Что такое эмоциональная лексика у детей дошкольного возраста

Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации

Анна Савчук
Как формировать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет. Методические рекомендации

Чтобы развивать эмоциональный словарь у старших дошкольников, воспитатель должен учитывать их возрастные особенности и постепенно усложнять задания. Развивать эмоциональный словарь у детей 5–7 лет необходимо с учетом тех знаний и навыков, которые были сформированы на предыдущем этапе (в 3–5 лет). Однако эмоции старших дошкольников сложнее, речь более развита, поэтому занятия с ними следует выстраивать по-другому.

В чем особенности работы со старшими дошкольниками?

Чтобы расширять эмоциональную лексику старших дошкольников, необходимо вводить в словарь более сложные для понимания эмоции: интерес, удивление, страх.

На занятиях следует стимулировать более сложные виды речевой деятельности. Для этого воспитатель просит детей давать на вопросы развернутые и обоснованные ответы. Важно, чтобы ребенок мог понятно и подробно рассказать о собственном эмоциональном опыте, произнести перед сверстниками выразительный монолог. При этом воспитатель обращает внимание на то, чтобы дошкольники использовали все средства экспрессии (выразительность, сила проявления чувств, переживаний). Некоторые элементы занятия с детьми 5–7 лет повторяются, но усложняются. При этом необходимо вводить новые.

Какие элементы нужно включить в занятие для детей 5–7 лет?

Познакомьте детей с историей (текстом или мультфильмом, в которой герои испытывают эмоции,понятные старшим дошкольникам: интерес, удивление, страх. Можно обратиться к историям, в которых герои испытывают уже знакомые детям эмоции: радость, грусть, злость. При этом воспитатель должен активизировать более сложную лексику этих эмоций. Например, слова «ликование», «весельчак» для базовой эмоции радость.

Задайте вопрос: «Что почувствовал персонаж, когда. ?» Этот вопрос активизирует в речи ребенка слова, которые обозначают оттенки эмоций.Например: страх, беспокойство, волнение, тревога, ужас. Детям 3–5 лет воспитатель задавал подобный вопрос в другой форме: «Какое настроение стало у героя, когда. ?»

Спросите: «Как вы думаете, персонаж очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился и т. д. ?» В данном случае любые ответы детей правильные.

После этого спросите: «Какими словами можно выразить, что герой очень-очень или совсем немного испугался (обрадовался, удивился?» Внимательно выслушайте ответы детей, повторите их, добавьте свои варианты. Когда дети отвечают на эти вопросы, они начинают понимать оттенки эмоций, расширяют свой эмоциональный словарь.Например: герой сильно удивлен – поражен, ошарашен.

Гномик очень-очень боится или чуть-чуть? (Любые варианты ответов верны.)

Как можно сказать, что он очень-очень боится? (Он в ужасе.)

Как можно сказать, что он чуть-чуть боится? (Он беспокоится, тревожится, волнуется.)

Как можно сказать, что он очень-очень обрадован? (Он ликует, в восторге.)

Обратите внимание детей на их выразительность чувств, действия персонажей в эмоциональной ситуации. Если вы изучаете с детьми новую эмоцию, используйте те же методические приемы, что и в работе с младшими дошкольниками. Например, предложите разыграть экспрессивный этюд. В каждом этюде должны участвовать не менее 2–3 воспитанников.

Кто может показать, как он с интересом наблюдает за детьми, выполняющими задание?

Кто может показать, как он с интересом слушает рассказ воспитателя?

Задайте вопрос: «Как выглядит и что делает человек, который. ?» Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые описывают действия, экспрессию героя, переживающего эмоцию.Например: ликование, восторг, улыбается, вторая. Если вы закрепляете знания дошкольников по уже изученной эмоции, этот вопрос можно задать, не демонстрируя иллюстрацию или экспрессивный этюд.

Задайте вопрос: «Какими словами можно назвать человека, который часто боится, беспокоится, трусит (трусишка, беспокойный, многим интересуется, любит получать новые знания (любознательный, преодолевает свои опасения, страх (храбрый, смелый, решительный, отважный) и т. д.». Этот вопрос активизирует в речи детей слова, которые обозначают качества персонажа, испытывающего эмоцию часто.

