Что такое чувство внутреннего убеждения

Природа внутреннего убеждения

Дата публикации: 17.11.2019 2019-11-17

Статья просмотрена: 100 раз

Библиографическое описание:

Павлов, С. А. Природа внутреннего убеждения / С. А. Павлов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 182-184. — URL: https://moluch.ru/archive/284/63976/ (дата обращения: 12.10.2021).

Внутреннее убеждение как понятие и как категория имеет собственную историю развития. Так, сначала внутреннее убеждение рассматривалось в качестве результата мыслительной деятельности субъектов, которые осуществляют оценку доказательств.

Далее внутреннее убеждение приобретает практически полностью субъективный характер в рассмотрении процессуалистов, в частности, например, А. Я. Вышинский характеризовал его в качестве «голоса», который свидетельствует о правильности оценки доказательств. Таким образом, внутреннее убеждение рассматривалось в качестве критерия оценки доказательств. При этом складывалась такая ситуация, когда верность оценки доказательств проверяет сам субъект, собственно, который данную оценку и произвел [4].

Однако, указанный подход к восприятию и рассмотрению природы внутреннего убеждения представляется ошибочным ввиду того, что внутреннее убеждение также наделено в определенной степени и объективным характером. Если бы внутреннее убеждение полностью носило субъективный характер, тогда его существование и использование являлось бы бессмысленным.

Можно, в целом, согласиться с позицией, в соответствии с которой внутреннее убеждение рассматривается как предпосылка, критерий, процесс, метод и одновременно результат уголовно-познавательной деятельности субъектов.

Так, сам по себе термин «убеждение» означает прочно сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, точку зрения. При этом термин «внутреннее» важно рассматривать не в буквальном смысле, а, скорее, несколько абстрагировано в качестве элемента, составляющего содержание и раскрывающего глубину, сущность тех или иных объектов, предметов исследования и познавательной деятельности [1].

Таким образом, если внутреннее убеждение рассматривать в онтологическом аспекте, то оно представляет собой прочно сложившееся мнение (уверенный взгляд), раскрывающее сущность какого-либо явления. При этом внутреннее убеждение как мнение о чем-либо и о сущности определенного явления все равно должно базироваться не просто на субъективном подходе, субъективной оценке, а формироваться за счет внешних сведений, информации. То есть, даже если внутреннее убеждение рассматривать лишь с онтологической точки зрения, все равно проявляется его объективный характер [4].

Поэтому представляется, что внутреннее убеждение формируется за счет двух основных категорий:

− знаний, принципов, опыта и добросовестности субъекта познавательной деятельности в уголовном судопроизводстве;

− внешних сведений, обстоятельств, фактов и достоверных доказательств, представленных в уголовном судопроизводстве с соблюдением всех процессуальных процедур и законных норм.

Внутреннее убеждение, прежде всего, представляет собой тот самый базис, на котором основывается свобода оценки доказательств. При этом внутреннее убеждение — довольно сложная правовая категория. Внутреннее убеждение можно рассматривать в самых разнообразных аспектах:

− как метод, с помощью которого оцениваются доказательства в уголовном процессе;

− как средство достижения истины в уголовном судопроизводстве;

− как принцип или критерий, на котором базируется оценка доказательств;

− как способ оценки имеющихся в уголовном деле доказательств.

Также внутреннее убеждение можно рассматривать в различных сторонах, ракурсов. В частности, выделяется юридическая сторона внутреннего убеждения, которая выражена заключается в том, что внутреннее убеждение закреплено законодательно; психологическая сторона — внутреннее убеждение является таким состоянием сознания, когда субъект уверен в чем-либо и когда у него отсутствуют сомнения; нравственная или этическая сторона — внутреннее убеждение означает, что судьи не должны подвергаться чьему-либо воздействию, они должны руководствоваться совестью, дабы объективно и справедливо разрешить дело.

