- Мир психологии
- Эмоции. Основные функции и виды эмоций.
- Функции эмоций.
- Виды эмоций.
- Что такое эмоции человека — отличие их от чувств, виды и функции часто используемых эмоций
- Эмоции — это.
- Эмоции и чувства – в чем разница?
- Физиологический аспект эмоций человека
- Для чего они нужны (функции эмоций)
- Виды эмоций
- Почему важно разбирать в своих эмоциях
- Часто используемые эмоции
- Комментарии и отзывы (2)
Мир психологии
психология для всех и каждого
Эмоции. Основные функции и виды эмоций.
Эмоции — особый класс субъективных психологических состояний, отражающихся в форме непосредственных переживаний, ощущений приятного или неприятного, отношения человека к миру и людям, процесс и результаты его практической деятельности.
К классу эмоций относятся настроения, чувства, аффекты, страсти, стрессы. Это так называемые «чистые» эмоции. Они включены во все психические процессы и состояния человека. Любые проявления его активности сопровождаются эмоциональными переживаниями.
У человека главная функция эмоций состоит в том, что благодаря эмоциям мы лучше понимаем друг друга, можем, не пользуясь речью, судить о состояниях друг друга и лучше настроиться на совместную деятельность и общение. Замечательным, например, является тот факт, что люди, принадлежащие к разным культурам, способны безошибочно воспринимать и оценивать выражения человеческого лица, определять по нему такие эмоциональные состояния, как радость, гнев, печаль, страх, отвращение, удивление. Это, в частности, относится и к тем народам, которые вообще никогда не находились в контактах друг с другом.
Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности. Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя » и направляя ее.
Функции эмоций.
Однако уже Ч. Дарвин говорил о биологической целесообразности эмоций. По некоторым данным человек является самым эмоциональным среди представителей животного мира. и развития человечества. Рассмотрим наиболее часто обсуждаемые в психологической литературе функции эмоций.
Функция оценки. Эмоция дает возможность мгновенно оценить смысл изолированного раздражителя или ситуации для человека. Эмоциональная оценка предшествует развернутой сознательной переработке информации и поэтому как бы «направляет» ее в определенное русло. Все знают, как важно первое впечатление, которое мы производим на нового знакомого. Если первое впечатление от человека благоприятное, то в дальнейшем достаточно сложно разрушить возникшую позитивную настройку восприятия («Все, что делает этот приятный человек, – хорошо!»). И, наоборот, «реабилитировать» в своих глазах человека, который почему-то показался нам неприятным, удается с трудом.
Функция мобилизации. Мобилизующая функция эмоций проявляется, в первую очередь, на физиологическом уровне: выброс в кровь адреналина при эмоции страха повышает способность к бегству (правда, чрезмерная доза адреналина может привести и к обратному эффекту – ступору), а понижение порога ощущения, как составляющая эмоции тревоги, помогает распознать угрожающие стимулы. Кроме того, феномен «сужения сознания», который наблюдается при интенсивных эмоциональных состояниях, заставляет организм сосредоточить все усилия на преодолении негативной ситуации.
Функция следообразования. Эмоция часто возникает уже после того, как то или иное событие завершилось, т.е. тогда, когда действовать уже поздно. По этому поводу А.Н. Леонтьев замечал: «В результате аффекта, характеризующегося ситуацией, из которой, в сущности, уже поздно искать выход, создается своеобразное настораживание по отношению к возбуждающей аффект ситуации, т.е. аффекты как бы метят данную ситуацию. Мы получаем предупреждение».
Согласно формулировке С.Л. Рубинштейна, «эмоции являются субъективной формой существования потребностей». Современный человек весьма изощрен по части мотивировок своего поведения, однако именно эмоции открывают ему (и окружающим) истинные мотивы. Во время осуществления деятельности динамика эмоций сигнализирует об ее успешности или препятствиях. Например, при интеллектуальной деятельности эмоциональная «ага-реакция» предвосхищает еще не осознанное субъектом нахождение решения задачи.
