Что такое эмоциональная децентрация индивида

Децентрация и ее уровни в младшем школьном возрасте

Просмотр содержимого документа
«Децентрация и ее уровни в младшем школьном возрасте»

ДЕЦЕНТРАЦИЯ ЛИЧНОСТИ И УРОВНИ ЕЕ ПРОЯВЛЕНИЯ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Одна из задач учителя в работе с детьми младшего школьного возраста — помочь детям выработать позицию по отношению к самому себе, к другим, людям и окружающему миру, то есть децентрироваться, создать условия для развития гибкости общения с целью поддержания эффективного делового взаимодействия друг с другом.

Целью данной статьи является рассмотрение особенностей децентрации личности младшего школьника и уровней ее проявления.

Прежде чем рассмотреть особенности данного явления в младшем школьном возрасте дадим определение децентрации с позиций различных наук. Так, с точки зрения социологии децентрация рассматривается в качестве способности индивида к принятию своей социальной роли и роли другого человека.

Ребенок сначала научается отличать самого себя от остального мира, затем он приходит к отличению человеческих существ от других объектов. Он начинает понимать характерные человеческие чувства, частично наблюдая других в различных ситуациях и частично проверяя свои собственные переживания в подобных ситуациях.

В психологическом аспекте децентрация рассматривается в качестве механизма личностного развития человека. Так, Ж. Пиаже определяет децентрацию как механизм развития личности в процессе преобразования смысла образов, представлений и понятий человека с учетом возможных точек зрения других людей.

Децентрация в качестве свойства личности проявляется во всех сферах личности — когнитивной, аффективной и смыслообразующей.

В когнитивной сфере децентрация характеризуется способностью индивида менять познавательную перспективу с учетом точек зрения других людей, а также координировать свою собственную точку зрения с точками зрения других людей, что в свою очередь помогает человеку по-другому увидеть и оценить некоторые предметы и события. Изменению точки зрения при рассуждении, оценках, формулировках мнений и сопоставление со своей начальной точкой зрения будет способствовать межличностная рефлексия. С помощью децентрации при восприятии людей становится возможным представить себя на месте другого человека и лучше понять его. Все это значительно расширяет кругозор личности.

В аффективной (эмоциональной) сфере децентрация ведет к способности «прочувствовать» за другого человека, приводит к переориентации человека с собственной сферы чувств на мир переживаний другого человека. Развитая децентрация в данной сфере будет проявляться в способности человека эмоционально откликаться на переживания других людей. Т.П. Гаврилова выделяет два вида эмпатии: сопереживание (переживание человека тех же чувств, что испытывает другой через отождествление с ним); и сочувствие (переживания человека по поводу чувств другого, отличных от своих собственных). Проникновение в «духовный мир» другого человека возможно благодаря рефлексии. Согласно исследованиям автора децентрация раздвигает границы эмоциональности человека, развивает и разнообразит его собственный экспрессивный репертуар.

Децентрация в смысловой сфере способствует пониманию самого себя в мире отношений с другими людьми как одного из многих, а не как «Центра Вселенной». Децентрированное отношение к другому человеку позволяет определить любого человека как уникальную, свободную, самостоятельную личность. По мнению Б.С. Братуся, реализация таких отношений к самому себе и к другому возможна только через такое чувство как любовь.

Феномен децентрации, выступающий в качестве механизма взаимодействия, общения и взаимоотношений людей, обоснован в работах Ж. Пиаже, Л. Колберга. По их мнению, здесь децентрация, реализует своеобразный «поворот» со своих собственных мыслей, чувств, действий человека на мысли, чувства и действия другого человека. Такой «поворот» предстает в двух видах: первый – это попытка представить себя на месте другого и выявить систему его отношений, как к себе, так и к предмету деятельности и общения, а второй – попытка представить себя со стороны и то, как собственное отношение воспринимается и осознается окружающими.

