БАЗОВЫЕ ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ
Уважаемые коллеги! Предлагаем Вашему вниманию фрагмент большого исследовательского обзора проведённого одним из лидеров в области нейробиологии аффектов Jaak Panksepp.
Его исследования оказали влияние не только на современную психиатрию, но и смежные области, в частности психоанализ и помогли вывести теорию влечений, драйвов, привязанности, а так же понятия «либидо», «мортидо», «эрос» и «танатос» из концепций в практическую плоскость, подкреплённую нейровизуализацией и экспериментами.
В данном фрагменте вы сможете узнать про 7 базовых аффективных систем, которые являются фундаментом в построении отношений с заботящимися лицами и миром в целом и как следствие определяют формирование идентичности, характера и сексуальности человека. Например, вам станет понятнее, как нейробиология связана с возможностью мужчин выполнять женские социальные функции и наоборот.
Межвидовые аффективные нейробиологические исследования подтверждают, что первичные эмоции возникают в подкорковых зонах головного мозга, тождественных анатомически, нейрохимически и функционально у всех исследуемых млекопитающих. Эмоциональные переживания (аффекты) – преходящие переменные, сообщающие животным о том, как они справляются с вопросом выживания. Различные положительные аффекты указывают на то, что животные склонны возвращаться к «зонам комфорта», способствующих выживанию, а отрицательные аффекты отражают «зоны дискомфорта», указывающие на ситуации, угрожающие выживанию. Они представляют собой унаследованный инструмент для выживания – эволюционную память, содержащую важную информацию в закодированной форме, передающуюся геномом в чистом виде (как первичные мыслительные процессы), которые культивируются базовыми механизмами научения (вторичные процессы), также как и мыслительными процессами высокого порядка/ мыслями (третичными процессами).
Более правильное понимание природы первичных аффектов поможет усовершенствовать предклинические модели психических расстройств и, таким образом, клиницисты будут владеть новым и эффективным инструментарием в подходе к проблемам клиентов. Эти связи имеют огромное значение в понимании психических расстройств и продвижению психиатрической практики.
Обычно психические расстройства отражают аффективный дисбаланс мозговой деятельности. В связи с этим, ключевой вопрос исследований в области психиатрии – это нейтральная природа эмоциональных переживаний. К примеру, в исследованиях депрессий, одним из неотвеченных вопросов является: Почему депрессия так сложно переживается? Что такое «психологическая боль», забирающая у людей радость жизни? Именно этими вопросами, связанными с аффектами мы так же задаемся при работе с зависимостями. Здесь мы исследуем возможность, какие изменения хронических аффектов могут возникнуть благодаря функциональным изменениям в базовой эмоциональной системе мозга. Например, уменьшение частоты специфических положительных аффективных систем, наряду с увеличенным влиянием отрицательных аффективных связей, может быть причиной депрессии.
Однако, что представляют собой эти системы?
Эмоциональная составляющая может быть неоднозначной. Так, первичные (такие как базовые или зачаточные) эмоциональные связи характеризуются нейронными и поведенческими критериями. Базовые эмоциональные связи характеризуются шестью критериями:
- создают характерные поведенческо-инстинктивные паттерны
- изначально активируются ограниченным набором неосознанных раздражителей
- возникают в результате ответа на провоцирующее окружение
- эмоциональные вспышки блокируют/регулируют различные чувственные зоны мозга
- контролируют научение и способствуют развитию программ высшей познавательной деятельности
- по мере взросления эмоциональные вспышки регулируются механизмами высшего порядка
Эта глубинная система соотносится с медиальным пучком переднего мозга, которая называется «система поощрений». В действительности, это довольно сложная мотивационная система возбуждений, необходимая животным при добывании ресурсов для выживания и содействии эффективной работе других эмоциональных систем. Это основной источник «жизненной энергии», так же называемой, «либидо». В чистом виде она провоцирует оживленное и восторженное исследование и неутолимое возбуждение/познание. При полной ее активности, поиск наполняет ум интересом и мотивирует организм беспрепятственно искать необходимое, стремиться и желать. У людей эта система оперирует и поддерживает любопытство, включая решение повседневных и высокоинтеллектуальных задач. Эта система подавляется в период абстиненции при наркотической зависимости, хроническим стрессом и болезнями, сопутствующими депрессивными состояниями. Чрезмерная активность этой системы может провоцировать вызывающее и импульсивное поведение, вместе с психотическими расстройствами и маниакальными тенденциями. Антипсихотические меры уменьшают действие этого механизма «создавания рельности». Понятие «создание реальности» используется, чтобы подчеркнуть тот факт, что эта система способна создавать каузальные убеждения о природе мироустройства посредством восприятия связанных между собой событий.