Попросите вспомнить сказки, истории, мультфильмы, стихи, в которых герои испытывают изучаемую эмоцию. Старшие дошкольники должны назвать конкретный эпизод действия. В отличие от занятия с детьми 3–5 лет на этот вопрос все воспитанники должны дать развернутый ответ. Заранее готовить ответы не надо. Дошкольники не только тренируют смысловую память, но и развивают монологическую речь в форме спонтанного речетворчества. Так они научатся понимать ситуационные причины эмоций.

Научите детей задавать вопросы, которые связаны с эмоциями и эмоциональной лексикой. Когда ребенок учится формулировать вопросы, он осваивает более сложный вид речевой деятельности и приобретает социальный опыт.

Попросите детей вспомнить и рассказать, когда они испытывали изучаемую эмоцию. Например, чему удивились? Что было интересно узнать? От чего они были в восторге? Были ли какие-то события, которые привели их в восторг? Подобное задание на общем занятии следует давать только на позитивные эмоции. Оно позволяет детям осознать личный эмоциональный опыт, познакомиться с эмоциональным опытом других детей и соединить это со словом, обозначающим эмоцию. Кроме того, дети тренируются в монологической речи. В отличие от младших дошкольников дети 5–7 лет выполняют это задание без примера взрослого. Данное задание поможет понять эмоциональное состояние самого ребенка. Иногда ответы детей обнаруживают их скрытые качества, черты характера.

Чтобы запомнить последовательность вопросов, которые нужно задавать детям, опирайтесь на треугольник эмоционального словаря. Вершины треугольника – это три группы слов по каждой базовой эмоции.Во время занятия задавайте три вопроса: по одному для каждой группы слов, передвигаясь от одной вершины к другой, «проходя» треугольник.

В начале освоения новой эмоциональной лексики педагог может выбрать только одну-две базовые эмоции. Тогда занятие будет не таким насыщенным в отношении освоения эмоционального словаря.

Такой опыт полезен для общего социального развития дошкольников и активизирует их внимание к эмоциональной сфере.

Формируем эмоциональный словарь у детей 3–5 лет: рекомендации Младшие дошкольники часто испытывают эмоции, которые не понимают и не могут объяснить словами. Формировать и расширять эмоциональный словарь.

Методические рекомендации по работе с цветными счетными палочками с детьми 4–5 лет Во всём мире широко известны и активно используются счётные палочки — это незаменимый дидактический материал, предназначенный для обучения.

Методические рекомендации «Развитие певческих способностей у детей» РАЗВИТИЕ ПЕВЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ Методическая разработка Музыкальный руководитель: ТИНЬГАЕВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА План 1. Развитие.

Читайте также:  Что создает отличное настроение

Методические рекомендации «Йога для детей» Детская йога. Йога — древнейшая духовно-телесная практика, пришедшая к нам из Индии. Нет, наверное, сегодня человека, который не знал бы,.

Методические рекомендации «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №69»г. СЫКТЫВКАРА Методическая рекомендация «Театрализованная.

Методические рекомендации для родителей «Как можно помочь агрессивному малышу» Методические рекомендации для родителей Как можно помочь агрессивному малышу 1. Прежде всего такому ребенку требуется постоянное доброжелательное.

Методические рекомендации для родителей по обучению детей ПДД Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т. к. детский травматизм по городу и стране в целом.

Методические рекомендации «Тестопластика как средство развития творческих способностей у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 7 «Золушка» г. Рассказово, Тамбовская область.

Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5–6 лет с ФНР Методические рекомендации по развитию звукопроизношения и фонематического восприятия у детей 5-6 лет с ФНР (дислалия) [/b]В ходе констатирующего.

Как формировать познавательное отношение к миру у детей 2–3 лет Какие они разные, эти двухлетние малыши! Одни неутолимы в своем стремлении познать окружающий мир, лезут в каждую щелку, хватают все, что.

Источник

Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Татьяна Удовик
Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста

Филиал «Дружба» муниципального дошкольного образовательного учреждения «Первомайский детский сад»

Доклад на тему:

«Основные направления логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с ОНР старшего дошкольного возраста».

