Что такое диагностика темперамента

Опросники диагностики темперамента

Темперамент – это наиболее общая формально-динамическая характеристика индивида. Сам по себе темперамент не определяет уровень успешности личности в той или иной сфере профессиональной сфере. Тем не менее, накладывая свой отпечаток на индивидуальные особенности личности, темперамент может оказывать влияние на работу человека.

Для оценки темперамента и его свойств разработано немало диагностических инструментов. Существуют лабораторные методы диагностики, дающие достаточно объективную информацию об общей активности, скорости возникновения психических процессов, их интенсивности и устойчивости, темпе и ритме деятельности и поведения человека. Но эти методы сложно, а иногда и просто невозможно (в силу многих причин), использовать в работе кадровых служб. Зато у HR-менеджеров есть возможность применять опросники для определения темперамента, которых в их распоряжении сегодня имеется не так уж и мало.

Один из них – Тест-опросник темперамента Я. Стреляу, который так и называется: «Личностный опросник Я. Стреляу». Он предназначен для диагностики основных свойств нервной системы – силы процесса возбуждения/торможения и подвижности.

В основе опросника лежит концепция И. П. Павлова о трех основных свойствах нервной системы: силе слабости, уравновешенности неуравновешенности, подвижности – инертности.

Комбинации этих свойств нервной системы определяет тип высшей нервной деятельности. По силе процесса возбуждения различают сильный или слабый тип нервной системы. Сильный тип нервной системы в зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения может быть уравновешенным и неуравновешенным. Сильный уравновешенный тип, в свою очередь, подразделяется на подвижный и инертный.

Опросник Я. Стреляу имеет три диагностические шкалы. Первая шкала направлена на измерение уровня процессов возбуждения («В»), вторая – на диагностику уровня процессов торможения («Т»), третья определяет уровень подвижности нервных процессов («П»).

Всего тестируемому субъекту предъявляется 134 вопроса. Его задача – ответить на каждый вопрос «да», «не знаю», «нет». Отвечать необходимо быстро, не задумываясь. Свои ответы он должен помечать на специальном регистрационном бланке.

После получения ответов на все вопросы можно приступить к обработке результатов. Для этого используется специальный «ключ» (в варианте «карандаш – бумага» – это трафарет с прорезями, который накладывается на регистрационный бланк).

Подсчитывается сумма баллов по каждой шкале. Если эта сумма превышает 42 балла, считается, что свойство, на диагностику которого направлена данная шкала, выражено у тестируемого субъекта в высокой степени.

Интерпретация результатов проводится также в русле теории Павлова. Так, высокий результат по шкале возбуждения «В» отражает способность нервной системы тестируемого выдерживать интенсивное и длительное воздействие раздражителей, не демонстрируя запредельного торможения. Индивид, обладающий этим свойством, способен интенсивно реагировать на раздражители, сохранять длительное время высокую эффективность деятельности в экстремальных условиях.

Высокий результат по шкале торможения «Т» является свидетельством способности нервной системы индивида к выработке тормозных условных рефлексов. Такие индивиды могут блокировать произвольные и импульсивные действия в ситуации запрета деятельности.

При высоком результате по шкале подвижности «П» нервная система характеризуется способностью к быстрой перестройке реакций при смене раздражителя. Такие индивиды не теряются при столкновении с новыми обстоятельствами, они проявляют готовность к взаимодействию с новыми объектами и явлениями.

Другой опросник темперамента – «Опросник структуры темперамента В. М. Русалова» (ОСТ). Он предназначен для диагностики предметно-деятельностного и коммуникативного аспектов темперамента.

Существуют две формы этого опросника: рассчитанный на взрослых от 18 до 55 лет (В-ОСТ), и подростков от 13 до 17 лет (Д-ОСТ). Испытание может проводиться как на индивидуальной, так и на групповой основе. Разработана и компьютерная версия теста.

В опроснике ОСТ 105 вопросов. Тестируемый должен ответить на каждый из них «да» или «нет».

По результатам ответов вычисляются 9 шкал. Одна из них – Шкала социальной желательности ответов («К») – является контрольной. С помощью нее определяется степень откровенности и искренности тестируемого.

