Альманах педагога
Автор: Маслова Дарья Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ «Лицей №83»
Населённый пункт: г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: «Развитие эмоционального интеллекта на уроках литературного чтения в начальной школе»
Раздел: начальное образование
Перефразировав знаменитую фразу Рене Декарта «Я мыслю,
следовательно, я существую», можно было бы сказать следующее: «Я
чувствую, следовательно, я живу». Наша жизнь невозможна без чувств и
эмоций, которыми она насыщена, ведь именно они задают вектор наших
дальнейших действий и влияют на наши мыслительные процессы. Они
влияют на все сферы нашей жизни, поэтому умение регулировать
собственное эмоциональное состояние является одним из важнейших
умений. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека в социуме
лишь на 20% зависит от коэффициента умственного развития (IQ), остальные
80% — это коэффициент эмоционального развития. Конечно, нельзя
недооценивать умственное и логическое развитие человека, ведь эти
процессы тесно взаимосвязаны с развитием эмоциональным и значительно
влияют друг на друга. Но человек, способный распознать собственные
чувства и эмоции, умеющий управлять разрушительными эмоциональными
состояниями, понимающий эмоции и чувства других и адекватно
оценивающий их, а как следствие — выстраивающий на основе этого
понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими, является
наиболее успешным в современном мире. Перечисленные выше навыки
являются основой не так давно сконструированного понятия
«Эмоциональный интеллект», введенного Д. Майер и П. Сэловей в 1990 году.
Сегодня существует множество теорий, описывающих эмоциональный
Д. В. Ушаков охарактеризовал структурные компоненты
эмоционального интеллекта и их значение следующим образом :
1. Идентификация собственных эмоций.
2. Управление эмоциями, связанное с проблемой самоконтроля, согласно
которой сдерживание эмоций приводит к различным проблемам со
здоровьем, а бесконтрольная эмоциональность, в свою очередь, затрудняет
3. Понимание эмоций, которое происходит через их осознание, что
подразумевает регистрацию эмоций в сознании.
У детей слабо сформированы эмоционально – мотивационные установки
по отношению к себе и окружающим; недостаточно выработаны
положительные черты характера, способствующие лучшему
взаимопониманию в процессе коммуникации; более выражена
ориентированность на метод переживания из-за недостаточно развитых
навыков общения в различных жизненных ситуациях, что особенно ярко
проявляется в период возрастных кризисов. Г.В. Цукерман и М.И. Венгер в
своих работах отмечают, что именно в младшем школьном возрасте
происходит активное формирование эмоционального интеллекта,- «ребенок
впервые начинает осознавать отношения между ним и окружающими,
разбираться в общественных мотивах поведения, нравственных оценках,
значимости конфликтных ситуаций». Е. П. Ильин утверждает, что «опираясь
на понимание своих эмоций и эмоций других людей, ребёнок получает
информацию о происходящих вокруг него событиях» и что первоисточником
становления эмоционально стабильной личности ребенка являются
отношения в семье. А.А. Осипова, в свою очередь, отмечает, что школа так
же является важным фактором развития эмоционального интеллекта, ведь
именно в школе ребенок начинает активно взаимодействовать с
окружающими и оценивать свои действия и поступки.
Таким образом, важно отметить, что особенно значимые предпосылки для
формирования эмоционально и социально зрелой личности ребенка является
младший школьный возраст. В связи с этим проблема развития
эмоционального интеллекта детей данного возраста приобретает все
большую актуальность, что, вероятно, и послужило включению задачи
развития социального и эмоционального интеллекта в число приоритетных
направлений существующего ФГОСа.
