- Квадрат Декарта: простой способ всегда принимать только верные решения
- Восприимчивость в квадрате: почему некоторые люди чувствуют тоньше других
- Наталия Киеня
- Все мы воспринимаем окружающий мир по-разному: кто-то любит светомузыку и громкий салют, а с трудом переносит даже просмотр трейлера к остросюжетному фильму. Ученые выяснили, что четверть населения планеты обостренно улавливает информацию, поступающую через органы чувств, — и похоже, именно эта особенность создает талантливых композиторов и гениев кинематографа. T&P публикуют перевод статьи Scientific American, которая рассказывает о трех типах сверхчувствительности, их преимуществах и недостатках.
- Восприимчивость и самочувствие
- Парадокс восприимчивости
Квадрат Декарта: простой способ всегда принимать только верные решения
Рассказываем о полезной технике известного французского философа, которая поможет рассмотреть проблему со всех сторон и верно расставить приоритеты.
© Предоставлено: Marie Claire
Порой принять решение в жизни бывает сложнее, чем кажется с первого взгляда. Процесс постоянного обдумывания одного и того же вопроса может привести к тому, что однажды вы почувствуете, как будто сходите с ума, в сотый раз прокручивая варианты развития сюжета. Существует много практик и техник, помогающих найти верный ответ. У каждой из них есть свои нюансы и тезисы, лежащие в ее основе. Мы предлагаем вам рассмотреть методику под названием «квадрат Декарта», которая проста и эффективна, а главное — помогает упорядочить рой мыслей и сомнений и взвешенно принять рациональное решение.
Французский философ и математик XVII века Рене Декарт известен многим благодаря своему аналитическому и рациональному подходу к философии. Ученый уделял колоссальное внимание алгебраическим символам и аналитической геометрии, заложил базу рационализма в философии и создал метод радикального сомнения.
© Предоставлено: Marie Claire
«Квадрат Декарта» — метод, который помогает проследить закономерность любого выбора, дает возможность с другой стороны посмотреть на проблему и разобраться в своих сомнениях и опасениях. Эта техника проста и подойдет любому человеку, она не требует чрезмерных затрат, поскольку для ее выполнения нужны лишь лист бумаги и ручка. Отталкиваться здесь следует от того, что все решения мы принимаем осознанно, сводя к минимуму эмоциональную составляющую.
Возможно, вы увидите связь с методикой «„за“ и „против“» (когда лист делитс на две части и в каждую выписываются плюсы и минусы ситуации), но, если речь идет о серьезном решении, лучше воспользоваться «Квадратом Декарта». Ключевым моментом является то, что вы рассматриваете больше, чем два пути развития, и с разных сторон оцениваете последствия принятого решения. Но не забывайте, что изначально вопрос должен быть сформирован по правилу не многогранного выбора. Вы не должны отвечать на вопрос: «В какую страну мне поехать на стажировку: во Францию или Италию?» Ставьте вопрос иначе: «Стоит ли поехать на стажировку заграницу?»
© Предоставлено: Marie Claire
В основе метода лежат 4 вопроса:
Что я получу, если это случится? Проговорите плюсы, которые вы получите после принятого решения. На этот вопрос легче всего ответить, но не недооценивайте его значимость: именно этот ответ является мотивацией к принятию решения. «Если я перейду работать в новую компанию, то буду получать большую зарплату» (читайте также: Встать и уйти: 5 ситуаций, когда уволиться — самое правильное решение).
Что я получу, если этого не случится? Порой негативные последствия могут повлиять на нас гораздо сильнее, чем предполагаемые положительные изменения. Как часто вы сожалели о содеянном? Варианты ответов помогут избежать повторения поговорки: «Мы начинаем ценить лишь тогда, когда теряем». «Если я останусь работать в своей компании, то продолжу пользоваться медицинской страховкой».
Что я не получу (потеряю), если это случится? Любой выбор несет за собой и минусы. Подумайте о том, что исчезнет из вашей жизни и какую цену вы готовы заплатить для получения желаемого? «Если я перейду работать в новую компанию, то не смогу работать 2 дня в неделю удаленно».