Другие восемь – это шкалы свойств темперамента:
1) Шкала выносливости (предметной эргичности) – вопросы этой шкалы касаются уровня потребностей человека в освоении им предметного мира, стремления к труду;
2) Шкала социальной эргичности – свидетельствует об уровне потребностей в социальной жизни, стремлении к лидерству;
3) Шкала социальной пластичности – характеризует степень легкости или трудности переключения в общении от одного человека к другому, склонность к разнообразию коммуникаций;
4) Шкала пластичности – имеет отношение к степени легкости переключения с одного предмета на другой;
5) Шкала темпа и скорости – включает вопросы о быстроте моторно-двигательных процессов при выполнении предметной деятельности;
6) Шкала социального темпа – касается речедвигательной скорости в процессе общения;
7) Шкала эмоциональности – состоит из вопросов, имеющих отношение к эмоциональным реакциям, чувствительности к неудачам в деятельности;
8) Шкала социальной эмоциональности – касается эмоциональной чувствительности в сфере общения.

Была проведена стандартизация ОСТ на достаточно большой выборке
испытуемых с учетом их возраста. Психометрическая проверка показала, что Опросник темперамента В. М. Русалова обладает высокой ретестовой надежностью и валидностью.

В.М. Русаловым был разработан другой вариант опросника – «Опросник формально-динамических свойств индивидуальности» (ОФДСИ). Он содержит 150 утверждений, которые тестируемый должен оценить с точки зрения своего поведения: как характерные, довольно характерные, мало характерные и не характерные для него. Для выбора ответа тестируемого просят представить себе типичные ситуации и свое обычное поведение в них.

Обработка результатов опросника проводится в соответствие с «ключами». По каждой шкале подсчитывается сумма баллов. Рекомендуется использовать компьютерную обработку данных, особенно в ситуации обследования большого числа тестируемых.

В опроснике ОФДСИ 12 шкал. К каждой шкале относится по 12 вопросов, в Контрольной шкале – 6 вопросов. Эта шкала (Шкала социальной желательности) служит для проверки искренности тестируемого: если сумма полученных баллов по ней превышает 18, его данные из дальнейшей обработки исключаются.

12 шкал группируются в 3 сферы: психомоторная, интеллектуальная и коммуникативная. В каждой сфере рассматриваются проявления четырех формально-динамических свойств: эргичности, пластичности, скорости и эмоциональности.

Используя эти опросники, необходимо помнить, что нет «плохих» и «хороших» темпераментов. Темперамент характеризует динамические особенности личности, но не дает информации об убеждениях, идеалах, мотивах поведения человека. Следовательно, темперамент не является показателем общественной ценности личности, ее возможностей, не способен предсказывать успешность или неудачи в жизни и профессии. Люди разного темперамента могут добиться высоких успехов в одном и том же виде деятельности, только идут они к этому успеху разными путями.

Тем не менее, все-таки, существуют виды профессиональной деятельности, для успешности которой темперамент имеет определяющее значение. К такой деятельности относится, например, профессия оператора энергосистем. Человек, успешно справляющийся с этой деятельностью, сохраняющий самообладание в экстренных ситуациях, способный быстро принимать ответственные решения, должен, как показали исследования отечественных психофизиологов, обладать сильной нервной системой (обеспечивающей длительную выносливость), уравновешенностью процессов возбуждения и торможения (необходимой при экстренном напряжении), помехоустойчивостью к действию внешних факторов и подвижностью нервных процессов (определяющей возможность быстрого переключения с одного объекта на другой).

Об опросниках темперамента можно прочитать в следующих книгах:

— Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
— Рабочая книга практического психолога. М., 2002 г.
— Русалов В. М. Опросник структуры темперамента. М., 1990.
— Русалов В.М. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности. М., 1997.

«Клерк. Премиум» — закрытое сообщество бухгалтеров. Неограниченные консультации от экспертов «Клерка». Онлайн-курсы и вебинары.

Читайте также:  Человек без чувства юмора афоризмы раневской

Источник

Диагностика свойств нервной системы, типов темперамента

Темперамент – совокупность индивидуальных, природных качеств (свойств) человека, определяющих динамические и эмоциональные особенности личности.

Основные свойства темперамента: активность, реактивность, соотношение активности и реактивности, темп реакции, эмоциональность, пластичность и ригидность, экстраверсия и интроверсия.

Методы диагностики темперамента

  1. Опросник Айзенка. Предназначен для диагностики свойств личности, в которых проявляется темперамент человека: 1. Нейротизм – эмоциональная неустойчивость, нестабильность, что проявляется в тревоге, волнении, плохом самочувствии, перепадах настроения, нервности и беспокойстве. 2. Экстраверсия – направленность личности на внешний мир, что проявляется в большей общительности, импульсивности, гибкости, инициативности, социальной адаптированности и малой настойчивости. 3. Интроверсия – направленность на собственный внутренний мир, что проявляется в склонности к самоанализу, настойчивости, наблюдательности, но при этом большей социальной пассивности. 3. Формы (варианты) опросника Айзенка, в которых еще определяется психотизм – склонность к асоциальному поведению, высокая конфликтность.
  2. Опросник формально-динамических свойств индивидуальности (В. Русалов).

