Что такое диагностика эмоционального благополучия

Содержание
  1. Диагностика эмоционального благополучия дошкольника материал (средняя, старшая, подготовительная группа) методическая разработка по психологии
  2. Скачать:
  3. Предварительный просмотр:
  4. Предварительный просмотр:
  5. По теме: методические разработки, презентации и конспекты
  6. Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)
  7. Читайте также
  8. Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11]
  9. Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]
  10. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14]
  11. Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15]
  12. Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16]
  13. Методика диагностики степени готовности к риску [17]
  14. Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей
  15. Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]
  16. Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22]
  17. Методика диагностики психических состояний[23]
  18. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
  19. МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ
  20. Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости
  21. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»
  22. Методика диагностики личности
  23. Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко
  24. «Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка» консультация (подготовительная группа) на тему
  25. Скачать:
  26. Предварительный просмотр:
  27. «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»
  28. Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.
  29. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. 5-е издание – М., 1999.
  30. Психология здоровья; под ред. Г.С.Никифорова // Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.
  31. Алиев Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: «Мартин», «Полина», 1996.
  32. Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. — (Психология для всех).
  33. Журнал «Ребенок в деском саду», № 4 — 2002.
  34. Журнал «ОБЖ», № 3 – 1998, № 2 – 2000.
  35. … Ребёнка обучи – Дашь миру человека В.Гюго
  36. В современном мире огромное беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.
  37. Приложение 1
  38. Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

Диагностика эмоционального благополучия дошкольника материал (средняя, старшая, подготовительная группа)
методическая разработка по психологии

Скачать:

Вложение Размер
kartinki_dlya_diagnostiki1.docx 1.76 МБ
kartinki_dlya_diagnostiki2_1.docx 1.47 МБ

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Результаты знаний детей за 2011-2012 учебный год.

Уважаемые коллеги! Представляю вам образовательную программу по предмету хор для детей 6 лет подготовительного отделения.

ПРОЩАНИЕ С ЕЛОЧКОЙ 2014 год. Для детей старшей , подготовительной группы.Дети под музыку вбегают в зал , садятся на стульчики.Ведущая Дорогие ребята! Вот и пролетели новогодние каникулы, п.

Детско-родительские отношения как фактор эмоционального благополучия дошкольника.

Представлены игры для на снятие эмоционального напряжения.

Дети старшего дошкольного возраста поздравляют всем мам и бабушек с Днем Матери.

Цель: популяризация здорового образа жизни, приобщение к систематическим занятиям физической культурой и спортом.Задачи:Создать атмосферу праздника, доброжелательности, потребности коллективного общен.

Источник

Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)

Методика диагностики эмоционального благополучия (Т. С. Воробьева)

Особенности проведения методики

Для проведения методики Т. С. Воробьевой необходимы три полоски бумаги (сложенные гармошкой) и восемь цветных карандашей.

Перед началом обследования составляется список группы детей и список режимных моментов. Методика может проводиться индивидуально или с группой детей.

Сначала на первой полоске бумаги психолог предлагает ребенку попробовать, как рисует каждый карандаш. После этого психолог предлагает ему вторую полоску бумаги и дает следующую инструкцию: «Закрой глаза и представь, что ты пришел в детский сад. Ты раздеваешься, вешаешь свои вещи в шкафчик и проходишь в группу. Какое у тебя при этом настроение? Какого оно цвета? Никому не говори, открой глаза, возьми карандаш подходящего цвета и нарисуй круг… Теперь загни полоску, ее никто не должен видеть, ведь это секрет, его надо спрятать». Затем процедура повторяется в отношении других режимных моментов.

Третья полоска используется для того, чтобы определить, какой цвет предпочитает ребенок: «Найди карандаш, который нравится тебе больше всего по цвету. Нарисуй им квадрат. Отложи карандаш в сторону. Теперь из оставшихся семи карандашей найди самый красивый» и т. д.

На этом проведение методики заканчивается, и психолог приступает к обработке результатов.

На третьей полоске под каждым квадратом слева направо расставляются порядковые номера от 1 до 8. Затем соответствующие номера цветов переносятся на вторую полоску. При этом считается, что номера 1–3 говорят об эмоциональном благополучии; 4–6 – об эмоционально-нейтральном состоянии; 7–8 – 0 проявлении эмоционального неблагополучия. В случае если актуальное состояние ребенка было обозначено цветами, получившими в порядке предпочтения номера 7–8, следует повторно провести методику, поскольку ее результаты могли быть обусловлены, например, плохим самочувствием ребенка.

