Что такое чувство времени у дошкольников

Сущность восприятия времени и его развитие у дошкольников

Анастасия Вербицкая
Сущность восприятия времени и его развитие у дошкольников

Слова, характеризующие определенные интервалы времени, примерный возраст человека (мальчик, мужчина, дедушка, а также временные отношения при сравнении возрастов (старше, моложе, у многих детей не входят в активный словарь. Большинство не ориентируется в сутках, значительные затруднения испытывают, определяя время на часах. Представления о том, почему день сменяется ночью, почему чередуются времена года,примитивны: основываются чаще всего на сказочном описании явлений природы.

Меры времени (минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век) представляют определенную систему временных эталонов, в которой каждая мера складывается из единиц предыдущей и служит основанием для построения последующей. Поэтому знакомство ребенка с единицами измерения времени должно осуществляться в строгой системе и последовательности.

Минута обозначает 1/60 часть часа, 1/1440 часть суток.

Под часом понимают 1/24 суток. Час — промежуток, когда минутная стрелка проходит целый круг.

Продолжительность одного оборота вокруг своей оси равна суткам. Сутки как мера времени имеет свою определенную количественную характеристику – 24 часа. Сутки принято делить на четыре равные части – утро, день, вечер, ночь.

Неделя — период времени, равный 7 суткам.

Семидневная неделя как промежуточная единица измерения времени между сутками и месяцем связана с суеверным почитанием числа «семь» – по числу видимых небесных тел,дни недели так и определялись: понедельник – день Луны, вторник – Марса, среда – Меркурия, четверг – Юпитера, пятница – Венеры, суббота – Сатурна, воскресенье – Солнца.Происхождение недели связывалось и с четырьмя фазами Луны: первая – от зарождения серпа до формы луны в виде полукруга; вторая – от полукруга до полного круга; третья – от круга вновь к форме полукруга; четвертая – от полукруга вновь к форме серпа. На каждую из этих фаз падает приблизительно 7 дней, что и называлось у славян седмицей или неделей.

Под месяцем понимают период времени продолжительностью от 28 до 31 суток. Это промежуток времени, близкий к периоду обращения Луны вокруг Земли.

Если смена дня и ночи обусловливается вращением Земли вокруг своей оси, то смена времен года определяется вращением Земли вокруг Солнца. Год – это время полного оборота Земли вокруг Солнца, которое равно 365 суткам и 6 часам. Началом года условно считают 0. часов 0 минут 0 секунд 1 января. Год, промежуток времени, приблизительно равный периоду обращения Земли вокруг Солнца. Различают простой (365 суток) и високосный (366 суток) календарный год. За четыре года составляются лишние сутки, их относят на 29 февраля в так называемые високосные годы.

Отражение в сознании человека объективного времени называется восприятием времени. Однако не существует специального анализатора времени. Поэтому восприятие времени имеет две различные,но взаимно дополняющие друг друга формы отражения:

— непосредственное ощущение длительности, называемое «чувством времени»,

— опосредованная ориентировка во времени, базирующаяся на использовании временных эталонов – принятых в социуме словесных обозначений условно выделенных интервалов времени.

Восприятие времени – это отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Специального, самостоятельного анализатора времени не существует, В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения, их динамика. Определенное состояние нервных клеток становится сигналом времени, на основе которого у человека и у животных вырабатываются условные рефлексы.

Восприятие времени отличается от его измерения. Общепринятым эталоном измерения времени, входящим в международную систему единиц, является секунда. Из секунд складываются минуты, часы, сутки и т. д.

Восприятие времени детьми осложняют такие специфические особенности времени, как непрерывность (любое выделение единиц времени носит условный характер, текучесть (любая единица времени не может быть воспринята одновременно в ее начале и конце, необратимость (невозможность вернуть прошедшее, одномерность (невозможность поменять местами настоящее и будущее).

Отражение времени, подобно общей природе отражения объективной действительности,существует в двух взаимодополняющих друг друга формах: чувственной и логической. Первоначальные формы познания временных отношений возникают в чувственном отражении внешнего мира и составляют ощущения и восприятия. Логическая форма находит свое выражение в понятиях о времени.

Восприятие времени у детей дошкольного возраста вырабатывается сложнее, чем все другие виды восприятий. Самым сложным видом является восприятие длительности явлений.

