Электоральное поведение: проблемы определения понятия
Дата публикации: 01.03.2019 2019-03-01
Статья просмотрена: 614 раз
Библиографическое описание:
Медведев, В. Ю. Электоральное поведение: проблемы определения понятия / В. Ю. Медведев, А. Р. Панкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 9 (247). — С. 63-64. — URL: https://moluch.ru/archive/247/56880/ (дата обращения: 12.10.2021).
Проблема определения понятия «электоральное поведение» продолжает оставаться актуальной темой исследования в политической науке по причине недостаточной изученности данного явления. В статье приведена попытка определения понятия электорального поведения, выявление подходов, факторов и типов электорального поведения, дано авторское определение понятии «электоральное поведение».
В современной политологии одним из значимых определений считается электоральное поведение. Система выборов довольно значимый механизм демократии в создании административной общественно-политический силы в стране, по этой причине весьма немаловажно понимать ключевые основы развития электорального поведения из числа жителей государства. Однако в русской политологической литературе отсутствует конкретное определение электорального поведения. Но сущность этого термина подразумевается весьма многообразно.
С одной стороны, под электоральным поведением зачастую подразумевается модель проявления политического поведения людей по поводу делегирования своих возможностей. С другой стороны, электоральное поведение считается составляющей политического поведения, что предполагает собою комплекс взаимодействий общественных субъектов в работе общественно-политической системы.
Эксперт в области общественно-политического маркетинга Ф. Н. Ильясов под электоральным поведением подразумевает «содействие субъекта в избраниях в органы представительной власти, а кроме того референдум за конкретного кандидата либо партию» [1, с. 25].
В политической науке сформировались три основных подхода определяющие электоральное поведение.
Первый подход, социологический, основан на признании преобладающего воздействия социальных факторов: социального статуса и социальной среды. Основателями этого подхода считаются А.Зигфрид, С. М. Липсет, С.Роккан, П.Лазерсфельд, Б.Берельсон. А. Зигфрид впервые разработал аналитическую модель, объясняющую мотивы голосования.
Согласно его суждению, развитие общественно-политических взглядов и предпочтений жителей обуславливается соответствующими условиями: особенностями управленческого и общественно-политического формирования региона; общественной структурой и религиозными предпочтениями регионального сообщества; природно-географическими особенностями [2, с. 48].
Социально-психологический подход базируется на главном условии, оказывающий большое влияние на голосование –это партийная либо идеологическая идентификация. Основоположниками данного подхода являются ученые Мичиганского института: А.Кэмбелл, У.Миллер, Ф.Конверс и прочие. В их трудах была применена «воронка причинности» — форма, дозволяющая принимать во внимание совместное воздействие на голосование разных условий доминирования партийной идентификации. Одной из наиболее поздних концепций изучения электорального поведения считается «теория рационального выбора», развывшаяся из-за определенной ограниченности предыдущих концепций. Основополагающим трудом в этом направлении стала работа Э. Даунса «Экономическая теория демократии», его главная идея заключается в следующем: «каждый гражданин голосует за ту партию, которая, как он полагает, предоставит ему больше выгод, чем любая другая» [3, c. 36]. Даунс также отводил значительную роль идеологическим установкам.
Описывая ключевые модели электорального поведения, сформировавшиеся в иностранной общественно-политической науке, невозможно пройти мимо формирования данных теорий в Российской федерации.
Так, российский политолог и политический географ Р. Ф. Туровский акцентировал следующие условия электорального поведения [4, c.78]:
- Фактор общественно-финансовых условий. Прослеживается эффективность наибольшего количества голосов за оппозицию в регионах и городах с серьезными общественно-финансовыми критериями.
- «Отраслевое голосование». Партии обращаются к избирателям разных высококлассных групп и обретают их помощь.
- Национальный фактор. В государственных республиках существенную значимость представляют местные власти, которые больше всего осуществляют контроль над местными СМИ и подобным способом оказывают большое влияние на жителей.
