Что такое эмоциональная отзывчивость дошкольника

Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников в младшей группе детского сада

Наталия Михнович
Воспитание эмоциональной отзывчивости у дошкольников в младшей группе детского сада

Вопрос философского педагогического мировоззрения Платона звучит так:

«Можно ли научить добродетели? Отсюда и утверждение, что «воспитание –

то, что ведет к добродетели.»

Наиболее интересными для меня идеями концепции о детствепоказали несколько авторов:

Концепция Ш. А.Амонашвили : «Ребенок со своей миссией – это значит, что каждый ребенок есть неповторимость и наделен от Природы особым, тоже неповторимым, сочетанием возможностей, способностей. Автор рассматривает эту концепцию как зернышко, в котором хранится суть миссии, и если создать условия доброжелательности, то ребенок, став взрослым принесет людям хоть какую-нибудь радость, а кто-то даже сотворит «чудо» для всего человечества, и человечество будет долго ему благодарным».

Мир детства, по мнению А. Б. Орлова «обладает своим собственным содержанием, представляющим несомненную ценность для мира взрослости,

то есть, духовностью и нравственностью».

В концепции Д. Б. Эльконина идея в том, что «огромная потенциальная сила детства заключается в овладении ребенком человеческой культурой. Овладеть духовными и практическими способами человеческих отношений к

миру ребенок может только с помощью взрослых и взаимосвязях с ними».

В ФГОС ДО идея звучит примерно так же «Социально-коммуникативное развитие направленно на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развития общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками», «развития социального и эмоционального интелекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания».[ ФГОС ДО]

«Все эмоции ребенка (радость, веселье, слезы, гнев) находятся глубоко в психологии. Например, по детским рисункам мы можем понять, что чувствует ребенок, что его беспокоит или наоборот радует.

На первом году жизни именно опыт отношений с родителями порождает

привязанность к близкому взрослому, определяет дальнейший ход психического развития ребенка. Привязанность включает в себя стремление к познанию внешнего мира, а так же включает стремление к защите и безопасности. Ребенок нуждается в поддержке взрослого,побуждении или показе взрослого: пожалеть, угостить, помочь, ласково обратиться.» [Е. О. Смирнова]

Дальше ребенок приходит в детский сад и нуждается в индивидуальном подходе, уважительном отношении к себе. Каждый ребенок хорош и уникален.

В младшем возрасте для ребенка очень важно доброжелательное отношение воспитателя. Это просто необходимо. И здесь задача воспитателя установить

доброжелательные отношения с ребенком и в коллективе сверстников. Развивать доверие к взрослым, эмоциональную культуру (умение сопереживать и радоваться за другого, передавать свои чувства и эмоции в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности. С дошкольного возраста нужно учить ребенка сопереживать другому человеку, сверстнику, и всему окружающему миру (животным, птицам, растениям).

Я, думаю, что эмоциональная отзывчивость, потом уже у взрослого человека

это и есть ответ на вопрос- а какая у тебя душа, добрый ли ты человек, умеешь ли ты чувствовать чужую боль, сопереживать ей, откликаться на нее.

А может даже пожертвовать своими интересами ради другого. Ведь в дальнейшем, на мой взгляд, это основа всего нашего общества (духовность, нравственность, гуманность, милосердие, жертвенность). А это самые высокие духовные качества человека. И уже во взрослой жизни, как оказывается, и не так уж важен твой жизненный статус, сколько важно есть ли в тебе человечность? И какие у тебя морально-нравственные ценности.

Читайте также:  Что такое синтетический стресс

Воспитание эмоциональной отзывчивости проходит через весь возраст дошкольника, как лейтмотив в музыке. Практически во всех сферах деятельности (познавательной, социально-коммуникативной, речевой, художественно-эстетической). Мы задействуем самые тонкие струны души

ребенка. Учим быть вежливыми, радоваться и сопереживать в литературных произведениях, прививаем художественный вкус. Учим быть добрыми и отзывчивыми. А ведь это и спасет Мир.

Фотоотчет «Неделя шахмат и шашек во второй младшей группе детского сада» «Неделя шахмат и шашек» во 2 младшей группе детского сада. Все чаще воспитатели детских садов и родители задают вопросы, можно ли обучать.