Подготовила: учитель-логопед Удовик Т. В.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач (Н. Д. Арутюнова, Ч. А. Измайлов, Д. М. Шмелев).

В научной литературе неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В. П. Глухов, Н. С. Жукова, И. Ю. Кондратенко, Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, Е. М. Мастюкова, Н. В. Серебрякова, Т. В. Туманова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.

В монографии И. Ю. Кондратенко[7] представлены основные направления и методика логопедической работы по формированию эмоциональной лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями (В. М. Акименко, И. Ю. Кондратенко). Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л. А. Венгер, Л. М. Фридман и др.).

Традиционно система коррекционной помощи дошкольникам осуществляется комплексно и направлена на взаимосвязанное формированиевсех компонентов речевой системы: лексики, грамматики, звукопроизношения.

Эмоционально-экспрессивная лексика является наиболее адекватным средством выражения личного, субъективного отношения к предмету высказывания, а также является средством выражения личных чувств, эмоциональных переживаний. Дети с ОНР пользуются в основном наиболее часто употребляемыми в обиходе словами. А эмоционально-экспрессивная лексика используется ими выборочно и фрагментарно. Между тем это особый лексический пласт, который наиболее близок детям. Данная лексика помогает осуществлять межличностное общение, служит средством коммуникации.

Для развития эмоциональной лексики необходимо создание таких условий, в которых каждый ребенок мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды.

Формирование эмоциональной лексики у детей

старшего дошкольного возраста с ОНР.

Основная цель – формирование эмоциональной лексики у старших дошкольников с ОНР на основе развития невербальных и вербальных средств общения.Эта цель реализуется через задачи:

1. Познакомить детей с основными эмоциями: радость, удивление, грусть, гнев, страх. Учить видеть собственный эмоциональный образ и распознавать эмоциональные проявления других людей по различным признакам (мимика, пантомимика, голос и пр.).

2. Дать понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные.

3. Обогащать и активизировать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроение, их оттенки.

4. Научить распознавать разницу между чувствами и поступками (нет плохих чувств, есть плохие поступки).

5. Способствовать обогащению эмоциональной сферы ребенка.

6. Способствовать открытому проявлению эмоций и чувств различными, социально приемлемыми способами.

7. Отреагировать на имеющиеся отрицательные эмоции (страх, гнев, препятствующие полноценному личностному развитию ребенка.

1.Развитие невербальных средств общения: мимики, пантомимики;

2. Развитие интонационной стороны речи;

3. Развитие выразительных связных высказываний и речевой коммуникации.

Коррекционная работастроится с учетом методических принципов:

1. Обще дидактические – наглядности и доступности материала, постепенного перехода от простого к сложному.

2. Постоянная активизация детей в ходе игр и бесед.

3. Исключение отрицательной оценки деятельности детей.

Формированиюпознавательной мотивации способствуют все средства учебного процесса:

o внедрение инновационных технологий в содержание занятий;

o внедрение принципа интеграции образовательных областей (музыкальные и логопедические, физкультурные, продуктивная деятельность, занятия по развитию речи);

o активизация познавательной деятельности на занятиях.

В основу коррекционного обучения заложен комплексный подход, учитывающий особенности развития эмоциональной лексики у детей с ОНР.

Работа по формированию эмоциональной лексикив структуре преодоления общего недоразвития речи включает в себя два этапа: подготовительный и основной.

Содержание подготовительного и основного этапов обучения реализуется на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях. В процессе закрепления задания используются на музыкальных занятиях, коррекционных часах и при выполнении домашних заданий. Комплексное воздействие осуществляется поэтапно. Этапы тесно связаны между собой и взаимообусловлены. Отбор речевого материала проводится с учетом тематики фронтальных логопедических занятий.

Цель данного этапа состоит в подготовке детей к правильному и точному восприятию эмоциональных состояний, доступных возрасту – радость, грусть, испуг, удивление, злость, для последующей интеграции этих знаний в область эмоциональной лексики. Подготовительный этап включает в себя три блока.

Читайте также:  Характерные черты публицистического стиля логичность образность эмоциональность

Задача 1 блока — научить детей распознавать эмоциональные состояния. Реализация данной задачи проходит в беседах с детьми на вводных занятиях.

o научить различать эмоции по схематическим изображениям;

o сформировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и графические приемы;

o развивать способность понимать свои чувства и чувства других людей;

Применение графических изображений способствует распознаванию того или иного вида лицевой экспрессии, а также развитию внимания и памяти.

