- Общая характеристика эмоций
- Психология эмоций
- Понятие эмоций
- Формула эмоций
- Функции эмоций
- Виды эмоций
- Виды эмоциональных состояний
- Исследование содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций
- Понятие эмоций и основные подходы к их классификации. Психологическая характеристика эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Коммуникативная функция эмоций. Исследование взаимосвязи коммуникативной функции эмоций и эмоционального интеллекта.
- Соглашение об использовании материалов сайта
- Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
- Подобные документы
Общая характеристика эмоций
Прежде, чем перейти к анализу тревоги и тревожности, целесообразно вкратце рассмотреть эмоции в целом и их значение.
Эмоции – это «психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека» [27].
Б.И Додонов выделяет следующие признаки эмоций [13]:
- Представленность эмоций в сознании в форме непосредственных переживаний;
- Двойственный, психофизиологический характер эмоциональных явлений: с одной стороны – аффективное волнение, с другой – его органические проявления;
- Ярко выраженная субъективная окраска эмоций, присущее им качество особой «интимности».
Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта [22].
Таким образом, эмоции отражают исходящее из потребностей отношение субъекта к предметам и явлениям окружающей действительности. По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: «Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения. Э = f [П,(Ин – Ис),…] , где Э – эмоция, ее степень, качество и риск, П – сила и качество актуальной потребности, Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент, (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта. Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции» [38].
Выдающийся отечественный психолог С.Л. Рубинштейн пишет: «Взаимоотношение эмоций с потребностями может проявляться двояко – в соответствии с двойственностью самой потребности, которая, будучи испытываемой индивидом нуждой его в чем-то ему противостоящем, означает одновременно и зависимость его от чего-то и стремление к нему. … Выступая в качестве проявления потребности – в качестве конкретной психической формы ее существования, эмоция выражает активную сторону потребности. Поскольку это так, эмоция неизбежно включает в себя и стремление, влечение к тому, что для чувства привлекательно, так же как влечение, желание всегда более или менее эмоционально» [49].
Таким образом, эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции): «Помимо полярности приятного и неприятного в эмоциональных состояниях сказываются также … противоположности напряжения и разрядки, возбуждения и подавленности» [49].
Исходя из перечисленных двух критериев, Д.Н. Узнадзе предлагает соответствующую классификацию эмоций: «Любая эмоция как эмоциональное переживание обязательно предполагает участие простых чувств: удовольствия–неудовольствия, возбуждения–успокоения. В соответствии с этим, эмоции могут быть подразделены на четыре группы: приятные эмоции – возбуждения и успокоения и неприятные эмоции – возбуждения и успокоения» [56, с.100].
Отражая отношение тех или иных объектов и явлений к потребностям человека и оказывая побуждающее либо обратное влияние на активность человека, эмоции участвуют в регуляции поведения человека [27].
Следует подчеркнуть, что основные эмоции человека являются врожденными и наблюдаются так же у животных [24], следовательно, способность испытывать эмоции закрепилась в процессе эволюции и имеет свой биологический смысл, связанный с приспособлением живых организмов к окружающей среде. Считается, что биологическая функция эмоций реализуется следующим образом: «эмоция, тесно связанная с приспособительным поведением, … возникает где-то между потребностью и действиями для ее удовлетворения. … Через сложную систему врожденных и условно-рефлекторных нервных путей устанавливаются связи между потребностью и возможностью ее удовлетворения посредством взаимодействия организма с окружающей средой. Потребность становится влечением или мотивацией. С помощью безусловно- и условно-рефлекторных связей потребность адресуется к объектам внешнего мира и становится целенаправленным влечением. Процесс приспособительного поведения живых систем приобретает характер действия для удовлетворения данной потребности» [63, с.49].
Каждый вид эмоций человека и животных играет определенную роль в регуляции поведения и жизнедеятельности и приспособлении человека и животных к окружающей среде: «Даже так называемые астенические эмоции, снижающие уровень органической жизнедеятельности, отнюдь не лишены целесообразности. Человек, например, может «оцепенеть от ужаса». Но ужас как субъективное явление есть своего рода оценка, которую словами можно было бы выразить приблизительно так: «Передо мной враг, от которого не снастить ни нападением, ни бегством». В таких случаях неподвижность – единственный шанс на спасение: можно не обратить на себя внимание или быть принятым за мертвого» [13].