Содержание понятия внутреннего убеждения состоит из субъективных и объективных компонентов. Так, по мнению О. Е. Яцишиной, субъективная сторона внутреннего убеждения проявляется следующим образом:

− внутреннее убеждение является сугубо индивидуальным итогом познавательной деятельности, которая осуществляется конкретным человеком;

− субъективным характером также наделен идеальный образ, который возникает в процессе уголовно-процессуального познания, данное свойство объясняет опосредованный характер уголовно-процессуальной деятельности [2].

Объективная сторона характеризуется следующим:

− внутреннее убеждение обладает объективным содержанием;

− результат познания независим от конкретных устремлений и желаний, воли субъекта.

При этом последний компонент является достаточно спорным, так как результат познания формируется, как раз-таки в ходе волевой и целенаправленной познавательной деятельности субъекта. Однако здесь речь идет о том, что, во-первых, субъект свободно избирает законные способы и пути, с помощью которых можно достичь истину по уголовному делу, а во-вторых, субъект не может отрицать те или иные факты, даже несмотря на возможное наличие иных предположений. То есть, субъект может выдвигать определенные предположения касательно тех или иных обстоятельств уголовного дела, однако, как только он получается достоверные сведения — эти предположения должны быть исключены, если они опровергаются конкретными фактами. Например, лицо было убеждено в виновности подсудимого, однако в процессе исследования обстоятельств уголовного дела получило неопровержимые доказательства, которые свидетельствуют о невиновности подсудимого. И, таким образом, в данном случае эти доказательства являются основанием исключения всяких предположений о виновности лица из, условно говоря, структуры внутреннего убеждения.

Читайте также:  Возьми хорошее настроение распечатать

Двойственная природа внутреннего убеждения также проявляется и в том, что одновременно оно выступает в качестве гаранта, обеспечивающего независимость субъектов, которые производят оценку доказательств от любого воздействия, предвзятости и т. п., но также внутреннее убеждение в любом случае всегда будет носит и субъективный характер [3].

Двоякую природу внутреннего убеждения, пожалуй, можно передать следующим выражением: внутреннее убеждение в соответствии со своим субстратом всегда субъективно, однако по своему содержанию оно должно обладать сугубо объективным характером.

Таким образом, природа внутреннего убеждения весьма многогранная и противоречивая. При этом природа внутреннего убеждения должна быть, условно говоря, достигнута. Речь идет о том, что достаточно сложно обеспечить действительную природу внутреннего убеждения как субъективного подхода к объективной оценке доказательств. В связи с этим к внутреннему убеждению можно предъявить следующие требования:

− его основой должны выступать собранные, проверенные и рассмотренные в установленном порядке доказательства;

− внутреннее убеждение — единственный возможный вывод из имеющихся материалов уголовного дела;

− выражение внутреннего убеждения как вывода не только в общедоступной форме, но и в форме, которая соответствует всем процедурным и процессуальным требованиям.

Таким образом, важно обеспечение правильного сочетания субъективного и объективного в структуре внутреннего убеждения в процессе оценки доказательств.

Внутреннее убеждение, с одной стороны, является действием и воздействием на кого-либо, дабы склонить и побудить формирование определенного вывода либо стремление совершить то или иное действие. С другой стороны, внутреннее убеждение — это наличие внутренней убежденности субъекта в своих знаниях и мнении, в конкретных знаниях об обстоятельствах уголовного дела и т. п.

При этом, если рассматривать внутреннее убеждение как уже сформировавшийся результат оценки доказательств, то здесь также будут присутствовать два аспекта:

− гносеологический — это истинность отражения в сознании субъекта знания об объективных обстоятельствах, т. е. конкретное знание о фактах уголовного дела. Причем непременное требование истинности знания — точное соответствие реальным фактам и объектам материальной действительности;

− психологический аспект внутреннего убеждения связан с эмоциями и сомнениями при формировании этого убеждения [4].

Внутреннее убеждение в качестве результата оценки доказательств представляет собой уверенность в том, что конкретные доказательства достоверны, а выводы правильны и обоснованы.

