- Информационно-коммуникационные технологии в педагогическом образовании
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- П. А. Купчинская, Е. Т. Конюхова
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
- Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:
- Определение эмоциональной направленности личности
Информационно-коммуникационные технологии
в педагогическом образовании
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
П. А. Купчинская, Е. Т. Конюхова
Купчинская Полина Александровна, студентка 2 курса ФМиТЭФ, группы Инп-15-01 НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
Конюхова Екатерина Тимофеевна, канд. пед. наук, доцент кафедры психологии НФИ КемГУ, г. Новокузнецк.
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Аннотация. Автором рассмотрены вопросы о типах эмоциональной направленности личности. В работе представлено исследование типов эмоциональной направленности у студентов в условиях профессиональной подготовки к педагогической деятельности.
Интерес к изучению эмоциональных процессов не ослабевает на протяжении всего существования психологии. Со времен Платона принято считать, что вся психическая жизнь человека делится на три относительно самостоятельные сущности: ум, воля и эмоции. Ум и воля в определенной степени подчиняются человеку, эмоции же всегда возникают и действуют помимо его желания. Под умением управлять эмоциями чаще всего подразумевается умение скрывать их. Человек может не показывать свои эмоции, но они от этого не ослабевают, а чаще становятся еще мучительнее или принимают защитную форму агрессии.
Каждый человек испытывает эмоции и ощущает их влияние в своей жизни. Некоторые люди могут контролировать проявления собственной эмоциональной сферы, другие страдают из-за неподконтрольности эмоций, сталкиваются с проблемой нервных срывов, стрессов, беспочвенных переживаний.
Актуальность исследования обусловлена сложными социально- экономическими преобразованиями в современном обществе и в образовательной деятельности по подготовке будущего педагога. Очевидно, что в настоящее время обозначилась тенденция рационального отношения к жизни, а также негативной установки по отношению к эмоциям как явлению внутренней жизни человека, особенно в педагогической деятельности.
При этом современное общество не учитывает тот факт, что запрет на эмоции, их проявления в жизни человека не проходит бесследно. Как отмечают исследователи, у субъекта возникают трудности в психологической переработке эмоциональных состояний, нарушений в психосоматике в виде болей и неприятных ощущений различной локализации. В конечном итоге недооценка важности и действенности эмоциональной стороны жизни приводит к утрате навыков психогигиены эмоциональной жизни, что в значительной степени касается труда педагога и в целом профессионально-педагогической деятельности. Более того, культура эмоциональной жизни педагога – умение словами, красками, движением выразить себя – мало осознается как специальная задача в современном образовании и подготовке будущего педагога.
Для определения общей эмоциональной направленности студентов физико-математического и технолого-экономического факультета, мы использовали методику Б. И. Додонова [1]. Мы согласны с мнением Бориса Игнатьевича Додонова, что эмоциональная направленность – это такая эмоциональная характеристика личности, которая проявляется в ценностном отношении и стремлении ее к определенным видам эмоциональных переживаний, позволяет реализоваться в разных сферах жизни, в том числе в профессионально-педагогической деятельности. Б. И. Додонов различал десять видов эмоций: альтруистические, коммуникативные, глорические, праксические, пугнические, романтические, гностические, эстетические, гедонистические, акизитивные.
Цель исследования: измерить общую эмоциональную направленность студентов и выделить ее значимые типы для будущего педагога.
Объект исследования: типы эмоциональной направленности.
Предмет исследования: студенты 2 курса физико-математического и технолого-экономического факультета НФИ КемГУ.
Испытуемых 23 человека, из них 20 % юношей и 80 % девушек. Им предлагалось ответить на опросник из 50 суждений, характеризующих типы эмоциональных переживаний субъекта, от +2 до -2 баллов. Используя эту методику, можно изучить эмоциональную направленность личности, узнать каковы ее установки и в какой сфере деятельности возможно получить положительные эмоции и самореализоваться.
Результаты проведённого нами исследования представлены на диаграмме (рис. 1).