Функция компенсации информационного дефицита. Описанная выше оценочная функция эмоций особенно полезна в том случае, когда нам не хватает информации для рационального принятия решения. Эмоции обладают совершенно экстраординарным значением в функционировании живых организмов и вовсе не заслуживают того, чтобы их противопоставляли «интеллекту». Эмоции, скорее всего, сами представляют высший порядок интеллекта. Другими словами, эмоция является своеобразным «запасным» ресурсом для решения задач. Возникновение эмоций как механизма, компенсирующего дефицит информации, объясняет гипотеза П.В. Симонова.
Возникновение положительных эмоций усиливает потребности, а отрицательных – снижает их интенсивность.
Когда человек оказывается в ситуации информационного дефицита и не в состоянии сделать какой-либо прогноз, он может «опереться» на эмоцию – получить «эмоциональный аванс».
Функция коммуникации. Экспрессивный (выразительный) компонент эмоций делает их «прозрачными» для социального окружения. Выражение некоторых эмоций, например боли, вызывает пробуждение альтруистической мотивации у других людей. Например, матери легко отличают плач детей, вызванный болью, от плача по другим причинам и быстрее спешат на помощь. Известно, что эмоции обладают «заразительностью». «Заражение» эмоциональным состоянием происходит именно потому, что люди могут понять и примерить на себя переживания другого человека.
Для того чтобы содержание эмоции было верно истолковано окружающими, эмоции должны выражаться в конвенциональной (т.е. понятной всем членам общества) форме. Отчасти это достигается врожденными механизмами реализации базовых эмоций.
Функция дезорганизации. Интенсивные эмоции способны нарушить эффективное протекание деятельности. Даже аффект оказывается полезен, когда человеку необходимо полностью мобилизовать свои физические силы. Однако длительное действие интенсивной эмоции обусловливает развитие состояния дистресса, который, в свою очередь, действительно приводит к расстройству поведения и здоровья.
Виды эмоций.
Основные эмоциональные состояния, которые испытывает человек, делятся на собственно эмоции, чувства и аффекты. Эмоции и чувства предвосхищают процесс, направленный на удовлетворение потребности, имеют идеаторный характер и находятся как бы в начале его.
Эмоции — это очень сложные психические явления. К наиболее значимым эмоциям принято относить следующие типы эмоциональных переживаний: аффекты, собственно эмоции, чувства, настроения, эмоциональный стресс.
Чувства — продукт культурно-исторического развития человека. Они связаны с определенными предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.
Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они у него всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.
Аффект — наиболее мощный вид эмоциональной реакции. Аффектами называют интенсивные, бурно протекающие и кратковременные эмоциональные вспышки. Примерами аффекта могут служить сильный гнев, ярость, ужас, бурная радость, глубокое горе, отчаяние. Эта эмоциональная реакция полностью захватывает психику человека, соединяя главный воздействующий раздражитель со всеми смежными, образуя единый аффективный комплекс, предопределяющий единую реакцию на ситуацию в целом.
Одна из главных особенностей аффекта состоит в том, что данная эмоциональная реакция неодолимо навязывает человеку необходимость выполнить какое-либо действие, но при этом у человека теряется чувство реальности. Он перестает себя контролировать и даже может не осознавать того, что делает. Это объясняется тем, что в состоянии аффекта возникает чрезвычайно сильное эмоциональное возбуждение, которое, затрагивая двигательные центры коры головного мозга, переходит в двигательное возбуждение. Под действием этого возбуждения человек совершает обильные и часто беспорядочные движения и действия. Бывает и так, что в состоянии аффекта человек цепенеет, его движения и действия совсем прекращаются, он словно лишается дара речи.
