Что такое добрые чувства аргументы

Что такое добрые чувства аргументы

АРГУМЕНТЫ К ИТОГОВОМУ СОЧИНЕНИЮ. САМАРСКИЙ ЧАСОВОЙ ПОЯС (GMT+4)

113. КАКИЕ ДОБРЫЕ ЧУВСТВА ПРОБУЖДАЕТ В ЧЕЛОВЕКЕ ЛИТЕРАТУРА?
Ю. Бондарев «Редкий дар» (публицистическая статья)
В своей статье писатель рассуждает о том, как с детства сказки и стихи Корнея Ивановича Чуковского закладывают в читателях великие качества человечности: благородство, любовь к жизни, ненависть к злу, трусости, жестокости.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (роман-антиутопия)
В утопическом мире будущего нет социальных проблем. Они были побеждены уничтожением книг – ведь литература заставляет думать. Костры из художественных произведений символизируют гибель человеческой духовности, превращение людей в заложников примитивной массовой культуры.

В. Левашов «Под одинокой звездой» (статья)
Автор передаёт свою озабоченность тем, что в России читают сейчас лишь лёгкую, развлекательную литературу, детективы. И хорошей книге трудно пробиться к читателю, так как она теряется среди обилия коммерческой литературы.

В. Пелевин «Священная книга оборотня»
«Ценность книги определяется не тем, сколько человек её прочтёт. У величайших книг мало читателей, потому что их чтение требует усилия».

Жизненный пример
В истории литературы сохранилось немало свидетельств, связанных со сценической историей «Недоросля». Говорят, что многие дворянские дети, узнав себя в образе бездельника Митрофанушки, пережили подлинное перерождение: стали прилежно учиться, много читать и выросли достойными сынами отчизны.

М. Горький «Мои университеты» (повесть)
Алёша, герой повести, считал, что только прочитанные книги помогли ему выдержать тяжелейшие жизненные испытания, стать человеком…

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» (роман-антиутопия)
Фантаст считал, что простой человек разве только одну сотую может увидеть своими глазами, а остальные девяносто девять процентов он познает через книгу.

Д. Лондон «Мартин Иден» (роман)
Главный герой одноименного романа американского писателя Джека Лондона Мартин Иден, выходец из низов, знакомится с Руфь Морз – девушкой из состоятельной буржуазной семьи, которая пробуждает в полуграмотном Мартине интерес к литературе. Герой твёрдо решает измениться, заработать деньги и стать достойным своей новой знакомой, в которую он успел влюбиться. И книги помогают ему в этом – он составляет программу по самосовершенствованию, работает над своим языком и произношением, читает очень много романов, научных трудов, стихотворных сборников. Упорный труд приносит свои плоды: Мартин намного превосходит в интеллектуальном плане и Руфь, и её семью, и знакомых – всех тех, кем он восхищался поначалу и перед кем испытывал мучительный стыд за своё невежество и необразованность. Более того, он сам начинает писать и становится успешным писателем.

А.М. Горький «Детство», «В людях», «Мои университеты» (трилогия)
Герой книги, Алёша Пешков, рос любознательным, эмоциональным мальчиком, жадно впитывающим новые впечатления. В отроческие годы, когда Алексей поступил младшим посудником на пароход, он сблизился с судовым поваром Михаилом Акимовичем Смурым. Последний оказался страстным любителем книг. И заразил своей страстью Алёшу Пешкова. С тех пор книга стала настоящим другом мальчика. Она помогала ему понять жизнь, внушала желание посвятить себя важному, внушительному делу. В эти годы произошло становление личности будущего писателя, и именно книги способствовали его духовному развитию. Алексей научился отличать хорошую книгу от плохой, он прочёл произведения западноевропейских писателей, горячо полюбил Пушкина и Лермонтова. Именно книги спасли героя от «свинцовых мерзостей жизни», сформировали его личность, литературный вкус, обозначили писательский талант.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «О книге» (очерк)
Книга для писателя – предмет высшего духовного порядка. Он с горечью размышляет о том, как небрежно, варварски обращаются с книгой современные дети, как равнодушны к ней. И вспоминает своё детство. В семье его страстно любили книги, тратили на них последние сбережения. Библиотека была составлена из произведений классиков: Крылова, Пушкина, Гоголя, Гончарова. Именно с них началось домашнее образование мальчика. Затем появились детские книги, потом новые, а потом – научно-популярные в 60-е годы. И всю жизнь книга оставалась неизменным спутником будущего писателя, в известной степени предопределив развитие его таланта.