После обследования психолог получает общую картину эмоционального благополучия детей, представленную в виде таблицы 7.

Таблица 7

В ходе обработки результатов методики необходимо отметить эмоционально неблагополучных детей (которые обозначили цветами 7–8 три и более режимных момента). При этом нужно указать, в какие режимные моменты отмечается эмоциональное неблагополучие группы в целом и конкретных детей в частности. Обычно эта информация может быть основанием для продуктивной беседы с педагогом группы. Например, если группа не испытывает эмоционального благополучия во время занятий, но демонстрирует его в ходе игры, то, возможно, это говорит о том, что педагог недостаточно использует игровую деятельность в ходе образовательного процесса.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11]

Методика диагностики уровня социальной фрустрированности [11] Применяется для обследования взрослых. Цель: определение уровня социальной фрустрированности.Инструкция. Прочтите каждый вопрос и отметьте один, наиболее подходящий ответ.Опросный лист Продолжение

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12]

Методика диагностики показателей и форм агрессии [12] Применяется для обследования подростков. Описание. А. Басc и А. Дарки предложили опросник для выявления важных, по их мнению, показателей и форм агрессии:1) использование физической силы против другого лица –

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14]

Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению [14] Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение предрасположенности личности к конфликтному поведению.Описание. Для характеристики типов поведения людей в

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15]

Методика диагностики личности на мотивацию к успеху [15] Эту методику необходимо использовать в сочетании с методиками «Мотивация к избеганию неудач» и «Готовность к риску». Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Инструкция. Вам будет предложен 41 вопрос,

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16]

Методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач [16] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет.Инструкция. Вам предлагается список слов из 30 строк, по 3 слова в каждой строке. В каждой строке выберите только одно слово, наиболее точно вас

Методика диагностики степени готовности к риску [17]

Методика диагностики степени готовности к риску [17] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени готовности к риску.Инструкция. Оцените степень своей готовности совершить действия, о которых вас спрашивают. При ответе на каждый вопрос

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей

Методика диагностики степени удовлетворенности основных потребностей Применяется для обследования подростков и взрослых. Цель: определение степени удовлетворенности потребностей (материальных, социальных, в безопасности, признании, самовыражении).Инструкция. Перед

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21]

Методика «Шкала дифференциальной диагностики депрессивных состояний» [21] Применяется для обследования подростков и взрослых с целью дифференциальной диагностики депрессивных состояний, состояний, близких к депрессии, и в целях предварительной, доврачебной

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22]

Методика дифференциальной диагностики депрессивных состояний [22] Применяется для обследования испытуемых старше 16 лет. Цель: определение степени депрессивного состояния.Инструкция. Читайте каждую группу показаний и выбирайте подходящий вариант ответа, каждый из

Методика диагностики психических состояний[23]

Методика диагностики психических состояний[23] С помощью этой методики можно определить уровень тревожности, фрустрации, агрессивности и ригидности. Применяется для обследования подростков и взрослых. Инструкция. Предлагаем вам описание различных психических

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ

МЕТОДИКА ДИАГНОСТИКИ ЛИЧНОСТИ К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости

Ассоциативная методика диагностики личностной зрелости Авторы: Е. В. Каляева, Т. В. ПрокофьеваИнструкция. Вашему вниманию предлагается ряд слов. Подумайте, какие ассоциации вызывает каждое из этих слов, запишите их.Предлагаются 35 характеристик, раскрывающих понятие

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания»

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В предлагаемом варианте методики В. В. Бойко мною оставлены только те шкалы, которые имеют отношение к мотивации трудовой деятельности.Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных

Методика диагностики личности

Методика диагностики личности К сожалению, у нас нет пока перечня обязательных вопросов, с помощью которых можно было бы определить акцентуированные черты личности. Это объясняется тем, что, задавая вопросы, мы всякий раз должны применять индивидуальный подход,

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко

Методика «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В. В. Бойко Эмоциональное выгорание у профессионалов представляет собой один из защитных механизмов, выражающийся в определенном эмоциональном отношении к своей профессиональной деятельности. Оно связано с

Источник

«Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»
консультация (подготовительная группа) на тему

Методики изучения оценки психологического климота и эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

Скачать:

Вложение Размер
diagnosticheskiy_instrumentariy.docx 28.6 КБ

Предварительный просмотр:

«Диагностический инструментарий для воспитателей по оценке психологического климата в группе детского сада и эмоционального благополучия ребенка»

Воспитатель подготовительной к школе группы, Сартакова Е. О.

