- Словарь эмоционально-образного содержания музыки методическая разработка по музыке по теме
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Типы авторской эмоциональности
- Героический тип авторской эмоциональности
- Готовые работы на аналогичную тему
- Ирония
- Эмоции и их характеристики в художественном творчестве
- Эмоции и художественное творчество.docx
Словарь эмоционально-образного содержания музыки
методическая разработка по музыке по теме
«Шпаргалка» для воспитателей — быстро подбираем «красивые» слова для характеристики любого музыкального произведения!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovar_emoc-obraz._sod._muzyki.doc | 34.5 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха — Музыкальная академия
Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
СЛОВАРЬ ЭМОЦИОНАЛЬНО – ОБРАЗНОГО СОДЕРЖАНИЯ МУЗЫКИ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Музыкально-ритмическиедвижения — один из видов музыкальной деятельности, в котором содержание музыки, ее характер передаются в движениях. Сюжетно-образ.
Словарь подготовлен для семинара-практикума «Музыкальное турне» для воспитателей.
Шпаргалка» для воспитателей и родителей- быстро подбираем «красивые» слова для характеристики любого музыкального произведения.
Наши дети живут и развиваются в непростых условиях музыкального социума. Современную рок-музыку, которая звучит повсюду и культивируется средствами массовой информации (хотим мы этого или не хотим), с.
Источник
Типы авторской эмоциональности
Вы будете перенаправлены на Автор24
Тип авторской эмоциональности – это проявление индивидуальности автора в тексте, «сплав» эмоций, определенный способ освещения жизни, всеобъемлющая характеристика художественного целого; определенный стиль эстетической завершенности, который предполагает не только введение соответствующего типа героя, авторскую позицию и восприятие реципиента, но и соответствующую поэтику, внутренне общую, единую систему ценностей.
В современной научной литературе выделяют следующие типы авторской эмоциональности:
Хотелось бы отметить, что в последние годы проблема авторской эмоциональности привлекает внимание все большего числа исследователей, требует своей переработки и решения.
Героический тип авторской эмоциональности
Героическое представляет собой эстетическую категорию, которая определяет созвучие внутреннего мира, эмоций и чувств героев с их внешней средой, объединяя их в единое целое.
Как правило, в литературе героическое направлено на воспевание мужества и самопожертвования, которые проявляет герой для достижения высоких целей.
В качестве основных героически мотивов можно назвать следующие:
- борьба против социальной несправедливости;
- поиски правды;
- верность долгу;
- защита родины;
- покорение природы;
- верность любви и дружбе.
Героическая личность, как правило, лишена любого эгоизма, ставит перед собой глобальные, масштабные, общечеловеческие цели, горда своей причастностью к содержанию миропорядка, равнодушна к собственной самобытности.
Освещение указанных мотивов, изображение героической личности придает повествованию определенный пафос.
Готовые работы на аналогичную тему
В свою очередь, под пафосом понимается идейно-эмоциональное оценивание отображенных общественно-исторических характерностей жизни.
Однако в последние годы писатели-постмодернисты стремятся снизить пафос. В качестве средств снижения пафосности используется объединение книжной лексики с разговорной, сатиризация героических мотивов и героев, балагурство.
Соответственно, современная литература нуждается в героическом, однако сегодня оно подвергается переосмыслениям и трансформациям.
Ирония
Ирония – это один из типов авторской эмоциональности, средство реализации субъективно-оценочной модальности, художественная форма оценочной позиции автора. Ирония играет важнейшую роль в литературно-художественной, эстетической системах произведения.
В отличие от героического, роль иронии в последние годы в произведениях современных авторов возрастает, что позволяет отдельным исследователям говорить о формировании особого, ироничного видения мира, отраженного в художественном дискурсе современности. Ироничное сегодня выступает отражением особенностей мировосприятия сложной, переходной эпохи.
Переоценить роль иронии в произведении невозможно: она придает повествованию особую окраску, раскрывает неудовлетворенность автором состояния современного ему общества.
Другими словами, придание ироничности повествованию всегда отражает интенцию автора, его осознанное стремление выразить несогласие с теми или иными аспектами жизнедеятельности общества опосредованным путем, выразить то, что его беспокоит в скрытой, завуалированной форме, скрыть модальность высказывания. По большому счету, ирония выходит далеко за пределы художественного приема, превращаясь в художественный принцип, которым руководствуется писатель в процессе создания своего индивидуально-авторского мира – произведения.
