Что такое эмоциональная зрелость у мужчин

Что такое эмоциональная зрелость у мужчин

В отличие от физиологических изменений, которые в определенной степени одинаково сопровождают каждого из нас на протяжении всей жизни, эмоциональная зрелость не зависит от возраста.

В каких-то случаях она гармонично коррелирует с развитием и взрослением личности, но встречаются также люди, чья эмоциональная зрелость формируется очень рано, а в каких-то случаях она может быть практически неизменной на протяжении всего жизненного пути человека.

Так что же такое «эмоциональная зрелость» — искусственный конструкт, который изобрели люди для описания чужой безответственности, или важный аспект становления личности, которому стоит уделить пристальное внимание?

Что такое эмоциональная зрелость

Термин «эмоциональная зрелость» не имеет однозначного определения. При этом можно охарактеризовать эмоционально зрелую личность с позиции различных философско-психологических подходов. С точки зрения таких учёных, как Хорни, Фромм или Салливан, эмоционально зрелая личность характеризуется смелым и конструктивным отношением к своим внутренним конфликтам и невротическим склонностям. С позиции гуманистического подхода, эмоциональную зрелость можно охарактеризовать как функцию личности, которая, следуя своей истинной природе, реализует свой потенциал и движется к полному познанию себя и сферы своих переживаний. Через призму экзистенциализма эмоциональную зрелость можно описать как составляющую психологического здоровья, проявляющуюся в конструктивном преобразовании тревоги и обретении мужества быть собой. В традициях когнитивно-эмотивного подхода — определять эмоциональные реакции человека и весь его образ жизни как зависящий от основных идей, убеждений, отношений и принципов, поэтому эмоционально зрелая личность способна регулировать свои эмоции через замену иррациональных установок на рациональные, эффективные.

Эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности

Если вывести наиболее общее и просто определение, то эмоциональная зрелость — это уровень развития личности с высокой степенью рациональности, самоконтроля, ответственности, способности к рефлексии, с потребностью в труде и устойчивых отношениях. Взрослый человек стремится состояться в профессии и в семье. Ряд психологов подчеркивают значимость мотивов аффилиации (сопричастности) и достижений. Человеку важно определиться с гражданской и социальной позицией, с образом жизни, со своими принципами и внутренними установками.

Что же определяет уровень эмоциональной зрелости?

Уровень эмоциональной зрелости зависит от нашего жизненного опыта. У каждого из нас он уникальный. Однако даже если опыт двух людей схож, каждый из них по-своему трактует и использует его, делая свои выводы.

Здесь следует отметить второй не менее значимый показатель, а именно – уровень интеллекта человека. Чем он более образован, развит интеллектуально, тем более качественно он извлекает уроки из всего, с чем он сталкивается. Это касается и глубины, и прозрачности его выводов, на которые он может опираться в будущем.

Что отличает эмоционально зрелого человека?

1. Осознание, признание своей главенствующей роли во всем, что происходит в его жизни, другими словами — ответственность. Такой человек управляет своей реальностью, он осознает стопроцентную причастность ко всему, что с ним случается. «У Бога нет других рук, кроме Ваших». Эта фраза очень точно отражает принцип ответственности.

Взрослого человека ответственность наделяет силой, свободой, помогает обрести ему «невидимые крылья», потому что он сам управляет своей жизнью, и что самое главное, — это ему по душе. Человек волен выбирать свои мысли, слова, поступки, намерения, цели. Совокупность этих элементов создает тот или иной жизненный сценарий.

У Бога нет других рук, кроме Ваших

2. Знание себя, своих реакций, а также умение идентифицировать и принимать свои эмоции, анализировать причины, которые их вызывают, умение корректировать свои состояния, направляя их в созидательное русло.

Читайте также:  Успокаивающие таблетки от стресса тревоги

3. Способность к выстраиванию экологичных отношений не только с самим собой, но и с окружающим миром. Здесь важны эмпатия, сочувствие, уважение, принятие, умение слышать другого человека и развиваться через него. Ведь именно такая позиция является выигрышной и дарует нам мудрость. Если мы воспринимаем каждого человека как учителя, то это открывает нам поистине грандиозные возможности.

4. Благодарность. Конечно, все мы прекрасно знаем как важно и ценно выражать благодарность. Когда происходит что-то радостное, то, что с первых секунд дарит нам позитив, это довольно просто и приятно делать. Но я бы особенно отметила умение ценить и благодарить за те эпизоды и жизненные ситуации, которые видятся, на первый взгляд, причиняющими боль и разочарование. Открытость и доверие миру, убежденность, что все происходит не просто так, во всем есть свой смысл и благо для нас. Оно может быть завуалировано и казаться нам чем-то отрицательным, но это только потому, что мы порой не сразу можем увидеть картину целиком.

«Дорогу осилит идущий» или как развивать эмоциональную зрелость?

