- Эмоциональный инвалид
- Кто такие эмоциональные инвалиды?
- Виды воспитания
- Будь взрослым!
- Да я в твои годы…!
- Не будь таким как…!
- Не расстраивай меня!
- Не преувеличивай!
- Органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство
- Причины развития заболевания
- Симптомы и последствия
- Диагностика
- Лечение
- Эмоциональная инвалидность: что она собой представляет
Эмоциональный инвалид
Кто такие эмоциональные инвалиды?
Их преследует страх быть непонятыми, смешными, отверженными. Их может насторожить дружеская улыбка собеседника, в которой они видят подвох и насмешку, они не в состоянии понять, насколько уместна их эмоция в данный момент… Они – эмоциональные инвалиды.
Эмоциональная инвалидизация – это стиль воспитания, посредством которого родители пытаются привить ребенку модель поведения в той или иной ситуации: что он должен или не должен чувствовать, что хорошо или плохо, что скрывать или, наоборот, показать, что неприемлемо и что заслуживает одобрения. Родители сами решают, как вести и как реагировать своему ребенку в определенной ситуации, тем самым делая его зависимым от стороннего мнения, лишая самостоятельности.
Виды воспитания
Рассмотрим несколько видов родительского поведения, ведущих к эмоциональной инвалидности:
Будь взрослым!
Дети есть дети – они непосредственны! Они могут буквально «стоять на ушах» в своих шумных играх, громко смеяться или безудержно плакать – взрослым это не нравится, и вместо того чтобы просто успокоить их, они начинают осуждать.
«Может пора уже повзрослеть?», «Что ты ведешь себя как маленький?», «Не позорь меня!», «Нормальные дети так себя не ведут!» – вот «дежурный» набор выражений из арсенала родителей, которые слишком заняты собой и своими делами, чтобы нормально объяснить ребенку нормы поведения. Родителям проще одернуть, приказать, пристыдить – в результате у ребенка формируются сомнения, а все ли он правильно делает? Во взрослую жизнь выходит уже полностью закомплексованный и неуверенный в себе человек.
Да я в твои годы…!
Если родители постоянно сравнивают ребенка с собой в его годы, причем не в его пользу, то вполне естественно, что у него сформируется ощущение, что он не «дотягивает»: не так хорош, не оправдывает ожидания, позорит.
Стараться быть на кого-то похожим – вообще задача непосильная и опасная, т.к. напрочь лишает человека индивидуальности. В результате такого воспитания человек обречен всю жизнь потакать чужим интересам. Он положит все силы, забудет про свои способности и желания, лишь бы заслужить любовь и благосклонность других людей.
Не будь таким как…!
Часто в качестве способа воздействия выбираются презрительные сравнения ребенка с его отцом или матерью. Выражение «весь в папашу/мамашу!» – это та самая губительная «классика» родительского неправильного воспитания.
Ребенок не понимает, почему он «весь в маму/папу», и ему не спешат это объяснять. На самом деле, тут ясно прослеживается полное бессилие или нежелание родителя нормально воспитывать ребенка – ему проще списать все на дурную наследственность, чем взять ситуацию под контроль. В результате ребенок, вырастая, тоже не стремится взять на себя ответственность за свои поступки, оправдывая свое поведение «плохими генами».
Не расстраивай меня!
Родители просто не хотят слышать о том, что у ребенка что-то не получается, или ему плохо – они требуют от него исключительно хороших новостей.
Достижения, положительные оценки, высокие результаты – «Моя ты радость! Порадовал маму/папу!». И наоборот, все попытки пожаловаться жестко пресекаются на корню – «Ты меня расстраиваешь! Ты меня не любишь!»
И ребенок начинает думать, что его проблемы никому не интересны – более того, они ранят близких людей, а значит нужно держать их при себе, иначе его не будут любить!
Не преувеличивай!
Мировосприятие детей существенно отличается от взрослого – для них все существеннее, значимее и оттого вызывает сильные эмоции. То, что для взрослого – обыденный пустяк, для детей – трагедия.
Малыши часто сопереживают героям мультфильмов, ставя себя на их место: все радости и горести героев – это их радости и горести. Если ситуация на экране вызывает у ребенка слезы, то родительская реплика «Не выдумывай! Это всего лишь мультик!» может поколебать у него уверенность в правильной оценке своих эмоций. Кстати, именно так уничтожается у ребенка прекрасное чувство эмпатии!