Ф. Искандер «Размышления писателя» (книга)
В своей книге Ф. Искандер вспоминает свои школьные годы, уроки литературы, свои впечатления от того, как учительница в первый раз читала им «Капитанскую дочку». В юности будущий писатель был потрясён романами Достоевского, считал, что они имеют огромное воспитательное значение для развития личности. Также он размышляет о влиянии евангельских сюжетов на человеческую душу. И приходит к выводу, что только такая литература способна достучаться до сердца, пробудить в нас глубокие размышления. Вечность существования добра и зла порождает вечные образы в литературе – такие, как толстовская Наташа Ростова или гоголевский Ноздрев. И они рождают определённый отклик в душе читателя.

А. Неверов интервью с В. Распутиным (газета «Труд»)
Писатель говорит здесь о варварской культуре в России, о том, что сейчас в стране практически не читают: «Варварская культура конца XX – начала XXI века, в отличие от классического искусства XIX века, заговорила и запела грубо, пошло, безграмотно, и этот «базарный» уровень нынче утверждается как норма». «Книга перестала быть учителем жизни, общество, всё вокруг себя превратившее в товар, уронило и значение книги. Девять десятых сегодняшней книжной продукции надо бояться, она безнравственна, безъязыка и художественно убога. И, держась подальше от такого рода макулатуры, люди чураются вообще всякой книги». С горечью говорит В. Распутин о небрежном обращении россиян с русским языком, о нелепых попытках проведения реформ русского языка, о легализации матерщины, о том, что культурная элита потащила ненормативную лексику на телевидение, в кино, в литературу. Также он рассуждает о судьбах молодых талантов, вспоминает свои первые шаги в писательской профессии.

211. ЧТО МОЖЕТ ПРИВЕСТИ ЧЕЛОВЕКА К БЕСЧЕСТНОМУ ПОСТУПКУ?
В основе бесчестия – трусость, слабость характера.
А.С. Пушкин «Капитанская дочка» (повесть)
Алексей Иванович Швабрин – дворянин, но он бесчестен: посватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гринёвым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представлений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достаётся Пугачёву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.

Читайте также:  Витамины стресс для женщин

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (роман)
Печорин – безнравственный человек, не имеющий никаких принципов. Убедиться в этом мы можем, когда молодой человек встречается с очень красивой, доброй девушкой Бэлой. По истечении времени она всем сердцем полюбила Печорина, но тот, обманывая, играя, пользовался её чувствами до тех пор, пока она ему не надоела. Разве такое поведение присуще нравственному человеку? Бывает, что, сделав ошибку, человек осознаёт её и пытается исправить, но в случае Печорина этого не происходит. Он продолжает пользоваться людьми, думая только о себе и своих потребностях, но никак не о чужих чувствах, боли и переживаниях. И именно Печорин является красочным примером аморального поведения человека без всяких ценностей.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда» (повесть)
Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Измайловой, совершил вместе с ней убийства её родственников, желая стать единственным наследником богатого состояния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступлений. На каторжном этапе он изменил ей, издевался, как мог.