А надо ли ее вообще развивать? И если да, то зачем?

В идеале каждому самостоятельно ответить себе на этот простой вопрос, который поможет определить намерение. И если вы решительно настроены на прокачку этой ценной структуры, то у вас обязательно получится прийти к этой цели.

1. Ведение дневника осознанности, в котором вы будете фиксировать и анализировать

3-5 раз в день ваши состояния, эмоции, мысли, поступки. В одной графе можно записывать те, что со знаком +, а в другой – те, что со знаком – . И над вторыми особенно тщательно работать, погружаясь в их природу, в то, как можно в будущем их избежать. А над теми, что с +, радоваться и хвалить себя.

Подобный анализ ценен тем, что, работая над своими привычными моделями поведения, эмоциями, мыслями, над своим внутренним миром, вы будете совершенствовать то, что происходит вовне. Вы научитесь управлять этим процессом.

А надо ли вообще развивать эмоциональную зрелость?

2. Визуализация и чувствование:

Как вы поймете, что вы повысили свой уровень эмоциональной зрелости? Какие жизненные ситуации Вам послужили бы подтверждением? Что Вы чувствуете, проживая их? Замедлитесь, закройте глаза и представьте себе.

Как изменился Ваш образ? Какой Вы теперь? Как изменится Ваше окружение?

3. Окружение

1) Развивающая среда

Окружать себя и общаться в том числе с теми, кто в Вашем понимании эмоционально зрелый, кто мог бы быть авторитетом для Вас.

2) Поддерживающая среда

Сообщества, группы людей, которые занимаются самосовершенствованием. Вступив в такую группу, вы обретете единомышленников и надежную опору.

И помните, что в освоении любого навыка, компетенции, в процессе любого движения, важно опираться на искусство маленьких шагов. Если вы будете придерживаться регулярности и продвигаться пусть даже крошечными шажочками, Вы непременно достигнете самых небывалых высот.

Читайте также:  Стресс при дистрессе селье

Если хотите узнать больше о теме эмоциональной зрелости, советуем посетить первую в России онлайн конференцию GROW UP, посвященную осознанному взрослению, она пройдет с 21 по 23 апреля 2021 года. Регистрация по ссылке.

Источник

Эмоциональный инфантилизм

Это приводит к плоскому видению мира, не умению решать проблемы, ригидности, нарушению эмпатии; все вышеперечисленное создает проблемы при создании близких отношений, а особенно в связи «родитель => ребенок».

Выделяют 4 типа эмоционально незрелых родителей:

  1. 1. Эмоциональный родитель – самые «незрелые». Такой родитель ожидает от своего ребенка решения всех проблемы за него, а если взрослый уходит в срыв, то тащит чадо за собой.
  2. 2. Одержимый родитель – всегда занят, пытается изменить окружающих под свое мировоззрение, больше всего страдают дети, их жизнь находится под полным контролем, так же родитель не позволяет принимать решения ребенку.
  3. 3. Пассивный родитель – не дает ребенку никаких понятий о личных границах и о дальнейшей жизни в целом. Чаще попадают под влияние доминантных личностей.
  4. 4. Отвергающий родитель – максимально понятный из этих типов, минимально выражена эмпатия , доходит до избегания зрительного контакта с детьми. Такие мать или отец не строят эмоциональной близости с ребенком. Почти все разговоры и действия приводят к скандалам, неоспоримым командам (сравни маленькому щенку).

У этих типов есть несколько сходств, а именно: зацикленность на себе любимом, малочувствительность, все типы недоступны для проявления эмоций ребенка.

В дальнейшем малыши из таких семей при взрослении и становлении личности чувствуют нехватку эмоциональной поддержки, но они даже не понимают в чем проблема. Чтобы перестать чувствовать одиночество они стараются заново построить связь с родителями, беря на себя роль помощника и спасителя. Такие дети быстро развиваются, но эмоционально одиноки. Складывается так, что они рано находят работу или вступают в сексуальные связи. В межличностных отношениях они отдают больше, чем получают, и снова принимают так знакомое им чувство эмоционального одиночества.

Источник

Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Работа выполнена при финансовой поддержке РГНФ, код проекта 02-06-00061а

Понятие зрелости личности используется в возрастной психологии, психологии личности, консультационной психологии и психотерапии. Как правило, с понятием зрелости личности психологи связывают высокий уровень психологического здоровья (Н.Мак-Вильямс) и качество «хорошей», полноценной жизни (К.Роджерс) человека. Эмоциональную зрелость мы рассматриваем в качестве важной составляющей личностной зрелости [1].

В настоящей статье представлены результаты исследования представлений современных отечественных практикующих психологов и психотерапевтов, а так же будущих специалистов — студентов-психологов — об эмоционально зрелой личности (ЭЗЛ). Исследование проведено в 2003г.

