Что такое эмоции дипломная работа

Содержание
  1. Общая характеристика эмоций
  2. Психология эмоций
  3. Понятие эмоций
  4. Формула эмоций
  5. Функции эмоций
  6. Виды эмоций
  7. Виды эмоциональных состояний
  8. Дипломная работа на тему «Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста» проект на тему
  9. Скачать:
  10. Предварительный просмотр:
  11. Оглавление
  12. Введение…………………………………………………………………………. 4
  13. 1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития.………. 7
  14. 1.1Эмоциональная сфера как психологическое явление. 7
  15. 1.2 Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста. 14
  16. 1.3Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 17
  17. 2.Практический аспект развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 20
  18. 2.1Исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 20
  19. 2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 25
  20. Заключение……………………………………………………………. 38
  21. Список литературы……………………………………………………. 41
  22. Приложение А……. 45
  23. Приложение Б. 48
  24. Приложение В. 50
  25. Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 50
  26. 1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития

Общая характеристика эмоций

Прежде, чем перейти к анализу тревоги и тревожности, целесообразно вкратце рассмотреть эмоции в целом и их значение.

Эмоции – это «психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека» [27].

Б.И Додонов выделяет следующие признаки эмоций [13]:

  1. Представлен­ность эмоций в сознании в форме непосред­ственных переживаний;
  2. Двойственный, психофизиологический характер эмоциональных явле­ний: с одной стороны – аффективное волнение, с другой – его органические проявле­ния;
  3. Ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество осо­бой «интимности».

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта [22].

Таким образом, эмоции отражают исходящее из потребностей отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей действительности. По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: «Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),…] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции» [38].

Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. … Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально» [49].

Таким образом, эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции): «Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также … противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности» [49].

Исходя из перечисленных двух критериев, Д.Н. Узнадзе предлагает соответствующую классификацию эмоций: «Любая эмоция как эмоциональное переживание обязательно предполагает участие простых чувств: удовольствия–неудовольствия, возбуждения–успокоения. В соответствии с этим, эмоции могут быть подразделены на четыре группы: прият­ные эмоции – возбуждения и успокоения и неприятные эмоции – возбуждения и успокоения» [56, с.100].

Отражая отношение тех или иных объектов и явлений к потребностям человека и оказывая побуждающее либо обратное влияние на активность человека, эмоции участвуют в регуляции поведения человека [27].

Следует подчеркнуть, что основные эмоции человека являются врожденными и наблюдаются так же у животных [24], следовательно, способность испытывать эмоции закрепилась в процессе эволюции и имеет свой биологический смысл, связанный с приспособлением живых организмов к окружающей среде. Считается, что биологическая функция эмоций реализуется следующим образом: «эмоция, тесно связанная с приспособительным поведением, … возникает где-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения. … Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей средой. Потребность становится влечением или мотивацией. С помощью безусловно- и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности» [63, с.49].

Каждый вид эмоций человека и животных играет определенную роль в регуляции поведения и жизнедеятельности и приспособлении человека и животных к окружающей среде: «Даже так называемые астенические эмо­ции, снижающие уровень органической жиз­недеятельности, отнюдь не лишены целесо­образности. Человек, например, может «оце­пенеть от ужаса». Но ужас как субъектив­ное явление есть своего рода оценка, кото­рую словами можно было бы выразить при­близительно так: «Передо мной враг, от которого не снастить ни нападением, ни бегст­вом». В таких случаях неподвижность – единственный шанс на спасение: можно не обратить на себя внимание или быть приня­тым за мертвого» [13].

По мнению Б.И. Додонова, отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль, чем положительные: «Не случайно механизм отрица­тельных эмоций функционирует у ребенка с первого дня появления его на свет, а поло­жительные эмоции появляются значительно позднее. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положи­тельная эмоция – сигнал возвращенного бла­гополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональ­ная адаптация к хорошему наступает быст­ро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена» [13].

Все перечисленные общие особенности эмоций человека характерны и для эмоции тревоги, составляющей предмет анализа, осуществляемого в данном разделе.

Источник

Психология эмоций

Понятие эмоций

Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и от­ражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жиз­недеятельности человека.

Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.

Формула эмоций

По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.