Назначение: определение свойств темперамента, проявляющихся в психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной сфере личности и определение общего типа темперамента. 1-4 – основные типы (С, Х, Ф, М); 5 – смешанный высоко эмоциональный; 6 – смешанный низко эмоциональный; 7 – смешанный высоко активный; 8 – смешанный низко активный; 9 – неопределенный тип.

  • Опросник Стреляу. Назначение: диагностика основных свойств нервной системы: силы процессов возбуждения и торможения, уравновешенности процессов возбуждения и торможения и подвижности нервных процессов.
  • Опросник Смирнова. Назначение: диагностика свойств темперамента: экстраверсии — интроверсии, эмоциональной уравновешенности – возбудимости, темпа реакции – активности – ригидности.
  • Опросник Белова «Формула темперамента». Назначение: самоидентификация типов темперамента и определение их по формуле.

    Соотношение свойств нс, типов темперамента и черт характера

    (с преобладанием процессов возбуждения);

    (с преобладанием процессов торможения);

    Высокий уровень активности, энергичность, резкость, быстрота и сила движения, порывистость и вспыльчивость, подверженность эмоц. срывам, речь быстрая, выразительная, сбивчивая.

    Характер: целеустремленность, напористость, увлеченность, несдержанность, нетерпеливость, склонность к резкости, конфликтность.

    Высокий уровень активности, энергичность, быстрота и живость движений, работоспособность, выразительная мимика, быстрый темп речи.

    Характер: жизнерадостность, общительность, отзывчивость, легкомысленность, поверхностность, разбросанность, ненадежность.

    Низкий уровень активности, недостаточная энергичность, медлительность, инертность, невыразительная мимика, спокойное и ровное настроение, постоянство чувств и отношений, психическая устойчивость, с трудом переключается с одного вида д-ти на другой, речь спокойная, замедленная.

    Характер: терпеливость, самообладание, надежность, невозмутимость, не конфликтность, старательность, пассивность, отсутствие активного стремления к цели, замедленность в принятии решения.

    Низкий уровень активности, низкая энергичность, замедленные движения, сдержанная мимика, быстрая утомляемость, низкая работоспособность, высокая эмоц. чувствительность, глубина и устойчивость эмоций.

    Характер: мягкость, человечность, доброжелательность, чуткость, застенчивость, ранимость, мнительность, замкнутость, не решительность, предусмотрительность.

    Тест MMPI – многофакторный личностный Опросник, предназначенный для диагностики патологий характера (количество вопросов более 600).

    В Опроснике 10 основных шкал: 1. Шкала ипохондрии (данная шкала выявляет тип личности, которая может чрезмерно зацикливаться на телесных ощущениях, болезнях, такие люди слишком пристальное внимание уделяют своему здоровью, нередко склонны «ныть» по этому поводу и находить у себя симптомы различных заболеваний); 2. Шкала депрессии; 3. Шкала истерии (определяет склонность человека к использованию симптомов физических заболеваний в качестве средства решения проблем); 4. Шкала психопатии (определяет тип личности, склонный к асоциальному поведению, к чрезмерной конфликтности – социопатический тип); 5. Шкала мужественности/женственности (определяет степень выраженности женских или мужских черт характера); 6. Шкала паранойи (определяет тип личности, склонной к подозрительности, чрезмерной мнительности и к образованию сверхценных идей); 7. Шкала психастении (определяет тревожно мнительный тип личности, склонной к сомнениям, колебаниям); 8. Шкала шизофрении (определяет шизоидный (аутический) тип личности); 9. Шкала гипомании (определяет тип личности, склонной к неоправданно повышенному настроению); 10. Шкала социальной интроверсии (замкнутость, отгороженность, ограниченность социальных связей).

    Краткое описание акцентуаций по леонгарду

    1. Истероидный. Демонстративный тип (Акцентуация – «Вытеснения»). Высокие оценки по этой шкале говорят о повышенной способности к вытеснению, демонстративности поведения. Характеризуется повышенной способностью к вытеснению, демонстративностью поведения, живостью, подвижностью, легкостью в установлении контактов. Склонен к фантазерству, лживости и притворству, направленным на приукрашивание своей персоны, авантюризму, артистизму, к позерству. Им движет стремление к лидерству, потребность в признании, жажда постоянного внимания к своей персоне, жажда власти, похвалы; перспектива быть незамеченным отягощает его. Он демонстрирует высокую приспосабливаемость к людям, эмоциональную лабильность (легкую смену настроений) при отсутствии действительно глубоких чувств, склонность к интригам (при внешней мягкости манеры общения).