Употребляемые в речи взрослых людей словесные обозначения временных отношений (сегодня – вчера, сейчас – потом и др.)имеют относительный характер: при тождественности значении этих временных интервалов конкретный момент времени, на который они указывают, непрерывно сдвигается. Достаточно условный характер имеют и общепринятые словесные обозначения временных интервалов (утро – день, зима – весна и др.): характеризующие их внешние признаки (состояние живой и неживой природы, характер деятельности людей) не являются строго фиксированными. В связи с этим дети дошкольноговозраста часто спрашивают у взрослых: «Сегодня уже завтра?», «Сейчас вечер или уже ночь?» и т. п.

Способность определять место одних изменений в системе других (сопоставлять их во времени) формируется лишь к моменту, когда ребенок овладевает интеллектуальными операциями, т. е. к семи годам.

Время не подлежит чувственному созерцанию, поэтому воспринимается опосредованно, через движение или какую-то деятельность, связанную с определением времени или через чередование каких-то постоянных явлений. При этом существенным препятствием на пути становления опосредованного восприятия времени становится условный характер принятых в обществе словесных обозначений временных интервалов и отношений.

Детям дошкольного возраста еще трудно делить время на определенные отрезки, поэтому они не могут более или менее точно воспринимать длительность тех или иных явлений и событий. Время воспринимается ребёнком опосредованно, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценку объективных показателей (положение солнца, освещенность, погодные явления). Их восприятие времени также зависит от состояния мотивационно-потребностной и эмоциональной сферы. Некоторые дети к концу дошкольного возраста испытывают затруднения в понимании значения слов, отражающих временные интервалы и временную последовательность.

Читайте также:  Как не иметь чувства голода

В течение первых лет жизни у ребёнка из собственного жизненного опыта складываются более или менее определённые представления о реальной продолжительности таких промежутков времени, как утро, день, вечер, ночь. Именно поэтому первая единица измерения, с которой надо познакомить ребёнка – это сутки. Время суток дети различают по изменению своей деятельности и деятельности взрослых, окружающих их. Самых маленьких детей (до 3-х лет) надо научить различать части суток и называть их.

Дети трех-четырех лет вполне правильно пользуются различными грамматическими категориями, отражающими настоящее, прошедшее и будущее время. Эти грамматические формы заимствуются ими из речи взрослых сначала в порядке подражания, а затем начинают наполняться и некоторым содержанием.

Однако использование грамматических категорий, в которых отражается текучесть времени, еще не свидетельствует о дифференцировке временных понятий.

Дети шести лет уже хорошо знают, что новые сутки начинаются в 12 часов ночи,различают в сутках четыре отрезка: утро, день, вечер, ночь. Представления об этих отрезках связываются с бытом детей в конкретных условиях их жизни. Зная, что одни сутки приходят на смену другим, дети начинают понимать значение слов вчера, сегодня, завтра. У них создается представление о движении времени, о смене одних суток другими. Представления о сменяемости отдельных отрезков времени формируются у детей в порядке накопления их личного опыта

Старший дошкольный возраст можно характеризовать как начальный этап логического, понятийного знания времени. Дети в старшем дошкольном возрасте начинают понимать, что, чем длиннее путь, тем больше времени на него требуется затратить; чем быстрее движение по этому пути, тем скорее дойдешь, значит, меньше затратишь времени.

Менее сложным представляется для детей восприятие последовательности явлений, которое опирается на четкую расчлененность и объективно существующую смену одних явлений другими, позволяет сформировать у детей представления о настоящем, прошедшем и будущем. Этот вид восприятия проще подкрепляется наглядными примерами, поэтому в детском саду, чаще всего, с помощью серий картин объясняется смена времен года и времени суток.

Таким образом, условно-рефлекторный характер восприятия времени у дошкольников связан как со специфическими особенностями времени: текучесть, необратимость, непрерывность, отсутствие наглядных форм («не видно» и «не слышно», — так и с особенностями детского мышления. Логическая форма отражения времени тесно связана с обобщающей функцией второй сигнальной системы, т. е. со словами.

Поэтому так важно уделять максимум внимания активизации словаря детей, включению в него специальной «временной» терминологии, слов, характеризующих различные периоды, этапы и даже некоторые свойства времен («было», «есть», «будет» — текучесть; «вчера», «сегодня», «завтра» — необратимость и т. д.).

Игры и упражнения на развитие восприятия у детей с нарушенным зрением Основной формой обучающего воздействия на ребенка с ОВЗ, в наших группах компенсирующего вида для детей с нарушением зрения, являются дидактические.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Консультация для воспитателей «Детский календарь» как средство развития восприятия художественной литературы у дошкольников» У детской литературы сегодня много «соперников» — мультфильмы, детские телепрограммы, компьютерные игры. В отличие от художественного произведения.