Симонов разработал следующую формулу эмоций:

  • Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
  • П – сила и качество актуальной потребности,
  • Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
  • Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
  • (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.

Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.

Функции эмоций

  1. Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне со­знания.
  2. Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной сис­темы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлет­ворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
  3. Защитная состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функ­ции.
  4. Управляющая – эмоции являются внут­ренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная про­дуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
  5. Мобилизующая – эмоции могут быть по­будителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.

Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.

Виды эмоций

Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.

Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).

Виды эмоциональных состояний

В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:

  1. Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устра­нению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоцио­нальная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
  2. Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивно­сти. Настрое­ние имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
  3. Собственно эмоции — психическое отражение в форме не­посредственного пристрастного переживания жизненно­го смысла явлений и ситуаций, обусловленного отноше­нием их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
  4. Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
  5. Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоцио­нальный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожи­данно наступающее, резко испытываемое человеком по­трясение, характеризующееся изменением сознания, на­рушением волевого контроля над действиями. Аффект оказы­вает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
  6. Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжитель­ное переживание, доминирующее над другими побужде­ниями человека и приводящее к сосредоточению на пред­мете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознан­ных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соот­ветствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.
Читайте также:  Как выразить эмоции смайликами

Источник

Дипломная работа на тему «Проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста»
проект на тему

Скачать:

Вложение Размер
Дипломная работа 282.12 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………. 4

1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития.………. 7

1.1Эмоциональная сфера как психологическое явление. 7

1.2 Психические особенности развития ребенка дошкольного возраста. 14

1.3Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста……………………………………………………………………………. 17

2.Практический аспект развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 20

2.1Исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 20

2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 25

2.3Анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 28

Заключение……………………………………………………………. 38

Список литературы……………………………………………………. 41

Приложение А……. 45

Проективная методика «Волшебная страна чувств». 45

Приложение Б. 48

Приложение В. 50

Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 50

Приложение Г. 59

Рекомендации воспитателю и родителям для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста. 59

Актуальность. В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных учреждений и родителей на значимость развития эмоциональной сферы, воспитания и обучения ребенка дошкольного возраста. Дошкольный возраст рассматривается как уникальный в плане эмоционального развития, решения обучающих, развивающих и воспитательных задач.

Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.

Одно из условий своевременного и полноценного развития детей — их хорошее, уравновешенное настроение. Оно поддерживается правильной организацией жизни. Именно этот период – дошкольный возраст, время созревания всех основополагающих функций, является самым благоприятным для воспитания и обучения ребенка. Период от рождения до 6 лет имеет жизненно важное значение для всей будущей жизни ребенка.

Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром.

Осваивая социальную обусловленность эмоций, дети овладевают нормативными категориями, эталонами их проявления, что способствует начальному становлению эмоциональной культуры личности. Ребенок с развитыми эмоциями легче преодолевает эгоцентризм, лучше включается в учебно-познавательные ситуации, успешнее самореализуется в деятельности (Ежкова Н.С.).

Психолого-педагогическая литература по проблеме эмоционального развития детей включает в себя работы зарубежных и отечественных психологов: Э.Эриксона, А.Н. Леонтьева, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, В.С. Мухиной, С.Л. Рубинштейна и др.

Большое значение в воспитании здоровых и хорошо развитых детей имеет правильная организация их жизни в период привыкания (адаптации) к детскому учреждению. Процесс привыкания к новым условиям труден для формирующейся нервной системы ребенка. В этот период необходимо обеспечить единство воспитательных приемов, используемых в семье и детском учреждении.

Проблема заключается в том, что в условиях ДОУ недостаточно времени уделяется особенностям развития эмоциональной сферы детей. Актуальность и проблема исследования определили тему дипломной работы: «Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста».

Объект исследования: эмоциональная сфера ребенка дошкольного возраста.

Предмет исследования: средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Цель состоит в исследовании средств развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста и составлении системы упражнений.

1.Рассмотреть эмоциональную сферу как психологическое явление;

2.Определить психические особенности развития ребенка дошкольного возраста;

3.Рассмотреть средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

4. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

5. Разработать и апробировать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Гипотеза: развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста будет эффективным, если:

— исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

— разработать и реализовать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-проводить психопрофилактические меры систематически и комплексно.

