Пафос
Литературная энциклопедия. — В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929—1939 .
Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. — М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .
Иосиф Эйгес. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Полезное
Смотреть что такое «Пафос» в других словарях:
Пафос — расположен в юго западной части Кипра, являясь столицей одноименной епархии и одним из самых важных древних царств острова. В… … Города мира
ПАФОС — см. Патос. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ПАФОС … Философская энциклопедия
ПАФОС — (греч. pathos страсть). Воодушевление, страстное проникновение идеею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАФОС греч. pathos, от pascho, терпеть, испытывать чувство, страсть. Воодушевление;… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАФОС — ПАФОС, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее,… … Толковый словарь Ушакова
пафос — См … Словарь синонимов
пафос — античное понятие, означающее страдание, к коему привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, то есть разрешение страсти через страдание. В учении Аристотеля пафос одно из основных понятий эстетики: смерть или иное трагическое … Большая психологическая энциклопедия
Пафос — (греч. πάθος чувство, эмоция) риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который… … Википедия
пафос — ПАФОС, ПАТОС а, м. pathos m. <гр. pathos страдание. Ложный пафос, напыщенность. Ганшина. 1. Чувство воодушевления, приподнятости. БАС 1. Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее. Белинский соч. А … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пафос — (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных… … Психологический словарь
Пафос — ПАФОС. Буквальное значение слова (греч.) страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин П. и производный от него патетическое перешли в теорию… … Словарь литературных терминов
Источник
ПАФОС
Философский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .
Философский энциклопедический словарь . 2010 .
Философская Энциклопедия. В 5-х т. — М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960—1970 .
Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль . Под редакцией В. С. Стёпина . 2001 .
Полезное
Смотреть что такое «ПАФОС» в других словарях:
Пафос — расположен в юго западной части Кипра, являясь столицей одноименной епархии и одним из самых важных древних царств острова. В… … Города мира
Пафос — см. Эстетика. Литературная энциклопедия. В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература. Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929 1939. пафос … Литературная энциклопедия
ПАФОС — (греч. pathos страсть). Воодушевление, страстное проникновение идеею. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПАФОС греч. pathos, от pascho, терпеть, испытывать чувство, страсть. Воодушевление;… … Словарь иностранных слов русского языка
ПАФОС — ПАФОС, пафоса, мн. нет, муж. (греч. pathos) (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. «Суровым пафосом звучал неведомый язык.» Некрасов. «Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее,… … Толковый словарь Ушакова
пафос — См … Словарь синонимов
пафос — античное понятие, означающее страдание, к коему привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, то есть разрешение страсти через страдание. В учении Аристотеля пафос одно из основных понятий эстетики: смерть или иное трагическое … Большая психологическая энциклопедия
Пафос — (греч. πάθος чувство, эмоция) риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением. Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который… … Википедия
пафос — ПАФОС, ПАТОС а, м. pathos m. <гр. pathos страдание. Ложный пафос, напыщенность. Ганшина. 1. Чувство воодушевления, приподнятости. БАС 1. Пафос всегда есть страсть, возжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее. Белинский соч. А … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Пафос — (греч. pathos страдание) античное понятие, обозначающее страдание, к которому привели собственные действия человека, ведомого сильной страстью, т.е. разрешение страсти в страдании. В учении Аристотеля пафос рассматривался как одно из основных… … Психологический словарь
Пафос — ПАФОС. Буквальное значение слова (греч.) страсть, страдание. Первоначально было введено в качестве специального термина в теорию красноречия. Из области ораторского искусства термин П. и производный от него патетическое перешли в теорию… … Словарь литературных терминов
Источник
Значение слова «пафос»
1. Страстное воодушевление, подъем. Говорить с пафосом. □ [Клим] избегал пафоса, не позволял себе горячиться, а когда говорил то, что казалось ему особенно значительным, — понижал голос. М. Горький, Жизнь Клима Самгина. || Чрезмерная приподнятость тона речи. [Горева] играла всегда с захватывающим подъемом, горячо, но излишний ложный пафос, привитый ей в провинции, сильно вредил ее исполнению. Юрьев, Записки.
2. чего или какой. Воодушевление, энтузиазм, вызываемые какой-л. высокой идеей. Пафос созидательного труда. Революционный пафос. □ Миллионы ударников горят подлинным пафосом социалистического строительства, болеют за ту программу, которую они выполняют. Киров, Статьи и речи 1934. || чего. Высокая идея, вызывающая такое воодушевление, энтузиазм. Пафосом этой статьи является борьба с тем отвлеченным взглядом на историю, согласно которому историческое движение обусловливается понятиями людей. Плеханов, В. Г. Белинский. Все наше искусство, весь его пафос направлен к становлению и утверждению высоких моральных ценностей правды! А. Н. Толстой, Лицо гитлеровской армии.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
- Па́фос или патетика (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — приём обращения к эмоциям аудитории. Соответствует стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением, драматизацией.
