Что такое эмоциональная рефлексия определение

Эмоциональная рефлексия

При использовании следующего приема экрального анализапереключение сознания происходит в системе эмоций-ощущений.Эмоциональная рефлексия — это прием, который осуществляется при последовательном контроле вначале эмоций, за­тем ощущений с ними связанных.

Непроизвольно человеку свойственно иногда обращать внимание на сильное сердцебиение, «ком в горле» и другие ощущения, возникающие на фоне эмоций. Но данный прием, как и другие, требует осознанного анализа качеств эмоций при помощи наиболее характерных для них ощущений. Следует отметить, что далеко не все ощущения способны указать на те или иные качества эмоции. Некоторые из них во время анализа нужно убрать. Здесь необходима логическая редукция.

Чтобы человек смог произвольно обратить внимание на ощущения, он должен, с определенной целью, сосредоточиться на них. Затем проанализировать сходные и отличительные признаки, выявить их локализацию в теле, силу и значение в цепи последующих состояний. Это было бы невозможно сделать без выявления главных, наиболее характерных реакций.

Сознательный контроль ощущений, когда мы подавляем в себе боль или рефлекс моргания, отличается от неосознанного действия под их влиянием, например, отдергивания руки при ожоге.

Поскольку эмоция связывает ощущения в процессе уменьшения концентрации внимания на них, то локальные реакции, которые остаются после этого, в свою очередь, позволяют тестировать эмоцию и раскладывать ее на чувственные составляющие.

Так можно обнаружить степень напряжения мышц, внутреннее сопротивление, преобладание того или иного направления деконцентрацииощущений в теле и т.п.

Это позволяет сознанию разобраться в той совокупности раздражителей, которые вызвали эмоциональную реакцию и не исчезли после ее возникновения. Обнаружив остаточные ощущения, их можно соотнести между собой по комфортности, сравнить с прежними состояниями. Для этого мы должны задать себе вопрос, в каких еще ситуациях так сильно стучало сердце или кружилась голова?

Факторы стресса каждой эмоции напрямую связаны с данными показателями. Чтобы осуществить в экральном анализе эмоциональную рефлексию нужно вначале идентифицировать эмоцию другого человека во время эмоционального контакта с ним. Затем проанализировать собственные ощущения, найти их локализацию в различных участках своего тела, выяснить их характерные особенности.

Так в состоянии страха мы можем обратить внимание на странные «тянущие» ощущения в области пищевода или «ком» в горле, злость вызовет напряжение живота и т.п.

Эмоциональная рефлексия необходима, чтобы запомнить идентифицированную эмоцию, проанализировать все ее экзистенциальные проявления и сопоставить их с пережитыми ранее собственными состояниями.

Данный прием может быть использован и при контакте с неодушевленным предметом. При соприкосновении, к примеру, с произведением искусства зритель, путем интроекции, может чувствовать себя вовлеченным в то, что он видит и воспринимает. При этом он испытывает не только эмоции. Глубина эмпатии всегда зависит от того, насколько человек способен проникнуться «ощущением присутствия в образе». Такую возможность ему дает анализ остаточной локализации ощущений в собственном теле.

И в самом деле: эмпатия предполагает некую готовность, доверчивость субъекта по отношению к объекту. Так некоторые особо мнительные люди во время наблюдения за тяжело больным человеком могут настолько проникнуться его дискомфортом, что даже теряют от этого сознание.

Через эмпатию могут быть созданы сходства и мнимые общности, которых в действительности, собственно говоря, нет. Здесь речь идет о непроизвольной эмоциональной рефлексии, когда человек на основе собственного страха перед болезнью, а вовсе не из сочувствия к больному, провоцирует в себе дискомфортные ощущения.

Говоря о приемах экрального анализа, мы имеем в виду лишь осознанный процесс переключения внимания, необходимый для анализа идентифицированных эмоций во время эмоционального контакта с клиентом. Он не связан с мнимой проекцией дискомфорта другого человека на свои собственные ощущения.

Чтобы осуществить анализ определенных качеств эмоции при помощи наиболее характерных для них ощущений, нужно уметь правильно отразить в своем сознании задачу. Тогда никакие чувственные излишества не приведут к непроизвольному росту мнительности. Эмоциональная рефлексия строится скорее не на механизме эмпатии, а на процессе абстрагирования ощущений, символизирующих эти качества эмоции.

Если в эмпатии мы без труда можем узнать механизм экстраверсии, в то во время абстрагирования прослеживается интроверсия. Абстракции служат для того, чтобы при помощи общего понятия охватить своим сознанием все беспорядочное и уложить в пределы обозримой закономерности. В то же время эмпатии, напротив, свойственна чрезмерная деконцентрациявнимания. Она не позволяет чувствовать что-то одно. В момент эмпатии сознание рассеивается, происходит созерцание общего, а не конкретизация явления.