В микросистеме образовательных учреждений развитию
эмоционального интеллекта способствуют дисциплины гуманитарного цикла,
особое место среди которых отводится литературе, обеспечивающей
восприятие высших нравственных категорий, дающей возможность
формирования эмоционально-творческого отношения к миру и
мировоззренческих основ личности ребенка. Ведь именно литература силой
художественного слова способна формировать у детей эмоционально-
личностное отношение к миру. На уроках литературы для решения задач,
связанных с формированием у младших школьников эмоционального
интеллекта, возможно использование следующих приемов:
Эмоциональная подача материала. Е. Н. Ильин, известный учитель-
новатор, изучив проблему отсутствия интереса современных школьников к
чтению, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой,
окрылить героем, обворожить писателем. Материалом для художественного
чтения и эмоционального настроя могут быть афоризмы, стихи, притчи,
произведений, фрагменты биографии писателей
(если они важны для понимания творчества), поэтические произведения,
взятые эпиграфом к уроку. Эмоциональной подаче материала также могут
способствовать и специально подобранные музыкальные произведения,
которые могут быть увертюрой к уроку, фоном для чтения текста или
выполнения творческих работ с целью создания настроения.
Совместный анализ литературных произведений. В процессе
обсуждения какого – либо произведения или героя, где участвует весь класс,
дети учатся выражать собственное отношение к обсуждаемой ситуации или
герою, учатся слушать своих одноклассников, с подачи педагога осознают,
что каждый имеет право на собственное мнение, возможно, отличное от
других, учатся принимать людей с разными точками зрения. Обсуждая
эстетические, этические и эмоциональные проблемы, которые затрагиваются
в литературных произведениях, дети познают собственный эмоциональный
мир и эмоциональный мир окружающих его людей.
Сочинение собственных сказок и рассказов. Все дети без исключения
любят сказки и различные рассказы. Придумывание сказки — это наилучший
способ воплотить собственные чувства и эмоции в героях сочиненных
произведений. Кроме того, дети могут описывать ситуации, беспокоящие их в
реальной жизни, и путем изменения сценария, педагог может показать детям
способы выхода из той или иной ситуации, и таким образом даже
скорректировать их психоэмоциональное состояние, сформировать у них
осознанное отношение к своим чувствам, своему внутреннему миру.
Поэтические минутки. Во время урока всегда можно выделить время
на чтение детьми их любимых стихотворений, которые смогут рассказать об
их эмоциональном состоянии и дать понять им, что их переживания
Театральные постановки, которые помогают «оживить» литературное
произведение. Участие в театральных постановках позволяет детям
полностью прочувствовать состояние того или иного персонажа в
предлагаемой ситуации, а значит, понять мотивы и цели его поступков,
разгадать в тексте произведения то, о чём автор порой прямо не заявляет,
объяснить поведение других персонажей. Только досконально изучив все
чувства и эмоции описанного в произведении персонажа, и поняв их, дети
Источник
«Формирование эмоционального интеллекта школьника на уроках литературы»
Содержимое публикации
Формирование эмоционального интеллекташкольника
на уроках литературы
Жизнь человека очень насыщена различными явлениями, предметами, и ничто не оставляет его равнодушным. Человек не только познает объективную и субъективную действительность, но и относится определенным образом к предметам, событиям, к другим людям, к своей личности, а любые проявления активности личности сопровождаются эмоциональными переживаниями, т. е. проявляет человек эмоции и чувства.
Эмоции (от лат. emovea — потрясаю, волную)
— это переживание человеком своего личного отношения к тем или иным явлениям окружающей действительности,
— субъективное состояние, которое возникает в процессе взаимодействия с окружающей средой или при удовлетворении своих потребностей.
К выразительным формам эмоций относятся:
жесты (движения рук),
мимика (движения мышц лица),
пантомимика (движения всего тела),
эмоциональные компоненты речи (сила и тембр, интонации голоса),
вегетативные изменения (покраснение, побледнение, потоотделение).
Без эмоций и чувств невозможно восприятие окружающего мира. Эмоции и чувства направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс. Без эмоционального осознания, мы не в состоянии в полной мере понять нашу собственную мотивацию и потребности, а также эффективно общаться с другими людьми. То, как мы себя чувствуем, влияет на то, как мы думаем и о чём мы думаем. Для людей вокруг важен не только ваш ум и обширные познания, им так же важно то, как вы говорите, насколько с вами приятно просто находиться рядом, насколько вы готовы и умеете взять на себя ответственность, вдохновить, отстоять свою позицию.