Как категория риторики пафос впервые был полно разработан Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передаётся через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, автор или оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.
ПА’ФОС, а, мн. нет, м. [греч. pathos] (книжн.). 1. Страстное воодушевление, одушевление. Суровым пафосом звучал неведомый язык. Некрасов. Пафос всегда есть страсть, выжигаемая в душе человека идеею и всегда стремящаяся к идее, — следовательно, страсть чисто духовная, нравственная. Белинский. 2. Воодушевление, энтузиазм, вызываемый чем-н. — В период первой пятилетки мы сумели организовать энтузиазм, пафос нового строительства и добились решающих успехов. Это очень хорошо. Но теперь этого недостаточно. Теперь это дело должны мы дополнить энтузиазмом, пафосом освоения новых заводов и новой техники, серьезным поднятием производительности труда, серьезным сокращением себестоимости. В этом теперь главное. Сталин [доклад на объединенном пленуме ЦК и ЦКК ВКП(б) 7/I 1933 г.]. 3. Воодушевляющий, творческий источник, основной тон, идея чего-н. П. поэзии Пушкина — в ее человечности. Пафос шекспировой драмы «Ромео и Джульетта» составляет идея любви. Белинский. 4. Внешнее проявление одушевления, иногда производящее впечатление фальши (неодобрит.). Он не умеет говорить без пафоса.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Па́фос
1. город на Кипре ◆ Не так давно с пляжей Ларнаки сняли голубые флаги, признанные ЕС свидетельства качества. И недвижимость там продается хуже, чем в Лимассоле и Пафосе. Владимир Абгафоров, «Дом на Кипре: колониальный евростандарт», 2002 г. // «Мир & Дом. City» (цитата из НКРЯ)
па́фос
1. воодушевление, душевный подъём, возвышенный, торжественный или трагический стиль риторики ◆ Весь пафос его, весь пыл его увлечения складывается пред алтарём того бога, которому никогда ни один художник не молился. Л. И. Шестов, «Шекспир и его критик Брандес», 1898 г. (цитата из НКРЯ)
2. книжн. идея, замысел ◆ Пафос анархизма и его стихия есть свобода, но свобода не как принцип индивидуального обособления, а как основа разумного и совершенного общения. П. И. Новгородцев, «Приложение об общественном идеале», 1917 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: брачный — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
ЧТо такое пафос?
Пафос (греч. πάθος — страдание, страсть, возбуждение, воодушевление) — риторическая категория, соответствующая стилю, манере или способу выражения чувств, которые характеризуются эмоциональной возвышенностью, воодушевлением.
Категория впервые была полно разработана Аристотелем, который наряду с пафосом выделял такие элементы риторики, как этос и логос. В трактовке Аристотеля, пафос представляет собой приём, при котором эстетика повествования передается через трагедию героя, его страдание и ответные эмоции зрителей. Используя пафос, оратор должен вызвать у аудитории нужные чувства, при этом не открывая до конца собственные.
В более позднем представлении, в работах Гегеля, понятие пафоса расширилось, включая не только трагическую, но и торжественную возвышенную эстетику. Выделяют пафос героический, трагический, романтический, сентиментальный и сатирический. К пафосу традиционно прибегают авторы од, эпосов, трагедий.
Пафос (англ. pathos, от древнегреческого πάθος) — древнее, страшное и таинственное греческое слово, употребляемое быдлом по любому поводу без особого значения, хотя обычно подразумевается «крутизна» или «понты» .
На самом деле, пафос — это то, что до утраты корней их предками этрусские славяно-арии называли «надрыв» или «страсть» . Всякого рода возвышенные клятвы в любви и верности — это пафос. Герой, идущий с голым задом на полчища врагов — это ниибательский пафос. Одним словом, пафос — это то, что делает месилово трёхсот потных мужиков Былинным Эпиком. Или пародией — если случится передоз.
Тоже самое что писали Ильф и Петров во фразе из 12 стульев «И тут Остапа понесло. «
Источник
Возвышенность
Возвышенность – духовно-нравственное качество человека, умеющего устойчиво удерживать и развивать утончённое, прекрасное и торжественное состояние своего микрокосма. В отличие от обыденного и приземлённого настроя человек с возвышенным мышлением всегда устремлен «к оценке лучшего и прекрасного и к изысканию наибольшей полезности» (Знаки Агни Йоги, 550). Так, возвышенность означает не только внутреннее высокое состояние человека, но и его активное, самоотверженное участие в жизни, действенную помощь в эволюционном продвижении и одухотворении окружающего мира и людей.
Возвышенности близко явление постоянного предстояния перед Высшим, краеугольное для всех лучших философских, религиозных учений и духовных практик. Возвышенность – не праздничное блюдо, а каждодневная напряженная работа, глубокая и ритмичная, совершаемая вне зависимости от жизненных условий, обстоятельств и преходящих состояний.