В работе с детьми используются игры с карточками с изображением людей, животных и предметов, выражающих различные эмоциональные состояния. На занятиях применяются зеркала для того, чтобы дети могли соотнести мимику своего лица с заданной эмоцией. Можно использовать такое пособие, как “Книга настроений” — на котором вместо мордочек и лиц героев вставлены зеркала.

Кроме того дети обучаются составлению графических изображений лиц, с помощью заранее подготовленных деталей (овал лица, брови, глаза, нос, губы). Эта работа проводится воспитателями на занятиях по аппликации и изобразительной деятельности.

Ознакомление с эмоциональными состояниями происходит и через восприятие классической музыки. Репертуар подобран музыкальным руководителем. После прослушивания дети рассказывают, какое настроение навеяла та или иная мелодия, что им представилось в момент прослушивания.

С целью закрепления используются игры, направленные на дифференциацию эмоциональных состояний: “Кубик эмоций”, “Лото настроений”, “Коврик настроения”, “Рисуем настроение” и др.

Благодаря данным приемам дети активнее демонстрируют эмоциональные состояния в лицевой экспрессии, учатся различать свои чувства и чувства других людей.

В задачи 3 блока входит:

o формирование воспроизведения ритма речи;

o формирование восприятия выразительности речи;

o формирование умений пользоваться средствами выразительности в экспрессивной речи.

Используются задания на восприятие ритма: прослушать изолированные удары (//, ///, //// и т. д., определить их количество.

Далее используются упражнения на воспроизведение ритма: отстучать предложенные для восприятия удары и их серии (простые и акцентированные).

Восприятия выразительности речи начинается с понимания общих представлений об интонационной экспрессивности.

С целью формирования умения различать эмоциональные оттенки в речи,проводятся игры: “Какая маска говорит”, “Какое настроение у зайчонка”.

На этом же этапе проводятся игры, в которых детям предлагается прослушать одну и ту же фразу, но произнесенную с различными эмоциональными оттенками.

На этапе формирования умения пользоваться средствами выразительности в речи применяется комплекс специальных приемов:

1.Усиление и ослабление голоса с паузой и без паузы:

1.Изменение логического ударения в предложении:

Отработкаинтонационной конструкции проходит в следующей последовательности:

— дети сопряженно с логопедом проговаривают предложение;

— повторяют фразу за логопедом;

— произносят предложение с нужной интонацией самостоятельно.

Далее работа по формированию интонационной стороны речи проводится на материале нескольких предложений, коротких рассказов. При выполнении всех упражнений используются мимика, жесты, пантомимика.

Приведенные в рамках подготовительного этапа приемы и задания, способствуют подготовке детей к правильному усвоению эмоциональной лексики на следующем этапе.

Основной этап

Цель основного этапа — формирование эмоциональной лексики.

Основной этап состоит из трех блоков.

Первый блок основногоэтапа включил в себя ряд следующих задач:

o расширение словарного запаса в области эмоциональной лексики, называющей чувства, переживаемые самим говорящим или другим лицом;

o формирование синонимических и антонимических отношений;

o развитие самостоятельных связных высказываний на основе эмоциональных, чувственных образов.

Данные задачи решаются в процессе логопедических занятий по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи.На занятиях используется наглядный материал: картинки, фотографии, пиктограммы, и полоски с изменением насыщенности цвета.

Трехтональные полоски бумаги. Детям предлагается посмотреть на пиктограмму и определить, какое эмоциональное состояние она выражает. Затем внимание детей обращается на постепенное насыщение цвета на полоске бумаги и объясняется, что таким же образом может происходить изменение эмоционального состояния (например, радостный – еще радостнее – самый радостный; грустный – еще грустнее – самый грустный и т. д.).

Обучение овладению синонимами на уровне слов проводится с помощью игровых приемов: “ Скажи по — другому ”, “ Я начну, а ты продолжи ”, “ Кто больше придумает слов ”. (Грусть – тоска, печаль, уныние) На этом же этапе осуществляется работапо распространению предложений с помощью синонимов: (Весь день медвежонок радовался и… веселился.)

