- Классный час «Чувство взрослости. Что это такое?
- Беседа для 3 класса «Чувство взрослости. Что это такое?»
- Дистанционное обучение как современный формат преподавания
- Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
- Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
- Оставьте свой комментарий
- Подарочные сертификаты
- Классный час чувство взрослости.
- Просмотр содержимого документа «Классный час чувство взрослости.»
Классный час «Чувство взрослости. Что это такое?
МОБУ СОШ с.Малиново
Чувство взрослости. Что это такое?
Бойко Тамара Владимировна
Что такое взросление? (ответы детей)
Взросление означает приобретение навыков, которые позволят человеку стать равноправным, независимым членом взрослого общества. Подростки стремятся достигнуть эмоциональной свободы от родителей и других взрослых, выбрать подходящий карьерный путь и стать финансово независимыми, а также выработать собственную философию, моральную идеологию жизни, социальное поведение.
Взросление — это способность адекватно понять самого себя, понять, описать то что с нами происходит.
Как оно проходит и как его форсировать?
Факторы, влияющие на взросление?
1. Экстремальные ситуации
2. Личная жизнь, ответственность за других
3. Психоактивные вещества
4. Мнение близких и дорогих людей
5. Социальный фактор (образ жизни, молодежные объединения, группировки и т.д.)
6. Биологические факторы (физическое развитие)
7. Особенности воспитания
8. Определение целей.
Когда человек взрослеет, как это выражается? Выражается это:
1) Тем, что человеку уже всё равно, насколько наворочен телефон. Главное, чтобы звонил (всем известная истина);
2) Тем, что убирается ник Вконтакте;
3) Тем, что стоит целая фотография, а не коллаж;
4) Тем, что нет надписей на фото;
5) И, вообще, перестаёт скидывать фото на какой-то хренов сайт, а распечатывает их, вешает на стену или ставит на полку в красивых рамочках, потому что так сердцу теплее;
5) Тем, что и сам сайт со временем посещается раз в несколько дней, потому что общество живых людей, настоящих, куда приятнее;
6) Тем, что человек снимает с себя кеды, ленточки, значки, пирсинги (остаётся максимум два, и то, гармонично вписывающихся в общую картину) и облачается в одежду, в которую бы раньше никогда не оделся;
7) Тем, что если человек не любит себя, он начинает себя любить и жить для себя;
Задание № 1. Раскройте черты юноши, который, по вашему мнению, является настоящим мужчиной.
Задание № 2. Раскройте черты девушки, которая, по вашему мнению, является обаятельной и привлекательной.
Задание № 3. Подберите слова, характеризующие современную молодежь.
Задание № 4. Почему ученическому коллективу свойственно «стадное» поведение? Приведите пример такого поведения из жизни вашего класса. Почему вы сделали то же, что и все остальные? Разделяли вы в этот момент точку зрения лидера?
Задание № 5. Согласны ли вы с точкой зрения русского писателя Н.Г.Чернышевского: «…Каждый отдельный человек должник общества за свое умственное развитие»?
Задание № 6. Определите своё отношение к высказываниям: «Надменный и упрямый делает всё по-своему, не слушает ничьих советов и скоро становится жертвой своих заблуждений» (Эзоп); «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик» (Гёте).
Признаки зрелой личности.
По-настоящему зрелой личностью мы можем считать только того человека, который прошел путь нравственного совершенствования и, развивая свой характер, смог достигнуть равновесия между волей, разумом и чувствами.
Какие черты свойственны этические, выражающие его отношение к другим людям:
Сыновняя почтительность – уважение, любовь и преданность родителям.
Верность – надёжен, верен, предан друзьям, семье, стране.
Уважение – уважает других людей, их права, мнения, уважает собственность.
Терпимость – внимателен к мнению других людей, не имеет предубеждений и предрассудков.
Демократичность – готов воспринимать других людей как равных.
Сотрудничество – работает вместе с другими для достижения общих целей.
