- Эмоциональная составляющая в управлении персоналом
- Ожидания от персонала
- Что руководитель ожидает от сотрудника:
- Что ожидается от руководителя:
- Потребности персонала
- 3 уровня взаимодействия
- Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:
- GN1400: Социология (социальные сети)
- Эмоциональный интеллект и способы его развития
- Что такое эмоция?
- Как зарождается эмоция?
- Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Теория базовых эмоций
- Что такое эмоциональный интеллект?
- Краткая история
- Модель Майера-Саловея
- Модель Рувена Бар-Она
- Модель Гоулмана
- Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
- Важность коэффициента эмоционального интеллекта
- Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Как развить эмоциональный интеллект?
- Шаг первый
- Шаг второй
- Шаг третий
- Шаг четвертый
Эмоциональная составляющая в управлении персоналом
Какие типы мышления можно развивать?
- Стратегическое — способность к многомерному моделированию и перспективному видению (важный навык для управленческой команды).
- Системное — способность смотреть на организацию как на систему, рассматривать себя как элемент системы, включенный в связи с другими элементами (важный навык эффективного руководителя).
- Аналитическое — способность разложить целое на составляющие(важный навык эффективного руководителя).
- Креативное — способность смотреть на вещи под разными углами, с разных перспектив, находить новые ракурсы, искать новые возможности, принимать нестандартные решения (важный навык для многих руководителей и сотрудников, которые не ограничены рамками должностной инструкции).
- Эмоциональное — способность замечать эмоциональный фон в себе и в окружающих, понимать природу эмоций, уметь выбирать свою реакцию и влиять на эмоции других людей (важный навык в управлении персоналом, лидерстве, управлении коммуникацией с внутренним и внешним клиентом).
- Речевое — мышление вовремя речи и речь вовремя мышления, способность легко и ясно доносить свои мысли до слушателей (необходимый навык в презентациях и публичных выступлениях, в продажах, переговорах, при проведении совещаний).
Если вы вспомните продуктивных людей в различных сферах деятельности, на разных уровнях организационной лестницы, то наверняка у всех вы найдете одну общую черту, которая по — разному проявляется. Чаще всего это люди, которые излучают радость и удовольствие, с ними приятно вести дела, они гибко реагируют на потребности коллег и клиентов, они умеют изменять свои эмоции и влиять на эмоции других, они привносят позитивную энергию в то, с чем имеют дело.
И это аспекты эмоционального мышления. Именно оно как лакмусовая бумажка определит, кто преуспеет, а кто- нет, кто всегда недоволен, а кто счастлив, кто умеет строить длительные отношения с коллегами, руководителем, клиентами, а кто только ожидает к себе особого отношения, ни капли не заботясь о других.
Ожидания от персонала
Для начала давайте обратим внимание на то, что ожидается от сотрудника и от руководителя в бизнесе, кроме технического выполнения функциональных задач. То есть нас интересует социально — психологический аспект работы человека в организации.
Что руководитель ожидает от сотрудника:
- принимать адекватные решения в рамках своего функционала;
- заботливо и профессионально общаться с клиентами;
- эффективно решать проблемные ситуации;
- продуктивно взаимодействовать с коллеги;
- регулировать свое эмоциональное состояние.
Что ожидается от руководителя:
- эффективно ставить задачи, обучать, мотивировать, поддерживать;
- принимать адекватные решения;
- регулировать свое эмоциональное состояние;
- эффективно решать проблемные ситуации;
- корректно давать обратную связь;
- развивать и вдохновлять свою команду.
Потребности персонала
Приходя в компанию человек всегда соотносит то, что от него ожидают со своими потребностями. Каковы же потребности любого человека, приходящего в организацию? Если обобщить различные концепции по этому поводу и просто обратить внимания на свои внутренние ощущения, то практически каждому из нас хочется
- продуктивно выполнять свою работу;
- быть оцененным по заслугам;
- иметь право на ошибку;
- иметь право высказывать свое мнение, предлагать идеи;
- получить поддержку, при необходимости;
- общаться с позитивными коллегами;
- быть на своем месте и чувствовать себя комфортно.
Если совместить потребности и ожидания, то связующим звеном между ними, станет присутствие эмоционального мышления и осуществление эмоционально адекватного взаимодействия.