    Отмечается беспредельный эгоцентризм, жажда восхищения, сочувствия, почитания, удивления. Обычно похвала других в его присутствии вызывает у него особо неприятные ощущения, он этого не выносит. Стремление к компании обычно связано с потребностью ощутить себя лидером, занять исключительное положение. Самооценка сильно далека от объективности. Может раздражать своей самоуверенностью и высокими притязаниями, сам систематически провоцирует конфликты, но при этом активно защищается. Обладая патологической способностью к вытеснению, он может полностью забыть то, о чем он не желает знать. Это расковывает его во лжи. Обычно лжет с невинным лицом, поскольку то, о чем он говорит, в данный момент, для него является правдой; по-видимому, внутренне он не осознает свою ложь, или же осознает очень неглубоко, без заметных угрызений совести. Способен увлечь других неординарностью мышления и поступков.

    2.Педантичный тип (Акцентуация – «Ригидная»). Высокие оценки говорят о ригидности, инертности психических процессов, о долгом переживании травмирующих событий. Характеризуется ригидностью, инертностью психических процессов, тяжелостью на подъем, долгим переживанием травмирующих событий. В конфликты вступает редко, выступая скорее пассивной, чем активной стороной. В то же время очень сильно реагирует на любое проявление нарушения порядка. На службе ведет себя как бюрократ, предъявляя окружающим много формальных требований. Пунктуален, аккуратен, особое внимание уделяет чистоте и порядку, скрупулезен, добросовестен, склонен жестко следовать плану, в выполнении действий нетороплив, усидчив, ориентирован на высокое качество работы и особую аккуратность, склонен к частым самопроверкам, сомнениям в правильности выполненной работы, брюзжанию, формализму. С охотой уступает лидерство другим людям.

    3.Застревающий, неуравновешенный тип (Акцентуация – «Паранойяльная»). Основная черта этого типа – чрезмерная стойкость аффекта со склонностью к формированию сверхценных идей. Его характеризует умеренная общительность, занудливость, склонность к нравоучениям, неразговорчивость. Часто страдает от мнимой несправедливости по отношению к нему. В связи с этим проявляет настороженность и недоверчивость по отношению к людям, чувствителен к обидам и огорчениям, уязвим, подозрителен, отличается мстительностью, долго переживает происшедшее, не способен «легко отходить» от обид. Для него характерна заносчивость, часто выступает инициатором конфликтов. Самонадеянность, жесткость установок и взглядов, сильно развитое честолюбие часто приводят к настойчивому утверждению своих интересов, которые он отстаивает с особой энергичностью. Стремится добиться высоких показателей в любом деле, за которое берется и проявляет большое упорство в достижении своих целей. Основной чертой является склонность к аффектам (правдолюбие, обидчивость, ревность, подозрительность), инертность в проявлении аффектов, в мышлении, в моторике.

    4.Возбудимый тип (Акцентуация – «Проективная»). Таким людям свойственна повышенная импульсивность, ослабление контроля над влечениями и обсуждениями. Недостаточная управляемость, ослабление контроля над влечениями и побуждениями сочетаются у людей такого типа с властью физиологических влечений. Ему характерна повышенная импульсивность, инстинктивность, грубость, занудство, угрюмость, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых сам и является активной, провоцирующей стороной. Раздражителен, вспыльчив, часто меняет место работы, неуживчив в коллективе. Отмечается низкая контактность в общении, замедленность вербальных и невербальных реакций, тяжеловесность поступков. Для него никакой труд не становится привлекательным, работает лишь по мере необходимости, проявляет такое же нежелание учиться. Равнодушен к будущему, целиком живет настоящим, желая извлечь из него массу развлечений. Повышенная импульсивность или возникающая реакция возбуждения гасятся с трудом и могут быть опасны для окружающих. Он может быть властным, выбирая для общения наиболее слабых.

    5.Гипертимический тип (Акцентуация – «Гипертимическая»).

    Читайте также:  Эмоция со всех ног фортнайт

    Высокие оценки говорят о постоянном повышенном фоне настроения в сочетании с жаждой деятельности, высокой активностью, предприимчивостью. Людей этого типа отличает большая подвижность, общительность, болтливость, выраженность жестов, мимики, пантомимики, чрезмерная самостоятельность, склонность к озорству, недостаток чувства дистанции в отношениях с другими. Часто спонтанно отклоняются от первоначальной темы в разговоре. Везде вносят много шума, любят компании сверстников, стремятся ими командовать. Они почти всегда имеют очень хорошее настроение, хорошее самочувствие, высокий жизненный тонус, нередко цветущий вид, хороший аппетит, здоровый сон, склонность к чревоугодию и иным радостям жизни. Это люди с повышенной самооценкой, веселые, легкомысленные, поверхностные и, вместе с тем, деловитые, изобретательные, блестящие собеседники; люди, умеющие развлекать других, энергичные, деятельные, инициативные. Большое стремление к самостоятельности может служить источником конфликтов. Им характерны вспышки гнева, раздражения, особенно когда они встречают сильное противодействие, терпят неудачу. Склонны к аморальным поступкам, повышенной раздражительности, прожектерству. Испытывают недостаточно серьезное отношение к своим обязанностям. Они трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность, вынужденное одиночество.