- Фактор возрастной структуры населения. Итоги голосования непосредственно связанны с возрастным составом жителей и, в соответствии с долей различных возрастов.
- Местные условия. Имеются местные требования, которые накладываются на голосования и никак не зависят от других. Это происходит в какой-то исторической данности.
Также выделяют и такие факторы в электоральном поведении, как долгосрочные и краткосрочные. К долгосрочным причисляют такие факторы как: пол, возраст, тип поселения, образование, доход, сфера профессиональной деятельности, религиозная и национальная принадлежность. К краткосрочным причисляются экономическая конъюнктура, влияние средств массовой информации, воздействие политических лидеров, ведения избирательной кампании и ряд других.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что электоральное поведение включает в себя процесс принятия гражданами своего решения по поводу участия или неучастия в выборах за того или иного кандидата.
Источник
Электоральное поведение
Финансовый словарь Финам .
Смотреть что такое «Электоральное поведение» в других словарях:
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (voting behaviour) процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования. Изучение электорального поведения подразделяется на четыре основных вида: избирательный округ, в национальном масштабе, межнациональное и… … Большой толковый социологический словарь
ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (лат. elector избиратель) участие в выборах, наиболее распространенный тип политического участия. Направленность электорального поведения, прежде всего, определяется идентификацией конкретного избирателя с определенной социальной группой или… … Политологический словарь-справочник
Электоральное поведение — поведение людей, связанное с реализацией ими социальных функций избирателей … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Электоральное поведение — (voting behaviour), модель предпочтения избирателей, определяемая полит., социальными и психолог, факторами. Точно установить, какое именно сочетание факторов образует избирательную модель групп или отд. лиц невозможно, но ряд др. моделей… … Народы и культуры
Электоральное поведение — от лат. eligo выбирать) форма проявления политического поведения граждан по поводу делегирования ими своих полномочий. Специфика Э. п. проявляется на этапах участия в акциях предвыборной кампании; участия (или неучастия) непосредственно в… … Социологический справочник
ПОВЕДЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЕЙ (ПОВЕДЕНИЕ НА ВЫБОРАХ, ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ) — (от лат. elector выбирающий, избиратель) один из видов поведения политического (см.), предмет социологии выборов (см.). При этом необходимо различать поведение корпуса избирателей (электората) и собственно поведение избирателей. Поведение… … Российская социологическая энциклопедия
ПОВЕДЕНИЕ ЭЛЕКТОРАЛЬНОЕ — разновидность политического участия. На его направленность оказывает влияние, прежде всего идентификация конкретного избирателя с определенной социальной группой и/или партией. Психологическая близость к группе, хотя жестко и не определяет… … Политология: словарь-справочник
ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ — (POLITICAL BEHAVIOUR) Термин, используемый в основном в американской политической науке; обозначает политическую активность индивидов и ее последствия для политических институтов. Исследование политического поведения охватывает такие вопросы, как … Социологический словарь
Русские во Львовской области — (укр. Росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской общиной на Западной… … Википедия
Русские Львова — Русские во Львовской области (укр. росіяни у Львівській області) русское население на территории современной Львовщины (Украина). Русские Львовской области являются крупнейшим национальным меньшинством в регионе и самой многочисленной русской… … Википедия
Источник
Электоральное поведение
Электоральное (лат. elector — избиратель) участие или участие граждан в выборах представляет собой одну из распространённых форм политической активности. Выборы — это способ формирования органов власти с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Выборы являются институтом выражения общественностью своих интересов, инструментом коллективной оценки прежних действий правительства и коллективного решения по поводу будущего политического курса государства. М. Вебер считает, что государственное устройство есть «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т. е. считающееся легитимным) насилие как средство». Одним из способов легитимации власти являются выборы.