При этом внутреннее убеждение также может выступать и как принцип, который обеспечивает свободную оценку имеющихся в уголовном деле доказательств, он предполагает:

− что субъект самостоятелен и независим в процессе оценки;

− отсутствуют предустановленная сила доказательств, их значение и виды, количественные показатели достаточности;

− непосредственная оценка и восприятие всех доказательств;

− отсутствует всякое внешнее принуждение;

− законы логики и мышления соблюдаются строго и точно [3].

Поэтому природа внутреннего убеждения проявляется в следующих ключевых чертах:

− двойственность — наличие как субъективного, так и объективного элемента и их оптимальное сочетание, которое обеспечивает всестороннюю и полную, объективную оценку доказательств и формирование справедливых выводов, достижению истины в уголовном судопроизводстве;

− внутреннее убеждение легло в основу принципа по свободной и независимой оценке доказательств;

− внутреннее убеждение одновременно выступает в нескольких ипостасях — как принцип и метод, как процесс исследования и формирующийся в виде конкретных выводов результат оценки доказательств.

Таким образом, внутреннее убеждение выступает в качестве свободного от всяких внешних и внутренних воздействий нравственно и логически обоснованного критического отношения субъекта к доказанности или недоказанности обстоятельств совершенного преступления совокупностью представленных и полно, всесторонне и объективно исследованных в процессе уголовного судопроизводства доказательств.

  1. Аубакирова А. А. Гносеологическая и юридическая природа понятийной категории «Внутреннее убеждение» // Проблемы экономики и юридической практики. 2008. № 1. С.27–36.
  2. Нурбаев Д. М. Понятие внутреннего убеждения как основы свободной оценки доказательств в уголовном судопроизводстве // Вестник Омского университета. Серия «Право». 2013. № 1. С.196–199.
  3. Спирин А. В. Формирование внутреннего убеждения государственного обвинителя // Научный вестник Омской академии МВД России. 2018. № 1. С.15–24.
  4. Ульянова Л. Т., Антонова Э. Ю. Эволюция оценки доказательств, по внутреннему убеждению, в уголовном процессе России // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. 2015. № 2. С.146–156.

Источник

Что такое убеждения

Так что же такое убеждение? Ряд твердых, осознанных, обдуманных верований, которые являются определенными ориентирами в жизни, представляю собой наши убеждения. Это могущественная система, владеющая каждым человеком, которая движет поведением и волей без каких-либо стимулов. И только зрелой личности дано осознать то, что убеждения могут быть заблуждениями, и суметь их изменить.

Читайте также:  Католическая депрессия это физиология

Человек и его система убеждений

Система наших убеждений является подобием условных рефлексов разума, установок и принципов, помогающих находить ответы на определенные вопросы в разных жизненных ситуациях. Таким образом, каждый человек реагирует и поступает, находясь под влиянием своих убеждений.

Часто убеждения человека – хорошая помощь, но бывает, что некоторые из них могут завести в тупик, направить не по нужному курсу своей жизни. Ведь установки любой личности могут, как способствовать процветанию и благополучию, так и сделать его несчастным, одиноким и т.п.

Большинство людей дискомфортно чувствуют себя в жизни, существуют в постоянном конфликте с собой, окружением. Почему так происходит? Специалисты считают виновником всего этого именно их убеждения. И объясняют это следующим:

  • несовпадением убеждений у конкретного человека и других людей;
  • конфликтом потребностей или естественных желаний, целей личности с ее системой собственных верований;
  • существованием ограничивающих убеждений, которые мешают развитию и движению вперед

Все без исключения хотят жить счастливо и в гармонии. Казалось бы, что здесь сложного. Человек всю жизнь развивается, общается с окружением, получает информацию из разных источников, что меняет его мировоззрение, убеждения, цели, возможности. И под влиянием всего этого мы обречены вечно конфликтовать с собой в поисках истины. Однако не многим удается ее отыскать.