В основании иронии – противоречивость самого человеческого бытия: вера в безграничные возможности человека при ограниченности человеческого бытия, эгоизм и жесткость органично уживаются в человеке с нежностью и заботливостью, один и тот же человек поступает как герой в одних ситуациях и как отъявленный негодяй – в других. Иначе говоря, ироничность самого бытия приводит к формированию иронического мировосприятия, которое затем отражается в художественном дискурсе.
Ирония может выступать средством, при помощи которого писатель стремится оградить себя от окружающего мира, противопоставить личность индивидуума обществу.
В лингвистическом ключе ирония возникает как результат способности языковых единиц приобретать ассоциативные и коннотативные значения.
Соответственно, отражение ироничного в художественном произведении осуществляется поэтапно, включает ряд стадий:
- замысел создания ироничного текста, интенция автора;
- конструирование контекста, в котором языковые единицы приобретут ассоциативное или коннотативное значение.
Принимая во внимание данные этапы, все виды иронии в тексте могут быть представлены двумя типами:
- ситуативная ирония – эксплицитная, эмоционально окрашенная ирония, ирония, которая осознается незамедлительно. Основывается на противоречии контекста и прямого значения слова;
- ассоциативная ирония имплицитная, тонкая, скрытая ирония, при которой иронические формируется поступательно, постепенно, градуально на основании приращения новых значений.
- Именно ассоциативной иронии отводится ведущая роль в процессе придания ироничности повествованию.
Соответственно, ирония сегодня представляет собой способ мышления, авторскую концепцию, главную идею всего текста, она влияет на способ организации проведения, действует на уровне сознания и языка.
Таким образом, на основании проведенного анализа можно сделать вывод, что в любом художественном произведении неизменно ощущается влияние авторской тональности. В наиболее общем виде все типы субъективно-оценочной модальности могут быть сведены к героическому, ироническому, сентиментальному и трагическому. Выбор эмоциональной тональности во многом отражает особенности мировосприятия автора, зависит от мотивов произведения, а также его содержания. В то же время в последние годы отмечается тенденция к синтезу различных типов авторской эмоциональной оценки в рамках одного произведения.
Источник
Эмоции и их характеристики в художественном творчестве
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2010 в 19:29, реферат
Краткое описание
Переживания, ощущения, сопровождающие эмоции, с трудом поддаются формальному описанию. Несмотря на это об эмоциях написано очень много как в художественной, так и в научной литературе, они вызывают интерес у философов, физиологов, психологов. Однако и до сих пор проблема эмоций остается загадочной и во многом неясной. А между тем роль эмоций в управлении поведением человека велика, и не случайно практически все авторы, пишущие об эмоциях, отмечают их мотивирующую роль, связывают эмоции с потребностями и их удовлетворением .Эмоции выполняют различные функции, участвуют в управлении поведением человека в качестве непроизвольного компонента, вмешиваясь в него как на стадии осознания потребности и оценки ситуации, так и на стадии принятия решения и оценке достигнутого результата. Поэтому понимание механизмов управления поведением требует понимания и эмоциональной сферы человека, ее роли в этом управлении.
Содержание
1.1 Составляющие эмоции.
1.2 Функции эмоций.
1.3 Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций.
1.4 Виды эмоциональных состояний.
1.5 Характеристики эмоционального реагирования.
1.6 Уровни эмоционального реагирования по С. Л. Рубинштейну.
1.7 Компоненты эмоциональных явлений.
2. Художественное творчество.
2.1 Роль эмоций в творчестве.
2.2 Роль художественного творчества и воображения.
2.3 Способности и степени их развития в художественном творчестве.
2.4 Особенности творческого мышления и художественного творчества.
Вложенные файлы: 1 файл
Эмоции и художественное творчество.docx
1.5 Характеристики эмоционального реагирования.
Эмоциональное реагирование характеризуется знаком (положительные или отрицательные переживания), влиянием на поведение и деятельность (стимулирующее или тормозящее), интенсивностью (глубина переживаний и величина физиологических сдвигов), длительностью протекания (кратковременные или длительные), предметностью (степень осознанности и связи с конкретным объектом).
Знак эмоционального реагирования. По тому, какие переживания имеются у человека (положительные — удовольствие или отрицательные — отвращение) эмоциональное реагирование отмечается знаком «+» или «—». Следует, однако отметить, что это деление во многом условно и по крайней мере не соответствует положительной или отрицательной роли эмоций для данного человека в конкретной ситуации. Например, такую эмоцию, как страх, безоговорочно относят к отрицательным, но она безусловно имеет положительное значение для животных и человека, и кроме того, может доставлять человеку удовольствие.