Наши чувства и эмоции влияют на здоровье и личную жизнь, на успех в работе, помогают сделать отличную карьеру, добиться успеха практически в любом начинании, но могут и в одночасье все это разрушить. Поэтому умение регулировать собственное эмоциональное состояние одно из важнейших умений в жизни каждого человека. Изменяя эмоции в жизни человека можно изменить и саму жизнь.
В последние годы назрела необходимость в конструировании нового понятия — «Эмоциональный интеллект». В 1990 году американские психологи Питер Саловэй и Джон Майер выпустили статью под названием «Эмоциональный интеллект», которая, по признанию большей части научного сообщества, стала первой публикацией на эту тему.
Эмоциональный интеллект (EQ-показатель эмоционального интеллекта человека) — это способность распознать собственные чувства и эмоции, умение вызвать нужные нам эмоции созидания, управлять разрушительными эмоциями и чувствами; понимать эмоции и чувства других, чтобы выстраивать на основе этого понимания конструктивные взаимоотношения с окружающими.
Основатели модели «эмоционального интеллекта» Д. Майер и П. Сэловей выделяют четыре её составляющие:
Точность оценки и выражения эмоций. Это умение представляет собой способность определить эмоции по физическому состоянию и мыслям, по внешнему виду и поведению.
Использование эмоций в мыслительной деятельности. Эмоции направляют наше внимание на важные события, они готовят нас к определённым действиям и влияют на наш мыслительный процесс.
Понимание эмоций. Эмоции — не случайные события. Их вызывают определённые причины, они меняются по определённым правилам.
Управление эмоциями. Эта способность относится к умению использовать информацию, которую дают эмоции, вызывать эмоции или отстраняться от них в зависимости от их информативности или пользы; управлять своими и чужими эмоциями.
Смысл и значение развития эмоционального интеллекта — это выстраивание отношений в любых условиях для того, чтобы быть успешным в современном обществе. Согласно новейшим исследованиям, успешность человека зависит от коэффициента умственного развития (IQ) на 20 процентов, а от коэффициента эмоционального развития – почти на 80 процентов. Человек, не умеющий регулировать свои эмоции, неспособный понимать свои эмоции и эмоции других людей, правильно оценивать реакции окружающих, не может в жизни быть успешным человеком.
Но, ни в коем случае, нельзя недооценивать умственное и логическое развитие человека, если человек не наделен достаточным уровнем IQ, он не только не сможет увидеть проблемы недостаточности своего EQ, но и не сможет его эффективно повысить. Это говорит о взаимозависимости развития умственного и эмоционального развития. Как писал Дэвид Карузо, очень важно понимать, что «эмоциональный интеллект это не противоположность интеллекту, не триумф разума над чувствами, это уникальное пересечение обоих процессов».
Развитие общества, государства зависит от количества успешных людей, живущих в этом государстве. Модернизация российского образования в качестве одной из основных целей предполагает воспитание личностей, которые способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, креативностью. А дошкольное образование – база становления ребёнка, как личности.
Одним из приоритетных направлений в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» вступившего в силу ФГОС ДО является развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.
Насколько детям необходимо изучать свой организм и окружающий мир, настолько им также необходимо изучать и свой внутренний мир. Совершенствование логического мышления и кругозора ребенка еще не является залогом его будущей успешности в жизни. Поэтому не менее важно, чтобы ребенок овладел способностями эмоционального интеллекта, а именно:
умением контролировать свои чувства так, чтобы они не “переливались через край”;
способностью сознательно влиять на свои эмоции;
умением определять свои чувства и принимать их такими, какие они есть (признавать их);
способностью использовать свои эмоции на благо себе и окружающим;
умением эффективно общаться с другими людьми, находить с ними общие точки соприкосновения;
способностью распознавать и признавать чувства других, представлять себя на месте другого человека, сочувствовать ему.
Но результаты мониторингов показывают:
У детей плохо сформированы эмоционально – мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым;
У детей недостаточно выработаны положительные черты характера, способствующие лучшему взаимопониманию в процессе игры;
У детей недостаточно развиты навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми с ориентацией на метод переживания.
А эти нарушения мешают нормальному психическому, умственному, физическому, эмоциональному развитию ребенка.