Чтобы сконцентрироваться на чем-то важном, нужно отвлечься от всего несущественного, несвязанного с постановкой задачи. Само собою понятно, что эта, в сущности магическая, процедура встречается в своем полном развитии уже у первобытного человека, геометрические знаки которого имеют не столько украшающее, связанное с эмпатией, сколько магическое или абстрактное значение.

Более точным определением такого состояния является «participation mistique» (мистическое соучастие), предложенное Леви-Брюлем. Это понятие формулирует первоначальную отнесенность первобытного человека к своему объекту.

Читайте также:  Как чувствуются шевеления двойни

Эмоциональная рефлексия позволяет в полной мере осуществить такое «соучастие» с объектом во время эмоционального контакта с ним. Мы можем не только прочувствовать эмоцию другого человека, но благодаря этому приему проникнуться ее отдельными свойствами. Эти реакции, в видеостаточного дискомфорта, символизируют для нас внезапность возникновения того или иного переживания у данного индивидуума, степень напряжения его мышц, указывающее на волевые усилия субъекта при подавлении им или активизации чувств.

Проверить истинность ощущений, полученных при помощи эмоциональной рефлексии, позволяет другой прием экрального анализа. Этот прием в противовес разложению эмоции на остаточные реакции локального дискомфорта, позволяет, наоборот синтезировать в самом себе эмоцию из конечного продукта деконцентрации ощущений.

Источник

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.
статья на тему

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительно короче.

Скачать:

Вложение Размер
refleksiya_nastroeniya_i_emotsionalnogo_sostoyaniya.docx 19.68 КБ
refleksiya.zip 63.8 КБ

Предварительный просмотр:

Рефлексия настроения и эмоционального состояния. Рефлексия деятельности.

«Тот, кто сумел отрефлексировать действительность,

Тот и получает преимущества в движении вперёд»

В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с группой и в конце деятельности.

Я хочу представить вашему вниманию некоторые приемы работы, которые можно использовать на уроке.

Все приёмы рефлексии можно условно разделить на три группы.

Первая из них – вербальные приёмы.

  1. Приём «сами планируем, организуем, оцениваем».

В начале урока классу задаются вопросы:

Чем бы вы хотели заниматься на уроке? Что хотели бы узнать? Чего ты ждёшь от урока?

Учитывая пожелания детей, на доске составляется план урока.

Далее ставится вопрос: как надо организовать урок, чтобы выполнить задуманное?

Учащиеся дают рекомендации, тем самым настраиваясь на работу.

В конце урока, подводя итог, дети сами оценивают результаты и качество работы.

Так, как наши дети непредсказуемы, могут возникнуть непредсказуемые ситуации, нужно быть готовым к решению внезапно возникших проблем.

В графу «П» — «плюс» записывается всё, что понравилось на уроке, информация и формы работы, которые вызывали положительные эмоции, либо по мнению ученика могут быть ему полезны для достижения каких – то целей. В графу «М» — «минус» записывается всё, что не понравилось на уроке, показалось скучным, вызвало неприязнь, осталось непонятным, или информация, которая, по мнению ученика, оказалась для него не нужной, бесполезной с точки зрения решения жизненных ситуаций.

Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопрос «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания можно предложить опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.

Что ты сейчас чувствуешь?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.

Комплимент – похвала, комплимент деловым качествам, комплимент в чувствах. С помощью комплимента учащиеся оценивают вклад друг друга, благодарят друг друга и учителя за проведённый урок. На мой взгляд, очень полезный приём, т.к. детям легче выказывать критические замечания, чем комплименты. Данный приём положительно влияет на формирование самооценки.

Вторая группа приёмов – графические приёмы.

1.Самый простой вариант «смайлик» — карточки с изображением трёх лиц: весёлого, нейтрального и грустного. Учащиеся выбирают «смайлик» соответствующий их настроению.

2. Приём «солнышко». Детям можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока лучики располагаются на солнышке согласно настроению.

Но более интересны, на мой взгляд, приёмы с различными цветовыми изображениями, так называемая «цветопись».

а) У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии со своим настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности.

б) «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока дети прикрепляют к вазе красный или синий цветок.

Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый синий.

в) «Дерево чувств» — если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.

д) «Древо познаний». Проводя рефлексию, учитель просит учеников высказать своё мнение об уроке, о своей деятельности и если есть положительные ответы, на ствол дерева вывешивается листик. Обычно, дерево покрывается листьями за неделю. После рефлексии виден результат работы учителя и успешность учеников.

Третья группа приёмов – эмоционально – художественная и эмоционально – музыкальная рефлексия.