Страсть — еще один вид сложных, качественно своеобразных и встречающихся только у человека эмоциональных состояний. Страсть представляет собой сплав эмоций, мотивов и чувств, сконцентрированных вокруг определенного вида деятельности или предмета. Объектом страсти может стать человек. С.Л. Рубинштейн писал, что “страсть всегда выражается в сосредоточенности, собранности помыслов и сил, их направленности на единую цель. Страсть означает порыв, увлечение, ориентацию всех устремлений и сил личности в едином направлении, сосредоточение их на единой цели”.
Источник
Что такое эмоции человека — отличие их от чувств, виды и функции часто используемых эмоций
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Эмоции — это то, что играет в нашей жизни немаловажную роль.
Без них было бы очень трудно взаимодействовать с другими людьми и понимать самого себя.
Но что же такое эмоции? Откуда они берутся, как отражаются на нашем физиологическом состоянии, какие виды эмоций различают и какие функции они выполняют?
Ну и, наконец, Топ 10 часто используемых эмоций, которые нужно четко понимать.
Эмоции — это.
На простом языке, эмоции – это ситуативное проявление душевных переживаний. Это внутренний отклик на происходящие события, реакция.
В переводе с латинского слово «эмоция» означает «потрясаю» или «волную», то есть это некий процесс, в котором человек не спокоен: оценивая нечто, он это как-то переживает.
Состояние переживания эмоции охватывает всего человека: внутри запускаются различные органические реакции, снаружи меняется мимика, взгляд, голос, положение тела и поведение.
Например, вам наступили на ногу и даже не извинились. В эту секунду в голове проносится тысяча разных мыслей: «Как больно! Ботинок теперь грязный! Какой наглый мужик! Мог бы и извиниться!»
Если вы оценили произошедшее, как ущемляющее ваше личное достоинство, то в ответ можете либо обидеться, либо впасть в раздражение, промолчать или пойти в словесную (а может и физическую) атаку на обидчика. Сколько людей – столько и реакций, которые зависят от характера каждого из них.
Эмоции бывают разных видов (радость, грусть, восторг), окрашивают наше состояние разноцветными красками – чем «богаче», опытней личность, тем больше способов реагирования он знает и тем полнее может проживать свою жизнь.
И, наоборот, те, кто умеет только радоваться и грустить, делят мир на черное и белое, хорошо и плохо, вряд ли назовут свое существование ярким и удовлетворительным.
Эмоции и чувства – в чем разница?
Часто, говоря про эмоции и чувства, люди имеют в виду одно и то же. По сути, это так и есть: и первое, и второе представляют собой внутренний процесс переживания. Отличие между ними всего одно и заключается в продолжительности самого процесса:
- эмоция длится недолго – вы купили вещь, о которой давно мечтали. Сколько вы будете радоваться? Ну, час, два. Потом эмоция радости начнет стихать. Возможно, завтра вы начнете мечтать о чем-то другом. Или на улице вас окатила грязью проезжающая машина, вы разозлитесь или расстроитесь, но вскоре забудете про эту неприятность;
- чувства носят долговременный характер – это устойчивые во времени эмоции: я люблю своего ребенка со дня его рождения и буду любить всю жизнь. А еще я до сих пор злюсь на ту девочку из детского сада, которая воровала мои конфеты из шкафчика (столько лет прошло, а я все еще злюсь!). В данном случае любовь и злость – чувства, которые присутствуют в моей жизни очень долгое время.
Эмоции имеют свойство перерождаться в чувства.
Если речь идет о позитивном спектре переживаний, то это хорошо. Но если человек носит с собой долгое время негативные переживания, то они разъедают его изнутри, заставляют страдать, токсично воздействуют на всю его жизнь.
Так происходит по следующей причине (возьмем ситуацию с ворованными конфетами): будучи ребенком, я сильно разозлилась, когда увидела, что мои конфеты пропали. Я сказала об этом маме и воспитателю, но никто из них не смог повлиять на ситуацию.