    6.Дистимический тип (Акцентуация – «Дистимическая (депрессивная)»). Этот тип является противоположным предыдущему, характеризуется сниженным настроением, фиксацией на мрачных сторонах жизни, идеомоторной заторможенностью. Люди этого типа отличаются серьезностью, даже подавленностью настроения, медлительностью, слабостью волевых усилий. Для них характерны пессимистическое отношение к будущему, заниженная самооценка, а также низкая контактность, немногословность в беседе, даже молчаливость. Такие люди являются домоседами, индивидуалистами; общества, шумной компании обычно избегают, ведут замкнутый образ жизни. Часто угрюмы, заторможены, склонны фиксироваться на теневых сторонах жизни. Они добросовестны, ценят тех, кто с ними дружит и готовы им подчиниться, располагают обостренным чувством справедливости, а также замедленностью мышления.

    7.Тревожно-боязливый тип (Акцентуация – «Невротическая»). Основная черта — склонность к страхам, повышенная робость и пугливость, высокий уровень тревожности. Людям данного типа свойственны низкая контактность, минорное настроение, робость, пугливость, неуверенность в себе. Дети тревожного типа часто боятся темноты, животных, страшатся оставаться одни. Они сторонятся шумных и бойких сверстников, не любят чрезмерно шумных игр, испытывают чувство робости и застенчивости, тяжело переживают контрольные, экзамены, проверки. Часто стесняются отвечать перед классом. Охотно подчиняются опеке старших, нотации взрослых могут вызвать у них угрызения совести, чувство вины, слезы, отчаяние. У них рано формируется чувство долга, ответственности, высокие моральные и этические требования. Чувство собственной неполноценности стараются замаскировать в самоутверждении через те виды деятельности, где они могут в большей мере раскрыть свои способности. Свойственные им с детства обидчивость, чувствительность, застенчивость мешают сблизиться с теми, с кем хочется, особо слабым звеном является реакция на отношение к ним окружающих. Непереносимость насмешек, подозрения сопровождаются неумением постоять за себя, отстоять правду при несправедливых обвинениях. Редко вступают в конфликты с окружающими, играя в них в основном пассивную роль, в конфликтных ситуациях они ищут поддержки и опоры. Они обладают дружелюбием, самокритичностью, исполнительностью. Вследствие своей беззащитности нередко служат «козлами отпущения», мишенями для шуток.

    8.Циклотимный (аффективно-лабильный) тип (Акцентуация – «Циклотимическая»). Людям с высокими оценками по этой шкале соответствует смена гипертимических и дистимических фаз. Характеризуется сменой гипертимных и дистимных состояний. Им свойственны частые периодические смены настроения, а также зависимость от внешних событий. Радостные события вызывают у них картины гипертимии: жажда деятельности, повышенная говорливость, скачка идей; печальные— подавленность, замедленность реакций и мышления, так же часто меняется их манера общения с окружающими людьми. В подростковом возрасте можно обнаружить два варианта циклотимической акцентуации: типичные и лабильные циклоиды. Типичные циклоиды в детстве обычно производят впечатление гипертимных, но затем проявляется вялость, упадок сил, то, что раньше давалось легко, теперь требует непомерных усилий. Прежде шумные и бойкие, они становятся вялыми домоседами, наблюдается падение аппетита, бессонница, или, наоборот, сонливость. На замечания реагируют раздражением, даже грубостью и гневом, в глубине души, однако, впадая при этом в уныние, глубокую депрессию, не исключены суицидальные попытки. Учатся неровно, случившиеся упущения наверстывают с трудом, порождают в себе отвращение к занятиям. У лабильных циклоидов фазы смены настроения обычно короче, чем у типичных циклоидов. «Плохие» дни отмечаются более насыщенными дурным настроением, чем вялостью. В период подъема выражены желания иметь друзей, быть в компании. Настроение влияет на самооценку.