Сочувствие – испытывает страдание и боль от страданий и бед других людей, готов помогать другим, умеет глубоко сопереживать.
Умение прощать – готов забыть обиды, не стремится наказать или отомстить за причиненное зло.
Доброта – великодушен, чуток, предупредителен.
Готовность помочь – всегда готов оказать помощь всем, кто в ней нуждается.
Наряду с этим духовно зрелый человек обладает чертами, выражающими его отношение к себе:
Чувство собственного достоинства – верит в собственную ценность и способности, уверен в себе.
Ответственность – отвечает за собственные действия.
Честность – правдив, искренен, свободен от обмана и лжи.
Самоконтроль – контролирует свои мысли, желания, чувства и поступки.
Душевное и физическое здоровье – обладает здравым, разумным отношением к жизни, имеет и поддерживает оптимальное физическое состояние.
В целом то, что вы можете себя содержать сами – не доказательство самостоятельности и зрелости для родителей. Если их мнение для вас важно, но не первостепенно, если вы уважаете их позицию, но это не мешает вам соблюдать в первую очередь свою — что ж, могу вас поздравить. Этим, даже не вступая в конфликт, вы уже почти объяснили родителям, что вы – выросли.
Каждому поколению свойственно ворчать, что, мол, молодежь нынче пошла «не та», одевается и ведет себя «не так» и что вообще «раньше было лучше». Однако у современной молодежи действительно есть один весьма серьезный изъян—инфантильность, или нежелание взрослеть. Это признают не только родители, учителя и психологи.
Признаки «недуга» – инфантильности, всем хорошо известны — незрелость, несамостоятельность, нежелание трудиться и брать на себя ответственность. Плюс ко всему наивность, беспечность, поверхностные интересы и изменчивое настроение — словом, все то, что свойственно маленьким детям. «
Источник
Беседа для 3 класса «Чувство взрослости. Что это такое?»
Тема : « Чувство взрослости. Что это такое?»
Учитель: Ковизюк Надежда Владимировна
Цель: разобраться, какими качествами должен обладать взрослый человек,
можем ли мы считать себя взрослым человеком?
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.
— Дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит сделать большую работу. Прежде чем мы к ней приступим, я хочу, чтобы мы проговорили вместе слова ( слайд 1 )
— Ребята, чтобы узнать, чему посвящен классный час, предлагаю посмотреть отрывок из мультика. ( слайд 2 )
-Вы уже догадались, о чем пойдет речь? Сегодня мы поговорим о чувстве взрослости.
АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ.
— Поднимите руки, кто из вас мечтал скорее повзрослеть? Почему?
— Попробуйте сказать, кого мы называем взрослым человеком?
Взрослый – это умный, сильный, добрый человек. Он умеет учиться, трудиться,
общаться с другими людьми, и делает это осознанно,
РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
1. Качества взрослого человека и ребёнка. Работа в парах.
— Выберите те качества, которые присущи взрослому человеку, а какие ребёнку.
— Какие качества взрослого человека вам особенно нравятся, и в будущем вам хотелось
бы ими обладать?
— Общество людей делится на детей и взрослых. Взрослый человек может по своему выбору заниматься тем, чем он хочет и любит заниматься. Однако на него возложена очень большая ответственность – забота о людях, которые живут и работают рядом с ним. Каждый человек, который считает себя взрослым, должен поступать по-взрослому, то есть быть ответственным и не искать виновных в своих бедах среди других людей. Надо иметь мужество признавать свои ошибки и сразу их исправлять.
— Давайте поиграем в игру. Я буду задавать вам вопросы, если ваш ответ «да», вы хлопаете, а если «Нет», то топаете. Договорились?
-Вы можете приготовить себе борщ?
-Можете пришить себе пуговицу?
-Можете постирать личные вещи?
— Можете сходить в магазин?
— Можете купить себе одежду на заработанные вами деньги?( Нет. Да)
Посмотрите ребята, кто – то ответил да, а кто-то нет, почему?