И в связи с теми изменениями, которые происходят в российском обществе и образовании, проблема развития социального и эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста в последние годы приобрела особую актуальность.
Важно систематизировать развитие социального и эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Опыт эмоционального отношения к миру, обретаемый в дошкольном возрасте, по мнению психологов, является весьма прочным и принимает характер установки.
Поэтому перед нами стоит цель:
— Формирование у детей эмоционально – мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.
— Развитие навыков, умения и опыта, необходимых для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни.
Из цели вытекают следующие основные задачи:
— Сообщая детям знания, воспитывать в них такие нравственные качества, как любовь к близким людям, стремление заботиться о них.
— Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ, как собственного поведения, так и поступков окружающих людей.
— Воспитывать интерес к окружающим людям, развивать чувства понимания и потребности в общении.
— Формировать у детей умения и навыки практического владения выразительными движениями – мимикой, жестами, пантомимикой.
— Развивать самоконтроль в отношении проявления своего эмоционального состояния в ходе самостоятельной деятельности.
— Необходимо сформировать у детей способность распознавать собственные чувства и чувства других людей, чтобы уметь управлять своими эмоциями и поддерживать верный стиль в отношениях.
Глобальный гуманистический кризис, охвативший человечество, оказался особенно губителен для его самой незащищенной и неприспособленной части — детей. Проблемы экологии культуры, нравственности, души, детства актуализируются в современном сложном, динамичном и противоречивом мире. Напряженность социальной жизни, усложнение межличностных отношений, коренные социальные перемены, происходящие в обществе, психологическая эмансипация личности — все это вызвало смену приоритетов в сфере социальных ценностей, что привело, в свою очередь, к возникновению потребности в личностно-ориентированном образовании. В условиях такого глубокого социокультурного кризиса именно педагогическое образование как одна из важнейших сфер духовной жизни общества призвано смягчить ситуацию, помочь возрождению культуры, гуманизации общественной жизни, воспитания и обучения, где личность педагогаиграет ведущую роль. Абсолютной ценностью современного образования является человек, как «мера всех вещей». Такой подход предполагает координацию, единение и интеграцию образовательных сил в микросистеме каждого образовательного учреждения, каждой учебной дисциплины, каждой встречи педагога и студента.
В связи с этим в условиях гуманизации возрастает роль дисциплин гуманитарного цикла, где особое место принадлежит литературе. Она обеспечивает восприятие высших нравственных категорий, дает возможность формировать эмоционально-творческое отношение к миру и мировоззренческие основы личности будущего специалиста. Литература как одно из важнейших средств культуры сосредотачивает внимание прежде всего на человеке, его общественной и духовной жизни, ставит и решает кардинальные вопросы бытия: что есть добро и зло, в чем смысл жизни, что делает человека счастливым. Постижение студентами глубины изображаемых писателем событий, характеров героев, их судеб, мыслей, чувств, стремление разобраться в них и дать им свою оценку; выявление идеалов писателя и определение своего отношения к этим идеалам способствует тому, что запечатленный в литературе нравственно-эстетический опыт человечества соотносится со своим личным. Связь литературы с жизнью заключается не в морализированности и сведении многомерного искусства к плоским назиданиям, а в способности видеть через литературное произведение серьезные проблемы жизни человека, общества, мира, думать о них, откликаться на них. Иначе нет ни смысла, ни радости знать, как жили и что написали М. Булгаков, А. Ахматова, М. Цветаева, Г. Троепольский, если это знание не помогает жить самим, если их творчество не дает той смысложизненной информации, которую никаким иным путем, кроме чтения художественной литературы получить нельзя. Поэтому полноценное восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить студента к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, способности ориентироваться и строить отношения с людьми, овладевать способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.
Педагоги и психологи указывают на то, что литературное искусство является фактором духовно-нравственного становления личности.
Педагоги-словесники считают литературу незаменимым и главным источником нравственного воспитания.
Восприятие литературного произведения в контексте духовной культуры человечества позволяет подготовить будущего специалиста к дальнейшему самостоятельному общению с искусством слова, развить способности ориентироваться в жизни и строить отношения с людьми, овладеть способами личностного взаимодействия и взаимовлияния.