Читайте также:  Как контролировать свои эмоции гнева

Децентрация здесь проявляется в качестве идентификации, то есть способности человека уподобляться другому человеку. В результате такой децентрации вырабатывается способность координировать позиции разных людей, вступающих в контакт, с помощью учета всех точек зрения и систем отношений. Децентрация дает человеку преимущество обратной связи, а значит возможность контроля адекватности и полноты собственных наблюдений, выводов, оценок, предположений и др.

В младшем школьном возрасте феномен децентрации имеет свои особенности.

Когнитивная сфера личности ребенка характеризуется тем, что формируются элементарные личностные проявления. Дети ко времени поступления в школу уже обладают известной настойчивостью, могут ставить перед собой отдаленные цели и достигать их (хотя еще не доводят дело до конца), делают первые попытки оценивать поступки с позиций общественной значимости. Им свойственны первые проявления чувства долга и ответственности за себя. Ответственность представляет собой способность понимать соответствие результатов своих действий необходимым целям, нормативам. Принятая ребенком ответственность предполагает личный выбор. Прежде всего, это выбор предмета совместных занятий и партнеров для них. По мере развития ответственности у ребенка появляется возможность оценивать свои отдельные поступки и поведение в целом как хорошее или плохое, если главными мотивами поведения становятся общественные нормы.

Психофизиологическая основа, заложенная в дошкольном возрасте, позволяет младшему школьнику обратиться к накоплению фактов об окружающем мире. Он утверждает себя в окружающей предметной среде. На основе противоречия – стремления утверждения себя в окружающей предметной среде и незнании её – у ребенка возникает ведущая для этого возраста духовная познавательная потребность, познавательные многообразные стремления и интересы. Состояние собирательства фактов, ощущения себя в предметном мире есть нормальные условия полноценности его жизни. Богатство фактов в сознании ребенка, приведение их в систему обеспечивают первоначальный уровень мировоззрения, эмпирического представления о мире. Одновременно с удовлетворением познавательной потребности, накопления представлений и образов в психике ребенка осуществляется громадная работа по осмыслению фактов, их сравнению и сопоставлению, созданию на их основе представлений и образов.

Эмоциональная сфера характеризуется тем, что ребенок в младшем школьном возрасте несет в себе весь комплекс чувств, совесть. Он понимает значение таких понятий как «должен», «обязан». У него пробуждается чувство гордости или стыда в зависимости от поступка. Он может гордиться не только поступком, одобряемым взрослыми, но и своими положительными качествами (смелостью, правдивостью, готовностью поделиться с другими), которые он хорошо осознает. Он может стыдиться не только замеченного взрослыми поступка, но и таких своих проявлений как трусость, грубость, жадность, которые он сам оценивает как недостойные.

Переживания приобретают для ребенка новый смысл, между ними устанавливаются связи, становиться возможной борьба переживаний. Содержание переживаний составляют внешние события, ситуации, отношения, которые своеобразно преломляются в сознании, и эмоциональные представления о них складываются в зависимости от логики чувств ребенка, его уровня притязаний, ожиданий. На основе обобщений переживаний в семь лет появляется логика чувств, которая ведет к возникновению внутренней жизни ребенка.

Важной стороной внутренней жизни становится смысловая ориентировка в собственных действиях. Это интеллектуальный момент, позволяющий более или менее адекватно оценить будущий поступок с точки зрения его результатов и более отдаленных последствий. Но одновременно это момент и эмоциональный, поскольку определяет личностный смысл поступка — его место в системе отношений ребенка с окружающими, вероятные переживания по поводу изменения этих отношений. В то же время он исключает импульсивность и непосредственность в поведении ребенка. Благодаря этому механизму утрачивается детская непосредственность: ребенок размышляет, прежде чем действовать, начинает скрывать свои переживания и колебания, пытается не показать другим, что ему плохо.