Интенсивность эмоционального реагирования. Высокая степень положительного эмоционального реагирования называется блаженством. Например, человек испытывает блаженство, греясь у огня после долгого пребывания на морозе или, наоборот, поглощая холодный напиток в жаркую погоду. Для блаженства характерно, что приятное ощущение разливается по всему телу. Высшая степень положительного эмоционального реагирования называется экстазом, или экстатическим состоянием. Это может быть религиозный экстаз, переживавшийся средневековыми мистиками, а в настоящее время наблюдающийся у членов некоторых религиозных сект; такое состояние также свойственно шаманам. Обычно люди испытывают экстаз, когда переживают верх счастья. Это состояние характеризуется тем, что оно захватывает все сознание человека, становится доминирующим, благодаря чему в субъективном восприятии исчезает внешний мир, и человек находится вне времени и пространства. В двигательной сфере при этом наблюдается либо неподвижность — человек длительно остается в принятой позе, либо, наоборот, человек испытывает телесную легкость, проявляет доходящую до исступления радость, выражающуюся в бурных движениях. Экстатические состояния наблюдаются и при душевных заболеваниях: при истерии, эпилепсии, шизофрении. При этом нередко отмечаются галлюцинации: райские ароматы, видение ангелов.
Длительность эмоционального реагирования. Эмоциональное реагирование может быть различной длительности: от мимолетных переживаний до состояний, длящихся часы и дни.
Предметность как характеристика эмоционального реагирования. Мы восторгаемся или возмущаемся, опечалены или гордимся обязательно кем-то или чем-то. Приятным или тягостным бывает нечто, нами ощущаемое, воспринимаемое, мыслимое. Так называемые беспредметные эмоции, обычно тоже имеют предмет, только менее определенный (например, тревогу может вызвать ситуация в целом: ночь, лес, недоброжелательная обстановка) или неосознаваемый (когда настроение портит неуспех, в котором человек не может признаться). Бывает плохое настроение, которое трудно объяснить. А если я не могу этого сделать, значит, я не могу приурочить его к определенному предмету, объекту.
1.6 Уровни эмоционального реагирования по С.Л. Рубинштейну.
С.Л. Рубинштейн в многообразных проявлениях эмоциональной сферы личности выделяет три уровня.
Первый — это уровень органической аффективно- эмоциональной чувствительности. Он связан с физическими чувствованиями удовольствия — неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Они могут быть, как специализированными, местного характера, отражая в качестве эмоциональной окраски или тона отдельное ощущение, так и более общего, разлитого характера, отражая более или менее общее самочувствие человека, не связанное в сознании с конкретным предметом (беспредметные тоска, тревога или радость).
Второй, более высокий уровень эмоциональных проявлений, составляют предметные чувства (эмоции). На смену беспредметной тревоги приходит страх перед чем-нибудь. Человек осознает причину эмоционального переживания. Опредмеченность чувств находит свое высшее выражение в том, что сами чувства дифференцируются, в зависимости от предметной сферы, к которой относятся, на интеллектуальные, эстетические и моральные. С этим уровнем связано восхищение одним предметом и отвращение к другому, любовь или ненависть к определенному лицу, возмущение каким-либо человеком или событием и т. п.
Третий уровень связан с более обобщенными чувствами, аналогичными по уровню обобщенности отвлеченному мышлению. Это чувство юмора, иронии, чувство возвышенного, трагического и т. п. Они тоже могут иногда выступать как более или менее частные состояния, приуроченные к определенному случаю, однако чаще всего они выражают общие устойчивые мировоззренческие установки личности, называют их мировоззренческими чувствами.
Таким образом, заключает Рубинштейн, «в развитии эмоций можно. наметить следующие ступени:
1) элементарные чувствования как проявления органической аффективной чувствительности, играющие у человека подчиненную роль общего эмоционального фона, окраски, тона или же компонента более сложных чувств;
2) разнообразные предметные чувства в виде специфических эмоциональных процессов и состояний;
3) обобщенные мировоззренческие чувства; все они образуют основные проявления эмоциональной сферы, органически включенной в жизнь личности».
1.7 Компоненты эмоциональных явлений.