По мнению Б.И. Додонова, отрицательные эмоции играют более важную биологическую роль, чем положительные: «Не случайно механизм отрицательных эмоций функционирует у ребенка с первого дня появления его на свет, а положительные эмоции появляются значительно позднее. Отрицательная эмоция – это сигнал тревоги, крик организма о том, что данная ситуация для него гибельна. Положительная эмоция – сигнал возвращенного благополучия. Ясно, что последнему сигналу нет нужды звучать долго, поэтому эмоциональная адаптация к хорошему наступает быстро. Сигнал же тревоги должен подаваться все время, пока опасность не устранена» [13].
Все перечисленные общие особенности эмоций человека характерны и для эмоции тревоги, составляющей предмет анализа, осуществляемого в данном разделе.
Источник
Психология эмоций
Понятие эмоций
Эмоции – это психические процессы, протекающие в форме переживаний и отражающие личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека.
Эмоции человека всегда соотнесены с потребностями субъекта, с одной стороны, и с внешними или внутренними объектами или явлениями, с другой стороны. Эмоции отражают соответствие или несоответствие данного объекта или явления потребностям субъекта.
Формула эмоций
По мнению П.В. Симонова, возникновение положительных и отрицательных эмоций зависит от наличия актуальной потребности и оценки вероятности ее удовлетворения: Необходимыми и достаточными являются два фактора: (1) потребность и (2) вероятность ее удовлетворения.
Симонов разработал следующую формулу эмоций:
- Э – эмоция, ее степень, качество и риск,
- П – сила и качество актуальной потребности,
- Ин – информация о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности,
- Ис – информация о средствах, которыми располагает субъект в данный момент,
- (Ин – Ис) – оценка вероятности удовлетворения потребности на основе врожденного и онтогенетического опыта.
Низкая вероятность удовлетворения потребности ведет к возникновению отрицательных эмоций (Ин > Ис). При возрастании вероятности удовлетворения по сравнению с ранее имевшимся прогнозом (Ис > Ин) возникают положительные эмоции.
Функции эмоций
- Отражательно-оценочная – позволяет обобщенно отразить и оценить событие прежде, чем оно будет определено на уровне сознания.
- Сигнальная – состоит в оповещении организма (нервной системы) и других людей о состоянии потребностей субъекта (удовлетворении или неудовлетворении). Человек способен скрывать свои эмоции, но и читать чужие.
- Защитная– состоит в предупреждении субъекта о реальной или мнимой опасности (эмоции страха, отвращения и др.). Эти эмоции (как и все другие) сохраняются в памяти и в определенной ситуации извлекаются из нее с целью выполнения защитной функции.
- Управляющая – эмоции являются внутренними регуляторами любой деятельности. Так, оптимальная продуктивность деятельности наступает при среднем уровне эмоций
- Мобилизующая – эмоции могут быть побудителями (мотивами) деятельности и поведения, а также влиять на смену побуждений. Эмоции – субъективная форма существования мотивации.
Эмоции, утверждал Ч. Дарвин, возникли в процессе эволюции как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Эмоциональные ощущения биологически в процессе эволюции закрепились как своеобразный способ поддержания жизненного процесса в его оптимальных границах и предупреждают о разрушающем характере недостатка или избытка каких-либо факторов.
Виды эмоций
Эмоции удовольствия, отражающие высокую вероятность удовлетворения потребности, называются положительными эмоциями; эмоции неудовольствия, отражающие низкую вероятность удовлетворения потребности, – отрицательными эмоциями.
Эмоции могут оказывать как мобилизующее воздействие на организм и психику человека (стенические эмоции), так и демобилизующее (астенические эмоции).
Виды эмоциональных состояний
В зависимости от глубины, интенсивности, длительности и степени дифференцированности можно выделить следующие виды эмоциональных состояний:
- Чувственный, или эмоциональный, тон — это простейшая форма эмоций, элементарное проявление органической чувствительности, сопровождающее отдельные жизненно важные воздействия и побуждающее субъекта к их устранению или сохранению. Чувственный тон осознается как эмоциональная окраска, своеобразный качественный оттенок психического процесса, как свойство воспринимаемого предмета, явления, действия и т.п.