    9.Аффективно-экзальтированный тип (Акцентуация – «Интроетивная»). Лицам этого типа свойственен большой диапазон эмоциональных состояний, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние от печальных. Яркая черта этого типа— способность восторгаться, восхищаться, а также— улыбчивость, ощущение счастья, радости, наслаждения. Эти чувства у них могут часто возникать по причине, которая у других не вызывает большого подъема, они легко приходят в восторг от радостных событий и в полное отчаяние— от печальных. Им свойственна высокая контактность, словоохотливость, влюбчивость. Такие люди часто спорят, но не доводят дела до открытых конфликтов. В конфликтных ситуациях они бывают как активной, так и пассивной стороной. Они привязаны к друзьям и близким, альтруистичны, имеют чувство сострадания, хороший вкус, проявляют яркость и искренность чувств. Могут быть паникерами, подвержены сиюминутным настроениям, порывисты, легко переходят от состояния восторга к состоянию печали, обладают лабильностью психики.

    10. Эмотивный тип (Акцентуация – «Эмоцентрическая»). Это чувствительные и впечатлительные люди, отличаются глубиной переживаний в области тонких эмоций в духовной жизни человека. Этот тип родственен экзальтированному, но проявления его не столь бурны. Для них характерны эмоциональность, чувствительность, тревожность, болтливость, боязливость, глубокие реакции в области тонких чувств. Наиболее сильно выраженная черта— гуманность, сопереживание другим людям или животным, отзывчивость, мягкосердечность, сорадование чужим успехам. Они впечатлительны, слезливы, любые жизненные события воспринимают серьезнее, чем другие люди. Подростки остро реагируют на сцены из фильмов, где кому-либо угрожает опасность, сцена насилия может вызвать у них сильное потрясение, которое долго не забудется и может нарушить сон. Редко вступают в конфликты, обиды носят в себе, не «выплескиваются» наружу. Им свойственно обостренное чувство долга, исполнительность. Бережно относятся к природе, любят выращивать растения, ухаживать за животными.

    2. Методика ПДО А. Личко. (патохарактерологический диагностический опросник).

    Опросник предназначен для определения типов акцентуации характера у подростков 14-18 лет.

    3. Методика самоидентификации акцентуации характера Э. Эйдемиллера. Назначение: самоопределение 13 типов акцентуации характера у старшеклассников и студентов.

    Проективные методы психодиагностики

    1. Проективные тесты:
    • Тест Роршака;
    • Тест Люшера;
    • Апперцептивные тесты;
    • Тест Розенцвейга;
    • Теста «Рука» Э. Вагнера;
    • Детский тест тревожности;
    • Тест Р. Жиля.
    1. Графические (рисуночные) методики:
    • Рисунок человека К. Маховер;
    • Рисунок семьи;
    • «Дом-дерево-человек»;
    • Несуществующие животные.
    1. Методики диагностики самосознания и самооценки:
    • Методика «Лесенка» В. Щур;
    • Методика «Дембо-Рубинштейн»;
    • Методика исследования самосознания (МИС) Пантелеева-Столина;
    1. Методики диагностики психических состояний:
    • Опросник САН (самочувствие, активность, настроение);
    • Опросник школьной тревожности Филлипса;
    • Опросник ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина;
    • Опросник агрессивности Басса-Дарки.
    1. Общие особенности проективных методов диагностики.
    1. В проективной диагностике клиенту предлагается неструктурированный или малоструктурированный стимульный материал: картинки с определенным и неопределенным содержанием, которые можно по-разному понять и истолковать, изображения или пятна неопределенной формы, цвета, лист бумаги, на котором можно что-то нарисовать, неоконченные предложения, которые нужно как-то закончить.
    2. Проективные методы направлены не на диагностику отдельных свойств личности, а на личность в целом. Считается, что разглядывая картинку, заканчивая предложение, рисуя что-либо, человек проецирует собственные переживания, чувства, мысли, потребности, интересы.
    3. Проективные методы имеют свои достоинства: 1. Они могут дать целостное, неразрозненной представление о личности; 2. Они полностью или частично снимают психологическую защиту, так как диагностика происходит не на прямую, а косвенно, неявно и человек часто не знает, на что направлена диагностика; 3. При выполнении данных тестов человек актуализирует не только сознательные процессы, но и бессознательные и показывает то, что нельзя выразить словами; 4. Проективные методики обычно не занимают много времени на проведение и интересны для клиента формой проведения; 5. Проективные методики не предполагают правильных и не правильных ответов.
    4. Проективные методы имеют свои недостатки: 1. Огромное разнообразие ответов затрудняет обработку и интерпретацию результатов. Анализ результата сильно зависит от теоретической подготовки специалиста, от его опыта, профессионализма и интуиции; 2. Более точны результаты получаются при использовании не одной методики, а несколько взаимодополняемых методик; 3. Полученные по проективным методикам данные интерпретируются неоднозначно, а предположительно в виде диагностической гипотезы.
    Читайте также:  Что заставляет сердце биться чаще эмоции

    Тест Роршаха.