Первый шаг, который должен сделать воспитатель, заинтересованный в создании благоприятной атмосферы в группе, заключается в том, чтобы осознать, проанализировать групповую ситуацию, для чего предлагаются следующие методики изучения оценки психологического климата и эмоционального благополучия ребёнка в группе детского сада

  1. Цветовая диагностика «Домики» (А.Эткинд), цель методики — определение эмоционального состояния, отражающего отношение ребенка к дошкольному учреждению (см. Приложение 1) , в ходе проведения индивидуальной диагностики заполняется схема наблюдения.
  2. Тест на эмоциональное отношение — выявляется отношение ребенка к различным видам деятельности ребенка в ДОУ, режимным моментам, взаимодействию со сверстниками и/взрослыми (см. Приложение 2)
  3. Анализ — схема для педагогов «Атмосфера в моей группе» (см . Приложение 3 ) — позволяет проанализировать групповую ситуацию по следующим направлениям:
  • Обстановка в группе.
  • Взаимоотношения между воспитателем и ребенком.
  • Взаимоотношения между детьми.
  1. Методика «Секрет» («Подарок») — разработана Т.А. Репиной, модифицирована Т.В. Антоновой. Цель: выявление положения (социометрического статуса) ребенка в группе детского сада, его отношения к детям, а также представления об отношении сверстников к нему; степени доброжелательности детей друг к другу, их эмоционального благополучия (см. Приложение 4)
  2. Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада ( детям предлагается выполнить рисунок на тему «Я в своей группе детского сада») — позволяет понять, насколько комфортно чувствуют себя воспитанники в группе (см. Приложение 5)

Используемая литература (и другие источники):

  1. Каше Г.В. подготовка к школе детей с недостатками речи. М.
  2. Корнеева Н.Н., Программа «Хочу все знать!» для детей с ограниченными возможностями здоровья
  3. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. – М., 1993г.
  4. Писарева Е., методические материалы «Психологический тренинг общения», общественная организация матерей и детей-инвалидов «Примавера», г. Боровичи, Новгородская область
  5. Практическая психология в тестах, или Как научиться понимать себя и других. – М., 1997г.
  6. Пучинская С.Ф., статья «Пути и средства создания психоэмоционального комфорта для детей в дошкольном учреждении» (Работа психолога в детском саду — Конференции по психологии)
  7. Сенько Т.В. Изучение межличностного взаимодействия ребенка ребенка со сверстниками и взрослыми. – Л., 1991г.
  8. Создание психологического комфорта в Группах детского сада (семинар –практикум)
  9. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. дети с фонетико – фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно – методическое пособие для логопедов и воспитателей. – М. 2011г.
  10. Хватцев М.Е. Логопедия: работа с дошкольниками. С Пб., 2008г.
  11. Шипицына Л.М. и др.. Азбука общения: развитие личности риебенка, навыков общения со взрослыми и сверстниками. – «Детство – Пресс», 2002г.
  12. Чиркина Г.В., Филичева Т.Б.. Основы логопедической работы с детьми. – М., 2010г.
  13. Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте. – М. – Воронеж, 2009г.

Источник

«Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста»

«Определение эмоционального благополучия детей

Воспитатель: Шабарова Айсулу Кабдуалиевна

Азбука здоровья, авт. Воронцов И.М., Миронова Л.С. — НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков. Программа «Здоровый малыш», 2007.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Развитие ребенка от рождения до 17 лет. Учебное пособие. 5-е издание – М., 1999.

Психология здоровья; под ред. Г.С.Никифорова // Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2006.

Алиев Х.М. Защита от стресса. Как сохранить и реализовать себя в современных условиях. – М.: «Мартин», «Полина», 1996.

Антипов В.В. Психологическая адаптация к экстремальным ситуациям. – М.: Издательство ВЛАДОС — ПРЕСС, 2004. — (Психология для всех).

Журнал «Ребенок в деском саду», № 4 — 2002.

Журнал «ОБЖ», № 3 – 1998, № 2 – 2000.

Ребёнка обучи –
Дашь миру человека
В.Гюго

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом. Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

В современном мире огромное беспокойство у людей всей планеты вызывает сложившаяся социальная и экологическая обстановка. И особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Воспитание здорового ребенка – одна из главнейших задач семьи и дошкольного образовательного учреждения. Наша задача состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Ребёнок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Поэтому мы, взрослые, должны обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям.