3 уровня взаимодействия
В ежедневной деятельности мы взаимодействуем друг с другом на 3х уровнях:
- ментальном (обмен идеями, задачами, информацией),
- эмоциональном (распознавание, выражение, изменение эмоционального состояния- своего, клиента, партнера),
- физическом (рукопожатие, дружеские объятия, похлопывания по плечу).
Последние открытия в области нейропсихологии мозга показывают, что когда человек испытывает удовольствие, радость, приятные эмоции, выделяется серотонин, который приводит в действие наиболее высокий уровень ментальной активности. Это значит, что человек может повысить свою продуктивность, генерировать творческие идеи, быстрее справляться с задачами, качественно выполнять свою работу, обучившись поднимать эмоциональный тон.
Когда сотрудник сталкивается с эмоционально окрашенными ситуациями — с жесткими сроками, трудной задачей, требовательным клиентом , внезапными изменениями, авторитарным руководителем или «террариумом единомышленников», большим вызовом для него становится сохранить эмоциональную целостность и быть продуктивным. Просто чаще всего люди не знают, как эти управлять.
Японцы приходят друг к другу с поклонами, подарками и благодарностями, и никто не удивляется: уважать и признавать друг друга – это норма поведения в их культуре.
Американский психолог Эрик Берн определили это как «психологический кислород»: психологическая потребность человека в поглаживаниях. Он выделяет четыре типа поглаживаний:
- позитивные (благодарность, похвала) и негативные (критика);
- безусловные (за личность: «ценю тебя как прекрасного человека») и условные (за действия: «вы отлично справились с этим проектом»);
- внутренние (хвалить и благодарить себя) и социальные (других);
- физические (обнять, похлопать по плечу, пожать руку) и психологические (слова и невербальное одобрение).
Обычной платой за низкий уровень эмоциональной компетентности является
- недовольства, обиды, раздражения (часто под маской»у меня все отлично»)
- плохие, поверхностные отношения
- неприятие со стороны коллег
- торможение в рабочих процессах
- конфликтные ситуации
- скрытый (или явный) саботаж
- увольнение сотрудников (говорят «приходят на работу, а уходят от руководителя»)
Как же руководитель или специалист в компании может избежать подобных результатов? Для этого важно вывести на осознанный уровень понимание, что происходит с ним и коллегами на эмоциональном уровне, какова природа этих эмоций и как ими управлять. А то, что мы осознаем, мы можем либо изменить, либо принять, либо поменять к этому отношение. У человека всегда есть выбор!
Таким образом эмоциональное мышление — это инструмент достижения успеха для тех людей, профессии которых относятся к сфере «человек- человек»: руководители, продавцы, менеджеры проектов, HR- менеджеры, тренеры, РR- менеджеры и т.д.
Повышая эмоциональную осознанность, сотрудник сможет:
- сохранять продуктивное состояние в течении дня;
- адекватно реагировать на вызовы в работе;
- стать более уравновешенным;
- перестать обвинять, раздражаться, выплескивать негатив;
- выстраивать продуктивное взаимодействие с клиентами, подчиненными, коллегами;
- создавать и поддерживать долгосрочные отношения;
- стать эмоционально целостным.
Эмоциональное мышление — это рабочий навык, который существенно усилит как руководителей так и специалистов вашей компании. А успех любой компании во многом зависит от эмоционального состояния сотрудников!
Источник
GN1400: Социология (социальные сети)
У всех есть эмоции. Эти эмоции состоят из нескольких компонентов. Во-первых, обычно мы их осознаем: когда мы счастливы, мы отдаем себе в этом отчет. Во-вторых, эмоции, как правило, влияют на физическое состояние: наши чувства отражаются на лице, в голосе и даже осанке. С учетом роли эмоций в работе социальных сетей эти физические проявления особенно важны. В-третьих, эмоции связаны со специфической нейрофизиологической активностью: когда вам показывают страшную картинку, скорость кровотока в мозге мгновенно меняется. И, наконец, эмоции проявляются в поведении — например, в смехе, плаче или крике.