    Определение общей направленности личности, стиля взаимодействия с окружающими, эмоционального отношения к миру, реалистичности восприятия действительности. Стимульный материал: 10 изображений с черно-белыми и цветными пятнами-рисунками неопределенной формы.

    Тест Роршаха обычно применяется в патопсихологической диагностике, так как с его помощью можно диагностировать психическое состояние, образ и восприятие мира у людей с психическими заболеваниями

    Интерпретация полученных данных.

    Записываются все ответы испытуемого, каждый ответ оценивается по пяти категориям: 1. Локализация (расположение фигуры); 2. Детерминанты (форма и цвет фигуры); 3. Адекватность формы (соответствие формы реальным объектам); 4. Содержание ответа (люди, животные, предметы, ситуации); 5. Оригинальность (нестандартность мышления, фантазия, воображение).

    Совместный тест Роршаха-Бланшара

    Данный тест используется для диагностики взаимоотношений в паре: супружеской или детско-родительской, в семейном консультировании. Участникам предлагают рассмотреть 10 картинок, придумать и записать для каждого рисунка одно название.

    Интерпретация ответов основана на том, каким образом участники сумеют прийти к совместному решению, какие способы взаимодействия выберут и какие чувства при этом испытывают.

    1. Активность партнеров: кто первым берет картинку, кто ее держит в руках, есть ли перетягивание картинки (говорит о доминантности, авторитарности);
    2. Количество предложений по названию, кто их инициатор;
    3. «Проникаемость» — это стремление передать свое видение картинки, подстройка друг к другу;
    4. Решение: кто и как часто принимает окончательное решение об ответе;
    5. Аффективный стиль отношений: поддержка, игнорирование, настаивание на своем, отклонение ответа, амбивалентные оценки и словесные эмоциональные реакции;
    6. Кооперация: количество и качество совместных решений является показателем сплоченности пары и их способности прийти к совместному решению в обычной жизни.

    Цветовой тест Макса Люшера

    Назначение теста: предназначен для исследования эмоциональных состояний, ведущих тенденций и потребностей личности. Испытуемому предлагается проранжировать цвета в порядке предпочтения от самого приятного до самого неприятного.

    Какие дети предпочитают данный цвет

    Спокойствие, удовлетворенность, чувствительность

    Чувствительные, впечатлительные, спокойные, уравновешенные, они обычно имеют потребность в глубоком личностном, не поверхностном общении.

    Уверенность, настойчивость, целеустремленность, воля, тщеславие.

    Дети с высоким уровнем притязаний, испытывают потребность к похвале и одобрении, нередко хотят быть лучше других и стремятся к достижениям, высоким оценкам, озабочены собственным положением в коллективе, проявляют чувствительность во взаимоотношениях с педагогами.

    Активность, энергию, силу воли, наступательные тенденции, яркая эмоциональность.

    Дети активные, энергичные, они обычно деятельны и оптимистичны, жизнерадостны, но часто не сдержанны.

    Раскованность, расслабленность, активность, изменчивость, готовность к контактам, надежда на будущее.

    Дети мечтательные, полные надежд на лучшее, с хорошим настроением и хорошим самочувствием. Предпочитают выжидательную позицию активным действиям.

    Неустойчивость, эмоциональная незрелость, не реалистичность желаний, внушаемость, интуиция.

    У детей доминируют инфантильные установки. такой ребенок может вести себя как более младший по возрасту. Недостаточно развито чувство ответственности и они хорошо чувствуют настроение близких людей.

    Символизирует чувственную основу ощущений, физический дискомфорт, болезненное состояние, бегство от проблем.

    Тревожные дети, испытывающие эмоциональный и физический дискомфорт, плохое настроение.

    Неприятие, протест, негативизм, отказ, отрицание (иногда критичность).

    Дети, которые выбирают этот цвет, выражают негативное отношение к окружающему миру или самому себе; резкое неприятие чего-либо или протест против чего-либо

    Замкнутость, скрытность, осторожность, сдерживание, скука, освобождение от обязательств, равнодушие, утомление и стресс.

    Инертные, пассивные, безразличные дети, для которых характерно равнодушие к д/с, школе, пассивное неприятие этой ситуации.

    Тест Жиля (6-12 лет)

    Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисмейных отношений. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а так же его взаимоотношений с окружающими. Методика является визуально-вербальной. Состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а так же текстовые задания. Направленность: выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми. Возрастной диапазон:6-12 лет.