Далее овладение синонимическими отношениями происходит на уровне небольших рассказов. По сюжетным картинкам дети определяют эмоциональное состояние сказочных героев, а затем составляют небольшие рассказы.

На этом этапе широко используются пальчиковые и перчаточные куклы, шапочки и маски т. к. очень важно дать каждому ребенку выступить хотя бы с самой маленькой ролью. Желание получить роль — мощный стимул говорить чисто, правильно.

Овладение антонимическими отношениями базируется на противопоставлении объектов с опорой на наглядность. В процессе выполнения заданий по подбору слов-антонимов используются игровые приемы “ Скажи наоборот ” (веселый – грустный); “ Доскажи словечко ” (Падчерица добрая, а мачеха… злая), «Составь предложение» .

При составлении рассказов используется игра: “ Прочитай письмо ”. Логопед достает из конверта листок, но вместо текста на нем изображены пиктограммы с различными эмоциональными состояниями, которые надо “прочесть”. Каждому из детей вручается такое письмо, и они рассказывают, что в них “прочитали”. Данная игра помогает закреплять знания детей в подборе синонимов и антонимов. Кроме того, это задание способствует развитию связных высказываний.

Второй блок основногоэтапа включает в себя следующие задачи:

o обогащение словарного запаса эмоциональной лексикой, состоящей из слов-оценок, с помощью которых возможно квалифицировать вещи, предметы, явления с положительной или с отрицательной стороны;

o употребление слов-оценок в словосочетаниях, предложениях и связных высказываниях.

Поставленные задачи решаются на логопедических занятиях по развитию связной речи и формированию лексико-грамматических средств языка. Подбор дидактического материала проводится на основе принципа доступности и от простого к сложному.

В работеиспользуются следующие приемы:

1. Добавление слов в словосочетания (добавление зависимых слов к главному): «Сказка (какая) добрая, интересная».

2.Составление словосочетаний: а)составление словосочетаний с синонимически близкими словами: «Скажи по-другому» (Замечательное настроение; хорошее, прекрасное). б)составление словосочетаний со словами противоположного значения: «Скажи наоборот» (День солнечный; день). в)образование имен прилагательных сравнительной и превосходной степени: суп вкусный, торт еще вкуснее, мороженое – самое вкусное.

Читайте также:  Связь эмоции с гормонами

3.Составление предложений: а) составить предложение с заданным словом; б) распространить предложение с помощью синонимов (Иван был очень смелым, …отважным, храбрым.); в) преобразовать деформированное предложение; г) дополнить предложение словом с противоположным значением (Принцесса добрая, а колдунья… злая).

4.Составление рассказов: а) составление небольших рассказов, используя слова-антонимы, слова-синонимы; б) составление рассказов по серии сюжетных картин; в) составление рассказов по картине.

Задачи третьего блока основного этапа:

o уточнение и увеличение объема словаря детей в области эмоциональной лексики;

o развитие самостоятельных связных высказываний, основанных на употреблении данной лексики для более точной и полной передачи своих мыслей, чувственных образов, эмоционального отношения к персонажам, к той или иной ситуации из сказок, рассказов, стихов и реально происходящих событий.

Реализация выдвинутых задач осуществляется в процессе изучения лексических тем.Используются игры: «Скажи ласково»: добрый – добренький. На примере игры «Два брата ИК и ИЩ» дети учатся составлять слова со значением увеличения.

Для лучшего усвоения словарного материала в работеиспользуются наглядные средства обучения: — предметные и сюжетные картинки, иллюстрации из сказок, рассказов, стихов; — для образования форм субъективной оценки предмета или объекта могут служить геометрические фигуры различного размера (большие, средние, маленькие); — для работы со словами, в которых с помощью определенных суффиксов и префиксов происходит изменение семантического значения слов, могут служить трехцветные полоски бумаги (злой – злющий – презлющий).

Использование в коррекционном обучении вышеприведенных приемов, оказывает благотворное влияние на развитие у детей чувства эмпатии, активизацию широкого спектра вербальных средств. Постепенно речь детей характеризуется последовательностью изложения мыслей, интонационной выразительностью,в самостоятельных высказываниях дети используют различные паралингвистические средства выражения: мимику, пантомимику.