  1. Эмоционально – художественная рефлексия.

Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать приём эмоционально – художественной рефлексии: учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным, весёлым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

  1. Эмоционально – музыкальная рефлексия. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует настроению. Если есть время, то можно предложить учащимся выразить своё эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.

Этот вид рефлексивной деятельности приемлем на этапе проверки домашнего задания и защите проектных работ. Применение этого вида рефлексии в конце урока даёт возможность оценить активность каждого на разных этапах урока, оценить эффективность решения поставленной учебной задачи (проблемной ситуации).

Некоторые приёмы, используемые на практике для реализации данного вида рефлексии.

  1. Самооценка активности на каждом этапе урока. «Лестница успеха».

На доске – изображение лестница. На нижней ступеньке схематично изображён ученик. В конце урока учащимся предлагается оценить свою работу на каждом этапе урока, изобразив себя на ступеньках лестницы, на пути к успеху.

  1. Логическим завершением урока, его осмыслением является индивидуальная письменная (личностная) рефлексия. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю-тесты, мини-сочинения, письмо другу, схемы, таблицы. Или можно использовать приём «графический организатор» — проанализировать свою деятельность и составить схему – паутину.
  2. Для организации рефлексии в группе, можно использовать опорные слова и фразы для высказываний: помощь. Вместе, совет, дин, помогли, посоветовал. Рассказывал, подружились и т.д.

Саша мне помог решить…

Мы вместе рисовали…

Мы хотели написать…

  1. Приём « что если…?» предполагает включение в работу на этапе рефлексии данного вопроса. Этот вопрос позволяет учащимся по – новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, способствует развитию мышления учащихся.

Что, если бы Иванушка не напился воды из копытца?

Что, если бы ты оказался на месте царевича?

Рефлексия способствует развитию трёх качеств человека, которые потребуются ему в XXIв., чтобы не чувствовать себя изгоем.

Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор. Определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.

Предприимчивость. Ученик осознает, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.

Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.

Любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей да первых успехов значительно короче.

Подписи к слайдам:

Плюс-минус-интересно
Заполняется таблица из трёх граф
(устно или письменно):
В графу «Плюс» записывается всё, что понравилось на
уроке, информация
, формы работы;
В графу «минус» записывается всё, что не понравилось , непонятная или скучная информация;
В графу «интересно» вписываются любопытные факты, что ещё хотели бы узнать по проблеме.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния:
Отражает внутреннее состояние ученика;
Самочувствие ( комфортно – дискомфортно);
Является средством самопознания.
Рефлексия деятельности
Дает возможность осмысления способов и приемов работы с учебным материалом;
Дает возможность оценить активность каждого на разных этапах урока.
Ситуация сотрудничества ученика и учителя возникает при выполнении следующих операций
:
Ученику нужно выделить в задаче условия;
Проделать анализ имеющихся у него средств и способов действия применительно к условиям задачи;
Зафиксировать несоответствие условий задачи и наличных способов действий;
Указать на наличие противоречий взрослому;
Определить, какие средства нужны для верного решения.
Каждая из этих операций требует выполнения рефлексии.
Рефлексивный

Сегодня я узнала…
Мне было интересно…
Мне было трудно…
Теперь я могу…
Я почувствовала, что …
Я приобрела…
Я научилась…
Я смогу…
Меня удивило…
Я попробую…
Семинар дал мне для работы…
Мне захотелось…
Мне сегодня удалось…
Я получила от семинара…
Для меня было открытием, что …
На мой взгляд удалось…
Я бы учла на будущее…
На семинаре было важным…
Завтра я хочу на уроке…
Считаете ли Вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе.
Что учесть на будущее.
Зачем нам был нужен семинар.
Интеллектуальная рефлексия:
Выступает формой теоретической деятельности, способом мышления, раскрывающим цели, содержание, средства, способы собственной деятельности;
что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал.
Сказочное дерево
Вариант 1:
Прикрепляют на дереве бабочек, плоды, цветы. О размере и цвете договариваются заранее (в основе – характеристика цветов Макса
Люшера
)
Вариант 2: На дереве прикрепляют:
Плод – урок прошел с плодотворно;
Цветок – довольно хорошо;
Зелёный листик – не очень интересно;
Жёлтый лист – «пропащий» урок
Огонек общения
В конце урока дети дарят цветы разного цвета, кому посчитают нужным. Например,
Зелёный – самому умному (продуктивному) на уроке;
Розовый
– самому вежливому в общении;
Оранжевый – лучшему консультанту.
РЕФЛЕКСИЯ