Фотоотчет «День радуги» во второй младшей группе детского сада Фотоотчет «День радуги» в детском саду во второй младшей группе. Цель: развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, средствами.

Фотоотчёт об утреннике к 8 Марта в младшей и во второй младшей группе детского сада Добрый вечер, уважаемые гости моей страницы, дорогие друзья, коллеги. В преддверии даты 8 марта в каждом детском саду проходят праздничные.

Как провести утреннюю гимнастику во второй младшей группе детского сада Соблюдение режима дня в младшем дошкольном возрасте — это один из главных показателей успешной адаптации детей к новому статусу — воспитанников.

Консультация для воспитателей «Воспитание у дошкольников эмоциональной отзывчивости к прекрасному» Каждый год в детский сад приходят разные дети: смышлёные и не очень, с удовольствием идущие на контакт и замкнутые,гиперактивные и медлительные.

Открытое занятие для родителей в старшей группе №3 по развитию у дошкольников эмоциональной сферы (фотоотчёт). 18 февраля в старшей группе № 3 состоялось открытое занятие педагога — психолога Прохоровой Светланы Евгеньевны по развитию эмоциональной.

Предметно-пространственная среда в первой младшей группе детского сада Направление деятельности и развитие ребенка во многом зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация.

Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки Развитие эмоциональной отзывчивости детей дошкольного возраста через восприятие музыки. Из всех видов искусства музыка обладает наибольшей.

Трудовое воспитание на участке детского сада в подготовительной группе «Сгребание опавших листьев» Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Цели воспитания детей в дошкольном учреждении и в семье.

Зимний проект в младшей группе детского сада I. ВВЕДЕНИЕ Ребенок по своей природе исследователь. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление наблюдать.

Источник

Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Светлана Валентиновна Варкентин
Организация педагогического процесса для развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста

Cеминар — практикум для педагогов «Организация педагогического процесса развития эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста». Занятие № 1.

Автор: Варкентин Светлана Валентиновна

педагог – психолог МАДОУ ЦРР – д/с № 131

1. Пре – тест (саморефлексия).

Читайте также:  Радость моя канал телеканал

• Особенности развития эмоциональной отзывчивости у детей:

эмоциональная сфера;

эмоциональная отзывчивость;

эмоциональная отзывчивость дошкольника;

эмоциональные компоненты образования (собственно – эмоциональное развитие; опосредованно – эмоциональное развитие).

• Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости у ребенка:

— методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику»;

— методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной);

— методика 3. Педагогические ситуации (см. Т. А. Андреенко, О. В. Алекинова. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников).

3. Практический инструментарий.

• Основные формы и приемы организации коррекционно – развивающих занятий;

• Структура занятий — игр; этапы организации;

• Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей.

4. После – тест (саморефлексия).Ценность приобретенного опыта.

Ключевые слова и выражения.

К раскрытию проблемы эмоциональной отзывчивостимы подходим через рассмотрение понятий : эмоциональная сфера, эмоциональная отзывчивость, эмоциональное развитие.

Эмоциональная сфера ребенка рассматривается как одна из базовых предпосылок общего психического развития, как ядро становления личности ребенка, как один из фундаментальных внутренних факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики.

Эмоциональная отзывчивость – это способность человека к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний.

Эмоциональная отзывчивость дошкольникапонимается нами в первую очередь как:

— умение откликаться на события, явления окружающей действительности;

— способность сопереживать окружающим людям, животным; соотносить факты с жизненным опытом;

эмоциональный отклик на боль другого человека или живого существа.

Содержание эмоциональногокомпонента образования включает две стороны:

— собственно – эмоциональное развитие;

— опосредованно – эмоциональное развитие.

Собственно – эмоциональное развитие – это ряд взаимосвязанных направлений, каждое из которых имеет свои определенные способы воздействия на эмоциональную сферу и соответственно механизмы включения эмоций; включает в себя развитие эмоционального реагирования, эмоциональной экспрессии, эмпатии и формирование представлений о многообразии человеческих эмоций, словаря эмоциональной лексики.