Знаменательны слова великого китайского мудреца Конфуция, которые любила приводить в пример Е.И. Рерих, размышляя над главной целью и принципами преображения и возвышения человеческой природы: «…Беда в том, что люди не хотят понять, что основа всех достижений лежит в следовании Великому Идеалу и в огненной трансмутации наших чувств, наших мыслей, всего нашего характера. Им гораздо легче отказаться от излишеств в пище и, не отягощая своего мышления, механически отсчитывать пранаяму, нежели обуздать хотя бы одну привычку, лежащую камнем преткновения на пути к их духовному продвижению. Но, как сказано, все механическое, касаясь лишь внешнего человека, не имеет цены и не может преобразить внутреннего человека, преображение которого есть единая цель всех истинных Учений. Потому очень и очень нужно запомнить, что все высокие Йоги заботятся и имеют дело лишь с внутренним человеком, сфера которого лежит в мире мысли. Потому ни один раджа-йог или агни-йог не нуждается ни в каких механических приемах, ни в каких физических упражнениях и положениях тела и т.д. И единая концентрация, допускаемая ими, есть концентрация на избранном Высшем Идеале, в неуклонном и непрестанном стремлении подняться до Него. И такая концентрация, именно, продолжается безостановочно; что бы ни делал такой йог, мысль его неотступно держится около его Идеала, все делается им во имя этого Идеала, он постоянно чувствует в сердце своем любовь и присутствие этого Образа. (…) Так же и молитва, произносимая йогом, есть непрестанное сердечное устремление и предстояние перед Обликом Избранным, и устремление это творится в мыслях и поступках каждого дня. Вспоминается мне рассказ, как однажды великий мудрец Конфуций был тяжко болен, и друзья, пришедшие навестить его, полагая, что он находится при смерти, предложили ему начать читать молитвы, на что Мудрец улыбнулся и сказал: «Моя молитва началась уже давно». И действительно, не была ли вся его жизнь таким непрестанным молитвенным предстоянием перед Великим Идеалом, истинной молитвой перед Наивысшим? (…)
Все Учения всего Мира постоянно настаивали «на чистоте мысли, чистоте слова и чистоте поступка», как на трех основах для желающих подняться над уровнем человечества и присоединиться к «богам». Так говорил и Зороастр, так говорили все Великие Учителя от Первого и до Настоящего» (ПЕИР 30.06.1934).
Возвышенность – синтетическая характеристика. Возвышение человеческой природы подразумевает целенаправленное воспитание в себе целой палитры необходимых качеств – чистоты, любви к Прекрасному, к совершенствованию и высокому качеству творческого труда, к познанию, отрешённости, непривязанности к земному и, конечно, устремленности к Высшему Миру и Духовному Учителю.
Для человека с чистым, возвышенным сознанием характерны творческие подъемы и вдохновение, энтузиазм и воодушевление, как и в целом оптимистичный жизненный настрой.
В Учении Живой Этики особо разрабатывается тонко-энергетический аспект возвышенности. В этом свете она свидетельствует о развитии высокой психической энергии человека, дающей иммунитет и здоровье всей его многомерной природе. «Кристаллы психической энергии, – отмечается в Учении, – вырастают в своей интенсивности при каждом возвышенном устремлении» (МО-3, 218). «…Здоровье человека укрепляется, когда чувство его напрягается к возвышенному мышлению.» (Надземное, 736). «…Мысль о Надземном дает целительные вибрации» (Надземное, 735).
Как мы понимаем, не может существовать одного универсального лекарства от человеческих болезней, которые имеют тысячи причин. Вместе с тем, Духовный Учитель указывает простую, доступную всем возможность: «Между тем панацея лишь одна – возвышенное сознание!» (МО-1, 127). По сути, стремление к возвышенному образу мысли и жизни означает естественную «психическую профилактику», которая «будет полезнее многих витаминов» (Надземное, 647).
Возвышенность также означает созвучие и соответствие психо-энергетического потенциала человека и миров Высших измерений. Она открывает перед человеком совершенно новые возможности утончённой взаимосвязи с Высшим Миром и Духовным Учителем. «Чтобы принять ток высшего напряжения, нужно прежде всего утончить сознание возвышенным мышлением, – так произойдет расширение сознания и возжжется огонь сердца» (Надземное, 853.). Возвышенность, эта крылатость души, обостряет психическую чуткость и тонкость восприятий – сознание человека расширяется, научаясь вмещать и земной мир с его трудами и заботами, и Надземную действительность, зовущую наше сердце к вечным, светоносным Идеям и Идеалам.
Близкие понятия: утонченность, торжественность, радость, любовь, благоговение, соизмеримость, чистота, вдохновенность, воодушевление, энтузиазм, сердечность, устремленность, сосредоточенность, сила духовной воли, крепость духа.
Противоположные понятия: пошлость, изуверство, кощунство, самоунижение, раздражение, суетливость, смятение, лицемерие, предубежденность, уныние, сквернословие, самоотупение, враждебность, неприязнь.
Источник