К сожалению, в современной образовательной ситуации сложилась тенденция преподавать литературу в отрыве от эмоционально-личностных проблем самих студентов. Рационализация духовной жизни современного человека приводит к односторонности его развития, в котором преобладает крен в сторону интеллектуализма, а эмоциональная бедность не может не обернуться нравственной глухотой. В 20-30 гг. XX в. понятие добра, красоты, истины казались чересчур абстрактными, оторванными от практической, повседневной работы. Сегодня же духовный кризис, агрессивность, окаменелость совести, дефицит любви и милосердия — следствие социальной беды.
В наше время, когда разрушены прежние идеалы, размываются нравственные ориентиры, когда угрожающий характер приобрела деформация личности молодого человека, живущего, по сути, в плену ложных ценностей («Не плоть, а дух растлился в наши дни» Ф. Тютчев), — сегодня, как никогда, важно обратиться к эмоционально-ценностному потенциалу литературы и с помощью великих художников слова, гуманистов-мыслителей дать ценностные ориентиры новому поколению читателей. Эта высокая педагогическая цель совпадает с основной функцией литературы: силой художественного слова очищать и облагораживать человека, формировать его эмоционально-личностное отношение к миру.
Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».
Это едва ли не единственный школьный предмет, который «задевает» чувства учеников. На этом уроке они не только знакомятся с жизнью, они ее переживают вместе с героями, обогащая свой эмоциональный багаж. Только вот почему-то наметилась тенденция преподавания литературы в школе как точной науки, что проявляется, в первую очередь, в проведении на этих уроках всевозможных тестов на проверку знания фактов, места действия, развития сюжета, на знание литературоведческих терминов. Нельзя не согласиться с точку зрения Л. Г. Выготского: «Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика». Так что уроки литературы — важнейшее средство развития эмоционального интеллекта, своеобразная профилактика проявления агрессивности, окаменелости совести, дефицита любви и милосердия. Это урок, на котором учитель должен потрясти учащихся, «явить для них истинное чудо», увлекающее и обжигающее душу ребёнка.
«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.
Познание мира может быть двояким: «успокоенным», чисто созерцательным и «движущимся», «идущим вслед». Первое познание мира представлено наукой, второе — искусством. Эстетическое в искусстве пронизывает все элементы произведения, но не существует «для себя», а становится красотой в сознании человека.
Итак, урок литературы сегодня должен стать гибким, ярким, эмоциональным, наглядным, креативным, интригующим. Лишь в этом случае можно надеяться на отклик в душах ребят.
Привлекают внимание технологии с приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, яркой гуманистической направленности содержания («Педагогика сотрудничества», гуманно-личностные технологии Ш. А. Амонашвили, система преподавания литературы как человекоформирующего предмета Е. Н. Ильина), методы эмоционального погружения, эмоционального вовлечения учащихся в постижение идейно-художественного своеобразия произведения.
В условиях «раздутых» учебных программ угасающего интереса к чтению и дефицита учебного времени от учителя-словесника сейчас требуется особое мастерство. Он должен так организовать работу с художественным текстом, чтобы быть действительно посредником между художником и учеником-читателем, суметь так организовать процесс чтения-переживания, чтобы вызвать у ученика желание (и умение!) «вчитаться» в текст, «вчувствоваться», эмоционально пережить его и осмыслить. И все во имя того, чтобы диалог с текстом как способ отношений перешел от стадии ученик — художественное произведение к стадиям ученик — внутреннее «я», ученик — культурные и социально значимые ценности. Ведь психологическое значение художественного произведения и выражается в способности художественных текстов влиять на человека и определенным образом структурировать внутренний мир субъекта чтения.
Какие же способы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения существуют сегодня?
Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.
Этап: эмоциональная подача материала
Место эмоциональной подачи материала в теме и в уроке может быть и в начале, и в середине знакомства с художественным произведением. Эта подача может быть направлена на первичное знакомство с автором, произведением, а может быть дана для предварительной подготовки к восприятию конкретного абзаца, главы или для общего фона восприятия, и даже в конце изучения темы как заключительный аккорд.