Анализ результатов исследования показал, что доминирующим типом эмоциональной направленности у студентов является гедонистическая направленность (4.71 б.), то есть для них очень важен телесный и душевный комфорт. Так же ярко выражена романтическая направленность (4.58 б.), то есть стремление ко всему необычному, таинственному. Но данные типы эмоциональной направленности не обеспечивают в полной мере формирование будущего педагога.
55 % студентов не проявляют альтруистической направленности. Для них не значима потребность в содействии, помощи друг к другу. Выявленный результат затруднит им адаптацию, включенность в процесс учебной деятельности и педагогического коллектива, самореализацию в профессиональной деятельности. У 37 % испытуемых выявлены низкие показатели и в глорической направленности (2,23 б.), это означает, что наши респонденты не нуждаются в славе и хотят остаться незаметными для других, что может быть связано с низким уровнем социального статуса, престижности профессии педагога в настоящее время. 31 % студентов характеризуются слабой выраженностью акизитивной потребности (1,55 б.) и пугнической направленности (1,26 б.), что рассматривается как осторожность, отсутствие желания активно действовать, идти на риск (рис. 2).
Сравнение результатов исследования по гендерному признаков показало, что у юношей ярче выражена праксическая направленность личности (это стремление к достижению цели, желаемых результатов), больше, чем девушки стремятся удовлетворить эстетические потребности. Девушки больше стремятся удовлетворить свои романтические потребности, у них ярче выражена акизитивная потребность (нравится приобретать что-то новое и испытывать чувства радости по случаю обретения новых вещей).
Таким образом, большинство наших испытуемых имеют средний уровень выраженности типов эмоциональной направленности, но деятельность в системе «человек-человек» требует высокого уровня развития альтруистической, праксической, гностической направленности личности. Чтобы студентам сформировать в себе профессионально важные и личностные качества педагога, необходимо развивать типы эмоциональной направленности, посещать тренинги, заниматься саморазвитием, использовать возможности социально-образовательного пространства вуза.
Источник
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Педагогический словарь. — М.: Академия . Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров . 2005 .
Смотреть что такое «ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ» в других словарях:
направленность личности — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Н. л. характеризуется ее интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в к рых выражается … Большая психологическая энциклопедия
Телевизионная коммуникация: самовыражение личности — Телевидение как обществ. институт рекрутирует в кач. коммуникаторов особый тип людей, удовлетворяющих строгим требованиям, предъявляемым ведущим передач как телевизионной корпорацией, так и спецификой опосредствованной коммуникации.… … Психология общения. Энциклопедический словарь
Коммуникативное ядро личности — это единство отражения, отношения и поведения, проявляемое при прямых или опосредованных какими либо техническими средствами контактах индивида с разл. людьми и общностями. К. я. л. проявляется, во первых, во всех формах знания (образы восприятия … Психология общения. Энциклопедический словарь
Педагогическое общение: профессиональные деформации личности учителя — негативные новообразования, сопровождающие деструктивную профессионализацию, составляющие группу изменений, получивших в психологии название жесткого ролевого поведения. Рассматриваются 2 осн. комплекса профессиональных деформаций учителя: 1)… … Психология общения. Энциклопедический словарь
стандартизованный метод исследования личности — (СМИЛ стандартизованный метод исследования личности) создан на базе опросника личностного многофазного миннесотского с учетом ориентации на исследование психической нормы. Включает как полный, так и сокращенный варианты; в сравнении с… … Большая психологическая энциклопедия
ПОГРАНИЧНОЕ РАССТРОЙСТВО ЛИЧНОСТИ — – психическое состояние, характеризующееся таким психопатологическим расстройством, которое включает в себя широкий спектр шизоидных, нарциссических, перверсных и иных проявлений, занимающих промежуточное положение между неврозом и психозом.… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике
СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ — отрасль социологии, изучающая С. ( Семья) социальную систему воспроизводства человека, основанную на кровном родстве, браке или усыновлении, и объединяющую людей общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Одна из… … Социология: Энциклопедия
ЕВРАЗИЙСТВО — первоначально идейно мировоззренческое, затем также общественно политическое движение, в основании к рого лежала концепция Евразии как самостоятельного «географического и исторического мира» (Савицкий. 1927), расположенного между Европой и Азией… … Православная энциклопедия
Конституция человека — (лат. constitutio – построение, организация). Совокупность морфологических и функциональных особенностей организма, сложившаяся на основе наследственности и вследствие длительного влияния среды. Типологические варианты К. разрабатываются на… … Толковый словарь психиатрических терминов
Эмоции — (франц. émotion, от лат. emoveo потрясаю, волную) субъективные реакции человека и животных на воздействие внутренних и внешних раздражителей, проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая… … Большая советская энциклопедия
Источник
Определение эмоциональной направленности личности
Эмоциональная направленность – это потребность личности в определённых переживаниях и стремление к ситуациям, их вызывающих. Тип общей эмоциональной направленности личности накладывает отпечаток на многие особенности эмоциональной сферы человека. Эмоциональная же сфера, в свою очередь, оказывает своё воздействие на восприятие человеком действительности, на его мечты и планы, на выбор деятельности, друзей, любимых, на творчество, на представление о счастьи. Все типы направленности существуют не независимо друг от друга, они пронизываются главным типом эмоциональной направленности. Эмоциональная направленность связана с функционированием эмоции в качестве ценности, и только по этому признаку она отличается от морально-мировоззренческой.
Инструкция: В предлагаемом списке содержатся утверждения, касающиеся Ваших чувств и положительных эмоций. Обведите кружком номера тех переживаний, которые 1. особенно приятны и значимы для Вас; 2. чаще других у Вас возникают.
Список положительных эмоциональных переживаний.
- Желание приносить другим счастье и радость.
- Желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.
- Стремление завоевать признание, почёт.
- Желание добиться успеха в работе.
- Жажда острых ощущений.
- Стремление к необычайному, неизведанному.
- Стремление нечто понять, проникнуть в сущность явления.
- Жажда красоты.
- Чувство светлой грусти и задумчивости.
- Стремление нечто многократно приобретать, наживать, коллекционировать.
- Чувство беспокойства за судьбу кого-либо, забота.
- Чувство симпатии, расположения.
- Чувство уязвлённого самолюбия, желание взять реванш.
- Чувство напряжения.
- Чувство упоения опасностью, риском.
- Ожидание чего-то необыкновенного и очень хорошего, светлого, чуда.
- Чувство удивления или недоумения, близости догадки.
- Наслаждение красотой.
- Поэтически-созерцательное состояние.
- Радость по случаю увеличения своих накоплений.
- Сопереживание удачам и радостям другого.
- Чувство уважения к кому-либо.
- Приятное щекотание самолюбия.
- Увлечённость, захваченность работой.
- Чувство спортивного азарта.
- Манящее чувство дали, неизведанного.
- Чувство ясности или смутности мысли.
- Чувство изящности, грациозности.
- Чувство душевной мягкости, растроганности.
- Приятное чувство при обозрении своих накоплений.
- Чувство нежности или умиления благородным поступком.
- Чувство признательности, благодарности, когда отношения с хорошим человеком углубляются.
- Чувство гордости.
- Любование результатами своего труда.
- Решительность.
- Волнующее чувство странно преображённого восприятия окружающего, всё кажется иным, необыкновенным, полным значительности и тайны.
- неудержимое стремление преодолеть противоречия в собственных рассуждениях, привести всё в систему.
- Чувство возвышенного ли величественного.
- Чувство родного, милого, близкого.
- Радостное предчувствие повышения зарплаты.
- Чувство преданности.
- Чувство обожания кого-либо.
- Чувство превосходства.
- Приятная усталость.
- Спортивная злость.
- Чувство особой значимости происходящего.
- Чувство догадки, близости решения.