    Тест Розенцвейга

    Методика предназначена для исследования реакций на неудачу и способов выхода из ситуаций, препятствующих деятельности или удовлетворению потребностей личности.

    Материал теста состоит из серии 24 рисунков, представляющих каждого из персонажей во фрустрационной ситуации. На каждом рисунке слева персонаж представлен во время произнесения слов, описывающих фрустрациидругого индивида или его собственную. Персонаж справа имеет над собой пустой квадрат, в который испытуемый должен вписать свой ответ, свои слова. Черты и мимика персонажей устранены из рисунка, чтобы способствовать идентификации этих черт (проективно).

    Ситуации, представленные в тесте, можно разделить на две основные группы.

    • :А. Ситуация препятствия «я» (эго-блокинговые).
    • :Б. Ситуация препятствия «сверх я» (суперэгоблокинговые).

    — Экстрапунитивные. Это такие реакции, когда в создавшейся ситуации обвиняются другие люди или находятся какие-то внешние причины.

    — Интрапунитивные. Когда в создавшейся ситуации человек склонен видеть собственную вину или причиной являются какие-то внутренние обстоятельства.

    — Импунитивные. Когда обвинение себя или окружающих отсутствует, ситуация рассматривается как что-то незначительное или неизбежное, но преодолимое со временем.

    По типу реакций:

    — реакции препятственно-доминантные. Реакции, в которых акцент делается на препятствие, на то, что мешает.

    — самозащитные реакции. Человек уклоняется от упрека и оправдывает себя.

    — реакции потребностно-настойчивые. Когда проявляется стремление найти конструктивное решение в создавшейся ситуации.

    Детский тест тревожности Дорки-Амен-Тэммл

    Назначение: тест оценивает внутренне отношение ребенка к определенным социальным ситуациям, дает полезную информацию о характере взаимоотношений, сложившихся у ребенка с окружающими людьми.

    Описание: В методике содержатся 14 ч/б рисунков с выбором лица.

    — ситуации общения ребенка со сверстниками;

    — ситуации общения ребенка с родителями или другими взрослыми;

    — ситуации, в которых проявляется ревность или отношения соперничества с братьями/сестрами;

    — ситуации с режимными моментами (еда, одевание, умывание, сон).

    Если ребенок дает больше половины отрицательных ответов это говорит о повышенном уровне тревожности. Если больше 10 отрицательных ответов – очень высокий уровень тревожности.

    Графические (рисуночные) методы психодиагностики.

    1. Назначение рисуночных методик и принципы анализ детских рисунков.
    2. Рисуночные тесты

    а) Рисунок семьи;

    б) Рисунок человека;

    в) Несуществующее животное;

    д) Психогеометрические тесты.

    Примеры похожих учебных работ

    Тест-опросник 16ЛФ (16 личностных факторов) Р.Кеттела

    . основных положениях теории личности. А поскольку . робности. Представляйте типичные ситуации, не задумывайтесь . — средний для всех шкал стенов). . основана стандарти­зация теста. Для превращения « . с общением с людьми, легко включается .

    Тест-опросник для измерения потребности в общении

    . реакции на ситуации, вызывающие у человека тревогу. Человек . ОПРОСНИК БАССА-ДАРКИ Цель: изучение особенностей личности. Инструкция: «Вам предлагается ответить на вопросник, в котором содержатся утверждения, касающиеся некоторых свойств личности. .

    Тесты для СРС психол человека

    . тестов данные, полученные путем регистрации жизни человека, в основном в результате наблюдения данные, полученные на основании опросников . человека, называется … субъектом индивидуальностью индивидом личностью Человек . определенную шкалу значений, .

    Выявление связи между акцентуацией характера и типом темперамента.

    . могут разрушить всю структуру личности. По мнению Леонгарда, акцентуации личности прежде всего проявляются в общении с другими людьми. Поэтому, оценивая стили общения, можно выделить определенные типы акцентуаций. В классификацию, предложенную .

    БЛАНК ТЕСТА-ОПРОСНИКА для абитуриента

    . шкале. Вначале следует обработать результаты по «Шкале социальной желательности», она диагностирует склонность . особенности личности абитуриента . 5.Тест – опросник (для . сложной конфликтной ситуации самостоятельно? + . Тест . – это человек, который является .

    Стреляу Ян Темперамента тест-опросник

    . личности: 1. уровня процессов возбуждения, 2. уровня процессов торможения, 3. уровня подвижности нервных процессов. Соответственно, тест содержит три шкалы, . условиях и ситуациях. Это не . Вы быстротой реакции? 30. . ежедневной жизни человека, особенно .

    Источник

  • Оцените статью