Что я не получу (потеряю), если этого не случится? Возможно, сначала двойное отрицание введет вас в заблуждение, поэтому упростите себе задачу, воспользовавшись словом «потеряю». Отказавшись от желаемого, с какими еще отрицательными последствиями и недостатками вы столкнетесь? «Если я останусь работать в своей компании, то добровольно откажусь от возможности дальнейшего карьерного роста».
© Предоставлено: Marie Claire
Из-за того, что повседневно вы обрабатывайте большой поток информации, пытаясь параллельно принять решение, вы лишаете себя возможности предугадать все возможные варианты развития событий. Все дело не в ваших способностях: удержать в сознании столько вариантов невозможно (читайте также: Книги, меняющие сознание). Выписав несколько предположений, с каждый последующим вам будет гораздо проще формулировать свою мысль, и разум самостоятельно будет подыскивать выходы, о которых вы не задумываетесь ежедневно.
© Предоставлено: Marie Claire
Разделите лист бумаги на 4 части и приступайте к ответам. Есть несколько основных правил:
Четко формулируйте предложения и прописывайте каждое слово, если половину вы проговорите устно, то не сможете корректно оценить аргументы после, поскольку большая часть будет забыта.
Не распыляйтесь и не записывайте общие фразы, тогда вы не достигнете нужного результата и попросту потратите время. Методика нацелена на конкретные примеры (если вы собираетесь сменить место работы, не пишите: «Мне всегда хотелось этим заниматься», пропишите конкретные плюсы будущей должности).
Если при написании ответа вас все еще мучают сомнения, отразите их на бумаге. Таким образом вы не подавите внутреннее противоречие, а с его помощью добьетесь правды.
Постоянно спрашивайте себя: «Почему я сравниваю только два (например) выхода из положения? Какие еще альтернативы есть у меня?» Метод Декарта — идеальный пример того, что часто мы лишаем себя возможности выбора из-за собственной ограниченности.
Не останавливайтесь на первом варианте ответа, который пришел в голову. Сделайте над собой усилие и выпишите как минимум 5 альтернативных, иначе вы можете упустить важный нюанс, который повлияет на принятие решения.
Источник
Восприимчивость в квадрате: почему некоторые люди чувствуют тоньше других
Наталия Киеня
Все мы воспринимаем окружающий мир по-разному: кто-то любит светомузыку и громкий салют, а с трудом переносит даже просмотр трейлера к остросюжетному фильму. Ученые выяснили, что четверть населения планеты обостренно улавливает информацию, поступающую через органы чувств, — и похоже, именно эта особенность создает талантливых композиторов и гениев кинематографа. T&P публикуют перевод статьи Scientific American, которая рассказывает о трех типах сверхчувствительности, их преимуществах и недостатках.
Американская писательница Перл Бак, лауреат Нобелевской премии по литературе, однажды сказала: «По-настоящему творческий разум в любой области сможет делать больше, чем ожидается. Человек рождается на свет ненормально, нечеловечески чувствительным. Для него… прикосновение — это удар, звук — гром, невезение — трагедия, радость — экстаз, друг — как любимый, любимый — как бог, а провал подобен гибели. Добавьте к этой мучительно хрупкой организации непреодолимую потребность создавать, создавать и создавать — поскольку без создания музыки, поэзии, книг, зданий или других наполненных значением вещей само дыхание отторгается от него. Человек обязан создавать, обязан изливать свои творения. Из-за некой странной, необъяснимой внутренней нужды он не чувствует себя живым, если не делает этого».
В 1997 году психологи Элейн и Артур Эйрон (Университет штата Нью-Йорк в , США) создали концепцию сверхчувствительной личности. В фокусе их внимания оказались люди, у которых часто проявляется обостренное восприятие окружающего мира и возникают ярко очерченные реакции на него. Супруги Эйрон пришли к выводу, что для порядка 15-20% населения планеты характерна повышенная восприимчивость к информации, поступающей через органы чувств. Психика таких людей перевозбуждается из-за сенсорных раздражителей: острых запахов, громких звуков, яркого света и сильного вкуса. Чтобы измерить степень сенсорной сверхчувствительности (ССЧ), ученые создали шкалу, которая насчитывает 27 строк. Они обнаружили, что представители ее верхних ступеней обычно получают крайне широкий, разнообразный и яркий опыт эмоциональных реакций: например, могут заплакать на ярком солнце, очень сильно влюбиться или запомнить сон живее и подробнее, чем другие люди.
