- В чем разница между инстинктами, эмоциями, чувствами и состояниями?
- Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
- Содержание:
- Высшая нервная деятельность
- Безусловные рефлексы
- Условные рефлексы
- Мотивация
- Динамический стереотип
- Сон и его значение
- Сознание, память, эмоции, речь, мышление
- Особенности психики человека
В чем разница между инстинктами, эмоциями, чувствами и состояниями?
Денис Дубравин (с)
Школа Эмоционального Интеллекта
Для того, что бы использовать электрический ток, не обязательно знать его происхождения. Однако при неумелом обращении с ним, можно нанести вред как себе, так и окружающим людям. Чувства это тоже энергия которая требует компетентного отношения к себе. По этому, что бы эффективно управлять чувствами, необходимо понимать механизмы их происхождения и динамику развития. На тему чувств и эмоций написана не одна диссертация и книга, однако мало людей понимают про это и могут что называется на пальцах, объяснить отличия и природу этих явлений.
Как у каждого дерева есть корни так и у современной психики есть свои истоки. Это инстинкты. Именно они лежат в основе разветвленной системе эмоций, чувства, состояний и аффектов. Природный механизм, который доказывал свою эффективность на протяжении миллионов лет. Давайте по порядку разберемся в происхождении каждого из компонентов человеческой психики (краткий курс психологии за 15 минут).
Эмоции — эволюционно более ранний механизм регуляции поведения, чем разум. Поэтому они выбирают и более простые пути решения жизненных ситуаций. Тому, кто последует их «совету», эмоции добавляют энергии, поскольку они напрямую связаны с физиологическими процессами в отличие от разума, которому подчиняются отнюдь не все системы организма. Под сильным воздействием эмоций в организме происходит такая мобилизация сил, которую разуму не вызвать ни приказами, ни просьбами, ни понуканиями.
Эмоции дезорганизуют ту деятельность, в связи с которой они возникли. Например, страх, возникший с необходимостью преодолеть опасный участок пути, нарушает или даже парализует движение к цели, а бурная радость по поводу успеха в творческой деятельности снижает творческий потенциал.
Головаха Е.И., Панина Н.В. Психология человеческого взаимопонимания. — Киев, 1989.
Эмоции, утверждал Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей.
Благодаря вовремя возникшей эмоции организм имеет возможность чрезвычайно выгодно приспособиться к окружающим условиям. Он в состоянии быстро с большой скоростью отреагировать на внешнее воздействие не определив еще его тип, форму, другие частные конкретны параметры.
Эмоции могут возникать настолько быстро, что наше сознательное «я» не принимает участия в формировании в нашей психике того, что дает импульс к возникновению этой эмоции — и даже может не осознавать источник этого импульса.
Карта не всегда территория! У каждого человека формируется своя картина внешнего мира, которому должен соответствовать организм, формируя личное представление о себе. В свою очередь, это представление о себе диктует, какие чувства и действия дозволено выражать. Внутри личности создается свое представление о реальности, которое начинает подкрепляться фактами.
Пол Экман. Психология Эмоций
Типология эмоциональных процессов:
Инстинкты — — совокупность врождённых стремлений, играющих мотивационную роль в формировании поведения. В узком смысле, совокупность сложных наследственно обусловленных актов поведения, характерных для особей данного вида при определённых условиях. Инстинкты составляют основу поведения животных. У высших животных инстинкты подвергаются модификации под влиянием индивидуального опыта.
Американский психолого Уильямом Мак-Дугаллом разработал классификацию инстинктов:
- бегство (страх);
- неприятие (отвращение);
- любознательность (удивление);
- агрессивность (гнев);
- самоуничижение (смущение);
- самоутверждение (воодушевление);
- родительский инстинкт (нежность);
- пищевой инстинкт;
- стадный инстинкт;
Эмоции- (от лат. emoveo — потрясаю, волную) —Под эмоциями понимают протяжённые во времени процессы внутренней регуляции деятельности человека или животного, отражающие смысл (значение для процесса его жизнедеятельности), который имеют существующие или возможные в его жизни ситуации.
Выделяется 7 базовых эмоций:
1. Интерес рождает, мотивирует, подпитывает и усиливает желание изучать окружающий мир, активность и поиск удовольствия.
2. Радость связана с принятием и поглощением пищи и воды, с удовлетворением влечений (в том числе и сексуальных), это реакция на получение удовольствия.
3. Печаль — реакция на утрату объекта, приносящего удовольствие.
4. Злость (гнев) — то, что помогало устранению и разрушению препятствий на пути получения удовольствия (удовлетворения).
5. Страх — реакция защиты, убегания или предупреждения возможной боли или угрозы.
6. Отвращение — реакция отторжения.
7. Удивление — сиюминутная реакция на контакт с чем-то незнакомым, необычным.
Чувства- Обязательно имеют осознаваемую составляющую в виде субъективного переживания. Несмотря на то, что чувства являются, по своей сути, специфическим обобщением эмоций, их выделяют как самостоятельное понятие, так как они обладают особенностями, не присущими эмоциям самим по себе.
