Что такое эмоции познавательные процессы психические процессы

Билет 17. Эмоции и чувства как психические процессы: понятие, виды.

Эмоции — особый класс психических явлений, протекающих в форме переживаний, отражающих отношение человека к удовлетворению или неудовлетворению актуальных его потребностей.

Экспрессия — внешнее проявление эмоций. Проявляется в мимике, жестах, голосе, движениях, речи и т.д.

Импрессия — проявление эмоций во внутреннем плане (учащение дыхания и сердцебиения, повышение давления и пр.).

Эмоции играют большую роль в жизни человека и животных. Они выполняют важные функции: отражательную, сигнальную, защитную, управляющую, мобилизующую, компенсаторную и дезорганизующую.

1. Отражательно-оценочная — позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания (в мышлении).

2. Сигнальная — состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлетворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.

3. Защитная — состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функции.

4. Управляющая — выражается в том, что эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности.

5. Мобилизующая — заключается в том, что эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции — субъективная форма существования мотивации.

6. Компенсаторная — позволяет компенсировать недостатки других психических явлений.

7.Дезорганизующая — может проявляться в нарушении поведения, деятельности, памяти, мышления и др. процессов за счет сильных эмоций, особенно негативных.

Единой классификации эмоций не существует. Представим наиболее распространенную в психологии классификацию:

По характеру потребностей, лежащих в основе эмоций, выделяют:

1) низшие эмоции и 2) высшие эмоции;

По силе, быстроте протекания и осознанности причин возникновения выделяют:

1) чувственный тон, 2) собственно эмоции, 3) настроения, 4) аффекты, 5) стрессы.

По степени осознанности, предметности, устойчивости и обобщенности выделяют:

1)эмоции и 2) чувства.

Эмоции низшие — это эмоции, связанные с удовлетворением органических потребностей, так называемые общие ощущения (голод, жажда и т.д.). Эти эмоции присущи и животным, и человеку.

Эмоции высшие — социально обусловленные эмоции, связанные с общественными отношениями. Эти эмоции присущи только человеку.

Чувственный тон — простейшая форма эмоций. Это положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и др.) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению.

Эмоции базовые (эмоции в узком смысле), собственно эмоции, носят ситуативный характер, выражают оценочное отношение к складывающимся или возможным ситуациям. Они кратковременны, достаточно сильно выражены, причины возникновения у человека достаточно хорошо осознаются. Эти эмоции хорошо изучены и среди них выделены 10 базовых (основных) (К. Изард): радость, удивление, интерес, печаль, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд, вина. Почти все базовые эмоции хорошо «читаются» по мимике лица.

К эмоциональным свойствам относят эмоциональную возбудимость, глубину переживания эмоций (эмоциональная глубина), эмоциональную лабильность-ригидность, эмоциональную устойчивость, эмоциональную отзывчивость, экспрессивность, оптимизм-пессимизм.

Читайте также:  Каким может быть настроение у картин

Эмоциональная возбудимость — эмоциональная готовность эмоционально реагировать на значимые для человека раздражители. Проявляется в раздражительности, вспыльчивости.

Эмоциональная глубина — интенсивность переживаний, сила эмоций.

Эмоциональная лабильность-ригидность- эмоциональная лабильность (подвижность, переключаемость) характеризуется тем, что человек, быстро реагируя на смену ситуаций, обстоятельств и партнеров, свободно выходит из этих эмоциональных состояний и входит в другие. Эмоциональная ригидность отличается косностью эмоций, их стабильностью.

Эмоциональная устойчивость — характеризуется эмоциональной невозмутимостью, слабой впечатлительностью, то есть отсутствием реакции на эмоциогенные раздражители.

Экспрессивность — значительная выраженность эмоций через мимику, жесты, голос, двигательные реакции.

Эмоциональная отзывчивость восприимчивость, чувствительность — близка по смыслу к эмоциональной возбудимости.

Оптимизм-пессимизм. Оптимизм характеризует положительную систему взглядов человека о мире, о происходящих и ожидаемых событиях. Эмоциональный тон восприятия жизни и ожидания будущего оптимиста светлый, радостный. Пессимист имеет негативную систему взглядов на жизнь и мир и настроение безысходности.

Источник

Понятие психических процессов

Психические процессы — описание

Психический процесс – проявляющиеся в разных формах динамические отражения реальности. Данные процессы тесно связаны между собой и сливаются в один общий процесс, который мы называем «психика». Деление происходит условно, так как не имеет теоретического обоснования.

Познавательные:

  1. Ощущение.
  2. Восприятие.
  3. Представление.
  4. Воображение.
  5. Память.
  6. Мышление.
  7. Внимание.
  8. Речь.
  9. Рефлексия.

Эмоциональные:

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

  1. Эмоции.
  2. Чувства.
  3. Аффекты.
  4. Стресс.

Волевые:

  1. Принятие решений.
  2. Постановка целей.
  3. Борьба мотивов.