Эксперименты показали, что для того, чтобы «перенять» эмоциональное состояние окружающих, людям бывает нужно разное время — от нескольких секунд до нескольких недель. Когда первокурсников колледжа произвольно поселяли со слегка депрессивными соседями, в течение трех месяцев у них постепенно нарастала депрессия. Порой даже незнакомые друг с другом люди во время мимолетного контакта оказывают друг на друга эмоциональное воздействие. В тех случаях, когда официанты обучены «обслуживать с улыбкой», клиенты говорят, что ресторан им понравился, и оставляют больше чаевых. Эмоциональное состояние и настроение человека зависят от эмоционального состояния окружающих людей. Как и почему это происходит?
Эмоциональное состояние и настроение человека зависят от эмоционального состояния окружающих людей.
Для начала нам стоит рассмотреть другой вопрос: почему эмоции не являются лишь внутренним состоянием? Почему бы нам не иметь только наши собственные личные чувства? Сами эмоции, безусловно, выгодны для нас с точки зрения эволюции. Например, страх, вероятно, полезен в тех ситуациях, когда для выживания необходимо быстро реагировать. Но мы не просто пугаемся — мы еще и показываем, что испуганы. Мы подскакиваем, вскрикиваем, ругаемся или хватаемся за что- нибудь — и эти действия не остаются незамеченными. Их повторяют за нами окружающие.
С учетом того, что первые гоминиды жили социальными группами, передача друг другу эмоций была эволюционно оправданным средством адаптации. В целях выживания древние люди могли полагаться только друг на друга. То, насколько удачно у группы получалось взаимодействовать с окружающей средой (погодой, природой, хищниками), зависело от взаимоотношений внутри самой группы. Люди объединялись друг с другом, чтобы противодействовать внешнему миру более эффективно, и механизмы, развившиеся для поддержания этих связей, — это не только словесное общение, но и умение копировать проявление эмоций. Развитие у людей эмоций, способы их проявления и умение понимать чувства других помогали повысить выживаемость группы тремя путями: укрепляя связи между ее участниками, координируя их поведение и передавая информацию.
Скорее всего, сначала эмоции и эмоциональное влияние, способствующие укреплению связей, начали проявляться между ребенком и его матерью, потом — между близкими родственниками и, наконец, между членами одной группы. Эмоциональное воздействие способствует лучшему взаимопониманию. На уровне мать-дитя оно, вероятно, заставило матерей относиться к своим детям внимательнее и проявлять большую заботу, когда те в этом нуждались. На самом деле, мы сильнее расстраиваемся, если опечалены наши близкие, а не незнакомцы. Есть определенное преимущество в том, чтобы соотносить свое настроение с настроением людей, с которыми мы связаны.
В конечном итоге такая синхронизация настроения и поступков оказалась выгодной и для действий более обширных социальных групп — например, защиты от врагов или охоты. Если вы организуете совместную охоту, она будет более удачной, когда охотники возбуждены и бодры. И, наоборот, если в вашей компании кто-то выглядит испуганным, возможно, он увидел хищника, которого вы пока не видите. Умение быстро адаптировать свое эмоциональное состояние к состоянию окружающих увеличивает ваши шансы на выживание. На самом деле, считается, что положительные эмоции нужны прежде всего для укрепления сплоченности группы («Я счастлив; оставайся со мной»), а отрицательные служат в качестве средства коммуникации («Я чувствую запах дыма; я испуган»).
Эмоции часто оказываются более быстрым способом передать информацию об окружающей среде и ее относительной опасности или безопасности, чем другие средства общения, и, безусловно, люди научились ими пользоваться до возникновения языка. То, что эмоции проигрывают языку в точности передачи, они компенсируют скоростью. Вы мгновенно понимаете, что ваша жена на вас сердита, но для того, чтобы заставить ее все объяснить, потребуется гораздо больше времени (особенно если она предпочитает, чтобы вы сами догадались, в чем причина). Вернувшись домой в конце рабочего дня, вы сразу можете сказать, «опасная» для вас обстановка или «безопасная», — и это умение вы унаследовали от наших общих предков.
Конечно, быстрая передача эмоций не всегда полезна. Если вы вернулись домой в плохом настроении, ваша жена, скорее всего, заметит это задолго до того, как вы решитесь подробно рассказать, что вас расстроило. И прежде, чем у вас появится возможность излить душу, она может перенять от вас ваше плохое настроение, что грозит ссорой и тем, что порочный круг замкнется.