Эмоциональная инвалидность – это постоянные сомнения в правильности оценки происходящего: вроде живешь, чувствуешь, а как реагировать правильно – не знаешь! Человек всем своим поведением задает немой вопрос: «Скажите, а что мне чувствовать…?!»
Источник
Органическое эмоционально-лабильное астеническое расстройство
В МКБ-10 это заболевание имеет код F06.6 и характеризуется возникшими вследствие органического нарушения перепадами эмоций и настроения в широком диапазоне (лабильность), неприятными физическими ощущениями и болями, утомляемостью.
Причины развития заболевания
Психоорганический синдром, которому подвержены дети и взрослые, может стать последствием:
- проблемной беременности и родов, сопровождающихся токсикозом, эклампсией, угрозой выкидыша;
- тяжелого состояния новорожденного, требующего применения ИВЛ;
- инфекции и серьезные болезни в раннем детстве;
- эпилепсии;
- ВИЧ;
- травмы головы
- опухоли, сосудистых заболеваний головного мозга – гипертонии (инсульта), атеросклероза;
- энцефалита, нейросифилиса и т. п.;
- последствия наркоза;
- интоксикации алкоголем, наркотическими веществами.
Существует и наследственная предрасположенность.
Органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство относится к истеричным. Его также считают пограничным, так как оно занимает промежуточное положение между шизофренией и такими расстройствами, как аффективное, личностное, невротическое.
Симптомы и последствия
Люди, страдающие этим органическим расстройством, вспыльчивы, гневливы, даже по незначительным поводам у них происходят бурные всплески эмоций. Близкие их раздражают, а неприятности воспринимаются буквально так: «всё пропало». Настроение резко и кардинально меняется, как погода весной. Негативные реакции возникают спонтанно, не поддаются регулировке.
Больные обидчивы, склонны к сентиментальности, плаксивы. Астения проявляется слабостью, быстрой утомляемостью – даже 2–3 часов работы им достаточно, чтобы устать. Потом наступает полное бессилие, требующее серьезного отдыха.
Такие люди испытывают частые головные боли, даже головокружения. Обычно подобные ощущения возникают при смене погодных условий. Они не переносят недостаток кислорода, духоты, поэтому им тяжело ездить в общественном транспорте. Солнечный свет режет глаза, нормальные звуки воспринимаются как очень громкие, даже слабое прикосновение вызывает боль.
Дети с психоорганическим синдромом могут разговаривать во сне или ходить.
По мере развития заболевания проблемы с эмоциями, мышлением и памятью становятся сильнее. Больной, рассказывая о чем-то, отвлекается от основной нити повествования, вдаваясь в малозначительные, ничего незначащие, подробности. Его мысли становятся вязкими, он часто повторяет одни и те же фразы, словарный запас обедняется, в обыденной речи проскакивают рифмы.
Поставленную задачу индивид выполняет медленно, так как психические процессы у него протекают инертно. Недавние события он помнит плохо, не говоря уже о давно произошедших.
Критические способности нарушаются, и, хоть больной и понимает грань между плохим и хорошим, может высказаться бестактно или совершить неприемлемое действие.
Ухудшается характер, и то, что человек раньше старался не демонстрировать, считая плохой своей чертой, выходит наружу. Он становится хвастливым, выпячивает свои заслуги, преувеличивая и патетически восхваляя их. Такая эйфория резко переходит в мрачность, тоскливость и вдруг – аффективная вспышка по мелкому поводу. В этот момент больной теряет самоконтроль, его сознание сужается и сосредотачивается на сиюминутной задаче – немедленно покарать того, кто его обидел, даже если на самом деле ничего подобного не произошло. И тогда может произойти трагедия: он совершит преступление, может даже убить.
Прогрессируя, расстройство приводит к негативному изменению личности, а именно: социальной дезадаптации. Отношения с близкими ухудшаются, возникают трудности в учебе и работе. Профессиональная деятельность настолько ухудшается, что приводит к увольнению.
К психоорганическим нарушениями прибавляются неврологические. Это могут быть судорожные припадки или ночной диурез (пароксизмы).
Чтобы отвлечься от проблем, больные начинают пить алкоголь и принимать наркотики. Это, в свою очередь, приводит к «белой горячке» и амнезии, повышая риск увеличения криминальных поступков и смерти.