Цель исследования заключалась в обнаружении общего и различий в представлениях об ЭЗЛ начинающих и опытных психологов.

Выборка. В исследовании приняло участие 54 человека. Выборка состояла из двух групп, которые для краткости будем называть «профессионалы» и «студенты». В первую группу вошли 26 практикующих психологов, работающих в области психологического консультирования и психотерапии (средний возраст — 35 лет; 65% — женщины; средний стаж работы — 6 лет). Вторую группу составили 28 студентов-пятикурсников факультета психологии педагогического университета (средний возраст — 23 года; 96% — женщины).

Методика. Испытуемым предлагалось письменно заполнить анкету. Вначале респонденты описывали собственные представления об эмоционально зрелой личности. (Давалась инструкция: «Когда Вы слышите выражение «эмоционально зрелая личность», какого человека Вы представляете. Опишите его».) Далее надо было указать пол, возраст, профессию эмоционально зрелого человека, и отметить, конкретного или абстрактного человека они описывали.

Читайте также:  Как описать чувство возбуждения внизу живота

Полученные данные анализировались методом контент-анализа.

Результаты

При описании ЭЗЛ большинство респондентов (88,5% профессионалов и 89% студентов) представляли абстрактного человека, остальные — конкретную личность.

Возраст. Испытуемые по-разному указывали возраст ЭЗЛ: одни обозначали определенный возраст или возрастной интервал (50% профессионалов и 46% студентов), другие отмечали верхнюю или нижнюю возрастные границы (соответственно 35% и 50%), третьи писали, что ЭЗЛ может быть любого возраста (соответственно 15% и 4%).

Средний возраст ЭЗЛ по представлениям практикующих психологов составил 36 лет, по представлениям студентов — 30 лет. В целом, если обобщить взгляды всех респондентов, с учетом верхних и нижних возрастных границ, то возраст эмоционально зрелой личности будет укладываться в интервале от 18 до 65 лет. Это соответствует периоду ранней и средней зрелости в концепции Э.Эриксона [2].

Пол. 57,5% профессионалов и 68% студентов указали, что пол эмоционально зрелой личности может быть любым. Остальные выбрали на роль ЭЗЛ мужчину (31% и 21% соответственно) или женщину (11,5% и 11%).

Профессия. 46% опытных и 61% начинающих психологов написали, что ЭЗЛ может иметь любую профессию. Среди профессий указывались: психолог, сотрудник гос.структур, программист, священник и др. Отдельными испытуемыми профессия определялась как приносящая удовольствие, творческая, требующая ответственности или как предполагающая высшее образование.

1.Описания эмоционально зрелой личности в целом носят позитивный характер. Профессионалы и студенты наделяют образ ЭЗЛ разнообразными способностями («способный на честную обратную связь», «способен владеть собственным внутренним миром», «способность заботиться о себе в тяжелых переживаниях»), умениями («умеет контролировать свои эмоции», «умеет получать удовольствие от работы»), знаниями («знает, как достичь того, чего хочет»), ресурсами («психической энергии достаточно и на окружающих», «открытый для всего нового, полезного для развития личности») и возможностями («может понять все эмоции других людей», «свободно может выражать собственное творческое Я»).

2.В ответах психологов можно найти больше, чем у студентов, конкретных описаний, позволяющих отчетливо и явно представить эмоционально зрелого человека («уверенный в себе», «имеет способность видеть уникальность внешнего мира», «умеет обращаться за помощью и поддержкой», «способен ясно выражать свои чувства и желания», «умеет быть открытым и искренним с другими», «имеет жену и детей», «не игнорирует ситуации, в которых ощущает себя слабым и беспомощным» и др.). Среди характеристик ЭЗЛ, выделенных студентами, обнаруживается много абстрактных описаний («испытывает как положительные, так и отрицательные эмоции в зависимости от ситуации», «адекватно и объективно оценивающий окружающую действительность», «контактный», «умеет понять», «в любой ситуации реагирует адекватно», «внутренний локус контроля», «преуспевающий во многих сферах жизни» и др.).

3.В результате анализа протоколов ответов было выделено 311 высказываний у профессионалов и 173 высказывания у студентов, которые методом контент-анализа были объединены по 40 темам. В свою очередь каждая тема вошла в одну из групп, описывающих определенный аспект ЭЗЛ — эмоциональный, когнитивный, регулятивный, социальный, личностные характеристики и социальное положение. Указанные аспекты ЭЗЛ были выделены нами ранее [3].

4.При сравнении ответов профессиональных психологов и студентов-психологов обнаружились количественные различия. Объем ответов и количество высказываний психологов в среднем в 2 раза больше, чем у студентов-психологов (таблица 1). Психологи с опытом представили более развернутые описания ЭЗЛ, рассмотрели ЭЗЛ с различных сторон (это соответствует большему количеству затронутых в ответах тем).

Источник

Оцените статью