- Наслаждение звуками.
- Сладость воспоминания о давнем.
- Чувство удовлетворения от увеличения своих накоплений.
- Чувство участи, жалости.
- Желание заслужить одобрение близких и уважаемых людей.
- Чувство удовлетворения в том, что вырос в собственных глазах, повысил ценность своей личности.
- Удовлетворение, что дело сделано, что день прошёл не зря.
- Чувство сильнейшего волевого и эмоционального напряжения, предельной мобилизации своих физических и умственных способностей.
- Чувство зловеще-таинственного.
- Радость открытия истины.
- Чувство волнующего драматизма (сладкая боль).
- Горьковато-приятное чувство одиночества.
- Приятное чувство от увеличения комплекта конспектов, разработок и т.д.
№ | Тип эмоциональной направленности | Соответствующие эмоциональные переживания |
1. | Альтруистический | |
2. | Коммуникативный | |
3. | Глорический | |
4. | Прагматический | |
5. | Пугнический | |
6. | Романтический | |
7. | Гностический | |
8. | Эстетический | |
9. | Гедонический | |
10. | Акизитивный |
За каждый ответ, совпадающий с ключом, начисляется 1 балл. Чем больше баллов набирается при суммировании ответов, относящихся к той или иной группе эмоций, тем в большей степени она переживается человеком в обычной жизни.
Типы эмоциональной направленности личности.
- Альтруистическая – в основе её лежит потребность в содействии, бескорыстной помощи другим. Принадлежащим к этому типу, важно не только сознание, что их деятельность полезна людям. Им важны и особенно ценны испытываемые при этом эмоции нежности, умиления, сочувствия, сопереживания. Важно иметь в виду, что альтруизм получает то или иное конкретное воплощение в зависимости от многих факторов, и прежде всего от морально-мировоззренческих взглядов.
- Коммуникативная – в её основе потребность в общении, в эмоциональной близости с другим человеком. Для людей этого типа особенно важен всякий положительный эмоциональный контакт с людьми. По результатам исследований Б.И.Додонова, к этому типу принадлежит около четверти всех юношей.
- Глорическая – потребность в личном самоутверждении, славе. Тип людей, для которых самой приятной является ситуация, когда ими любуются, восхищаются, когда перед ними преклоняются. Лица с глорическим типом направленности встречаются не так уж часто, однако почти во всех случаях у таких людей одновременно обнаруживается наличие обычно тщательно скрываемого комплекса неполноценности.
- Прагматическая – вызвана процессом деятельности, успешным или затруднённым ходом её. Данный тип связан с богатством и своеобразием подавляющего большинства продуктивных, общественно-полезных видов деятельности. Люди этого типа менее требовательны к виду занятий, но более придирчивы к их форме и организации. Для таких лиц характерно совершение полезного и нужного с большим напряжением воли, увлечённость работой, если она выполняется по строго задуманному плану и приносит желаемые результаты.
- Пугническая – потребность в преодолении опасности, чувстве риска и интереса к борьбе. К этому типу относятся люди, для которых «жить – значит рисковать». Они получают удовольствие от самого процесса борьбы. Страх для них несёт в себе нечто приятное, как для детей, слушающих страшные истории.
- Романтическая – стремление ко всему необычному, таинственному. Погоня за дразнящим ароматом тайны толкает некоторых людей к мистике, а порой, особенно подростков и молодых людей, приводит даже в преступный мир. Но она же рождает и смелых путешественников, и учёных, которые пролагают новые пути в науке.
- Гностическая – интеллектуальное чувство, связанное с потребностью в когнитивной гармонии. Наиболее привлекательной эмоциогенной ситуацией для людей этого типа является решение сложных познавательных проблем.
- Эстетическая – потребность в красоте, гармонии с окружением. Люди этого типа выше всего ценят наслаждение прекрасным. Этот тип определяется не абсолютным эстетическим развитием человека, а доминированием стремления к эстетическому наслаждению среди всех других устремлений.