Практическая значимость . Результаты проведенных исследований могут использоваться в работе с детьми дошкольного возраста для развития эмоциональной сферы ребенка. Могут быть использованы воспитателями, педагогами — психологами и родителями этих детей.

Методы исследования: анализ психологической, педагогической и методической литературы — теоретические методы, методы психодиагностики (опросный метод, анкетирование), педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных результатов – эмпирические методы.

База исследования: МБДОУ №3 г.Владивостока.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы (60), приложений (4).

1.Теоретическое обоснование проблемы эмоционального развития

1.1 Эмоциональная сфера как психологическое явление

Эмоции (от лат. emoveo — потрясаю, волную) — особый класс психических явлений, проявляющийся в форме непосредственного, пристрастного переживания субъектом жизненного смысла этих явлений, предметов и ситуаций для удовлетворения своих потребностей. Выделяя в образе действительности жизненно значимые явления и побуждая направить на них активность, эмоции служат одним из главных механизмов психической регуляции поведения [24].

Согласно представлению, рассматривающему желания как разновидность эмоциональных явлений, эмоции в целом служат выражению потребностей и определяются как конкретно-субъективная форма существования мотивации. В биологической эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Простейшая форма эмоций — так называемый эмоциональный тон ощущений — положительные или отрицательные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (например, вкусовые, температурные) и побуждающие индивида к их сохранению или устранению. При столкновении с условиями, способствующими или препятствующими поведению, возникают ситуативные эмоции, выражающие значение этих условий для удовлетворения потребностей. Важную регулирующую роль среди них играют эмоции, возникающие при столкновении с успехом или неуспехом (радость, огорчение) и способствующие приобретению полезных и устранению не оправдавших себя форм поведения.

По биологическому назначению эмоции представляют собой форму актуализации видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия (например, по избеганию опасности, продолжению рода), целесообразность которых остается для него скрытой [25].

Эмоция — это нечто, что переживается как чувств, которое мотивирует, организует и направляет восприятие, мышление и действия.

Каждый аспект данного определения чрезвычайно важен для понимания природы эмоции. Эмоция мотивирует. Она мобилизует энергию, и эта энергия в некоторых случаях ощущается субъектом как тенденция к совершению действия. Эмоция руководит мыслительной и физической активностью индивида, направляет ее в определенное русло. Если вы охвачены гневом, вы не броситесь наутек, а если вы перепуганы, вы вряд ли решитесь на агрессию. Эмоция регулирует или, вернее сказать, фильтрует наше восприятие. Счастье заставляет человека воспринимать мир через пресловутые розовые очки: умиляться самым обыденным вещам, вроде запаха полевого цветка и парения птицы на закате, и идти по жизни легкой, пружинистой походкой.

Теория дифференциальных эмоций восходит к богатому интеллектуальному наследию и претендует на родство с классическими, работами Дьюшена, Дарвина, Спенсера, Кьеркегора, Вундта, Джемса, Кэннона, Мак-Даугала, Дьюмаса, Фрейда, Радо и Вудвортса, а также с более современными работами Якобсона, Пиннота, Маурера, Гельгорна, Боулби, Симонова, Экмана, Холта, Сингера и многих других. Все эти ученые, представляя различные дисциплины и точки зрения, склонны в целом верить в центральное значение эмоций для мотивации, социальной коммуникации, познания и действия. Теория дифференциальных эмоций получила свое название из-за центрации на отдельных эмоциях, которые понимаются как отличающиеся переживательно-мотивационные процессы. Эта теория имеет в своей основе пять ключевых допущений:

-Девять фундаментальных эмоций образуют основную мотивационную систему человеческого существования.

-Каждая фундаментальная эмоция обладает уникальными мотивационными и феноменологическими свойствами.

-Фундаментальные эмоции, такие, как радость, печаль, гнев и стыд, ведут к различным внутренним переживаниям и различным внешним выражениям этих переживаний.

-Эмоции взаимодействуют между собой — одна эмоция может активировать. усиливать или ослаблять другую.

-Эмоциональные процессы взаимодействуют с побуждениями и с гомеостатическими, перцептивными, когнитивными и моторными процессами и оказывают на них влияние [26].