307. МОЖНО ЛИ ДОБИВАТЬСЯ ПОБЕДЫ ЛЮБЫМИ СРЕДСТВАМИ?
Ю. Друнина «Зинка» (стихотворение)
Мы видим юную девушку на войне. Говорят, у войны не женское лицо. Однако в бой идут не только мужчины, но и девочки, вчерашние школьницы. Им бы ходить на танцы, влюбляться, а они сражаются и погибают. Они кладут свои молодые жизни на алтарь Победы. Автор показывает, как Зинка, «светлокосый солдат», ведёт свой батальон в атаку:
Зинка нас повела в атаку.
Мы пробились по черной ржи,
По воронкам и буеракам,
Через смертные рубежи.
Героиня стихотворения погибает. Читатель знает, что она была единственной дочерью у матери, которая теперь никогда не дождётся её возвращения. Смерть юной девушки, горе безутешной матери – вот цена, заплаченная за Победу, за возможность последующим поколениям жить в мире. Мы должны понимать, сколь эта цена высока.

В.П. Катаев «Флаг» (рассказ)
Мы видим, как больше месяца «горсточка храбрецов» защищала осаждённый форт. «И вот наступила страшная минута. Снарядов больше нет. Запас продовольствия на одни сутки». Немецкий контр-адмирал фон Эвершарп предложил ультиматум: он сохранит отважным защитникам форта жизнь, если те сдадутся, поднимут белый флаг. Конечно, советские моряки не могли не понимать, что одолеть врага в бою им не удастся, но зато на их стороне непобедимая сила – мужество, самоотверженность, верность долгу защитника Отечества. Немцы не поверили своим глазам, когда на шпиле кирхи они увидели не белый, а красный флаг. «Тридцать советских моряков выставили свои автоматы и пулемёты на все четыре стороны света. Никто из них в этот страшный последний час не думал о жизни. Вопрос о жизни был решён. Они знали, что умрут, но, умирая, они хотели уничтожить как можно больше врагов. В этом состояла боевая задача, и они выполнили её до конца». Мы видим, что герои, не раздумывая, отдают свои жизни, защищая Отечество.

Б. Васильев «А зори здесь тихие» (повесть)
Старшина Басков собрал группу из пяти девушек и отправился на захват врага. Смело сражались бойцы, но не уцелели. Обезумел Басков от мысли, что не смог защитить девочек, а сам выжил. Но пошёл дальше уже с другой целью, с местью. Так и одолел он своих врагов. Но какой ценой? Федот Евграфыч всю жизнь проживёт в неоплатном долгу перед девчатами, смерть которых не уменьшит боль утраты даже самая главная победа, победа в Великой Отечественной войне.

409. В ЧЁМ РАЗЛИЧИЕ МЕЖДУ ОШИБКОЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЕМ?
Р. Бредбери «Вельд» (рассказ)
В рассказе Р. Бредбери «Вельд» мы становимся свидетелями страшного поступка детей. Питер и Венди убивают своих родителей. Что побудило детей совершить ужасное преступление? Причиной стало решение родителей переехать всей семьей из «умного» дома, который все делал вместо людей, лишить детей их любимой игровой комнаты, воплощавшей все их фантазии. Дети не могли смириться с этим, для них материальные блага оказались сильнее привязанности к родителям. Писатель показывает истинную причину, по которой Питер и Венди превратились в бездушных убийц. Она кроется в трагической ошибке, допущенной родителями при воспитании детей. Желая им самого лучшего, отец и мать ни в чем им не отказывали: «Мы давали детям все, что они просили». В итоге дети выросли эгоистичными чудовищами. Писатель показывает, что ошибки в воспитании детей приводят к непоправимым последствиям.

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание» (роман)
Раскольников, убивая Алёну Ивановну и признаваясь в содеянном, не осознаёт в полной мере весь трагизм совершенного им преступления, не признаёт ошибочность своей теории, ему лишь жаль, что не смог преступить, что не сможет отнести теперь себя к числу избранных. И лишь на каторге душой измаявшийся герой не просто раскаивается (раскаялся он, признавшись в убийстве), а становится на тяжёлый путь покаяния. Писатель подчеркивает, что человек, признающий свои ошибки, способен измениться, он достоин прощения и нуждается в помощи и сострадании.