Источник
Эмоциональный интеллект и способы его развития
«В основе каждой сильной эмоции лежит побуждение к действию. Умение управлять этим побуждением составляет сущность эмоционального интеллекта».
Что такое эмоция?
Как зарождается эмоция?
- Сначала приходит стимул из окружающего мира.
- Затем в подкорке головного мозга запускаются процессы, отвечающие за эмоцию.
Эмоции характеризуются тремя компонентами:
- Переживаемым или осознаваемым в психике ощущением эмоции.
- Процессами, происходящими в нервной, эндокринной, дыхательной, пищеварительной и других системах организма.
- Наблюдаемыми выразительными комплексами эмоций, в том числе, на лице.
Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений. Как и многие другие психические явления, эмоции понимаются разными авторами по-разному, поэтому вышеприведённое определение нельзя считать ни точным, ни общепринятым. Помните, что эмоции и чувства не одно и то же. Хотя многие психологи считают эти явления одинаковыми.
Эмоциями мы реагируем на ситуацию, например, разрядился аккумулятор у сотового телефона в самый неподходящий момент, возникает эмоция гнева или досады. Эти эмоции кратковременные, когда вы приедете домой, их уже не будет.
Чувства длительны и устойчивы.
Чувства — это долгосрочное отношение к кому-либо или чему-либо, они устанавливают тесную эмоциональную связь с предметом (объектом), который имеет мотивационную значимость для человека. Например, когда мы думаем о любимом человеке, мы можем улыбаться, испытывать некое волнение, радость, ощущать «тепло» внутри.
Эмоции человек не всегда осознает: почему он их испытывает и какие конкретно эмоции испытывает в данный момент. Когда человек говорит: «Во мне все закипает», что это означает? Какие эмоции? Гнев? Страх? Отчаяние? Тревога? Досада?
Чувства человек осознает практически всегда: дружба, любовь, зависть, враждебность, счастье, гордость.
Эмоции проявляются снаружи, их сложно контролировать и скрывать. Например, вас неожиданно напугала собака, страх, который вас одолел в эти минуты, проявится на вашем лице резко и неосознанно, по вам будет видно, что именно в этот момент вы испытали эмоцию страха.
Чувства, как правило, проявляются внутри, они никуда не исчезают и могут просто не проявляться длительное время.
Теория базовых эмоций
Базовые эмоции — это элементарные эмоции, которые больше ни на что не расщепляются, и сами являются составляющими остальных сложных эмоций.
Изард Кэррол — американский психолог. Специалист по проблеме человеческих эмоций. Автор дифференциальной теории эмоций. В анализе эмоций он выделил три уровня:
- Нейрофизиологический
- Экспрессивный
- Субъективный
Кэррол дал описание таких фундаментальных эмоций, как интерес, удовольствие, удивление, отвращение, гнев, презрение, горе, стыд, вина, страх.
Пол Экман — американский психолог, профессор Калифорнийского университета в Сан-Франциско, специалист в области психологии эмоций, межличностного общения,
психологии и «распознавания лжи». Выделил базовые эмоции: счастье, грусть, отвращение, удивление, гнев, страх.
Теория эмоций, возникшая в 2014 году, очень проста, она описывает всего 4 эмоции. Когда несколько человек увидели портреты с мимикой других людей, им были даны 6 базовых эмоций. В ходе эксперимента выяснилось, что многие не видят различий между некоторыми эмоциями. Лучше всех из шести представленных эмоций читались четыре:
- радость
- печаль
- страх
- гнев
На основе четырех базовых эмоций можно развивать другие, это будут уже некие надстройки.
Что такое эмоциональный интеллект?
Эмоциональный интеллект, или EQ (англ. emotional intelligence) — сумма навыков и способностей человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.
Эмоциональный интеллект — одно из наиболее популярных понятий последнего десятилетия. Эксперты Всемирного экономического форума внесли его в топ-10 наиболее важных навыков в 2020 году. На сайте Amazon.com по запросу «emotional intelligence» можно обнаружить более 6000 ссылок (для сравнения Ozon.ru выдает по теме «эмоциональный интеллект» в марте 2018 года всего 138 товаров). Так что можно предположить, что в России тема находится еще только в начале своего развития.
