Что такое чувство здравого смысла

Что важнее: чувства или здравый смысл?

Что важнее: чувства или здравый смысл?

Этот вопрос все чаще поднимается в обсуждениях. И это прекрасно! Чувства возвращают себе свою значимость, права, начинают оказывать на жизнь людей то влияние, ради которого они природой придуманы и созданы.

Тем не менее вопрос не корректный.

В нашей жизни есть место как для чувств, так и для здравого смысла. И то, и другое важно.

Чувства – маркеры. Сигналы, сообщающие нам о том, что происходит с нами и вокруг нас. Точно так же как физическая боль требует срочно убрать голую ногу с горящей ветки, боль душевная привлекает внимание к разрушающему наш внутренний мир контакту.

Не ветка виновата в том, что вам было больно.

Не нужно делать далеко идущий вывод о том, что от любых костров нужно держаться как можно дальше.

Ощутив боль, нужно убрать ногу с горящей ветки. Сразу после этого, если нужно, перебинтовать ее, полечить и обуть. А уже потом разобраться, что произошло, и как на самом деле в лесу себя вести надо было.

Если вам обидно, это не значит, что человек рядом с вами эмоциональный насильник и агрессор.

Что он хотел вас обидеть.

Что он пытается вами манипулировать.

Что ему на вас плевать.

Возможно он и есть агрессор, хотел обидеть, пытается манипулировать. Обида — сигнал прервать контакт. Но делать окончательный вывод о человеке и принимать решение о том, как с ним взаимодействовать в будущем, лучше на трезвую голову.

Чувства важно замечать. С ними нужно считаться. И стоит научиться их проживать. Но не нужно носиться с ними, как курица с яйцом. Не они должны управлять вашей жизнью.

Как нечто большее, чем ваши чувства.

И нечто большее, чем ваши убеждения.

Об убеждениях поговорим в следующий раз. С ними тоже все не просто и очень интересно.

С пожеланиями дружить с собственным сердцем, не отказываясь от здравого смысла,

Источник

Здравый смысл

Здравый смысл – это собирательное понятие, включающее в себя ощущение, общность форм мышления, навыков, взглядов на окружающую действительность, разработанные и применяемые человеком в ежедневной практической деятельности, разделяющую социумом или большой группой людей. Социальная психология под понятием здравый смысл понимает систему общепризнанных воззрений о реальности, собранную многими поколениями. Здравомыслящее поведение включает в себя также умение принимать правильные решения и совершать верные предположения, опираясь на логическое мышление и приобретённый опыт. В этом значении описываемый термин делает акцент на способности человеческого сознания противостоять мистификациям, предрассудкам, заблуждениям.

Что это такое

Если рассуждать на тему, что такое здравый смысл, то можно прийти к выводу, что для каждого человека он будет свой. Ведь благоразумие или здравомыслие – это определённое качество личности, обретаемое в течение жизни, предоставляющее возможность делать выбор в пользу правильных и наиболее рациональных поступков, применяя при этом с точки зрения конкретного человека эффективные методы и пути в достижении поставленных целей. Благоразумность это способность индивида опираться на доводы разума, выбирая те способы, которые дадут, или прекрасные результаты, или минимальные потери.

Простыми словами здравый смысл – это ядро осмысленного поведения. Осмысленным человек находит всё то, что наделено светом мышления и разума. Здравомыслие выступает здесь не просто рациональным процессом, а отвечает представлениям человечества о жизни, о здоровье в значимости «я» и в значимости коллективного «я» (семьи, коллектива, нации).

Здравомыслие является величайшей мыслительной ценностью, определяющей границы здорового нормального мышления. Роль здравомыслия предельна ясна. Иметь здравый смысл это означает держать под контролем своё мышление, воображение, эмоции, волю. Человек, наделённый данным качеством, делает выводы, не спеша, обдуманно и вместе с тем не затягивает с решением.

Основы здравого смысла включают в себя вещи, которые необходимо каждому знать и уметь. Это основы выживания, самопознания, здоровья и самосохранения.

Люди не всегда поступают умно, иногда их поступки основаны на чувственном или интуитивном порыве. Нередко в азартных играх люди проигрывают сбережения или, путешествуя, забывают взять соответствующую погоде одежду, игнорируя правила пожарной безопасности курят в постели. Здравый смысл необходим человеку всегда, его следует постоянно поддерживать и применять. Это умственная способность поможет справляться с проблемами, видеть и использовать возможности, сохранить себе жизнь.