У младшего школьника появляется способность к сопереживанию, сочувствию, сорадости, которым ребенок учится через механизм подражания. Подражание действий сопереживания приводит ребенка к тому, что он научается проявлять всю внешнюю атрибутику сопереживания и действительно испытывает сопереживание к другим людям. Сопереживание открывает рефлексивные способности ребенка проникать своими чувствами и умом в состояние другого человека, предвидеть возможное его поведение, оказывать моральную и реальную поддержку, что способствует децентрации личности ребенка.

Читайте также:  Апатическая депрессия лечение антидепрессанты

Эмоциональная сфера личности ребенка связана с обеспечением безопасности, что достигается при эмпатийном принятии его значимым взрослым, а также с наличием обратной связи с его окружением, обеспечивающей подтверждение его самооценки и значимости для окружающих.

Смыслообразующая сфера характеризуется формированием рефлексии, которая предполагает анализ, внутреннее обсуждение ребенком оснований своих действий, поступков.

В младшем школьном возрасте рефлексия предстает в двух видах: личностная и интеллектуальная. Личностная рефлексия относится к формированию самооценки, которая выражает отношение между Я-реальным и Я-идеальным. Она проявляется, как в умении оценивать собственные мысли и действия «со стороны», не считая свое мнение единственно возможным, так и в умении критично (но некатегорично) оценивать мысли и действия других людей.

Под интеллектуальной рефлексией имеется в виду рефлексия в плане мышления. Ребенок начинает думать об основаниях того, почему он думает так, а не иначе. Возникает механизм коррекции своего мышления со стороны логики, теоретического знания. Следовательно, ребенок становится способным подчинять намерение интеллектуальной цели, способным удерживать знание в течение длительного времени.

Рефлексия позволяет выделить способы действия как особое свойство активности личности; произвольность позволяет разделять разные планы реальностей и действия в них; внутренний план действий обеспечивает необходимую систему координат для организации психологического пространства личности.

На основании анализа теоретических источников по проблеме децентрации личности нами были выделены экспериментальным путем уровни децентрации личности младшего школьника.

Первый уровень (эгоцентрический).

Когнитивная сфера данной группы детей отличается тем, что ребенок судит обо всем со своей точки зрения, при этом не учитывает точки зрения других людей. У этих детей наблюдается предконвенциональный уровень развития моральных суждений: ребенок основывается на принципе выгоды для себя, оценивает поступки по их физическим последствиям, без учета внутренних намерений человека, совершающего этот поступок.

Эмоциональная сфера характеризуется фиксированностью переживаний ребенка с отрывом от изменившихся обстоятельств.

Отличие смысловой сферы состоит в том, что исходным моментом для ребенка является личная выгода, удобство, престижность, незначимость другого человека, при оценке себя преобладание оценки другими

Все остальные люди ставятся в зависимость от отношений к ним самого ребенка, на сколько они выгодны в данной ситуации, и рассматриваются как помогающие (удобные, «хорошие»), либо препятствующие («плохие», враги).

В сфере общения такой ребенок не принимает информацию, не принимает участия в совместной работе, не принимает во внимание позицию другого.

Суждения школьников на этом уровне характеризуются глобальностью и недифференцированностью. В их высказываниях отсутствуют объяснения причин явлений и какая-либо аргументация. Все суждения категоричны и исходят из субъективной уверенности, основываются на неосознаваемом подражании.

При взаимодействии учащиеся абсолютизируют свою позицию и недооценивают позицию партнера, абсолютно не учитывают ролевые атрибуты других людей

Наблюдается конформный тип поведения.

Главная проблема детей данной группы состоит в том, что они не осознают своей субъективности, автономности от окружающих людей, и всего мира.

Когнитивная сфера характеризует тем, что ребенок признает существование другой точки зрения, и полностью с этой точкой зрения соглашается, при этом отказывается от своей точки зрения. Этот феномен наблюдается при принятии оценок со стороны учителя о своей личности или личности своих одноклассников, основой оценивания служит школьная успеваемость.