( не все умеем делать сами)
— А если я бы задала эти вопросы детям из детского сада, чего было бы больше? (топота)
— А если взрослым?(хлопков)
-Почему?( взрослые умеют больше)
Учитель часто говорил о правилах дорожного движения и призывал строго соблюдать их. Ваня вышел из школы и увидел своего друга на другой стороне улицы. Он радостно кинулся к нему, перебегая дорогу в неположенном месте. Машина резко затормозила.
-Это поступок взрослого человека или ребёнка? Какое человеческое качество проявил Ваня? (легкомыслие).
2 Вова ехал в трамвае. На остановке в трамвай вошла женщина. Вова встал и сказал: «Садитесь, пожалуйста». Неожиданно трамвай остановился, Вова чуть не упал и сильно толкнул какого-то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал: «Извините меня, я нечаянно».
-Какое качество проявил Вова? (вежливость).
У Тани оторвалась пуговица. Бабушка сказала:
-Вот закончу варить суп и пришью пуговицу.
Но Таня взяла нитки, иголку и сама пришила к пальто пуговицу.
-Какое качество проявила Таня? Это поступок взрослого или ребёнка?
— Какими качествами взрослого человека вы уже обладаете?
— Чему же должны учиться дети, чтобы им сказали: «Ты поступил, как взрослый
— Какие качества вы хотели бы развить в себе?
— Давайте вернемся к герою, о котором шла речь в самом начале и посмотрим чем закончилась эта история.
— Представьте себе, что вы стали взрослыми и самостоятельными людьми. Мысленно нарисуйте свой образ, портрет. Прислушайтесь, что он говорит вам: «Быть взрослым – это очень ответственно». Это значит, ты держишь свое слово, выполняешь данные тобой обещания, а главное – обдумываешь свои поступки, чтобы они не причиняли боль, обиды другим людям. И еще ты всегда заботишься о младших, о своей семье, поддерживаешь мир, чтобы никто не ссорился.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Курс повышения квалификации
Организация образовательного процесса: воспитательная работа, дополнительное образование, внеурочная деятельность
Онлайн-конференция для учителей, репетиторов и родителей
Формирование математических способностей у детей с разными образовательными потребностями с помощью ментальной арифметики и других современных методик
Взросление означает приобретение навыков, которые позволят человеку стать равноправным, независимым членом взрослого общества. Дети стремятся достигнуть эмоциональной свободы от родителей и других взрослых, выбрать подходящий карьерный путь и стать финансово независимыми, а также выработать собственную философию, моральную идеологию жизни, социальное поведение.
Взросление — это способность адекватно понять самого себя, понять, описать то что с нами происходит.
Номер материала: ДБ-1110235
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В России пройдет эксперимент с электронными аттестатами
Время чтения: 1 минута
Меньше половины россиян довольны качеством обучения в школах
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзору поручено актуализировать требования к школьному меню
Время чтения: 1 минута
В Москве подписан Меморандум о развитии и поддержке классного руководства
Время чтения: 1 минута
В пяти регионах России протестируют новую систему оплаты труда педагогов
Время чтения: 2 минуты
Интерес российской молодежи к книгам вырос на 62,7%
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Источник
Классный час чувство взрослости.
классный час чувство врослости для учащихся 9 класса.
Просмотр содержимого документа
«Классный час чувство взрослости.»
Классный час на тему: «Чувство взрослости – что это такое?»
Уже не ребенок, но еще и не взрослый.
-Способствовать формированию коллектива в группе ;
-Способствовать воспитанию саморазвития, самоопределения личности учащихся.
-Развивать коммуникативные способности через умение слушать собеседника, соглашаться с его мнением;
-Расширить знания старшеклассников о подростковом возрасте, его проблемах;
-Закрепить у старшеклассников навыки устного выступления и умения выражать свою точку зрения.
— Развивать способность к самоанализу.
Вступительное слово учителя.
Воспоминания из детства « Дорогие моему сердцу фотографии».