Нередко здравомыслие зависит от обстоятельств и ситуации, иногда оно проявляет себя безупречно, в других случаях подводит или напрочь отсутствует. Здравомыслящая личность нечасто впадает в крайности. У неё согласовываются слова и поступки. В критических ситуациях не теряет самообладания. Такой человек не даст себя увлечь сомнительными философскими идеями, религиозными учениями. Цель здравого смысла предостеречь от иррациональных решений и ошибок, увидеть ситуацию в целом, а не её часть. Также здравомыслие помогает не зацикливаться на устаревших правилах, теориях, идеях, которые могут сдерживать человека в принятии решений в различных ситуациях и обстоятельствах.

Условно все люди делятся на реактивных и проактивных. Первая группа зависит от происходящего вокруг, а вторая способна анализировать, принять самостоятельные решения и раздражающие факторы не выступят помехой. Каждый человек создаёт свою реальность из личного опыта, воспринимая мир через призму своего восприятия. Для отдельных людей их чувство реальности является единственным ощущением действительности. Речь идёт о людях с реактивным мышлением.

Реактивное мышление опирается на то, что человек узнал поверхностно о жизни, затем воссоздал выученные модели и использует их каждый раз без применения преобразования мыслительных процессов. Данный тип мышления зачастую приводит к ошибкам в рассуждениях, поскольку человек не хочет выходить за пределы своего восприятия, ведь в его сознании сформировалось окончательное мнение, как должно всё быть.

Реактивное мышление заложено изначально природой. Просыпаясь и видя за окном дождь и тучи, у человека автоматически может пропасть настроение, от такого дня он не будет ждать ничего хорошего. Такое мышление относится к реактивному. Человек с таким типом мышления начнёт сомневаться, когда услышит относительно себя критику. Это приведёт к тому, что он станет слабым и неуверенным. Такие люди зачастую сомневаются в правильности своих поступков и нередко делают что-то супротив своей воли.

Здравомыслящий человек в противовес описанному выше типу всегда помнит, что у него есть право выбора, которым он может пользоваться. Так поступают люди с проактивным мышлением.

Читайте также:  Чувство вины за то что лучше других

Здравый смысл можно развивать. Здравомыслие не является постоянной категорией. Оно способно развиваться как само по себе, так и в результате сознательных усилий. Естественным образом здравомыслие формируется с возрастом, ведь здравым смыслом ребёнок наделён весьма ограниченно. Однако следует понимать, что взрослые люди данным качеством наделены не в одинаковой степени.

Здравомыслию необходима постоянная тренировка, «эксплуатация» своего мозга. Чем образованнее человек, тем развитие его здравомыслие.

Отсутствие здравого смысла можно наблюдать в мистическом умонастроении людей, которое проявляется в страхе перед неизвестным, желании чуда или надежде на него. Возникает данный менталитет вследствие нарушения равновесия между логикой и интуицией в сторону преобладания интуитивного мышления.

Описываемое мышление свойственно легко возбуждаемым натурам, лишённым способностей быть внимательными. Возбуждаемость у таких людей достигает патологического уровня, когда они руководствуются не сознательным вниманием, а бессознательной возбуждаемостью. Такие личности воспринимают только то, что согласуется с их настроением и напротив, то, что не совпадает с их настроением, для них вовсе не существует. Об отсутствии благоразумия свидетельствует приписывание тайн неодушевлённым предметам или чему-то нечеловеческому, что именуется мистикой. Мистическое умонастроение, как и мистицизм, является умственной болезнью. Это то, что противоречит разуму и разумному, а, значит, не является здравым смыслом.

Отсутствие здравомыслия иногда бывает завуалированным и нередко его сложно распознать. Например, человек, обладая литературным талантом, красиво говорящий может быть наполнен «ядовитыми» мыслями.

Примеры из жизни

Абсолютная уверенность мешает человеку оставаться здравомыслящим. Оценка мира через призму чёрного или только белого не даёт возможности адекватно мыслить.

Упрямство, основанное на неуверенности, страхе, непонимании, гневе, опасении выступает причиной многих неоправданных и иррациональных поступков и решений.

Например, иррациональным смыслом наделён поступок человека, способного обдуманно решится на суицид. С точки зрения суицидальника для него этот поступок имеет здравый смысл. Однако с точки зрения здравомыслия это относится к патологической форме действий: деструктивному способу ухода от разрешения жизненных проблем.