В связи с распространившейся в последнее время тенденцией — нежелание школьника читать, и возрастание объема материала (особенно в старших классах) встала проблема: как повернуть детей к книге. Е. Н. Ильин, известный учитель-новатор, сформулировал педагогический закон трех О: очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем. Этот закон применяется в данном опыте. Не ждать, пока основная масса ребят прочитает книгу и начнет ее разбор, а самим разбором вызвать массовое чтение. Анализом создать условия для анализа, чтобы начатой страницей поманила вся книга.
Цель приемов — развитие эмоционально-эстетического мотива путем создания сильного эмоционального восприятия информации.
Эмоциональную ситуацию удается создать посредством приема художественного чтения (учителем, подготовленными учащимися, мастерами слова в записи). Магия чтения может «заразить» произведением, «влюбить» в писателя. Ведь одно и то же произведение, по-разному прочитанное, — это иногда разные произведения!
Материалом для художественного чтения и эмоционального настроя может быть текст произведения, фрагменты биографии писателя (если они важны для понимания творчества), поэтические произведения, взятые эпиграфом к уроку и иногда сопровождающие его рефреном в течение урока или целой темы.
Эмоциональной подаче материала способствуют и специально подобранные музыкальные произведения, которые могут быть увертюрой к уроку (мажорной, лирической, трагической), фоном для чтения текста или выполнения творческих работ с целью создания настроения. Эти приемы способствуют образному осмыслению информации, концентрируют внимание.
Афоризмы, стихи, притчи, презентация книги — приемы, которые с первой минуты общения возбуждают любопытство, вырабатывают у слушателей интерес и внимание и способствуют поддержанию этого внимания на протяжении всего общения.
Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.
Этап: глубокое погружение в текст
Чтобы диалог был содержательным и полноценным, необходимо по ходу чтения совершать разнообразную работу: находить в тексте прямые и скрытые авторские вопросы, задавать свои вопросы, обдумывать предположения о дальнейшем содержании текста, проверять, совпадают ли они с замыслом автора, включать воображение.
Эффективным приемом работы на этапе погружения в текст является прием работы над художественной деталью, заимствованный у Е. Н. Ильина. «Деталь — «жемчужина текста». Как сказано у В. Маяковского: «Но бывает, жизнь встает в другом разрезе, и большое понимаешь через ерунду».
Технология работы над деталью: через деталь обратить учащихся к пониманию идейно-художественного содержания произведения, через постижение глубинного смысла — к книге, через книгу — к жизни, от жизни — снова к книге.
Объектом внимания для исследования могут стать и мотив, и мелодика, и пространство, и время, и даже отдельное слово из изучаемого произведения.
Рефлексивное чтение, основанное на эмпатии и сопереживании, — один из самых действенных способов эмоционального восприятия текста, который помогает учащимся не только понимать душевное состояние персонажей текста, авторское обоснование происходящего, но и подтекстовую информацию. В этой связи очень эффективно обсуждение названия, данного автором произведению; имен и фамилий героев. Рефлексивное чтение помогает осознать, что в произведении ничего не бывает случайного.
Погружению в текст способствует просмотр экранизации художественного произведения, которое увеличивает в сотни раз способность учащихся понять авторский замысел, тему и идею произведения.
Первый зритель спектакля, конечно, учитель, потому что только известный материал предлагается ученикам, чтобы поставить перед ними задачу: на что обратить внимание в постановке, какой сценический образ или режиссерское решение должны стать объектом особого внимания.
Сделать инструментом познания не только разум, но и чувства учеников позволяет и сопоставление литературного текста с произведениями другого вида искусства (живопись, музыка, скульптура и др.) Этот прием усиливает, дополняет ассоциативный способ мышления, обостряет у учащихся эстетическую восприимчивость. Так, при изучении «Записок охотника» И. С. Тургенева, ребятам предлагается рассмотреть портреты крестьян, созданные И. Репиным, В. Васнецовым, И. Крамским и другими художниками XIX века. Можно предложить дать им имена, придумать биографию и т. д. А затем на экран вывести объявление, взятое из газеты «Санкт-Петербургские ведомости» XVIII века. Обучащиеся по данному образцу пишут объявление о продаже одного из крестьян, изображенных на картинах. Это неизменно вызывает у ребят возмущение: как можно, ведь они люди. После такого эмоционального погружения изучение произведения вызывает в учениках огромный интерес и горячий отклик.