В.А. Сухомлинский о подростке .
Краткая характеристика подросткового возраста.
Обсуждение проблем подростка.
Презентация « Сферы реализации личности».
Познавательная деятельность как определяющая процесс обучения.
Здравствуйте ребята и гости нашего классного часа. Сегодняшний час общения я хотела бы начать с вопроса. Мне интересно было бы знать, кем вы себя считаете? Взрослыми или детьми?
Тема классного часа сегодня « Уже не ребенок, но еще и не взрослый». Всем вам уже 15 лет, , но часто, по вашему поведению, бывает трудно определить для какого возраста оно характерно. То вы просыпаете на уроки, как беспомощные дети, то вы забываете как дедушка или бабушка могут забыть что- то в силу своего возраста.
— А как вы думаете, какое значение ваш возраст играет в жизни человека?
( важен ли он вообще и почему?)
Следует подчеркнуть, что исключительно важную роль в формировании человеческой личности играют годы детства, дошкольный и младший возраст. Глубоко прав был великий писатель и педагог Л. Толстой, утверждая, что
от рождения до пятилетнего возраста ребенок берет из окружающего мира во много раз больше для своего разума, чувств, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни.
Недаром существует и такое высказывание как «Все мы родом из детства» Детству надо так мало и так много
– материнская улыбка и крепкие руки отца ,
— веселые игры и спокойный сон,
— уютный дом и верные друзья,
— яблоки в саду у дедушки и светлые бабушкины сказки,
— шумные семейные праздники и сладкая колыбель.
В психологии жизнь человека подразделяется на следующие этапы :
от рождения до 28 дней
28 дней — 11 мес.29 дней
Первое детство (дошкольный)
Второе детство (ранний школьный)
7-12 лет (мальчики); 8-11 лет (девочки)
Подростковый возраст (старший школьный)
13-16 лет (мальчики); 12-15 лет (девушки)
16-21 год (юноши); 16-20 лет (девушки)
Зрелый возраст (1 период)
22-35 лет (мужчины); 21-35 лет (женщины)
Зрелый возраст (2 период)
36-60 лет (мужчины); 36-55 лет (женщины)
61-74 года (мужчины); 56-74 года (женщины)
90 лет и старше
— На каком этапе жизни вы сейчас находитесь?
— Мы находимся сейчас в подростковом возрасте.
— Ваш возраст — это переходное состояние между детством и взрослостью. Вы — еще не взрослые, но уже и не дети. Вы подростки. А кто такой подросток ? Василий Александрович Сухомлинский дал следующее определение этому понятию:
« Подросток- это цветок, красота которого зависит от ухода за растением. Заботиться о красоте цветка нужно за долго до того, как он начнет цвести. Растерянность, удивление перед « фатальными», « неотвратимыми» явлениями похожи на растерянность и удивление садовника, который бросил в землю семя, не зная твердо, какое это семя – розы или чертополоха, а потом через несколько лет пришел любоваться цветком».
Ребята, понимаете ли вы значение слов « фатальными», « неотвратимыми»?
Судьбоносное, то, что неотвратимо свершится
— 1. Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?
— 2. От кого или от чего на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?
— 3. А как это высказывание можно применить по отношению к вашей будущей профессии?
В рамках подготовки к классному часу я просила вас нарисовать цветок, с которым вы себя ассоциируете. ( выбираю 2-3 ученика должны сказать почему они выбрали именно этот цветок, что он символизирует, попытаться сравнить себя с цветком.)
Существует мнение, что
« Подростковый возраст – самые трудные годы в жизни человека»
Почему принято так считать? Какие изменения происходят в этом возрасте?
Краткая характеристика подросткового возраста
-несет ответственность за свои поступки
Такие изменения порождают много трудностей, проблем, конфликтов с собой, с окружающими.
А Какие у вас проблемы существуют на данном этапе? Вспомните мы проводили опрос, в ходе которого выяснили наиболее значимые для вас проблемы. Давайте назовем их еще раз.