Математические раскраски -как средство улучшения восприятия элементарных математических представлений у дошкольников Математика — царица наук и мощный фактор интеллектуального развития ребёнка. Математикой мы пользуемся каждый день, поэтому навыки математического.

Проект «Развитие зрительного восприятия у детей с ОВЗ» в старшей группе Вид проекта – познавательный. Продолжительность проекта — 2 месяца (сентябрь-октябрь). Участники проекта – педагоги, дети старшей группы,.

Развитие слухового внимания и восприятия на материале неречевых звуков. Консультация для родителей Развитие слухового восприятия у ребенка раннего и дошкольного возраста обеспечивает формирование представлений о звуковой стороне окружающего.

Развитие тактильного восприятия у детей с ДЦП Консультация для педагогов К тактильной чувствительности (осязанию) относят ощущения прикосновения, давления, боли, тепла, холода и др.).

Развитие восприятия цвета у дошкольников Цвет-мощное средство эмоционального воздействия на человека. Нельзя недооценивать роль цветового восприятия в развитии и формировании детской.

Развитие восприятия цвета у младших дошкольников посредством использования разноцветных карточек Цвет является значимым свойством объектов окружающего мира. Цвет нельзя выделить практическим путем, в ходе действий с предметами, как,.

Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Сущность самоконтроля и его место в учебной деятельности учащихся младшего школьного возраста Известно, что учебная деятельность – ведущая.

Источник

Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

Екатерина Берюляева
Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста

С проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно глядя на часы. Время – это отражение вечного развития природы, общества, человека.

Взрослым необходимо научить детей грамотно планировать и ценить свое время. По мнению специалиста по возрастной психологии И. Ю. Кулагиной, дошкольный возраст является основой для формирования новых психических образований, которые будут формироваться в процессе дальнейшей деятельности ребенка. Ведущим познавательным процессом в дошкольном возрасте выступает восприятие. Для его успешного развития необходимо формировать у ребенка правильное представление об окружающих предметах и явлениях, а в мире, окружающем детей, все события протекают во времени.

Время – это человеческая конструкция, которая позволяет нам различать, распределять свою деятельность. Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться самим ориентироваться во времени: определять, измерять, правильно обозначать в речи, чувствовать его длительность. Умение регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность.

Читайте также:  Человек обладающий чувством юмора это

Психологи (А. В. Семенович, К. С. Лебединская, О. С. Никольская) утверждают, что пространственно-временные представления можно считать одним из базовых составляющих психического развития ребенка. По их мнению, эти представления являются наиболее важными параметрами в развитии познавательной сферы ребенка. Они формируются практически одновременно с произвольной регуляцией психической деятельности.

Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение его всегда совершается в одном и том же направлении – от прошлого к будущему. Оно необратимо, его нельзя вернуть, показать, потрогать. Время воспринимается детьми опосредованно, через конкретизацию временных единиц и отношений.

Протекает время в постоянно повторяющихся явлениях жизни и деятельности. Большей точностью отличаются представления дошкольников о таких промежутках времени, навык различения которых формируется на основе личного опыта.

Наблюдая изменения происходящих явлений, дети 4-5 лет практически приобретают те или иные представления о времени. Информацию о частях суток, о наступлении дня рождения, праздников, разных событий, связанных со временем, ребенок усваивает на опыте личной жизни и жизни окружающих его людей. Постепенно дети запоминают названия дней недели, отсчет которых часто ведется от выходного дня. Но даже при непосредственном восприятии и накоплении опыта, представление детей о времени формируется очень медленно. Не формируются знания о мерах измерения времени, не усваиваются практические способы пользования ими. Дети подчиняются установленному режиму, но у них слабо развивается чувство времени. Однако затруднения в усвоении детьми временных представлений не означает того, что дети не могут их усвоить.

Известный психолог С. Л. Рубинштейн указывал, что «хотя временные представления обычно развиваются у детей относительно поздно (особенно,когда не уделяют достаточного внимания их выработке, не следует преувеличивать их недоступности».

Итак, уже в среднем дошкольном возрасте дети должны научиться называть и различать части суток, ориентироваться в настоящем, прошлом и будущем (на уровне «вчера», «сегодня», «завтра», знать названия и различать времена года. К старшему дошкольному возрасту ребенку нужно уметь соотносить свою деятельность со временем, предусматривать необходимые для неё временные рамки.