В зависимости от субъективной ценности переживаний Б. И. Додонов выделяет следующие виды эмоций:

-Альтруистические — переживания, возникающие на основе потребностей в содействии, помощи другим людям: желание принести другим людям радость и счастье, чувство тревоги за свою судьбу, сопереживания, чувство надежности, преданности, сочувствия.

-Коммуникативные — возникают на основании потребности в общении: желание общаться, делиться мыслями и переживаниями, чувство симпатии, привязанность, чувство уважения к кому-то, чувство признательности, желание заслужить одобрение от близких и уважаемых людей.

-Глоричные — связаны с потребностью в самоутверждения, славе: стремление завоевать признание, уважение, чувство самовлюбленности и желание взять реванш, чувство гордости, преимущества, удовлетворение тем, что произошел рост, повышенная ценность своей личности.

-Практические — определяются успешностью или неуспешностью деятельности, трудностями ее осуществления и завершения: желание достичь успеха в работе, чувство напряжения, увлеченность работой, приятная усталость, приятное удовольствие от результатов своего труда.

-Романтические — проявляются в стремлении ко всему необычному, тайному: ожидание чего-то необычного и очень хорошего, светлого; волнующие чувства восприятия изменений окружающей среды: все кажется другим, необычным, наполненным особой значимости, таинственности.

-Гностичные — связаны с потребностью в познавательной и духовной гармонии: стремление познать суть явлений, чувство удивления или непонимания, колебания; чувство ясности или неясности мысли; безудержное стремление преодолеть противоречия в своих суждениях и все систематизировать; чувство близости решения проблемы; радость открытия истины.

-Эстетические — связанные с лирическими переживаниями: потребность в красоте, чувство изящного, возвышенного и величественного; наслаждение звуками, чувство волнующего драматизма, чувство духовного роста; чувство родного, близкого, угодная воспоминаний о прошлом, горько-приятное чувство одиночества.

-Гедоничные — связанные с удовлетворением потребности в телесном и духовном комфорте: наслаждение приятными духовными и физическими ощущениями от знаний, вкусной пищи, тепла, солнца и т.п.; чувство беззаботности, покоя, изнеможения чувство веселья.

-Акизитивные — возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционирование: стремление накопления, радость в связи с увеличением накоплений; приятное чувство от созерцания своих собраний.

-Мобилизационные — происходят от потребности в преодолении опасности, интереса к борьбе: потребность в острых ощущениях, увлечение риском, чувство спортивного азарта, решительность, спортивная злость, чувство сильного волевого и эмоционального напряжения, мобилизация своих физических и умственных способностей [26].

Эмоции делятся на простые, которые являются непосредственным отражением взаимоотношений человека с теми или другими объектами, и сложные, в которых это отображение имеет опосредованный характер. По силе, характеру проявления и устойчивостью среди эмоций отличаются эмоции аффекта и настроения.

По содержанию выделяют, прежде всего, моральные, интеллектуальные и эстетические чувства. Некоторые из них могут набирать характера страстей [30].

Эмоциональная сфера является одной из основных регуляторных систем, обеспечивающих активные формы жизнедеятельности организма (ПК. Анохин, 1975, В.К. Вилюнас, 1976, К.Е. Изард, 1980, Я. Рейковский, 1979, С.Л, Рубинштейн, 1946, П.В. Симонов, 1970, 1993; и др.)- Именно эмоции являются первым звеном в общей цепи приспособительных процессов и быстрее всего реагируют на любые воздействия окружающей среды. Эмоциональное реагирование формируется как первичный механизм взаимодействия с внешним миром.

Современное общество все большее внимание обращает на личность человека, его индивидуальность, на эмоциональное благополучие и факторы, от которых оно зависит, В связи с этим на первый план выходит изучение не сферы интеллекта, а сферы эмоционально-личностной. Особенно важным с этой точки зрения является дошкольный возраст, в котором формируются основы личности, складываются устойчивые механизмы реагирования на различные средовые воздействия [24].

В настоящее время общество готово к открытому признанию уникальности каждого человека, вне зависимости от состояния его соматического и даже психического здоровья.

Эмоциональная сфера человека имеет сложное многоуровневое строение и включает в себя эмоциональный тон, эмоции, эмоциональные свойства личности и чувства. Эмоции и чувства можно объединить общим термином “эмоциональность”.