Здоровье – главная ценность человеческой жизни. Каждый родитель хочет чтобы его ребенок был сильным, бодрым, энергичным. Поэтому важно научить детей думать о своем здоровье, знать свое тело, научить заботиться о нем, не вредить своему организму.

Взрослый знакомит детей с тем, как устроено тело человека, его организм. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказывает об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.

Младшим дошкольникам можно предложить показать, где находятся руки, ноги, голова, туловище, грудная клетка. Целью познания ребенком своего тела и организма является не только ознакомление с его устройством и работой. Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать», «нуждаюсь в свежем воздухе».

Очень важно сформировать у детей навыки личной гигиены. Дети должны научиться мыть руки, чистить зубы, причесываться. Необходимо чтобы правила личной гигиены выступали не как требования взрослых, а как правила самого ребенка. Дети должны знать, что такое здоровье и что такое болезнь. Полезно дать им возможность рассказать друг другу все, что они знают о болезнях, как они себя чувствовали, когда болели, что именно у них болело (горло, голова, живот).

Родители и педагоги рассказывают детям, что врачи лечат заболевших людей, а также помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, взрослые используют примеры из жизни и художественных произведений («Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе» и др.). Обсуждая с детьми вопросы профилактики и лечения болезней, следует сообщить детям элементарные сведения о лекарствах: какую пользу они приносят и какую опасность в себе могут таить. Малыши должны усвоить, что лекарства принимаются только при назначении врача и в присутствии взрослого. Никаких «чужих» лекарств брать в рот и пробовать нельзя.

В нашем учреждении для укрепления здоровья детей и профилактики болезней проводится и используется витаминизация детей, полоскание горла, кислородный коктейль, босоножье, закаливающие процедуры, ЛФК, точечный массаж (Приложение 1). Воспитатели рассказывают детям о пользе проводимых мероприятий, их значении для жизни.

Эмоциональное состояние ребенка также важно, как и физическое. Дети находятся в детском саду большую часть времени, находясь в постоянном контакте с взрослыми и сверстниками, при этом они могут испытывать серьёзные психические нагрузки. Основным условием профилактики эмоционального неблагополучия является создание благоприятной атмосферы, характеризующиеся взаимным доверием и уважением, открытым и благожелательным общением.

Эмоциональное благополучие является одним из базисных качеств жизни человека. Его фундамент закладывается в детском возрасте, а следовательно, зависит от окружающих ребенка взрослых, их отношений и реакций на его поведение.

Оно выражается в следующих чертах поведения и чувств ребенка:

наличии чувства доверия к миру;

способности проявлять гуманные чувства;

способности сопереживать и чувствовать состояние другого;

наличии положительных эмоций и чувства юмора;

способности и потребности в телесном контакте;

вариативности поведения; способности к произвольному усилию для преодоления препятствий или снятия дискомфорта, в том числе и в ситуации соревнования-соперничества;

способности к положительному подкреплению себя и собственных действий;

способности к осознанию особенностей собственного поведения в соответствии с возрастом.

Эмоционально благополучный ребенок — улыбчив, непосредственен, разговорчив, доброжелателен, слушает других, способен преодолеть эгоцентрическую позицию, не грубит родителям, не ворует, не драчлив, обладает чувством юмора, не криклив, не обижает других.

Эмоциональное благополучие ребенка свидетельствует, что представления взрослых о том, что необходимо и интересно ребенку, соответствует его реальным потребностям. В противоположность этому эмоциональное неблагополучие, как правило, говорит о дисбалансе между этими факторами.

Причины эмоционального неблагополучия могут быть разные: биологические — врожденные особенности психофизического развития ребенка, особенности его темперамента и характера и т.д.; психосоциальные — особенности воспитания в семье; ценностные ориентации родителей; наличие конфликтных отношений между членами семьи, включая взрослых и детей, и т.д.

Эмоциональное неблагополучие ребенка складывается постепенно и проявляется в виде личностных реакций на поведение окружающих, которые при частом повторении могут закрепляться в виде устойчивых черт характера у ребенка.

Эмоциональное неблагополучие ребенка осознается родителями и формулируется ими по-разному: в виде проблем, трудностей в воспитании ребенка; запроса к специалисту (психологу; педагогу; дефектологу; врачу); в форме претензий к другим членам семьи; в стремлении получить дополнительную информацию о коррекции воспитания ребенка и так далее.