Опосредованно – эмоциональное развитие – это преднамеренное воздействие на эмоциональную сферу детей с целью осуществления и совершенствования процесса познания окружающего мира, интеллектуальных действий и деятельности в целом. Данная сторона эмоционального компонента образования может быть отнесена скорее к направлению коррекционной работы и должна включать прежде всего поддержку и расширение опыта адекватного реагирования на те или иные эмоциональные ситуации; направлена на обогащение отношения детей к процессу познания и деятельности в целом.

Диагностика уровня развития эмоциональной отзывчивости ребенка.

Методика 1. Педагогическая ситуация «Помоги сверстнику».

Цель: выявить умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики: двум детям предлагается выполнить задания разной сложности, но об этом не сообщается. «Закончите работу – можете поиграть с игрушками». Из – за разной сложности заданий дети оказываются в неравном положении по отношению к возможности поиграть с игрушками По мере завершения своего задания,ребенок встает перед выбором: приступить к игре или оказать помощь сверстнику. Психолог в это время наблюдает, обращается ли второй ребенок за помощью к первому и как тот откликается на его обращение.

Читайте также:  Вырываю волосы при стрессе

Оценка результатов исследования. Разное поведение испытуемых в данной ситуации позволяет выделить 3 группы показателей их эмоциональной отзывчивости.

Высокие показатели: содействие ребенка сверстнику.

Средние показатели: сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику.

Низкие показатели: низкое сопереживание или сочувствие ребенка сверстнику или полное их отсутствие.

Методика 2. Беседа (модифицированный вариант методики Г. А. Урунтаевой, Ю. А. Афонькиной).

Цель: выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Описание методики.После наблюдения ребенку задаются вопросы:

1. Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?

2. Можно ли обижать животных? Почему?

3. Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?

4. Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?

5. Можно ли шуметь, когда другие отдыхают? Почему?

6. Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушки? Почему?

Высокий уровень. Ребенок отвечает правильно на все поставленные вопросы, обосновывает свои ответы. Дети данной категории охотно, по собственному желанию оказывают помощь сверстнику, откликаются на эмоциональное состояние сверстника.

Средний уровень. Дети радуются за успехи других, замечают эмоциональное состояние сверстника, но не пытаются его утешить. Начинают помогать с энтузиазмом, но это быстро надоедает. На некоторые вопросы ребенок отвечает неверно, не может обосновать свой ответ.

Низкий уровень. Дети равнодушно реагируют на успех и неудачи других. Ответы на вопросы в основном даются неверные, в большинстве случаев затрудняются их обосновать, дети руководствуются лишь своими желаниями.

Методика 3. Педагогические ситуации.

Цель: стремление и желание ребенка реагировать на эмоциональное неблагополучие сверстника.

Описание методики. Ребенку предлагается закончить рассказанную ему ситуацию.

Например: Маша и Света убирали игрушки. Маша быстро сложила кубики в коробку.Воспитатель ей сказал: «Маша, ты убрала за собой игрушки. Если хочешь, иди играй или помоги Свете…Что ответила Маша? Почему?

Игры на развитие эмоциональной отзывчивости у детей см. у О. В. Алекиновой.

После – тест (саморефлексия). Ценность приобретенного опыта.

1. В мире детских эмоций. Т. А. Данилина, Н. М. Степина. — М. : Айрис- Пресс, 2006.

2. Волков Б. С. Волкова Н. В. закономерности психического развития детей в вопросах и ответах. — М. : ТЦ «Сфера», 2003.

3. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком – как?— М: АСТ, Астрель, 2008.

4. Заваденко Н. Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте.— М: Академия, 2005.

5. Колосова С. Л. Детская агрессия. – СПб. : Питер, 2004.

6. Синягина Н. Ю. Психолого – педагогическая коррекция детско – родительских отношений. – М. : Владос, 2001.

7. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. – Ростов н/Д : Феникс, 2005.

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Перспективное планирование работы с педагогами по ПДД «УТВЕРЖДАЮ» заведующая МДОУ д/с ___ ___ ___ «___»___ 20___г. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ.

Источник

Оцените статью