После того, как была создана шкала ССЧ, специалисты из разных стран и организаций провели множество исследований. Главным выводом стало то, что человеческая чувствительность на самом деле имеет множество степеней и оттенков. В этот спектр входит не только сенсорная чувствительность, но также чувствительность нарциссическая и моральная. В сенсорной области психолог центра Hamilton Health Sciences (Канада), доктор Кэйти Смолевска вместе с группой коллег обнаружила три типа чувствительности, которые укладываются в шкалу Эйрон: «легковозбудимый», «с низким сенсорным порогом» и «эстетически чувствительный». Сегодня существует несколько тестов, которые позволяют определить, принадлежит ли человек к одной из этих групп. Для этого нужно ответить на вопросы в рамках каждой шкалы: да или нет, — а затем посчитать количество положительных ответов. Чем оно больше, — тем более ярко очерчен тип восприимчивости.
— Влияет ли на вас настроение других людей?
— Замечали ли вы у себя повышенную чувствительность к боли?
— Верно ли, что вы легко пугаетесь?
— Раздражает ли вас, когда люди пытаются сообщить вам слишком много фактов сразу?
— Прикладываете ли вы особые старания, чтобы не делать ошибок и ничего не забывать?
— Верно ли, что сильный голод вызывает у вас сильную реакцию: снижение концентрации и ухудшение настроения?
— Трудно ли вам пережить перемены в жизни?
— Верно ли, что вы не любите, когда сразу происходит большое количество событий?
— Верно ли, что избегать разочарований и потрясений?
— Когда нужно соревноваться или работать у всех на глазах, верно ли, что вы нервничаете так сильно, что начинаете намного хуже справляться?
— Верно ли, что когда вы были ребенком, родители и учителя считали вас чувствительным и застенчивым?
Низкий сенсорный порог
— Есть ли у вас особая чувствительность к кофеину?
— Раздражает ли вас яркий свет, острые запахи, грубые ткани?
— Доставляют ли вам неудобство громкие звуки?
— Избегаете ли вы фильмов и передач со сценами насилия?
— Вызывают ли у вас неприятное состояние возбуждения моменты, когда вокруг происходит сразу много событий?
— Верно ли, что вам неприятно наблюдение за хаотическими явлениями природы и другими сценами, способными вызвать сильную реакцию?
— Есть ли у вас ощущение, что вы осознаете все нюансы окружающей обстановки?
— Верно ли, что ваша внутренняя духовная жизнь весьма сложна?
— Верно ли, что вас глубоко трогают искусство и музыка?
— Можете ли вы назвать себя совестливым человеком?
— Когда окружающим людям физически неудобно, хочется ли вам узнать, что можно изменить (например, включить свет или пересадить их в другое место)?
— Замечаете ли вы приятные запахи, вкус, звуки, произведения искусства, — и наслаждаетесь ли ими?
— Чувствуете ли вы, что иногда вам нужно прекратить свои дела и лечь в кровать или уйти в темную комнату, где больше никто и ничто не будет вас трогать?
Восприимчивость и самочувствие
По данным исследований, разные новые формы восприимчивости по-разному влияют на самочувствие: легкая возбудимость и снижение сенсорного порога сказываются на нем совсем не так, как эстетическая восприимчивость. Эксперименты показали, что в повседневной жизни первые два типа ССЧ чаще приводят к появлению негативных эмоций и невротических симптомов, а также снижают уровень экстраверсии и субъективное благополучие. А вот эстетическая восприимчивость, напротив, вызывает больше положительных эмоций и делает людей более открытыми и готовыми к новому жизненному опыту.