Примеры истинного здравого смысла можно привести следующие:

– остаться дома в период непогоды (штормовое предупреждение, гололёд, ураган и пр.), вызвать такси, когда нетрезв;

– в тёмное время суток одному не ходить;

– отказаться от вредных привычек (курение, злоупотребление спиртными напитками, переедание);

– заботиться о своём здоровье (сбалансированное питание, умеренные физические нагрузки);

– позитивно мыслить, владеть эмоциями, уметь выходить из кризисных ситуаций, осуществлять трансформацию внутреннего негатива в свою силу. Каждый человек периодически подвержен страху, гневу, напряжению, но далеко не каждый может трансформировать эти эмоции на благо себе;

– отказаться от самолечения, своевременно обращаться за квалифицированной медицинской помощью, а не к народным лекарям;

– саморазвиваться (развивать умственные способности и повышать уровень IQ);

– отказаться от самобичивания, повышать свою самооценку, избавиться от чувства вины.

Во все времена последствия от нездравомыслия отражались на людях, да и в наше время они могут быть печальными. Ведь не секрет, что средства массовой информации влияют на сознание людей. Отсутствие здравомыслия отдельных политиков, блогеров, религиозных деятелей, медийных личностей, экспертов, философов способно стать губительным для многих людей, чревато неблагоприятными социальными последствиями.

Таким образом, здравый смысл – это способность логично и правильно рассуждать, отличая при этом истину ото лжи, а само понятие подразумевает умственную деятельность, обозначающую мыслительную норму. От того, какими мыслями наполнена голова зависит то, как человек воспринимает окружающую действительность. Здравый смысл это образ мышления большинства людей, которым они руководствуются в повседневной жизни.

Автор: Практический психолог Ведмеш Н.А.

Спикер Медико-психологического центра «ПсихоМед»