Задача воспитателя в этом плане – помочь дошкольникам преодолеть трудности в усвоении временных характеристик. Необходимо научить детей правильно ориентироваться во времени, воспринимать его движение; правильно употреблять в речи слова, обозначающие временные категории.

Начало работы с детьми – знакомство с последовательностью частей суток. С этой целью предложить серию картинок.Рассматривая их и отвечая на вопрос: «Когда это бывает?», ребенок воспринимает изображения как показатели частей суток и называет эти части. Затем дети должны пытаться разложить картинки во временной последовательности,объясняя свои рассуждения: «Сначала мальчик ночью спит, утром делает зарядку, днем – гуляет, вечером ужинает, смотрит телевизор, а потом снова ложиться спать…»Также использовать картинки с более широким содержанием: «Ученики идут в школу», «Салют на фоне ночного города», «Бабушка читает книжку ребенку, лежащему в постели» и т. д.Следующий прием: детям предложить выбрать самостоятельно из набора все картинки, на которых нарисовано то, что бывает днем или утром, или вечером.

Показ разнообразной деятельности, характерной для каждой из частей суток, осуществить в игровой форме. Это игры-путешествия в «утро», «день», «вечер», «ночь». Также для закрепления знаний детей использовать подвижные игры, которые сопровождаются чтением отрывков из рассказов, стихотворений, где описываются характерные для данной части суток практические действия.Например:

«Спать пора. Уснул бычок,

Лег в кроватку на бочок

Сонный мишка лег в кровать,

Только слон не хочет спать.

В последующих упражнениях по закреплению знаний о последовательности частей суток можно использовать цветные знаки. Утро обозначить голубым квадратом, день — желтым, вечер- серым, ночь – чёрным. Цветные знаки применять как и раздаточный материал. Во время чтения стихотворения или рассматривания картинки детям необходимо определить: в какую часть суток это бывает и поднять соответствующий знак.

Далее, как усложнение работы, детям предложить задание: показать те карточки – знаки, которые обозначают часть суток, идущую «до» или «после» временной категории названной взрослым.

Еще один прием это выкладывание частей суток в последовательности, начиная с любой из карточек. В результате, после разнообразной работы по знакомству детей с частями суток, усвоению их последовательности, можно перейти к следующему, более сложному этапу – знакомству дошкольников с самим понятием «сутки».

Здесь начать с такого приема: на доске в один ряд выставляются 4 картинки, изображающие один и тот же пейзаж в разные части суток.Затем выяснить с детьми: «Какие части суток изображены на каждой картинке? Сколько их всего?» Спросить детей: «Как можно одним словом назвать все то время, когда пройдут утро, день, вечер и ночь, все четыре части суток?».Уточнить : «Все эти четыре части вместе носят название – «сутки»; «Утро, день, вечер и ночь составляют одни сутки».Затем повторить : сколько в сутках частей, как они называются, каков порядок их следования. Кроме этого детям предложить сложить цветные знаки частей суток и назвать все это время одним словом.

С целью закрепления данного понятия можно использовать следующие игры : «Назови соседей», «Назови все части суток» ,подвижную игру «День и ночь».

Затем организовать с детьми беседу по таким вопросам: «Вспомните, что вы знаете о сутках? Какое сейчас время суток? Какие части суток еще бывают? Что наступает после вечера? Как вы узнаете, что наступила ночь?» и т. д. подобные приемы позволят показать детям последовательность частей суток и дать представление о сутках в целом. При этом у них уже сложится элементарное понятие о текучести и непрерывности времени.

Читайте также:  Определить кто по типу темперамента тест

После усвоения характеристик «сутки» и «части суток», можно перейти к знакомству со следующим временным понятием – «неделей». Наглядно представить неделю поможет встреча с игровыми персонажами – братьями Гномами, а их «волшебные часы» помогут понять длительность, текучесть и емкость этого отрезка времени.

Для закрепления данного понятия также можно провести дидактические игры: «Чья неделька быстрее соберется», «Радуга – дуга», «Лови, бросай – дни недели называй», подвижная игра «Неделя, стройся». Так в играх закрепляется знания детей о порядке следования дней недели и их сменяемости. Данные игровые приемы позволят также совершенствовать у дошкольников внимание, память, мышление, речь.