Родители могут свести к минимуму возможность возникновения эмоционального неблагополучия ребенка, если будут соблюдать следующие условия:

создание в семье атмосферы положительных эмоций;

создание в семье атмосферы безопасности для ребенка;

принятие ребенка в единстве его позитивных и негативных качеств;

поощрение и стимуляция развития всех способностей ребенка;

в зависимости от возраста и поведения ребенка варьирование взрослыми собственных стратегий поведения, включая формы поощрений и ограничений;

включение в детскую жизнь, в том числе и в игровую деятельность ребенка.

Для выявления представлений родителей о степени эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада и осознания возможных причин неблагополучия я пользуюсь опросным листом, который разработали сотрудники лаборатории центра «Дошкольное детство» Т.Антонова и Е.Волкова (Приложение 2). Предлагаю использовать в своей работе методику «Определение эмоционального благополучия детей дошкольного возраста» (Приложение 3), т ест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада (Приложение 4) и диагностику эмоционального развития ребёнка, его привязанностей (Приложение 5).

Опираясь на свой педагогический опыт и практику работы в детском саду, я могу безошибочно определить детей из неблагоприятных семей. И дело здесь не в пьющих родителях или неполной семье. Дело в отсутствии эмоционального благополучия.

Эти дети беспокойные и издёрганные. Они испытывают сильное моторное возбуждение или, наоборот, заторможенность, медлительность. Дети чаще болеют, хуже приспосабливаются к окружающей обстановке. Пообщавшись с таким ребёнком, можно сразу узнать, из какой он семьи, уважают ли родители друг друга, о чём разговаривают вечером, как ребёнку живётся в семье, полная ли семья.

Только при условии любви и заботы близких ребёнка с самого его рождения, у него формируется чувство защищённости. Психологи установили, что дети, не испытывающие «эмоциональной защищённости», сильно отстают в развитии. Они агрессивны, грубы. Чувствуя любовь матери, отца и близких людей ребёнок растёт эмоционально благополучным.

Важно, чтобы семья была полной. Учёные провели исследования и пришли к заключению, что, если в семье нет отца, мальчик больше страдает в старшем дошкольном возрасте, а девочка – в младшем (в старшем дошкольном возрасте девочки отождествляют себя с матерью).

Если мать воспитывает ребёнка одна, то на её плечи ложится двойная нагрузка. Она должна воспитать мальчика закалённым, сильным, смелым, привить ему мужские качества. Для девочки также необходима «мужская рука». Тем не менее, если к мнению ребёнка прислушиваются, если он помогает матери и посильно участвует в труде, то и в неполной семье может расти здоровый ребёнок.

К большому сожалению не во всех полных семьях родители уделяют много времени ребёнку, играют с ним, посещают театры, музеи, выставки, создают атмосферу добра и взаимопомощи. Часто женщине–матери приходится отрабатывать ещё одну «смену» дома, ведя хозяйство. Именно поэтому рвутся эмоциональные связи с детьми, у взрослых не остаётся времени поиграть с ребёнком, почитать ему книгу.

Интересуясь у своих воспитанников, как они провели выходные или праздничные дни часто звучит один и тот же ответ: «Папа весь день на диване пролежал». Или: «Ничего мы не делали».

Воспитатель должен много работать с родителями, быть культурным человеком, культурным в широком и лучшем смысле этого слова, знать родителей каждого ребёнка и помнить, что нет двух одинаковых семей, а значит, нужен индивидуальный подход.

Воспитатель и родители должны «делать одно дело» — создавать для ребёнка благоприятную эмоциональную атмосферу: считать его полноправным членом семьи, уважать, прислушиваться к его мнению. С детских лет ребёнок должен осознавать себя человеком, личностью.

Малышу нужно читать книги, ходить с ним в театры, музеи, на выставки. Если же этого нет в семье, то воспитатель должен быть «ходячим университетом» и, конечно же, доброй и заботливой мамой.

Помните, что эмоциональное благополучие ребёнка – главное условие его физического душевного здоровья. Для того чтобы наши дети в детском саду были здоровы, необходимо их научить безопасности в современных условиях, осознанному отношению к своему здоровью, то есть адаптировать детей к тем условиям, что их может ожидать или непременно будет ожидать. И, конечно, же, необходимо воспитывать потребность детей к здоровому образу жизни, научить их правильно относиться к своему здоровью.