Если эмоциональный интеллект не развит, человеку очень тяжело распознавать свои эмоции и считывать состояние других людей.
Краткая история
В 1990 году исследователи Джон (Джек) Майер и Питер Саловей напечатали небольшую статью в научном журнале, которая называлась «Emotional Intelligence». В ней они охарактеризовали свое представление о том, что такое «эмоциональный интеллект», обосновали, почему, по их мнению, речь идет именно об интеллекте, обрисовали разницу между социальным и эмоциональным интеллектом.
В 1995 году журналист New York Times Дэниел Гоулман выпустил свою знаменитую книгу-бестселлер «Эмоциональный интеллект». Она продержалась в списке бестселлеров New York Times более полутора лет. Дэниела Гоулмана часто называют автором понятия «эмоциональный интеллект», но это не совсем корректно.
Когда понятие эмоционального интеллекта обрело широкую популярность, за первенство темы также решил побороться израильский психолог Рувен Бар-Он. Легенда гласит, что «в первом экземпляре его докторской диссертации, которая была представлена в 1985 году, Бар-Он предложил количественный подход к созданию «EQ, аналогичного оценке IQ». Однако люди, видевшие тот самый первый экземпляр, утверждают, что ни о чем таком там речи не идет. Так или иначе малоизвестный в России Бар-Он является одним из наиболее авторитетных экспертов в области эмоционального интеллекта в мире.
Модель Майера-Саловея
Модель Рувена Бар-Она
Модель Гоулмана
Чем хорош эмоциональный интеллект? Кому он важен?
EQ основан на четырех факторах:
- Самосознание
- Самоконтроль
- Эмпатия
- Управление отношениями
Важность коэффициента эмоционального интеллекта
Человек с высоким эмоциональным интеллектом:
- понимает свои эмоции;
- знает, какую роль играют чувства и эмоции в общении с людьми;
- умеет выражать свои эмоции так, чтобы устанавливать и поддерживать доброжелательные отношения с окружающими;
- стремится познавать и обогащать свой внутренний мир;
- умеет регулировать свои эмоции;
- умеет управлять внутренней мотивацией, поддерживать настрой на достижение цели.
Человек с низким уровнем EQ:
- конфликтен;
- раздражителен;
- нерешителен;
- стремится держать все под контролем;
- подвластен сильному чувству гнева.
«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект — это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой — это единственный путь пересечения
обоих».
Фазы управления эмоциями:
- Идентификация. Распознавание эмоции.
- Понимание причины появления эмоции. Что явилось ее запуском?
- Направить эмоцию себе во благо, сделать ее полезной поможет интеллект.
- Непосредственные действия, направленные на то, чтобы сделать эмоцию полезной. Использование Правила мира — все в мире должно быть полезным. Так как эмоция — это ресурс, нужно этот ресурс использовать.
Когда и кому нужно развивать эмоциональный интеллект?
- Когда вы понимаете, что вы застряли в одной эмоции.
- Когда вы наступаете на те же грабли, постоянно делаете одну и ту же ошибку.
- Когда вы застряли в неком цикле и не идете к успеху, не развиваетесь, стагнируете.
- Когда жизни других людей гораздо интереснее вашей жизни.
Как развить эмоциональный интеллект?
Шаг первый
Первое и самое важное — развитие навыка осознания своих эмоций. Несмотря на то, что этот навык выглядит обычно наименее интересным, едва ли возможно чем-либо управлять, не осознавая, своих действий. Именно поэтому прежде всего важно научиться понимать в каждый момент времени (при необходимости), что я сейчас чувствую, то есть какую эмоцию испытываю. Это не так просто сделать, поскольку существует ряд объективных сложностей.
Для тренировки целесообразно начать отслеживать эмоциональное состояние каждый день в определенное время, для этого можно установить напоминания на телефон с вопросом «Как ты себя чувствуешь?» или завести дневник эмоций, в который вы ежедневно будете записывать результаты работы за день. На протяжении всего дня отслеживайте, какие эмоции вы испытываете, чем вызваны эти эмоции, отслеживайте общий фон настроения.
В выбранное вами время зафиксируйте факты: какие наиболее сильные эмоции вам запомнились за сегодняшний день, в какие моменты они возникли. Запишите, какие ощущения возникали в теле во время переживания этих эмоций, какие мысли посещали вас в этот момент? Любая эмоция — это выброс определенного гормона. Поэтому важно отслеживать, где в теле зарождаются ощущения.