Характеристики процессов

Психические процессы — это актуальный отклик личности на происходящее вокруг. Им характерны следующие особенности:

  • Возникают из-за воздействия раздражителей (внутренних или внешних).
  • Оживляют организм, одушевляют его.
  • Имеют свое начало, развитие и конец.

Выделение психических процессов – условное разделение психики на составные части, которые появились по причине значительного влияния механистических представлений на психологов в период становления научной психологии.

Динамичность

Данная характеристика напрямую зависит от состояния индивида, от режима работы его мозга: возбуждение, стресс, усталость.

Динамика восприятия заключается в увеличении точности данного процесса. В 21 год возникает пик восприятия человека, а в 55 начинается деградация.

В период развития мышления увеличивается гибкость, точность и скорость упомянутого процесса, также он становится более организованным, произвольным и осознанным.

Динамика памяти имеет такое же развитие, как и восприятие. По мере взросления повышается скорость образования ассоциаций, объем памяти, прочность и точность запоминания, длительное хранение. После 55 лет у индивида может наблюдаться деградация памяти. Можно выделить и качественные изменения: так речь становится более организованной и осознанной.

Динамика воображения достигает пика в 33 года. Начало закладывается еще в дошкольном возрасте, что позволяет ребенку строить планы и наглядные модели. В разном возрасте воображение играет различную роль. Так, например, в дошкольном возрасте формируется воссоздающее и творческое воображение, далее динамика снижается и повышается только в подростковом возрасте из-за потребности самовыразиться.

Внимание натурально в самом начале, затем происходит организация и осознанность, пик возникает в юношестве, увеличивается устойчивость внимания, сосредоточенность, ускоряется переключение между объектами наблюдения. После 55 лет начинается регресс.

Динамика эмоций становится более устойчивой с возрастом, теряя эту черту лишь в определенные периоды на непродолжительное время.

Читайте также:  Айзенк эмоционально неустойчивый интроверт это

Кратковременность и быстрое протекание

Все психические процессы ограничены по времени. Они являются актуальным ответом на события внешнего мира.

Познавательные психические процессы

Они включают в себя:

  1. Ощущение.
  2. Восприятие.
  3. Мышление.
  4. Внимание.
  5. Память.
  6. Представление.
  7. Воображение.

Познавательные психические процессы связаны с ощущениями, которые помогают человеку собирать необходимую информацию. Все эти процессы дают возможность намечать цели, прорисовывать в голове развитие событий своей деятельности, свои поступки, поведение, предвидеть результаты того или иного выбора, управлять ими.

Процесс ощущения

Данный процесс является первичным и с его помощью организм получает всю первоначальную информацию от внешней и внутренней среды. Он отражает отдельные признаки предметов реального мира, которые воздействуют непосредственно на анализатор.

Британский ученый Чарльз Скотт Шеррингтон выделил три основных вида ощущений. Выделение основано на локализации рецепторов:

  1. Экстероцептивные. Источником являются рецепторы, расположенные на поверхности тела и дающие образы окружения.
  2. Интероцептивные. Источником выступают рецепторы, находящиеся во внутренних органах и сигнализирующие о внутреннем состоянии организма.
  3. Проприоцептивные. Источник – рецепторы, расположенные в связках, мышцах, сухожилиях. Информируют о положении тела (отдельных его частей) в пространстве.

Генри Хэд разделил ощущения по происхождению:

  1. Протопатическая чувствительность. Восприятие сильных механических и температурных раздражений.
  2. Эпикритическая чувствительность. Восприятие слабых механических и температурных воздействий.

Процесс восприятия

Процесс восприятия характеризуется отражением объектов и явлений действительности в совокупности их свойств и частей.

Восприятие отвечает за образ, картину ситуации, которая создается на основе первичных ощущений с учетом знаний, ожиданий, желаний, настроения и фантазии.

Восприятие тесно взаимосвязано с эмоциональным реагированием на происходящее. Данное явление происходит в обе стороны: эмоции определяют восприятие, а восприятие – эмоции.

Процесс мышления

Мышление – это высший процесс познания, который характеризуется активной познавательной деятельностью, а также внутренним процессом планирования и регуляции внешних явлений.

Процесс мышления достаточно личностный. Можно выделить множество его видов, но прежде всего мышление – это течение мыслей, изображений, смыслов происходящего. Он является одним из инструментов думающего индивида, решающего жизненные трудности и задачи. Происходит данный процесс на разных уровнях:

  1. На поверхности. Произвольные мысли, которые поддаются осознанию и контролю.
  2. Ниже поверхности. Автоматические мысли, которые навязываются стереотипами.
  3. В глубине. Бессознательные и когнитивные убеждения.

С помощью мышления человек способен определять сходство и различие объектов и явлений, устанавливать связь между ними. Другими словами, мышление – обобщенное отражение действительности, которое осуществляется при участии внутренней, свернутой речи.