Девочка продолжала воровать мои конфеты и дальше, а я ни разу не сказала ей ни слова (почему – неизвестно). Таким образом, моя эмоция злости осталась неотреагированной и трансформировалась в чувство злости, которое живет со мной уже лет 30.
Отсюда вывод: любая эмоциональная реакция должна быть отреагирована, выражена, выведена наружу словом, действием, жестом.
Разозлился – скажи об этом. Не можешь сказать (не всегда хочется портить отношения с другими), побей подушку, напиши гневное письмо и сожги, слепи образ обидчика и сломай его.
Главное – покажи, как ты разозлился. Если этого не происходит, то энергия, рожденная эмоцией, остается в теле, становясь чувством, а то и гештальтом (что это?).
Физиологический аспект эмоций человека
Эмоции человека проживаются на физиологическом уровне. Это про то, что психика крепко связана с телом: они взаимно влияют друг на друга. Если я подумаю, что мне грозит опасность, то испытаю эмоцию страха, который повлечет за собой следующие изменения в организме:
- все органы чувств обострятся – например, расширенные зрачки нужны для того, чтобы лучше видеть пространство;
- в кровь поступит адреналин – гормон, который мобилизирует весь организм, улучшит физические показатели (выносливость);
- дыхание учащается;
- кровоток увеличивает скорость;
- сердце ускоряет ритм;
- артериальное давление растет;
- желудок сжимается в комок;
- возможен приступ диареи и т.д.
Все эти физиологические изменения нужны для того, чтобы я смогла убежать, ведомая инстинктом самосохранения, который кричит мне: «Беги! Здесь опасно!» в ответ на мою мысль об угрозе.
Таким образом, организм подстраивается под то, что мы думаем и как переживаем реальность.
Именно поэтому важно соблюдать психологическую гигиену: культивировать позитивное мышление, которое влечет за собой позитивные эмоции. Спокойный, умиротворенный организм выделяет гормоны счастья и удовольствия, не болеет, способен лечить сам себя.
Для чего они нужны (функции эмоций)
Эмоции показывают субъективное отношение человека к другим и миру, ситуациям, явлениям, событиям, в котором кроются его потребности.
Пожалуй, это их главная функция (сигнальная) – показать то, чего человек хочет. Помимо нее есть еще три:
- мотивационно-регулирующая – переживания направляют поведение человека, подсказывают, что нужно сделать и как поступить;
- коммуникативная – с помощью эмоций мы лучше понимаем друг друга, «считывая» внутренне состояние людей (это называется эмпатия). Наверняка вы отчетливо различаете, когда человек в гневе, радуется или грустит. Это понимание дает вам возможность составить дальнейший план действий;
- защитная функция – в некоторых случаях эмоции спасают нас от какой-либо угрозы. Страх заставляет покинуть опасное место. Гнев транслирует другим «Отойди, не трогай меня или получишь».
Эмоции как маркер, который демонстрирует, что в этот момент (и не только) происходит внутри.
Если я верю, что все люди добрые, хорошие и желают мне добра, тогда наступивший мне на ногу не вызовет у меня бурную, негативную реакцию. Это случайность, так бывает. И если он не извинился, то это не значит, что он хам. Возможно, он просто даже этого не заметил. А если бы заметил, то обязательно попросил прощения.
Но если в моей картине мира все люди ужасные злюки и подлецы, то в вышеописанной ситуации, я обязательно подумаю о том, что на ногу мне наступили специально, жутко разозлюсь, восприняв произошедшее за личное оскорбление, и поведу себя агрессивно.
Часто используемые эмоции являют собой психологический портрет личности: его характер, способ мышления и бытия.
Виды эмоций
Насчитывается множество классификаций, в каждой из которых автор выделяет свои виды эмоций.
Например, можно разделить их на положительные, отрицательные и нейтральные. По мере интенсивности они могут быть стеническими (сопровождаться яркими проявлениями) и астеническими (низкая активность человека).