Метод интроспективного анализа занимает особенное место в развитии личности учащегося, поскольку практически всегда субстратом произведения является ситуация, взятая из человеческой жизни, акт человеческого переживания, при знакомстве с которыми это напряжение может захватить других. Любые тексты могут быть иллюстрацией к реальной жизни, где перед героем стоит персональный выбор — интеллектуальный, нравственный, волевой. Задача учителя — поставить перед детьми проблему так, чтобы они узнали в ней собственную проблему.
Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения.
Этап: подключение воображения и ассоциативного мышления
Мобилизовать внутренний мотив, дать возможность почувствовать, увидеть, мысленно прикоснуться к тому, что изучается, сделать полученную информацию переживаемой лично можно с помощью ассоциативных переживаний каждого отдельного ученика (создание ассоциаций, составление ассоциативного круга, ассоциативной гирлянды). От слова к чувству. Такие приемы нравятся учащимся, не требуют дополнительной подготовки. Как правило, такая работа рождает на уроке огромное количество разнообразных эмоций, переживаний по поводу одного и того же образа. Ассоциации может вызвать слово, образ, выражение, музыка, звуковой ряд. Можно, наоборот, представить что-то в виде определенного образа. Идет опора на внутренние мотивы учащихся, самооценка на основе применения индивидуальных эталонов.
Цель приемов — изучение своего внутреннего состояния в данный момент относительно темы урока и работы с текстом произведения. И хотя работа воображения и ассоциативного мышления помечена в данном опыте третьим этапом, резкого перехода от одного этапа к другому на уроках, конечно, нет. Все исходит одно из другого и переходит в конце концов в творческую мысль.
Приемом «Раскрась свои чувства» предлагается раскрасить свое состояние в данный момент, выявить, какого цвета чувства испытывает ученик к герою, ситуации, какого цвета сама ситуация, с каким цветом ассоциируется персонаж и т. д. Выполнять можно и устно, и письменно. Через цвет можно воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление (легкость, тяжесть и т. д.). Цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации. Последнее более индивидуально и накапливается в процессе приобретения жизненного опыта. Поэтому цвет используется как фон для записи ключевых слов темы, текста, для создания контраста.
Прием «Создание коллажа», «Создание афиши» близок абстрактному искусству, т. к. он построен на ассоциативных умозаключениях. Например, на обобщающем уроке по поэме А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» обучающимся предлагается создать коллаж на тему «Счастье для меня — это. ». Технический совет: составленные коллажи снова могут становиться материалом для новых работ. Составление коллажей может быть как индивидуальной, так и групповой работой.
Приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения. Этап: творческая работа на основе полученных знаний и впечатлений
Творческим воплощением мысли учащихся через погружение в текст являются эссе, письма, этюды, стихотворения собственного сочинения, составление сценария. После знакомства с законами определенного жанра даются соответствующие тексты для изложения, потом уже — самостоятельная работа. Первые работы обязательно устно рецензируются в классе, указываются плюсы и минусы получившихся сочинений. Сначала ребята пишут на свободные темы, а потом тему подсказывает художественное произведение. Увлечь учащихся удается демонстрацией работ «предшественников», а иногда ребята начинают тянуться за своими одноклассниками, увидев уже их работы.
Кино и спектакли становятся также объектом для написания рецензии в старших классах.
Выше были перечислены далеко не все приемы эмоционального погружения учащихся в пространство художественного произведения. Хотелось бы только, чтобы в наш рациональный век, век повального увлечения всевозможными тестами и логическими схемами, удалось нам сохранить за собой право преподавать литературу так, как мы привыкли: заставляя ребят проживать ситуацию изнутри, помогать им прочувствовать произведение, и через со-переживание, со-страдание и, что немаловажно, совместную радость творить в себе Человека.
Источник