Записывайте свои наблюдения в свободной форме или в таблице:
Факт (ситуация, человек)
Шаг второй
Практика «Немой телевизор»
Включите какой-нибудь художественный фильм, который еще не смотрели, и отключите звук. Некоторое время смотрите кино, наблюдая за жестами, мимикой, расположением в пространстве героев и размышляя, какие эмоции они сейчас испытывают. Это весьма увлекательный процесс. Если вам не очень нравится смотреть таким образом художественное кино, посмотрите какие-нибудь теледебаты или новости.
Посмотрите с выключенным звуком фрагмент знакомого фильма и фрагмент незнакомого. Какова разница в процессе наблюдения? Мешает или помогает знание сюжета сопоставлять «невербальность» с эмоциями? Сравните фильмы разных жанров. В чем сходство и различие невербального поведения в разных культурах? Посмотрите фильм, где играют известные актеры, и какой-нибудь дешевый сериал. Сравните невербальные проявления актеров с реальными людьми в какой-нибудь программе-репортаже.
Практика «Общественный транспорт»
Шаг третий
Управление своими эмоциями. Важно! Не путайте управление эмоциями и их контроль, подавление. Зачастую единственный способ управления, которым мы владеем в совершенстве — это подавление своих эмоций. Однако эмоции невозможно подавить насовсем, они либо прорвутся в другой ситуации (что называется «накопилось»), либо проявятся на психосоматическом фоне (например, начнет болеть голова). Маленьким детям часто говорят: «Мальчики не плачут», «Хорошие девочки так не поступают» и т.д. Поэтому многие из нас привыкли подавлять свои эмоции, чтобы соответствовать социуму.
Существуют и другие способы управления своими эмоциями. Многие из них нам известны: подышать, пройтись, заняться какой-то физической активностью. Одним из действенных способов управления своими эмоциями является вербализация — описание своего состояния вслух: «Я немного волнуюсь, встревожен, испытываю легкое раздражение» и т. д. Можно не только менять интенсивность негативной эмоции, но и заменять ее другой, более позитивной.
Практика «Телесные методы»
Практика «Проблемы»
Напишите список актуальных для вас проблем. Вспомните максимальное количество проблем (обратите внимание: сначала могут возникнуть некоторые трудности, а затем процесс пойдет — проблемы мы искать умеем).
Теперь переформулируйте эти проблемы в цели. Следите за тем, чтобы формулировать цели позитивно, то есть не используя частицу «не», а также слова «бросить», «прекратить», «перестать». Сформулируйте цели максимально
конкретно, обязательно определите срок, к которому вы планируете их достичь.
Обратите внимание, как изменилось ваше эмоциональное состояние по сравнению с тем, когда вы начинали.
Шаг четвертый
Практика «Эмоциональные мотиваторы в моей компании»
Практика «Эмоциональный баланс»
Выберите какие-нибудь значимые для вас личные или деловые отношения. Для личных отношений достаточно вспомнить период от нескольких дней до недели, для деловых лучше взять период побольше — один-два месяца. Разделите лист вертикальной чертой пополам, левую колонку обозначьте как «+», правую — как «-».
Запишите в левой колонке все ваши действия, которые, по вашему мнению, улучшали состояние вашего счета (те действия, которые улучшали настроение вашему
партнеру), в правой — ухудшали его. Посмотрите, как вы повлияли на состояние своего эмоционального баланса в этих отношениях за этот период. Удалось ли вам улучшить его или хотя бы сохранить на прежнем уровне? Или количество действий в правой колонке начинает удручающе превалировать?
Если вы относитесь к той категории людей, у которых имеется только куча прекрасных действий в левой колонке, задайтесь вопросом, не нарушаете ли вы баланс и в этом случае? Не слишком ли много даете своим партнерам и не слишком ли мало просите взамен?
И в том и в другом случае стоит составить план действий, которые помогут вам поддерживать баланс в более или менее равновесном состоянии. Такой анализ полезно проводить для себя хотя бы раз в месяц для самых значимых фигур и «счетов» и раз в несколько месяцев — для важных для вас людей.
Источник