Нейроанатомически поиск соответствует возбужденному медиальному пучку переднего мозга и основной дофамин-возбуждающей системы поощрений, движущейся от вентрального среднего мозга до центра удовольствия и медиальной лобной доли, где он способствует развитию функций лобной коры, связанных с планированием и предвидением событий. Таким образом, поиск – это не только система «удовольствия и мотивации», но и предоставление животным необходимых ресурсов для выживания. Она способствует обучению посредством неутолимой жажды познания, частично кодируя предсказуемые отношения между событиями. Это вызывает чувство удовлетворения от выполненной задачи как у животных, так и людей, и снижает депрессивные последствия и дисфорию при наркотической зависимости. В дальнейшем это будет подчеркиваться в примерах билатерального повреждения системы, вызывающее немотивированные состояния у животных (влечения снижены) и чрезмерного самопоощрения, приводящего к состояниям дисфории.
Источник
Эмоции и эмоциональная система
Теория дифференциальных эмоций исходит из того, что признает необходимость изучения отдельных эмоций. Однако наличие целого десятка фундаментальных эмоций, которые в сочетании с драйвами и когнитивными процессами образуют неисчислимое множество аффективно-когнитивных структур, чрезвычайно затрудняет изучение человеческой мотивации.
Психологи-практики в любой из сфер деятельности – в инженерной, педагогической или клинической психологии – рано или поздно неизбежно приходят к пониманию специфичности отдельных эмоций. Имея дело с людьми, они видят, что люди радуются, грустят, сердятся, боятся, а не просто «испытывают» некую эмоцию. В настоящее время практикующие психологи все меньше и меньше используют такие общие термины, как «эмоциональная проблема», «эмоциональное нарушение» или «эмоциональное расстройство», они стараются анализировать отдельные аффекты и аффективные комплексы, рассматривая их как мотивационные феномены.
Определение эмоции. Теория дифференциальных эмоций определяет эмоцию как сложный процесс, имеющий нейрофизиологический, нервно-мышечный и чувственно-переживательный аспекты. Нейрофизиологический аспект эмоции определяется главным образом в терминах электрохимической активности центральной нервной системы. Лицевые нервы, мышечная ткань и проприоцепторы лицевой мускулатуры также задействованы в эмоциональном процессе. Предполагается, что эмоция – это функция соматической нервной системы (которая управляет произвольными движениями) и что соматически активированная эмоция мобилизует вегетативную нервную систему (которая регулирует деятельность внутренних органов и систем, состояние тканей организма), а та в свою очередь может подкрепить и усилить эмоцию.
На нервно-мышечном, или экспрессивном, уровне эмоция проявляется прежде всего в виде мимической активности, а также пантомимическими, висцерально-эндокринными и иногда голосовыми реакциями.
На чувственном уровне эмоция представляет собой переживание, имеющее непосредственную значимость для индивида. Переживание эмоции может вызывать в сознании процесс, совершенно независимый от когнитивных процессов.
Нейрохимические процессы, следуя врожденным программам, вызывают комплексные мимические и соматические проявления, которые затем, посредством обратной связи, осознаются, в результате чего у человека возникает чувство/переживание эмоции. Это чувство/переживание одновременно и мотивирует человека, и оповещает его о ситуации. Врожденная реакция на чувственное переживание положительной эмоции вызывает у человека ощущение благополучия, побуждает и поддерживает реакцию приближения. Положительные эмоции способствуют конструктивному взаимодействию человека с другими людьми, с ситуациями и объектами. Отрицательные эмоции, напротив, переживаются как вредоносные и трудно-переносимые, пробуждают реакцию отстранения и не способствуют конструктивному взаимодействию. Мы уже говорили о том, что, несмотря на обывательское деление эмоций на положительные и отрицательные, истинный знак конкретного эмоционального переживания можно определить только с учетом общего контекста.