Взаимоотношения со сверстниками
Определение своего собственного « Я»
Формирование и реализация личности
У подростка действительно много проблем. И вы, Ребята, вы не одиноки в этих проблемах. Прослушайте внимательно отрывок из письма, и постарайтесь определить о какой проблеме подростка идет речь?
Мне 16. Как многие в этом возрасте, думаю, куда приложить свои силы, свою энергию. Пугает пустая, никому не нужная жизнь. Не люблю « общие» разговоры о высокой нравственности, о поисках своего призвания. Во имя своих идеалов надо действовать, а не рассуждать о них. Действовать целенаправленно, чтобы построить свою жизнь насыщенной и интересной, а не просто работать, просто учиться, просто проводить время.
Дима С. Московская область
— Как вы думаете все эти проблемы ( взаимоотношения со сверстниками, определение собственного я, конфликт поколений, формирование и реализация личности) они решаемы?
— А можно ли решив проблему формирования и реализации личности , попробовать решить все остальные проблемы.
проблема самореализации в этом возрасте является одной из самых главных для формирования активной, всесторонне- развитой личности. Назовите, пожалуйста, сферы, где вы можете реализовать себя и делаете это.
Художественная деятельность – деятельность, в процессе которой создается и воспринимается произведение искусства. Это есть способ приобщения к творчеству, возможность самораскрытия и самоутверждения.
Творческие дела – любое дело становится коллективным и творческим, если его придумали, подготовили и провели сами, а не предложили со стороны. Они расширяют кругозор, развивается фантазия, приучаются искать нужную информацию, совершенствуют организаторские и творческие навыки.
Трудовая деятельность – это одна из форм человеческой деятельности, направленная на преобразование природного мира и создание материальных благ.
Познавательная деятельность – направлена на овладение, расширение и углубление уже сложившейся системой знаний, умений и навыков.
5.Спортивная деятельность – характеризуется стремлением человека удовлетворять свои потребности в движении, развивать физические качества.
Каждый из вас имеет определенные склонности и развивает в той или иной деятельности. Не только вы, но и все учащиеся нашей школы активно участвуют в общественной жизни школы, посещают кружки. Какие кружки есть у нас в школе?
Поднимите пожалуйста руки те, кто посещают кружки школы?
Вспоминая все те сферы деятельности, которые мы перечислили раньше, назовите ту, которая является общей для вас всех?
—Следует подчеркнуть, что все сферы деятельности безусловно важны, но на данном этапе большое внимание вы должны уделять познавательной деятельности. Вы можете активизировать ее не только на уроках, но и занимаясь научно-исследовательской работой..
.
— Что такое научно-исследовательская работа?
— Научно –исследовательская работа – это самостоятельное научное исследование, основанное на изучении автором широкого круга публикаций и различного рода источников по заявленной проблеме.
Наш классный час подходит к завершению. Я думаю, что он не прошел даром. Мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас задумался сегодня, что он представляет из себя в жизни, подумал в какой области он мог бы себя проявить. Перед вами открыт огромный мир возможностей. Действуйте целенаправленно, цените это время. Подростковый возраст с одной стороны – это трудный период в жизни человека. Но с другой стороны – это самый прекрасный возраст, весна жизни. И какой будет эта весна зависит только от вас. А чтобы этот период остался незабываемым, с сегодняшнего дня мы начинаем фотоальбом, где вы можете оставить
Мне бы очень хотелось, чтобы к концу обучения в школе в этом альбоме была фотография каждого из вас.
— Гражданин России ( будь то подросток или взрослый) должен быть :
От того, как человек относится в годы детства и отрочества к самому себе, каким он видит себя в мире труда, в огромной мере зависит его моральный облик. К. Ушинский писал, что
Ребенок от природы не имеет душевной лености, он любит самостоятельную деятельность, хочет все делать сам. Надо только научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд, что значит хорошо трудится . . .
Взрослые вы люди или нет?