Во всей видимости, разные типы ССЧ связаны с разными биологическими системами. Ученые обнаружили, что легкая возбудимость и снижение сенсорного порога имеют отношение к поведенческой системе подавления (behavioral inhibition system, или BIS), которая, по словам британского психолога Джеффри Грая, связывает восприимчивость с угрозами и наказанием. Грай предположил, что BIS участвует в формировании у человека чувства тревоги. Исследования других специалистов подтверждают, что интроверсия, невротичность, застенчивость и сенсорная сверхчувствительность также имеют к ней прямое отношение.
И все же, стоит помнить, что застенчивость, невротичность и интровертность — это совсем не одно и то же. Исследователи обнаружили, что первые два типа ССЧ не слишком плотно связаны с невротичностью и почти не связаны с интроверсией. При этом они имеют прямое отношение к поведенческому уходу от конфликта, который также является невротическим явлением. Один из последних экспериментов позволил выяснить, что у склонных к нему людей быстрее активируются миндалевидные тела (области мозга, которые «работают» со страхом) в ответ на положительные и негативные раздражители.
Эстетическая восприимчивость, напротив, основана на работе дофаминовой системы. Мозг активно задействует дофамин, когда он занят исследованием чего-то нового. По данным профессора психологии Миннесотского университета Колина ДеЯнга, высвобождение дофамина «в любом случае увеличивает мотивацию в том, что касается исследования, и облегчает когнитивные и поведенческие процессы, делая их более полезными для процесса познания».
Парадокс восприимчивости
Из результатов исследований следует, что у повышенной возбудимости и снижения сенсорного порога есть множество негативных последствий: недостаточный уровень осмысленности жизни и собственной ценности, тревога, депрессия, слабое развитие навыков коммуникации, недостаточность внимания к деталям и неумение описывать и понимать собственные чувства, а также тревожное расстройство личности, социофобия и агорафобия. С другой стороны, полученные данные говорят о том, что восприимчивость — это не всегда плохо. Ученые уверены, что «для некоторых чувствительных людей восприимчивость не обязательно ведет к истощению, — напротив, она способна углубить их субъективную веру в те или иные идеи и улучшить субъективное благополучие». У эстетической восприимчивости тоже есть свои преимущества: повышенное внимание к деталям, развитые навыки общения, стремление быть среди других людей, открытость и готовность к новому опыту.
И все же, вопрос о том, почему именно эстетическая восприимчивость сильнее всего связана с психологическим благополучием, пока остается открытым. «Возможно, этот тип восприимчивости позволяет людям принять свою уникальность, развить ее и использовать себе во благо, — предполагает доктор Кэйти Смолевска. — Такие люди способны оценить нюансы, которые остальные не замечают. В результате, их настроение улучшается, они меньше нервничают, ведут себя более сознательно и более открыто. Это подтверждает выводы Элейн и Артура Эйрон, заявивших в 1997 году, что некоторые люди за счет эстетической восприимчивости улучшают свое самочувствие, культивируют интересы и достигают поставленных целей».
Как отмечает Элейн Эйрон в своей книге «Сверхчувствительный человек» (“The Highly Sensitive Person”), люди с повышенной восприимчивостью часто ведут мирную и уединенную жизнь. Это позволяет им использовать свои черты как преимущество. Множество знаменитых художников, музыкантов, специалистов из области общественных наук и ученых были особенно восприимчивы к своим областям и использовали жизненный опыт как сырье для развития и популяризации своих необыкновенных способностей к творчеству и сопереживанию. При этом восприимчивость связана не только с творчеством, но и с духовностью, мистическим опытом и способностью сохранить связь с естественными сторонами жизни.
Вот почему несмотря на то, что интенсивный опыт восприятия может усложнить жизнь, психолог и исследователь креативности Шерон Линд отмечает, что «повышенная возбудимость приносит с собой радость, изумление, сострадание и творческую изобретательность». Ее коллега, психолог Михай Чиксентмихайи, бывший декан факультета психологии Чикагского университета и автор идеи «потока» (психического состояния, в котором человек полностью включен в то, чем он занимается) добавляет: «Открытость и чувствительность творческих людей часто приводит к страданиям и боли, но также позволяет им наслаждаться жизненным процессом намного сильнее».
Источник