Но у людей, которые отыскали чудо-нить Ариадны, появляется шанс найти самих себя и свой путь в благополучную жизнь. Порой, изменив свои убеждения, хотя бы одно из них, можно избежать многих ошибок, избавиться от барьеров, блоков, тормозящих и мешающих жить и получать удовольствие от каждой секунды бытия.

На самом деле на формирование жизненных убеждений влияет огромное количество факторов. Среди них имеет место собственный опыт человека, база знаний, круг общения, волевые качества. Многое зависит от того, какие убеждения он получил в раннем детстве. Они очень глубокие, действуют на уровне подсознания, поэтому их трудно изменить. Это зависит от того, кто влияет на формирование системы ценностей и убеждений ребенка. А вот в отношении более поздних, сформированных во время взросления под влиянием литературы, фильмов, интернета, общественности и т.д., можно достичь успешных изменений, если принять, что среди них есть ограничивающие убеждения.

Есть у каждого из нас такой период жизни, когда мы способны сформировать свою нравственную систему убеждений. Если этого не сделать, то можно попасть под чье-то влияние и стать пешкой в его игре. Но здесь многое зависит от человека, от его умения фильтровать поступающую информацию из разных источников, анализировать, подвергая ее сомнениям. Только зрелой личности по силам гармонизировать свою жизнь, сделать свое мышление гибким, понимать, что воздействует на формирование убеждений, а также признавать ошибки и ограничения, осознавать и избавляться от заблуждений.

Сила убеждений внутри каждого из нас

Все люди обладают своим набором идей, принципов и установок, считают собственные убеждения эталоном правильности. Это их эго.

Внутренние устои, правила и принципы не принимают принуждение извне, и эти убеждения предполагают свободу в оценивании любых доказательств, которые предоставляют другие люди. И это имеет огромное влияние на то, как поступает каждый из нас в определенной ситуации. На тот конкретный момент мы не видим другого решения и часто не осознаем негативных последствий в будущем.

Работа с убеждениями

Мы способны воспринимать себя, других и весь окружающий мир с точки зрения собственных убеждений. Мы так склонны судить и оценивать окружающих и сложившиеся обстоятельства в своей жизни. В некоторых случаях они помогают, а других наоборот создают массу трудностей и препятствий на жизненном пути. Но каждый из нас склонен верить, что поступает правильно и не думает о последствиях, которые не всегда приносят ожидаемый эффект. И даже, если представляются неоспоримые доказательства того, что суждение является негативным убеждением, не все признают свои ошибки и остаются со своей точкой зрения до конца. Для эгоистичных «упрямцев» не имеет значения даже плохие последствия.

В момент проявления системы убеждений конкретной личности возникают ожидания только хорошего исхода ситуации. Мы склонны верить, что все будет соответственно системе наших установок. А именно:

  • другие люди будут вести себя «правильно» и только так, как мы предполагаем;
  • ситуация под контролем и не должна развиваться по-другому.

Однако не все так просто и предсказуемо в нашем нестабильном мире. И часто случаются сбои– то, что происходит, становится не таким, как мы себе нарисовали, «ломаются» все наши убеждения. И это естественно нельзя назвать приятным явлением, способно провоцировать конфликты, обиды и другие неприятности в зависимости от ситуации.

Читайте также:  Божья матерь всех скорбящих радость открытки

Результат развития событий может быть в двух вариантах:

  • осознание, частичное признание некоторых своих заблуждений и ошибочных верований, которое ведет к нелегкому изменению себя и системы убеждений;
  • отстаивание укоренившегося мировоззрения, попытки изменить все, кроме себя в соответствии своих представлений;
  • отказ от всех своих убеждений, но поэтапный, что и является работой над ними.