Источник

О здравом смысле

Каждый из нас с детства повсюду встречает слова о пользе здравого смысла. И вроде бы все понимают, что это такое и почему ему надо следовать. Тем не менее, проявлений здравомыслия по жизни в целом наблюдается вовсе не больше, чем отклонений от него. И примеры здравого смысла, и собственно здравомыслящие люди встречаются не так часто, как хотелось бы. Повторю, что имею в виду не самый приземлённый бытовой уровень, где большинством этот самый здравый смысл всё же руководит по преимуществу (хотя и там не всеми, не всегда, не везде и не во всём). Я говорю о более высоких этажах осмысления реальности.
Я бы определил здравый смысл как адекватное отражение реальности в сознании. Не искажённое и не замутнённое эмоциями, пристрастиями, предрассудками и т.п. Когда человек мыслит здраво, он не прибавляет к своей картине мира того, чего в мире нет, и не игнорирует то, что есть и необходимо учитывать для ориентирования в потоке жизни. Он видит вещи, явления, события, связи объективно. То есть такими, какими они существуют независимо от него, а не такими, какими бы ему их хотелось видеть. Речь не идёт о глубоком проникновении в сущность всего на свете – речь о том, чтобы по возможности искажать как можно меньше при обычном восприятии и осмыслении окружающей действительности. Не выдавать желаемое за действительное и наоборот.
Здравый смысл – это такое отношение к реальности, которое позволяет человеку выживать и эффективно действовать. Оно у человека играет примерно ту же роль, что инстинкты у зверей. По сути, это такой специфически-человеческий способ приспособиться к законам окружающего мира. Мышление не здравое отличается тем, что не согласуется с реальностью и не позволяет его носителю (или другим, которым он диктует свою волю) действовать эффективно.
Не здравое мышление – тоже исключительно человеческое свойство. Вид Homo sapiens имманентно содержит возможность различных отклонений, и такая большая вариативность поведения позволяет ему развивать цивилизацию и развиваться самому. Поэтому пока существует этот вид, будет существовать и возможность таких вот отклонений.
Здравый смысл применительно к жизни – это рациональность, логичность, целесообразность, выделение существенного и отсечение лишнего, стремление минимизировать усилия и потери, упростить решение задачи. Те же принципы работают и при познании объективной реальности. Очень удачно сказано, что наука – это направленный на понимание мира и доведённый до совершенства здравый смысл.
Хотя такое определение не исчерпывает сути науки. Например, квантовая механика в рамки здравого смысла не укладывается. Логика развития научного знания имеет свои закономерности, диктуемые природой. И при изучении микромира мы сталкиваемся с логикой, так сказать, более высокого порядка – не такой однозначной, как обычная линейная. Однако к такой мета-логике мы приходим путём логики обычной – как обнаружение того, что возможностей последней при описании физической реальности оказывается недостаточно.
Проверку же на применимость в реальной жизни, на его практическую ценность всякое знание в итоге проходит посредством всё того же рационального мышления. На нём, как на фундаменте, могут возводиться всякие экзотические строения, которые, может быть, в некоторых частностях с ним не согласуются. Но когда нужно приспособить научное знание для решения насущных задач, мы вполне резонно руководствуемся привычным здравым смыслом.
В обычной жизни здравый смысл является основой отношения человека к миру и к другим людям. И это тем важней, чем большими ресурсами (людскими, материальными и прочими) человек распоряжается. Руководитель, не склонный мыслить здраво – большая беда для руководимых. Чиновники государственного масштаба или законотворцы, далёкие от здравомыслия, могут так «нарулить», что расхлёбывать последствия придётся не одному поколению. Речь, повторю, не об обычных ошибках, а о стратегически неверно выбранных направлениях, принятых из-за неадекватного восприятия реальности. Много примеров не нужно, достаточно вспомнить «свой путь» некоторых стран, выбравших стезю социализма.
На уровне больших технических проектов отсутствие здравомыслия тоже катастрофично по последствиям. Вот пример: градообразующее предприятие (скажем, крупный химический комбинат) построено выше по течению реки, чем сам город. В результате жители этого города пользуются водой, сильно загрязнённой промышленными стоками. Подобных примеров много. Правда, в каждом случае неизвестно, отсутствие ли это здравого смысла или просто наплевательское отношение к людям.
Если спуститься ниже, на бытовой уровень, то тут масштаб последствий не таков. Но всё же на любом уровне трудно иметь дело с человеком, неспособным мыслить здраво. Никогда не знаешь наперёд, чего такой может выкинуть. И себе навредит, и другим, того не желая. Хорошо, если на него может повлиять некто более здравомыслящий. Но, как правило, не шибко здравомыслящие плохо подчиняются влиянию и предпочитают компанию таких же.
Чем больше результат какой-либо деятельности зависит от объективных законов и обстоятельств, тем большего здравомыслия требует эта деятельность. Искусство, литература, различные науки общественно-гуманитарного направления позволяют придерживаться здравого смысла не слишком строго. И даже, как свидетельствует творчество отдельных индивидуумов, вовсе без него обходиться. Там это проходит относительно безнаказанно. Также слишком вольное обращение со здравым смыслом может не иметь явных тяжёлых последствий и в теоретических областях, которые граничат с практикой, но где результат работы невозможно или очень трудно проверить, измерить, оценить; где вообще сложно установить критерии эффективности или успеха. Например, в экономике, юриспруденции, журналистике, педагогике, психологии. Но в естественнонаучных дисциплинах, тем более точных, прикладных, технических – отступление от здравого смысла неизбежно наказуемо. В практической же стороне жизни, в любой предметной деятельности без него просто никак. Человек, совсем лишённый здравого смысла, – умственный инвалид, он просто не может быть полноценным членом общества.
С другой стороны, человека, который ничего, кроме здравого смысла, не признаёт, можно только пожалеть. Ибо это другая крайность, немногим лучшая (всё же лучшая), чем не иметь его вообще. Всё новое здравым смыслом не создаётся, оно с его помощью только проверяется на наличие полезных качеств и в случае надобности закрепляется.
Здравомыслящих людей я уважаю и сам стараюсь быть таким. От всяких безумных и неадекватных (а тем паче наслаждающихся своей неадекватностью) держусь по возможности подальше. Однако по-настоящему интересными личностями мне кажутся те, кто, кроме здравого смысла, наделены кое-чем ещё.

Читайте также:  Эмоциональные ассоциации оранжевого цвета

Отклонения от здравого смысла могут быть из-за неправильной картины мира или как нарушение самого нормального процесса мышления. Может быть сочетание того и другого, это совсем тяжёлая форма (имеющая место, например, у душевнобольных). Чаще всё-таки здравый смысл приносится в жертву каким-то стойким заблуждениям или убеждениям (особенно эмоционально окрашенным). Более или менее правильно рассуждать, то есть соблюдать элементарную логику, могут почти все. А вот подвергать сомнению устоявшиеся догмы – далеко не каждый. И картина мира редко у кого даже из разумных и образованных людей цельная, не замусоренная всякими предрассудками, иррациональными мнениями и сомнительными сведениями, принимаемыми на веру.
Вот наиболее, на мой взгляд, характерные признаки плохой дружбы со здравым смыслом у конкретных индивидов.