Вопросы изучения эмоциональной сферы рассматривались многими известными отечественными психологами, среди них А.В. Запорожец (1965), Н.Д. Левитов (1964),

Б.М. Теплов (1961), А.В. Петровский (1986), Л.С. Выготский (1984), Р.С. Немов (1995), А.Н. Леонтьев (1993), К.К. Платонов (1984).

Изучению эмоциональной сферы личности психологи уделяют достаточное внимание. Несмотря на различные точки зрения, практически все ученые сходятся в том, что эмоции отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребностей человека. По эмоциям можно определенно судить, что в данный момент волнует индивида, т.е. какие потребности и интересы являются для него актуальными [28].

В раннем и дошкольном детстве чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка. Однако, в старшем дошкольном возрасте у ребенка, развивающегося полноценно, чувства, как стабилизирующие переживания отношения к окружающим и к самому себе, начинают выполнять функции регулятора поведения, становятся мотивами действий и поступков, реализуются возможности эмоционального предвосхищения результатов своего поведения, деятельности [31].

К концу дошкольного детства, дети настолько овладевают выражением эмоций, что показываемая экспрессия той или иной эмоции вовсе не означает переживание ими ее. У дошкольников появляется ожидание (предвосхищение) тех или иных эмоций, что оказывает существенное влияние на мотивацию их поведения и деятельности. Об опережающей коррекции эмоций пишут А.В. Запорожец и Я.З. Неверович (1974).

На проявление эмоций и чувств большое влияние оказывают специфика детско-родительских отношений.

В.М. Бехтерев в 1910 году впервые в нашей литературе заговорил о значении изучения детских рисунков в оценке динамики развития ребенка, в первую очередь психического [32].

Л.С. Выготский писал о том, что нет развития личности без присвоения социального опыта, переработки его внутри, а затем выведения его опять во вне, но уже в переработанной форме (законы интериоризации и экстериоризации). Это же можно со справедливостью отнести к эмоциям и чувствам. Эти процессы проявляются у ребенка именно в творческой деятельности и игре особенно ярко и наглядно [25].

Дж. Макфи, американский исследователь детского творчества в 60-х г. 20 века отмечал, что искусство дает ребенку прямые средства конструктивного выражения эмоций, оно помогает развивать визуальную восприимчивость ребенка, учит его видеть более детально, глубже осознавать форму и пространство, лучше ориентироваться в окружающем мире. Графическая экспрессия предоставляет личности своеобразный, отличный от словесно-логического, канал передачи накопленной информации. Сходные идеи выражены в работах А.В. Бакушинского (1925), Е.С. Кондахчана (1951), Н.П. Сакулиной (1965), Г.В. Лабунской (1965), Е.И. Игнатьева (1961) и др. [31].

Таким образом , ребенок в процессе развития испытывает разнообразные и в разной мере выраженные чувства. Но они еще очень ситуативны и неустойчивы. С возрастом чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость. Существенно изменяются и внешние проявления чувств ребенка: от непосредственного выражения к контролю над их проявлениями и выражению социально приемлемыми способами.

1.2 Психические особенности развития детей дошкольного возраста

Для работы с детьми наиболее целесообразным считается такое деление развития ребенка на периоды, при котором учитывается совокупность его анатомо-физиологических особенностей и условий жизни, воспитания и обучения.

Различают возрастные периоды:

-период новорожденности (первые две-три недели жизни);

-грудной возраст (до года);

-преддошкольный, или ясельный, возраст (от 1 до 3 лет);

-дошкольный возраст (от 3 до 7 лет);

-младший (от 7 до 10 лет),

-средний (от 11 до 14 лет),

-старший — подростковый (от 14 до 18 лет).

Возраст 1 – 3 года является периодом существенных перемен в жизни маленького ребенка. Прежде всего, ребенок начинает ходить. Получив возможность самостоятельно передвигаться, он осваивает дальнее пространство, самостоятельно входит в контакт с массой предметов, многие из которых ранее оставались для него недоступными.

В результате такого «высвобождения» ребенка, уменьшения его зависимости от взрослого бурно развиваются познавательная активность, предметные действия. На втором году жизни у ребенка наблюдается развитие предметных действий, на третьем году жизни предметная деятельность становится ведущей. К трем годам у него определяется ведущая рука и начинает формироваться согласованность действий обеих рук.