Эмоции по праву считаются одним из механизмов регуляции внешней и внутренней деятельности, а также состояния организма, всех его систем. Сами эмоциональные явления включают компоненты разного рода:
1) эмоционально-оценочный компонент (эмоциональное переживание);
2) экспрессивный компонент (выразительные движения: мимика, жесты, пантомимика, голосовые реакции и др.);
3) когнитивный, в т.ч. рефлексивный, компонент (анализ и понимание воспринимаемой, припоминаемой или воображаемой ситуации, что, собственно, придает эмоциональным явлениям предметную направленность, интенциональность; ощущение и восприятие состояний организма; рефлексия разных компонентов эмоций);
4) физиологический, как центральный, так и периферический, компонент (включает разнообразные вегетативные и биохимические, в т.ч. эндокринные, изменения; активационный эффект ретикулярной формации, четко проявляющийся в ЭЭГ-сдвигах, зрачковый рефлекс, тремор и т. д.);
5) поведенческий компонент.
2. Художественное творчество.
Свой специфический характер имеет и художественное творчество — работа писателя, поэта, художника, музыканта. Несмотря на все представления о вдохновении, внезапном наитии и т.д., особенно распространенные именно по отношению к художественному творчеству, можно сказать, что и художественное творчество, прежде всего большой, напряженный, сосредоточенный и часто кропотливый труд. Реализация замысла художника предполагает обычно более или менее длительное собирание и впитывание или вбирание в себя многообразных впечатлений.
Для того чтобы подчинить образ замыслу, идее и композиции художественного произведения, необходимо преобразовать те впечатления, которые доставляет художнику внимательное наблюдение. Здесь вступает в свои права творческое воображение художника с многообразными, в процессе творчества вырабатывающимися приемами и способами преобразования.
Это включение воображения на одном из этапов художественного творчества означает лишь, что на этом этапе обычно его роль выступает особенно отчетливо в относительной самостоятельности.
Можно, пожалуй, даже утверждать, что само восприятие художника как художественное восприятие не только проявляется, но и формируется в процессе художественного изображения воспринимаемого. Художник научается видеть, воспринимать действительность в соответствии с требованиями, исходящими от условий ее изображения. Поэтому в известном смысле можно сказать, что восприятие художника в своей художественной специфичности, отчасти обусловлено техникой художественного изображения. В самом же изображении, в создании художественного произведения техника, во всяком случае, играет, конечно, не самодовлеющую, но существенную роль.
Творческое развитие художника совершается часто в своеобразной диалектике творческих замыслов и техники: новые творческие замыслы для своего осуществления требуют иногда овладения новыми техническими средствами; овладение новыми техническими средствами создает новые творческие возможности, открывает простор для новых творческих замыслов, а новые творческие замыслы требуют дальнейшего развития и совершенствования техники и т.д.
Вообще, утверждение о том, что художественное творчество предполагает упорный, напряженный, часто кропотливый труд, никак не исключает того, что сам процесс создания значительного художественного произведения, его оформление часто является относительно кратковременным актом величайшего напряжения и подъема всех духовных и физических сил. Только в моменты или периоды такой величайшей сосредоточенности, собранности и подъема можно создать что-то действительно значительное.
Так действующие лица художественного произведения в силу внутренней необходимости, с которой развивается действие и раскрывается их характер, живут своей собственной жизнью, которая и самим художником воспринимается как независимая от него. С таким восприятием объективности, подлинности созданного художником мира естественно сочетается реальность и интенсивность чувств художника по отношению к действующим лицам, живущим в его творениях. Имеется немало свидетельств того, как ярки иногда бывают эти чувства.
2.1 Роль эмоций в творчестве.
Роль эмоций в творческом процессе многообразна. Это и муки творчества, и радость открытия. Из мемуарной литературы также следует, что эмоция, лирическое настроение или вдохновение способствуют творческому воображению, фантазии, так как в сознании легко возникают яркие многочисленные образы, мысли, ассоциации. Но вот что характерно: это вдохновение, радость по поводу творческого успеха не долговременны.
Особая роль принадлежит эмоциям в различных видах искусства.
К. С. Станиславский говорил, что из всех трех психических сфер человека — ума, воли и чувств — последнее является самым «трудновоспитуемым ребенком». Расширение и развитие ума гораздо легче поддается воле актера, чем развитие и расширение эмоциональной сферы. Чувство, отмечал Станиславский, можно культивировать, подчинять воле, умно использовать, но оно очень туго растет. Альтернатива «есть или нет» более всего относится к нему. Поэтому оно для актера дороже всего. Учащиеся с подвижными эмоциями, способностью глубоко переживать — это золотой фонд театральной школы. Их развитие идет быстро. В то же время Станиславский сетовал на то, что слишком много рассудочных актеров и сценических работ, идущих от ума. Важны переживания эмоций и для художника в процессе изобразительного акта. В.С. Кузин отмечает, что если натура (объект изображения) оставила художника равнодушным, не вызвала никаких эмоций, процесс изображения будет пассивен. О. Роден считал, что, прежде чем копия того, что видит художник, пройдет через его руку, она должна пройти через его сердце.