Суеверия. Вера в приметы, сглаз и порчу, привороты и заговоры, вообще во всякую магию и чертовщину, в таинственные знаки, подаваемые судьбой, и т.п. Как ни странно, страдают этим в наше просвещённое время не только дремучие бабки из глухих сёл, но и люди вполне грамотные. Суеверия настолько не согласуются с адекватным восприятием мира, что если у кого разум поражён этой заразой, то от него уж точно ждать большого здравомыслия не стоит.

Чрезмерная увлечённость всевозможными чудесами: «неразгаданными тайнами мира», «утраченными знаниями древних цивилизаций», конспирологическими теориями и т.п., а также псевдонауками типа астрологии, уфологии, хиромантии, нумерологии и различными вариантами наукообразной энергоинформационной белиберды.
Я не имею в виду, когда кто-то интересуется подобными вещами, пытается что-то узнать и в чём-то разобраться. И сам какое-то время в жизни активно интересовался всякими необычностями (с возрастом это не то чтобы совсем исчезло, но заметно увяло). Я имею в виду, когда одна из таких областей (или, может, несколько) становится для человека чем-то вроде идеи-фикс, интеллектуального, так сказать, мейнстрима; когда вся картина мира в сознании человека подчинена этому главному интересу и подстраивается под него.

Фанатичная приверженность обычаям, традициям, ритуалам, обрядам. П.Я. Чаадаев справедливо называл соблюдение обрядов упражнением в покорности. А я бы добавил, что это всё то же проявление стадности разума, только не в пространстве, а во времени. Люди, не склонные думать самостоятельно, принимают символическое и ненужное, пустое по сути за что-то содержательное, полезное и даже необходимое, иной раз за сверхценное. Слепо подражают кому-то или соблюдают заведённый порядок действий только потому, что «так принято», не задаваясь вопросами, кем и зачем принято. Зачастую ритуал или обычай имеет своим происхождением какую-нибудь нелепую случайность, будучи в другом контексте событий совершенно бессмысленным и бесполезным.
Известна комичная история, когда некий священник перед чтением проповедей привязывал недалеко от амвона своего кота, которого просто не с кем было оставить. А после смерти проповедника все его преемники тоже стали во время службы привязывать своих котов, думая, что в этом заключён глубокий сакральный смысл. Многие из нас поступают аналогичным образом гораздо чаще, чем готовы себе в том признаться.

Читайте также:  Существует ли хроническая депрессия

Вера в сверхъестественное. Хотя тут надо оговориться, что понимать под сверхъестественным. О вере в человекоподобного Бога и прочие религиозные мифы я уже писал (см. раздел «Во что я верю и во что не верю»). Ещё нелепее вера в духов, в загробную жизнь, в привидения. И уж совсем смешны в наше время языческие верования в леших, русалок, домовых, упырей, вурдалаков, ведьм и т.п. Со здравым смыслом всё это несовместимо. Но хорошо развитый здравый смысл должен осознавать свои границы. Они, безусловно, существуют, а за ними существует ещё что-то. Весь вопрос – о природе этого «чего-то». Важно не применять к нему чисто человеческие выдумки, ни на чём не основанные.

Выраженная тяга к вычурности и абсурдному. Это касается всего: предпочтения определённых произведений искусства и литературы, поведения в быту, манере одеваться и общаться, способов решать свои проблемы, жизненных приоритетов и интересов, вообще любых форм самовыражения.
Если, допустим, некто:
– восхищается аляповатой цветастой мазнёй и инсталляциями из покорёженной арматуры (тем более, если сам выдаёт такие шедевры);
– разводит у себя дома полчища тараканов, специально их прикармливая, под предлогом любви ко всему живому;
– пьёт мочу как лекарство от всех болезней или ест кору с деревьев, чтобы продлить себе молодость, да ещё агитирует к тому других;
– всерьёз считает себя принцем эльфов, сотой реинкарнацией Будды или пришельцем с Ориона;
– разрисовывает своё тело разноцветными татуировками или цепляет на него сотнями всякие кольца и бляшки,
– то я сто раз подумаю, прежде чем иметь с таким дело. Скорее всего, в важных вопросах жизни его поведение тоже будет каким-то неадекватным. Ну в самом деле, какие у нас с эльфийским принцем могут быть общие интересы?