Амбивалентность · Антипатия · Благодарность · Вина · Влечение · Влюблённость · Восхищение · Враждебность · Возмущение · Жалость · Зависть · Любовь · Нежность · Ненависть · Неприятие · Интерес · Отвращение · Презрение · Пренебрежение · Привязанность · Раздражение · Разочарование · Раскаяние · Ревность · Симпатия · Скорбь · Страсть · Страх · Стыд · Трепет ·
Л. В. Кривых. К вопросу о типологии чувственности. М., 1984 г.
Состояния (настроения) — достаточно продолжительный эмоциональный процесс невысокой интенсивности, образующий эмоциональный фон для протекающих психических процессов.
Может означать также:
1. Эмоциональное состояние, которое вызывает какой-либо объект или явление (например, картина или мелодия). В таком случае говорят о настроении этого объекта (настроении картины, настроении мелодии). 2. Систему ожиданий и стремлений, установок, желаний кого-либо (социальной группы, как политического ресурса; человека, как рабочей единицы, и тому подобного). Синонимом этого значения является слово «настрой».
Скука· Уныние· Уверенность· Энтузиазм· Тревога· Спокойствие· Депрессия· Оптимизм· Подавленность· Надежда·
Аффект – быстро возникающее и бурно протекающее кратковременное эмоциональное состояние, отрицательно влияющее на психику и поведение человека. Если настроение это сравнительно спокойное эмоциональное состояние, то аффект это эмоциональный шквал, внезапно налетевший и разрушивший нормальное душевное состояние человека.
Испуг· Паника· Ужас· Эйфория· Экстаз· Ярость
Аффект может возникнуть внезапно, но может также подготавливаться постепенно на основе аккумуляции накопившихся переживаний.
Устранить или затормозить аффект сложно. Однако состояние аффекта не освобождает человека от ответственности за свои поступки. Для того, что бы регулировать это состояние в начальной стадии аффекта необходимо переключить внимание с объекта, вызвавшего его, на что-то другое. Так как аффект проявляется кратковременно, то к концу этого действия его интенсивность уменьшается и человек придет в более спокойное состояние. Сорокун П.А. — Общая психология.
Источник
Высшая нервная деятельность. Сон, его значение. Сознание, память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека
Содержание:
Высшая нервная деятельность
Высшая нервная деятельность – это процессы приспособления человека к существованию в окружающем мире. Процесс обеспечивается через нервную деятельность, а именно через рефлексы. Они бывают условными и безусловными.
Безусловные рефлексы
Постоянные генетически сформированные реакции на внешние раздражители, которые происходят при помощи ЦНС. Они управляются низшей нервной деятельностью. Для их выполнения не требуется определенного условия. Например, половой, пищевой, ориентировочный, оборонительный и др.
К таким реакциям относят и инстинкты – это неизменные и стабильные формы поведения, представляют собой связанные между собой сложные безусловные рефлексы, для запуска которых необходимы пусковые механизмы.
Условия обитания и внешней среды индивидуальны, в результате чего условные рефлексы могут меняться, тормозиться или ускорятся. Более совершенные рефлексы формируются в результате жизненного опыта – научения.
Импринтинг (второе название запечатление) – специфическая форма обучения, когда в начале жизни человек запоминает определенные сигналы, которые сопровождаются рядом действий. Таким образом, формируется память о родителях и изучение родного языка.
Условные рефлексы
Это индивидуально приобретенные рефлексы, отвечающие за определенное действие. Чтобы такой рефлекс выработался, необходимо многократное совпадение нескольких действий одновременно. Например, расположение выключателя в комнате сверху. Человек пользуется им много раз, если он переедет, то регулярно будет включать его там, где он был в старой комнате, пока не адаптируется к новому расположению.
Выработка условного рефлекса происходит в коре головного мозга, для его формирования нужно активное состояние мозга. Рефлекс формируется при многократном повторении и закреплении.
Мотивация
Активное состояние мозговых структур, направленное на выполнение поставленной задачи. Возникает при возникновении определенных потребностей. Разделяют на три группы:
Свойственны человеку, так как он способен на интеллектуальную деятельность. Формируется следующим образом:
- формируется временная связь, как нейрофизиологических, биохимических, ультраструктурных образований, возникает в процессе взаимодействия безусловных и условных рефлексов.
Помимо формирования нужных рефлексов, также есть и ненужные, которые человеческий мозг тормозит. Различают три вида торможения:
- безусловное (внешнее) – происходит, если в последующем образуется более значимый и сильный рефлекс;
- условное (внутреннее) – начинается из-за отсутствия безусловного раздражителя, подкрепляющего рефлекс;
- запредельное (принцип доминанты)– обуславливается длительным или сильным действием условного рефлекса.
Динамический стереотип
Сформировавшийся и закрепившийся комплекс условных рефлексов, основанный на способности мозга воспроизводить последовательность действий на одинаковые раздражители. Например, езда на велосипеде, вождение машины, обучение правописанию, чтение.