Завершая обсуждение отдельных элементов определения эмоции, следует отметить, что эмоция – не просто организмическая реакция. Ее нельзя рассматривать только как действие, совершаемое в ответ на некое стимулирующее событие или ситуацию, она сама по себе является стимулом, или причиной, наших поступков. По-видимому, можно даже говорить о том, что эмоции в большей или меньшей степени обладают способностью к самогенерации. Это утверждение кажется особенно справедливым в отношении эмоции интереса, которая играет необыкновенно важную роль в нашей повседневной жизни, побуждая нас к той или иной активности. Как бы то ни было, всякая активированная эмоция – неважно, порождена она сенсорной информацией (например, болевым ощущением) или когнитивными процессами (оценкой, атрибуцией) или явилась ответом на некое событие, – сама оказывает побудительное, организующее влияние на наши мысли и поступки. В свою очередь, и мышление, и поведение, равно как и информация, хранящаяся в памяти, оказывают на нее встречное влияние.
Системность эмоций. Эмоции динамически, но в то же время более-менее устойчиво связаны между собой, поэтому теория дифференциальных эмоций рассматривает их как систему (Cicchetti, 1990). Некоторые эмоции, в силу природы лежащих в их основе врожденных механизмов, организованы иерархически. Еще Дарвин (Darwin, 1872) отмечал, что внимание может перерасти в удивление, а удивление – «в изумленное оцепенение», напоминающее страх. Развивая это наблюдение, Том-кинс (Tomkins, 1962) доказывает, что стимулы, вызывающие эмоции интереса, страха и ужаса, представляют собой своего рода иерархию, в которой стимул умеренной интенсивности вызывает интерес, а стимул наибольшей силы – ужас. В справедливости данного тезиса можно убедиться, если понаблюдать за реакцией ребенка на незнакомый звук. Звук умеренной интенсивности пробуждает у ребенка интерес. Но если при первом предъявлении незнакомый звук будет достаточно громким, он может испугать ребенка, а очень громкий, резкий звук может вызвать у ребенка ужас.
В пользу системной организации эмоций свидетельствует и такая характеристика, как полярность. Очевидно, что есть эмоции, прямо противоположные друг другу. Феномен полярности наблюдался многими исследователями, начиная с Дарвина (Darwin, 1872), и каждый из них приводил свои доказательства в пользу его существования (Plutchik, 1962). Радость и печаль, гнев и страх – это наиболее распространенные примеры полярности. Можно рассматривать в качестве противоположных и такие эмоции, как интерес и отвращение, стыд и презрение. Однако, подобно понятиям «позитивное», «негативное», полярность не является характеристикой, жестко определяющей взаимоотношения между эмоциями; полярность не обязательно предполагает взаимное отрицание. Иногда противоположности не противостоят друг другу, одна из них может вызывать другую, и примером тому могут служить хотя бы так понятные нам «слезы радости».
Другие эмоции, те, которые не составляют между собой полярных пар, при определенных обстоятельствах тоже могут быть взаимосвязаны друг с другом. Когда человек сталкивается с неизвестным (потенциально возбуждающим, потенциально опасным) объектом или оказывается в новой ситуации, его интерес может трансформироваться в страх. Точно так же презрение, смешанное с радостью и возбуждением, вызывает «воинствующий энтузиазм» (Lorenz, 1966). Если человек регулярно или достаточно часто переживает одновременно две или более фундаментальные эмоции, если при этом они с некоторой долей обязательности сопряжены с теми или иными когнитивными процессами – это может привести к формированию аффективно-когнитивной структуры или даже аффективно-когнитивной ориентации. Описательный термин аффективно-когнитивная ориентация представляется полезным для понимания некоторых личностных черт. Например, сочетание эмоций интереса и страха, ассоциированное с представлением о том, что риск, преодоление опасности содержат в себе элемент игры, развлечения, приводит к формированию такой аффективно-когнитивной ориентации (или личностей черты), как жажда приключений. Однако сочетание интереса и страха может быть связано с риском, заключенным в исследовательской деятельности, – в таком случае аффективно-когнитивной ориентацией человека будет любознательность.