По окончании урока детям предлагается оценить своё настроение по своеобразной
восьмибальной
системе: от «ми» до «ми» октавой выше. Нотки дети могут закреплять на
общеклассном
нотном стане или на личных. Можно углубиться и узнать минорное или мажорное было настроение (палочка нотки смотрит вниз или вверх)
Лестница успеха
Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую ступеньку:
уверен в своих знаниях
в основном уверен
нужно ещё повторить
нуждаюсь в помощи
Классификация

Физическая
(
успел – не успел
);
Сенсорная

(самочувствие: комфортно – дискомфортно);
Интеллектуальная

(что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);
Духовную

(стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).
Светофор ( для 1 класса)
Дети сигналят карточками:
Зелёный – познавательно;
Жёлтый – понравилось, но не всё;
Красный – скучно, неинтересно.
Классификация

рефлексии
Рефлексия настроения и эмоционального состояния;
Рефлексия деятельности;
Рефлексия содержания учебного материала.
Солнышко

Моё настроение похоже на:
Солнышко ;
Солнышко с тучкой;
Тучку;
Тучку с дождиком;
Тучку с молнией.
Список литературы:
Ариян
М.А. «Повышение самостоятельности учебного труда школьников при обучении иностранным языкам», журнал «ИЯШ» №6, 1999 год, с.17
Винярская О.А. «Развитие личности учащегося на уроках иностранного языка», журнал «
Учитель.ru
» , 2001
Кульневич
С.В.,
Лакоценина
Т.П. «Анализ современного урока». Практическое пособие.- Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2003 г.
Кульневич
С.В.,
Лакоценина
Т.П. Современный урок. Часть 1. Научно-практическое пособие. — Издательство «Учитель», Ростов-на-Дону, 2004 г.
Майорова
Н.П.,
Чепурных
Е.Е.,
Шурухт
С.М., «Обучение жизненно важным навыкам в школе: пособие для классных руководителей». – СПб.: Издательство «Образование – Культура», 2002г.
«Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для
опытьно-экспериментальной
работы школы./под
ред.А.Г.Каспржак
и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г
Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г

Якиманская
И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996
Условные

– ответил по просьбе учителя, но ответ неправильный;
W
– ответил по просьбе учителя , ответ правильный;
!
– ответил по своей инициативе, но ответ неправильный;
+
— ответил по своей инициативе, ответ правильный;
0
– не ответил.
Утверждение
Выбери верное утверждение :
Я сам не смог справиться с затруднением;
У меня не было затруднений;
Я только слушал предложения других;
Я выдвигал идеи.
Рефлексия

От лат.
reflexio


обращение назад;
Размышление о своем внутреннем состоянии, самопознание
(словарь иностранных слов)
;
Самоанализ

( толковый словарь русского языка);
Самоанализ деятельности и её результатов
(с точки зрения педагогики).
Анкетирование

На уроке я работал —
Своей работой я —
Урок показался мне —
За урок я —
Материал на уроке мне был —
Домашнее задание мне кажется —
Активно/пассивно
Доволен/не доволен
Коротким/ длинным
Не устал/ устал
Понятен/ не понятен
Полезен/ бесполезен
Интересен/ скучен
Лёгким/ трудным
интересно/ не интересно
Комплимент
Удачно закончить урок на положительной ноте:
Комплимент-похвала;
Комплимент в деловых качествах;
Комплимент в чувствах.
Рефлексия работы в группе
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания
?
— делало её более эффективной

— тормозило выполнение задания

— не позволило точно выполнить задание, испортило отношения в группе
На каком уровне осуществлялось общение в группе?
обмен информацией
в
заимодействие
взаимопонимание
Какие трудности испытывали при выполнении задания?
н
едостаток информации
н
едостаток средств коммуникации
т
рудности в общении
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
с
охранились единство и партнерские отношения
е
динство было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что
произошло в группе?
лидер, выдвинувшийся в ходе работы
н
ежелание наладить контакт большинства участников
н
епонимание задачи, поставленной для совместной работы
с
ама задача была трудной и неинтересной

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностику эмоционального состояния учащегося на уроках в 1-м классе проводил школьный психолог в 2010-2011уч.г. по методике Р.А.Захаровой «Эмоциональная расположенность к школе».В таблице указан про.

Презентация,в которой рассматриваются различные эмоции и эмоциональные состояния.

Актуальность темы определяется широкой распространенностью эмоциональных комплексов младших школьников. Отсюда вытекает противоречие, что с одной стороны школа является одним из сильных ст.

Оформление стенда школьного психолога.

Приёмы работы для использования на уроке.

Дано описание приемов рефлексии настроения в начале и в конце урока.

Профилактика эмоционального выгорания, формирование положительного эмоционального состояния.

Источник

Читайте также:  Какие чувства вызвала повесть дурное общество почему
Оцените статью