- Настроение — сравнительно продолжительное, устойчивое психическое состояние умеренной или слабой интенсивности. Настроение имеет субъектную направленность, по сравнению с чувственным тоном оно осознается не как свойство объекта, но как свойство субъекта.
- Собственно эмоции — психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта. Это предметные специфические психические процессы и состояния, возникающие в конкретной обстановке и имеющие узконаправленный характер. Эмоции возникают при избыточной мотивации по отношению к реальным приспособительным возможностям индивида.
- Чувства — это устойчивые эмоциональные отношения, выступающие как своеобразная «привязанность» к определенному кругу явлений действительности, как стойкая направленность на них, как известная «захваченность» ими. В процессе регуляции поведения чувствам отведена роль ведущих эмоционально-смысловых образований личности.
- Аффект — стремительно и бурно протекающий эмоциональный процесс взрывного характера, который может дать не подчиненную сознательному волевому контролю разрядку в действии. Основное в аффекте – это неожиданно наступающее, резко испытываемое человеком потрясение, характеризующееся изменением сознания, нарушением волевого контроля над действиями. Аффект оказывает дезорганизующее влияние на протекание психических процессов, поведение и деятельность человека.
- Страсть — интенсивное, обобщенное и продолжительное переживание, доминирующее над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти. Причины, вызывающие страсть, могут быть различны — начиная от телесных влечений и до осознанных идейных убеждений. Характерными чертами страсти являются сила чувства, выражающаяся в соответствующей направленности всех помыслов личности, устойчивость.
Источник
Исследование содержательных характеристик коммуникативной функции эмоций
Понятие эмоций и основные подходы к их классификации. Психологическая характеристика эмоций. Развитие эмоциональной сферы ребенка. Коммуникативная функция эмоций. Исследование взаимосвязи коммуникативной функции эмоций и эмоционального интеллекта.
Рубрика | Психология |
Вид | дипломная работа |
Язык | русский |
Дата добавления | 18.11.2011 |
Размер файла | 350,2 K |
Соглашение об использовании материалов сайта
Просим использовать работы, опубликованные на сайте, исключительно в личных целях. Публикация материалов на других сайтах запрещена.
Данная работа (и все другие) доступна для скачивания совершенно бесплатно. Мысленно можете поблагодарить ее автора и коллектив сайта.
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Подобные документы
Понятие об эмоциях и чувствах. Физиологические механизмы эмоций и чувств. Выражение эмоций и чувств. Функции чувств и эмоций. Формы переживания эмоций и чувств. Основные классификации эмоций.
реферат [29,7 K], добавлен 12.09.2006
Основные функции и роль эмоций. Роль «положительных» и «отрицательных» эмоций. Отражательная функция эмоций. Двухкомпонентная теория С. Шехтера и потребностно–информационная теория эмоций П.В. Симонова. Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.
реферат [22,4 K], добавлен 04.01.2012
Сущность эмоций и их роль в жизни человека. Психологические теории эмоций. Эмоциональные выражения как основные виды эмоций. Функции эмоций в жизнедеятельности человека. Отражение психической деятельности человека. Информационная теория эмоций.
реферат [26,3 K], добавлен 06.01.2015
Сущность эмоций. Понятие и классификация эмоций. Теории эмоций. Анатомические и физиологические основы эмоций. Функции эмоций. Эмоции человека и эмоции животного. Происхождение эмоций — от животного к человеку. Мотивация человека и животного.
реферат [46,7 K], добавлен 04.10.2004
Эмоции — психологический процесс средней интенсивности. Отличительные черты и формулы эмоций. Особенности и характеристики эмоциональных переживаний. Мимические проявления эмоций. Психологические теории эмоций. Критерии оценки эмоционального отклика.
презентация [2,3 M], добавлен 16.01.2012
Характеристика и функции эмоций. Эмоции и деятельность как взаимосвязанные и взаимообусловленные психические процессы. Влияние эмоций на познавательную деятельность человека. Оценка эмоционального состояния как важный аспект в изучении эмоций личности.
курсовая работа [51,4 K], добавлен 13.08.2010
Определение эмоций и чувств. Основные функции и качества чувств и эмоций. Мимическое выражение эмоций. Пантомимика, выражение эмоций голосом. Эмоциональные состояния. Аффективное состояние и аффект. Стресс. Значение эмоций и чувств.
реферат [19,1 K], добавлен 14.03.2004
Источник