Не только описанное выше стремление к структурности эмоций позволяет нам определить эмоции как систему. Кроме этого, эмоции имеют некоторые общие характеристики. Так, в отличие от драйвов, эмоции не цикличны: пищеварительные или любые другие метаболические процессы, происходящие в организме, не могут заставить человека испытывать по два-три раза на дню эмоцию интереса, отвращения или стыда. Эмоции, как фактор мотивации, обладают универсальностью и гибкостью. Если для удовлетворения физиологического драйва, например голода или жажды, требуются вполне конкретные действия и вполне объектная еда или питье, то эмоции радости, презрения или страха могут быть вызваны самыми разными раздражителями.
Эмоции оказывают регулирующее влияние на драйвы и другие системы личности. Эта способность к регуляции является одной из важнейших и наиболее распространенных функций эмоций: каждая из эмоций может усилить или ослабить действие другой эмоции, физиологического драйва или аффективно-когнитивной структуры. Например, нередуцированные драйвы, находящиеся в пределах толерантности организма, пробуждают эмоцию, которая в свою очередь подкрепляет драйв. Сексуальное влечение, подкрепленное эмоцией интереса-возбуждения, может стать непереносимым, тогда как эмоция отвращения, страха или горя может ослабить, замаскировать, редуцировать или подавить его.
Биологические системы на службе у эмоций. Можно выделить две биологические системы, которые обслуживают работу эмоциональной системы человека. Это ретикулярная система ствола мозга, регулирующая изменения уровня нейронной активности, и автономно иннервируемая висцерально-эндокринная система, контролирующая такие параметры, как гормональная секреция, сердечный ритм, частота дыхания и т. п. Висцерально-эндокринная система помогает организму подготовиться к направленному действию, обусловленному эмоцией, и помогает поддерживать и эмоцию, и это действие.
Эмоциональная система редко функционирует независимо от других систем. Некоторые эмоции или комплексы эмоций практически всегда проявляются во взаимодействии с перцептивной, когнитивной и двигательной системами, и эффективное функционирование личности зависит от того, насколько сбалансирована и интегрирована деятельность различных систем. В частности, поскольку влияние любой эмоции – как интенсивной, так и умеренной – генерализованно, то все физиологические системы и органы в большей или меньшей степени задействованы в эмоции. О влиянии эмоции на организм свидетельствует специфический отклик на эмоцию сердечно-сосудистой, дыхательной и других функциональных систем.
Источники эмоции. Источники эмоции можно описать в терминах нервных, аффективных и когнитивных процессов. На нейронном уровне происхождение эмоции может быть объяснено как результат деятельности определенных медиаторов и структур мозга, с помощью которых происходит оценка поступающей информации. На аффективном уровне активацию эмоции можно объяснить в терминах сенсорно-перцептивных процессов, а на когнитивном – в терминах отдельных мыслительных процессов. Проблема когнитивной активации эмоции исследовалась гораздо больше, чем два других типа активации, но тем не менее всегда полезно помнить, что, помимо когнитивных, существуют и некогнитивные (нейронные, аффективные) источники эмоций. В последующих главах мы подробно поговорим о трех типах активаторов, а пока просто перечислим их, снабдив соответствующими примерами.
1. Нейронные и нервно-мышечные активаторы:
а) естественно вырабатываемые гормоны и нейромедиаторы;
б) наркотические препараты;
в) экспрессивное поведение (мимика, пантомимика);
г) изменения температуры крови мозга и последующие нейрохимические процессы.
2. Аффективные активаторы:
б) половое влечение;
г) другая эмоция.
3. Когнитивные активаторы:
В теории дифференциальных эмоций особо подчеркивается, что эмоция может быть вызвана непосредственно нейрохимическими и аффективными процессами без участия когнитивных. Приведенный выше перечень нейронных, нервно-мышечных и аффективных активаторов эмоций – это перечень не когнитивных причин эмоционального процесса. Кроме того, теория дифференциальных эмоций подчеркивает, что между специфической эмоцией и сопровождающим ее специфическим переживанием существует генетически обусловленная взаимосвязь, а их раздельное существование в сознании является приобретенным. Из этого следует, что мимическая экспрессия и реакция человека на собственную эмоцию играют важную роль в протекании и регуляции эмоционального процесса. Читатель, желающий подробнее ознакомиться с этими положениями теории дифференциальных эмоций, может обратиться к работам Изарда и Малатесты (Malatesta, 1987; lzard, 1990).
Источник