С возникновением предметной деятельности, основанной на усвоении именно тех способов действия с предметом, которые обеспечивают его использование по назначению, меняется отношение ребенка к окружающим предметам, меняется тип ориентирования в предметном мире. Вместо вопроса: «что это?» – при столкновении с новым предметом у ребенка возникает вопрос: «что с этим можно делать?» (Р.Я. Лехтман-Абрамович, Д.Б. Эльконин) [4] .

Вместе с тем этот интерес чрезвычайно расширяется. Так, при свободном выборе предметов и игрушек он стремится познакомиться с возможно большим количеством их, вовлекая предметы в свою деятельность.

В тесной связи с развитием предметных действий идет развитие восприятия ребенка, так как в процессе действий с предметами ребенок знакомится не только со способами их употребления, но и с их свойствами – формой, величиной, цветом, массой, материалом и т.п.

У детей возникают простые формы наглядно-действенного мышления, самые первичные обобщения, непосредственно связанные с выделением тех или иных внешних и внутренних признаков предметов.

В начале раннего детства восприятие ребенка развито еще чрезвычайно слабо, хотя в быту ребенок выглядит достаточно ориентированным. Ориентирование происходит, скорее, на основе узнавания предметов, чем на основе подлинного восприятия. Само же узнавание связано с выделением случайных, бросающихся в глаза признаков-ориентиров.

Переход к более полному и всестороннему восприятию происходит у ребенка в связи с овладением предметной деятельностью, особенно орудийными и соотносящими действиями, при выполнении которых он вынужден ориентироваться на разные свойства объектов (величину, форму, цвет) и приводит их в соответствие по заданному признаку. Сначала соотнесение предметов и их свойств происходит практически. Затем это практическое соотнесение приводит к появлению соотнесений перцептивного характера. Начинается развитие перцептивных действий.

Формирование перцептивных действий по отношению к разному содержанию и разным условиям, в которых это содержание воплощается, происходит неодновременно. По отношению к более трудным заданиям ребенок раннего возраста может остаться на уровне хаотических действий, без всякого учета свойств объектов, с которыми он действует, на уровне действий с применением силы, которые не ведут его к положительному результату. По отношению к заданиям, более доступным по содержанию и более близким к опыту ребенка, он может перейти к практическому ориентированию – к проблемам, которые в некоторых случаях могут обеспечить положительный результат его деятельности. В ряде заданий он переходит уже к собственно перцептивному ориентированию [5] .

Хотя ребенок в этом возрасте редко пользуется зрительным соотнесением, а использует развернутое «примеривание», однако оно обеспечивает лучший учет свойств и отношений объектов, дает больше возможностей для положительного решения поставленной задачи. Овладение «промериванием» и зрительным соотнесением позволяет детям раннего возраста не только производить дифференциацию свойств предметов на «сигнальном» уровне, т.е. производить поиск, обнаружение, различение и идентификацию объектов, но и осуществлять отображение свойств объектов, их подлинное восприятие на основе образа. Это находит свое выражение в возможности делать выбор по образцу. Тесная связь развития восприятия и деятельности проявляется в том, что выбор по образцу ребенок начинает осуществлять по отношению к форме и величине, т.е. по отношению к свойствам, которые необходимо учитывать в практическом действии, а уж затем – по отношению к цвету (Л.А. Венгер, В.С. Мухина).

Развитие речи в этот период идет особенно интенсивно. Освоение речи является одним из основных достижений ребенка второго-третьего года жизни. Если к возрасту 1 год ребенок приходит почти совсем без речи, имея в словаре 10–20 лепетных слов, то к 3 годам его словарь насчитывает более 400 слов. На протяжении раннего возраста речь приобретает все большее значение для всего психического развития ребенка. Она становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта. Естественно, что взрослые, руководя восприятием ребенка, активно пользуются названием свойств предметов [6] .

Возникновение речи тесно связано с деятельностью общения, она появляется для целей общения и развивается в его контексте. Потребность в общении формируется при активном воздействии взрослого на ребенка. Смена форм общения также происходит при инициативном воздействии взрослого на ребенка.

Таким образом , в дошкольном возрасте можно отметить бурное развитие следующих психических сфер: общения, речевой, познавательной (восприятия, мышления), двигательной и эмоционально-волевой сферы [15].