Существует несколько видов мышления:

  1. Наглядно-действенное. Характеризуется тем, что решение задач происходит при помощи реального, физического преобразования ситуации, опробования признаков объектов.
  2. Наглядно-образное. Характеризуется представлением ситуации и изменений в ней.
  3. Словесно-логическое. Связано с использованием понятий и логических конструкций.
  4. Теоретическое. Основан на выделении и анализе основного исходного противоречия ситуации или задачи.
  5. Практическое. Часто сравнивают с теоретическим мышлением, но практическое характеризуется постановкой целей, постройкой планов, проектов, а также зачастую проявляется в условиях ограниченного времени.
  6. Творческое. Основано на создании субъективно нового.
  7. Пралогическое. Является ранним этапом в развитии мышления, в ходе которого формируются основные логические законы. Причинно-следственная связь осознана человеком, но применяется в мистифицированной форме.

Процесс внимания

Внимание – это сконцентрированная энергия человеческого сознания, которая направлена на какой-либо объект.

Читайте также:  Цитаты про осеннее настроение

Выделяют ряд функций, характеризующих внимание как психический процесс. Сущность данного процесса проявляется в первую очередь в отборе релевантных и игнорировании других воздействий. Также выделяется функция удержания вышеупомянутой деятельности (сохранение образов в сознании). Но одна из важнейших функций внимания – регуляция и контроль деятельности и ее протекания.

Внимание подразделяется на три типа:

  • непроизвольное – это сосредоточение внимания на объекте из-за каких-либо его особенностей;
  • произвольное – это сознательно регулируемое внимание на объекте;
  • послепроизвольное наступает после произвольного на основе особого интереса.

Внимание влияет на эффективность работы органов чувств, фиксирование информации в человеческом мозге, воспроизведение полученных данных, мышление, работу мышц человека и так далее.

К свойствам внимания относятся:

  1. Объем. Измеряется количеством объектов, которые воспринимаются в один момент.
  2. Концентрация. Уровень сосредоточения на объекте.
  3. Отвлекаемость. Выражено в колебаниях внимания, представляющих собой периодическое ослабление внимания к объекту или работе.
  4. Устойчивость. Общая направленность внимания в ходе работы.
  5. Колебание. Данное свойство присутствует даже при сосредоточенной работе, это объясняется непрерывной сменой возбуждения и торможения в головном мозге.
  6. Переключаемость. Перестройка, перенос внимания с одного объекта на другой.

Процесс запоминания

Память – это комплекс способностей познания и высших психических функций, которые относятся к накоплению, сохранению, воспроизведению каких-либо знаний и навыков.

Благодаря памяти у человека происходит формирование представления о воспринятых ранее объектах или явлениях. В результате содержание сознания включает в себя опыт и знания, приобретенные ранее, но не ограничивается теми ощущениями и восприятиями.

Выделяют три вида памяти:

По времени хранения информации в памяти выделяют:

  1. Сенсорную. Информация хранится не более 1,5 секунд.
  2. Кратковременную. Хранение информации не более 30 секунд.
  3. Долговременную. Постоянное хранение, но с некоторым угасанием во времени.

Процесс воображения

Воображение – это процесс погружения личности во внутренний мир, создание внутри образов, изображений и представлений.

К свойствам его относят:

  1. Предвосхищает будущее и содержит видение результата работы.
  2. Позволяет оживить ранее прожитые моменты.
  3. Представляет собой мысленный выход за рамки непосредственного восприятия личности.

К основным функциям воображения относят:

  1. Управление эмоциональным состоянием. Оказывает психологическую поддержку личности, оптимизирует внутреннее состояние, гармонизирует взаимоотношения и взаимодействие с социальной или природной средой.
  2. Регуляция деятельности индивида. Помогает составить план и проработать стратегию для решения жизненной проблемы, а также достижения поставленной цели.
  3. Репрезентация реального мира в форме образов. Отражает в виде ярких образов действительность.

Эмоциональные психические процессы, описание, особенности

Эмоциональный психический процесс заключается в отражении в сознании субъективного значения объектов и ситуаций, которые влияют на поведение, восприятие, мотивацию и деятельность человека.

К эмоциональным психическим процессам относятся:

  1. Аффекты. Отражают субъективную оценку ситуации на бессознательном уровне. Характеризуются своей кратковременностью и интенсивностью.
  2. Чувства. Репрезентируют эмоции, которые испытывает человек.
  3. Стресс. Позволяет легче переживать критические моменты.
  4. Эмоции. Отражают субъективную оценку ситуации на сознательном уровне, более продолжительны и менее интенсивны, нежели аффекты.

Примеры психических процессов

Отражением работы психических процессов может послужить что угодно, любая деятельность. Например, чтение книги. Из-за тесной взаимосвязи всех психических процессов невозможно их разделить. Восприятие не будет существовать без памяти, запоминание – без восприятия, внимание – без мышления и так далее. Все эти процессы тесно связаны и образуют единое целое.

Источник

Оцените статью