- Гедоническая – связана с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте.
- Акизитивная – потребность в приобретении, накоплении и коллекционировании.
Опросник социализации для школьников «Моя семья»
Опросник позволяет оценить особенности восприятия ребёнком межличностных отношений в семье, а также выраженность в семейном воспитании строгости (гибкости) воспитательных установок, доминантности родителей, жёсткости методов воспитания, взаимопомощи в семье и т.п.
Инструкция. Вам будет предложено 24 вопроса о взаимоотношениях в вашей семье. Рядом с номером вопроса вам необходимо поставить одну из цифр, наиболее точно передающую ваш ответ. Варианты ответов: 5 – конечно нет; 4 – скорее нет, чем да; 3 – не знаю; 2 – скорее да, чем нет; 1 – конечно да. Для вопросов 3, 11, 19 следует выбрать ответы с указанием матери или отца.
1. Сердятся ли родители, если вы спорите с ними?
2. Часто ли родители помогают вам в выполнении домашних заданий?
3. С кем вы чаще советуетесь – с матерью или отцом, когда нужно принять какое-либо решение?
4. Часто ли родители соглашаются с вами в том, что учитель был несправедлив к вам?
5. Часто ли родители вас наказывают?
6. Правда ли, что родители не всегда понимают вас, ваше состояние?
7. Верно ли, что вы участвуете вместе с родителями в решении хозяйственных вопросов?
8. Действительно ли, что у вас в семье нет общих занятий и увлечений?
9. Часто ли в ответ на вашу просьбу разрешить вам что-либо родители отвечают, что это нельзя?
10. Бывает ли так, что родители настаивают на том, чтобы вы не дружили с кем-нибудь из ваших товарищей?
11. Кто является главой в вашей семье – мать или отец?
12. Смеются ли ваши родители над кем-нибудь из ваших учителей?
13. Часто ли родители разговаривают с вами раздражительным тоном?
14. Кажется ли вам, что у вас в семье холодные недружественные отношения между родителями?
15. Верно ли, что в вашей семье мало помогают друг другу в домашних делах?
16. Правда ли, что родители не обсуждают с вами прочитанных книг, просмотренных телепередач, фильмов?
17. Считают ли вас родители капризным ребёнком?
18. Часто ли родители настаивают на том, чтобы вы поступали согласно их желаниям, говоря, что они разбираются лучше вас?
19. С кем из родителей вы больше общаетесь – с матерью или отцом?
20. Часто ли родители не одобряют и не поддерживают мероприятия, которые организует школа?
21. Наказывают ли вас более сурово, чем других детей?
22. Часто ли вы с родителями говорите «по душам», советуетесь по личным проблемам?
23. Верно ли, что у вас нет ежедневных домашних обязанностей?
24. Правда ли, что родители не ходят с вами в театр, музеи, на выставки и концерты?
Обработка и интерпретация
Выделяется 8 факторов
№ п/п | Факторы семейного воспитания | № вопросов |
Строгость (гибкость) воспитательных установок | 1, 9, 17 | |
Воспитание самостоятельности, инициативности | 2, 10, 18 | |
Доминантность матери, отца или равное участие обоих родителей в воспитании | 3, 11, 19 | |
Отношение к школе и учителям | 4, 12, 20 | |
Жёсткость (гибкость) методов воспитания | 5, 13, 21 | |
Взаимоотношения в семье: отстранённые или тёплые | 6, 14, 22 | |
Взаимопомощь в семье, наличие или отсутствие общих дел | 7, 15, 23 | |
Общность интересов | 8, 16, 24 |
Максимальная сумма баллов по одному фактору составляет 15; минимальная – 3 балла. В зависимости от набранных по всем факторам баллов выделяют 4 уровня взаимоотношений в семье.
Благополучный (высокий) уровень – 84 и выше баллов
Менее благополучный уровень – 63 – 83 балла
Удовлетворительный уровень – 41 – 62 балла
Неблагополучный уровень – меньше 40 баллов.
Источник