Основная черта расстройства: потеря контроля над агрессивностью, вспышка которой возникает без всякой причины. Внутреннее напряжение для такого всплеска может вырасти за минуту или за несколько часов. После мгновенного приступа ярости больной отходит и раскаивается в случившемся, что отличает это заболевание от диссоциального расстройства личности.
Все вышесказанное ярко убеждает, что органическое эмоциональное лабильное астеническое расстройство необходимо начинать лечить на ранних стадиях. Этим должны заниматься совместно психиатр и невролог.
Очень часто сам больной и окружающие списывают вышеупомянутое поведение на плохой характер, не прибегая к терапии и теряя время. Опытный специалист поставит диагноз уже на первом приеме и назначит лечение. Результат терапии весьма благоприятный, если пациент будет следовать всем предписаниям и рекомендациям лечащего врача.
Диагностика
Если у человека часто болит голова, довольно сильно, нарушается зрение, шумит в ушах, повышается давление, то это явные сигналы для обращения к врачу. Обязательно надо пойти на прием, если кроме этого у индивида имеются описанные выше симптомы.
Врач определяет наличие органического эмоционально лабильного расстройства с помощью беседы с посетителем, который описывает свое состояние.
Для подтверждения диагноза пациента могут отправить:
- сдать кровь;
- на патопсихологическое исследование;
- пройти МРТ, КТ, ЭЭГ.
Специалисту необходимо дифференцировать расстройство от возрастных изменений и особенностей характера. Так обычно бывает с детьми, у которых в определенный период жизни возникают состояния, похожие на психоорганические нарушения, свойственные рассматриваемому психическому заболеванию: непослушание, безынициативность, капризность, неспособность сосредоточится, плаксивость.
Диагноз ставится на основании общих критериев эмоционально-лабильного астенического расстройства и наличию минимум трех из таких признаков импульсивности:
- нестабильное настроение;
- тенденция к конфликту, особенно если кто-то пытается воздействовать на импульсивный поступок или оказать ему препятствие;
- неожиданные действия, не думая о последствиях;
- неконтролируемые эмоциональные вспышки гнева, насилия;
- невозможность что-то делать без немедленного поощрения.
Должно также присутствовать хотя бы два из этого списка:
- постоянное ощущение внутренней пустоты;
- расстройство восприятия как себя, так и своих предпочтений в плане ценностей, друзей, карьеры, секса;
- стремление сделать что угодно, лишь бы не остаться в одиночестве;
- установление интенсивных личных отношений, отличающихся нестабильностью и приводящих к эмоциональным взрывам;
- угрозы нанести себе травмы и их выполнение.
Лечение
Психиатр подбирает тактику лечения индивидуально для каждого пациента. Оно комплексное, включает медикаментозные и психотерапевтические методы и, как уже упоминалось, способно ослабить или полностью устранить симптомы болезни.
Врач выписывает следующие препараты:
- антидепрессанты, нормализующие настроение и устраняющие тревожность;
- ноотропы – для улучшения кровоснабжения головного мозга и обменных процессов в нем;
- нейролептики, снимающие возбуждение, враждебность и злобу;
- вазо-вегетотропные – для стабилизации вегетативной нервной системы;
- противосудорожные – для предотвращения судорог, приступов агрессии, корректирующие поведение.
Что касается психотерапии, то это семейные и групповые сеансы, которые имеют цель сгладить последствия импульсивной враждебности.
Индивидуальные сеансы психотерапии направлены на обучение пациента умению расслабляться, контролировать свое поведение, выстраивать приоритеты и их придерживаться.
Используется БОС-терапия. В этом современном методе применяется компьютер и датчики. Последние прикрепляют к больному: они передают на ПК данные о работе сердца, частоте дыхания, артериальном давлении. Когда все показатели, благодаря инструкциям специалиста по релаксации, нормализуются, компьютер сообщает об этом. Больной приобретает навыки расслабления и потом использует их в напряженных ситуациях для стабилизации своих эмоций.
С успехом применяется когнитивная терапия – поведенческая и аналитическая терапия, а также трудотерапия.
Трудности лечения заключаются в том, что психотерапевту приходится выдерживать агрессивное поведение пациента, а это очень непросто.
Что касается вопроса, дается ли при органическом эмоционально-лабильном астеническом расстройстве инвалидность, то все зависит от степени тяжести заболевания. Следует иметь в виду и то, что мы имеем дело с недугом, часто возникающем при необратимом поражении мозга, вылечить полностью которое невозможно.