Детям присущ конвенциональный уровень развития моральных суждений, то есть наблюдается некритичное принятие норм своей референтной группы. В данном случае это проявляется в принятии школьных норм как обязанностей, которые не являются свободно выработанными ребенком, а навязанными со стороны взрослых. Наблюдается конформизм.

Читайте также:  Как научиться скрывать все чувства

Рассматривая смысловую сферу, данный уровень можно назвать группоцентрическим, на котором определяющим смысловым моментом отношений к действительности становится близкое окружение человека, которое он либо отождествляет с собой, либо ставит выше себя в своих интересах и устремлениях. Отношение к другому человеку существенно зависит от того, является ли он «своим» или «чужим», «дальним».

Дети оценивают другого человека в зависимости от конкретной ситуации, через отношение к нему, но уже в специфически человеческом содержании.

В то же время у детей не сформирован идеал, к которому стремился бы ребенок, то есть в их самосознании отсутствует идеальный другой как устойчивое образование, оторванное от конкретной ситуации.

В процессе общения ребенок данной группы принимает и усваивает информацию; принимает участие в сотрудничестве под давлением обстоятельств; принимает во внимание позицию другого, но не изменяет своего поведения. Другой человек значим как партнер по общению.

Суждения детей можно назвать интуитивными, начинает формироваться мнение. Учащие расчленяют содержательный и оценочный аспект суждения, однако их мысли часто соскальзывают оценки суждения и полностью поглощаются содержание высказываний. В высказываниях учащихся преобладает внутренняя уверенность, основанная на мнении авторитетных людей. На этом уровне осознанное подражание преобладает над убежденностью.

Третий уровень (децентрированный).

К данной группе относятся дети, в поведении которых наблюдается наивысший (для данного возраста) уровень развития децентрации личности.

Когнитивная сфера детей отличается признанием существования различных точек зрения, их координацией, нахождением места своей точки зрения в системе представленных. Понимают относительность своей точки зрения.

Эмоциональная сфера детей характеризуется умением сопереживать и сочувствовать другому человеку, им свойственно стремление помочь другому человеку.

Смысловая сфера детей выделяется тем, что включает в себя коллективистские, общественные, смысловые ориентации. У детей развита способность, быть собой и «другим», умение соотносить свои желания и устремления другого. Этими детьми учитываются особенности другого человека, При остром конфликте ситуаций своей и другого человека они ищут разные выходы, позволяющие совместить обе ситуации.

В общении ребенок принимает, усваивает и перерабатывает информацию; принимает активное участие в общей деятельности; может сам инициировать общую деятельность, корректирует своё поведение в связи с прогнозированием позиции другого человека.

Уровень развития суждений этой группы детей связан с переводом интуитивных суждений в дискурсивные, а также с возникновением зачатков теоретического обобщения. В своих суждениях учащиеся начинают использовать законы науки, общие выводы, отчетливо дифференцируют свою и «чужую» мысль. На этом уровне школьники уже используют систему доказательств.

При взаимодействии дети отличаются способностью выделять ролевые атрибуты других людей, их нравы способности, уровень возможностей. Дети понимают, что правила относительны, могут быть выработаны на договорной основе. Происходит выработка личных нравственных принципов, которые могут совпадать, а могут и не совпадать с принципами референтной группы.

Таким образом, задачей учителя с детьми первой группы становится научить ребенка умению отделяться от остальных, видеть своё отличие от других людей, формировать у ребенка навыки эффективного общения и взаимодействия. Работа со второй группой учащихся состоит в развитии навыков общения, развития у ребенка умения отличать и отстаивать свою точку зрения. Задача учителя в работе с третьей группой состоит в поддержке всего того, что развито у детей.

Братусь Б.С. Аномалии личности. — М.: Мысль 1988. — 301с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. — М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 448с.

Пиаже Ж. Избранные педагогические труды. Пер. с анг. и француз. Вступительная статья В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. — М.: Международная пед. академия, 1994. — 680с.

Источник

Оцените статью