Что мы можем получить, работая над своей системой убеждений? В результате получают определенную свободу. Избавляются от ограничений, что дает новый шанс на жизнь в настоящем моменте, не ожидая ничего и не выставляя никаких претензий Вселенной в случае неоправданных ожиданий. Жизнь без ожиданий намного приятнее. Однако не всем дано понимать и принимать такую жизнь, где не напрягаются, не подстраиваются под систему и условия.

По мнению специалистов этой области, жесткая система убеждений обеспечивает установку контроля. Теми, кто желает манипулировать с целью получения выгоды, используются личные убеждения и привязанности их жертв. Нажимая на определенные «кнопки», манипулятор добивается своей цели. Если же нет таких рычагов давления, то и нет шансов управления и контроля.

Если вы избрали путь свободы, то задайте себе вопросы:

  • Кто вы?
  • Кем должны стать?
  • Что предстоит сделать?
  • Какую выбрать модель поведения для выживания?
  • Чем должны обладать?
  • Как вы представляете других людей в вашей жизни?
  • Что и каким образом они обязаны делать?
  • Каким видите окружающий мир, Бога?
  • Что актуально в области законов, правил, религиозных верований, политики и т.п.

Техники работы с убеждениями

Менять, корректировать либо устранять убеждения достаточно сложно и не всегда приятно. Ведь это значит, что нужно распрощаться с частью себя, своего эго, а оно всячески пытается противодействовать этим переменам. Однако огромное стремление начать новый этап, свободную жизнь обязано одержать победу над эгоизмом. В естественных условиях это и так происходит с нами, но очень медленно. Благодаря использованию разных техник процесс трансформации системы убеждений более быстрый.

Одним из таких методов является способ допущений. Не все убеждения требуют кардинальных перемен на противоположность. Можно просто внести ряд допущений. К примеру, в финансовой сфере в одних случаях деньги даются кропотливым трудом, в других – их принимать намного легче. Когда убеждения убирают часть реальности, в которой что-то не так, допущения показывают в нее оптимальный вариант входа.

Эта методика с допущениями является начальным этапом избавления от негативных установок и верований. И при этом последовательность действий может быть следующей:

  • следует описать возникшее сложное ощущение, и не только называем его, но и указываем все чувства, которые при нем испытываются;
  • необходимо уловить ключевую идею, сопровождающую ощущение. Зачастую это и есть основой для проработки убеждением (например, «мне не удастся», «не смогу», т.д.);
  • нужно найти то допущение, которое позволит отыскать возможности попадания в тот мир, в котором нет ограничений, и все желания сбываются;
  • и еще одним важным шагом на пути к свободе от укоренившихся убеждений становиться позволение, разрешение себе воспользоваться этими возможностями, чтобы достичь своей цели, получить желаемый результат.

Благодаря корректировке убеждений, в вашей жизни начнут происходить позитивные перемены. Следует только решиться на перемены, осознать их необходимость.

Начать можно с убеждений, которые касаются:

  • веры в свои силы, отношения к себе, самопознания – здесь есть, где разгуляться, однако и времени уйдет немало;
  • отношения к материальным благам, деньгам – они значимы и требуют несколько подходов к проработке, поэтому начинать трансформацию нужно как можно раньше;
  • помощи окружающим – в этой области много нюансов, требующих проработки, порой самостоятельно сложно справиться со своими установками. Лучше обратиться к специалистам;
  • собственного перфекционизма, от которого особенно страдают отличники – дело в том, что не существует предела совершенства, но наступает время действий, а перфекционисту сложно настроиться на это в силу своих убеждений, что они еще не готовы, не имеют опыта и т.п.

На самом деле в этом списке может быть намного больше пунктов. И они очень разные. Некоторые наши убеждения изменить не так уж сложно. Но есть и те, которые требуют серьезных проработок и без помощи специалистов с ними нельзя справиться.

Если вас заинтересовала данная тема, больше информации можно получить у специалистов Центра развития личности «Арканум». Они помогают всем желающим лучше познать себя и сделать свою жизнь счастливее, благополучнее.

Источник

Оцените статью