Источник

Аргументы для итогового сочинения

Подборка литературных аргументов к направлениям итогового сочинения 2021/22.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Любимые герои Л.Н. Толстого проходят путь духовных исканий. Например, Пьер Безухов в романе-эпопее «Война и мир» идёт тернистой дорогой к счастью. Вначале он проводит время в компании легкомысленных молодых людей и предаётся развлечениям, женится на весьма посредственной Элен Курагиной, которую интересуют только материальные ценности. В какой-то момент герой понимает, что выбрал неправильное направление и, продолжая поиски себя и своего места в жизни, оказывается в тайном обществе масонов. Пьеру даже кажется, что он способен на преступление: собирается убить Наполеона, чтобы освободить Отечество от главного врага. Однако и выполнение этой миссии не смогло бы сделать героя счастливым. Попав в плен, Безухов чувствует, что именно здесь начинается его духовное перерождение. Любовь и внутренняя свобода выходят на первый план в его системе ценностей, и в итоге Пьер Безухов обретает счастье и душевное равновесие рядом с Наташей Ростовой.

Читайте также:  Как не зажимать эмоции

Е. Водолазкин «Лавр»

Каждый человек так или иначе ищет свой жизненный путь. Под влиянием конкретных событий меняется его характер и мировоззрение. Так, главный герой произведения Е. Водолазкина «Лавр» Арсений идёт по стопам своего деда и становится травником. Но жизнь преподносит ему тяжёлое испытание, и герою приходится отправиться в долгий путь на поиски своего предназначения. Арсений не смог спасти возлюбленную Устину и ребёнка, разочаровывается в своих силах, обвиняет себя. Он понимает, что должен кардинальным образом изменить свою жизнь и решает посвятить её самопожертвованию и служению людям. Под именем Устина герой пытается искупить свои грехи, совершает паломничество в Иерусалим, а затем становится монахом. Странствие героя – это путь святого: он учится исцелять даже самые тяжёлые недуги и творит настоящие чудеса. Так происходит превращение травника Арсения в схимника Лавра, целителя и чудотворца.

М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Человек, который ищет себя, находится в постоянном движении. Путешествие становится для путника способом познания своего внутреннего мира, но не всегда человек способен к нравственному воскресению. Например, главный герой романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» чувствует себя «топором в руках судьбы», лишним человеком, способным только разрушать чужие жизни и причинять людям страдания. Печорин со своей склонностью к перемене мест действительно лучше познаёт себя и судит самым страшным судом. Он понимает, что не использовал данные от природы способности по назначению и многое упустил. Такие люди, как Печорин, не могут найти своё место и вечно странствуют, пока не умирают где-нибудь в дороге, как это и случилось с главным героем.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Что произойдёт с миром, когда плоды научно-технического прогресса окончательно вытеснят духовные ценности? В антиутопии Е. Замятина рассказывается о Едином государстве, у жителей которого нет имён, есть только номера. Не ведёт ли утрата имени к уничтожению души? Герои ведут размеренную жизнь, встают и ложатся спать по чётко установленному расписанию и не имеют собственного мнения. Например, выборы так называемого Благодетеля проводятся в День Единогласия, и никто не может проголосовать против единственного кандидата. Когда главный герой Д-503 пытается нарушить заведённый порядок, всё оборачивается катастрофой: отступников жестоко наказывают. Тех, кто пытается жить по-другому, стать индивидуальностью, навсегда лишают фантазии. Действительно, иногда стремительное развитие технологий может повлечь за собой серьёзные последствия и даже привести к вырождению человечества.

Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

В антиутопии «451 градус по Фаренгейту» Р. Брэдбери представляет будущее, в котором люди не читают книги. Специальные пожарные команды уничтожают произведения, которые могут каким-то образом повлиять на жителей и пробудить в них способность думать самостоятельно. В новом мире нет места для душевности, люди стали зависимыми от новых технологий, не представляют своей жизни без телепередач и механических псов. Но есть ли будущее у такого мира? Таким вопросом в какой-то момент задаётся Гай Монтэг, который раньше тоже сжигал книги и старался ни о чём не задумываться. После знакомства с Клариссой его жизнь меняется, и он начинает понимать, что всё это время двигался в неправильном направлении. Но чтобы создать, иногда нужно разрушить: после бомбардировки мир был полностью уничтожен. Это доказывает, что духовные ценности не могут быть вытеснены, иначе это приведёт к деградации и разрушению общества.