Приложение 1

Точечный массаж с дыхательной гимнастикой

1-й комплекс

Методика «Определение эмоционального благополучия детей

Цель : определение эмоционального благополучия ребенка в детском саду.

Материал : цветные карандаши (черный, зеленый, серый, красный, желтый, синий, коричневый), полоска бумаги.

Порядок проведения : ребенку предлагается выбрать карандаш такого цвета, который ему больше всего нравится. Этим карандашом надо нарисовать черточку на полоске, затем из оставшихся выбрать тот карандаш, который теперь больше всего нравится и тоже нарисовать черточку на полоске и так далее, до последнего карандаша.

Далее задаются вопросы.

Какое настроение у тебя бывает, когда ты приходишь в детский сад?

Какого цвета твое настроение?

Какое настроение у тебя возникает, когда ты встречаешься со своим воспитателем?

Когда ты видишь своих друзей?

Какое у тебя настроение на занятиях?

Таким образом, мы можем получить графическую проекцию эмоционального отношения ребенка к взрослым, сверстникам, занятиям.

Результаты исследования помогают определить причины и зоны эмоционального неблагополучия ребенка.

Особенности выполнения методики . Чем более симпатичен человек или привлекательна ситуация, тем предпочтительнее цвет выбирает ребёнок с ЗПР.

Тест для определения эмоционального благополучия ребенка в группе детского сада

1. Уверен ли ребенок, что его каждое утро ждут в группе, ему рады?

2. Имеет ли ребенок возможность самостоятельно, свободно выбирать материалы, пособия, игрушки?

3. Имеет ли ребенок право на выбор деятельности?

4. Имеет ли ребенок право на отказ от коллективной (совместной) деятельности?

5. Может ли ребенок выбрать свой индивидуальный способ действий с материалами, пособиями, игрушками?

6. Имеет ли ребенок право на свой индивидуальный темп работы?

7. Имеет ли ребенок возможность проявлять активность, в том числе двигательную?

8. Есть ли у ребенка необходимое жизненное пространство для реализации потребности как в общении, так и в уединении?

9. Ощущает ли ребенок себя членом «семьи-группы» и может ли предложить что-то изменить в интерьере, переставить или переоборудовать?

10. Ощущает ли ребенок свою значимость для вас, для всех взрослых, работающих в детском саду?

11. Ощущает ли себя достойным человеком?

12. Ощущает ли себя виноватым, если что-то не получилось?

13. Ощущает ли зависимость от настроения старших, воспитателей?

14. Уверен ли ребенок в том, что послушание – его главное достоинство в детском саду?

15. Понимает ли ребенок, что в присутствии «проверяющих» надо вести себя образцово, «прилично», не как всегда?

16. Понимает ли, что нельзя задавать «неприличных» вопросов воспитателю?

Если на большинство вопросов с 1 по 11 Вы ответили утвердительно, а на вопросы с 12 по 16 отрицательно, то ребенок в Вашей группе испытывает эмоциональное благополучие, что является основой и физического, и психического здоровья.

Если же Вы утвердительно ответили на вопросы с 12 по 16, а на вопросы с 1 по 11 отрицательно, то ни о каком эмоциональном благополучии не стоит и говорить. Вероятно, Ваши дети часто плаксивы, обидчивы или агрессивны, раздражительны? Это результат травмирующей эмоциональной обстановки. Задумайтесь!

Диагностика эмоционального развития ребёнка, его привязанностей.

1. Часто ли ребёнок плачет ? (да, нет)

2. Какое обычно состояние у ребенку ? (спокойное, плаксивое, возбуж­денное .

З. Как долго ребенок остается расстроенным ?

4. Чего боится ребёнок ?

5. Часто ли ребёнок бывает сердитым, агрессивным ?

6. Быстро ли устает ребенок ?

7. На кого в семье похож характером ребёнок ?

8. Как ребёнок относится к незнакомым взрослым ?

9. Как ребёнок относится к детям ?

10. Как ребенок относится к животным ?

11. Кто чаще воспитывает ребенка ?

12. Кого в семье ребенок слушается ? (всех, маму, папу, никого)

13. . Помогает ли ребенок по дому ?

14. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание)

15. Существуют ли у ребенка следующие проблемы? (писается в постель ночью, днем, грызёт ногти, сосет палец и другие)

16. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку в том, что
ему разрешают или запрещают?

Источник

Читайте также:  Что делать парам с разным темпераментом
Оцените статью