Источник
Эмоциональная инвалидность: что она собой представляет
Личностные расстройства в большинстве случаев развиваются из-за влияния внешних и внутренних факторов. Довольно часто роль играют события, которые происходили с человеком в детстве, также отпечаток оставляют взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками.
Эти факторы можно отнести к внешним. Главным внутренним фактором является генетическая предрасположенность к развитию каких-либо отклонений, связанных с восприятием себя, своих эмоций, окружающего мира.
Одним из нарушений, вызванных различными факторами, является эмоциональная инвалидность.
В чем проявляется эмоциональная инвалидность
Одним из основных проявлений данного отклонения являются трудности с правильным восприятием того, что происходит: человек не будет знать, как реагировать на ситуацию, какие эмоции она должна вызывать.
Все время будет присутствовать неуверенность в том, что показываемые человеком чувства верны.
Важным проявлением является неспособность верно распознавать эмоции собеседника.
Например, насмешка может быть принята за радость оппонента, его веселье, хорошее настроение. Это делает затруднительным установление контакта с окружающими людьми.
Каковы причины эмоциональной инвалидности
Основной причиной превращения в эмоционального инвалида является то, что человеку в детском возрасте всегда указывали, как себя вести, какие чувства выражать, как реагировать на происходящее.
К примеру, родители говорили ребенку, что следует произносить, а тот просто слушался. В качестве примеров фраз, которые прививают ребенку определенные реакции, можно выделить:
1. «Ты не должен ощущать ничего подобного». Особенно часто эта фраза произносится, когда ребенок испытывает какие-то отрицательные эмоции, например, злость или гнев.
У ребенка в голове откладывается, что эти эмоции являются запретными, их нельзя не то что показывать, но и ощущать внутри себя. Так он перестает вести себя искренне, когда его что-то разозлило, расстроило.
2. «Перестань плакать». Все дети плачут. Это совершенно нормальное проявление расстройства. Плач родители могут принять за то, что ребенок несчастлив вообще.
Для них это вызов. Чтобы не ощущать вины за собой, они просто всеми силами пытаются прервать детские слезы, задавливая проявление обиды, расстройства чем-либо.
Постепенно ребенок не выражает их ни таким образом, ни каким-то другим, заметным для окружающих.
3. «Это преувеличение». Разумеется, детские проблемы взрослым людям кажутся совершенно мелкими, несущественными. Они смотрят с высоты своего жизненного опыта. Ребенок не может особо ни с чем сравнить происходящее, поэтому оно кажется ему катастрофой.
В результате оценка происходящего становится затруднительной для ребенка: он не понимает степень важности и серьезности того, что происходит.
4. «Тебе нужно брать пример с Кати, Маши, Светы и других». Такими фразами родители показывают ребенку, что совершаемые им поступки не являются верными, не несут какой-то ценности. Ребенок интерпретирует это так, что ему нужно измениться, переступить где-то через себя, чтобы к нему хорошо относились.
5. «Расскажи что-то положительное, хорошее». Эта фраза отражает то, что важны лишь достижения, успехи ребенка, а не его проблемы. Ребенок начинает чувствовать опустошенность, понимает, что о проблемах говорить вообще нельзя. Он перестает понимать, как правильно на них нужно реагировать.
Список фраз можно продолжать до бесконечности, но все они сводятся к тому, что в детстве человек запомнил реакции на какие-то ситуации, а в дальнейшем просто стал применять в разных случаях.
Такой индивид реагирует на различные события привычным для себя образом, не учитывая каких-то нюансов. На что-то вообще может не дать эмоционального ответа, поскольку не знает, каким тот должен быть.
Как справиться с проблемой
С эмоциональной инвалидностью можно работать. Лучше всего будет обратиться к психологу. Такой специалист поможет проработать ситуации из детства, отпустить какие-то обиды.
Вместе с психологом можно будет выработать новую модель поведения, которая позволит правильно показывать испытываемые чувства.
Самостоятельно тоже можно поработать. Следует останавливаться, пытаться назвать то, что происходит внутри, пытаться рассказать о возникшей эмоции вслух.
Эмоциональному инвалиду в жизни приходится не очень просто, поэтому проблему нельзя оставлять, пускать на самотек. Если подход будет систематическим, то проблема обязательно решится, удастся лучше узнать себя, начать открываться и успешно взаимодействовать с окружающими людьми.
Нет возможности приехать лично на прием? Не отчаивайтесь! Вы можете получить квалифицированную консультацию в режиме онлайн.
Источник