Если немного подумать, то становится очевидным, что однозначного ответа и нет. Почему? Потому что взрослость не есть нечто однозначное. Взрослость бывает физиологическая, психологическая, социальная. И даже один и тот же человек, достигнув первой, нередко далек от второй и третьей, а порой заканчивается свою жизнь, психологически, личностно оставаясь на уровне юноши. Физиологически и в большей мере физически-да . У большинства закончился или заканчивается период созревания.
А психологически? Да, если иметь в виду готовность и стремление вести себя как взрослые. Нет, если говорить о возможности и умении управлять собой и своим поведением.
А с точки зрения социальной?Да, ведь в ранней юности человек получает паспорт, несет правовую ответственность за свои поступки.
Нет, ибо он еще не обладает экономической самостоятельностью, не вносит постоянный вклад в трудовую жизнь общества, не образует, как правило, собственной семьей
Физические изменения у подростка.
Подростковый возраст –период бурного и неравномерного роста и развития организма, когда происходит интенсивный рост тела, совершенствуется мускульный аппарат, идет процесс окостенения скелета. Несоответствие, неравномерность развития сердца и сосудов, а также усиленная деятельность желез внутренней секреции часто приводят к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, напряжению сердечной деятельности у подростков.
Одним из первых и наиболее заметных телесных изменений является резкое ускорение роста. Девочки растут быстрее всего примерно в 12-летнем возрасте. У мальчиков максимальная скорость увеличения роста и веса приходится примерно на 14 лет.
Научные данные свидетельствуют о том, что в настоящее время процесс роста человека ускоряется. Современные дети и подростки раньше вступают в период быстрого роста и прекращают расти раньше, чем дети и подростки 60 или 70 лет назад. Нормальная здоровая девочка на 1,3-2,5 см выше ростом, чем ее мать.
В целом, физические изменения подростков обусловлены рядом факторов, таких, как наследственность, питание, среда обитания и т.д.
Психологические изменения подростка.
Особенность подросткового возраста в том и состоит, что внешне и по своим притязаниям это взрослый, а по внутренним особенностям и возможностям это во многом еще ребенок.
Отсюда сохраняющаяся у подростка потребность в ласке, внимании, интерес к играм, забавам, возне друг с другом.
Нервная система подростка еще не всегда способна выдержать сильные и длительно действующие раздражители и под влиянием их часто переходит в состояние торможения или, наоборот, сильного возбуждения. Подростку свойственна повышенная критичность. Он начинает переоценивать давно знакомое и привычное, вынося собственные суждения, нередко очень прямолинейные, категоричные и бескомпромиссные.
В самосознании подростка происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости — ощущение себя взрослым человеком; возникает страстное желание если не быть, то хотя бы казаться и считаться взрослым.
Возникают яркие, но обычно сменяющие друг друга увлечения. Благодаря интенсивному интеллектуальному развитию появляется склонность к самоанализу; впервые становится возможным самовоспитание. У подростка складываются разнообразные образы своего «Я», однако изменчивые и подверженные внешним влияниям .
Ребята, как вы думаете, какой цветок вырастет на том месте?
Вырастет ли роза или чертополох, все будет зависеть от того, насколько хорошо садовник будет ухаживать за этим цветком. Если он будет ухаживать за цветком регулярно, поливать, подкармливать, делать это с любовью, то, конечно же, вырастет роза. А если он посадит цветок, да еще и забудет про него, то, безусловно, вырастет только чертополох.
От каких условий на ваш взгляд зависит, вырастет подросток плохим или хорошим?
Во первых, все зависит от родителей. Недаром В.А. Сухомлинский сравнивая подростка с цветком сказал, что заботится о красоте цветка нужно задолго до того, как он начнет цвести. Родители должны воспитывать ребенка не только в детстве, но и когда он уже вырастет. Второстепенными факторами, оказывающими влияние на воспитание подростка будут являться окружающая среда, в каком коллективе он находится, какие у него друзья.
Источник