Участие избирателей в общенациональных выборах, зависит от многих мотивов и факторов, о которых шла речь выше. Но здесь есть и свои особенности. Здесь играют роль такие факторы, как уровень выборов (общенациональные или местные), острота избирательной кампании (заведомая ясность или непредрешённость результата выборов), сомнения граждан в честности и справедливости хода всей избирательной кампании и процедуры подсчёта голосов. Современные социально-политические реалии позволяют констатировать, что при организации и проведении выборов распространённым является феномен манипулирования политическим сознанием электората.
Эмпирические исследования электорального поведения позволяют утверждать тот факт, что выбор граждан не всегда рационален и зависит от различных факторов.
Существуют несколько теорий электорального поведения:
— социально-психологическая (теория партийной идентификации);
— теория рационального поведения избирателей;
Представителями социологической теории являются С.М. Липтсет, С. Роккан и др. Они концентрируют внимание на решающую роль в объяснении электорального поведения социальной принадлежности индивидов. При голосовании граждане учитывают мнение своего ближайшего окружения, а оно, в свою очередь, воплощает в себе установки более широких социальных групп. С точки зрения социологического подхода существенное влияние на голосование оказывает классовая профессиональная, этническая и религиозная идентификация. Например, представители рабочего класса обычно голосуют за социалистические, рабочие или социал-демократические партии.
Социально-психологическая теория разделяется Э. Кэмпбеллом, П. Конверсом и др. Они полагают, что решающим фактором при голосовании является психологическая связь, чувство принадлежности индивида к политическому сообществу в форме партии. Партийная идентификация формируется в процессе политической социализации и обеспечивает роль фильтра, через который пропускается информация, относящаяся как к отдельным кандидатам, так и партиям (избирательным) объединениям принимающих участие в выборах представительных органов власти всех уровней.
Социологическая и социально-психологические теории не всегда могут объяснить механизм выбора и предсказать результат голосования. В современных обществах все больше проявляются тенденции, связанные с усложнением и размыванием социальной структуры общества, повышением мобильности населения, снижением идеологического и партийного влияния в обществе, что естественным образом оказывает влияние на электоральное поведение.
С учетом этих изменений Э. Даунс, Х. Химмельвельт применили теорию рационального выбора к исследованию поведения избирателей. Согласно ей электорат голосует за того или иного кандидата, ту или иную партию (избирательное объединение) чья победа ему наиболее выгодна. Критерием рационального голосования выступает оценка избирателем позиции кандидата или партии (избирательного объединения) по конкретным вопросам и ее соотнесение с собственной позицией избирателя. Отчасти это связанно, что люди по своей природе эгоистичны и расчетливы и ориентируются на достижение максимально выгодных для них результатов при минимизации издержек. Модель рационального выбора превращает человека из «заложника» структурных факторов и политических установок в актора, осознанно принимающего решения. Данная теория объясняет позицию большинства избирателей европейских стран и США. Они, как правило, не вникают в тонкости процесса формирования и реализации политическую курса, а оценивают успешность деятельности правительства по состоянию кошелька, по росту благосостояния.
В современной политологии идет активный процесс формирования когнитивного подхода (Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.), в основе которого лежит принцип интеграции информационного влияния окружающей среды и когнитивных способностей индивида, т. е. описывающий индивидуальные механизмы восприятия, оценки, обработки информации поступающей из внешней среды. Электоральные предпочтения при этом рассматриваются как результат последовательности ментальных реакций и мыслительных актов индивида, обеспечивающих восприятие социальной информации, ее понимание, осознание и принятие на этой основе определенного решения.
Источник
Электоральное поведение
Электоральное (лат. elector — избиратель) участие или участие граждан в выборах представляет собой одну из распространённых форм политической активности. Выборы — это способ формирования органов власти с помощью выражения по определенным правилам политической воли граждан. Выборы являются институтом выражения общественностью своих интересов, инструментом коллективной оценки прежних действий правительства и коллективного решения по поводу будущего политического курса государства. М. Вебер считает, что государственное устройство есть «отношение господства людей над людьми, опирающееся на легитимное (т. е. считающееся легитимным) насилие как средство». Одним из способов легитимации власти являются выборы.