Привычка «не искать лёгких путей», взятая за руководящий принцип. Вся природа, живая и неживая, работает по принципу наименьшего действия. Никакое животное, даже самое неразумное, не станет искать далеко пищу, которая находится рядом. Не будет прилагать усилия сверх необходимого, чтобы удовлетворить свои главные потребности. Исключение составляет такая деятельность, как игра, о которой я упоминал отдельно.
Но человек, вроде бы самое разумное существо, не так уж редко ведёт себя противоположным образом. Сознательно создаёт себе и другим проблемы и трудности там, где их нет. Или выбирает долгий и трудный путь к достижению цели, зная, что есть гораздо более короткий и лёгкий.
Речь не о том, чем человек иной раз занимается, чтобы «проверить себя на прочность», кому-то что-то доказать, кого-то в чём-то превзойти, прославиться и т.д. (сюда относится большой спорт, экстремальные увлечения, автогонки, альпинизм и прочее). Всё перечисленное тоже не охватывается здравым смыслом, но ведь и жизнь как таковая им не охватывается. Я сейчас говорю о тех житейских ситуациях, когда люди из-за неспособности проанализировать и сравнить варианты действий, оценить их целесообразность и возможные результаты, или в силу природной инерции ума и/или характера – да мало ли каких ещё внутренних завихрений – предпочитают затрачивать гораздо больше сил, времени, средств, резервов здоровья, чем этого достаточно для достижения нужного результата.
Когда человеку приходится преодолевать трудности, существующие на пути к цели, это понятно. Когда человек не понимает или не знает, что есть образ действий, способ достижения результата гораздо более рациональный, менее сложный и более эффективный, и надо его наставить на путь истинный – тут тоже понятно. Но когда человеку нравятся трудности, и он намеренно создаёт их сам себе (а то и другим) – это уже граничит с каким-то расстройством психики, извращением. Есть в этом что-то нездоровое, мазохистское.
В тему вспоминаются три анекдота.
Некто воткнул в землю шест и лезет по нему вверх, прикладывая линейку. На вопрос, что он делает, человек отвечает, что измеряет высоту. Когда ему советуют измерять, положив шест на землю, человек отвечает, что это будет длина, а его интересует высота.
Данный случай ещё поправим, такого типа всё же можно вразумить. А вот два других. Эти куда более тяжёлые, почти безнадёжные.
Молодой человек, выбиваясь из сил, идёт в гору на лыжах, на голову у него надет противогаз, а за плечами – огромный рюкзак, набитый камнями. Ему встречается знакомая девушка и спрашивает: зачем тебе противогаз и камни? Тот отвечает: просто я люблю преодолевать трудности! Она предлагает: к чему тебе эта ерунда, пойдём лучше ляжем в постель и займёмся чем-то более приятным! Он, подумав, соглашается, но только с условием: не снимая лыж и в гамаке!
Армия. Командир говорит солдатам: «Сейчас берём ломы и идём подметать плац!» Один из них спрашивает: «Зачем ломами, не легче ли мётлами?» Командир обрывает: «Разговорчики! Мне не надо, чтобы вам было легче! Мне надо, чтобы вы задолбались!»
Собственно, последний пример и не анекдот вовсе, а зарисовка из обычной армейской практики. Что-нибудь подобное может припомнить почти каждый, кто служил. Мне, например, во время срочной службы приходилось косить траву совковой лопатой.
Если с детства человеку внушена мысль, что трудности хороши сами по себе, он будет искать и создавать их на каждом шагу, искренне считая, что делает великое дело. Вряд ли он сам проживёт легко и радостно, да ещё и сделает всё, чтобы другим не дать.

Что ещё плохо совместимо со здравым смыслом?
Нереализуемые, не вписывающиеся в современную жизнь, не согласующиеся с реалиями природы радикальные идеи (особенно насчёт социального переустройства). Всяческое сектантство и асоциальная подпольная кружковщина. Надуманные идеологии восстановления якобы ущемлённых прав или защиты интересов неких групп и слоёв населения, а также общественные объединения, партии и движения на их основе (например, феминизм или какая-нибудь лига заядлых курильщиков). Различные современные имитации общественно-исторических образований под соусом «возвращения к корням» и «возрождения традиций»: игры вроде бы взрослых (но, видимо, не наигравшихся в своё время) мужчин в казаков, средневековых ратоборцев-дружинников и т.п.
Да много чего из того, что делают люди, идёт вразрез со здравым смыслом. Всего и не перечислить. Я только самое заметное вспомнил. Ещё из данного ряда явлений распространено культивирование «святынь» разного рода. О последних стоит поговорить отдельно.

Источник

Оцените статью