1.3 Средства развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Существует достаточно средств и методов для эмоционального развития детей дошкольного возраста, например такие как:

-Сюжетно-ролевые игры – эмоциональная отзывчивость ребенка к сверстникам, решение проблемных ситуаций.

-Трудовое воспитание – элементарные трудовые поручения.

-Театрализованная деятельность – передача эмоций, характера героев и отношение их друг к другу.

-Совместные праздники, досуги.

-Использование художественной литературы – мир словесного искусства несет в себе безграничные возможности для формирования эмоциональной сферы дошкольника. Потешки, сказки, вызывают эмоциональный отклик, уча сопереживать, выражать собственные чувства мимикой, жестами, словами, побуждают дать эмоциональную оценку словам и действиям героев (веселый, грустный, хороший, обиделся) Можно использовать задания- игры: «удивись, как зайчик», «порадуйся, как Маша», «скажи, как Зайчик, жалобно – Собака, Собака, помоги мне!»

-Использование музыки – вслушиваясь в слова и музыку песен и хоров, ребенок приобретает первоначальные понятия настроения музыки, приобретает опыт передачи чувств музыкальными средствами.

-Изобразительная деятельность- использование цветовой гаммы, создание образов, отражающих настроение и впечатления ребенка.

-Наглядность – один из основных и наиболее значительных методов обучения дошкольников. Метод наглядности – пример взрослого. Как педагог выражает свои чувства, реагирует на эмоциональные проявления других людей, его мимику, жесты, телодвижения, дети не только видят и отличают и порой попируют. Целесообразно ввести в практику игры с зеркалом.

-Моделирование- использование моделей для решения поставленных задач. Освоение детьми метода моделирования влияет на развитие абстрактного мышления, умение соотносить схематический образ с реальным. В качестве моделей эмоционального состояния можно использовать:

-графические изображения лица,

-силуэты людей, пантомимически отражающие эмоции,

10. Развитие речи–активизируется и обогащается словарь ребенка за счет слов, обозначающих чувства и эмоциональные состояния человека. Чтение наизусть потешек, стихов, пересказ сказок формирует эмоционально выразительную диалогическую и монологическую речь.

Совершенствование эмоциональной сферы позволяет ввести в обиход ребенка установленные формы вежливого общения (здороваться, благодарить, просить прощение и т. д.)

11. Подвижные игры–высокая эмоциональная насыщенность подвижных игр позволяет использовать их для воспитания детей бодрыми, жизнерадостными. Они доставляют детям радость, чувство удовольствия, вызывают интерес, захватывают воображение, побуждают к творческому выполнению игровых действий.

Таким образом , эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей.

Эмоциональная сфера – это сложная система взаимодействующих и взаимообуславливающих состояний и чувств. Чувства как, «эмоциональные контакты» человека являются сами по себе сущностью его психической реальности и определяют его поведение, а эмоции являются материалом для развития и изменения чувств и содержанием ситуационной эмоциональной жизни (Агафонова И.Н.).

2. Практический аспект эмоционального развития детей дошкольного возраста

2.1 Исследование уровня эмоционального развития детей дошкольного возраста

Психолого — педагогический эксперимент состоял из трех этапов: констатирующего, формирующего и контрольного.

Целью психолого — педагогического эксперимента было выявление уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Мы ставили перед собой следующие задачи :

1. Исследовать уровень эмоционального развития ребенка дошкольного возраста;

2. Разработать систему упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

3. Провести анализ результатов психолого-педагогического эксперимента по развитию эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

Психолого — педагогический эксперимент проходил на базе МБДОУ №3 г.Владивостока. В эксперименте принимали участие две группы экспериментальная и контрольная, по 20 человек в каждой. Возраст детей 3-4 года. Из них в экспериментальной группе 15 мальчиков и 5 девочек, а в контрольной — 10 мальчиков и 10 девочек.

В данном исследовании мы будем использовать следующие методики:

1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52].

2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].

Проективная методика «Волшебная страна чувств»

Целью данной методики является исследование эмоционального состояния ребенка на момент проведения тестирования.

«Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой

Данный тест предназначен для диагностики преобладающих эмоциональных состояний на занятиях у детей дошкольного возраста. Детям раздаются опросные листы, и зачитывается инструкция к ним. После выполнения задания детьми опросные листы собираются.