Д. Киз «Цветы для Элджернона»

Всегда ли научные открытия и эксперименты делаются во благо? Главный герой произведения Д. Киза «Цветы для Элджернона» — умственно отсталый молодой человек, который хотел бы получить хорошее образование, но не может это сделать в силу особенностей своей психики. Однако участие в научном эксперименте, позволяющем повысить уровень своего интеллекта, меняет его судьбу, и юноша через какое-то время становится гением. Казалось бы, мечта сбылась, и теперь перед Чарли открыты все двери, однако это не делает героя счастливым. Напротив, он чувствует себя неподготовленным к новой жизни и ощущает в глубине души пустоту и одиночество. Как оказалось, гении становятся объектами насмешек и издевательств чаще, чем умственно отсталые. Эксперимент не удался, и своими неосторожными действиями учёный разрушил жизнь человека.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

За каждое преступление человек должен понести наказание, и, наверное, не может быть ничего хуже угрызений совести. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» главный герой решает проверить свою теорию, позволяющую делить людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Он считает, что убийство может быть оправдано, если оно совершено с благой целью. Старуха-процентщица, которую убивает Раскольников, представляется ему «зловредной вошью», чьё существование не приносит никакой пользы. Однако герой совершил серьёзную ошибку: никто не вправе отнимать у другого жизнь, и никакие хорошие поступки не смогут оправдать преступника. Раскольников почувствовал себя слабым после совершения убийства, он тоже оказался той самой «тварью дрожащей». Герой не сразу раскаялся в своём поступке, это произошло только на каторге, но уже становится ясно, что больше он никогда не сможет переступить черту.

Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»

Главная героиня Н.С. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» совершает несколько преступлений, изначально не чувствуя раскаяния и мук совести. Она готова на всё ради любви к приказчику Сергею и с хладнокровием убивает своих родственников. Но найти счастье с другим человеком женщина всё-таки не может, даже известная пословица гласит: «На чужом несчастье счастья не построишь». Руководимая собственной страстью, она не замечает недостатков своего избранника, которого привлекал только статус Катерины Львовны и её материальное положение. В один момент судьба нанесла Измайловой серьёзный удар: она лишилась всего, что ей было дорого. Кроме того, возлюбленный, ради которого Катерина совершала преступления, оказался предателем. Жизнь утратила для неё всякую ценность, и это стало самым страшным наказанием для преступницы.

Читайте также:  Каждый день делай то что заставляет тебя чувствовать себя живым

Н.М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иногда мы невольно причиняем человеку боль, и одно неосторожно сказанное слово может стоить кому-то жизни. Так, герой повести Н.М. Карамзина Эраст влюбился в крестьянку и не мог контролировать свои чувства. Конечно, юноша не был готов создать семью с бедной девушкой, но он и не подозревал, насколько серьёзными могут быть последствия. Лиза совершает самоубийство, и это её личный выбор, но между тем Эраст считает себя преступником. Герой был несчастлив до конца своих дней, потому что его мучили угрызения совести, он не мог простить себя за предательство. Именно муки совести и чувство вины стали для Эраста самым тяжёлым наказанием.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

М. Цветаева «Книги в красном переплёте»

Книги могут стать для человека лучшими друзьями и помогать в трудную минуту. Едва ли можно представить себе существование мира без искусства. Например, лирическая героиня стихотворения М. Цветаевой «Книги в красном переплёте» говорит о том, какое влияние на неё оказали прочитанные в детстве художественные произведения. Девочка спешила домой после уроков, чтобы поскорее окунуться в вымышленный мир и узнать о судьбе любимых героев. Ей казалось, что Том Сойер и Гекк Финн – это её родственные души, поэтому героине так хотелось проводить с ними как можно больше времени. Она испытывала сильные эмоции, волнуясь и переживая за персонажей книг, получала наслаждение от чтения и в эти мгновения забывала о реальности.