Процесс развития лексической системы, и в частности эмоциональной лексики у детей с ОНР, не может происходить спонтанно, для этого требуется систематическая, поэтапная логопедическая работа. Предложенные методические приемы коррекционной работы могут использоваться наряду с традиционными.

1. Акименко В. М. Новые логопедические технологии: учебно-методическое пособие/В. М. Акименко. –Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

2. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. – М. : Языки русской

3. культуры, 1999.

4. Белопольская Н. Л. Азбука настроений. Эмоционально-коммуникативная игра / Н. Л. Белопольская. – М. : Когито-центр, 2000. – 36 с.

5. Венгер Л. А. Развитие способности к наглядному пространственному моделированию. // Дошкольное воспитание. – 1982. — №3. – С. 46-52.

6. Глухов В. П. Формирование связной монологической речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. – М. : Арктики, 2002.

7. Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. – Екатеринбург. : Изд-во АРТ ЛТД, 1999.

8. Измайлов Ч. А. Цветовая характеристика эмоций // Вестник МГУ / Ч. А. Измайлов – 1995. №4. – С. 27-35.

9. Иванова С. В. Повышение роли эмоционального воздействия в логопедической работе / С. В. Иванова //Логопед. – 2004. — № 4. – С. 57 – 64.

10. Изард К. Психология эмоций / К. Изард. – СПб. : Питер, 1999. – 464 с.

11. Ильин Е. П. Эмоции и чувства / Е. П. Ильин. – СПб. : Питер, 2001. – 137 с.

12. Кондратенко И. Ю. Формирование эмоциональной лексики у дошкольниковс общим недоразвитием речи: Монография. – СПб. : КАРО, 2006.

13. Кондратенко И. Ю. Аспекты эмоционально-экспрессивной лексики и ее усвоение детьми с ОНР / И. Ю. Кондратенко // Логопед. – 2004. — № 3. – С. 53 – 60.

14. Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей / Н. Л. Кряжева. –Ярославль: Академия развития, 1996. – 205 с.

15. Калинина Р. В. В гостях у Золушки. Занятия, игры, упражнения. – Псков, 1997.

16. Лалаева Р. И., Серебрякова Н. В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. – СПб. : Изд-во «СОЮЗ», 2001.

17. Лопатина Л. В., Серебрякова Н. В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников: Учебное пособие, СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2001.

18. Минаева В. М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры. – М. : АРКТИ,1999.

19. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. – СПб. : Акцент, 1998.

20. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В., Туманова Т. В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. // Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М. : Просвещение, 2009. – С. 72-107.

Презентация «Основные направления работы с родителями в ДОУ педагога-психолога» Реализация работы с семьей должна строиться на приоритете родительского участия в жизни детского сада. Необходимо проводить обмен опытом.

Дидактические игры и упражнения по формированию эмоциональной лексики дошкольников Формирование эмоциональной лексики является важным условием эмоционального развития и нравственного воспитания дошкольников. Формировать.

Физическое развитие и воспитание детей дошкольного возраста. Основные понятия, приоритетные направления, задачи Физическое воспитание в дошкольных учреждениях — это единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных на укрепление здоровья.

Консультация «Основные направления и формы работы с родителями по эстетическому воспитанию (Художественное творчество)» Одним из условий успешного воспитания является работа не только с детьми, но и с их родителями. С этой целью, кроме общепринятых форм работы.

Основные направления и формы работы с детьми по художественно–эстетическому воспитанию В формировании личности ребенка неоценимое значение имеет художественное — творчество. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества.

Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Основные направления коррекционно-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с нарушениями слуха Выстпление на МО Бутенко.

Основные направления работы учителя-логопеда по коррекции звукопроизношения Логопедическое воздействие представляет собой целенаправленный, сложно организованный процесс, в котором выделяются различные этапы. Каждый.

Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр Развитие эмоциональной лексики детей ОНР с помощью игр. В наши дни уместно вспомнить феномен «засушенного сердца», открытый еще Л. С. Выготским.

Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий Система работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами новых технологий в театрализованной.

Источник

Оцените статью