В психологии же чаще всего упоминается следующий список:
- базовые – это те эмоции, которые присущи любому человеку, независимо от его пола, возраста, национальности, страны проживания и культурного опыта (все умеют грустить и радоваться);
Почему важно разбирать в своих эмоциях
К сожалению, многие люди вообще не в курсе, какие бывают эмоции и как с ними обращаться. Чем это грозит?
Человек, не понимающий своих переживаний, не понимает себя, не слышит своих потребностей. Он не получает то, что хочет, и поэтому жизнь кажется не очень веселым мероприятием. Отсюда депрессии и другие невротические расстройства.
Доходчивый пример на эту тему: парень волнуется каждый раз, когда ему предстоит свидание с девушкой. Его переживания настолько сильны (краснеет лицо, трясутся руки, сохнет во рту, полуобморочное состояние), что каждый раз он отказывается от встречи. Долгое время он находится в одиночестве и страдает по этому поводу.
Если бы вышеописанный мужчина распознавал свои эмоции, он бы понял, что испытывает страх. На чем он основан? Парень боится не понравиться девушке, не хочет быть отвергнутым, ибо для него это катастрофа. Какая потребность в данный момент его заботит? Нравиться женскому полу, быть востребованным, желанным, принятым.
Дойдя мысленно до этого, возможно, он подумал бы, что не стоит так переживать. В конце концов, девушек много, и с одной из них обязательно что-то получится.
Часто используемые эмоции
Существует 10 базовых эмоций, в которых желательно разбираться – осознавать и давать им выход, так как сталкиваться с ними приходится абсолютно каждому и часто:
- Интерес – помогает нам получать новый психический и телесный опыт. Прочесть книгу, прокатиться на велосипеде, что-то потрогать, понюхать, ощутить на вкус.
- Радость – эмоция, возникающая, когда нам что-то нравится— при удовлетворении потребности (мечтал получить работу – получил – радость).
- Гнев – реакция на невозможность удовлетворить свою потребность (от жены ушел муж, она гневается, так как ее потребность быть любимой этим мужчиной, принадлежать ему больше не удовлетворяется). Крайне точкой кипения гнева является ярость – аффективное, неуправляемое состояние, вызванное субъективным ощущением несправедливости.
- Удивление – призвано обратить наше внимание на конкретное явление или событие.
- Отвращение – реакция на чрезмерность чего-то неприятного. В этот момент человек хочет избавиться от раздражающего фактора.
- Презрение – эмоция, появляющаяся в ситуации, где мое виденье мира и способ жить не совпадают с теми же критериями другого человека. Таким образом, я как бы заявляю: «Я права, а ты нет!».
- Стыд – реакция на несоответствие моего бытия правилам общества. Стыд всегда имеет «зрителя», то есть, нам стыдно всегда перед кем-то. Даже если человек говорит, что ему стыдно перед собой – в этот момент «критик» в его голове является образом человека из его реальности (мама говорила, что так делают только нехорошие люди).
- Вина – аутоагрессия, осуждения себя самого. Сигнализирует о том, что человек не одобряет собственный поступок (в случае со стыдом он не одобряет себя самого, а не свои действия).
- Страх – возникает в ситуациях, которые могут нести угрозу для жизни или самооценки личности.
- Горе, печаль – способ прожить непреодолимые трудности, адаптироваться к ним.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (2)
В последнее время можно наблюдать буквально культ эмоций. Многие психологи выступают с идеями, что не стоит сдерживать себя, будто это может привести к болезням и нервным срывам.
Естественно, это привело к тому, что обстановка стала более токсичной, ведь люди предпочитают выплескивать в основном негативные эмоции. Конечно, нужно уметь в них разбираться, но не в ущерб другим людям.
Главное, чтоб человек управлял своими эмоциями, а не наоборот, а то можно без особой причины получить нервный срыв.
Источник