Л.Н. Толстой «Война и мир»

Музыку называют лучшим лекарством от душевной боли. Так, например, герой романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир» Николай Ростов был близок к самоубийству, после того как проиграл в карты крупную сумму. Находясь в тяжёлом состоянии после неприятного разговора с отцом, герой слышит игру и пение своей сестры. В этот момент Николай Ростов забывает о своих трудностях и неудачах, музыка исцеляет его боль и помогает по-другому взглянуть на мир. Герой понимает, что жизнь в сущности своей прекрасна, а человека делают счастливым не материальные ценности. Услышав пение Наташи, Николай осознаёт, какими мелочными были все его переживания, и почувствовал в себе силы двигаться дальше.

А.С. Пушкин «Моцарт и Сальери»

Настоящее искусство способно изменить как отдельного человека, так и весь мир. Талантливых людей достаточно много, однако не каждое имя остаётся в истории. В чём разница между истинным искусством и обычным ремеслом? В маленькой трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери» главные герои – замечательные композиторы, но между тем полные противоположности. Моцарт творит по наитию и может создать что-то совершенное за короткий промежуток времени, Сальери же считает, что творчество – это неустанный труд. Почему Сальери завидует Моцарту? Ему не удаётся так же глубоко чувствовать музыку, во главу угла он ставит славу, мечтает стать известным. Моцарт же лишён тщеславия и корыстолюбия, он умеет получать удовольствие от того, что делает. Именно это и позволяет его музыке вызывать у слушателя столько эмоций.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»

В поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» герои пытаются найти в России самого счастливого человека. Однако абсолютного счастья не обрёл ни один из встреченных ими людей. Ни среди помещиков, ни среди крестьян нет человека, который мог бы похвастаться своей жизнью, каждому пришлось вынести тяжёлые испытания и пройти тернистый путь лишений и страданий. Что мешает счастью человека? Рабская психология, пьянство, отсутствие средств к существованию, социальное неравенство… Н.А. Некрасов поднимает множество проблем и заставляет читателей задуматься о том, что необходимо изменить в жизненном укладе ради благополучной и счастливой жизни.

Н.В. Гоголь «Ревизор»

В комедии «Ревизор» Н.В. Гоголь обличает недостатки чиновников, которые совершают должностные преступления. В небольшом городе N живёт судья Ляпкин-Тяпкин, который не привык разбираться в судебных делах, почтмейстер Шпекин читает чужие письма, в богоугодных заведениях «больные выздоравливают, как мухи», и абсолютно все берут и дают взятки. Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский закрывает глаза на происходящее и начинает по-настоящему волноваться только перед приездом ревизора. Гоголь создаёт характеры людей, практически не способных к изменению. Чтобы добиться процветания государства и счастливой жизни его граждан, необходимо разрешить насущные проблемы.

В.Г. Распутин «Живи и помни»

Н.А. Некрасов писал следующее: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан. А что такое гражданин? Отечества достойный сын». У гражданина есть важнейшая обязанность – отдавать долг Родине. Что происходит, когда человек забывает о своём долге? Об этом размышляет В.Г. Распутин в повести «Живи и помни». Андрей Гуськов уходит на фронт ради защиты своего Отечества и близких людей, но в какой-то момент он чувствует слабость, нежелание сражаться и рисковать своей жизнью. Герой становится дезертиром, не понимая, на что обрекает свою семью, ведь в таком случает его близкие оказываются в опасности. Герой пытается снять с себя ответственность за произошедшее, и всё это приводит к страшным мучениям и деградации личности. Писатель говорит о том, что у человека, который забывает о своём долге и личной ответственности, нет права на полноценную счастливую жизнь.

Источник

Оцените статью