2.2 Роль художественного творчества и воображения.
Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой. Связь между ними, однако, никак не такова, чтобы можно было исходить из воображения как самодовлеющей функции и выводить из нее творчество как продукт ее функционирования. Ведущей является обратная зависимость; воображение формируется в процессе творческой деятельности. Специализация различных видов воображения является не столько предпосылкой, сколько результатом развития различных видов творческой деятельности. Поэтому существует, столько специфических видов воображения, сколько имеется специфических, своеобразных видов человеческой деятельности, — конструктивное, техническое, научное, художественное, живописное, музыкальное и т.д. Все эти виды воображения, формирующиеся и проявляющиеся в различных видах творческой деятельности, составляют разновидность высшего уровня — творческого воображения.
Роль воображения и его характер существенно определяются тем, что представляют собой его продукты. Одни находят себе легкое и малоплодотворное удовлетворение в мимолетных и праздных мечтаниях, прикрываясь завесой своей фантазии от реального дела. Другие, наделенные достаточными творческими силами превращают воплощение своего воображения в реальное дело творчества. Их творения вводят в реальный мир как бы новое измерение. В созданных художественным творчеством произведениях искусства люди созерцают преображенный, углубленный образ мира, далеко выходящего за ограниченные рамки их часто узкого личного существования; в практической жизни они ломают устаревшие нормы и реально изменяют действительность.
Воображение играет существенную роль в каждом творческом процессе. Его значение особенно велико в художественном творчестве. Всякое художественное произведение, достойное этого имени, имеет идейное содержание, но в отличие от научного трактата оно выражает его в конкретно-образной форме. Если художник вынужден вывести идею своего произведения в абстрактных формулах так, что идейное содержание художественного произведения выступает наряду с его образами, не получая адекватного и достаточно яркого выражения внутри их, его произведение теряет свою художественность. Наглядно-образное содержание художественного произведения, и только оно, должно быть носителем его идейного содержания. Сущность художественного воображения заключается, прежде всего, в том, чтобы уметь создать новые образы, способные быть пластическим носителем идейного содержания. Особая мощь художественного воображения заключается в том, чтобы создать новую ситуацию не путем нарушения, а при условии сохранения основных требований жизненной реальности.
В корне ошибочным является то представление, что чем причудливее и диковиннее произведение, тем о большей силе воображения оно свидетельствует. Воображение Льва Толстого не слабее, чем воображение Эдгара По. Это лишь иное воображение. Для того чтобы создать новые образы и нарисовать на большом полотне широкую картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения. Чем реалистичнее художественное произведение, тем строже в нем соблюдается жизненная реальность, тем более мощным должно быть воображение, чтобы сделать наглядно-образное содержание, которым оперирует художник, пластическим выражением его художественного замысла.
Настоящий художник не только располагает техникой, необходимой для того, чтобы изобразить то, что он видит, но он и видит по-иному, чем художественно невосприимчивый человек. И задача художественного произведения — показать другим то, что видит художник, с такой пластичностью, чтобы это увидели и другие.
Нельзя лучше выразить, в чем заключается сущность художественного творчества. Даже в портрете художник не фотографирует, не воспроизводит, а преобразует воспринимаемое.
Воображение в художественном творчестве допускает, конечно, и значительный отлет от действительности, более или менее значительное отклонение от нее. Художественное творчество выражается не только в портрете; оно включает и сказку, и фантастический рассказ. В сказке, в фантастическом рассказе отклонения от действительности могут быть очень велики. Творческое воображение прибегает в художественном произведении к фантастике, к отклонению от некоторых сторон действительности, с тем чтобы придать образную наглядность действительности, основному замыслу или идее, отражающей опосредованно какую-то существенную сторону действительности.
Развитие воображения совершалось по мере того, как создавались все более совершенные продукты воображения. В процессе создания поэзии, изобразительного искусства, музыки и их развития формировались и развивались все новые, более высокие и совершенные формы изображения. В великих творениях народного творчества, в былинах, сагах, в народном эпосе, в произведениях поэтов и художников — в «Илиаде» и «Одиссее», в «Песне о Роланде», «Слове о полку Игореве» — воображение не только проявлялось, но и формировалось. Создание великих произведений искусства, учивших людей по-новому видеть мир, открывало новое поле для деятельности воображения.
Источник