Участие избирателей в общенациональных выборах, зависит от многих мотивов и факторов, о которых шла речь выше. Но здесь есть и свои особенности. Здесь играют роль такие факторы, как уровень выборов (общенациональные или местные), острота избирательной кампании (заведомая ясность или непредрешённость результата выборов), сомнения граждан в честности и справедливости хода всей избирательной кампании и процедуры подсчёта голосов. Современные социально-политические реалии позволяют констатировать, что при организации и проведении выборов распространённым является феномен манипулирования политическим сознанием электората.
Эмпирические исследования электорального поведения позволяют утверждать тот факт, что выбор граждан не всегда рационален и зависит от различных факторов.
Существуют несколько теорий электорального поведения:
— социально-психологическая (теория партийной идентификации);
— теория рационального поведения избирателей;
Представителями социологической теории являются С.М. Липтсет, С. Роккан и др. Они концентрируют внимание на решающую роль в объяснении электорального поведения социальной принадлежности индивидов. При голосовании граждане учитывают мнение своего ближайшего окружения, а оно, в свою очередь, воплощает в себе установки более широких социальных групп. С точки зрения социологического подхода существенное влияние на голосование оказывает классовая профессиональная, этническая и религиозная идентификация. Например, представители рабочего класса обычно голосуют за социалистические, рабочие или социал-демократические партии.
Социально-психологическая теория разделяется Э. Кэмпбеллом, П. Конверсом и др. Они полагают, что решающим фактором при голосовании является психологическая связь, чувство принадлежности индивида к политическому сообществу в форме партии. Партийная идентификация формируется в процессе политической социализации и обеспечивает роль фильтра, через который пропускается информация, относящаяся как к отдельным кандидатам, так и партиям (избирательным) объединениям принимающих участие в выборах представительных органов власти всех уровней.
Социологическая и социально-психологические теории не всегда могут объяснить механизм выбора и предсказать результат голосования. В современных обществах все больше проявляются тенденции, связанные с усложнением и размыванием социальной структуры общества, повышением мобильности населения, снижением идеологического и партийного влияния в обществе, что естественным образом оказывает влияние на электоральное поведение.
С учетом этих изменений Э. Даунс, Х. Химмельвельт применили теорию рационального выбора к исследованию поведения избирателей. Согласно ей электорат голосует за того или иного кандидата, ту или иную партию (избирательное объединение) чья победа ему наиболее выгодна. Критерием рационального голосования выступает оценка избирателем позиции кандидата или партии (избирательного объединения) по конкретным вопросам и ее соотнесение с собственной позицией избирателя. Отчасти это связанно, что люди по своей природе эгоистичны и расчетливы и ориентируются на достижение максимально выгодных для них результатов при минимизации издержек. Модель рационального выбора превращает человека из «заложника» структурных факторов и политических установок в актора, осознанно принимающего решения. Данная теория объясняет позицию большинства избирателей европейских стран и США. Они, как правило, не вникают в тонкости процесса формирования и реализации политическую курса, а оценивают успешность деятельности правительства по состоянию кошелька, по росту благосостояния.
В современной политологии идет активный процесс формирования когнитивного подхода (Дж. Лакофф, М. Джонсон и др.), в основе которого лежит принцип интеграции информационного влияния окружающей среды и когнитивных способностей индивида, т. е. описывающий индивидуальные механизмы восприятия, оценки, обработки информации поступающей из внешней среды. Электоральные предпочтения при этом рассматриваются как результат последовательности ментальных реакций и мыслительных актов индивида, обеспечивающих восприятие социальной информации, ее понимание, осознание и принятие на этой основе определенного решения.
Источник