшую радость – радость волнующих переживаний, вызванных заботой о человеке.
Нравственное воспитание детей дошкольного возраста можно рассматривать как непрерывный процесс усвоения ими установленных в обществе образцов поведения, воспринимаемых путём восприятия эмоциональной сферы, которые в дальнейшем будут регулировать его поступки. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми. У детей в дошкольном возрасте стержнем, который будет определять нравственное воспитание личности ребенка, является установление гуманистических отношений между детьми, опора на свои чувства, эмоциональная отзывчивость. В жизни ребенка эмоции играют очень важную роль, они помогают реагировать на окружающую действительность и формировать свое к ней отношение. По мере роста малыша мир его эмоций развивается, становится разнообразнее и богаче.
В отличие от двухлетнего, малыш в возрасте пяти лет уже может скрыть свой страх или сдержать слезы. Он овладевает наукой управления своими эмоциями, учится облекать их в принятую в обществе форму. Пользоваться своими чувствами осознанно.
Становление эмоциональной среды дошкольника самым тесным образом связано с его нравственным воспитанием и имеет свою динамику. Так малыш, основываясь на примерах из опыта, складывает понимание того, что хорошо, а что плохо, формирует свое отношение к жадности, дружбе и т. п. Такое отношение к основополагающим понятиям нашей жизни продолжает формироваться и в дальнейшем по мере взросления. Главным помощником ребенка на этом пути является взрослый, который конкретными примерами своего поведения и закладывает в ребенка основные нравственные нормы поведения. Эффективное нравственное воспитание невозможно без общения с малышом на темы нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для малыша образом, восприятие идёт на фоне эмоциональной сферы, что способствует благоприятному усвоению. Дети в общении формируют способность выражать свои чувства, оценивать их, развивают способность к сопереживанию и сочувствию, очень важную в нравственном воспитании малыша. Неумение выразить свои эмоции, понять чувства окружающих может привести к формированию «коммуникативной глухоты», которая может стать причиной конфликтов ребенка с другими детьми и негативно отразиться в процессе формирования его личности. Поэтому еще одно очень важное направление в развитии эмоционально – нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста — способствовать эмпатии (сочувствию).
Важно постоянно обращать внимание ребенка на то, какие переживания он испытывает, что чувствуют окружающие его люди, обогащать лексикон малыша различными словами, выражающими переживания, эмоции, чувства. По мере своего развития ребенок примеряет на себя различные общественные роли, каждая из которых позволит ему подготовиться к выполнению различных социальных обязанностей — ученика, капитана команды, друга, сына или дочери и т. п. Каждая из таких ролей имеет огромное значение в формировании социального интеллекта и предполагает развитиесвоих собственных нравственных качеств: справедливости, отзывчивости, доброты, нежности, заботы и др. Стратегия нравственного воспитания в детском саду и дома должна направляться не только на осознание своих чувств и переживаний, на усвоение общественно значимых правил и норм поведения, но и на развитие чувства общности с другими людьми, формирование позитивного отношения к людям в целом.
Дети после ссоры часто произносят небольшие рифмованные стишки, так называемые «мирилки», для того, чтобы помириться. Многие из них, нам, взрослым, знакомы с детства.
Источник