Совокупность условных и безусловных рефлексов, психических функций, обеспечивают совершенное приспособление человека к условиям проживания и обитания. Это происходит при помощи работы ЦНС – называется высшей нервной деятельностью. ВНД обуславливается двумя процессами – возбуждением и торможением. Возникают они в коре головного мозга. Приспособление человека зависит от способности формировать новые рефлексы и тормозить старые.
В зависимости от типа нервной системы различают несколько типов поведения. Изучением этих процессов занимался еще Гиппократ. Позже его изучение продолжил И. П. Павлов.
Тип
Описание
Сангвинический
Сильная и подвижная нервная система (сильный, уравновешенный, подвижный)
Флегматический
Сильные нервные процессы на фоне слабой подвижности процессов (сильный, уравновешенный, инертный)
Холерический
Значительная сила процессов, возбуждение преобладает над торможением (сильный, неуравновешенный, безудержный)
Меланхоличный
Низкая сила и подвижность процессов, торможение преобладает над возбуждением (слабый, неуравновешенный, инертный)
Сон и его значение
Сон – состояние организма вне физической активности. Бодрствование периодически сменяется сном. Норма сна составляет 8-9 часов в сутки. Растущему организму сна требуется больше. Новорожденные спят до 16 часов в сутки, дети от года 12-13 часов в сутки. Для детей важен дневной сон. Ребенок начинает уставать после 5-6 часов бодрствования.
Во время сна затормаживается деятельность всех органов и систем. Ночной отдых состоит из 5-6 циклов сна. Один длиться 90-100 минут. Чередуются между собой фазы быстрого и медленного сна. Во время медленного сна происходит торможение всех процессов жизнедеятельности. В фазу быстрого сна, наоборот, происходит активация процессов: дергаются глаза, усиливается сердцебиение, происходит сокращение мышц. Именно в фазу быстрого сна человек видит сновидения.
Сновидения – это ночные образы, которые возникают на подсознательном уровне, в это время работает кора головного мозга, активизируется воображение. Сны видят все люди, но мало кто может их воспроизвести позже.
Сознание, память, эмоции, речь, мышление
Сознание — это способность человека воспринимать окружающий мир, отделять себя от окружающих, реально оценивать свою деятельность и других людей. Включает в себя все формы психического воздействия:
Ощущение – это формирование памяти через ЦНС, воздействующих на органы чувств. Все ощущения суммируются в виде восприятия.
Восприятие – процесс преобразования информации, полученной через органы чувств, помогающие воспринимать окружающий мир и легко ориентироваться в нем.
Представление – это образное отражение предмета и явления. Проявляется в пространственно- временной связи, составляющих их признаки и свойства.
Память – способность узнавать, хранить, узнавать, воспроизводить информацию. В основе работы лежит нервная деятельность головного мозга. Противоположный процесс запоминания – забывание. Память бывает:
- долговременная;
- кратковременная;
- оперативная.
Долговременная сохраняется от пары месяцев или пожизненно. Обычно это яркие события. Кратковременная память сохраняется на пару месяцев, после чего выпадает из памяти.
Эмоции – это определенные реакции человека на какие-либо внешние действия или раздражители. Они проявляются в виде положительных или отрицательных реакций. Основные эмоции, которые выделяют:
Речь – способность человека воспроизводить определенные комбинации звуков для общения с другими людьми. Существует множество языков в мире. Формирование звуков происходит с раннего возраста. Ребенок с 1,5 летнего возраста начинает повторять слова за взрослыми. С 2-летнего возраста формируется речь. Иногда дети начинают говорить позже, но это считается нормой.
Мышление – это отражение общения, опосредованного отношения, закономерностей. Обладает неразрывной связью между языком и речью. Формируется на основе жизненного опыта и способностью представлять будущие события.
Воля – это сознательное управление эмоциями и действиями, осуществление задуманного.
Особенности психики человека
Психика – это специфическое свойство организма человека, за которое отвечает центральная нервная система. Заключается в отражении предметов и явлений, находящимися за пределами изолированных ощущений.
Это свойство характерно только человеку. Психика формируется в процессе жизнедеятельности человека, биологических, социальных и общих потребностей.
Человек способен передавать свои эмоции, мысли в социальном обществе. У некоторых людей формируется сверхсознание. Оно называется интуицией – это способность человека выстраивать логические цепочки на будущее, которые чаще всего оказываются правильными.
Выделяют несколько типов мыслительной и психической деятельности:
- Художественный тип. Характеризуется преобладанием первой сигнальной системы над второй. Люди художественного типа имеют преимущественно «правополушарное» образное мышление. Они охватывают действительность целиком, не разделяя ее на части.
- Для мыслительного типа характерно преобладание второй сигнальной системы над первой, т. е. «левополушарного» абстрактного мышления.
- Средний тип. Характеризуется уравновешенностью функционирования двух сигнальных систем. Большинство людей относится именно к этому типу.
Источник