Продолжение «путешествия по времени» — знакомство и уточнение понятий «вчера», «сегодня», «завтра». Эти категории носят относительный характер. Дошкольники среднего возраста с трудом усваивают их, обычно путают в речи. Поэтому как можно чаще необходимо пользоваться словами «сегодня», «завтра», «вчера» и побуждать к этому детей.В группе беседовать : «Когда мы рисовали?», «Что мы видели сегодня?», «куда пойдем завтра?».

Для закрепления можно провести игру с мячом.Воспитатель бросает мяч и говорит: «Рисовать мы будем…-«Завтра!» и т. д. Кроме этого провести игру – упражнение «Домик дней», дидактическую игру «Вчера, сегодня, завтра». Предложить детям задание –игру: «Что было, есть и будет»,в которой они по очереди составят рассказы на темы: «Что со мной было вчера», «Что я делал сегодня», «Что со мной случится завтра» и т. д. Рассказы могут быть как реальными, так и вымышленными. Также в этом плане может помочь чтение отрывков из стихов, сказок, рассказов.

Еще одно важное направление в знакомстве детей с движением времени – это усвоение понятия «времена года». Их сменяемость, различия, приметы побуждают дошкольников наблюдать, анализировать, сравнивать. Наверное, можно сказать, что планирование занятий по познавательному и речевому развитию, по ознакомлению с окружающим в детском саду зависит от времени года. И на прогулках обязательно обращать внимание на сезонные изменения в природе, в жизни людей и животных, на изменение продолжительности дня в зависимости от сезона. Для уточнения и закрепления знаний о временах года наблюдать за каким – либо объектом в течение смены всех времен года. Например – как появляются цветочки весной, как они растут, а потом меняют цвет и опадают.

В играх и занятиях по знакомству детей со временами года стараться воспитывать у детей интерес к явлениям природы, желание беречь и охранять ее. На таких занятиях у детей развивается наблюдательность, умение анализировать, выделять существенные признаки того или иного явления. Необходимо отметить, что эффективность проводимых мероприятий по знакомству детей с временами года будет гораздо выше, если они будут опираться на жизненный опыт детей. В этом помогут экскурсии в парк, к реке, на луг, в лес. В свободное время в группе можно рассматривать иллюстрации, репродукции, читать сказки, стихи и рассказы, отгадывать загадки и кроссворды о временах года.

Необходимо планировать последовательность работы, соблюдая обще дидактический принцип – от простого к сложному. Шаг за шагом учить детей наблюдать, сравнивать, думать. Всю работу проводить преимущественно в игровой форме, что должно соответствовать психофизическим особенностям детей дошкольного возраста. В процессе работы осуществлять индивидуальный подход, т. к. у детей может быть разный уровень познавательных возможностей. Также стараться организовывать работу опираясь на развивающую среду группы, проводить консультации для родителей, рекомендовать как грамотно познакомить детей с временными характеристиками и обеспечить их устойчивое усвоение.

Эта проблема, несомненно, является очень важной в становлении и развитии психического статуса ребенка – дошкольника. Поэтому необходимо планировать приемы воспитательно-образовательной работы в данном направлении, обогащать развивающую среду группы новыми дидактическими играми. В будущем, детям потребуется решать более сложные задачи, связанные с оперированием временными категориями. Цель воспитателя – организовать этот процесс для ребенка так, чтоб он был доступным, интересным, насыщенным игрой и радостью открытий.

Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультурные минутки и игровые упражнения по формированию представлений о времени у детей дошкольного возраста Физкультминутка.

Формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста Проблема ориентировки в пространстве и формирования правильных пространственных представлений и понятий является одной из актуальных в области.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста В начале учебного года у детей старшей группы закрепляют и углубляют представление о таких временных отрезках, как утро, день, вечер и ночь.

Формирование системы представлении о времени у детей старшего дошкольного возраста Кашапова Айсылу Разимовна Музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад ЦР №2 «Планета детства» г. Альметьевск Республики Татарстан Формирование.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Программное содержание • Показать независимость результата счета от расстояния между предметами (в пределах 4). • Упражнять в умении сравнивать.

Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта.

Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста Научный аппарат исследования. Тема курсовой работы: Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста «Формирование этнокульурных представлений у детей старшего дошкольного возраста по средствам ИКТ на изучении традиции народа саха» Воспитание.

Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени» Статья «Технология освоения временных представлений у детей дошкольного возраста с помощью дидактического пособия «Модель времени».

Источник

Оцените статью