На констатирующем этапе проведена диагностика эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с помощью двух методик:

1. Проективная методика «Волшебная страна чувств» Грабенко Т., Зинкевич-Евстигнеева Т., Фролов Д. (приложение А) [52]

2. «Фейс-тест» (тест лица) Н. В. Кузьминой (приложение Б) [20].

На формирующем этапе с целью развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста была проведена развивающая система упражнений (см. приложение В).

Методологической основой формирующего этапа послужили методические рекомендации авторов книг: Л. С. Выготский, М. И. Чистякова, Н. В. Кузьмина.

Задачи формирующего этапа работы:

-реализация системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста;

-выработка новых навыков понимания своих эмоций и эмоций других людей, а также умения управлять своими эмоциями.

На контрольном этапе было проведено повторное исследование уровня развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста с использованием методик которые применялись на констатирующем этапе.

Цель контрольного этапа: определить результаты опытно-экспериментальной работы, ее значимость; подвести общие итоги; составить рекомендации для образовательного учреждения (см. приложение Г).

Задачи контрольного этапа:

1.Проведение повторного диагностического исследования участников эксперимента с использованием диагностического инструментария, применявшегося на первом этапе.

2.Обработка данных, полученных в результате реализации системы упражнений направленной на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

3.Анализ результатов экспериментального исследования.

Таким образом , с помощью проведения диагностики мы смогли выявить уровень развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста и после обработки результатов составить систему упражнений направленную на развитие эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

2.2Система упражнений для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста

Дошкольное детство — совершенно особенный период развития ребенка. Возникают внутренняя психическая жизнь и внутренняя регуляция поведения. Важнейшим новообразованием этого периода является возникновение произвольного поведения. Повышенная эмоциональность — важная отличительная черта дошкольника. Для дошкольников характерно не просто стремление к доброжелательному вниманию и уважению взрослого, но и к его взаимопониманию и сопереживанию. Кроме взрослого, в социальной ситуации развития ребенка в дошкольном возрасте все большую роль начинают играть сверстники. В среднем наблюдается в 9-10 раз больше экспрессивно — мимических проявлений, выражающих самые различные эмоциональные состояния — от яростного негодования до бурной радости, от нежности и сочувствия до драки. Несогласованность коммуникативных действий порождает конфликты, протесты, обиды.

Задача психолога помочь ребенку наладить контакт друг с другом, учить слышать другого. Создание атмосферы в детской группе, когда внимание и симпатии других достаются всем примерно поровну, которая наиболее благоприятна для развития личности ребенка, является важной задачей. Этому способствует также эмоциональная вовлеченность взрослого в общую с ребенком деятельность, благодаря которой может произойти передача смысла и мотива, т.е. своего рода эмоциональное заражение взаимодействия.

К концу дошкольного возраста ребенок начинает понимать, осознавать собственные переживания. Систематическая работа психолога по развитию эмоциональной сферы в этот период развития ребенка, поможет ему овладеть знаниями об эмоциях, умениями распознавать, оценивать и регулировать свое эмоциональное состояние и другого, строить взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

«Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста»

Цель: создание условий для естественного психологического развития ребенка.

1. Изучить особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста

2. Подобрать упражнения, игры способствующие формированию эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

3. Разработать цикл занятий для развития эмоциональной сферы ребенка дошкольного возраста.

4. Разработать рекомендации педагогам по созданию условий в ДОУ, способствующих развитию эмоциональной сферы.

Объект : психическое развитие детей дошкольного возраста

Предмет : особенности эмоционального развития детей

Система упражнений «Эмоциональное развитие ребенка дошкольного возраста» рассчитана на 2 месяца психологического сопровождения детей 3-4 лет посещающих учреждения дополнительного образования и дошкольные образовательные учреждения.

В процессе работы развивающей программы ожидается повышение уровня психического развития ребенка дошкольного возраста.

Занятия будут проводиться в хорошо освещаемом помещении. Кабинет просторный. Кабинет с комфортным температурным режимом.

Продолжительность 20-30 минут. Количество занятий с детьми 13.

Источник

Читайте также:  Как избавиться от чувства вины перед своим ребенком
Оцените статью